Сообщение о красном яре

Обновлено: 30.06.2024

Два самых известных немецких храмов Левобережья Волги находятся в Зоркино и Липовке. В Зоркино мы уже побывали Величественная немецкая кирха в Цюрихе, теперь наш путь лежит в Липовку.

По дороге в Липовку заглянули еще в несколько бывших немецких поселений.

1. Красный Яр.

Колония Вальтер была создана 20 июля 1767 года. Русское название — Красный Яр.

Деревянная кирха была построена в Красном Яре в 1815 году, затем появилась новая, тоже деревянная, кирха в 1861 году. 9 февраля 1934 года она была закрыта, а в 1980-е годы была снесена.

Поэтому мы приехали сюда смотреть не на кирху, а на паровую мельницу А. А. Шардта, построенную в 1907 году.

Дата постройки здания выложена под крышей на боковом фасаде, а буквы с фамилией владельца, находившиеся там же, не сохранились.

Когда-то в селе были также водяная и 10 ветряных мельниц. Но от тех не осталось и следа.

А вот старинные здания частью были снесены, а частью сохранились.

За старым деревянным зданием притаилась кирпичная бывшая школа счетоводов,

а на этой фотографии в середине здание, где в октябре — декабре 1941 года размещался штаб Десятого воздушно-десантного корпуса,

который был переформирован с 3 по 7 августа 1942 года в 41-ю Гвардейскую стрелковую Корсуньско-Дунайскую ордена Суворова II степени дивизию, которая воевала до конца войны и 8 мая 1945 года встретилась с союзниками в районе Вайдхофен (Австрия).

2. Подстёпное.

Двигаясь вдоль Волги, только в противоположном течению направлению, мы добрались до Подстёпного.

Немецкая колония Розенгейм (Rosenheim) была основана 27 июля 1765 года. Русское название Подстёпное.

В самом начале при основании колоний за счёт казны было построено 24 деревянных церкви, в том числе в Розенгейме.

Построенная в 1821 году деревянная кирха была уже за счет селян. Вот только в 1876 году после пожара она была снесена. Нынешний храм был построен в 1884–1886 годах.

Получился красивым в классическом стиле. С трёх сторон находились массивные колонны, которые дожили до нашего времени.

Обратите внимание, что сохранился плиточный пол при входе и дубовые деревянные двери.

Боковые фасады здания, как слева,

так и справа также украшены колоннами.

Лишь позади никаких колонн нет.

4 апреля 1935 года было принято решение о закрытие храма. Затем здесь располагался клуб, но видимо клуб стал не нужен в условиях постоянного оттока молодёжи из села в город.

Сохранность храм достаточно хороша, несмотря на выбитые окна. На месте крыша и внутри не слишком много разрушений.

Сохранились деревянные перила на балконах на втором этаже, которые были предназначены для незамужних девушек и неженатых парней.

Есть даже лестница на второй этаж, но мы не рискнули по ней подниматься, можно и шею ненароком сломить.

Рядом с лестницей, практически позади входной двери пол разворочен. Может клад кто-то искал.

Примечательный факт. Хотя храм был лютеранским, но именно в нём летом 2002 года в был совершен католический молебен. К нём участвовало более 100 молодых католиков со всей России. Они просили прощения у предков за поругание и разрушение этой кирхи и еще тысяч церквей всех конфессий.

Специально старых немецких домов мы здесь не искали, но встретился нам такой дом по пути.

Часть домов было перестроено и их уже не узнать.

3.Старицкое.

Немецкая колония Рейнвальд ((Reinwald) была основана 14 июля 1766 года. Также именовалась Рейнгольд и Горнус. Рууское название — Старица. С 1942 года село называется Старицкое.

Первые несколько церквей были деревянными. Первая была построена в 1791 году, затем строились в 1835 и 1865 годах. В 1913 году в селе была построена каменная церковь, которая сохранилась до сих пор. Единственно здание потеряло колокольню и спрятало свой красивый кирпичный цвет под слоем белой краски.

Закрашены и красивые окна.

Как и в Подстёпном с трёх сторон имеются колонны,

включая центральный вход.

22 ноября 1933 года храм был закрыт. Ныне здесь размещается Старицкий Дом досуга — филиал Дома культуры, который был закрыт. В Саратовской области был объявлен локдаун. Прикололи надписи.

С масками мы как-то уже свыклись, а вот с другим нововведением — как-то нет. Интересно стало как здесь QR-код будут проверять.

Вокруг кирхи -множество старинныйх домов. Перед входом — целая улочка,

на фоне которой выделяется вот этот дом.

Со стороны трассы, откуда мы приехали — вот такой хитрый домик.

С другой стороны от кирхи находится сквер, в котором установлен памятник комсомольцу Якову Веберу, который погиб от рук кулаков в 1929 году.

Никакой информации я о нём не нашел.

Позади памятника — старинное кирпичное здание школы

и старое деревянное здание.

Какое из окружающих бывшую кирху зданий является кистератом — определить не смог.

Кистер у протестантов — смотритель храма, отвечающий за имущество церкви. У кистера хранятся ключи от церковных зданий и священные сосуды. Он открывает и закрывает церковь, зажигает свечи, осуществляет подготовку к литургическим песнопениям, следит за колоколами, ухаживает за алтарём.

Мы прощаемся со Старицким и отправляемся в Осиновку. С 1820 года община Рейнвальда вошла в евангелическо-лютеранский приход Рейнгардт (Осиновка). А до 1820 года колония Рейнвальд относилась к приходу Розенгейм (Подстепное), где мы побывали чуть ранее.



Очередной точкой нашего посещения была старая казачья станица Красный Яр. До начала XX века это село с 10 тысячами жителей было городом.
А история Красного Яра началась во времена прихода в Астрахань Стеньки Разина, в 1660-х годах. Хотя есть предположение, что село стоит на месте столицы Золотой Орды, но тогда как же городище возле Селитренного?



Не смотря на то, что все жители Астраханской области ругают Газпром за газодобывающий комбинат, его следы видны повсюду



В селе есть и старые дома, и новые, и типовые многоэтажные. От старой архитектуры осталось пара домов, но и то уже перестроенных.



Больше всего внушает уважение новые здания администрации в центре. Но я их не фотографировал, скучные.


А по-моему, он прекрасен.


Ага, минарет. Был выбор, либо идти в церковь Христа Спасителя, либо в мечеть, на два пункта времени уже не было. А так как в церкви мы были в Знаменске, то выбрали мечеть, там мы не были с Татарстана.



Не смотря на то, что мечеть относительно молодая (ей чуть меньше ста лет), она уже успела пережить разруху и пожары, была магазином и конторой, во время войны была госпиталем. В 2000 мечеть решили восстановить, но было уже поздно, здание прошло точку невозврата. Пришлось разбирать остатки и воссоздавать мечеть с нуля. Красавица!



Экскурсию проводил имам этой мечети Рауф Идиятович. Надо, кстати, сказать, что в исламе имам это не священник в привычном христианам понимании, а просто предводитель на общей молитве. В принципе, имамом может стать любой подготовленный мусульманин.



Мечеть красива не только снаружи. Спокойные цвета, свет и тишина. Никогда не был в мечети во время молитвы, но когда они пустые – это что-то успокаивающее.



Здесь же, на втором ярусе, есть небольшой класс для изучения Корана и арабского. А снято это с места молитв женщин. Мужчины молятся внизу.



Рауф очень приятный собеседник. Без всякой зауми и фанатизма он рассказал нам об интересующих нас подробностях ислама, жизни мечети. В очередной раз мы услышали, что ислам мирная религия, а те, кто прикрывает именем ислама терроризм, обычные террористы и не более. Мне вспомнились крестовые походы и борьба церкви с неверными.



Основное отличие ислама от христианства это вера в абсолютную целостность и единоличие бога. Иисус считается не сыном божьим, а пророком наравне с Муххамадом. Кстати, именно Мухаммад в VII веке в течении 23 лет записывал откровения ангела Джибрила, а затем собрал все записи в Коран. До сих пор считается, что настоящий Коран должен быть на арабском, все остальные варианты только для ознакомления. И когда читают аяты многие просто не понимают о чем там говориться, тогда на помощь приходят имамы.




Пообщавшись со священнослужителями различных конфессий в довольно отдаленных от Москвы областях я вывел для себя одну мысль. Все они делают одно дело, может немного по разному, но в них нет неприятия друг друга, нет черствости. Даже если ты христианин тебе будут рады в мечети, а перед мусульманином не закроют дверь в храме. Я уж не говорю про буддистов, про них будет отдельный разговор.



Вот так рассказ о казачьей станице перерос в рассказ об исламе Я специально не нагружал статью подробностями, рассказами об основах ислама, цитатами из Корана. Если интересно – легко найдете сами. Основная мысль была – не стоит судить о людях, а тем более о вере по отдельным личностям или, тем более, программам в телевизоре.




Вид на центральную часть. Вдалеке видна церковь Христа Спасителя. Как видите, старых домов действительно не осталось, просто деревня.




Обнаружилась потайная короткая дорога, срезавшая нам почти сотню километров. Через полчаса мы были уже в Астрахани.
Но Астрахань пока подождет, я не показал вам еще могилу Сеид Бабы. А это очень интересное место.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Судя по топонимике, сибирские реки то ли особенно часто располагают высокими обрывистыми берегами, то ли там это более заметно, но я сделал интересное наблюдение: в Сибири, как нигде больше, часто встречаются топонимы со словом Яр, которое зачастую дополнено прилагательным, указывающим на цвет этого самого яра. Словом, населённых пунктов с названиями Красный Яр, Чёрный Яр, Белый Яр и т. п., в Сибири не пересчитать. А здесь речь идёт о небольшом (5 тысяч жителей) посёлке городского типа Красный Яр в Омской области. Это обычный рабочий посёлок, не представляющий собой чего либо особенного, однако, как я уже неоднократно говорил, меня любые места интересуют. И пока я был в Омске, я выкроил время для поездки в Красный Яр, где заодно получил возможность получше рассмотреть природу.

2. Красный Яр расположен в 50 километрах к северу от Омска на федеральной трассе, ведущей в Тюмень. Благодаря этому, добраться до посёлка довольно легко, — как на прямых автобусах, так и на проходящих. В моём случае ближайшим оказался проходящий автобус, который останавливался только на трассе в километре от посёлка. И вот такой вид предстал передо мной после выхода из автобуса

3. Лесостепная природа Омской области.

Человек, представляющий себе всю Сибирь как исключительно таёжную территорию, сильно удивится, увидев утром в окне поезда на подъезде к Омску, такой пейзаж. :) Хотя и в Омской области тайга есть, но на севере, в районе города Тара.

5. А природа в окрестностях Омска выглядит по большей части так. В плане древесной растительности почти исключительно доминируют берёзы.

8. Среди этих берёзовых рощ я по тропинке шёл от шоссе в посёлок:

10. И такой сибирская природа бывает:

11. Уже видны огороды и здания на заднем плане:

12. А вот уже и въезд в посёлок:

На стеле виден герб, на котором указан год основания населённого пункта — 1759. Красный Яр был основан как небольшой острожек для защиты от степных набегов (в составе всё той же Сибирской линии).

13. Обычное сибирское село:

14. Железная дорога. Подъездной путь длиной в 16 километров, ответвляющийся от Транссиба на станции Любинская (в районном центре ПГТ Любинский).

15. Люблю я эти старые телеграфные столбы.

16. Рельсы уходят за ворота:

17. Этот кадр мне захотелось назвать "трудовая провинция":

Именно на комбинат и идёт подъездной путь. Свою историю комбинат ведёт с 1939 года. Уже в послевоенные годы Красный Яр получил статус ПГТ. А до войны это было село.

18. Идём дальше в посёлок. В кадре видны поселковая администрация и Сбербанк.

20. Баптистская церковь:

22. Панельные дома, а при них же и огороды. Выше трёх этажей домов в посёлке нет.

23. Справа видна автостанция. С неё я уезжал обратно в Омск.

25. Частицы старого села. Деревянные сибирские избы.

26. С интересной резьбой по дереву:

27. В целом большая часть посёлка выглядит примерно так:

Кстати, как я упоминал в прошлом посте, в Омской области много украинцев. И по соседству с Красным Яром есть село с говорящим названием Любино-Малороссы. Самое интересное, что в прошлом оно делилось на Любино-Малороссы и Любино-Москали.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Красный Яр - мое родное село. Здесь живут мои родные, близкие, друзья. Для кр.

Красный Яр - мое родное село. Здесь живут мои родные, близкие, друзья. Для красноярцев нет краше своей Родины. Наше село большое и красивое. В Красном Яру много зданий с историческим прошлым. В селе дружно живут люди разных национальностей, они берегут историю родного села, стараются сделать наше село еще краше.

Собор иконы Владимирской Божьей Матери Храм Христа Спасителя

Собор иконы Владимирской Божьей Матери Храм Христа Спасителя

Дом купца Витлугина (к. XIX - н. XX вв.) С 1970 г. Красноярский Историко-крае.

Дом купца Витлугина (к. XIX - н. XX вв.) С 1970 г. Красноярский Историко-краеведческий музей и Военкомат

Красноярская мечеть 1912 г. Здание мечети в советский период (магазин) Красно.

Красноярская мечеть 1912 г. Здание мечети в советский период (магазин) Красноярская соборная мечеть восстановлена и действует с 2000 г.

 Братский садик Советский период Братский садик сегодня

Братский садик Советский период Братский садик сегодня

Красный Яр - вид сверху

Красный Яр - вид сверху

 Рынок Советский период Наши дни

Рынок Советский период Наши дни

 Пожарная каланча 2-ая половина XIX в. Здание МЧС сегодня

Пожарная каланча 2-ая половина XIX в. Здание МЧС сегодня

Школа Искусств сегодня Здание Райкома партии в советский период

Школа Искусств сегодня Здание Райкома партии в советский период

 Суд Наши дни Советский период

Суд Наши дни Советский период

МБОУ Красноярская средняя общеобразовательная школа №1 Советский период Наши.

МБОУ Красноярская средняя общеобразовательная школа №1 Советский период Наши дни

 Кинотеатр

Краткое описание документа:

По указанию Царя Алексея Михайловича Романова первоначально его население состояло из нескольких семейств, переселённых из других городов для несения пограничной службы; их приписали а Казачьему сословию, наделили землями и рыбными угодьями. Богатые места в дальнейшем привлекали всё большее количество людей.

Красный Яр расположен в кольце четырех рек: Бузан , Ахтуба, Маячная, Прорва, и окружённое красноватыми глинистыми буграми, село поэтому и стало называться Красным Яром. (В последствии – ему дан статус уездного города). Как сторожевой пункт, город был обнесён валом и деревянными стенами и долго сохранял значение военного поселения.

Сегодня Красный Яр большое и красивое село. Здесь проживает многонациональный, дружный народ. На территории села и района находится много интересных исторических мест, которые привлекают туристов и ценителей прекрасного.

Читайте также: