Сообщение о крестьянских детях 5 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Между тем, над сараем, где выделывает трюки пес Фингал, гремит гром. Ребятишки (среди них Кузяха и Сергей) разбегаются по домам. После дождя рассказчик опять идет поохотиться.

Сюжет

Отзыв

Поэма о счастливых крестьянских детях. Они растут на свободе, их игры проходят на природе. Они не знают капризов, не избалованы подарками, знают только свою деревню, но им в ней никогда не скучно. Есть и тяжелое в их жизни: они нередко умирают от болезней и несчастных случаев, с ранних лет приучены работать, трудиться ради куска хлеба рядом с родителями. Дети того времени похожи на современных весельем, играми, любопытством. Пример для них во всем – родители. Поэма учит слушаться родителей, дружить, весело проводить детство, сочетать труд и отдых, отвечать за свои поступки, помогать друг другу.

В своем стихотворении, Некрасов рассказывает о трудном детстве крестьянских детей. Трудное детство у детишек. Им рано приходиться взрослеть. Они начинают трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждаются в помощи даже таких маленьких, но уже рабочих рук. Не все детишки могут учиться, денег у родителей нет на школьные принадлежности. Так же нет, денег, чтобы купить им новую тёплую одежду и обувь. Частые болезни, недоедание и тяжелая работа не самым лучшим образом сказываются на нелегкой жизни деревенских мальчишек и девчонок. И все же именно благодаря этим испытаниям ребята проходят настоящую школу жизни, учатся быть добрыми, оптимистичными, сильными, не сдаваться в сложных ситуациях и не бояться трудностей.

Н. А. Некрасов с детства проникся любовью к своему народу, и в своем творчестве воспел его трудолюбие, мужество, любовь к родной земле. Особой нежностью наполнены строки этого замечательного поэта, посвященные крестьянским детям;

Все серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты.

В жизни деревенской детворы полным-полно радости и веселья: грибы-ягоды, охота, лесные прогулки, игры и песни. Наблюдая за работой родителей, они сызмальства привыкают к ответственному и честному отношению к труду. Однако, к сожалению, для многих крестьянских ребятишек игры заканчиваются очень рано, и они начинают трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждаются в помощи даже таких маленьких, но уже рабочих рук.

Не многие ребята имеют и возможность учиться, ведь для этого нужны одежда и обувь, чтобы дойти до школы, а кроме того — книжки, тетрадки, карандаши. Далеко не все родители имеют на это деньги. Не зря пишет поэт о детях крестьян:

Но вырастет он, если Богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему.

Частые болезни, недоедание и тяжелая работа не самым лучшим образом сказываются на нелегкой жизни деревенских мальчишек и девчонок. И все же именно благодаря этим испытаниям ребята проходят настоящую школу жизни, учатся быть добрыми, оптимистичными, сильными, не сдаваться в сложных ситуациях и не бояться трудностей.

Надежда Бень Знаток (429) Ну говорю же, выпиши только нужное. И будет мини-рассказ. Я так постоянно делаю (хотя мы сочинения пишем)

В последнее время увлекла нас история о деревенском быте, культуре, традициях. Как жаль, что уже нет в живых бабушек и прабабушки, которая прожила 97 лет… много рассказывая о себе, но меня в том возрасте совсем не интересовали эти вещи.И только теперь, когда родились дети, я поняла какой упустила шанс… Ну что ж — черпаем знания не из первых уст, а из книг, статей, архивов.

У нас детки-школьники и читаем мы вместе с ними. Делюсь кому интересна тема!

На протяжении веков крестьянская семьяявлялась хранительницей русских народных традиций. Верной себе оставалась она ив вопросах воспитания.

Новорожденного клали в зыбку – плетенуюлюльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки. Уход заним был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занятаработой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем былисвоеобразными.

Научившись ходить, карапуз передвигался поизбе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разнымиподручными предметами. Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-тоиз старших детей. В холодное время года малыш обычно находился в помещении, таккак с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое – выходилна улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек,которым могло быть около четырех-пяти лет.

В свой седьмой день рождения ребенокстановился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались первыев жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха. Детей активно привлекали ктруду – разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали посилам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.

Поручения раздавали без лишних церемоний –в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило.Авторитет отца был непререкаем и подчеркнуто поддерживался матерью.

С десяти лет мальчики под наблюдениемвзрослых уже боронили поле, с двенадцати – пахали, а в четырнадцать – наравне сотцами участвовали в любых полевых работах. В том, чтобы запрячь лошадь иливыпасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного. Девочек лет содиннадцати сажали за прялку, с тринадцати – обучали шитью и вышиванию, вчетырнадцать поручали вымачивать холсты. Одновременно с этим юные хозяйкиучились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянскомбыту.

Кроме трудового воспитания, отроки иотроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали. Детей училипочтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению передтрудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха.Правда, в большинстве семей религиозное воспитание детей ограничивалосьзнакомством с обрядовой стороной православия с вкраплениями языческих поверий.

В юношах и девушках поощрялись целомудриеи стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категорияминравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались,вести с ними разговоры на подобные темы было не принято. Кстати, дети, выросшиерядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьмачеткие представления.

Девушки, имеющие безупречную репутацию,пользовались в селе большим уважением – они занимали почетные места напосиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первуюочередь. Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужествакачествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а такжефизической выносливостью.

Браки в крестьянской среде были ранними. ВXVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. Ссередины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с16 лет. Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да имнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавалиродительскому благословению огромное значение.

Образование

Вплоть до XVIII века у крестьянпрактически не было шансов на образование. Даже в период правления Петра I,когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них былзакрыт. Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемыеархиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.

ПослеОктябрьской революции всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованыв единую трудовую школу. Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать своюсамобытность.


В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и домашнему труду. Освоение ребёнком трудовых навыков с малых лет было одновременно главным вопросом воспитания и залогом его выживания.

Авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаемым, и никто тогда не считал детей равными родителям. Поручения между домочадцами распределял глава семейства в приказном тоне, и никто не смел перечить ему в ответ. За успешно выполненное задание ребенка всегда хвалили и поощряли, всячески подчеркивая, что он принёс пользу всей семье.

%d0%b4%d1%80%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%80%d1%83%d1%81%d0%b8%d1%87%d0%b8

Христианство и народная магия



Николай Некрасов
Крестьянские дети

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи;
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…
Чу! шепот опять!

П е р в ы й г о л о с: Борода!
В т о р о й: А барин, сказали.
Т р е т и й: Потише вы, черти!
В т о р о й: У бар бороды не бывает — усы.
П е р в ы й: А ноги-то длинные, словно как жерди.
Ч е т в е р т ы й: А вона на шапке, гляди-тко,— часы!
П я т ы й: Ай, важная штука!
Ш е с т о й: И цепь золотая…
С е д ь м о й: Чай, дорого стоит?
В о с ь м о й: Как солнце горит!
Д е в я т ы й:
А вона собака — большая, большая!
Вода с языка-то бежит.
П я т ы й:
Ружье! погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные…
Т р е т и й: (с испугом) Глядит!
Ч е т в е р т ы й: Молчи, ничего! постоим ещё, Гриша!
Т р е т и й: Прибьёт…

Ух, жарко. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая; спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра…
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки! обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал своё —
Не пьет! отступились…

Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит бельё,
Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок,
Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку —
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рожденной
И в фартуке с поля домой принесенной,
Бояться смиренной лошадки своей?.

Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился… ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством…

Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребёнок свободно
Растёт, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.


Читайте также: