Сообщение о лешем и русалке

Обновлено: 07.05.2024

ЛЕШИЙ (лесовик, лешак) . Есть он в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута на правую. Обувь перепутана. Глаза зелёные и горят, будто угли. . Кровь у него синяя. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идёт лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями, в лугах становится ниже травы. Но на луга он выходит редко, соблюдая права соседа, называемого полевиком. Не заходит и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми. Зато в лесу он полноправный хозяин: все звери и птицы повинуются ему. Особенно подчинены ему зайцы. Он даже может проигрывать их в карты соседему лесу. Настоящий леший нем, но голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Не любит пения петуха и с первым выкриком его немедленно замолкает. Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски. Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят. Но проказят грубо и шутят зло. Чаще всего они обводят человека, т. е. заводят в такое место, из которого не выбраться.. однако на прямую погибель он людей не ведёт. от проказ лешего можно легко отчураться с помощью молитвы и креста. Но один день в году (4октября) бороться с лешим невозможно, поэтому знающие крестьяне в этот день в лес не ходят.
РУСАЛКИ (омутницы, водяницы, шутовки, болотнцы, берегини, мавки) .
Фантастические жилицы всех вод. Бледнлицые и прекрасные, с длинными зелными волосами, они поют восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Из объятий русалок никому не выбраться, да и не всякий смертный захочет. Могут завлечь русалки и случайного путника особенно когда в лунную ночь выплывут из вод, сядут на ветки ивы и примутся расчёсывать свои зелёные кудри.
Летом, начиная с Троицы, русалки выходят на землю. Говорят, что русалки - это людские дети, умершие некрещёными, ну и, конечно, красавицы, утопившиеся от несчастной любви.

В ночь перед Рождеством самое время вспомнить о традиционных мистических сущностях.

Разного рода духи были на Руси не просто предметом верований. Наши предки считали, что черти, домовые и лешие тут, рядом. И если вести себя неправильно, они этим непременно воспользуются. Конечно, и в наше время человек религиозный с уверенностью скажет тебе, что бесы существуют. Где-то там. Но мало кто всерьез верит в их присутствие рядом с нами. А ведь в свое время речь шла именно об этом…

Если смотреть в корень, то вся нечисть, за отдельными исключениями, происходит от воинства Люцифера, сброшенного на Землю. То есть лешие, и домовые — такие же падшие ангелы, как и черти. Неожиданно? Да, мы тоже удивились. Считалось, что не все они одинаково пакостные, и те, что поприличнее, прибиваются к людям. Даже помогают, если попросить.

Поверьям, о которых мы тебе расскажем, порой не хватает логики. Скажем, если сущности эти изначально нематериальны, как они взаимодействуют с нашим миром на физическом уровне? Например, занимаются сексом с женщинами? Забирают овес у лошадей? Однако народные верования — дело тонкое. Одно лепится к другому, фантазия накладывается на случаи наблюдения необъяснимых явлений…

Черти, или бесы

На Руси считали, что неисчислимые армии бесов населяют вселенную, и окружающее нас пространство — не исключение. Бесы могли занимать дома, и в большинстве городов в старину были такие здания. Проживавшие в них черти безобразничали, шумели, били посуду. Эти зловредные духи могли залетать даже в церковь, хотя молитв и чтения Евангелия не переносили. А еще черти любили заселяться в людей. Именно поэтому при зевке русский человек непременно крестил рот — чтобы бес не залетел. А стоявшие в избах ведра и кадки с водой обязательно накрывали крышкой, тканью или хотя бы скрещенными планками, иначе рогатый демон там непременно искупается.

Считалось, что вне городов бесы любят селиться на болоте. Живут они семьями, а женятся обычно на ведьмах. Подвержены людским порокам: пьянству, курению табака и азартным играм. Чтобы пакостить людям, черти принимают облик кошки или собаки, непременно черной. И человеком они тоже легко оборачиваются, причем любым — например, принимают облик отсутствующего мужа, чтобы соблазнить женщину, или подвыпившего приятеля, приглашающего мужика вместе продолжить веселье, после которого человек обнаруживает себя либо в помойной яме, либо на краю оврага, а то и в колодце. Однако в любом облике чертей выдает голос — громкий, сиплый, с жутковатыми нотками.

Ну и, разумеется, у каждого имеется бес-искуситель, стоящий за левым плечом. Если зазвенело в левом ухе, значит, бес летал сдавать дневной отчет о грехах человека, а теперь вернулся.

Не любят черти чертополоха и ладана. Опасаются молний, прячась от них за людей. Считалось важным в грозу осенять себя крестным знамением, чтобы Илья-пророк или архангел Михаил не задели тебя посланной в черта огненной стрелой. А еще запрещалось чертыхаться, чтобы не призвать нечистого. И современные этнографы описывают случаи, когда крестьяне, чертыхнувшись, видели черное мохнатое существо ростом с годовалого ребенка и с пятачком на месте носа, вылезшее из-под лавки. Галлюцинация? Белая горячка? Не знаем, не знаем.


Обитатели славянских языческих легенд — это не радостный домовенок Кузя или сентиментальное чудовище с аленьким цветочком. Наши предки всерьез верили в ту нечисть, которую мы сейчас считаем достойной лишь детских страшилок.

Книга Велеса

Единственное имеющееся изображение одной из досок

Истории славянских сказочных существ может позавидовать иной европейский монстр. Возраст языческих легенд впечатляет: по некоторым расчетам, он достигает 3000 лет, а корнями уходит в неолит или даже мезолит — то есть около 9000 лет до нашей эры.

Славянский Алконост — райская птица с удивительно сладким, благозвучным голосом. Она откладывает яйца на морском берегу, потом погружает их в море — и волны успокаиваются на неделю. Когда из яиц вылупляются птенцы, начинается шторм. В православной традиции Алконост считается божественным посланником — она живет на небе и спускается вниз, чтобы донести до людей высшую волю.

Птица Алконост. Лубок, конец XVIII — начало XIX в.

Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни. Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю — только на камень. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь. Название от греческого aspis — ядовитая змея.

Бестиарий. Существа славянской мифологии 14
Бестиарий. Существа славянской мифологии 19

Баба-Яга, костяная нога. Ведьма, людоедка и первая женщина-летчик. Картины Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Изба на курногах

Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену — все это проделки банника.

По-крупному банник вредит редко, лишь когда люди ведут себя неправильно (моются в праздники или поздно ночью). Гораздо чаще он помогает им. У славян баня ассоциировалась с мистическими, жизнетворными силами — здесь часто принимали роды или гадали (считалось, что банник может предсказывать будущее).

Как и других духов, банника прикармливали — оставляли ему черный хлеб с солью либо зарывали под порогом бани задушенную черную курицу. Существовала и женская разновидность банника — банница, или обдериха. В банях также жила шишига — злой дух, показывающийся только тем, кто идет в баню, не помолившись. Шишига принимает образ знакомой или родственницы, зовет человека с собой париться и может запарить до смерти.

Бани были и в Риме и в Турции. Но банник — только у славян.

Бани были и в Риме и в Турции. Но банник — только у славян.

Популярный персонаж сербского фольклора, демон или злой колдун. Согласно легенде, царь завещал троим сыновьям выдать их сестер за того, кто первый попросит их руки. Однажды ночью некто с громовым голосом явился ко дворцу и потребовал в жены младшую царевну. Сыновья исполнили волю отца, и вскоре лишились подобным образом средней и старшей сестры.

Вскоре братья опомнились и отправились на их поиски. Младший брат повстречал прекрасную царевну и взял ее в жены. Заглянув из любопытства в запретную комнату, царевич увидел закованного в цепи человека. Тот представился как Баш Челик и попросил три стакана воды. Наивный юноша напоил незнакомца, тот восстановил силы, разорвал цепи, выпустил крылья, схватил царевну и улетел. Опечаленный, царевич отправился на поиски. Он выяснил, что громовые голоса, которые требовали в жены его сестер, принадлежали повелителям драконов, соколов и орлов. Те согласились помочь ему, и вместе они победили злого Баш Челика.

Так выглядит Баш Челик в представлении В.Таубера

Так выглядит Баш Челик в представлении В. Таубера.

Живые мертвецы, поднимающиеся из могил. Как и любые другие вампиры, вурдалаки пьют кровь и могут опустошать целые деревни. В первую очередь они умерщвляют родных и знакомых.

Гамаюн-Гамаюн, сколько мне жить осталось? — Ку. — А чего так ма.

Гамаюн-Гамаюн, сколько мне жить осталось? — Ку. — А чего так ма…?

Полулюди с одним глазом, одной ногой и одной рукой. Чтобы двигаться, должны были сложиться пополам. Живут где-то на краю света, плодятся искусственно, выковывая себе подобных из железа. Дым их кузниц несет с собой мор, оспу и лихорадки.

Если люди устанавливали с ним нормальные отношения, кормили (оставляли на полу блюдце с молоком, хлеб с солью) и считали его членом своей семьи, то домовой помогал им выполнять мелкую работу по дому, следил за скотом, караулил хозяйство, предупреждал об опасности.

С другой стороны, разозленный домовой мог быть очень опасен — ночью щипал людей до синяков, душил их, губил лошадей и коров, шумел, бил посуду и даже поджигал дом. Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне.

Домовой, рис. Билибина.

Домовой, рис. Билибина.

Полузабытое существо из фольклора южных славян. Его точного описания не существует — некоторые считают его животным, другие — птицей, а в центральной Сербии ходит поверье, будто дрекавак — душа мертвого некрещеного младенца. Сходятся только в одном — дрекавак умеет жутко кричать.

Обычно дрекавак — герой детских страшилок, однако в отдаленных районах (например, горный Златибор в Сербии) в это существо верят даже взрослые. Жители деревни Тометино Полье время от времени сообщают о странных нападениях на свой скот — по характеру ранений сложно установить, что это был за хищник. Крестьяне утверждают, что слышали жуткие крики, поэтому здесь наверняка замешан дрекавак.

Иван Царевич и Жар-птица. Рис. Билибина.

Иван Царевич и Жар-птица. Рис. Билибина.

Злой дух (иногда — жена домового), предстающий в образе маленькой уродливой старушки. Если кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, то постоянно вредит людям: шумит, стучит в стены, мешает спать, рвет пряжу, бьет посуду, травит скот. Иногда считалось, что кикиморами становились умершие без крещения младенцы, либо кикимору могли напускать на строящийся дом злые плотники или печники. Кикимора, обитающая на болоте или в лесу, приносит гораздо меньше вреда — в основном лишь пугает заплутавших путников.

Старушка-кикимора, рис. Билибина.

Старушка-кикимора, рис. Билибина.

Один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивен, мстителен, жаден и скуп. Трудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов славян, злым духом, могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.

Бестиарий. Существа славянской мифологии 11
Бестиарий. Существа славянской мифологии 10

Кощей в представлении Васнецова и Билибина.

Бестиарий. Существа славянской мифологии 6
Бестиарий. Существа славянской мифологии 5

Георгий Милляр — лучший исполнитель ролей Кощея и Бабы-Яги в советских киносказках.

Лесной дух, защитник животных. Выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. По сути не злой — ходит по лесу, оберегает его от людей, изредка показывается на глаза, для чего умеет принимать любой облик — растения, гриба (гигантского говорящего мухомора), животного или даже человека. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам — его глаза горят волшебным огнем, а обувь надета задом наперед.

Иногда встреча с лешим может закончиться плачевно — заведет человека в лес и бросит на съедение зверям. Однако те, кто уважительно относятся к природе, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.

Леший, рис. М. Врубеля.

Леший, рис. М. Врубеля.

Дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет — это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. Лихо часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего.

Глаза таких русалок горят зеленым огнем. По своей натуре они существа гадкие и злые, хватают купающихся людей за ноги, тянут под воду, либо заманивают с берега, обвивают руками и топят. Бытовало поверье, что смех русалки может вызывать смерть (это делает их похожими на ирландских баньши).

Следует также упомянуть водяницу — разновидность русалки, крещеную утопленницу, не принадлежащую к разряду нечисти, а потому сравнительно добрую. Водяницы любят глубокие омуты, но чаще всего селятся под мельничными колесами, катаются на них, портят жернова, мутят воду, вымывают ямы, рвут сети.

Русалка. Художник Константин Васильев.

Русалка. Художник Константин Васильев.

Водяной по своей натуре не злобен и даже выступает покровителем моряков, рыбаков или мельников, однако время от времени любит пошалить, утащив зазевавшегося (или обидевшего) купальщика под воду. Иногда водяного наделяли способностью к оборотничеству — превращению в рыб, животных или даже бревна.

Бестиарий. Существа славянской мифологии 7
Бестиарий. Существа славянской мифологии 8

Водяные в представлении Билибина и В. Владимирова.

Нетрудно догадаться, что Сирин — мифологическая адаптация греческих сирен. Однако в отличие от них, птица Сирин — не отрицательный персонаж, а скорее метафора искушения человека разного рода соблазнами.

Птица Сирин на виноградном дереве. Рисунок на сундуке, 1710 год.

Птица Сирин на виноградном дереве. Рисунок на сундуке, 1710 год.

Персонаж поздних славянских легенд, сложный образ, сочетающий черты птицы, злого волшебника и богатыря. Соловей-разбойник жил в лесах под Черниговом около речки Смородины и в течение 30 лет сторожил дорогу в Киев, никого туда не пропуская, оглушая путешественников чудовищным свистом и ревом.

У Соловья-разбойника было гнездо на семи дубах, однако в легенде также говорится о том, что у него имелся терем и три дочери. Былинный герой Илья Муромец не испугался супостата и выбил ему глаз стрелой из лука, причем во время их боя свист Соловья-разбойника повалил весь лес в округе. Богатырь привез плененного злодея в Киев, где князь Владимир ради интереса попросил Соловья-разбойника посвистеть — чтобы проверить, правду ли говорит молва о супер-способностях этого злодея. Соловей, конечно же, свистнул, да так, что чуть не разрушил половину города. После этого Илья Муромец увез его в лес и отрубил голову, чтобы больше такое безобразие не повторялось (по другой версии, Соловей-разбойник в дальнейшем выступил помощником Ильи Муромца в бою).

Соловей-разбойник и Илья Муромец. Рис. Билибина.

Соловей-разбойник и Илья Муромец. Рис. Билибина.

Илья Муромец — единственный былинный герой, канонизированный Русской Православной церковью.

Избушка Бабы-Яги в Кукобое.

Избушка Бабы-Яги в Кукобое.

Последнее особенно важно, ибо старинные предания быстро забываются, а вместо таинственных и озорных русских русалок к нам приходят диснеевские рыбо-девицы с ракушками на грудях. Не стыдитесь изучать славянские легенды — особенно в их изначальных, неадаптированных для детских книг вариантах. Наш бестиарий архаичен и в каком-то смысле даже наивен, однако мы можем им гордиться, ведь он — один из самых древних в Европе.

Все природные пространства у славян имели мифических хозяев. В лесу хозяйничал леший, в реках и озерах — водяной и русалки, в болоте — болотник, в поле — полевой. Обжитое человеком пространство также было заселено духами. В доме тайно жил домовой, в бане — банник, в овине — овинник. А если в доме появлялась кикимора, то его обитатели ждали беды.

Леший. Хозяином леса славяне считали лешего. Как уже говорилось, они побаивались лесного духа и ожидали от него враждебных проделок. Правда, он, как правило, не губил людей, а наказывал их за нарушение обычаев и неправильное поведение в лесу. Леший представлялся в виде косматого старика, иногда даже обросшего корой. У него могут быть рога и козлиные ноги. Он меняет рост в зависимости от окружения: идет по лесу — вровень с деревьями, идет по лугу — вровень с травой. Может он превращаться в зверей и птиц, притворяться кустом, деревом или грибом. Леший часто появляется в сопровождении волков, перегоняет с места на место лесное зверье и птиц, стережет лес от охотников.

Славянский дух леса - леший


Леший

Если лешему удается заманить в чащобу человека, завести его в бездорожье, то он радуется — хохочет и хлопает в ладоши. Но если его задобрить и попросить хорошенько, он может вывести из чащи, помочь найти в лесу грибы и ягоды, отыскать пропавших домашних животных. Охотникам и пастухам полагалось заключать с лешим договор и никогда не нарушать его условий.

Человек, заблудившийся в лесу, знал, как выбраться из-под власти лешего: надо было его обмануть, выйти из колдовского мира. Для этого полагалось снять с себя всю одежду, вывернуть ее наизнанку и снова одеть. В перевернутом мире человек оказывался неподвластен злому духу.

Русалка


Русалка. Резьба по дереву. XIX в.

Русалки. Водяному служат русалки (украинцы называют их мавками), происхождение которых люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими. Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. (Славяне, в отличие от жителей Западной Европы, не представляли русалок в виде женщин с рыбьими хвостами.) В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Встреча с русалками опасна: они могут защекотать встречного до смерти или утащить его в воду.

Славянские духи: Домовой


Домовой

Если домовой рассердится на хозяев, то он может ночью ущипнуть человека до синяков, может и напроказить — напугать, спрятать что-нибудь в доме.

► Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Читайте также: