Сообщение о кожаной утвари у башкир

Обновлено: 30.06.2024

Кожа художественная, в традиц. быту и х-ве башкир — изделия разл. назначения, для изготовления к-рых использовалась кожа ж-ных; худ. обработка этих изделий; раздел совр. декоративно-прикладного искусства. Преим. скотоводч. хозяйство в Башкортостане способствовало развитию произ-ва разнообр. кожаных изделий, наиб. распространённых на вост. терр., особенно в Зауралье. Предметы из кожи изготавливали в каждом х-ве, наиб. качеств. и высокохуд. вещи с характерными особенностями орнамент. декора создавали мастера, с деят-стью к-рых связано формирование в Башкортостане ремесл. очагов с локальными худ. традициями. Среди них существовала своеобразная специализация в соотв. с видом изготовляемого изделия. Создавая предметы из кожи, башкиры умело использовали особенности фактуры и естеств. цвет материала, применяли разл. способы его обработки (см. Дубление, Кожа натуральная, Кожаная утварь, Кожевенное дело, Шорное дело) и техн. приёмы декорирования — тиснение, реже резьбу по коже, аппликацию, вышивку.



Орнаментом украшали в осн. конское снаряжение, воинское и охотничье оружие — объекты особых забот баш. мастеров, т.к. в обществ. иерархии и мировосприятии башкир-кочевников главенствующее положение занимал воин-всадник. Классич. произведения традиц. декор.-прикладного иск-ва башкир — сбруи, сёдла, подпруги, тебенки, охотничьи подвесные сумки и сосуды для дроби и пороха, колчаны, налучья и щиты — создавались из превосходно выделанной кожи, отличались лаконизмом форм, богатым декором и совершенством худ. решений. Колчаны и налучья нередко украшались накладными метал. бляхами со вставками из цв. стекла и самоцветов, чаще сердолика; уздечки, сёдла — метал. накладками, гравированными традиц. узорами (см. Металл художественный, Ювелирное искусство).

Баш. традиц. изделия из кожи характеризуют композиц. разнообразие декора, стилистич. завершённость, ясность и цельность визуального восприятия; самой древней техникой их декорирования было тиснение. Наиболее распростр. мотивом тиснёного орнамента был растит. (состоял из 3-лепестковых цветков; применялся в оформлении налучьев, колчанов, охотничьих сумок и сосудов). Реже встречались кускарные (роговидные) фигуры, заканчивающиеся 3-лепестковым цветком; также применялись бордюрные обрамления из простых геометрич. фигур (треугольники, ромбики, полукруги, параллелограммы, прямые линии и т.д). Баш. тиснёный декор, тяготеющий к орнаментике казахов, киргизов, скотоводч. народов Юж. Сибири и Алтая, отличается по своей графич. структуре, одновр. мн. общего прослеживается в функц. назначении и форме кожаных изделий, композиции декора, технике получения тиснёного узора.

Инструментом для тиснения служил дер. штамп, состоящий из двух половинок, на одной из к-рых вырезался рисунок будущего узора, на другой — углубления, соответствующие его очертаниям. Сырая кожа помещалась между двумя половинками штампа и сдавливалась (тиснилась) ими т.о., чтобы рельеф проталкивал кожу в углубления второй половины штампа; в сдавленном состоянии кожу оставляли до полного высыхания. Когда кожу освобождали от штампа, на её поверхности отчётливо выделялся рельефный орнамент, к-рый в углублениях протравливали медным купоросом для усиления выпуклости тиснёного узора и обогащения цветовой фактуры изделия. Использование штампа облегчало процесс получения рельефного орнамента и давало широкие возможности усложнять его на основе асимметричных и симметричных комбинаций модульной единицы узора.

Наиболее совершенные изделия из кожи были выполнены с применением метал. формы в технике горячего тиснения (также известна у казахов и киргизов). Подкладную метал. форму (ҡалып) разл. конфигураций и размеров разогревали на горячих углях до определ. температуры и помещали на доску узором вверх, на неё накладывали кусок сырой кожи, а сверху клали мешок с глиной. Под его тяжестью кожа постепенно вдавливалась в углубления формы. Груз снимали после высыхания кожи. На ней получался узор с чётким рельефом, передающим его мельчайшие детали.

Ремесло тиснения кожи в Башкортостане было обусловлено кочевой культурой, полувоен. укладом жизни коренного нас., наличием развитого охотничьего промысла, поэтому с ликвидацией угрозы завоеваний, утратой охотничьих и боевых традиций, расформированием уральского казачества массовое произ-во традиц. изделий из кожи прекратилось. Кроме того, указами от 11 февраля 1736 был введён запрет на кузнечное дело на территории Башкортостана, пресекались любые занятия нас., связанные с обработкой металла, т.о., традиция горячего тиснения была утеряна. Худ. обработка кожи до нач. 20 в. сохранялась в сев.-вост. Зауралье, но техника тиснения сильно упростилась: примитивные узоры прошивали льняными нитками по контурам на сырой коже, после высыхания к-рой отд. элементы узора становились выпуклыми. Применялась также резьба по коже с помощью острия ножа (в этом приёме соединились навыки и опыт мастеров по чеканке и резьбе-насечке, работавших в области кузнечно-ювелирного дела). Упадок ремесла характеризовался упрощением орнамент. композиций: сложный по рисунку узор заменяется незатейливыми геометрич. фигурами (треугольниками, полуокружностями, точками), ёлочками по бордюру. С кон. 19 в. мн. виды изделий из кожи перестали декорировать, в бол-ве случаев их заменили дер., напр., саба заменяется дер. сосудом (күнәк) и т.д. Они выполняли прежние функции, иногда сохраняя традиц. название и форму. К нач. 20 в. традиц. иск-во орнаментации кожи было окончательно утрачено.

Тиснение по коже сочетает с древнейшими приёмами насечки, гравировки и чеканки в орнаментации колчанов и налучьев В.Г.Гаянов. Созданные им комплекты боевого и охотничьего снаряжения (лук, налучье, колчан, стрелы; 1997, 2002) характеризуются утилитарной функциональностью, идентичны оригин. образцам народного творчества.

Образцы традиц. баш. изделии из кожи находятся в коллекциях Национального музея, Музея археологии и этнографии, Гос. музея этнографии (С.-Петербург), Венгерского этногр. музея (Будапешт) и др.

Сайт МОУ "Сунарчинская СОШ"

К началу XIX века башкирские деревни состояли из одной, реже - двух-трех улиц. Общественным центром была мечеть с конусообразным минаретом.


Часть внутреннего интерьера юрты

Внутри кибитки обычно отделялась особой занавеской ( шарашу ) правая женская половина, где размещалась хозяйственная утварь, продукты; на левой, мужской половине стояли сундуки с имуществом, были разостланы кошмы, лежали подушки, по стенам висели верхняя одежда, полотенца, оружие, конская сбруя. В центре кибитки в непогоду разводили огонь: дым от костра выходил в открытую дверь.


Часть внетреннего
интерьера дома

Юго-восточные башкиры в горно-лесной местности устанавливали на летовках небольшие бревенчатые избы ( бурама ). Бурама - это простой сруб, однокамерный, с двусатной крышей, с земляным полом, без потолка. Это жилище не имело окон, стены не конопатились, было много щелей, через которые проходил свет. В таких избах очаг располагался в одном из углов у входа. Бурама не была переносным жилищем, обилие строительного материала позволяло башкирам иметь такие срубы на каждой летовке.
Был также аласынь: это легкая постройка четырехугольного плана на деревянном каркасе, корывая, берестяная или лубяная без окон.
В любом старом башкирском доме видное место занимали нары вдоль передней - против входа - стены: на них сидели, ели, спали. Печь сооружали обычно справа от двери. Были распространены также печи-камины ( сыуал ) с прямым дымоходом. Рядом - очажок с вмазанным котлом.

Башкирский мужской костюм в прошлом веке был однотипен для всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха с широким отложным воротником и длинными рукавами, а также штаны с широким шагом. Поверх рубахи носили короткую безрукавку ( камзул ). При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани. В холодное время года башкиры носили овчинные шубы ( тире тун ), полушубки ( билле тун ) и суконные халаты.


Нагрудное украшение
(по Н.В.Бикбулатову)


Налучье и колчан
(по Н.В.Бикбулатову)

Повседневным головным убором у мужчин были тюбетейки. В холодное время года надевали войлочные шляпы или меховые шапки. В степных районах в зимние бураны носили теплые малахаи ( малахай ) с небольшой тульей и широкой лопостью, прикрывавшей затылок и уши.
Наиболее распространенной обувью у юго-восточных башкир, как и у зауральских, являлись сапоги-сарыки с мягкими кожаными головками и подшивами и высокими суконными или хромовыми голенищами. Были распространены так же кожаные башмаки и сапоги ( итек ). Пожилые мужчины, обычно знать и представители духовенства, носили мягкие сапожки ( ситек ). Выходя из дома, поверх них надевали кожаные или резиновые галоши.
Женская одежда была более разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья и шаравары ( ыштан ). Замужние женщины до глубокой старости под платьем носили нагрудную повязку. На платье надевали приталенную безрукавку ( камзул ), обшитую рядами позументов, блях и монет. На севере Башкортостана в XIX веке получил распространение холщовый фартук.


Башкирка в национальной одежде
(по С.Н.Шитовой)

Темные халаты, слегка приталенные в поясе, носили повсеместно. На праздничные бархатные халаты нашивали позумент, монеты, подвески, бисер. В зимнее время богатые башкирки носили шубы из дорогого меха - куницы, лисы, бобра, выдры (баса тун). Менее состоятельные надевали теплые халаты из белого домашнего сукна или овчинные шубы.
Наиболее распространенным женским головным убором был хлопчатобумажный небольшой платок. Юго-восточные башкирки, как и зауральские, долгое время после свадьбы носили покрывало из двух неразрезанных фабричных платков красного цвета с крупным узором. На юго-востоке Башкортостана поверх платка замужние женщины надевали высокие меховые шапки. Одним из старинных головных уборов замужней женщины был . Это - шапочка с круглым вырезом на макушке и длинной лопастью, спускающейся по спине. Она богато украшалась кораллами, бляхами, серебряными монетами и подвесками.

Повсеместно носили пуховую и шерстяную шаль. Встречались конопляные шали.
Женская обувь мало отличалась от мужской. Это - кожаные туфли, сапоги, обувь с холщовыми голенищами.
Общей для мужчин и женщин обувью являлись чулки. У башкир чулки бывали трех видов: вязаные, шерстяные, суконные и войлочные.
В конце XIX - начале XX веков под влиянием городского населения башкиры начинают шить одежду из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Покупают обувь, головные уборы и одежду фабричного производства. Однако, традиционная народная одежда продолжала играть ведущую роль.

Кожаную посуду изготовляли из шкур многих домашних животных: лошади, коровы, быка, овцы, теленка, козы. Среди указанных материалов башкиры предпочитали лошадиные шкуры, особенно при выделке кумысных сосудов, так как они отличались прочностью и влагонепроницаемостью. При изготовлении сосудов утилиризовалась вся кожа лошади. Из кожи туловища делался большой сосуд ( саба ) для приготовления и содержания кумыса, вместимостью до 12-13 ведер. В 1960-е годы старики рассказывали, что в конце XIX века на юго-востоке саба сохранились в наиболее зажиточных хозяйствах. Сложный в изготовлении, этот сосуд, за ненадобностью в хозяйстве, постепенно вышел из употребления раньше других видов традиционной посуды. Из лошадиной кожи делались большие сосуды, в которых подавали кумыс. Из кожи головы лошади изготовлялись подойники. Лошадиная кожа шла также на изготовление кожаных вьючных мешков, дорожных фляг с узким дном ( мортай ), ведро и кадыков, сосудов для сбивания масла и походных сумок.

Юго-восточные башкиры изготовляли также бурдюки из целой шкуры овцы, козы, теленка. Эти наиболее древние сосуды кочевников среди башкир в начале XIX века встречались чрезвычайно редко.
Из шкуры жеребенка, козла, теленка делались коробки для хранения соли, сырков и других сухих продуктов. В отличие от других кожаных сосудов шерсть с их стенок не снимали.
Башкиры выделывали также из кожи переметные сумы, конскую сбрую, обувь, пояса с дорожными сумками и пр.
Кожаные сосуды шились конским волосом. Последний применялся также для приготовления всякого рода веревок.
В конце XIX - начале XX века в связи с уменьшением поголовья скота башкиры прекратили изготовление кожаной посуды.

В конце XIX - начале XX века среди бытовой утвари преобладала посуда из дерева. Делали эту посуду в горно-лесных районах, богатых березой, липой и лиственницей. Из нароста ( оро ) березы, из березового и лиственного корня, из ствола липы выдалбливали и вытягивали различную посуду. Это - чаши для еды ( ашлау, алдыр ), кумыса, ковши для разливания кумыса ( ижау ), вазоялчки для меда, совки, ложки, небольшие корытца для рубки мяса, лотки для просеивания зерна и замеса теста, половники.

Была у башкир посуда и со вставным дном. Высокие деревянные кадки из ствола деревьев ( батман ) использовали для приготовления кумыса, айрана и других напитков, для хранения и перевозки меда, муки и зерна. Узкие долбленные сосуды для приготовления кумыса и сбивания масла. В деревянных бочонках держали кислое молоко, кумыс, воду, бузу.

В районах, где растет береза, в быту была распространена берестяная утварь. Из бересты делали туески, банки для хранения сметаны, лотки для муки, посуду для хранения муки, ягод, соли и т. п.
Для приготовления пищи башкиры пользовались вмазанным в печь чугунным котлом.
В конце XIX - начале XX века в состоятельных семьях появилась покупная металлическая, стеклянная и керамическая посуда. Чайники, самовары, кувшины стали привычными предметами в домашнем быту.

У башкир, как и у других скотоводческих народов, существовала искони разнообразная молочно-мясная кухня. Молочная пища башкир отличается разнообразием и специфичностью продуктов. Важным продуктом было коровье молоко. С топленого молока собирали густые сливки. Они употреблялись в качестве приправы к чаю, кашам и похлебкам. Из сметаны сбивали масло. Молоко заквашивали, делали из него творог ( эремсек ) и другие продукты. Кипяченое молоко после охлаждения до нормальной температуры заквашивали и получали . Это кушанье и сегодня распространено повсеместно. Заготовлялся впрок на зиму или эремсек . Это - катык с молоком, высушенные в котле на медленном огне, в результате получалась сладкая красноватая масса. Перед употреблением в пищу приправлялась свежим молоком и подавалась к чаю. Лакомством, которое также подавалось к чаю, был - свежий, хорошо отжатый творог, смешанный с медом. Одним из самых распространенных и важных молочных питательных продуктов башкир был - кисло-соленые сырки, полученные из кислого молока путем длительного кипячения и отжима полученной массы. Корот употребляли свежим или, слегка подсолив, высушив на солнце и прокоптив на дыму, запасали на зиму, подавая затем к похлебкам, чаю. Высушенные сырки были незаменимым продуктом в дорожных условиях, военных походах. В летний зной в качестве прохладительного напитка пили айран - кислое молоко, разведенное водой. Из кобыльего молока приготовлялся кумыс, острый и утоляющий жажду, лечебный напиток.
Важную роль в пищевом режиме башкир играли мясные продукты. Самим любимым мясом была конина, баранина употреблялась бедными.
- одно из древнейших и прославленных башкирских кушаний, традиционное при приеме гостей. Название " " (пять пальцев") произошло от того, что это кушанье башкиры ели руками. Приготовлялось оно всегда из свежей конины или баранины, мясо варилось в котле в продолжение нескольких часов и затем резалось на мелкие кусочки. После того, как мясо сварится, в котел клалась салма - крупная лапша, которую делают в виде квадратов. Часто башкирки просто рвут руками тесто на кусочки. Такая салма юго-восточными башкирами называется - ( казашья салма ).
- лошадиные кишки, начиненные из цельной полосы конского сала и мяса, по другому говоря, конская колбаса. Она провялалась на солнце, перед употреблением в пищу варилась. Конская колбаса и сегодня является одним из наиболее лакомых и почетных блюд.
- жидкий, заправленный мукой отвар мяса с накрошенным в него сыром ( корот ).
В питательном режиме башкир немаловажное место занимали птицы. Башкиры добывали и употребляли в пищу куропаток, рябчиков, тетеревов, глухарей, диких уток и гусей.
Из диких животных чаще других употреблялись в пищу зайцы, козы, лоси и реже медведи. Башкиры, живущие по берегам озер и рек, употребляли в пищу вареную рыбу.
Наряду с молочными и мясными продуктами башкиры издавна готовили кушанья из злаков - полбы, ячменя, ржи, пшеницы, пшена. Из них изготовляли крупу и муку. Из крупы и муки в смеси с молочными продуктами башкиры приготовляли (похлебка из ячменных или полбенных круп, заправленная корот ), (каша на молоке или на воде, сваренная из ячменных или полбенных круп), салма , описанная выше, (мелко истолченная и поджаренная ячменная или полбенная крупа, смешивалась с маслом и затем разводилась в горячей воде), (каленые и жареные зерна ячменя, конопли и полбы), (мелко нарезанные кусочки раскатанного пресного, пшеничного теста, замешанного на яйцах, сваренные в кипящем конском или бараньем жиру), йыуаса (печенье из пресного пшеничного теста, изготовленное в кипящем масле или жире), (блины, которые жарились в масле на сковородке) и (хлебная лепешка, печеная в золе).
Существенно разнообразило меню употребление в пищу черемухи, клубники, земляники, малины, черной и красной смородины, ежевики, костяники и полевой вишни. Ягоды употреблялись как свежие, так и в виде особого рода пастилы; сушеную черемуху и вишню употребляли как начинку для пирогов. Ели также коренья и листья съедобных растений.
Хмельными напитками башкир являлись асы бал и в юго-восточном Башкортостане - .
Асы бал - напиток опьяняющей и крепкий, кислушка. При его приготовлении сотовый мед разводился в горячей воде и заквашливался дрожжами или кислым тестом. Для прготовления дрожжей башкиры пользовались хмелем. Заквашенный мед ставили два-три дня в теплое место. За это время она приобретала надлежащую крепость. Асы бал приготовлялся башкирами повсеместно, где занимались пчеловодством. Кислушка не была повседневным напитком, она приготовлялясь, в основном, зимой для свадебных пиршеств, торжеств и т. п.
- опьяняющий напиток. Приготовлялась из зерен овса, ячменя, ржи или пшеницы. Проросшие зерна этих злаков сушили и затем мололи на руяных жерновах. Полученный солод с добавлением овсяной муки заваривали горячей водой, заквашивали, как и асы бал , и оставляли бродить дня на два-три. В настоящее время буза приготовляется башкирами особенно в Абзелиловском и Учалинском районах.
Повседневным и любимым напитком башкир был чай. Кроме покупного чая, заваривали листья матрушки, бодана и других растений. К чаю в качестве сладкого подавали мед.
Таким образом, у юго-восточных башкир было необычайное разнообразие форм материальной культуры, которое объясняется сложностью их этнической истории, особенностями хозяйства и многообразием природных условий.

С далеким прошлым у башкир связан самобытный пласт культуры, в основе которого два древних мужских ремесла: металлообработка и кожевенное производство.


В народе было немало мастеров, объединивших в своей практике несколько профессий, владевших тонкостями обработки разнохарактерного сырья. Производители колчанов и налучий не только вырабатывали качественную кожу, но и сами могли подготовить формы для ее тиснения.
Седельщики (эйәрсе) вырезали остов седла, обтягивали его кожей, оснащали войлочным подседельником, украшали ювелирными накладками.

Лишь небольшая часть изделий из металла в упряжи и в снаряжении воина-всадника (уздечки, стремена, кольца, пряжки для скрепления ремней) имела практическое значение: большинство металлических предметов служило украшением. Для оформления выездной сбруи требовалось до 40 металлических узорных блях. Треугольные пластины украшали углы седельных сумок и чепраков. Луновидные пластинки с гравировкой или чеканкой, реже ажурной резьбой заготавливались для лук седла. На колчан и налучье прикрепляли целый набор узких и широких пластинок; центральное поле занимали несколько выпуклых блях со вставками из сердолика, кораллов или цветного стекла.

Со времен средневековья у башкир, как и у других тюрко-монгольских народов, изготовление металлических декоративных изделий было делом кузнецов. Деятельность искусных мастеров была почитаема, их труд прославлялся в героических сказаниях и легендах. Они владели не только молотом и наковальней, но и набором литейных форм, а также разнообразными инструментами для тонкой обработки металлов, прежде всего серебра.

Основу металлических изделий хозяйственного назначения изготавливали способом горячей ручной ковки с применением горновой сварки, рубки и других кузнечных приемов обработки металла. Полушаровидные и другие объемные детали получали тиснением в специальных формах (ҡалып) и отливкой.

В ювелирном производстве серебро раскатывали в тонкий лист, разрезали на узкие полоски, часть заготовок растягивали в проволочку. Серебрение обычно производили насечкой, иногда с последующим нагревом в горне. Узор в аппликации выкладывали детально вырезанной фольгой или серебряной проволочкой и наковывали молотком до сцепления металлов. Большую прочность давал способ глубокой насечки — инкрустация, когда серебряную проволоку вбивали в бороздки, предварительно выполненные по контуру орнамента; отшлифованное железо становилось фоном. При сплошном серебрении фольгу накладывали на густую сетку продольных и поперечных бороздок. Серебряную поверхность орнаментировали также гравировкой, иногда чернением.

С переходом башкирского населения к оседлости и мирной жизни оружейное дело теряло прежнее значение, происходило постепенное свертывание металлообрабатывающих производств.

В XVIII веке началось обособление ювелирного производства. Этот процесс подтолкнуло закрытие царским правительством местных кузниц после подавления ряда башкирских восстаний. Мастера по серебру (көмөшсө) работали в домашних условиях, выполняя заказы жителей окрестных деревень. Серебру приписывалась охранная магическая сила. Не случайно полный набор серебряных украшений готовили к свадьбе и надевали на невесту перед тем, как перевезти ее в аул мужа. Задолго до свадьбы лучшие мастера выполняли заказ на изготовление свадебного конского убора с серебром. Многие серебряные украшения женщины- башкирки носили не только в праздники, но и в будни. Особенно ответственной считалась дойка кобылиц. По 6-8 раз в день, перед уходом в табун для дойки, женщины надевали массивный нагрудник из серебра и кораллов; обязательным было наличие на руках браслетов и колец. Серебрили рукояти сабель, боевых ножей, нагаек, накладки на мужские пояса, колчаны и налучья, парадные и походные седла, части сбруи. Серебро поступало в Башкирию через среднеазиатский рынок в китайских слитках (ямбах) или уже раскатанным в пластины; расплавляли и серебряные монеты. В архивных источниках есть сведения о разработке башкирами серебряных рудных месторождений.

В изготовлении ювелирных украшений из чистого серебра преобладала холодная обработка. Тонкие бруски металла, полученные зачастую после расплавки монет, разбивали и раскатывали в пластинки. В декоре преобладала чеканная техника. Используя инструменты со стержнями разной формы, выбивали ряды круглых или овальных лунок, окружностей, звезд, уголков, наклонных линий. Обрамлялось центральное поле (на медальонах и застежках) или средняя полоса (на пластинчатых браслетах). Внутреннее пространство заполнялось растительно-цветочным узором или арабизированной вязью. На куполообразных украшениях для нашивки на одежду ленточный орнамент располагался концентрическими кругами. Для отделки некоторых массовых вещей (медальонов для ожерелий, блях для нагрудников и др.) применяли штамповку методом тиснения.

По дошедшим до нас экземплярам украшений можно составить представление не только о высоком техническом уровне, но и о неиссякаемом творческом потенциале башкирских ювелиров: тиражирование изделий не допускалось. Мастера перенимали опыт у татарских, казахских, русских ювелиров. Сохраняя локальный, в какой-то мере домашний характер, башкирское ювелирное искусство не смогло выстоять в условиях конкуренции с развитым ремеслом соседей. Закат ювелирного производства у башкир пришелся на начало XX века.

Основными способами выделки кож у скотоводов-башкир были квашение в кисломолочных продуктах, механическое разминание после снятия мездры и копчение. Кожаные изделия украшались ножевой резьбой с подкраской фона; строчкой и инкрустацией конским волосом; стежкой на войлочной подкладке. Украшением могли стать кисти, вставленные в швы кожаные полоски, суконные канты. Контурной резьбой (насечкой) покрывалась ременная подпруга (тартма ). Бордюр по краю ремня состоял из вписанных друг в друга уголков. По центру размещались более крупные элементы: треугольники, соединенные в ряды полукружья, круги с точкой. Ранее этот способ орнаментации кожи применялся часто. До нас дошел кожаный щит, внешняя поверхность которого сплошь покрыта врезным орнаментом.

До сих пор в свадебном обряде для сбора гостинцев используются нарядные меховые торбы (сэрмэ, кэшен ) с пояском из разноцветных клинышков и пышными кистями. Кожаную посуду украшали кантами, швами из сухожилий или конского волоса, плетеными ручками, шерстяными кистями. Некоторые из кожаных изделий (в первую очередь — ритуальные) в прошлом украшались резными или тиснеными узорами. В башкирских аулах были и мастера по плетению широких ремней, изготовлению плеток и нагаек. В плетении соединялось от 6 до 32 тонких ремешков. У парадной нагайки (ҡамсы) ручка оплеталась полосками кожи или покрывалась резьбой. Широкие ремни (кирэм), необходимые при влезании на дерево, долгое время сохранялись в горных аулах у бортников-пчеловодов. К настоящему времени все эти предметы стали достоянием истории.

Искусство башкир. Традиционные художественные ремесла. Под общей ред. С.Н. Шитовой. – Уфа: Инеш, 2007

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Башкирский быт

К началу XIX века башкирские деревни состояли из одной, реже - двух-трех улиц. Общественным центром была мечеть с конусообразным минаретом.


Часть внутреннего интерьера юрты

hello_html_9b15ed6.jpg

Внутри кибитки обычно отделялась особой занавеской ( шарашу ) правая женская половина, где размещалась хозяйственная утварь, продукты; на левой, мужской половине стояли сундуки с имуществом, были разостланы кошмы, лежали подушки, по стенам висели верхняя одежда, полотенца, оружие, конская сбруя. В центре кибитки в непогоду разводили огонь: дым от костра выходил в открытую дверь.


Часть внетреннего
интерьера дома

Юго-восточные башкиры в горно-лесной местности устанавливали на летовках небольшие бревенчатые избы ( бурама ). Бурама - это простой сруб, однокамерный, с двусатной крышей, с земляным полом, без потолка. Это жилище не имело окон, стены не конопатились, было много щелей, через которые проходил свет. В таких избах очаг располагался в одном из углов у входа. Бурама не была переносным жилищем, обилие строительного материала позволяло башкирам иметь такие срубы на каждой летовке.
Был также аласынь: это легкая постройка четырехугольного плана на деревянном каркасе, корывая, берестяная или лубяная без окон.
В любом старом башкирском доме видное место занимали нары вдоль передней - против входа - стены: на них сидели, ели, спали. Печь сооружали обычно справа от двери. Были распространены также печи-камины ( сыуал ) с прямым дымоходом. Рядом - очажок с вмазанным котлом.

Башкирский мужской костюм в прошлом веке был однотипен для всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха с широким отложным воротником и длинными рукавами, а также штаны с широким шагом. Поверх рубахи носили короткую безрукавку ( камзул ). При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани. В холодное время года башкиры носили овчинные шубы ( тире тун ), полушубки ( билле тун ) и суконные халаты.


Нагрудное украшение
(по Н.В.Бикбулатову)

hello_html_m138935a3.jpg


Налучье и колчан
(по Н.В.Бикбулатову)

Повседневным головным убором у мужчин были тюбетейки. В холодное время года надевали войлочные шляпы или меховые шапки. В степных районах в зимние бураны носили теплые малахаи ( малахай ) с небольшой тульей и широкой лопостью, прикрывавшей затылок и уши.
Наиболее распространенной обувью у юго-восточных башкир, как и у зауральских, являлись сапоги-сарыки с мягкими кожаными головками и подшивами и высокими суконными или хромовыми голенищами. Были распространены так же кожаные башмаки и сапоги ( итек ). Пожилые мужчины, обычно знать и представители духовенства, носили мягкие сапожки ( ситек ). Выходя из дома, поверх них надевали кожаные или резиновые галоши.
Женская одежда была более разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья и шаравары ( ыштан ). Замужние женщины до глубокой старости под платьем носили нагрудную повязку. На платье надевали приталенную безрукавку ( камзул ), обшитую рядами позументов, блях и монет. На севере Башкортостана в XIX веке получил распространение холщовый фартук.


Башкирка в национальной одежде
(по С.Н.Шитовой)

Темные халаты, слегка приталенные в поясе, носили повсеместно. На праздничные бархатные халаты нашивали позумент, монеты, подвески, бисер. В зимнее время богатые башкирки носили шубы из дорогого меха - куницы, лисы, бобра, выдры (баса тун). Менее состоятельные надевали теплые халаты из белого домашнего сукна или овчинные шубы.
Наиболее распространенным женским головным убором был хлопчатобумажный небольшой платок. Юго-восточные башкирки, как и зауральские, долгое время после свадьбы носили покрывало из двух неразрезанных фабричных платков красного цвета с крупным узором. На юго-востоке Башкортостана поверх платка замужние женщины надевали высокие меховые шапки. Одним из старинных головных уборов замужней женщины был . Это - шапочка с круглым вырезом на макушке и длинной лопастью, спускающейся по спине. Она богато украшалась кораллами, бляхами, серебряными монетами и подвесками.

Повсеместно носили пуховую и шерстяную шаль. Встречались конопляные шали.
Женская обувь мало отличалась от мужской. Это - кожаные туфли, сапоги, обувь с холщовыми голенищами.
Общей для мужчин и женщин обувью являлись чулки. У башкир чулки бывали трех видов: вязаные, шерстяные, суконные и войлочные.
В конце XIX - начале XX веков под влиянием городского населения башкиры начинают шить одежду из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Покупают обувь, головные уборы и одежду фабричного производства. Однако, традиционная народная одежда продолжала играть ведущую роль.


hello_html_m537714d0.jpg

Кожаную посуду изготовляли из шкур многих домашних животных: лошади, коровы, быка, овцы, теленка, козы. Среди указанных материалов башкиры предпочитали лошадиные шкуры, особенно при выделке кумысных сосудов, так как они отличались прочностью и влагонепроницаемостью. При изготовлении сосудов утилиризовалась вся кожа лошади. Из кожи туловища делался большой сосуд ( саба ) для приготовления и содержания кумыса, вместимостью до 12-13 ведер. В 1960-е годы старики рассказывали, что в конце XIX века на юго-востоке саба сохранились в наиболее зажиточных хозяйствах. Сложный в изготовлении, этот сосуд, за ненадобностью в хозяйстве, постепенно вышел из употребления раньше других видов традиционной посуды. Из лошадиной кожи делались большие сосуды, в которых подавали кумыс. Из кожи головы лошади изготовлялись подойники. Лошадиная кожа шла также на изготовление кожаных вьючных мешков, дорожных фляг с узким дном ( мортай ), ведро и кадыков, сосудов для сбивания масла и походных сумок.

Юго-восточные башкиры изготовляли также бурдюки из целой шкуры овцы, козы, теленка. Эти наиболее древние сосуды кочевников среди башкир в начале XIX века встречались чрезвычайно редко.
Из шкуры жеребенка, козла, теленка делались коробки для хранения соли, сырков и других сухих продуктов. В отличие от других кожаных сосудов шерсть с их стенок не снимали.
Башкиры выделывали также из кожи переметные сумы, конскую сбрую, обувь, пояса с дорожными сумками и пр.
Кожаные сосуды шились конским волосом. Последний применялся также для приготовления всякого рода веревок.
В конце XIX - начале XX века в связи с уменьшением поголовья скота башкиры прекратили изготовление кожаной посуды.


hello_html_2ce5eb29.jpg

В конце XIX - начале XX века среди бытовой утвари преобладала посуда из дерева. Делали эту посуду в горно-лесных районах, богатых березой, липой и лиственницей. Из нароста ( оро ) березы, из березового и лиственного корня, из ствола липы выдалбливали и вытягивали различную посуду. Это - чаши для еды ( ашлау, алдыр ), кумыса, ковши для разливания кумыса ( ижау ), вазоялчки для меда, совки, ложки, небольшие корытца для рубки мяса, лотки для просеивания зерна и замеса теста, половники.

Была у башкир посуда и со вставным дном. Высокие деревянные кадки из ствола деревьев ( батман ) использовали для приготовления кумыса, айрана и других напитков, для хранения и перевозки меда, муки и зерна. Узкие долбленные сосуды для приготовления кумыса и сбивания масла. В деревянных бочонках держали кислое молоко, кумыс, воду, бузу.


hello_html_57a2007a.jpg

В районах, где растет береза, в быту была распространена берестяная утварь. Из бересты делали туески, банки для хранения сметаны, лотки для муки, посуду для хранения муки, ягод, соли и т. п.
Для приготовления пищи башкиры пользовались вмазанным в печь чугунным котлом.
В конце XIX - начале XX века в состоятельных семьях появилась покупная металлическая, стеклянная и керамическая посуда. Чайники, самовары, кувшины стали привычными предметами в домашнем быту.

У башкир, как и у других скотоводческих народов, существовала искони разнообразная молочно-мясная кухня. Молочная пища башкир отличается разнообразием и специфичностью продуктов. Важным продуктом было коровье молоко. С топленого молока собирали густые сливки. Они употреблялись в качестве приправы к чаю, кашам и похлебкам. Из сметаны сбивали масло. Молоко заквашивали, делали из него творог ( эремсек ) и другие продукты. Кипяченое молоко после охлаждения до нормальной температуры заквашивали и получали . Это кушанье и сегодня распространено повсеместно. Заготовлялся впрок на зиму или эремсек . Это - катык с молоком, высушенные в котле на медленном огне, в результате получалась сладкая красноватая масса. Перед употреблением в пищу приправлялась свежим молоком и подавалась к чаю. Лакомством, которое также подавалось к чаю, был - свежий, хорошо отжатый творог, смешанный с медом. Одним из самых распространенных и важных молочных питательных продуктов башкир был - кисло-соленые сырки, полученные из кислого молока путем длительного кипячения и отжима полученной массы. Корот употребляли свежим или, слегка подсолив, высушив на солнце и прокоптив на дыму, запасали на зиму, подавая затем к похлебкам, чаю. Высушенные сырки были незаменимым продуктом в дорожных условиях, военных походах. В летний зной в качестве прохладительного напитка пили айран - кислое молоко, разведенное водой. Из кобыльего молока приготовлялся кумыс, острый и утоляющий жажду, лечебный напиток.
Важную роль в пищевом режиме башкир играли мясные продукты. Самим любимым мясом была конина, баранина употреблялась бедными.
- одно из древнейших и прославленных башкирских кушаний, традиционное при приеме гостей. Название " " (пять пальцев") произошло от того, что это кушанье башкиры ели руками. Приготовлялось оно всегда из свежей конины или баранины, мясо варилось в котле в продолжение нескольких часов и затем резалось на мелкие кусочки. После того, как мясо сварится, в котел клалась салма - крупная лапша, которую делают в виде квадратов. Часто башкирки просто рвут руками тесто на кусочки. Такая салма юго-восточными башкирами называется - ( казашья салма ).
- лошадиные кишки, начиненные из цельной полосы конского сала и мяса, по другому говоря, конская колбаса. Она провялалась на солнце, перед употреблением в пищу варилась. Конская колбаса и сегодня является одним из наиболее лакомых и почетных блюд.
- жидкий, заправленный мукой отвар мяса с накрошенным в него сыром ( корот ).
В питательном режиме башкир немаловажное место занимали птицы. Башкиры добывали и употребляли в пищу куропаток, рябчиков, тетеревов, глухарей, диких уток и гусей.
Из диких животных чаще других употреблялись в пищу зайцы, козы, лоси и реже медведи. Башкиры, живущие по берегам озер и рек, употребляли в пищу вареную рыбу.
Наряду с молочными и мясными продуктами башкиры издавна готовили кушанья из злаков - полбы, ячменя, ржи, пшеницы, пшена. Из них изготовляли крупу и муку. Из крупы и муки в смеси с молочными продуктами башкиры приготовляли (похлебка из ячменных или полбенных круп, заправленная корот ), (каша на молоке или на воде, сваренная из ячменных или полбенных круп), салма , описанная выше, (мелко истолченная и поджаренная ячменная или полбенная крупа, смешивалась с маслом и затем разводилась в горячей воде), (каленые и жареные зерна ячменя, конопли и полбы), (мелко нарезанные кусочки раскатанного пресного, пшеничного теста, замешанного на яйцах, сваренные в кипящем конском или бараньем жиру), йыуаса (печенье из пресного пшеничного теста, изготовленное в кипящем масле или жире), (блины, которые жарились в масле на сковородке) и (хлебная лепешка, печеная в золе).
Существенно разнообразило меню употребление в пищу черемухи, клубники, земляники, малины, черной и красной смородины, ежевики, костяники и полевой вишни. Ягоды употреблялись как свежие, так и в виде особого рода пастилы; сушеную черемуху и вишню употребляли как начинку для пирогов. Ели также коренья и листья съедобных растений.
Хмельными напитками башкир являлись асы бал и в юго-восточном Башкортостане - .
Асы бал - напиток опьяняющей и крепкий, кислушка. При его приготовлении сотовый мед разводился в горячей воде и заквашливался дрожжами или кислым тестом. Для прготовления дрожжей башкиры пользовались хмелем. Заквашенный мед ставили два-три дня в теплое место. За это время она приобретала надлежащую крепость. Асы бал приготовлялся башкирами повсеместно, где занимались пчеловодством. Кислушка не была повседневным напитком, она приготовлялясь, в основном, зимой для свадебных пиршеств, торжеств и т. п.
- опьяняющий напиток. Приготовлялась из зерен овса, ячменя, ржи или пшеницы. Проросшие зерна этих злаков сушили и затем мололи на руяных жерновах. Полученный солод с добавлением овсяной муки заваривали горячей водой, заквашивали, как и асы бал , и оставляли бродить дня на два-три. В настоящее время буза приготовляется башкирами особенно в Абзелиловском и Учалинском районах.
Повседневным и любимым напитком башкир был чай. Кроме покупного чая, заваривали листья матрушки, бодана и других растений. К чаю в качестве сладкого подавали мед.
Таким образом, у юго-восточных башкир было необычайное разнообразие форм материальной культуры, которое объясняется сложностью их этнической истории, особенностями хозяйства и многообразием природных условий.

Читайте также: