Сообщение о коренной пустыни

Обновлено: 05.07.2024

Курская Коренная Рождество-Богородицкая Пустынь находится в Курской Губернии и уезде, расстоянием от Губернского города Курска в 27 верстах на север.

Коренной пустынь сия называется от явившейся здесь в 1295 году при корне одного дерева чудотворной иконы Знамения Божией Матери, издревле называемой Курская, по области, к которой принадлежит место явления.

Коренная пустынь расположена на реке Тускарь, на одном из нагорных холмов её правого берега; холм этот, находясь между двумя глубокими лесными логами или оврагами, представляет вид древнего городища, верхняя площадь которого имеет небольшую покатость от запада к востоку к реке и оканчивается обрывом или крутизной в несколько сажень.

Береговое возвышение, по обеим сторонам Обители, поросло лесом; лес этот издревле называющийся Богородицким, оканчивается с севера и юга глубокими оврагами, которые составляют естественные грани монастырских владений; за ними расположены: с севера, село Долгое, с юга, деревня Служня, входившие до 1764 года в число монастырских вотчин.

Белостенные здания Обители то живописно скрываются в купе окружающих их деревьев, то выглядывают из за них, как белая лилия из корзины зелени. Особенно хорош вид на монастырь с противоположного лугового берега р. Тускарь. Отсюда она разом открывается взору всею красотой своих зданий: на первом плане новый Соборный пятиглавый Храм Русско-Византийской (Тоновской) архитектуры, напоминающий собою две лучшие церкви нашей Северной Столицы: (Благовещенскую конно-гвардейскую и Егерскую). Позади его высится одинакового стиля столпообразная с шатровым верхом колокольня; золоченый крест её высоко блестит в воздухе. Близ Храма видно начало крытых сходов к нижнему источнику или кладезю, где явилась чудотворная икона. Самые сходы скрыты от глаз деревьями, которыми порос весь скат монастырского холма, но за то ясно видна нижняя шатровая церковь во имя Живоносного Источника, древнейшее здание обновленной обители, память усердия к ней первого Русского Фельдмаршала из Русских, Графа Бориса Петровича Шереметева.

Река, отделяя от себя рукава и заливы, перед самою обителью образует три полуострова: один луговой прямо против монастыря и два по сторонам его; за первым, на лёгком береговом возвышении, расположена деревня Будановка, за нею встает красивая дубовая роща, среди которой виднеются скирды хлеба, на дальнем горизонте тянутся, перемежаясь лесками поля, коими так славится Курская хлебородная область. Правый полуостров отчасти покрыт кустарником; за ним река, расширяясь постепенно, образует пруд, в конце которого видна монастырская мельница. На левом полуострове монастырский огород обсаженный деревьями; отсюда река уклоняется к северо-востоку, и, протекая извилинами по лугу и мимо Будановской рощи, теряется вдали.

Не менее живописен вид монастыря с Севера и особливо с одной из двух расположенных в этой стороне пасек (пчельников). Отсюда кроме Соборного Храма и колокольни, видно высокое здание больничного корпуса, над которым высится трибун с главкою и крестом, означающие место теплой церкви; рядом с этим корпусом, начинаются величественные крытые сходы, ведущие к нижней церкви Живоносного Источника и наконец в низу, на берегу реки, самая Церковь. Этот вид особенно замечателен, напоминая собою береговые Афонские Обители; для полного сходства с ними, недостаёт лишь висячих балконов или будочек, которыми усеяны наружные стены тамошних монастырей; а тому кто не был на дальнем Афоне, вид Коренной Пустыни с этой стороны, живо напоминает Русский Иерусалим – Киев и именно Киево-Печерскую Лавру с её сходами в ближние и дальние пещеры.

Горный кряж, покрытый лесом и прорезанный вдоль лесистыми же оврагами, у подножия которых местами бьют ключи чистой холодной воды, довершает сходство этой прекрасной пустыни с Афонскими Обителями; но еще более роднит их мысль, что и эта лесистая гора, подобно Афонской, составляет жребий Божией Матери, как место Ея особенного, благодатного присещения, где уже без малого 600 лет не прерываются хвалебные гласы пений в честь Царицы неба и земли.

Источник: Составил И.Л. (Издание в пользу Св. Обители) Санкт-Петербург. В типографии М. Эттингера, 1865. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печать позволяется. С.-Петербург. Апреля 9 дня, 1865 года. Цензор, Архимандрит Сергий

В октябре 1923 года пустынь была закрыта. Многочисленная братия была распущена. Некоторые из них, оставаясь преданными Святому месту, терпя голод и холод, ютились в землянках, которые они устроили невдалеке от обители в окрестностях храма Иоакима и Анны села Долгое.По закрытии монастыря оставшиеся ценности, в том числе и уникальная библиотека – разграблены и вывезены. Были разрушены и разобраны на кирпич все храмы обители, крытые сходы к источнику, два яруса колокольни и её шатровый верх, на въездных вратах уничтожены навершия с крестами, разобрана часовня на корню - место обретения чудотворного образа и многие другие строения.

7 августа 1989 года Коренная пустынь была возвращена Курской епархии. А уже 15 августа состоялась первая служба (после 66 лет забвения) на месте, где стоял величественный храм обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Первый после долгого перерыва крестный ход состоялся 15 июня 1990 года, в девятую пятницу по Пасхе. По своим масштабам он отличался от своих исторических предшественников: его протяженность была всего лишь 300 метров по территории монастыря. Последующие ходы обрели свой прежний исторический масштаб.

С 1989 года начинается возрождение пустыни из руин. В 1990 году в первозданном виде отреставрированы въездные врата обители. В 1991 году восстановлены колокольня над Святыми вратами и монастырская трапезная. За период 1994-97 г.г. были восстановлены уникальная крытая галерея со сходами к источнику и храм Живоносного источника. Обустроен и освящен 19 сентября 1991 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II храм Рождества Пресвятой Богородицы, восстановлен келейный корпус. На новом месте выстроен большой хозяйственный двор монастыря, где устроен скит с домовой церковью преподобного Серафима Саровского.

11 декабря 2004 году в историко - культурном центре состоялось первое заседание Попечительского совета по возрождению мужского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Коренная пустынь. Принятые Советом программы позволили выполнить большой объем работ – восстановлены здания Архиерейской гостиницы, игуменского корпуса, отремонтирован храм Рождества Пресвятой Богородицы, восстановлена роспись Святых врат, проведена газификация монастыря. На месте когда-то разрушенного воссоздан главный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Проведены работы по благоустройству монастырской территории. Восстановлены галерея (сходов) к источнику и храм Живоносного источника.

Tengri Travel в материале, созданном совместно с изданием "Мир путешествий" при поддержке компании Tez Tour, продолжает знакомить вас с интересными уголками нашей удивительной планеты.

В те уже далекие студенческие времена, когда деревья были большими, а до горбачевской перестройки оставалось еще несколько лет, о поселке Свобода, что в 25 километрах от Курска, я знал только то, что оттуда несколько моих однокурсников. Упоминание малой родины особого чувства гордости у них не вызывало. Да и чем можно было гордиться обычному советскому свободчанину? В годы Гражданской войны идущие на Москву войска Белой армии здесь встречали радостным звоном колоколов. Уже через четыре месяца после начала Великой Отечественной, в ноябре 1941-го, поселок заняли части вермахта и удерживали его почти полтора года.


Правда, были и некоторые положительные моменты. Во время Курского сражения летом 1943 года в Свободе располагался штаб Центрального фронта Красной армии во главе с будущим маршалом Константином Рокоссовским.

Еще здесь в 1868 году (как говорили раньше – при царизме), по завершении строительства Московско-Курской железной дороги, была построена железнодорожная станция. Благодаря этому великий русский художник Илья Ефимович Репин, творчество которого мы тщательно изучали на худграфе Курского пединститута, побывал в здешних местах и впоследствии под впечатлением от увиденного написал ставшую знаменитой картину "Крестный ход в Курской губернии". Но у советской власти взгляд на религию был как на пережиток темного прошлого и, соответственно, сложные отношения с церковью. Наше поколение, кроме особо интересующихся, и ведать не ведало о семисотлетней дореволюционной истории этих мест. Но легенды ходили – на то они и легенды, чтобы передаваться вне зависимости от общественного строя и идеологии. И гласили они вот о чем.

Где-то в XII веке, в смутную пору разорения и опустошения городов и селений набегами хана Батыя, в эти глухие леса, за 120 верст от ближайшего поселения, из Рыльска приехали на охоту несколько человек. Когда запасы воды закончились, они увидели у огромного дерева старую икону Божией Матери "Знамение". И как только один из них ее поднял, из земли забил источник.


По возвращении охотники, посоветовавшись, возвели чуть выше упомянутого места деревянную часовню, в которой и установили чудную икону. Позднее здесь был сооружен соборный храм Рождества Богородицы. Князь Василий Шемяка не раз перевозил ее в город Рыльск, но удивительным образом икона возвращалась на то место, где нашли ее охотники. А тем временем к источнику стали приходить многочисленные паломники. В конце XIV века татаро-монголы пытались спалить часовню, но она не загорелась. В ярости икону разрубили пополам. Старец Боголюб нашел и сложил обе части – они срослись. Что касается официальной истории, сам царь Федор Иоаннович, третий сын Ивана Грозного, прослышав о чудесной иконе, в 1597 году издал указ о закладке мужского монастыря. А икону на время перевезли в Москву для поклонения. Ее обрамили рамой из кипариса с изображениями пророков из Ветхого завета и поместили в оклад из позолоты и серебра, украшенный драгоценными камнями. Царица Ирина собственными руками расшила золотом пелену для оклада. Украшенную икону Божией Матери "Знамение" возвратили в Коренную пустынь, но ненадолго.

В 1604 году многие русские города были взяты войсками самозванца Гришки Отрепьева, именовавшего себя сыном Иоанна Грозного. Лжедмитрий, готовя поход на Москву, обосновался в Путивле. Чтобы привлечь на свою сторону народ, он затребовал к себе чудотворную икону и при взятии Москвы установил ее в царских палатах. После изгнания Лжедмитрия из столицы икона некоторое время находилась в доме князя Дмитрия Пожарского. В 1713 году над местом явления иконы выросла церковь. Завершенный вид пустынь приняла в конце XVIII столетия благодаря пожертвованиям фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева, чуть ранее посетившего святую обитель. По обе стороны Святых ворот расположились настоятельские и братские кельи в два этажа. За кельями были построены два гостиничных двора и большой монастырский сад. Император Павел I пожаловал святой обители землю и мельницу в селе Долгом. С приходом советской власти монастырь, естественно, закрыли. В 1923 году сходы к источнику разобрали, храм Рождества Пресвятой Богородицы взорвали, а на колокольне устроили смотровую площадку для обитателей дома отдыха, каковым стала Коренная пустынь. Сам поселок переименовали в Свободу. Источник зацементировали, даже выставили возле него дружинников. Но вода сразу пробилась в нескольких местах.


Сегодня в Коренной пустыни 16 родников, и каждый из них обладает особыми лечебными свойствами. Все они ручейками сбегают в реку Тускарь. Наравне с Троице-Сергиевой лаврой и нижегородской Дивеевской обителью Серафима Саровского это третий религиозный центр и объект паломничества в России. Ежегодный крестный ход собирает несколько тысяч верующих. К церкви иконы Божией Матери "Живоносный источник" и к самому источнику каждый день приезжает огромное количество людей, чтобы окунуться в купели и набрать святой воды. Говорят, даже одежда, в которой ты искупался, потом тоже лечит. Самое необычное в этой истории то, что в монастыре находится копия иконы "Знамение", а главная святыня, давшая начало пустыни, была вывезена за рубеж во время Гражданской войны и ныне хранится в православном Знаменском соборе в Нью-Йорке.


Мой друг и однокурсник художник Иван Согачев живет в ста метрах от главных ворот. Справа от входа на территорию монастыря расположены сувенирные ряды, где его жена Надежда выставляет изделия народных промыслов, а сам Иван – свои работы. Он говорит, что повидал здесь много знаменитостей и, так сказать, высокопоставленных лиц. Известный защитник Белого дома Александр Руцкой в бытность губернатором Курской области в каждый свой приезд покупал его картину и за ценой не стоял. Помнит Иван и визиты Дмитрия Анатольевича Медведева в должности и президента, и премьера России. С юмором рассказывает, как в преддверии высоких гостей в поселке появлялись суровые люди в одинаковых черных костюмах и переписывали всех жителей и дворовых собак. Конечно, ни о какой торговле в это время и речи быть не могло! Советовали даже окна в домах не открывать. Благо, что такое затворничество обычно длилось недолго. Осенью прошлого года Ивану как местному старожилу пришлось стать моим гидом по Коренной пустыни.

После реставрации строения монастыря, выкрашенные в небесно-голубой цвет, смотрятся потрясающе. Не так давно в центре обители воздвигли памятник Серафиму Саровскому, уроженцу города Курска. Исцелившись в десятилетнем возрасте с помощью чудодейственной иконы "Знамение" от тяжелого недуга, преподобный неоднократно здесь бывал. Крутые каменные сходы ведут от верхней монастырской площади к нижней церкви. Они удивительно стройно вписываются в общий архитектурный ансамбль, создавая максимальные удобства. Со всех ступенек и площадок виден главный собор и прекрасно слышно совершаемое в нем богослужение. Раскинувшись на высоком живописном берегу Тускари среди громадного парка, он уже издалека манит позолоченными главами храмов и колокольни.

Автор текста и фото: Александр Кириченко

Самый лучший отдых на популярных направлениях и по приятным ценам от ведущего туроператора Tez Tour.


Множество монастырей и храмов располагается на русской земле. Каждый из них несет в себе богатство русской духовности для православной веры.

Один из прекрасных обителей святого духа располагается в Курской области. Здесь в конце 16 века был заложен мужской монастырь, который вскоре начали именовать Курской Коренной Рождество-Богородичной мужской пустынью.

Месторасположение

Обитель просветления и чуда расположилась в красивейшем месте, на правом берегу реки Тускарь. На карте России это Курская область (поэтому обитель в народе часто именуют Курско-Коренной. Впрочем, иногда называют ее и Коренская пустошь — но это неправильно).


Коренная пустынь находится по адресу Злотоухинский район, с. Свобода. Добраться до монастыря можно на маршрутном такси, которое отправляется с улицы Дубровинского.

История мужского монастыря от начала основания

По легенде в 1295 году на этом месте были густые непроходимые леса. Два охотника, следуя по следу зверя, наткнулись на странную доску, а перевернув ее, обнаружили икону.


И тут же из-под земли забил источник с родниковой водой. Охотники, решив, что это настоящая примета чудесного свойства этого места, оставили там знак. Позже они разнесли весть о диве всем людям.

Постройка самого монастыря пришлось на сложное время. В тот исторический период Московская Русь была подвержена нападению крымских татар. Строительство шло очень медленно, ведь из-за трудных условий и отсутствия финансирования продвигать строительство было сложно. Однако здание был отстроено, датой основания монастыря считается 1597 год.

После кончины Ивана Грозного не осталось наследника. Наступило смутное время. Появилось множество претендентов на престол, один из которых Лжедмитрий захватил власть в стране и самолично воздвиг себя на престол. По его приказу главная чудотворная икона Богоматери была отдана в Москву.


В 1634 году вновь наступило не лучшее время для России, монастырю опять пришлось претерпеть тяжкие невзгоды. После нападения на Курск поляков обитель была разорена. А уже в 1643 году был совершен новый набег на город крымскими татарами. Однако, несмотря на трудности, Курской пустыни удалось уцелеть.

Только в 1701 году этому месту было официально присвоено звание монастыря, и открыто общежитие для монахов. Кроме того было реконструировано множество других зданий. Спустя два года дошло дело до Рождество-Богородичного храма. Старое деревянное здание было заменено великолепным белокаменным зданием, имеющим два этажа.


Важно то, что здание сохранилось до наших дней.

Обратите внимание: в 1764 году Коренная пустынь в Курске получила полную автономность, и стал полноценной самостоятельной единицей.

Новая эпоха в строительстве открылась в 1860 году, когда было начато возведение великолепного собора, который получил название Рождества Пресвятой Богородицы. Однако совсем скоро белая полоса в жизни Курского аббатства и её обитателей закончилась. Наступали тяжелые годы советского периода.

Судьба во время революции и в советский период


После наступления советской власти и свержения императора Николая Второго, для православной церкви на Руси наступило непростое время. Оно ознаменовало собой разрушение всех принципов и идеалов веры, всего святого, что было в храмах и соборах.

Это интересно: в 1923 году обитель была полностью закрыта, здесь абсолютно ничего не осталось пригодного для существования, а всех монахов и священнослужителей пустили по миру.

После всех невзгод, лишь в 1989 году начали программу по восстановлению святого, поруганного места. Огромными трудами Епархии Курска и Архиепископа Иувеналия к Курской пустыни вернулось юридическое значение монастыря, и земля перешла во власть православной церкви. Только в 1990 году восстановление было закончено. В честь этого торжественного события организовали крестный ход. Он стал первым за многие десятилетия периода советской власти.

Современное состояние монастыря

Благодаря проведенным реставрационным работам было создано заново множество зданий. Их восстановили из руин.


Освящение Коренной пустыни совершено в 1991 году Патриархом Алексием Вторым в честь открытия вновь отстроенного Храма Рождества Пресвятой Богородицы. Только в 2004 году организовано собрание заседания патриархов, на нем принималось решение о возобновлении действия мужского монастыря.

Чтобы воплотить это великое дело в жизнь, было приложено огромное количество средств и усилий. Была возрождена Архиерейская гостиница, где располагались гости монахов. Красивейшая роспись святых врат была создана с нуля. Игуменский корпус отстроили заново, главный Собор прошел полную реконструкцию.


Ворота Коренной пустыни

Кроме того была произведена значительная работа по обустройству всей территории обители, в том числе и Храма Живоносного источника. Только в 2012 году реставрационные работы были полностью завершены. В честь этого памятного события была отслужена Литургия и совершен чин освящения.

Возьмите на заметку: в данном монастыре совершаются отчитки, которые проводит отец Никита. Это особые молитвенные правила, которые совершаются над одержимыми бесами людьми. Ради праздного любопытства не стоит посещать данные молебны. Всем страждующим и их родственникам необходимо брать благословение у священников на присутствие на отчитках.

Скит Серафима Саровского принимает для особых молебнов о недужных — вычетов — всех, кто страдает немощами духовными и телесными, и жаждет по милости Божией от них избавиться.

Таким образом храмы, монашеская обитель и прилегающая территория были полностью возрождены и отреставрированы, благоустроены все помещения. На сегодняшний день в обители располагаются четыре собора. Все они в рабочем состоянии, несмотря на это, в обычные дни службы ведутся только в одном. Это собор Рождества Пресвятой Богородицы. По праздникам совершаются Литургии и в остальных храмах.

Описание и архитектурные особенности

Все действующие храмы Коренной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни построены в классическом русском стиле. Белокаменные стены украшают золотистые купола на башнях и часовнях.


Синие крыши здания прекрасно оттеняют золотые купола. Само внутреннее убранство выполнено в Византийском стиле. Здесь можно увидеть прекрасное убранство из фресок и икон, множество святых предметов, которые были возвращены на Родину после революции.

Прекрасный архитектурный ансамбль монастыря, выкрашенный в небесный цвет, замечательно смотрится с любой точки города, особенно с берега реки Тускарь.

Святыни Рождество-Богородичной пустыни


Также здесь располагаются святые мощи преподобных Киево-Печерских и Оптинских старцев. Тысячи паломников стекаются сюда, чтобы прикоснутся к святым останкам.

Речка Тускарь и святые источники

Монастырь расположен недалеко от речки Тускарь. Из нее проистекает множество источников. Несколько из них можно отнести к святым. Например:

Информация для паломников и туристов


Следующая информация пригодится тем, кто решился совершить паломничество или в Коренную мужскую пустынь:

Как добраться

Где остановиться

Стоимость проживания для одного человека:

  • Одноместный 400 р.;
  • Многоместный 200р.;
  • Трехместный 250 р.;
  • Двухместный 300 р.

Гостиница недавно отреставрирована и находится в хорошем состоянии, есть все необходимые удобства, чисто и светло, с прекрасным видом на окружающий пейзаж монастыря;

Экскурсии

На территории Коренной пустыни для всех желающих проводятся бесплатные экскурсии по храмовому комплексу и прилегающей территории. Настоятель расскажет вам об истории монастыря, его нелегкой судьбе, реставрационных работах по восстановлению основных архитектурных ансамблей. А также покажет местоположение святых источников и святынь этого места. При желании можно сделать пожертвование на нужды монастыря;

Расписание богослужений

Монастырь работает все время с 6:30 до 23:00. Основные богослужения проходят по следующему расписанию:

Обратите внимание: главное торжество происходит 21 сентября. Это особая дата, когда празднуется Рождество Пресвятой Богородицы.

Более подробную информацию о работе монастыря, совершаемых экскурсиях и проведении богослужений можно найти на официальном сайте обители.

Коренная пустынь поистине особое место. Это живописное место пропитано святым духом. Ведь как иначе объяснить потрясающую стойкость и выдержку монастыря. Несмотря на свою долгую историю длинной почти в пятьсот лет, это место сохранило свое историческое значение, оставшись святой обителью.

Читайте также: