Сообщение о культуре народов севера

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Культура народов Севера.

В мире существует и соседствует множество культур, имеющих разную историю, духовные основы, систему жизнеобеспечения. В наше время, когда возникают многие глобальные проблемы человечества, приобретают взаимодействие и взаимо­понимание различные культуры. Развитие толерантности в обществе зависит от этнокультурологического просвещения, благодаря которому другая культура становится понятной и близкой. Это очень важно в условиях многонационального государства, каким является Россия.

Современная материальная и духовная культура малочисленных народов, к сожалению, находится под угрозой исчезновения, которая за последние годы подвергались сильнейшим деформациям, в результате чего утрачены традиционные знания, языки и национальное достоинство.
Целью данной работы является показать уникальность и привлечь особое внимание к малочисленным народам, проживающим на территории Севера.

Особенности культуры коренных народов Севера.

Народы Севера по своему мировоззрению и религиозным верованиям относятся к политеистам, анимистам и шаманистам. У них существовало множество богов и духов, олицетворявших различные силы и явления природы. В основе духовной культуры коренных народов Севера лежит мифологическое мышление. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что оно рождает все живое на земле. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ. Очеловечивание и персонификация явления окружающего мира сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека как один из самых простых способов упорядочивания деятельности. В традиционных культурах такому способу принадлежит ведущая роль.

Среди народов Севера распространены ранние формы религии - тотемизм и фетишизм, анимизм и магия, определяющие особенности их мифологического мышления.

Тотемизм – это верование в кровнородственную связь человека с животными или растениями (а также с неодушевленными предметами, явлениями природы). Это результат свойственного мифологическому сознанию антропоморфизма, очеловечивания окружающего мира, наделения его соответствующими чертами. Человек не выделяет себя из окружающего мира, чувствуя кровное родство с ним. Отсюда вера в происхождение своего рода от каких-либо животных и растений и почитание таковых. У народов Севера до сих пор принято вести свой род от тех животных, которые обитают на территории их проживания – медведь, волк у эвенков, различные виды птиц у селькупов – кедровка, орел, лебедь и т.д. Фратрия Пор и Мось – роды медведя и зайца – у обских угров (ханты и манси). Ворон Кутх (Кукки, Кутха) – у палеоазиатских народов (чукчи, коряки). От связи животного и человека в антропогонических мифах народов Севера происходят первые люди – обычно шаманы, от которых и ведут род современные люди. Происхождение также может вестись от определенного вида дерева.

Фетишизм (от фр. - талисман) – наделение неодушевлённых предметов сверхъестественными свойствами и поклонение им. Случайная связь важных событий с теми или иными предметами воспринимается как нечто таинственное, и эти предметы становятся фетишами, объектами поклонения. С их помощью пытаются воздействовать на силы природы, вызывать благоприятные и желаемые события. Элементы фетишизма можно обнаружить в культе современных религий, ритуалы и церемонии которых включают предметы, наделенные сакральным смыслом, приносящие удачу - предметы, обереги. У народов Севера – это различные амулеты, помогающие на охоте – шкурки с носиками соболей, челюсти диких оленей, медвежий клык и т.д.

Анимизм (от лат. анима – душа, дух) - вера в нетелесное начало в человеке, животных, растениях, в населенность природы духами. Предполагает более развитую способность к абстрактному мышлению, нежели придание окружающей природе человекоподобных качеств. Эта вера наделяет человека душой, наполняет окружающий мир духами умерших предков, духами стихий. Эти верования лежат в основе мировоззрения и духовной культуры народов Севера. Ненцы, например, верят, что убитый медведь - предок человека, спустившийся с небес.

Магия (от лат. – колдовство) – это система приёмов, основанных на вере в возможность принудить сверхъестественные силы совершить желаемое. Магическая практика вплеталась в разнообразные сферы деятельности человека (охота, столкновения). Со временем она становится особым занятием колдунов, шаманов, жрецов. Благодаря им, эти приемы обретают мифическое содержание и передаются из поколения в поколение. У народов Севера магия существует в форме шаманизма, практикуется также охотничья магия.

Шаманизм - это мировоззрение, основанное на вере в необходимость и возможность достижения индивидуальной и коллективной связи со сверхъестественными, внечувственными силами, влияющими на жизнь людей, через индивидуальное и коллективное достижение сверхчувственного (паранормального) восприятия и связи с окружающим миром. В основе шаманизма народов Сибири и Дальнего Востока, лежит представление о способности особого лица - шамана - выступать посредником между людьми и сверхъестественным миром. Шаман при помощи духов-помощников "охраняет" души опекаемой им группы от враждебных духов. Процесс установления контакта с духами называется камланием. Шаман лечит болезни, поскольку в мировоззрении народов Севера, они связаны с вселением в тело человека вредоносных духов. Он должен поддерживать хозяйственную жизнь племени, прося духов-хозяев природы о плодородии. Шаманами становились люди особой одаренности, они выполняли функции народных целителей, педагогов, поэтов, артистов, предсказателей. Но главным их предназначением было и остается сохранение религиозно-философского мировоззрения народов Севера, национальных традиций и обычаев.

Представления об устройстве мира . По воззрениям народов Севера, вселенная состоит из трёх сфер: подземного мира, мира людей и небесного мира. Более древнее строение мира — двухчастное. На бубнах хакасских и алтайских шаманов изображены практически два мира, разделённые тонкой границей. Таково древнее видение мира, в соответствии с которым весь космос и все явления природы соотносятся либо с верхним, либо с нижним миром. У ненецкого народа Верхний мир - Небо. Здесь пребывает главное божество Нум, творец всего сущего: сверхестественное и загадочное явление. Нум для ненцев - божество, владеющее Миром, но как источник и податель добра. Жить он может лишь в Небесах потому, что на земле совершается зло. Ненцы полагали, что богу одному скучно управлять миром. Лучше, если у бога будет жена. У Нума супругу звали Яминя и по преданию, она первая жена бога, родившая ему семь сыновей. Она покровительница рожениц, отмечающая жизненный путь ребенка. Яминя - хранительница брака, домашнего очага. К ней обращаются как к целительнице женских и детских болезней.

О сыновях Нума известно, что им отведены семь небесных сфер, они наблюдают за жизнью ненцев и сообщают отцу о происходящем на земле. Благодаря своей сверхестественности они вездесущи и заполняют мир, укрыться от них невозможно.

Под землей размещаются владения бога Нга. Они также делятся на семь слоев, где обитают помощники сил зла. Много описаний злых духов находится в народных сказаниях. Из злых сил особо выделялись наиболее опасные помощники бога Нга: Хансосяда - дух, уносящий разум; Хабуа Мирена - дух болезней; МэдНа - дух уродов; Бри Нгами - дух подземных тварей. Причиной болезни человека считалось вселение Хабца Мирена в тело человека. Недомогание продолжалось, пока за дело не брался шаман. Дух болезней питался не только человеческими душами и телами, но и животными. Поэтому предупреждение болезни или ее лечение требовало жертвоприношений, которые совершал шаман.

Несмотря на сложную и постоянную зависимость от богов и духов, ненцы нашли свое место в мире. Им стала середина между Верхним и Нижним Миром, которая делилась на семь сфер. Видимый, материальный мир был заселен невидимыми существами - духами.

Один важнейший элемент картины мира присутствует в представлениях практически всех народов, знавших шаманство. Это - Мировое Древо. Оно представляет собой как бы ось мира, соединяющую верхнюю и нижнюю сферы, не дающую “небу упасть на землю” (Религии мира: Энциклопедия. - М., 1998. - С. С 40). Образ Мирового Древа существует в разных религиях, но в воззрениях шаманства оно играет особую роль. По представлениям нанайцев, например, именно на Мировом Древе нашел первый шаман свои ритуальные предметы, необходимые для обрядовой практики. У кетского шамана в чуме обязательно стояло подобие Мирового Древа, оно же было и его собственным жертвенным деревом. Если его сломать, шаман умрет или потеряет силу. В состязании двух кетских( народ, который живет на берегу реки Елогуй-это рядом с Енисеем ) шаманов победителем считался тот, кому удавалось сломать дерево противника. У хантов рукоятка шаманского бубна понималась как символ Мирового Древа.

Важной особенностью традиционной культуры народов Севера, является трепетное отношение к окружающей природе. Например, у ненцев природа полагалась божественной. Портить землю, срывать покров тундры, сваливать мусор в реки, озера, считалось тяжким грехом. Считалось, что маленький, незаметный глазу дух-божество Иясебам Пэртя - хозяин оленей, восседавший на самом крупном из них - мог жестоко наказать человека за грубое, жестокое отношение к природе.

Обычаи и традиции народов Севера.

В течение тысячелетий северяне развивали и доносили до наших дней своеобразную цивилизацию и вместе с тем первозданность северной природы. Их философия была простой, как и все гениальное. Они считали, во-первых, что все живое и неживое во вселенной едино и неразрывно связано единым началом и духом. Во-вторых, человек – маленькая песчинка во Вселенной, и окружающая его среда не простой субстрат, а чрево матери. Отсюда и постулат, что к Природе необходимо относиться, как к матери. В-третьих, все зло, нанесенное матери – природе, обратиться в трагедию для каждого человека и всего человеческого рода. Эти простые истины закреплены в устных сводах эпических сказаний, неписанных правил и этноэкологических обрядах, которых придерживается до сих пор каждый истинный северянин. Ритуал символически повторял жизнедеятельность общины, миф словесно сопровождал этот повтор, табу определило жизненно значимые нормы.

Говоря о народе, нельзя не отметить и о его фольклор. В нем можно найти древнейшие архетипические сюжеты и исследовать процессы эволюции этих сюжетов в условиях изоляции и взаимодействия культур. Особое место занимает обрядовый фольклор, обеспечивающий проведение обрядов, ритуалов, традиционных праздников. Более широко известен песенный, танцевальный и музыкальный фольклор, привлекающий внимание своей необычностью во время ярких выступлений национальных ансамблей народов Севера.

Чрезвычайно разнообразна одежда народов Севера. При изготовлении одежды, кроме меха пушных и морских зверей, народы Севера используют шкурки птиц, кожу рыб, китовый ус и другие необычные материалы. Следует отметить, что основные способы кроя одежды, распашной и нераспашной (одеваемой через голову или как комбинезон), народы Севера донесли до наших дней из глубокой древности. По покрою одежды, украшениям на ней, орнаменту народы Севера легко отличают друг друга не только по национальности, но и по локальным особенностям групп, принадлежащих к одному народу. Следует отметить, что в настоящее время большинство представителей народов Севера использует национальную одежду как праздничную. Но кочевники-оленеводы работают в стадах в своей национальной одежде из оленьего меха, потому что она наиболее хорошо приспособлена к суровому северному климату и тяжелой, подвижной работе на морозе. Эту одежду носят мехом внутрь, олений волос осушает и очищает кожу от пота и грязи, при этом, благодаря ломкости оленьего волоса, загрязнившиеся кончики отваливаются и одежда остается всегда чистой.

Народы Севера и современность.

У каждого народа есть свои талантливые люди. Не беден и народ Севера.

Основная часть произведений Вылко (лучше всего представленных в Архангельском музее изобразительных искусств) относится к 1950-м годам. Написанные маслом пейзажи заполярного побережья, безлюдные, лишь кое-где оживленные приметами жилья и охоты, малыми человечками и фигурками животных, покойные и эпичные по настроению.

Российская Арктика – дом для нескольких десятков коренных народов. Со стороны может показаться, что все коренные северяне одинаковые: кочуют, живут в чуме и выделывают шкуры. Но это заблуждение! Да, они все научились жить в сложных погодных условиях, не нарушая при этом хрупкое равновесие природы. Но дальше начинаются различия – язык, культура, кухня, верования, традиции… Познакомимся с 15 народами Крайнего Севера поближе.

Содержание


Коряки

Камчатка, Магаданская область, Чукотка.

Оленеводство, рыболовство, морская охота.

Ок. 7,9 тыс. человек.

Коряки считали, что происходят от Куйкынняку (первопредок ворон) и должны жить по его правилам. Вот некоторые из них: чтобы жениться, коряк должен поработать в семье невесты, при этом у него может быть несколько жен; после охоты нужно оставлять жертвы; супружеская неверность жестоко карается; тонущего человека нельзя спасать, и т. д.

Ительмены

Камчатка, Магаданская область, Чукотка.

Рыболовство, охота, собирательство.

Ок. 3 тыс. человек


Ительмены – один из древнейших народов на планете: его возраст, по данным ученых, около 15 тыс. лет. Однако сведений о том, как и откуда они пришли на территорию нынешнего проживания, не сохранилось. Ительменский миф объясняет это просто: на Камчатку их принес ворон Кутх.

Ительмены верят в подземный загробный мир (анимизм), в родство с животными (тотемизм), поклоняются хозяину моря, дарующему пропитание. По одной из научных версий, формирование народа ительменов связано с культурой бродячих охотников-рыболовов эпохи мезолита. Истоки этой культуры – в Восточной Монголии. Исследователи также считают, что многие культурные особенности ительменов роднят их с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки.


Летом ительмены жили в шалашах на сваях – балаганах. Зимой – в полуземлянках (юртах).


Ительмены верили в силу различных оберегов и носили с собой на удачу.


Эвены

Якутия, Магаданская область, Камчатка, Чукотка, Хабаровский край, Красноярский край.

У кочевых – оленеводство, коневодство (в Якутии), охота; у прибрежных – тюлений промысел, рыболовство, собирательство.

Ок. 22,4 тыс. человек.

Эвены считаются отдельной этнографической веткой эвенков (тунгусов). Верования эвенов связаны с шаманизмом и культом медведя. При этом к началу XIX века эвены были одним из самых христианизированных народов Севера, в местах их расселения строились православные церкви и часовни.

Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, коллектив авторов


У эвенов принято пасти стадо верхом на олене или пешком.

Основу питания эвенов составляли рыба и мясо диких животных: горного барана и дикого оленя. Самым популярным способом охоты долгое время оставалась гоньба – преследование добычи на лыжах. А в северных районах Якутии предпочитали традиционную охоту с собакой.

Долганы

Красноярский край (полуострова Таймыр), Якутия.

Оленеводство, охота, рыболовство.

Ок. 7,9 тыс. человек.


У долган, помимо традиционного шаманизма и обожествления природы, сохранились анимистические представления. Например, они поклоняются сайтанам – необычной формы камням, деревьям и другим предметам, которые считались покровителями охотничьего и рыболовного промыслов.


Долганские идолы – духи-покровители, традиционные обереги народа.


Традиционная одежда долган во многом напоминает эвенкийский костюм.


Зимняя езда долган на оленях близка к самодийскому типу. Долганы доят оленей, стадо пасут с собаками.


Нганасаны

Красноярский край (полуостров Таймыр), Якутия.

Охота, оленеводство, рыболовство.


Природа полуострова Таймыр. По представлениям нганасан, у всего на свете есть свое рождающее начало. Главные из них – Земля-мать, Солнце-мать, Луна-мать.

Энциклопедия Красноярского края


Особенности расселения нганасан позволили в почти неизменном виде сохраниться национальному фольклору, древним обрядам, праздникам и т. д.

Красноярский край (полуостров Таймыр).

Оленеводство, охота, рыболовство.


Энецкий бытовой рассказ об удаче охотника

У энцев шаман обязательно участвовал в погребальных обрядах. Умершего, облаченного в специальную одежду, зашивали в оленьи шкуры, отвозили в тундру и оставляли на нартах, соорудив над ним маленький шалаш. Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили обряд очищения, переступая через костер или через убитую собаку.


В Таймырском краеведческом музее собрана большая коллекция этнографии коренных малочисленных народов полуострова, в том числе энцев.


Чукчи

Чукотка, Камчатка, Якутия, Магаданская область.

Оленеводство, морской зверобойный промысел, охота, рыболовство.

Ок. 15,9 тыс. человек.


Традиционное жилище чукчей – яранга, шатер в виде усеченного конуса высотой до 5 м и диаметром до 8 м.


Пеликен – оберег, символ, языческая фигура, почитаемая и чукчами, и эскимосами.

Среди чукчей распространены мифы о браке людей и животных: кита, моржа, тюленя, медведя. То есть тех зверей, с которыми жизнь людей связана теснее всего. Особым почитанием пользуются у чукчей боги – покровители промысловых животных.

Эскимосы

Чукотка, Магаданская область.

Морской зверобойный промысел, оленеводство, охота.

Ок. 1,7 тыс. человек.


Откуда пришли эскимосы на самую восточную часть России? Наука до сих пор ищет ответ на этот вопрос. Не исключено, что корни этого этноса уходят в далекий I век до н. э. Вплоть до XX столетия в этническом сообществе наблюдалась главенствующая роль женщины. Во все времена центральным промыслом для эскимосов оставалась охота на морских зверей – тюленей, моржей и китов.


Кит в Беринговом море, Чукотка.


Эвенки

Якутия, Хабаровский край, Красноярский край, Бурятия, Забайкалье и Амурская область.

Оленеводство, охота, рыболовство.

Ок. 37,8 тыс. человек.

Эвенки отличаются от других коренных народов Севера широким расселением. При этом поселения были небольшие по численности. Русские вплоть до ХХ века называли эвенков тунгусами.


Традиционное жилище эвенков – чум (дю). Зимой его покрывают шкурами, а летом берестой.


Тунгусские шаманы считались самыми сильными в Сибири, к их помощи прибегали и другие народы. Иллюстрация 1960 года.

Юкагиры

Якутия, Чукотка, Магаданская область.

Юкагирский (тундренный и колымский).

Охота, рыболовство, оленеводство.

Ок. 1,6 тыс. человек.



Одно из верований юкагиров – шаманизм. По преданиям, умерший шаман становился объектом культа.

Древнее юкагирское пиктографическое письмо существовало в двух видах: мужском и женском. Мужское письмо исследователи рассматривают как прообраз географической карты – знаки, нанесенные на бересту кончиком ножа, указывали, где искать человека или группу людей. В женском пиктографическом письме также использовались изображения человеческих фигурок, но они призваны были рассказать о сердечных переживаниях писавшей.



Ненцы

ЯНАО, ХМАО, Архангельская обл., НАО, Красноярский край (Таймыр), Республика Коми, Мурманская область.

Оленеводство, охота, рыболовство.

Ок. 44,6 тыс. человек.

Раньше ненцев называли самоедами и юраками. В этнографии принято разделять народ на тундровый и лесной. Современные ненцы – единственный северный этнос, имеющий три национальных административно-территориальных образования.


У ненецкой нарты есть несколько особенностей. Например, копылья закрепляются с наклоном внутрь и только на задней половине саней. А передние концы полозьев соединяют перекладиной.

В духовной жизни ненцев смешалось христианство и язычество. Так, верховное божество ненцев Нум приобретает черты христианского бога. В пантеон духов-хозяев в виде Сядай-Миколы – покровителя промыслов – включается Святой Николай. В целом же ненцы верили в духов – создателей всего живого и хозяев стихий, а чтобы выйти с ними на связь, требовался шаман.


Традиционное жилище ненцев – чум. В зависимости от размеров постройки используют от 5 до 50 шестов высотой около 7 м.

Селькупы

Томская область, ЯНАО, Красноярский край.

Охота, рыболовство, скотоводство.

Ок. 3,6 тыс. человек.


Несмотря на то, что христианство селькупы приняли в XVII–XVIII веках, у народа долго сохранялись анимистические представления о мире. Творцом и добрым началом у селькупов был Ном, олицетворяющий небо. Властитель зла Кызы обитал под землей – он насылал на людей болезни.

Впечатляют погребальные обряды селькупов. Взрослых хоронили в долбленых стволах деревьев или в лодках, иногда обернутыми в бересту, детей – на ветках высоких деревьев.


Флаг Красноселькупского района. Село Красноселькуп – один из национальных центров селькупов.


Карамо – традиционное жилище южных селькупов. Полуземлянка с бревенчатым каркасом покрывалась дерном и засыпалась землей.


Ханты

ХМАО, ЯНАО, Томская область.

Рыболовство, охота, оленеводство, собирательство.

Ок. 31 тыс. человек.

Югры, остяги и ханты – варианты названий одного народа, издревле проживающего за Северным Уралом. Точным исследователи называют последний, потому что в нем заложено самоназвание, он и стал официальным.

Один из главных праздников народа ханты – Вороний день (Вурна Хатл). Он признан официальным праздником в Югре и отмечается ежегодно во вторую субботу апреля. Ворона своим карканьем пробуждает природу и тем самым приносит весну. Кроме того, в некоторых хантыйских мифах птица считается покровительницей женщин, в других – создательницей жизни.


У хантов развито искусство вышивки. Женщины украшают узорами ровдугу, мех, цветное сукно.

Традиции северных народов: магические и бытовые

Быт – это естественный уклад жизни этноса, включающий в себя определенные традиции и религиозные верования. Культура каждого народа по-своему уникальна. Мы с вами рассмотрим традиции северных народов.

Северные народы: обычаи и традиции

Проживание северных народов в условиях дикой природы и сурового климата стало определяющим фактором в формировании быта и традиций этого этноса. Мир севера непредсказуем: он может как навредить человеку, так и быть к нему благосклонным. Отсутствие научных познаний о сути природных явлений привело к тому, что люди стали связывать естественные процессы с существованием добрых и злых духов, с которыми впоследствии пытались жить в мире и согласии.

Сотнями лет у людей севера формировалась своеобразная культура, которую они донесли до нашего времени. Их философия проста – все в мире связано одним общим началом, а человек на земле – всего-навсего крошечная пылинка. Северные народы считали, что природа – мать для всех живущих, а вред, нанесенный ей, вернется каждому вдвойне. Эти постулаты являются основой всей культуры северян, их законов и магических обрядов.

Эксперты магазина "Ведьмино Счастье" рекомендуют:

Бубен

Сыпучее благовоние санг

Варган

Согласно традициям северных народов, природа является живой. Все вокруг имеет свою душу: озера, тайга, поля и равнины.

В связи с этим магические обряды общения с духами, их задабривание, кормление это своего рода нравственные уроки и правила для каждого.

Очень интересными с точки зрения религиозного культа и его особенностей были ненцы. Отличительной особенностью этого этноса были интересные легенды о героях прошлого, бившихся с богами и злыми духами. К слову, ранее ненцы проживали на территории современной Тюменской области.

Традиции ненцев

Если быть точным, то ненцы являлись представителями самодийского народа, одного из самых многочисленных на тот момент. Существует две группы этой народности: тундровые и лесные.

Основным занятием этих северных народов было оленеводство. Этим ремеслом ненцы занимались круглый год. Пасущихся животных охраняли специально обученные собаки, а главным транспортом у северян были нарты с единственной задней спинкой, в которые запрягались собаки или олени.

Традиции народов севера_оленеводство

Нарты могли быть изготовлены в двух вариантах – для женщин и для мужчин. В такие сани могут быть запряжены до 7 оленей. При ловле животных из этих же саней делали специальный загон.

Ненцы были кочевым народом. Для своего проживания они строили чумы. Такой дом возводился из тридцати жердей и сверху дополнительно укрывался берестой в теплые месяцы, а в очень сильный мороз вместо бересты использовались шкуры животных. Для обогрева разводили огонь, обычно это делали в центре постройки. Пламя использовали для того, чтобы приготовить еду. Для этого над костром вешали планку, где на крюк крепили чайник или котелок. В настоящее время в чумах топят обычные железные печи.


Лежаки оборудовались рядом с костром, а напротив входа в чум обычно размещались бытовые и религиозно значимые предметы.

В целом, культура данного этноса является крайне интересной. Каждая перекочевка сопровождалась разборкой жилищ, части которых укладывались в специально предназначенные сани. Помимо выпаса оленей ненцы также занимались охотой на диких северных оленей, песцов, росомах, лисиц и др. Из шкур женщины шили одежду.

Праздники и традиции северных народов

Вороний день

Вороний день

Праздник весны назван в честь вороны неспроста. По традициям северных народов с прилетом этой птицы связано окончание суровых морозов. Ворона, которая в числе первых прилетает в северные края после зимы, по верованиям северян, пробуждает жизнь в тундре. Потому эта птица и считается покровительницей женщин и детей, ей посвящен специальный праздник.

Эксперты магазина "Ведьмино Счастье" рекомендуют:

Чехол из кожи для варгана фото

Бубен

Свеча шаманская фото

Медвежий праздник

Медвежий праздник

Медвежий праздник является очень значимым для северян. Медведь, по традициям северных народов, это сын Торума – верховного божества. Также по преданиям он является сыном матери-прародительницы и братом ее детей, а значит, братом людей севера. В конце концов, он олицетворяет высшую справедливость, является хозяином тайги.

Статьи, рекомендуемые к прочтению:

Обряд почитания оленя

Обряд почитания оленя

Согласно традициям, северные народы почитали многих животных, но самым большим уважением пользовался олень. Это легко объяснить его огромной значимостью в быту. Кроме того, и охотились в основном на дикого оленя. Его добычей занимались обычно осенью, на переправах, когда эти животные стадами уходили на юг. Зачастую люди севера использовали при этом обученных оленей-манщиков.

Домашним оленям обвязывали ремнями рога и подпускали к диким собратьям, которые вступали в схватку с манщиками и в процессе борьбы запутывались в ремнях.

Для ненцев олень был культовым животным, ведь их основным занятием являлось оленеводство. Их стада были самыми большими на севере. Традиционно, священными у ненцев считались белые олени, поэтому они не использовались в качестве ездовых, их не убивали с целью получения продуктов питания и шкур. Белые олени украшались красными лентами, на их шерсти выстригали знаки солнца или изображался дух огня. Считалось, что эти животные принадлежат верховному божеству Нуму. Северяне полагали, что Нум является создателем земли и всех, кто ее населяет.

Обряд оживления бубна

Обряд оживления бубна

Бубен – это священный инструмент для северян. Согласно их традициям, бубен шамана – это олень, на котором знахарь способен отправляться в путешествие на небо. Однако для этого шаману надо было вдохнуть жизнь в бубен. Обычно обряд проводился по весне, с прилетом птиц, потому что считалось, что птицы – самые близкие родственники северных народов, которые даже часто называли себя людьми орла или тетерева.

Праздник чистого чума

Праздник чистого чума

Этот праздник считался самым значимым у северных народов и связывался с завершением полярной ночи. Период празднования – конец января – начало февраля.

Праздник кита

Праздник кита

По окончании промыслового сезона (конец осени – начало зимы) у северных народов проходил праздник кита. В этот день люди облачались в праздничные одежды и просили прощения у убитых ими животных – тюленей, китов, моржей. В честь праздника проводили бойцовские поединки, устраивали танцы и представления, показывающие сцены смертельных схваток охотников с их добычей.

В этот день северяне обязательно делали подношения Кэрэткуну, который считается хозяином всех морских животных. Люди верили, что охота будет успешной только в том случае, если божество относится к ним благосклонно. Обычно в яранге, в которой проводилось празднество, вывешивалась сеть Кэрэткуна, сплетенная их оленьих сухожилий, выставлялись фигурки животных и птиц – они вырезались из дерева и костей. Одна из фигур изображала повелителя. По окончании праздника люди опускали китовые кости в море. Они верили, что в морской воде кости обратятся в новых зверей, и в следующем году охота на китов будет не менее успешной.

Бубен в традициях северных народов

Самым главным инструментом для проведения обрядов является бубен. По традициям северных народов на внешнюю сторону обтяжки было принято наносить изображения мира, каким его видит шаман. Все общения с духами проходили только с использованием бубна.

Традиции народов севера_бубен

По традициям северных народов бубен – это ездовое животное шамана, причем он олицетворял именно того зверя, шкурой которого был обтянут. Во время общения с духами шаман путешествовал на бубне, как на коне или олене, в небесный (верхний) мир – обиталище добрых духов. Если шаман отправлялся в подземный/подводный мир, где обитали злые духи, то бубен для него служил лодкой, на которой он плыл по подземной реке. Главное, что бубен помогал шаману входить в транс для общения с духами.

Общение с духами

Традиции народов севера_шаманизм

Народы, населяющие суровые северные земли, в силу природных причин вплоть до ХХ века жили обособленно. Географически отделенные от развитых цивилизаций, они словно бы выпали из мирового исторического процесса. Это явилось причиной того, что народы Севера донесли до наших дней жизненный уклад и культуру своих далеких предков.

Шаманизм – исконная религия народов Севера

Шаманизм

Религиозные верования северных народов до проникновения новых религий, которое произошло относительно недавно, были основаны на поклонении духам. Считалось, что все объекты живой и неживой природы, природные явления, умершие соплеменники имеют своих духов, которые могут навредить, если с ними обращаться неподобающим образом. Религиозные культы были направлены, главным образом, на то, чтобы задобрить духов и сделать их своими союзниками в ежедневной борьбе за выживание.

Выразителем интересов людей перед духами выступал шаман. По названию служителя культа, формы верований народов Севера стали называть шаманизмом. Значение шамана для этнического поселения переоценить невозможно. Он излечивал больных, предсказывал будущее, совершал обряд проводов душ умерших, помогал в житейских делах, находя пропавших животных и разрешая споры, обеспечивал благосклонность духов, и вместе с нею – удачу в промыслах, плодовитость, защиту от бед. Все эти добрые дела шаманы вершили путем камлания – ритуальной пляски с бубном, во время которой шаман, входя в транс, посещал иные миры и общался с духами. Чаще всего камлание совершалось с целью излечения больных, и, в основном, вера в исцеляющую силу этого лечения помогала людям выздороветь.

Шаманизм народов Севера России был подвержен двум волнам дискриминации. Вначале это были православные миссионеры, затем – противница всякой религии – советская власть. Но, несмотря на это, обладатели шаманского дара ценятся и сегодня. Пусть ушли в прошлое их функции служителей культа, но как народные целители, психологи и психотерапевты, шаманы в почете до сих пор.

Медвежий праздник

Ярким примером религиозного культа народов Севера является медвежьи праздники, которые проводились вплоть до 30-х годов прошлого столетия. Культ медведя характерен для многих северных народов, но обычаи проведения медвежьего праздника в различных культурах могут отличаться. Устраивалось это празднество либо после удачной охоты на медведя, либо периодически, в определенные дни года.

Медвежий праздник

Добытого медведя разделывали в строгом соответствии ритуалу, не разрубая костей, а разделяя их по суставам. Шкуру с медвежьей головой укладывали особым образом на полу в доме добывшего его охотника, располагали перед ней угощения, ритуальные фигурки, подожженную чагу. Приходящие соплеменники кланялись медвежьей шкуре, отдавали почести, целовали лапу. Позже устраивались песнопения, охотники извинялись, уверяли мертвого зверя, что это не они виноваты в его гибели.

Песни, танцы, веселье, инсценировки в масках продолжались несколько ночей. Мужчины варили мясо медведя в особых котлах, ели его соплеменники только ночью, издавая крики ворон, чтобы отвести вину на птиц. Кости хоронили, череп укрепляли на высоком пне, шкуру окуривали и сохраняли как святыню, лапы либо вешали в жилище в качестве талисмана, либо отдавали для использования при ритуалах шаману.

Календарные медвежьи праздники у некоторых народов проводились с использованием ритуальной медвежьей шкуры, которую хранили как святыню. Но в отдельных культурах специально для этого праздника выращивали в клетке в течение трех лет найденного в лесу медвежонка. Сложный и длительный обряд включал в себя вождение зверя по селению с его кормлением и возданием ему почестей, песни, пляски, убиение выращенного медведя с водворением его головы на пьедестал, принесение в жертву собак, приготовление и поедание медвежьего мяса. Праздник сопровождался гонками на собаках, соревнованиями по стрельбе из лука и другими развлечениями. Исполняя все эти обряды, северяне верили, что дух священного животного поможет им обрести удачу и благополучие.

В то время, как человечество шло по пути прогресса, развивая науку, производство и культуру, обитатели северных земель словно остались законсервированными в огромном холодильнике истории, сохранив древнейшие родоплеменные отношения. Да, у народов Севера не было своей письменности, науки, фабрик и заводов, но их жизненный уклад и культура позволяли им выживать в неимоверно суровых климатических условиях, а значит, в них есть настоящая мудрость.


3 февраля 2018

Территорию, расположенную в арктической зоне Евразии, принято называть Крайним Севером. Регион включает континентальную сушу и острова в бассейне Северного Ледовитого океана. Это малонаселённые области со скудной тундровой и лесотундровой растительностью. Местное население в основном ведёт кочевой образ жизни, занимается оленеводством, рыболовством и охотничьим промыслом.

Быт и уклад народов Крайнего Севера

_
Аборигены Крайнего Севера – небольшие по численности этносы, сохранившие традиционный уклад быта и хозяйства:

  • эвенки,
  • ненцы,
  • ханты,
  • манси,
  • селькупы,
  • нганасаны,
  • чукчи,
  • коряки,
  • нивхи,
  • ительмены.

Суровые климатические условия, с продолжительными морозными зимами, наложили отпечаток на внешний облик северян. Они приземистого роста, с ярко выраженными монголоидными чертами внешности. Тесная связь с природой выработала у людей её особое восприятие, обострило все органы чувств. Северяне без труда ориентируются в незнакомой местности, загодя распознают изменения погоды, обнаруживают добычу по следам. В мыслительном процессе у них доминирует правое полушарие, то есть сильно развита интуиция.

Скудная тундровая растительность не даёт возможности долговременного выпаса оленей на одном месте, поэтому семьям пастухов-оленеводов приходится постоянно кочевать. Динамичный образ жизни способствовал созданию рациональных предметов повседневного обихода.

Удобные в носке, хорошо сохраняющие тепло, элементы одежды народов Севера были взяты на вооружение современной индустрией моды. Их носят не только люди, работающие в экстремальных условиях (полярники, альпинисты), но и обитатели крупных городов.

Главным продуктом национальных блюд северян можно назвать оленину. В ней много питательных веществ и микроэлементов, потому нередко оленина употребляется в пищу в сыром и замороженном виде. Жители арктического побережья промышляют морского зверя – китов, моржей, нерпу. Из китовых костей делают остов жилищ. Из моржовых бивней искусные резчики вырезают рукояти для ножей, бытовые предметы, фигурки.

Суровая природа Крайнего Севера закаляет людей, делает их мужественными, сильными, отзывчивыми. Так было в старину. Для этих территорий это справедливо и в наш век.

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Читайте также: