Сообщение о красных воротах 5 класс

Обновлено: 30.06.2024

В древние времена воротам приписывалась особая мистическая роль. Проход через арку символизировал очищение и начало новой жизни. Служили ворота и для чествования воинов-победителей. Первые триумфальные арки появились на Руси в начале XVII века.

  • Как появились Красные ворота в Москве
  • Как доехать до Красной площади в Москве
  • Как проехать к Красной площади

В честь коронации Екатерины I, в 1724 году старые ворота сломали и на их месте были возведены новые, также построенные из дерева. Они простояли восемь лет и сгорели при пожаре в 1732 году. Триумфальные ворота были восстановлены только в 1742 году, ко дню коронации Елизаветы Петровны. Кортеж императрицы выехал из Кремля и проследовал через них в Лефортовский дворец.

В деревянной Москве восемнадцатого века часто полыхали пожары. В 1748 году Триумфальная арка опять оказалась в огне. Прошло еще пять лет и архитектор Дмитрий Ухтомский приступил к возведению новых ворот, выполненных из камня. Работы велись с небывалым энтузиазмом. Москва надеялась, что дочь Петра освободит Россию от власти временщиков и ненавистного правителя Бирона. Деньги на строительство были собраны московскими купцами.

Каменное строение, располагавшееся ближе к Новой Басманной улице, повторяло старинную архитектуру деревянной арки, возведенной архитекторами Екатерины. Ухтомский сохранил форму старых ворот, но увеличил их высоту до 26 метров, добавил лепнину. На стены были нанесены гербы губерний и рисунки, прославлявшие Российскую империю.

Украшали ворота восемь позолоченных статуй, олицетворявших Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Вверху располагался окруженный блестящим ореолом портрет императрицы Елизаветы. Венчала конструкцию бронзовая фигура трубящего ангела Славы.

С середины XVIII века ворота уже официально называются Красными. Легенда связывает это с тем, что через них проходил путь в Красное Село. А в XIX веке первоначально белые стены были выкрашены в ярко-красный цвет. В 1825 году, перед коронацией Николая I, арка была отреставрирована. При этом портрет Елизаветы заменили на изображение двуглавого орла. Позднее Красные ворота украшались портретами членов правительства, висели на них и плакаты с изображением Ленина.

Москва развивалась, арка стала мешать городскому движению. Начиная с середины XIX века власти неоднократно пытались снести Красные ворота. В 1854 году спасти их удалось только благодаря вмешательству барона Андрея Дельвига. В городе появились трамваи и, несмотря на протесты защитников старины, одна из линий прошла прямо сквозь арку. К началу XX века ворота начали разрушаться. Великолепные росписи были утрачены, лепнина отбита.

Весной 1926 года Красные ворота отреставрировали, стенам вернули исконный белый цвет, а герб с изображением двуглавого орла сняли, как элемент самодержавия. Были убраны и статуи ангелов. Сейчас они находятся в Музее истории Москвы. Всего через год началось расширение Садового кольца, и Красные ворота были снесены. Место, где они стояли, получило название площади Красных ворот. 15 мая 1935 года здесь была открыта станция метрополитена с таким же названием.

Площадь Красные Ворота давно уже без ворот, но о них напоминает арка станции метро.

Метро Красные ворота, фото 2014 года

В 1709 году на месте проломных ворот Земляного города поставили Триумфальную арку-ворота для встречи русских войск после победоносной Полтавской битвы в войне со Швецией.

Деревянная арка сгорела в 1737 году, но ее отстроили заново для коронации Елизаветы Петровны. Новые деревянные ворота пострадали в пожаре 1748 года. Их восстановили по проекту Д.В. Ухтомского в 1757 уже в камне.

В XIX веке ворота выкрасили в красный цвет. Это стало основанием говорить, что их название было цветовым по смыслу. А в 1926 году Красные ворота вновь стали белыми.

ДО НАЧАЛА XVIII века здесь не существовало ни площади, ни ворот, проходила линия Земляного вала, и местность была заселена весьма слабо. На плане Москвы 1634 года, составленном немецким путешественником и дипломатом Адамом Олеарием, показан пролом в Земляном валу на современную Новую Басманную улицу. С внутренней стороны к пролому вплотную подходила дворцовая Огородная слобода. За валом, на северо-восток лежала Басманная слобода, значительную часть территории которой, между улицами Старой и Новой Басманными, всё еще занимали обширные огороды Кремлёвского Вознесенского девичьего монастыря.

При Петре I на месте огородов перед Проломными воротами устроили большую площадь с качелями. Сам царь со своими приближёнными множество раз качался здесь на Масленицу и в Рождественские Святки. А в декабре 1709 года близ ворот по приказанию Петра была возведена деревянная триумфальная арка в честь победы русских войск над шведами под Полтавой. В середине сентября 1721 года арка была одним из мест празднества по случаю подписания Ништадтского мира и окончания Великой Северной войны. Позднее, к коронации императрицы Екатерины I сооружение несколько переделали и более пышно украсили. Арка эта сгорела во время крупного московского пожара 1737 года.

Сквер у станции метро «Красные ворота»

Площадь Красные Ворота — один из самых известных стличных топонимов, возникший задолго до того, как Москва сложилась в своих нынешних границах. Его история восходит к 1709 году, когда император Петр I распорядился возвести на Мясницкой улице у Земляного города (сегодняшний Земляной Вал) триумфальные ворота в честь победы русских войск в Полтавской битве. Именно эти невысокие (менее 10 м) деревянные ворота стали первой в России триумфальной аркой, которая за двести с небольшим лет несколько раз полностью перестраивалась.

Первая трансформация ворот связана с именем императрицы Екатерины I — в 1724 году по ее приказу на месте петровской арки была воздвигнута новая, тоже деревянная. Через десять лет постройка сгорела и была восстановлена уже во время царствования Елизаветы Петровны.

Российская Империя. Москва. Красные ворота, построенные по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского в середине ХVIII века (из материалов Архитектурного музея СССР). Репродукция Фотохроники ТАСС

Российская Империя. Москва. Красные ворота, построенные по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского в середине ХVIII века (из материалов Архитектурного музея СССР). Репродукция Фотохроники ТАСС (Фото: Фотохроника ТАСС)

В 1753–1757 годах ворота вновь были уничтожены в результате сильного пожара. Их увеличенную копию (постройка была на 26 м выше прежней), но уже в камне воссоздал главный архитектор Москвы Дмитрий Ухтомский, он же разработал проект новой площади, в центре которой возвышалась барочная триумфальная арка. Тогда же за триумфальными воротами закрепилось название Красных, то есть красивых.

Старая Москва. Красные ворота, архитектор Д.В.Ухтомский. /Репродукция Фотохроники ТАСС, 1954 год

Старая Москва. Красные ворота, архитектор Д.В.Ухтомский. /Репродукция Фотохроники ТАСС, 1954 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Ярко-красные ворота были декорированы лепниной, золотыми капителями, бронзовыми фигурами с изображением гербов губерний Российской империи, а также восемью статуями, которые олицетворяли собой Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Арка была увенчана портретом Елизаветы Петровны и бронзовой статуей трубящего ангела.

Красные ворота. 1902 год

В XIX веке Красные ворота трижды пытались снести, однако всякий раз у них находились защитники. Судьбу постройки Ухтомского решили большевики, постановившие снести арку, которая мешала проезду трамваев. В 1927 году при перепланировке Москвы по проекту Лазаря Кагановича Красные ворота были демонтированы и сохранились лишь в названии площади.

Станция метро «Лермонтовская» (ныне — «Красные Ворота»). 1985 год

Садово-Черногрязская улица. Вид на высотку у Красных Ворот. 1961 год

Садово-Черногрязская улица. Вид на высотку у Красных Ворот. 1961 год (Фото: Наум Грановский/Фотохроника ТАСС)

Фото:Наталья Гарнелис/ТАСС

Южный вход на станцию метро «Красные ворота»

Высотное здание на площади Красных Ворот

Тогда Душкин вместе с инженером-конструктором Виктором Абрамовым предложил заморозить грунт, а каркас здания строить с контркреном влево на 16 сантиметров. По их расчету, при оттаивании грунта здание будет постепенно опускаться, вследствие чего каркас выпрямится. Ничего подобного никто в мире тогда не делал (как не делал и после). Эксперимент завершился успешно, единственное, в чем просчитались архитекторы, оказались сроки: вместо запланированных двух-трех лет на выравнивание высотки ушло почти десять.

В административно-жилом здании на площади Красных Ворот

В 1990-е и нулевые некоторые радикальные историки и активисты предлагали восстановить Красные ворота наряду с Сухаревой башней и Чудовым монастырем. «Технически это осуществить крайне сложно, поскольку ворота стояли посреди Садового кольца. И потом, для восстановления этого памятника сегодня недостаточно научной базы: в отличие от других памятников, Красные ворота не были тщательно обмерены и зафиксированы перед сносом.

Вид на наземный вестибюль станции метро «Красные ворота»

Фото:Наталья Гарнелис/ТАСС

Однако сохранить память об утраченном памятнике можно, уверен градозащитник, — достаточно сделать небольшое археологическое раскрытие фундаментов Красных ворот и стоявшей рядом с ними церкви Трех Святителей.

Читайте также: