Сообщение о кудым оше

Обновлено: 02.07.2024

Возможно, мотив лосиной маски скрывает древний тотемический миф о невесте-лосихе: вспомним образы пермского звериного стиля.

Кудым-Ош прославился как культурный герой — в дальних странствиях он научился выращивать хлеб; он первым отыскал залежи руды и научился выплавлять железо. Кудым-Ош научил людей делать долбленые челны — раньше коми плавали на плотах. Как многие культурные герои, он перед смертью пообещал, что еще вернется на землю.

Вэнь-чан и большой медведь

Вэнь-чан и большой медведь Итак, бог Письменности Вэнь-чан занял достойное место в китайском пантеоне. Ему часто делались подношения в учебных заведениях.Те ученые, что должны были пройти через общественные конкурсные экзамены, поклонялись ему как богу Письменности или

Медведь-жених

Медведь-жених Однажды Акканийди отправилась за водой и с полными ведрами уже возвращалась домой, когда из-за камня выскочил медведь. Сначала зверь попросил напиться воды, а потом стал просить Акканийди выйти за него замуж, иначе угрожал ее съесть. Девочка отговаривалась

Пера-богатырь

Пера-богатырь Пера-богатырь — главный герой преданий коми-пермяков. Верили, что его матерью была сама Парма, тайга. Пера стал первочеловеком-охотником: он сам сделал себе лук и стрелы. Однажды он увидел, как радуга пьет воду из реки в его лесных владениях. Богатырь по

Богатырь-сиротка

Богатырь-сиротка В эпосе северных коми-оленеводов рассказывается о распрях, которые происходили между коми и их соседями ненцами в борьбе за владение оленьими стадами. Распри носили жестокий, истребительный характер, и целые роды становились их жертвами. Случилось так,

Как медведь хотел стать сильнее человека

Как медведь хотел стать сильнее человека Медведь почитался у коми, как и у всех финно-угров, сверхъестественным существом, наделенным разумом и силой. Рассказывают, что он спустился с небес на землю. Однажды медведь попросил у небесного бога (или у популярного у коми

Пахарь-богатырь Тюштян

Пахарь-богатырь Тюштян Когда Нишке создал землю, леса, луга, то увидел, что поваленные деревья в лесу остаются неубранными, а луга некошеными. Тогда он и создал народ эрзю. Но эрзяне сильно умножились — возникло целых семь селений — и стали они спорить из-за земли: не могут

Медведь, спущенный с небес

БАБУШКА И МЕДВЕДЬ

БАБУШКА И МЕДВЕДЬ Был август. На склонах холмов росла дикая репа, а в зарослях у реки спела вишня.Моя бабушка была тогда молодой. Однажды она с несколькими девушками посёлка собрали детей и все вместе отправились на холмы копать репу, которую Лакоты очень любили. Девушки

В лесу и медведь архимандрит

В лесу и медведь архимандрит Живёт медведь в лесу, коли не зовут его в поле.Силён медведь, да воли ему нет.Медведь думец.В медведе думы много, да вон нейдёт.Силён медведь, да в болоте лежит.Хозяин в дому, что медведь в бору: что как хочет, так и ворочает.Осла знать по ушам, а

Огонь – богатырь-воевода

Огонь – богатырь-воевода Огонь и вода всему голова.Огонь да вода – нужда да беда.С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь.Огонь царь, вода царица, земля матушка, небо отец, ветер господин, дождь кормилец, солнце князь, луна княгиня.Хороши в батраках огонь да вода, а

Кудым-Ош был сыном вождя рода иньвенских коми-пермяков

Сегодня мы познакомим вас с легендарным богатырем Кудым-Ошем, культурным героем, персонажем коми-пермяцкого национального эпоса, а также вождем и жрецом, наделенным сверхъестественной силой. Его имя в переводе на русский язык означает Кудым-медведь.

Неуязвимый

Среди родов древних коми-пермяков род Кудым-Оша был сильнейшим, а среди вождей никто не мог сравниться с ним по силе

Среди родов древних коми-пермяков род Кудым-Оша был сильнейшим, а среди вождей никто не мог сравниться с ним по силе Фото: Из открытых источников

Согласно наиболее распространенной версии, Кудым-Ош был сыном вождя рода иньвенских коми-пермяков, который одновременно был жрецом-памом (паном), то есть совмещал функции главы общественной, военной и культовой деятельности своего рода. После того как отец Кудым-Оша погиб в одном из военных походов, он был избран новым главой рода и получил соответствующие знаки отличия: жезл и четырехугольное изображение медведя, которое он постоянно носил на груди.

Среди родов древних коми-пермяков род Кудым-Оша был сильнейшим, а среди вождей никто не мог сравниться с ним по силе. Кудым-Ош обладал колдовскими способностями. Он был неуязвим для топора. Смертельно раненный стрелой, до трех раз мог оживать, прижимаясь полученной раной к земле, был способен вызвать на реке бурю, чтобы отогнать нападавших врагов.

Кудым-Ош обладал колдовскими способностями.

Женитьба на Костö

В цикле преданий о Кудым-Оше доминирует сюжет о его сватовстве и женитьбе на мансийской княжне Костö. Кудым-Ош отправляется сватать княжну по совету колдуньи Потöсь (Чикыш), которая имела тайной целью погубить его. Она знала, что никто из отправившихся сватать Костö не вернулся назад. Все они были казнены по приказу мансийского князя, потому что, увидев невесту воочию, отказались от своих намерений. Женихов отпугивало безобразное, мохнатое, более похожее на звериное, чем на человеческое, лицо Костö.

На самом деле она была красавицей, но ее мать, чтобы дать дочери возможность самой выбрать жениха, мужа, обклеила лицо Костö кусочками телячьей шкуры. Настоящего лица Костö не видел даже ее отец. Когда Кудым-Ош вошел в шатер, в котором находилась княжна, пред ним предстала девушка с прекрасными глазами, но безобразным лицом. Увидев богатыря Костö поняла, что это ее суженый, она оторвала кусочек шкуры и показала, что под ней нежная белая девичья кожа.

– Не бойся меня, Кудым-Ош: я не такая, какую видишь.

– Поедешь ли со мной, Костö? — спросил Кудым-Ош.

– Я с тобой куда угодно поеду.

Кудым-Ош подтвердил князю свое желание жениться на его дочери. Мать очистила лицо Костö от шкуры. Сыграли свадьбу, а по возвращении Кудым-Оша в родное городище с княжной – вторую.

Кудым-Ош жил очень долго, однажды к нему приходила смерть, но он прогнал ее. Наконец, предчувствуя свой конец, собрал всех сородичей и сказал, что сразу после его смерти у него изо рта пойдёт пена, ко всем, кто мизинцем соберет эту пену, перейдет часть его богатырской силы. По другой версии, Кудым-Ош прожил 150 лет, а перед смертью велел похоронить себя в долбленом кедровом гробу, опоясанном железными обручами, и сообщил, что когда-нибудь еще вернется на эту землю.

Мнение эксперта

Иван Зырянов:

Иван Зырянов: "Народная память сохранила для нас прекрасные сказки и чудесные предания, возникшие в глубокой древности" Фото: Из открытых источников

Иван Зырянов, кандидат филологических наук, фольклорист, писатель:

- Народная память сохранила для нас прекрасные сказки и чудесные предания, возникшие в глубокой древности. В них поэтическое воплощение чаяний и ожиданий народных, мечта о человеке-богатыре, который покоряет природу, охраняет землю и свой народ от врагов. Коми-пермяцкий народ поэтически воплотил свою историю в деяния и подвиги Кудым-Оша и Перы-богатыря.

Долгая и завидная судьба у народных героев. Богатыри не умирают. Они могут заснуть, могут уйти в камни, в горы, охраняя земные клады, завещая трудовому народу богатства, принадлежащие каждому человеку в равной доле. Народная фантазия в любой момент может вдохнуть в этих богатырей жизнь, и они снова способны на подвиг во имя справедливости на земле.

Возрастная категория сайта 18 +


Ку́дым-Ош (Кудын-Ош; коми-пермяцк. Кудiн Ош букв. Медведь с устья реки Ку) — легендарный богатырь, культурный герой, персонаж коми-пермяцкого национального эпоса, а также вождь и жрец, наделённый сверхъестественной силой.

Содержание

О статусе вождя

После гибели отца Кудым-Оша в военном походе, он был избран новым главой рода и получил соответствующие знаки отличия: жезл и четырёхугольное изображение медведя, которое постоянно носил на груди.

Разъезжал верхом на лосе и его не могло убить ни одно оружие. Если стрела всё-таки попадала в него, он мог излечить рану, прижавшись к земле [1] .

Кудым-Ош мог вызвать бурю на реке в случае нападения врагов [1] .

Семья

Родился в семье князя-жреца иньвенских коми-пермяков пама. Его матерью была колдунья Пэвсин (Одноглазая), зачавшая сына от семени медведя [1] . Женился на дочери мансийского князя красавице Костэ (по мнению исследователей [2] этим князем был вогульский князь Асыка). У него был сын, также национальный герой коми-пермяков, богатырь Пера.

Кудым-Ош в топонимии

  • Имя Кудым-Оша носит центр его легендарных родовых земель — Кудымкар.

Кудым-Ош в искусстве



Примечания

  1. 123Петрухин, 2005, с. 215
  2. Микушев А. К. Коми народный эпос // Коми народный эпос. М ., 1987. С. 51-52.

Литература

  • Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-Богатыре. Пермь, 1984.

Ссылки

  • Мифология коми
  • Коми-пермяки
  • Кудымкар

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Кудым-Ош" в других словарях:

Пермьтелефильм: Мультипликационные фильмы — Содержание 1 Зарождение анимации в Перми 2 Особенности пермской мультипликации … Википедия

Пера (богатырь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пера (значения). Пера (Пеля, Перя, Экспера; коми окс Пера) легендарный богатырь, культурный герой, персонаж коми пермяцкого эпоса. Содержание 1 Семья 2 Враги Перы … Википедия

Коми мифология — Коми мифология комплекс мифологических представлений, общий для трёх коми народов зырян, пермяков и язьвинцев. К настоящему времени коми мифология была в значительной мере утрачена в процессе христианизации. Древнейший источник … … Википедия

Оньков — Оньков, Виталий Николаевич Виталий Николаевич Оньков Дата рождения: 17 июня 1946 Место рождения: дер. Большие Они Юсьвинского района, Пермская область Дата смерти: 13 октября 2008 … Википедия

Оньков, Виталий Николаевич — Виталий Николаевич Оньков Дата рождения: 17 июня 1946(1946 06 17) Место рождения: дер. Большие Они Юсьвинского района, Пермская область Дата смерти … Википедия

Мифология коми — комплекс мифологических представлений, общий для трёх народов коми зырян, пермяков и язьвинцев. К настоящему времени мифология коми была в значительной мере утрачена в процессе христианизации. Древнейший источник «Житие Стефана … Википедия

Медведь в мифологии коми — Медведь (на коми oš, ош) один из ключевых персонажей в мифологии финно угров в целом и народов коми в частности. В мифологии сверхъестественное существо, сильное, обладающее разумом … Википедия

Рочев, Александр Андреевич — род. 19 окт. 1937 в с. Усть Цильма (Коми АССР). Композитор. В 1966 окончил Ин т им. Гнеснных по кл. баяна, в 1971 Горьковскую конс. по кл. композиции А. А. Нестерова. Преподаватель баяна в дет. муз.. школе Сыктывкара (1958 1960), в… … Большая биографическая энциклопедия

ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ — угро финская мифология, мифологические представления финно угорских народов, восходящие к эпохе их общности (примерно 3 2 е тыс. до н. э.). Древние финно угры расселились к 1 му тыс. н. э. из Приуралья и Поволжья до Прибалтики (современные финны … Энциклопедия мифологии

Ах, какое это необыкновенное место — Коми-Пермяцкая земля! Поразила красотой и простором, удивила людьми, заворожила своими легендами, унесла в далекое прошлое. И этому далекому прошлому будет посвящен практически весь мой рассказ.

Понимаю, что ничего нового не поведаю после замечательно-глубокого рассказа Галины Горшениной и после фотоальбома Татьяны Поляковой , но начав писать этот опус, а скоростью при написании я не отличаюсь, решила его доделать.

2-й день путешешествия мы провели в КудЫмкаре. Название небольшого пермского города было на слуху, но ни о чем мне не говорило. Скажу честно, в этот тур я отправилась ленивым туристом: достопримечательности маршрута заранее не мониторила, города и гостиницы на карте не смотрела. На 100% была уверена, что будет интересно и предвкушала «сколько нам открытий чудных…" подготовил Николай. Я просто шагнула из рабочих будней в очередной отпуск и радовалась всему на свете.

Итак, КудЫмкар. Нас встречает гид Марина и мы отправляемся в историческую часть города, туда, где располагалось древнее Кудымкарское городище. История этого поселения дошла до нас в легендах и сказаниях, попробую поведать её на свой лад, песней о Кудым-Оше собственного сочинения.

Читайте также: