Сообщение о кубанской хате

Обновлено: 05.07.2024

Первые отряды казаков-черноморцев прибыли на Кубань во второй половине 1792 г. Из Приднестровья в Черноморию они добирались несколькими отрядами морским и сухопутным путями. Отряд полковника Саввы Белого, обогнув Крым на лодках и других судах, высадился у Тамани 25 августа 1792 г. Основной состав ЧКВ во главе с кошевым атаманом Захарием Чепегой отправился в путь 2 сентября 1792 г. в обход Азовского моря и 23 октября прибыл к Ейской Косе. Третий отряд повёл Контантин Кордовский через Крым. В путь он выступил 4 сентября, в порт Еникале (Керчь) прибыл 23 октября, а в район Темрюка, переправившись через Керченский пролив, 1 ноября 1792 г. Этим же путём пришли отряды войскового судьи Головатого – к лету, есаула Черненко – к осени 1793 г.

Всего в Черноморию прибыли до 25 тысяч первопроходцев, в том числе – до 17 тысяч строевых казаков; остальные – женщины, дети, старики, инвалиды (Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2-х томах. – Екатеринодар, 1913.). Первые годы все они жили практически в открытой степи. Единственное укрытие от непогоды – тент над повозкой, которая была далеко не у всех переселенцев. Поэтому жилищное строительство для первопроходцев становилось вопросом жизни.

Ф.А. Щербина описывает не только военные успехи казаков-черноморцев, но и их нравы, обычаи, жилищно-бытовые условия, их подходы к военному и гражданскому строительству. Опираясь на это наследие, а также на архивные документы и собственные наблюдения, нам удалось обобщить опыт жилищного строительства в первых казачьих поселениях на Кубани.

Приоритетным у казаков было военное строительство: оно велось вдоль границы, протяжённость которой до 250 вёрст. Заняв 24 укрепления, построенные солдатами русской армии под руководством А.В. Суворова, казаки приспособили их к своим манерам взаимодействия с неприятелем. Одновременно строили новые кордоны, батареи, сторожевые посты, пикеты, причалы для судов войсковой флотилии. При всех этих военных объектах сооружались казармы – жилища для казаков-пограничников. Самый крупный военный объект – войсковой град-крепость Екатеринодар – начали строить в сентябре 1793 г. в урочище Карасунский Кут, назвав в честь Екатерины Великой.

Гражданское строительство начиналось сразу же по мере прибытия семей к месту будущей зимовки и продолжалось при каждом перемещении куреней по Черномории. Известно, что размежевание её земель было завершено лишь к началу 1794 г., а весной были определены места для первых 40 куренных селений. Одно из них, примыкающее к граду-крепости, назвали Екатерининским, другое Березанским – в честь победы над турками у острова Березань. Остальные 38 получили названия, которые носили запорожские курени.

На местах будущих селений практически в открытом поле собиралось до пятисот и более человек, большинство из которых женщины, дети, старики, инвалиды. Свободные от службы строевые казаки и всё трудоспособное население куреней спешно строили навесы, загоны и базы для скота, копали колодцы. Располагались семьями или отдельными группами.

Самое доступное жильё – шалаши и землянки. Чтобы соорудить шалаш, нужны были небольшой толщины брёвна, латы – жерди, камыш, сухая трава, бурьян. Шалаш защищал от непогоды, от жары, но не спасал от холода, поэтому до наступления зимы семьи старались построить землянки. Их сооружали в черте будущего селения, на возвышенных местах, в стороне от низин и балок, чтобы избежать подтопления. Выкапывали траншею глубиной в один-полтора метра, шириной и длиной до трёх и более метров, в зависимости от численности семьи. Из грунта делали обваловку траншеи, утрамбовывая земляной вал. Он увеличивал глубину землянки до двух и более метров, обеспечивал отвод дождевой воды. С угла на узкой стороне траншеи делали отлогий спуск – будущий вход в землянку, его тоже обваловывали. В середине обоих торцов траншеи устанавливали по бревну, закрепляли их, подпирая с боков брёвнами-откосами. Между ними устраивали окна и дверь. На брёвнах-стояках крепили продольное бревно – перекладину, а вниз от неё по боковым откосам – латы (жерди). Полученная решётка служила опорой для кровли. Её делали из камыша, уложенного пучками в два слоя: нижний слой куницами (верхушками) вверх под залом, а верхний наоборот – он обеспечивало водосток, из него же делали гребень наверху. Камышовые пучки – фашины – увязывали, переплетали между собой, шпагатом крепили к латам.

Внутри землянку мазали глиной, поверх неё – раствором коровяка, если была известь – белили. В землянке делали спальные топчаны, стол, лавки и прочие приспособления, улучшавшие бытовые условия. Очаг – печь – устраивали обычно около двери, используя глину, песок, известь, а позже и кирпич. Из этих же материалов делали дымоходы, дымарь (трубу), приспособления для удержания тепла. На строительство такой землянки уходили считанные недели, а то и дни, что позволяло каждой семье или группе холостяков иметь свой кров до наступления зимы. За два-три года, прожитые в землянке, семьям удавалось заготовить материалы и построить свой дом – хату.

Войсковое правительство выработало общие требования к планировке куренных селений. Рекомендовалось, в частности, селениям придавать форму квадрата, ориентированного по сторонам света, площадью до 250 десятин. Казачьи подворья ограничивались размерами 20 на 40 саженей, т.е. площадью до 0,3 десятины. Проезды между подворьями – будущие улицы – должны были иметь ширину 10 саженей и располагаться параллельно сторонам квадрата, т.е. с юга на север и с востока на запад. При такой планировке в селении могло разместиться до 900–1000 подворий (ГАКК, ф. 252, о. 1, д. 361. Описание станиц Таманского округа, 1843.).

Позже допущенные при первоначальной планировке куренных селений отступления упорядочили, улицы выпрямили, увеличив их ширину до 12 саженей, подворья объединили в кварталы, ограничив их длину четвертью версты, то есть 125 саженями. Кварталы стали прямоугольными, с размерами сторон 60 на 100 или 60 на 120 саженей – следовательно, площадью в 2–3 десятины, что позволяло в каждом квартале размещать до 10–12 подворий. Со временем площадь подворий уменьшалась вследствие разделения семей и, соответственно, увеличения количества подворий в квартале. (Для справки: 1 сажень = 3 аршина = 2,1336 м; 1 аршин = 16 вершков = 71,12 см; 1 вершок = 4,445 см; 1 верста = 500 саженей = 1,0668 км; 1 десятина = 2400 кв. саженей = 1,09254 га.)

В большинстве первых куренных селений (с 1842 г. они – станицы) такая планировка соблюдалась и, как правило, сохраняется доныне. Исключение составляют лишь кварталы, которые примыкают к берегам рек, да ещё те, на территории которых оказались балки – низины, заполнявшиеся вешними водами. Такие низины долгое время были пустырями – доступными всем водоёмами или пастбищами. Теперь их зачастую засыпают землёй, застраивают, что приводит к подтоплениям, заболачиванию, гибели деревьев…

По мере накопления строительных материалов казаки начинали строить свои хаты (хата – дом, иногда хата – это комната). Вплоть до первых десятилетий XX в. в станицах строили в основном турлучные хаты. Главный строитель – плотник, вооружённый топором, пилой, долотом, буравчиком. Были в селениях плотники-профессионалы, но и многие казаки, владея навыками этого ремесла, строили свои дома сами.

Самыми трудными и дорогостоящими были заготовка дубовых столбов, лат, досок, изготовление дверей, окон, ставней и прочих деревянных конструкций. За покупкой лесоматериалов ездили на подводах в ближайшие леса, чаще – в предгорья, в Красный лес (он сохраняется в хорошем состоянии до сих пор). Другие нужные материалы – камыш, солома, глина – были рядом и в больших количествах. Но предпочтение отдавали гривенскому камышу – тонкому и почти без листвы. Кровля из него получалась плотной и долговечной. Верёвки, шпагат делали сами – из конопли, которую для этого и выращивали.

Каркас будущей хаты – со стропилами для кровли – делали с помощью топора и долота, без гвоздей, на шипах и клиньях. Затем каркас, включая потолок, обвязывали камышовыми пучками при помощи шпагата. Крышу покрывали камышом, с заломом или гребнем на коньке крыши. На каркас с обеих сторон лепили толстый слой глея, заполняя им пространство между камышовыми пучками. Им же настилали потолок – пол чердака (горище) и пол – доливку. Когда всё высыхало, хату снаружи и изнутри мазали всё тем же глеем. Его готовили в местах поближе к реке – к воде. Сначала копали земляной круг, диаметром до 10–15 метров, бросали в него глину, суглинок, ячменную солому, поливали водой. Месили конскими копытами, гоняя – обычно целый день – три-четыре лошади по кругу. Полученную массу и называли глеем (глэй). Для чистовой обмазки делали замес из глины и конского навоза. После этого хату белили известью; красили, обычно в голубой цвет, ставни и двери.

Строили в основном пятистенные хаты: четыре стены внешние, пятая внутренняя делила хату на две большие комнаты (Онищенко В.Я. Казачья станица Поповичевская (Калининская). – Краснодар: ИМСИТ, 2007. – 132 с.). Одна из них была залой с отгороженной спальней для родителей, другая – общей. Она служила всем и для всех нужд. В ней устраивалась большая русская печь, которая обогревала всю хату, в ней же пекли хлеб и пироги, готовили еду, на ней спали.

В общей комнате нянчили и укладывали спать детей, пряли, вязали, вручную сортировали семенное зерно, обрабатывали продукты. В ней был большой стол, за которым усаживалась вся семья. Ели из общей миски, стоявшей в центре стола. В этой же комнате спасали от холода малых телят, жеребят, ягнят, которые появлялись на свет зимой.

По мере разрастания станиц всё труднее стало добывать лес на их строительство. Поэтому казаки стали переходить на постройку хат из самана. Его делали из того же глея, который формовали вручную с помощью деревянного станка. Ширина самана равна толщине будущей стены, а длина обычно в полтора раза больше ширины. Саман хорошо высушивали, получалось некое подобие земляного кирпича. Из него выкладывали стены будущих хат, а кровлю, пол и всё остальное делали так же, как в турлучных хатах. Те, кому было по средствам, ставили саманные хаты на фундамент из камня – они котируются и поныне. Так же, как и саман – поныне ценный материал для одноэтажного сельского строительства.

Лишь с середины прошлого века саман и турлук начали вытесняться кирпичом и другими современными строительными материалами и технологиями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постро.

Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Развивать любознательность Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям

Жилища казаков

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, х.

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату. Как казаки строили себе жильё

Турлучные дома

Строительство турлучных домов По периметру дома казаки закапывали в землю бол.

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «по.

Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате к.

Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружениятакой хаты перенесена с Украины. Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу. Над ней ставили легкий навес. . Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

Как казаки строили себе жильё из самана Казаки строили себе жильё из самана.

Как казаки строили себе жильё из самана Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цве.

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой

Настоящая старинная хата

Настоящая старинная хата



Атамань. Кубанское подворье

Атамань. Кубанское подворье

Уникальный музей под открытым небом

Уникальный музей под открытым небом

Проверь себя Как называется жильё казака? Из чего казаки делали хаты? Какими.

Проверь себя Как называется жильё казака? Из чего казаки делали хаты? Какими были первые хаты - саманные или турлучные? Как строили саманные хаты? Как строили турлучные хаты?

МОЛОДЦЫ! Спасибо за урок!

МОЛОДЦЫ! Спасибо за урок!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 259 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.01.2016 3749
  • PPTX 2.8 мбайт
  • 47 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Коновалова Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Хата казака

Хата кузнеца

В хате всегда было уютно и просто. Казачки умело управлялись по дому, смотрели за хозяйством, занимались рукодельем. Ткали покрывала, вышивали, набивали перины и подушки пухом. По этому, в казачьих хатах было так тепло и уютно, ведь все в доме было сделано руками казачек, с большой любовью.

В хате казака

Особо чтили в хате святой угол, где находились иконы. Казаки глубоко верующие люди, почитали традиции, праздники и обряды.

Икона

Сегодня в Атамане все, что есть в хатах и дворах – настоящие, эти предметы были привезены из всех уголков Краснодарского края, и когда-то они были на службе у казаков и казачек.

Настоящие предметы быта казаков

Казак-скульптура

Дворы обычно были не большими и дома располагались довольно компактно. В некоторых местах, особенно в центре станицы между домами могло быть несколько метров.

Двор

Дома и богатых и бедных строились на один манер: две комнаты, одна из которых по больше – горницы, а поменьше – стряпухи. В горнице всегда чисто. Здесь обычно стояли: стулья, стол, сундук, лавки и другое. Печной угол это самая важная часть хаты. Большая четырехугольная печь, всегда чистая и украшенная. Около печи находится ухват, кочерга, лопата.

Печь в хате

Казаки пользовались глиняной, деревянной и металлической утварью: тарелки, блюда, миски, чашки, супники, казаны, горшки, чавуны, сковороды. В хозяйстве была также деревянная ступа, где дробили зерно.

Посуда из глины

Стены казачьей избы украшены оружием и конской сбруей, картинами военных сюжетов, фотографиями семьи.

Фотографии на стенах

Хата станичного

Хата станичного правления – это единственное административное здание в казачьей станицы. Возле него казаки дожидались, когда примет атаман. Женщинам вход в правление строго запрещалось, так что казачки подавали жалобы только в письменном виде. Представителями женщин выступали мужчины: отец, муж, сын или брат.

Станичное управление

Хата станичного состояла из комнаты атамана, комнаты судьи и писаря. Станичного атамана выбирали на казачьем круге большинством голосов. Не имело значения, богат казак или беден, все завесило от его авторитета и общественных дел.

Вопросов решать приходилось много: от войны до местных проблем. Казак по личному вопросу мог обратится к атаману в любое время дня или ночи.

Писарь был исполняющим казначеем и хранил печати. По рыбному дел была утверждена должность – шапаря. Он заключал договора на ловлю рыбы с отдельными лицами.

И конечно, везде висели портреты Екатерины II, ведь именно благодаря ей казаки получили земли на Кубани. Краснодар раньше был назван в честь Екатерины II – Екатеринодар, то есть Екатеринин дар. Но, в советское время город был переименован в Краснодар. Не раз уже подымался вопрос о том, чтобы переименовать город Краснодар обратно в Екатеринодар. Но, по затратам это очень дорого.

Хата Атамана

В обязанности атамана входило много дел: при закладке станице построить церковь, ежегодно военно-полевые сборы, осмотр боевых коней и военного снаряжения, пожарная безопасность, содержание дорог и почтовой станции и многое другое. Так же атаман мог устроить из бедных семей казачат в училища и военные школы.

У атамана все дела ведутся по-хозяйски, все в полном порядке. Атрибуты власти: булава, печать, амбарная книга для записей. В углу висела икона Георгия Победоносца. Тканые прокрывала на кровати, выбитые занавески на окнах, пуховые перины и подушки. Вышитые рушники гладью обрамляли икону. Если в сенцах висели кужух, хомут – это значит, что хозяин дома.

В Атамани были также представлены хаты: оружейника, кузнеца, пекаря, писаря, рыбака, священника, гончара, ткача, винодела, шорника, сапожника. Но о них уже в другой раз.

Играй, гармонь любимая! Кубань-Атамань

Основу хозяйственной деятельности преобладающего большинства сельского населения Кубани (за исключением южных предгорных районов) в предреволюционный период составляло земледелие. Вырученные от продажи продуктов деньги старались вкладывать в усовершенствование земледельческого хозяйства. Обеспеченность простейшими сельскохозяйственными машинами и усовершенствованными орудиями, в том числе железными плутами, жнейками, сеялками, молотилками, на Северном Кавказе была высокой. И все же на большей части территории кубанского края техника сельского хозяйства и система земледелия были отсталыми. Земля обрабатывалась небрежно, слабо применялись такие приемы повышения плодородия, как правильные севообороты, зяблевая вспашка, пар.

Основным орудием пахоты с развитием земледелия стал плуг. С конца XIX в. деревянные части тяжелого двухколесного деревянного плуга постепенно заменяются железными. Посев зерновых и пропашных культур повсеместно производили ручным способом. Сеялки использовались в 900-е годы лишь в немногих богатых хозяйствах. Пахота, боронование и посев считались исключительно мужской работой, но если в семье было мало мужчин, им помогали женщины и дети. Посевом зерновых, требовавшим навыка, обычно занимались старшие в семье мужчины.

С первых чисел мая начиналась прополка; мотыга почти не выпускалась из рук и попеременно применялась на бахчах, в огородах, в поле, на участках кукурузы, подсолнечника, гороха, фасоли и т. д. Пололи гуртом – всей семьей, но поскольку на май часто назначались лагерные сборы, вся тяжесть работы обычно падала на женщин.

В конце мая – начале июня занимались уборкой сена. Сенокошение считалось мужской работой, однако почти во всех казачьих семьях косой владели и женщины. При недостатке рабочей силы на время сенокоса нанимали косарей, приходивших на заработки из внутренних губерний России. Сушкой сена обычно занимались женщины, мужчины укладывали его в копны и возили к скирдам.

Наиболее напряженным периодом сельскохозяйственных работ была уборка зерновых. В конце июня – начале июля поспевали озимые, во второй половине июля – яровые. Позднее начиналась уборка проса, льна, подсолнечника, кукурузы. В уборке участвовали все — взрослые, подростки, старики. При господствовавшей в то время примитивной земледельческой технике работать приходилось от зари до зари. Уборочная страда во многих семьях, у которых не было средств для найма рабочей силы, затягивалась до самой зимы.

Старинным орудием уборки хлеба был серп. В 80—90-е годы XIX в. он постепенно заменяется косой с прикрепленными параллельно клинку граблями.



Часть сельского населения за- нималась промыслами и ремеслами. Во многих станицах появились небольшие мукомольные, маслобойные, сыроваренные, пивоваренные, кожевенные, кирпичные, гончарные и другие предприятия, принадлежавшие предпринимателям из иногородних

После уборки хлеба начиналась молотьба, нередко затягивавшаяся до самой зимы. До конца XIX в. хлеб преимущественно молотили при помощи – гоняли быков или лошадей, нередко запряженных в повозку, по разостланным на току снопам. Для обмолота проса, бобовых, конопли, льна, подсолнечника употребляли цеп, которым в бедных хозяйствах обмолачивали и хлебные злаки. В отдельных предгорных станицах хлеб молотили также большими деревянными досками с кремневыми зубцами. В конце XIX - начале XX в. в богатых хозяйствах появляются молотилки, сначала конные, потом паровые. Молотилки стоили дороже других машин и поэтому в середняцких хозяйствах встречались редко.

После обмолота зерно веяли по ветру лопатой, а затем очищали при помощи кожаных решет, подвешенных на треноге (грохот). В 900-х годах во многих хозяйствах появились веялки. Провеянный и очищенный хлеб свозили в чувалах (мешках) и ссыпали в амбары.

Часть сельского населения занималась промыслами и ремеслами. Во многих станицах появились небольшие мукомольные, масло бойные, сыроваренные, пивоваренные, кожевенные, кирпичные, гончарные и другие предприятия, принадлежавшие предпринимателям из иногородних. Развивавшиеся в конце XIX в. горнодобывающие, главным образом нефтяные промыслы, были сосредоточены в руках иностранных капиталистов, которые использовали труд местного сельского населения закубанских районов.

В XIX в. до строительства железных дорог большое значение в экономике края имел чумацкий промысел – перевозка зерна, соли, спирта, мануфактуры, досок, стекла, железа и пр. между крупными торговыми пунктами (Ростовом, Ейском, Екатеринодаром, Майкопом, Усть-Лабинской и др.). Для казаков чумачество обычно служило лишь подспорьем к земледелию; им занимались в свободное от полевых работ время.

Почти во всех селениях Кубани развивались мелкие ремесла: в конце XIX - начале XX в. плотники, печники, портные, бондари, медники, стекольщики, кирпичники каменщики, гончары совмещали ремесло с земледелием. Казачки, уходившие на заработки (батрачки, прислуга), были главным образом из бедных семей, они были вынуждены готовить себе приданое на собственные средства.

В предгорных закубанских районах ремесла и промыслы были развиты значительно сильнее. Основным занятием закубанцев был вывоз строевого леса и изготовление на продажу разнообразных изделий из дерева: предметов сельскохозяйственного инвентаря, транспорта, домашней утвари. В ряде мест занимались извозом, выжиганием извести, добычей камня, сбором плодов, ягод и прочими работами. Но промыслы не приносили достаточного дохода, и потому в начале XX в. распространенным становится отход на земледельческие заработки в степные станицы, на поденную работу.

Классовое расслоение иногородних заметно усиливается в конце ХГХ - начале XX в. Выделяется прослойка богатых предпринимателей: одни из них занимаются торговлей, заводят различные промышленные предприятия, другие арендуют на продолжительный срок войсковые земли или покупают частные земли и создают крупные хозяйства капиталистического типа.

Жилище основной массы сельского населения Кубани в конце XIX - начале XX в. строилось преимущественно из местных строительных материалов — глины, камыша, соломы, хвороста, в лесных предгорных районах – из дерева. Наиболее характерным для Кубани считался турлучный дом – деревянный каркас, обмазанный с двух сторон глиной. Каркас сооружался из вертикальных столбов, пространство между которыми заполнялось деревянными плахами, хворостом или камышом. Верхние концы сох соединялись одним или двумя рядами бревен или досок – основой; поверх основы вдоль дома клали одну или две потолочные балки (матка – в восточных районах, сволок – в западных районах). На матку или сволок поперек постройки накладывали тонкие жерди (слежи, сволочки), которые заплетали хворостом или засыпали поверх слоем камыша. Подобная конструкция потолка была характерной и для жилищ, построенных из других строительных материалов. Каркас стен и потолка обмазывали с двух сторон толстым слоем (в 30-40 см) глины, смешанной с соломой. Забивали глиной полы, возвышавшиеся над поверхностью земли на 20-30 см.



Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в. были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким стопином. Рассаживались в определенном порядке: на почетном месте глава семьи, рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины. Иногда рассаживались семейными парами. Жилищные условия во многих больших семьях в зимнее время были тяжелыми. Глинобитные полы, отсутствие вентиляции, теснота, плохое освещение, необходимость содержать зимой в жилых помещениях мелких домашних животных – все это создавало антисанитарные условия существования, приводившие к различным заболеваниям.

Ведущей отраслью хозяйства кубанцев в прошлом было зерновое земледение, и хлеб (пшеничный) являлся основой питания. Существенную роль играли также продукты животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства.

Наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске (остаток теста от предыдущей выпечки). Дрожжи приготовляли сами из хмеля, который рос в изобилии по всему краю. На Кубани пекли также и пресный хлеб (в виде лепешек), если не хватало хлеба до следующей выпечки или во время работы в степи, когда не было времени для вымешивания кислого хлеба. Обычно хлеб выпекали в печи на чисто выметенном поду. В 900-е годы стали применять формы из жести, но и тогда подовой хлеб считался вкуснее. Обычай печь хлеб на поду сохранялся.

Среди других мучных изделий были распространены разнообразные пироги, вареники и галушки. Наиболее распространенным видом хлебных изделий были пироги и вареники. Большие круглые пироги с разнообразной начинкой, чаще с фруктовой, встречались всюду.

Любимыми были маленькие пирожки с творогом (сыром), выпекавшиеся на противнях (листах) тесно прижатыми друг к другу. Вареники чаще всего приготовлялись также с творогом или с фруктами. Галушки ели меньше вареников, однако их ценили за быстроту приготовления. Готовили галушки не везде одинаково: в западных раинах тесто чаще отщипывали – рвали, а на востоке его или резали ножом, или, если тесто было более жидким, опускали ложкой в кипящую подсоленную воду, молоко, бульон, как русские клецки. Особо любима кубанцами лапша. Тесто для лапши замешивалось на яйцах, раскатывалось в тонкий лист и мелко резалось; запускалась лапша в молоко, мясной бульон, в картофельный суп, заправленный жареным луком. Из отварной лапши приготовлялся лапшевник (отварная лапша, заправленная яйцами, маслом и запеченная) – блюдо это как праздничное, особенно свадебное, бытовало на Кубани везде. Из кислого теста кубанцы пекли блины и оладьи. На западе края блины пекли меньше. Блины и оладьи делали также и из пресного теста, чаще всего на кислом молоке и яйцах, но это блюдо было скорее праздничным угощением, так же как и всякого рода изделия из пресного теста, замешанного на масле, яйцах и сметане, – колобки, кныши (из раскатанного текста, переслоенного каймаком или творогом – сыром), вывертышки (род хвороста) и украинские орешки – маленькие кусочки пресного теста, варенные в масле.

На Кубани также готовили кушания из муки, они отчасти заменяли хлеб: саламата – поджаренная пшеничная мука, заваренная кипятком (ее ели с подсолнечным маслом или с пережаренным на сале луком) и любимая кубанцами кваша – запаренный пшеничный солод, смешанный с фруктами и запеченный, кулага – пшеничная мука, заваренная фруктовым отваром.



Блины и оладьи делали также и из пресного теста, чаще все- го на кислом молоке и яйцах, но это блюдо было скорее праздничным угощением, так же как и всякого рода изделия из пресного теста, замешанного на масле, яйцах и сметане, – ко- лобки, кныши (из раскатанного текста, переслоенного каймаком или творогом – сыром), вывертышки (род хвороста) и украинские орешки – маленькие кусочки пресного теста, варенные в масле

Разнообразные крупы имели огромное значение в питании кубанцев. Каши варили на воде или молоке, жидкие и густые. Гречневая и пшенная каши были одинаково любимы. В западных и особенно в предгорных районах чаще варили гречневую кашу. В этих же районах пекли гречневые блины и приготовляли вареники из гречневой муки или с начинкой из гречневой. Пшено было распространено везде; из него варили каши, кулеш – жидкую пшенную кашу с картофелем, разведенную молоком и заправленную луком, пережаренным с салом или на растительном масле (когда молока не добавлялось) . Это кушанье особенно часто варили во время работы в степи.

Из бобовых культур на Кубани довольно много употребляли гороха и особенно фасоли. В этом, очевидно, сказалось влияние народов Кавказа. Правда, в отличие от них кубанцы приготовляли фасоль подобно тому, как везде в России готовили горох, т. е. варили супы, отваривали и ели с маслом и салом, пекли пироги и т.п.

Многочисленные войны внесли изменения в наряд казаков. Черкеску и бешмет заменила гимнастерка, вместо бурки разрешили носить шинель, а папаху заменили фуражкой. Традиционную казачью форму оставили в качестве парадной.

Повседневные костюмы кубанских казаков и казачек позаимствовали некоторые детали из русских и украинских костюмов. Так, женский костюм отличался яркостью и красотой, подчеркивала статус и выделяла казачек среди другого населения. Казачки любили яркие наряды, каждая умела шить и ткать, плести кружева и вязать. Поэтому немалое место среди украшений занимает вышивка – ярко вышитые рубахи, сарафаны, платья были очень самобытны.

Праздничная одежда шилась из бархата и шелковых тканей. Повседневная одежда состояла из нижней рубахи, кофты и ситцевой юбки. Поверх рубахи надевались две-три юбки из крашеной домашней ткани. Кофты, особенно праздничные, отличались длинными рядами мелких пуговиц, а пышные рукава кофт сужались к кисти. Лакированные сапожки дополняли костюм. Женщины носили платки и шлычки, шали и кружевные накидки.

Семейный и общественный быт

В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX века предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения – вдов, девок, семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.

Особые обычаи кубанских казаков отражены в свадебных традициях. Свадебные наряды казачек представляют собой шедевры рукоделия – это были юбки светлых тонов и красивые вышитые кофты из шелка с богатыми узорами. Свадебные платья хранились в сундуках, передавались по женской линии. Нередко в семьях хоронили женщин именно в свадебных платьях.

Особое внимание казаки уделяли рушнику как свадебному атрибуту: его хранили как семейную святыню, использовали для исцеления больных. Все казачьи рушники отличались богатством вышивки и красотой отделки.

Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний. Казаки широко отме чали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники. Главный войсковой праздник казаки отмечают в конце августа. Датой образования Кубанского войска считается день Александра Невского, который отмечается 12 сентября.



Казаки уделяли внимание религиозному воспитанию, поэтому все церковные праздники свято чтились в семьях и войске. Лю- бимые праздники казачества – Крещение, Рождество, Пасха, Троица, Спас, Покров. Отмечаются родительские субботы, справляются поминки по умершим родственникам

Казаки уделяли внимание религиозному воспитанию, поэтому все церковные праздники свято чтились в семьях и войске. Любимые праздники казачества – Крещение, Рождество, Пасха, Троица, Спас, Покров. Отмечаются родительские субботы, справляются поминки по умершим родственникам.

18 октября отмечается Войсковой праздник кубанских казаков. Также отмечаются многочисленные праздники полковые и казачьих территориальных частей.

У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика. В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков. В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.

Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометри-ческими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, лозоплетение, рушники. Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников – подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки казаки изготавливали из лозы. Рушники – традиционный элемент кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали гладью или крестом.

Кубанская народная кухня также является важной составляющей материальной культуры кубанцев. Основу питания кубанских казаков составляли мучные изделия, продукты животноводства, птицеводства, рыболовства, пчеловодства, а также овощи, фрукты, ягоды, зерновые.

© московский государственный университет им. К. Г. Разумовского (ПКУ), 2015-2017.

Егор Гашков

Строительство кубанской хаты.

Напоследок делали побелку. Для этого использовали белую глину. Поэтому страстная неделя перед Пасхой, когда казачки белили хаты, называлась Белой.

Роман Скойбеда

Егор Гашков

Роман Скойбеда

Егор Гашков

😢

Роман, я бы тоже в качестве кухонки такой себе сделал) а что, материал экологически безопасный, и глаз радует. Была б только земля для кухонки

Кубанская балачка

художников с изображением казачьих военных действий, в основном, относящихся к периоду 1–й мировой войны; зеркала в деревянных резных рамах. Семейные фотографии имели определенное место в интерьере. Они были традиционными семейными реликвиями. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70–е годы. Первыми фотографами были и казаки и иногородние. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, народные праздники, похороны. Много фотографий запечатлели период 1–й мировой войны, когда в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получали фотографии с фронта. Эти фотографии передавались из поколения в поколение. Но как и многие памятники материальной, традиционно–бытовой культуры, казачьи фотографии уничтожались в 1930–е гг. Их

Читайте также: