Сообщение о конфликтах азии

Обновлено: 15.05.2024

Крупный по размерам регион мира, занимающий 27,7 тыс. км 2 с населением около 3,7 млрд человек, представляет Зарубежная Азия. Политико-географическая структура региона включает 38 суверенных государств (без стран СНГ)и формирующуюся Палестинскую автономию. Политическая карта Азии формировалась на протяжении многих столетий, но еще в начале ХХ в. независимые государства занимали всего 1/2 часть континента.В начале прошлого века здесь сложились обширные колониальные владения Великобритании (включая Индию, Пакистан, Бирму и др.), Франции (страны Индокитая),Нидерландов (Индонезия), США (Филиппины), а также небольшие владения Португалии (табл. 20 ).

Колониальный раздел Азии в 1900 г.

население, млн чел.

Процесс деколонизации Азии, ставший началом конца колониализма вообще, происходил концентрированно и завершился в сравнительно сжатые сроки, когда более 20 стран получили независимость.

В начале 1950-х годов была закреплена независимость бывших частей Французского Индокитая – Лаоса и Камбоджи (1953).

В конце 1950 – начале 1970-х гг. обрели независимость Малайя (вскоре образовавшая Федерацию Малайзию), Сингапур, Мальдивские острова, Кипр, Кувейт, Южный Йемен, целый ряд феодальных государств района Персидского залива, т.е. активно шел процесс деколонизации британских владений в Азии.

В зарубежной Азии представлены все известные ныне формы правления: из 38 суверенных государств 24 относятся к республикам (преимущественно президентским) и 14 – к монархиям. Примерами республик могут служить Китай, Индия, Пакистан, Индонезия, Южная Корея, Сирия, Израиль.

Среди девяти конституционных монархий зарубежной Азии есть одна империя (Япония), пять королевств (Бутан, Иордания, Непал, Камбоджа и Таиланд), два эмирата (Кувейт и Бахрейн) и один султанат (Малайзия). А к пяти абсолютным монархиям принято относить Бруней, Катар, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию (конституцией в ней официально объявлены Коран и Сунна). Вследствие этого в зарубежной Азии больше монархий, чем в Европе. К тому же здесь расположены все существующие ныне абсолютные монархии. До сравнительно недавнего времени государств с монархическим строем в регионе было еще больше: он существовал в Ираке (до 1958 г.), в Афганистане (до 1973 г.), в Иране (до 1979 г.).

По характеру административно-территориального устройства государства Азии более однородны. Из 38 стран 33 имеют унитарное и только 5 (Индия, Пакистан, Малайзия, Мьянма и ОАЭ) – федеративное государственное устройство. При этом федерации в Малайзии и ОАЭ отличаются некоторыми особенностями. В Малайзии, являющейся федерацией 13 султанатов, глава государства, называемый Верховным главой, раз в пять лет избирается на Совете правителей из числа султанов. В ОАЭ, представляющих собой федерацию семи эмиратов, глава государства избирается раз в пять лет на Совете эмиров.

Фактически сложилось членение зарубежной Азии на четыре субрегиона, где выделяют Юго-Западную Азию, Южную Азию, Юго-Восточную Азию и Восточную (или Центрально-Восточную) Азию. По существу, это культурно-исторические регионы, в которых находит отражение комплекс исторических, этнолингвистических, религиозных факторов, сочетающихся с заметными природными различиями.

Неурегулированность пограничных вопросов является причиной обострения ситуации на юге Аравийского полуострова между Саудовской Аравией и Йеменом.Граница между этими государствами четко установлена только на юго-западном участке (после военного конфликта 1943 г.). В 1993 г. Саудовская Аравия выдвинула претензии на 12 из 20 нефтяных полей, расположенных между 17 и 18 параллелями, а переговоры пограничной комиссии не принесли пока результатов.

Богатство региона нефтью и отсутствие согласованных границ являются причиной территориальных споров как на суше, так и в водах Персидского залива. В 1993 г. Иран и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выдвинули взаимные претензии на остров Абу Муса, позволяющий контролировать вход в Ормузский пролив. Спор обострился еще в 1992 г., когда Иран принудил покинуть остров неиранское население и объявил остров территорией Ирана. Здесь дислоцируется около 8 тыс. иранских солдат и авиация. В 1993 г. на остров назначен иранский губернатор, что заставило ОАЭ обратиться в Совет Безопасности ООН с просьбой рассмотреть вопрос принадлежности острова. После того как Бахрейн укрепил контроль в 12-мильной морской зоне, обострился также давний пограничный спор Бахрейна с Катаром (в 1986 г. вызвал вооруженную конфронтацию). Дело в том, что принадлежащие Бахрейну острова Хавр (здесь предполагается наличие значительных запасов нефти и природного газа) располагаются также в 12-мильной прибрежной зоне эмирата Катар. В свою очередь, Катар не имеет также урегулированной границы с Саудовской Аравией. После вооруженных столкновений за приграничный пункт Кхуфус обе стороны заключили в 1993 г. соглашение о создании совместной комиссии по определению границы. На сегодняшний день грециЯ из перми это одной из предложений горящих туров сети турагентств "Планета". На сайте турагенства вы сможете выполнить заявку на приобретение билетов на те туры что указаны на сайте.

Рассмотренные примеры и анализ комплекса факторов этно-религиозного, культурного, экономико- и политико-географического характера позволяет в Азии выделить два типа региональных и сепаратистских конфликтов (Заяц, 2004).

Исламский тип (Курдистан, Белуджистан, Южный Йемен и др.) господствует в исламских странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Центральной и Южной Азии. Для него характерна принадлежность противостоящих групп к одному религиозно-культурному фундаменту – исламскому, который, несмотря на значительные внутренние различия, в общепланетарном масштабе представляет собой достаточно целостную систему. На территории исламской цивилизации господствуют более или менее схожие традиционно-культурные установки, сильна роль религии и религиозного права – шариата, здесь нет такого большого разнообразия этносов, как в Тропической Африке или Индостане. При этом решающее значение начинает играть фактор этнического самосознания меньшинств, подавляемых в национальных государствах своих единоверцев. Вместе с тем следует признать, что в странах исламского пояса ряд внутренних и межгосударственных конфликтов обусловлен не только этническими, но и религиозными разногласиями. Такими примерами являются конфликты между шиитами и суннитами в Ираке, между пуштунами и хазарейцами в Афганистане, между исмаилитами Горного Бадахшана и равнинными таджиками в Таджикистане.

Азиатский тип сепаратизма (Пенджаб, Кашмир, Северная Шри-Ланка, Южные Филиппины, Ириан-Джая, Тибет, Ачех на севере Суматры и др.) широко распространен в Восточной и Юго-Восточной, Южной Азии (за исключением Пакистана, относящегося к исламскому типу). До провозглашения независимости в мае 2002 г. к этому типу относился и очаг сепаратизма в Восточном Тиморе. Конфликты имеют корни в доколониальном историческом периоде, но возродились после получения странами государственной независимости (1940-е – 1950 - е гг.).

Во многих конфликтах азиатского типа сильна роль конфессионального самосознания. Этот элемент, наряду с этническим самосознанием, является ведущим в индийских штатах Джамму и Кашмир, Пенджаб, Нагаленд, в северных районах Шри-Ланки, на юге Филиппин, в Тибете. Очаги конфликтов этого типа отличает большое количество жертв (десятки тысяч). С момента начала вооруженных столкновений в Кашмире и Пенджабе погибло более 37 тыс. человек, в Шри-Ланке – более 32 тыс., на юге Филиппин – от 21 до 25 тыс. Эти конфликты нередко поддерживаются извне (кашмирский – из Пакистана, уйгурский – из исламских государств, тибетский – из Индии, Европы и США).

Перед большинством государств региона стоят трудноразрешимые экономические проблемы. В странах с наименьшими душевыми доходами (Индия, Шри-Ланка, Мьянма) риск сепаратизма для национальных окраин максимален. В более благополучных в экономическом плане Малайзии и Филиппинах очаги сепаратизма сокращаются в размерах и снижают свою активность.

Не урегулированы также межгосударственные споры на восточном участке индийско-китайской границы в Гималаях, где Индия контролирует около 70 тыс. км 2 (большая часть штата Аранучал-Прадеш). Реформируя административное деление в этом регионе в 1972 г., Индия преобразовала территорию Северо-Восточного Пограничного Агенства ( NEFA ), с включением в нее округа Тирпар и частично Лохит, в федеральную территорию, установив границу с Китаем по линии Мак-Махона. Следует учесть, что британская администрация существовала здесь формально, а индийская установлена фактически только в конце 1950-х гг. Проведенные преобразования оспаривает Китай, который считает эти территории своими. В сентябре 1993 г. Китай и Индия подписали соглашение, предусматривающее мирное урегулирование пограничного конфликта в Гималаях, однако сложившаяся ситуация сохраняется.

Здесь с начала 1960-х гг. ведет борьбу за независимость, в том числе и вооруженную, папуасские народы провинции Папуа (западная часть о. Новая Гвинея).

К другим конфликтным районам в этом регионе относятся Южные Филиппины, где местное мусульманское население требует независимости или по крайней мере широкой автономии. А в Мьянме с сепаратистских позиций выступают отдельные малые народы (карены, шаны).

Много других горячих и потенциально опасных точек разбросано по остальной части зарубежной Азии. Это Кашмир, остров Шри-Ланка, Восточный Тимор, Южные Филиппины, Тайвань и другие территории. Тревожной и напряженной остается обстановка на границе между Северной и Южной Кореей.

В заключение…

Теперь вы знаете, какие существуют субрегионы зарубежной Азии. Это Юго-Западная, Южная, Юго-Восточная, Центральная (Средняя) и Восточная Азия. Последняя из них является лидером как по площади, так и по численности населения в Азии. А вот по количеству государств лидирует субрегион Юго-Западной Азии.

Современная политическая карта региона выглядит совершенно иначе. В результате процесса деколонизации, наступившего сразу после Второй мировой войны, более 20 стран зарубежной Азии получили политическую независимость. А в начале XXI в. здесь насчитывается уже 38 суверенных государств, и все они являются членами ООН. Колониальных же владений фактически не осталось.

Особенности природных условий, исторического развития, географического положения зарубежной Азии привели к тому, что страны этого региона отличаются огромным разнообразием.

Начнем с того, что они чрезвычайно различны по размерам территории. Так, две из них можно отнести к странам-гигантам – это Китай и Индия. Четыре страны – Саудовскую Аравию, Индонезию, Иран и Монголию – следует отнести к категории очень больших: они имеют площадь от 1,5 млн до 2,2 млн км2. Еще шесть стран – Пакистан, Турция, Афганистан, Мьянма, Йемен и Таиланд – занимают территорию от 500 тыс. до 1млнкм2, т. е. тоже могут быть отнесены к большим странам. Далее следует самая многочисленная группа стран, имеющих площадь от 100 до 500 тыс. км2; среди них – Бангладеш, Вьетнам, Ирак, КНДР, Малайзия, Сирия, Япония и др. Но есть в зарубежной Азии и сравнительно небольшие страны с территорией менее 100 тыс. км2 (например, ОАЭ, Шри-Ланка, Республика Корея) и менее 20 тыс. км2 (например, Израиль, Кипр, Кувейт, Ливан). Наконец, три страны (Бахрейн, Мальдивская Республика и Сингапур) занимают менее 1 тыс. км2 каждая. Вот и получается, что огромный Китай по площади превосходит крошечные Мальдивы в 32 тыс. раз!

Существенны различия между странами зарубежной Азии и по особенностям их географического положения. Правда, из 39 суверенных государств подавляющее большинство имеют выход к морю. В том числе 25 нужно отнести просто к приморским, 4 (Кипр, Бахрейн, Шри-Ланка и Сингапур) – к островным и еще 4 (Индонезия, Филиппины, Япония, Мальдивы) – к странам-архипелагам. Но зато среди шести внутриконтинентальных, не имеющих выхода к морю, государств оказывается Монголия– самая большая по территории внутриконтинентальная страна мира. В эту же группу входят Афганистан, Иордания, Непал, Бутан и Лаос.

Характеристика политической карты традиционно включает в себя также данные о формах правления и административно-территориального устройства стран.

В зарубежной Азии представлены все известные ныне формы правления: из 39 суверенных государств 26 относятся к республикам (преимущественно президентским) и 13 – к монархиям. Примерами республик могут служить Китай, Индия, Пакистан, Индонезия, Южная Корея, Сирия, Израиль.

Среди девяти конституционных монархий зарубежной Азии есть одна империя (Япония), четыре королевства (Бутан, Иордания, Камбоджа и Таиланд), два эмирата (Кувейт и Бахрейн) и один султанат (Малайзия). А к пяти абсолютным монархиям принято относить Бруней, Катар, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию. Это означает, что здесь расположены все существующие ныне абсолютные монархии. Можно добавить, что до сравнительно недавнего времени государств с монархическим строем в регионе было еще больше: до 1958 г. он существовал в Ираке, до 1973 г. – в Афганистане, до 1979 г. – в Иране. Однако есть и обратные примеры: в 2008 г. в Непале была упразднена монархия, просуществовавшая 240 лет.

Две страны зарубежной Азии относят к разряду теократических монархий. Это Саудовская Аравия и Бруней, где соответственно король и султан стоят во главе не только государства, но и церковной власти. Собственно говоря, к числу теократических государств можно отнести и Исламскую Республику Иран, главой которой по конституции является религиозный руководитель – аятолла, определяющий генеральную линию развития государства и осуществляющий контроль за ее претворением в жизнь. Консервативная мусульманская верхушка контролирует армию, спецслужбы, суды, телевидение, опираясь при этом и на свою вооруженную структуру – Корпус стражей исламской революции. Иными словами, ислам шиитского направления, возведенный в ранг государственной политики, определяет основные принципы всего существования Ирана, стремится не допустить распространения либеральных взглядов.

По характеру административно-территориального устройства государства зарубежной Азии более однородны. Из 39 стран 33 имеют унитарное и только 6 (Индия, Пакистан, Малайзия, Мьянма и ОАЭ и с 2008 г. Непал) – федеративное государственное устройство. При этом федерации в Малайзии и ОАЭ отличаются некоторой оригинальностью. В первой из них, являющейся федерацией 13 султанатов, глава государства, называемый Верховным главой, раз в пять лет избирается на Совете правителей из числа местных султанов. Во второй, представляющей собой федерацию семи эмиратов, глава государства также избирается раз в пять лет на Совете эмиров.

сша, мид, центральгная азия, казастан, миротворчество, украинский кризис, донбасс, военная спецоперация, армия, оборона, боевые действия, вс рф, всу

Мухтар Тлеуберди предложил переговорную площадку в Казахстане. Фото со страницы МИД Казахстана в Facebook

Тем не менее президент Украины Владимир Зеленский отозвал посла Украины из Киргизии для консультаций, сообщил ТАСС.

Миротворческие амбиции у Казахстана были всегда. Но не всегда оказывались реализованы. Например, созданная диалоговая площадка Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) как полноценная структура так и не состоялась. Более успешным было посредничество по Сирии. В Казахстане было подписано так называемое Астанинское соглашение между противоборствующими сторонами, на которое ссылаются по сей день.

Warspot о спорных территориях: Касан-Сайское водохранилище на Warspot.ru

Истоки спора Кыргызстана и Узбекистана за водохранилище рядом с границей и два инцидента, решившие этот спор

Столкновение двух Китаев на Warspot.ru

продолжалось восстание народа моро на Филиппинах, перешедших под управление США после филиппино-американской войны (1899–1902)

Большая драка на юге Аравийского полуострова на Warspot.ru

Гражданская война в Северном Йемене в 1962–1970 годах с участием Египта и других заинтересованных сторон

Warspot о спорных территориях: Абу Муса, Большой и Малый Томбы на Warspot.ru

Як-130 долетел до Вьетнама на Warspot.ru

Человек с обложки: тест Warspot на Warspot.ru

Узбекистан объявил о начале производства боевых дронов на Warspot.ru

Цифры Warspot: 500 000 демонстрантов на Warspot.ru

собрались в центре Бангкока 14 октября 1973 года, на пике восстания, приведшего к отставке военного правительства Танома Киттикачона

Войны в Азии

Азия – самая густонаселённая и крупнейшая по территории часть света, а также колыбель древних цивилизаций Ближнего Востока, Индии, Китая, Вьетнама и Кореи, история которых полна увлекательных событий, войн и дворцовых переворотов. В большинстве своём, азиатские страны обрели реальную независимость с крушением колониального устройства мира менее столетия назад, но именно они сейчас демонстрируют сейчас наибольший рост в экономике, заодно совершенствуя свои армии и закупая в огромных количествах новейшее оружие параллельно с разработкой собственных образцов.

К сожалению, войны в Азии – неотъемлемая и непреходящая часть истории региона, и военные действия во многих её частях не прекращаются ни на минуту с библейских времён. Территориальные споры, этнические и религиозные противоречия, попытки взять под контроль сырьевые ресурсы, торговые пути, а также наркотрафик и поставки оружия – вот основные причины, по которым обострение противостояния в любой момент может возникнуть в любой точке, будь то пески Аравийского полуострова или джунгли Юго-Восточной Азии. Малейшей искры достаточно, чтобы затихший вчера конфликт вспыхнул с новой силой, и там, где вчера на меже поспорили два крестьянина, сегодня может понадобиться регулярная армия с авиацией и бронетехникой.
Для любителей истории из стран, возникших на обломках распавшегося Советского Союза, прежде всего, интересно применение вооружённых сил и силовых структур в конфликтах и массовых беспорядках в Центральной Азии – на территории Казахстана, Киргизии, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана – а также в Грузии, Армении и Азербайджане. Эти государства имеют во многом схожие стартовые условия формирования и комплектования своих армий, а потому проявляющиеся в динамике различия не могут не вызывать интереса.
Прошедший XX век, кроме Второй мировой войны, носившей в Азии крайне ожесточённый характер, ознаменовался многими другими конфликтами, вызывающими неизменный интерес – войной 1950-1953 гг. в Корее, в которой столкнулись СССР и США, несколькими арабо-израильскими и индо-пакистанскими войнами, длительными и кровопролитными войнами в Афганистане и Вьетнаме. Обо всех этих конфликтах, про которые вряд ли кто-то с уверенностью скажет, что они закончились навсегда, можно прочесть в материалах, регулярно публикуемых на портале Warspot.


От стрельбы до дружбы один шаг

Встречай оружие! В Киргизии хотят решить приграничные проблемы оригинальным способом — раздачей оружия населению

Встречай оружие! В Киргизии хотят решить приграничные проблемы оригинальным способом — раздачей оружия населению

Так, устроенная разгоряченными местными жителями перестрелка, которая стоила жизни трем таджикским военнослужащим и одному киргизскому пограничнику, произошла меньше чем через пару месяцев после встречи в приграничном районе президентов Киргизии и Таджикистана Сооронбая Жээнбекова и Эмомали Рахмона. Тогда точно так же прозвучали общие слова о необходимости активизировать переговоры о делимитации границы и создать соответствующую межправительственную комиссию. Было принято решение компенсировать ущерб пострадавшим во время пограничных стычек.

Эмомали Рахмон и Сооронбай Жээнбеков

Эмомали Рахмон и Сооронбай Жээнбеков

Фото: пресс-служба президента Кыргызстана

Кстати, эта встреча, которую Жээнбеков назвал исторической, стала реакцией на еще один конфликт, разгоревшийся из-за установки местными жителями флагов на спорных участках. Тогда в результате перестрелки погиб таджикский школьный учитель, более двадцати человек получили ранения, а власти начали эвакуацию местного населения. Всего с начала с 2019 года между жителями приграничных районов Киргизии и Таджикистана произошло три конфликта, и речь идет только о тех случаях, когда столкновения заканчивались летальным исходом. Происшествий, когда местные жители закидывали друг друга камнями, а пограничники были вынуждены открыть предупредительный огонь, было значительно больше.

Дурная наследственность

Границы дозволенного После вступления Киргизии в ЕАЭС Россия получила еще один тлеющий конфликт

Геополитическую бомбу замедленного действия в регионе заложили большевики. Из многочисленных племен Средней Азии советская власть выделила пять основных наций: казахов, киргизов, узбеков, туркменов и таджиков. Границы Туркестанского края, который объединял пять областей с территориями Хивинского ханства и Бухарского эмирата, в 1920-е годы были поделены между новосозданными республиками.

Однако при этом национальный принцип не стал ключевым при размежевании территории. Советская власть чертила границы исходя из соображений экономической целесообразности. Осложнял административное деление и кочевой образ жизни местных племен: если, например, в одно время года в какой-то местности преобладало таджикское население, то в другое на этой территории доминирующим народом могли оказаться узбеки. В конечном итоге большевики ориентировались на принцип расселения народов, ведущих оседлый образ жизни, что впоследствии оказалось ошибкой.





Сильнее всего от советских территориальных экспериментов пострадало население Ферганской долины. В годы Российской империи эта межгорная впадина, которая лучше других окрестностей подходит для земледелия, выделялась в отдельную область. До этого она была центром и жемчужиной Кокандского ханства. Большевики же решили разделить благодатную землю сразу между тремя союзными республиками — Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном.

Все это было неважно в рамках одной страны. Но когда на территории Ферганской долины оказались бок о бок три независимых суверенных государства, границы между которыми стали периодически закрываться, местное население ощутило на себе трудности с поставками воды и гуманитарных грузов, транспортной изолированностью от пастбищ, медицинских услуг и своих семей. И Фергана — не единственный район Средней Азии, где стоит проблема разграничения. К моменту распада СССР ни одна из семи пограничных линий в регионе не была полностью согласована. На каждом из участков сохранялись спорные вопросы, решение которых не могли найти десятилетиями.

Общая угроза

В 1990-е странам Средней Азии пришлось отложить свои пограничные разборки из-за угрозы извне. Китай тогда решил воспользоваться слабостью соседей и увеличить свои территории. Пекин зарился на советские земли еще с 1960-х годов, также он был заинтересован в том, чтобы вирус независимости не перекинулся с Западного Туркестана на подконтрольный Китаю Восточный Туркестан (Синьцзян-Уйгурский автономный район).

Желтая Чечня Мусульманам Китая дают миллионы, но они хотят размножаться и строить халифат

Горький опыт пограничных соглашений с Китаем сыграл важную роль в отношениях постсоветских республик со своими соседями. Идти на новые уступки по-прежнему никто не хотел, особенно после тихой коллективной капитуляции перед Китаем, но всем наконец стало ясно, что территориальные вопросы необходимо решить между собой раз и навсегда. В последние несколько лет начавшиеся в то время переговоры в итоге начали приносить плоды.

Первыми смогли договориться казахи с туркменами. Тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон о ратификации соглашения о демаркации границы в январе 2018 года. Процесс делимитации и последующей демаркации границы протяженностью 458 километров длился почти 17 лет. Еще год спустя, в январе 2019 года, был окончательно ратифицирован договор о государственной границе Киргизии и Казахстана. Переговоры Астаны с Бишкеком продолжались с 1999 года. Протяженность пограничной линии составила 1257 километров.


Фото: Алексей Калмыков / Reuters

Чуть менее успешно, но достаточно активно идет процесс по демаркации протянувшейся на 2351 километр границы между Казахстаном и Узбекистаном. Завершение длящихся уже 16 лет переговоров не за горами — граница давно делимитирована, а вопросы спорных территорий были закрыты. Трудности остаются лишь на участках, проходящих через высохшую часть Аральского моря.

В чем сила, биродар?

Например, киргизо-казахская граница проходит по неплодородным степям и горам, за которые вряд ли кто-то захочет активно бороться, отмечает эксперт. Кроме того, межэтнические отношения киргизов и казахов, в том числе за счет многочисленных межнациональных браков, стали очень спокойными и миролюбивыми. Что касается сильной центральной власти, то в случае с Казахстаном вопросов также не возникает — Назарбаев справедливо считался одним из самых эффективных среди лидеров среднеазиатских республик.

Шариат в движении Они боролись с узбекскими властями и спецназом США. Их цель — исламское государство

Шариат в движении Они боролись с узбекскими властями и спецназом США. Их цель — исламское государство

Для закрепления своих успехов Узбекистан возводил на границах стены и минировал подходы к ним. Во многом такие меры объяснялись необходимостью борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом. Ташкент, взявший на себя главную роль в этом процессе, всеми силами пытался не допустить возвращения изгнанных из страны исламистов через условные границы.

Аналогичную стратегию, но уже против Узбекистана, использовала Туркмения, в пограничных районах которой проживают этнические узбеки. Тут уже Ашхабад показывал силу своей центральной власти, закрывая наглухо границу с соседом во избежание распространения все того же исламского терроризма. Когда главной проблемой двухсторонних отношений стали разделенные границей узбекские семьи, вопрос демаркации пограничной линии отошел на второй план.

Шавкат Мирзиёев и Гурбангулы Бердымухамедов

Шавкат Мирзиёев и Гурбангулы Бердымухамедов

Фото: пресс-служба президента Республики Узбекистан

Ситуация изменилась после прихода к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева, который решил придерживаться доктрины полного мира, гармонии, добрососедства и сотрудничества. Сила центральной власти была перенаправлена на поиск компромиссов с соседями и предотвращение любых пограничных конфликтов.

Подвижки в решении пограничных вопросов в Ферганской долине можно считать главным достижением Мирзиёева. В январе Ташкент и Душанбе завершили процесс демаркации границ, в апреле был согласован график полевых работ. С учетом того, что другие проблемы в отношениях двух стран не решены, нельзя сказать, когда границы будут установлены окончательно, но то, что уже смогли согласовать Узбекистан и Таджикистан, — это большой прогресс.

В сентябре в регионе произошел исторический прорыв: страны договорились о взаимовыгодном и равноценном обмене территориями. Стороны передадут друг другу по 413 гектаров земли. В перспективе этот прецедент может стать фундаментом для решения остальных территориальных споров в Ферганской долине.

Территория войны

Демографическая ситуация в Ферганской долине действительно представляет собой аномалию на постсоветском пространстве. Если на большинстве территорий наблюдается депопуляция, опустошающая огромные площади земли, то в Ферганской долине все ровно наоборот: на клочке площадью 22 тысячи квадратных километров проживает более 15 миллионов человек.


Фото: Василий Федосенко / Reuters

Ситуация с перенаселением усугубляется его тотальной бедностью и нехваткой ресурсов. В 2019 году компания Focus Economics выпустила доклад о самых бедных странах мира. Поделившие между собой Ферганскую долину государства входят в топ-10. Практически все население долины живет за счет животноводства и сельского хозяйства, поэтому каждый клочок земли — на вес золота.

Тем хуже от того, что на эту землю претендуют не только честные земледельцы и пастухи, но и различные криминальные структуры. Через долину проходят маршруты наркотрафика и контрабанды оружия. Есть сведения, что немалую долю этого бизнеса контролируют исламисты из запрещенных террористических группировок.

Такие обстоятельства создают ситуацию, в которой центральные правительства абсолютно не контролируют происходящее на местах. Как следствие, возникающие на границах столкновения носят не межгосударственный характер, а местечковый: стычки возникают между обычными людьми, а не правительствами двух стран.

С одной стороны, это делает маловероятным начало полномасштабного военного конфликта, с другой — чревато безнаказанностью для зачинщиков и постоянным повторением историй. Отсутствие контроля, рост преступности, бедность, борьба за жизненно важные ресурсы типа воды уже привели к актам массовой резни в Фергане, как в 1989 в Ферганской области Узбекистана или в 2010 году в Ошской области Киргизии.

Еще одно опасное следствие происходящих в долине процессов — массовая эмиграция из региона. Предпочтительным местом назначения, как правило, оказывается Россия.

Проблема для России

3 апреля 2017 года в метро Санкт-Петербурга прогремел взрыв, в результате которого погибли 16 человек и еще 67 получили ранения. Смертником оказался 22-летний уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов. Он переехал в Россию на следующий год после прогремевших в его родном городе Ош погромов.

Взрыв Чорку Почему приграничные конфликты в Средней Азии отразятся на России

Ош в спину Что известно о родине петербургского смертника

Ситуация в Фергане создает почти неразрешимую дилемму. С одной стороны, поток мигрантов оттуда грозит повторением истории. Но с другой стороны — продолжающийся отток населения из долины уменьшает риск радикализации местного населения. Узбеки, киргизы и таджики уезжают оттуда трудиться в Россию вместо того, чтобы от отчаяния и отсутствия перспектив присоединиться к радикальным исламистам и начать борьбу за мировой халифат.

Чтобы разрешить эту дилемму, необходимо создать благоприятные условия существования в Ферганской долине, избавившись от конфликтов, однако в экспертном сообществе сомневаются в том, что это в принципе возможно.

Для России такой сценарий стал бы настоящей катастрофой и потребовал бы вмешательства, ведь Киргизия и Таджикистан являются участниками Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Желание впутать в местные разборки Москву в Ферганской долине особо не скрывают. В сентябре после очередного пограничного конфликта жители Баткенской области Киргизии отправились в Бишкек, чтобы требовать закрепления спорных территорий за Бишкеком и переноса российской авиабазы Кант поближе к границе.

Читайте также: