Сообщение о кощее бессмертном

Обновлено: 08.07.2024

Кощей Бессмертный – один из самых известных отрицательных персонажей русских народных сказок. Обычно его представляют в образе очень тощего (по кажущемуся сходству "кощей" – "кости") злого чародея, главного противника положительного героя.

По мнению многих исследователей, сказки ни в коем случае нельзя считать просто красивой выдумкой: "Происхождение сказки из мифа не вызывает сомнения" (Е. М. Мелетинский). Какие мифологические "корни" можно проследить у злодея Кощея?

Этимология имени

У древних славян было несколько слов с корнем "кощ": кощуна, – миф; кощюнить – колдовать, рассказывать волшебные истории; кощюньник – волшебник и т. д. Именно от них впоследствии образовалось слово "кощунство" – оскорбление религиозной святыни.

Кощуны часто рассказывали во время погребальных обрядов. С этим связано значение слова "кощьное" – "сиречь тьма кромешная", "преисподняя".

Однако слово "кощей" в XII веке на Руси широко употреблялось в значении "младшего княжеского отрока", "раба" или "пленника" и явно происходило от тюркского "кошчи" (раб). Академик Б. А. Рыбаков считал, что нужно четко различать двух разных Кощеев (две группы сказок) в зависимости от характера их смерти: от яйца и от коня.

"Реальный кощей"

В сказках с "участием коня" Кощей содержится в плену в царстве Марьи Моревны, на которой женится главный герой (Иван, Иван-Царевич). Иван из жалости отпускает Кощея, а тот похищает его жену. В процессе погони богатырский конь Ивана убивает злодея копытом.

В этом варианте сказок Кощей – не могучий повелитель далекого государства, а всего лишь обычный пленник-степняк. У него есть только конь, оружие и какое-то жилье. Сам сюжет взят из реальных взаимоотношений славян с кочевниками и имеет слабую связь с древними мифами.

"Знаменитый Кощей"

В классическом варианте сказки Кощей Бессмертный – повелитель далекого царства, живущий в богатом дворце и охраняемый большим войском нечистой силы. Кощей – резко отрицательный персонаж. Он воплощает в себе множество негативных качеств: коварство, хитрость, вероломство и т. д.

Главный признак Кощея, отразившийся в его прозвище – бессмертие, но не "стопроцентное". Свою смерть Кощей спрятал в недоступном и никому неизвестном месте.

В разных сказках фигурирует несколько схожих вариантов местонахождения смерти Кощея. Общая схема такая: далекий остров – дупло в дереве – сундук – заяц – утка – яйцо. Иногда в качестве последнего "хранилища" называется игла.

Эта запутанная схема основана на древнем мифе о "рождении" Вселенной из яйца, в котором содержится как положительное жизненное начало, так и основа всего мирового зла. Яйцо "охраняется" главными стихиями и их представителями: вода (океан), земля (остров, закопанный сундук), животный и растительный мир (заяц и дерево), воздух и птицы (утка).

Мировое зло (Кощей) бессмертно лишь до тех пор, пока против него не выступит эпический герой (Иван, Иван-царевич).
Его победа в финале олицетворяет собой торжество жизненного начала над смертью.

"Былинный Кощей"

Отдельное место занимают различные варианты (около 30) былины об Иване Годиновиче, в которых смерть настигает Кощея в виде им же самим выпущенной стрелы. Главный герой собирается жениться на прекрасной Настасье Дмитриевне (или Марье), которая уже просватана за царя Кощея Трипетова.

Иван увозит Настасью. В пути его настигает Кощей. В честном поединке Иван одерживает победу, но поверженный противник хитростью склоняет невесту на свою сторону. Кощей "отвоевывает" девушку и привязывает Ивана к дереву. Затем он стреляет из лука противника в "вещую птицу". Стрела возвращается назад и поражает Кощея прямо в голову. Иван Годинович получает свободу и безжалостно расправляется с "предательницей" Настасьей, разрубая ее тело на части.

Важно отметить, что Иван не принимает непосредственного участия в убийстве. Кощей погибает от некой волшебной силы, символом которой является "вещая птица". "Скромная роль" главного героя в конечной победе над злом нехарактерна для богатырского эпоса. Следовательно, в основе былины лежит архаичный миф.

По мнению Рыбакова, в сказочной гибели Кощея от яйца и былинной от стрелы отразились "осколки древнего, индоевропейского мифа" об извечном противостоянии жизни и смерти (весна-лето и зима). Очень близкий по смыслу сюжет прослеживается в древнегреческом мифе о похищении царем подземного мира Аидом (русским Кощеем) Персефоны (Анастасии или Марьи).

Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ и ЮТУБ КАНАЛЕ.


Кто такой Кощей?


Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями.

Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

Преступления Кощея


Неуспешный дамский угодник


Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

Кощей Галантный


Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея.

Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

Как убить Кощея


Христианская трактовка Кощея


Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.


Кощей – главный злодей русских сказок. И уже только поэтому мы должны опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.

Тайна имени

Кто такой Кощей?


Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

Преступления Кощея


Неуспешный дамский угодник


Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

Кощей Галантный


Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея.

Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

Как убить Кощея


Христианская трактовка Кощея


Содержание

Мифология

Внешность

Точная внешность нигде не описана. Но чаще всего его представляют как высокого и худого старика. Практически скелет, обтянутый кожей. Хотя иногда он показан железным (возможно одетым в доспех). Скорее всего это отсылка к Роль в сюжете

Чаще всего он - главный злодей. Он похищает у героя суженную, а тот должен её спасти.

Способности

О магических способностях Кощея известно мало. Он может превращаться в ворона, способен изменять обличье других. Он командует огромной армией нежити. Кроме того Кощей - лич (маг, спрятавший половину своей души вне тела). Его смерть (или часть души) находиться на конце иглы. Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на дубе, который растёт на острове Буяне. Правда есть версии, что смерть находиться прямо в яйце. Есть и другие варианты хранилища - в фильме "Кощей Бессмертый" смерть Кощея была в змее, которую можно было найти в яблоке. Правда при этом сам герой превращается в камень.

Читайте также: