Сообщение о кривом роге

Обновлено: 16.05.2024

История Кривого Рога, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Знаменитый город Кривой Рог был создан в в XVII веке запорожскими казаками.

Как известно, первое официальное упоминание о городе произошло 27 апреля 1775 года в описи почтовых станций.

Однако, некоторые эксперты выражают сомнения по этому поводу, ведь основная масса документов, рассказывающих нам об истории Кривого Рога сгорела в 1941 году, в период Великой Отечественной войны.

Уже в 1860 году город вошел в состав Херсонской губернии. Населением Кривого рода на тот момент были евреи.
Заметный экономический подъем в развитии города наблюдался в 1881 году, с началом добычи железной руды. Основателем данного вида деятельности являлся Александр Николаевич Поль.

Также в тот период в Кривом Роге происходила постоянна урбанизация, что способствовало увеличению потенциала города в целом. Менялся и этнический состав населения: в городе появляется огромное количество русских из Киевской, Курской, Орловской губерний.

Начиная с 1919 года Кривой Рог становится уездным городом, частью Екатеринославской губернии. В период гражданской войны город был центром анархистского движения, которым руководил знаменитый Нестор Махно.
Во время Великой Отечественной войны город был атакован немецкими войсками и сдан советской армией без боя.

Оборудование заводов и предприятий, рабочие и местные жители были эвакуированы из города в Нижний Тагил.

Остальные стратегические объекты были разрушены, как и город в целом. Однако после завершения войны, Кривой Рог был заново отстроен и восстановлен, а также был превращен в крупнейший промышленный и транспортный центр области.

В 1963 году в Кривом Роге произошли массовые беспорядки, в которых приняли активное участие более 6 тысяч человек. Причиной возникновения таких движений стало сопротивление сотрудникам правоохранительных органов со стороны военнослужащих. В итоге огромное количество человек предстали перед судом.

В период 80-х— 90-х гг. Кривой Рог стал известен как одно из мест наиболее сильных столкновений преступных группировок молодёжи на территории города. Однако ситуацию удалось быстро отрегулировать.

На данный момент Кривой Рог является вторым по значению и масштабу городом Днепропетровской области. Здесь также происходит разработка Криворожского железорудного бассейна. Стоит отметить, что помимо промышленного потенциала, Кривой Рог также имеет на своей территории огромное количество высших учебных заведений, учреждений культуры, а также учебных заведений.

По площади город является очень большим. Протяженность в длину с севера на юг составляет 126 км, однако что интересно, в некоторых местах всего 20 км в ширину. Население на территории Кривого Рога разнообразное по этническому составу и насчитывает порядка 660 тысяч человек.

Орден Ленина

Кривой Рог, в левом верхнем углу, на карте 1937 года, по данным на карте в городе проживало 96 тысяч человек, так же отсутствует Карачуновское водохранилище.

Код КОАТУУ — 1211000000. Население на 2012 год составляло 659 090 человек [2] .

Является административным центром Криворожского района, в состав которого не входит.

Является административным центром Криворожского городского совета, в который, кроме того, входят посёлки: Авангард, Горняцкое, Коломийцево, сёла Новоивановка, Терноватый Кут и ликвидированные город Ингулец, пгт Калинино, Зелёное, Мировское, Рахмановка, Зализничное, посёлки Рудничное и Степное.

Самый длинный город Украины – 126 км [3] .

Содержание

Географическое положение

Кривой Рог находится в месте впадения реки Саксагань в реку Ингулец, на реках есть несколько запруд, в том числе Карачуновское водохранилище. Через город проходят автомобильные дороги Н-11 , Н-23 , Терны, Роковатая, Вечерний Кут, Шмаково, Кривой Рог-Главный (вокзал Долгинцево), Кривой Рог (вокзал Червона), Кривой Рог-Западный, Новоблочная, Мудреная, Лесозащитная, Батуринская, Кривой Рог-Сортировочный

Кривой Рог является центром разработки Криворожского железорудного бассейна (Кривбасс).

История

Официальной датой основания города считается 1775 год [4] .



В 1860 году Кривой Рог, приобрёл статус местечка в составе Херсонской губернии. Основным его населением были евреи.

С начала добычи железной руды в 1881 году город пережил экономический подъём, а его население стремительно увеличивалось. Началу добычи железной руды положил Александр Николаевич Поль. Именно с этого периода этнический состав города меняется. В городе появляется много русских из Киевской, Курской, Орловской губерний.

С 1919 года Кривой Рог — уездный город в составе Екатеринославской губернии.

Во время гражданской войны был одним из центров анархистского движения под руководством Нестора Махно.

Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован немецкими войсками с 15 августа 1941 по 22 февраля 1944 года. Город был сдан без боя, советские органы правопорядка и госслужащие покинули его. Промышленное оборудование было вывезено или разрушено, чтобы стратегически важные объекты не достались врагу. Сотрудниками НКВД, оставленными на местах при отступлении, другими жителями велась активная подрывная и разведывательная деятельность против фашистов. Были сформированы партизанские отряды.

После окончания войны Кривой Рог был отстроен, в том числе пленными немцами, и превращён в промышленный центр области.

16—18 июня 1963 года в городе произошли массовые беспорядки, в которых, по разным оценкам, участвовало от 1000 до 6000 человек. Поводом для беспорядков стало оказание сопротивления сотрудникам милиции со стороны военнослужащего. В итоге — четверо убитых, 15 раненых, примерно 3000 предстали перед судом, 1500 из них получили тюремные сроки, остальные — административный арест на 15 суток. Оправдан был лишь 1 человек, женщина, видевшая кто бросил камень и разбил голову областного партийного работника. На основании этого свидетельства, прокурор потребовал осудить свидетельницу, как присутствующую на месте массовых беспорядков, а именно это и вменялось большинству обвиняемых [5] .

На данный момент Кривой Рог является вторым по значимости городом Днепропетровской области (после Днепропетровска) и является центром разработки Криворожского железорудного бассейна.

Город является культурным центром области — ряд высших учебных заведений (Криворожский технический университет, Криворожский экономический институт, Криворожский государственный педагогический университет, Криворожский филиал Запорожского института экономики и информационных технологий (ЗИЭИТ), Криворожский факультет Национальной металлургической академии Украины, Криворожский центр обучения Одесской Национальной Юридической Академии), театр им. Шевченко и музеи.

Административное деление



Районы города

  • Дзержинский
  • Жовтневый
  • Ингулецкий (с 2002 года город Ингулец указом Верховной Рады Украины включён в состав Кривого Рога)
  • Терновский
  • Центрально-Городской

Криворожская агломерация

Население

Население по переписи 2001 года составляло 666 812 человек [2] . По данным, размещенным на сайте Криворожского горисполкома население по состоянию на 01.06.2012 года составляло 661,2 тыс. чел.

Экономика

Промышленность

Город является крупным промышленным центром, центром разработки Криворожского железорудного бассейна (Кривбасс).

  • машиностроение;
  • пищевая промышленность;
  • химическая промышленность
  • деревообрабатывающая промышленность:
    • Криворожский шпалопропитывающий завод
    • им. Артёма (бывшая Артём-1)
    • Большевик
    • Октябрь
    • им. Ленина
    • Юбилейная
    • Орджоникидзе
    • Фрунзе;

    В 2010 году предприятиями города выработано промышленной продукции на сумму 61 млрд грн.

    Транспорт





    Общественный транспорт в городе — скоростной трамвай, трамвай, троллейбус и автобус.

    В городе с 1986 года действует метротрамвай [6] [7] . По сути, эта транспортная система является метрополитеном облегчённого типа. Протяжённость — 18 километров, в том числе 7 километров — подземные участки. На участке метротрамвая 11 действующих станций и 1 бездействующая, в том числе 4 подземных.

    Восточная Украина с её металлургией и тяжёлым машиностроением образовалась совсем не случайно: ведь здесь находятся огромные залежи двух важнейших металлургических компонентов - угля и железа. Восточнее Днепра - угольный Донбасс, западнее - рудный Кривбасс. Соединившись, они не могли не породить мощнейший промышленной район Российской империи и Советского Союза.

    В Кривой Рог мы ехали на поезде из Луганска, с другого конца Восточной Украины. Поезд шёл 15 часов, причём народ вёз в основном из Донецка в Днепропетровск. Почти всё это время нас сопровождали промышленные пейзажи:

    Догадайтесь, что это торчит из-за края холма? Это шагающий экскаватор, стоящий на дне глубокого карьера - справа видно даже его роторное колесо, где каждый зубец - многотонный ковш.
    А всё вместе - сплошная промзона, тянущаяся почти на 500 километров, и от города до города, от завода-гиганта до завода-гиганта, тут редко бывает больше 20-30 километров. Помимо железа и угля, этот края богат и другими рудами - в Никополе добывают марганец, необходимый в чёрной металлургии; в Жёлтых Водах добывали уран. Мне и в 2009, и ныне Днепропетровская область кажется даже более индустриальной, чем Донецкая.
    Впрочем, сельское хозяйство тут тоже обильное - всё-таки чернозём. Поля цветущего рапса оставляют неизгладимое впечатление:

    Впечатляет своей капитальностью и железная дорога. Всё-таки Восточная Украина была самым развитым районом Советского Союза. Станция Вольногорск:

    Станция Пятихатки - крупный железнодорожный узел. До Северного района Кривого Рога отсюда ближе, чем от центра (около 30 километров). Ещё одна крупная станция, но уже к югу от города - Апостолово, а общее население агломерации более миллиона человек.

    Но в принципе сам Кривой Рог не сильно отличается от своих пригородов - просто ядро агломерации, которое принято считать единым городом. О том, что ты уже в его черте, вполне можно и не догадаться. Например, вот этот кадр снят из окна метротрамвая почти в геометрическом центре города:

    Доминируют в криворожском пейзаже, конечно же, рудники. Шахты с копрами - но всё-таки немного отличающиеся конструкцией от угольных:

    Железная руда имеет красноватый оттенок, который хорошо виден по отвалам и по въевшейся в копры пыли. Воздух в Кривом Роге ужасен, на языке постоянно мелкая взвесь. Говорят, если ветер дует с рудников, после дождя лужи красноватые.

    Рудники группируются в три больших промзоны с горно-обогатительными комбинатами и множеством небольших шахт: Южная (Южный ГОК и Новокриворожский ГОК), Северная (Северный ГОК), центральная (Центральный ГОК). ЮГОК и СГОК отличаются гигантскими карьерами до 1,5 километров в поперечнике и до 400 метров в глубину. Северный ГОК тут крупнейший - но слишком уж он далеко, поэтому более на слуху ЮГОК. Кроме того, есть ещё и Ингулецкий ГОК в 20 километрах от центра - его посёлок до 2002 года был отдельным городом. Ну а в центре находится "Криворожсталь" - крупнейший металлургический комбинат Украины (7 миллионов тонн стали в год), ныне принадлежащий крупнейшему в мире металлургическому концерну "Арселор-Миттал".
    Типичный "город" в составе Кривого Рога:

    Более того, в Кривом Роге и вокзалов штук пять разного калибра, а железные дороги образуют запутанную сеть - не зря одна из станций называется Мудрёная. Вот например станция Роковатая близ центральной промзоны, с которой и началось наше знакомство с Кривым Рогом - поезду до вокзала пилить ещё минут 40. Обратите внимание на красную пыль в колее:

    Перед Роковатой - две парадных сталинки, а дальше хрущобы. В кадр попала и очень чуднАя маршрутка:

    Самый большой вокзал - Кривой Рог-Западный, или станция Червонная. Он расположен недалеко от "Криворожстали", и по всем законам логики должен быть главным:

    Но Кривой Рог-Главный почему-то выглядит так. Небольшой дореволюционный вокзал стоит на отшибе, в Долгинцевском районе, представляющем собой море частного сектора.

    Зато архитектура очень интересная - вокзалов в готическом стиле на постсоветском пространстве немного. Ведь руды Кривбасса инженер Александр Поль разведал в 1881 году, что пришлось очень кстати - металлургические комбинаты на Днепре и Донбассе росли один за другим. Так что еврейское местечко (с 1860 года) Кривой Рог пошло в рост уже тогда.

    Вокзал довольно оживлённый. Кстати, надписи "Не палити!" почему-то видел только на Днепропетровщине. Впрочем, Кривой Рог впечатлил нас ещё и своей языковой ситуацией. Я не знаю, насколько корректна формулировка "литературный суржик", но если таковой бывает - то в Кривом Роге говорят именно на нём. И это очень сильный контраст с русскоязычным Донбассом, да и с украиноязычной Кировоградской областью, наверное, тоже. Вообще же, не стоит забывать, что Криворожье - уже часть Правобережной Украины.

    Сколько в Кривом Роге "псевдогородов" и как они расположены, я так и не разобрался. В основном они довольно однообразны и скучны, архитектурой Кривбасс очень беден, и из того, что мы видели, выделяются разве что Центрально-Городской район (о нём будет отдельный пост) и Южный. Кратенько, не претендуя на полноту, покажу те районы, где нам довелось побывать.
    Для начала - то ли конструктивистское, то ли псевдоконструктивистское здание где-то между Центрально-Городским районом и соцгородом металлургов:

    И небольшой, но оригинальный костёл на полпути из соцгорода к вокзалу:

    В современном Кривом Роге именно соцгород и прилегающий район площади Горького (95,96,97 кварталы) служит центром. Он и геометрически близок к этому понятию, и площадь Горького - главный городской перекрёсток. Здесь находятся Дом Советов, театр, цирк, дворец молодёжи, центральный рынок, две подземные станции метротрамвая. Дом Советов достоин областных администраций:

    Увы, мы осмотрели этот район лишь из окна маршрутки - но честно говоря, в архитектурном плане ничего из увиденного не впечатлило. Видно лишь то, что это самый оживленный район, торгово-деловой центр Криворожья:

    Севернее, вдоль реки Саксагань, находится Саксаганский район, по которому мы даже немного погуляли от станции метротрамвая "Городская больница" до станции "Площадь Артёма". В принципе, так выглядит большая часть Кривого Рога - скопления многоэтажек на фоне красноватых отвалов:

    Здесь также активно торгуют, есть и рынок, и гипермаркеты, и явный центр близ станции "Площадь Артёма":

    В первую очередь Саксагань примечательна Преображенским собором 1990-х годов - этакая каменная копия знаменитого деревянного Троицкого собора в Новомосковске.

    Витражи впечатляют даже снаружи:

    Высота собора - 42 метра, что вполне достойна город такого размера. Вообще же, по Кривому Рогу разбросан десяток церквей, из которых три - дореволюционные, оставшиеся от поглощённых городом сёл. Но мы помимо этого собора нашли только одну.

    Ещё один район - Заречный, у станций "Заречная" и "Электрозаводская", куда мы приехали на маршрутке от Роковатой. Районы разделены не только пустырями, но и прудами:

    Здесь помимо хрущоб и многоэтажек попадаются и редкие, но неплохие сталинки - вроде бы, ближе к Роковатой, чем к станции метротрамвая:

    Разделение Кривого Рога на раЁны не могло не отразиться на местных нравах. Вообще, я не раз слышал мнения о Кривом Роге как об исключительно криминальном городе, и по личным впечатлениям также сложилось чувство, что агрессии тут куда больше, чем в Донбассе. То ли рудная промышленность располагает, то ли преобладание пришлого населения. Ещё в 1963 году Кривой Рог "прославился" беспорядками - масштаб был поменьше, чем в Новочеркасске, но серьёзный. А конец 1980-х породил течение "бегунов" - в Перестройку здесь кипела настоящая война между молодёжными бандами. От обычной гопоты бегуны отличались хорошей организацией и вооружением - чёткая иерархия и отбор, ежедневные тренировки, кустарное производство обрезов и ручных гранат, поставленный на поток сбор дани с тех школьников, кто не "бегал", Во главе банд стояли "рули" - атаманы и мозговые центры, имелось даже некое подобие спецслужб - "менты" занимались подбором бойцов, разведкой, выявлением предателей. Между раёнами были опять же чётко выстроенные отношения с перемирьями и военными действиями. Название бегуны получили потому, что совершали настоящие набеги отрядами от нескольких десятков до пары сотен человек. Отдельные образцы самодельных гранат не уступали боевым, а "оружейники" нередко гибли от случайных взрывов. Всего по Кривому Рогу "бегало" до десяти тысяч человек. Бегунов боялась и милиция, а бегуны милицию - не очень. И всё это абсолютно без материальной выгоды - этакая мальчишеская игра с сотнями погибших. Конец "бегунам" положили бандиты, но по крайней мере судя по форумам, ту эпоху криворожане до сих пор вспоминают со содроганием. Вот подробный рассказ о "бегунах" - читать вместе с комментариями.

    Среди районов Кривого Рога мы неплохо осмотрели Южный, что расположен за "Криворожсталью" - туда от конечной станции метротрамвая мы ехали на трамвае обычном. Главная улица так и называется - Южный проспект:

    А центр района - добротная сталинская площадь с двумя симметричными башнями и изумительно зелёным ДК:

    Увы, в Кривом Роге даже такие здания смотрятся роскошью. Южный, подобно другим районам - как бы отдельный город, и его центр застроен в основном так (конец Южного проспекта):

    Район делит пополам река Ингулец, и над домами и деревьями довлеет уже упомянутый Южный ГОК. Район со всех сторон окружают карьеры, и мы с Алиской очень хотели их увидеть:

    Забегая вперёд, скажу, что нам это не удалось - теоретически, открытые подходы к карьерам есть, но при подготовке я не удосужился их проработать, а на местности никто нам, естественно, дорогу подсказывать не стал. Особенно запомнилась одна старушка, которая в ответ на вопрос "А как пройти до карьера?", разразилась примерно такой тирадой:
    -Ииии, я на карьире пьядесят рокив отробила. А ви там не робили, зачем вам карьир?! Ишь яки, на карьир пройти! Ви там не робили, вам туда не надо! - а у самой сжимались кулаки, и мне показалось, что будь она не немощной старушкой, а парнем, я бы ушёл с расквашенной рожей. Нет, бабуля не приняла нас за террористов или шпионов - просто сам вопрос показался ей несусветным кощунством.
    Вообще, между Ингульцем и карьером ЮГОКа время словно остановилось где-то в глухих 1960-х:

    Школа и её обитатели:

    Дом недалеко от проходной карьера:

    Типичный образец местного частного сектора - капитальную застройку имеет всего одна улица:

    Рудничная пыль, бесконечные самосвалы, измотанные жарой и трудом люди. Здесь наваливается хорошо знакомое мне чувство своей неуместности, осознания "Меня тут быть не может!". Атмосфера эта так впечатлила нас, что мы нисколько не пожалели о том, что не увидели карьеров.

    Частный сектор в пойме Ингульца, отвалы карьеров Новокриворожского ГОКа несколько севернее (кажется, к тем карьерам подойти проще). Рудничные дали:

    Само собой, это далеко не весь Кривой Рог. У нас было слишком мало времени, чтобы осмотреть всё, но всё-таки думаю, что мой репортаж даёт хоть какое-то представление о городском устройстве. В следующей части - о главной достопримечательности Кривого Рога, одной из самых необычных транспортных систем постсоветского пространства.

    ДОНБАСС-2011
    Донбасская Роза. Общее впечатление.
    Белгород.
    Слободская Украина.
    Харьков. Вокзал и Холодная гора.
    Харьковский метрополитен.
    Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
    Харьков. Университетская горка.
    Харьков. Площадь Конституции и Подол.
    Харьков. Пушкинская улица.
    Харьков. Сумская улица.
    Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
    Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
    Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
    Изюм. Кременец-гора.
    Святогорск. Лавра Донбасса.
    Донбасс
    Донецк. Вечерний город.
    Донецк. Улица Артёма и окрестности..
    Донецк. Старая Юзовка.
    Донбасская глубинка. Никитовский ртутный комбинат.
    Донбасская глубинка. Шахта имени Изотова.
    Горловка.
    Енакиево. Город столетней копоти.
    Мариуполь. По центру.
    Мариуполь. Вдоль моря.
    Луганск. Каскад.
    Луганск. Старый город.
    Кривбасс
    Кривой Рог. О городе.
    Кривой Рог. Метротрамвай.
    Кривой Рог. Старый город.

    В 18 8 6 году в книге "История русской жизни с древнейших времен" И. Е. ЗАБЕЛИН указал на присущие всем топографическим "рогам" характерные особенности - "угол матерой земли" и "понятие о крепости, силе, преимуществе" .

    Запорожское урочище Кривой Рог не исключение. Чтобы в этом убедиться, следует обратиться к наиболее ранним историческим описаниям одноимённого поселения. В ранний период своего существования Кривой Рог мало чем выделялся среди сотен других поселений царской Новороссии . А вот наличие особенностей местности путешественники выделяли и отмечали в своих свидетельствах.

    Описание Кривого Рога Василием Зуевым в 1781 году .

    Н а сегодняшний день наиболее ранним описанием Кривого Рога и его окрестностей считается фрагмент из книги "Путешественныя записки Василья Зуева от С. Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году".

    30 мая 1781 года (по старому стилю) будущий академик В.Ф. Зуев , вместе с четырьмя спутниками, начал свой путь из Санкт Петербурга в Херсон . Маршрут небольшого исследовательского отряда пролёг и через Кривой Рог .

    Спустя шесть лет, в 1787 году описание странствования легло в основу указанной книги. Ниже приводится интересующая часть записок Василия Зуева .



    Около полден приехали мы к реке Саксаганке ; она не велика, течет весьма извилисто, берега имеют каменистые и вода глубокая только местами, а прочее все заросло камышом. При впадении её в Ингулец стоит почта Кривой рог называемая. Имя рог здесь везде означает каменный мыс, который производит река или своего излу­чиною, или сходясь с другою; так здесь кривой рог не иное что значит, как мыс вышедший между Саксаганью и Ингульцом, который река Саксагань обходит вокруг длиною верст на пять , а между двумя коленами перешеек не будет и четверти версты, а по тому и называет­ся кривым рогом. Он весь каменный равно как и берега реки Саксагани и состоит из железного шифера, который столь тверд, что к огниву дает из себя искры; он лежит слоями от NW к SO простирающимися и скатом к полудню, собою не о динакового цвета, но где черный , где серый, где полосатый из обоих этих цветов и красного. Поверхность горы покрывает красная глина и где есть лощины, там не редко попадают­ся и других горных пород каменья , как кварцевые, фелдшпатовые, тальковые и проч. так что в сем месте уже простота прежней степи исчезать начинает, а вместо того заставляешь ду­мать, нет ли в здешних пригорках чего-нибудь из благородных металлов. Но хотя бы оные и были; то пользоваться ими прочие неудобства не позволяют. В Кривом рогу построен для проезжих один казенный хороший дом по правую сторону Саксагани, а по левую живет в своем доме маркитант. Пониже мы­са находится долина с ручьем здесь Береговатою балкою называемая, коей в берегу роют 6елую и красную весьма тонкую глину, которую и употребляют здесь на крашение печей и хат. Глина эта высохнув хотя марает, однако отмывается нескоро; между тонкими своими частицами содержит она и тальковые, кои как в сырой, так и сухой издают некоторой блеск.

    Описание Кривого Рога Жильбером Роммом в 1786 году.

    Возможности интернета позволили найти ещё два весьма ранних описания Кривого Рога . Почему-то книга Жильбера Ромма "Путешествие в Крым в 1786 г" вообще не упоминается в каких-либо публикациях у местных исследователей. Книга издана в 1941 году в Ленинграде . Следует обратить внимание на то обстоятельство, что путешествие Жильбера Ромма было совершено через 5 лет после В.Ф. Зуева , однако за год до публикации записок будущего академика.

    Вот фрагмент книги касательно посещения Кривого Рога .


    "От Зыбкого отправились в Недайводы, за 27 в., и оттуда в Кривой Рог, за 23 в. Эта последняя станция является деревней, расположенной на небольшой речке Саксагани, которая впадает в Ингулец, протекая у подножия горы, носящей то же название, что и деревня, что является доказательством того, что слово "рог" иногда употреблялось в смысле гора, как я это и предполагал . На правом берегу Саксагани и в разных частях горы видны вертикальные шиферные пласты, идущие приблизительно с юга на север. Этот шифер, как мне представляется, пригоден для покрытия крыш, он легко делится на листы. По дороге отсюда на Пономарев, лежащий в 18 в., встречаются известковые породы и пласты сланца, особенно на левом берегу Ингульца. Среди последних есть черные сланцы, воспламеняющиеся при ударе об огниво, и слюдяные кварцы".

    Описание Кривого Рога Владимиром Измайловым в 1800 году.

    Следующее “забытое” произведение – “Путешествие в полуденную Россию в письмах изданных Владимиром Измайловым” , Москва, 1800 год.


    В нескольких верстах от Кривого Рога открылись частички гор, которые составляют, может быть, одну цепь с Крымскими горами. Здешние не велики и не высоки, но довольно пространны. Они состоят по большой части из аспида, и хребет их окружает деревню со всех сторон в виде кривого рога ; аспиду так много здесь находится, что поселяне, выкапывая его, выделывают доски для столов, грифеля и проч., с дозволения Правительства, которое приставило к ним Офицера или начальника.

    Небезы нтересная запись автора касательно Кривого Рога нуждается в небольшом комментарии. Конечно, по поводу одной цепи с Крымскими горами - явный "перебор", а вот к информации очевидца "хребет их окружает деревню со всех сторон в виде кривого рога" стоит отнестись вполне доверительно.

    Выводы.

    У всех представленных путешественников в описании Кривого Рога непременно присутствует описание горы (вспомните у И.Забелина - угол матерой земли и понятие о крепости, силе, преимуществе ) .

    • Жильбер Ромм утверждает, что именно гора носит название Кривой Рог .

    Здешние (частички гор) не велики и не высоки, но довольно пространны. Они состоят по большой части из аспида, и хребет их окружает деревню со всех сторон в виде кривого рога .




    В следующем разделе будет показано как русско-украинскийий историк Д.И. Яворницкий к характерным особенностям "рогов" добавил берег почти отвесен, открыт и производит впечатление громадной горы.

    Читайте также: