Сообщение о композиции мусоргского богатырские ворота

Обновлено: 06.07.2024

Это символическое название уникального произведения Модеста Петровича станет действительным въездом в Псковскую землю по федеральной трассе М-9 из столицы Российской Федерации и не только.

Фактически МЦ представляет собой целый городок с особой инфраструктурой, включающей:
1. Концертный комплекс, отвечающий новейшим требованиям развития отечественного и мирового туризма:
• Это – летний театр с полузакрытой сценой для проведения крупномасштабных фестивалей и благотворительных концертов. Холмистый ландшафт Жижицкого озера позволяет возведение такого летнего театра со сценой у подножия холма и расположением зрителей амфитеатром, вместимостью, сопоставимой со стадионом до десяти тысяч. Мониторы и акустические системы позволят наслаждаться великим искусством всем желающим.
• Это – зимний театр (круглогодичный) с закрытой сценой для постановок опер, балетов, проведения концертов, торжественных встреч и собраний. При строительстве использовать опыт самых передовых технологий подобных объектов столичных театров.

3. Культурно-развлекательный комплекс предстанет в виде этнопарка с натуральным хозяйством, живым уголком, традиционным рыболовецким промыслом, в которых гости городка смогут участвовать в традиционных древнерусских и православных праздниках – Масленице, Крещенских купаниях, Пасхе, встречах Нового года. Здесь же разместятся ярмарки с сувенирной, ремесленной продукцией и дарами земли Псковской.

6. Учебный интернат для одарённых детей из полноценных семей и удалённых посёлков Российской Федерации.

8. Необходимо важным объектом станут медицинский и спортивно-оздоровительные комплексы.

9. Центр помощи и адаптации детям-сиротам – выпускникам детских домов и интернатов. Центр обеспечит юридическую, психологическую и практическую помощь. На его базе будет создан клуб взаимопонимания и общения. Жизненно-важным есть необходимость в создании экспертной комиссии по качеству социального жилья, услуг ЖКХ. Необходим такой центр для профориентации и последующего трудоустройства.

Краткая история

Узнав о кончине Гартмана, Мусоргский испытал сильное потрясение. Миновало более полугода, но воспоминания о рано ушедшем в мир иной дорогом друге не давали Модесту Петровичу покоя и лишь новость о том, что силами энтузиастов в Петербурге готовиться к открытию экспозиция творческих работ Виктора Гартмана, оживила композитора.

Модест Петрович Мусоргский

Разумеется, Мусоргский был в числе первых посетителей выставки, экспонаты которой произвели на него сильное впечатление. Тем не менее стоит заметить, что там были работы, заслужившие особое внимание композитора, как например эскиз проекта ворот в городе Киеве.

Мусоргский
Виктор Гартман

Интересные факты


Композицию открывает величественная тема эпического характера. Её плотная аккордовая фактура, охватывающая все регистры, постепенно набирает мощь, наполняя звучанием всё пространство. Далее этот масштабный мотив с интонационными элементами народной песни, а также маршевыми чертами и колокольностью сменяется контрастным душевным хоральным напевом, который звучит строго, но весьма трогательно. Затем заново со свежей силой вступает былинная тема, на смену которой ещё раз приходит церковный мотив.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

"Картинки с выставки"-сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес
с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге
Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане.
Изначально написанная для фортепиано, она
неоднократно аранжировалась различными композиторами
для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных
стилях.


"Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве".
Эта 10 часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его
архитектурному проекту киевских городских ворот.
4 (16) апреля 1866 года на Александра II было совершено
неудачное покушение.
В честь спасения императора был организован конкурс
проектов ворот в Киеве. Проект Гартмана, поданный на к
онкурс, был сделан в древнерусском стиле- тяжелые столбы
будто вошли в землю от ветхой старости, а на них
опирается изящная арка, увенчанная громадным
резным кокошником со звонницей в виде богатырского шлема.
Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы.
Однако впоследствии конкурс был отменён,
и удачный проект реализован не был.
Финальную пьесу сюиты Мусоргский создает в
былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами
и перезвоном колоколов.
В ней снова слышны интонации темы "Прогулки",
но здесь она становится величественной и торжественной.
Открыто и прямо воспевается могучая сила народа.
Создается яркая, живописная картина.
С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев
в стольный град Киев.
Заканчивается все произведение празднично и радостно,
мощным перезвоном колоколов.
Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!
Таким был всегда Модест Петрович Мусоргский: о чем бы он
ни писал, какие бы картины ни рисовала его музыка,
о каких бы странах, городах и людях ни рассказывала,
самой яркой, самой гениальной она была тогда, когда
он писал о России, о русском народе.
При жизни Мусоргского "Картинки" не издавались и не
исполнялись, хоть и получили одобрение в среде
"Могучей кучки". Опубликованы они были лишь через
пять лет после смерти композитора, в 1886 году,
в редакции Н. А. Римского-Корсакова.
Однако широкой известности произведение тогда не получило,
пианисты долго от него отмахивались, не находя в нем
привычной виртуозности и считая его не концертным
и не фортепианным.
Но признание широкой публики пришло лишь после того,
как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова
создал в 1922 свою известную оркестровку.
Несмотря на то, что Равель был не первым и не последним
оркестровщиком "Картинок", его работа многими
считается непревзойдённой. Она удачно сочетает
техническое мастерство, творческое вдохновение и
заботу о передаче идей оригинала.

Опишу. А ты в это время мой рыбацкий костюм постирай и червей для рыбалки накопай. Идёт ?

Мусоргский. Картинки с выставки: Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве

В феврале—марте 1874 г. в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.

Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно.

Открыто и прямо воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов.

Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!

Таким был всегда Модест Петрович Мусоргский: о чем бы он ни писал, какие бы картины ни рисовала его музыка, о каких бы странах, городах и людях ни рассказывала, самой яркой, самой гениальной она была тогда, когда он писал о России, о русском народе.

Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 свою известную оркестровку.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
М. П. Мусоргский. Картинки с выставки. Богатырские ворота (в симфоническом исполнении), mp3;
М. П. Мусоргский. Картинки с выставки. Богатырские ворота (в фортепианном исполнении), mp3;
3. Сопроводительная статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.


В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана.

На ней было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла.


Картинки с выставки — один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке (1874). По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана.

Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора.

Через год после этого трагического события по предложению Стасова была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом.

Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки, и уже через три недели цикл был готов! Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам.

Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной (кликайте по картинкам для их увеличения). Вот они:

Сегодня, благодаря интернету, это стало реальным. Однако, увиденное сильно разочаровало меня: музыка Мусоргского в разы превосходит первоисточник по своей художественной ценности!

К тому же, на выставке картины продавались. Очевидно, продавались они и после выставки, так что в свободном доступе осталось всего 6 картин. Вы можете их видеть на моём блоге. Конечно, это всего лишь репродукции, да ещё и в электронном варианте, но всё же лучше, чем ничего.

Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла. Во-первых, он не издавался при жизни автора и, соответственно, не был исполнен ни разу при жизни композитора.

Во-вторых, известность к этому произведению пришла благодаря оркестровой обработке французского композитора Мориса Равеля, запись этой обработки вышла спустя полвека после смерти Мусоргского.

Но сегодня я буквально покорена трактовкой Михаила Плетнёва. Считаю её наилучшей и потому именно её выбрала для размещения на своём блоге.

Мусоргский. Картинки с выставки


Мусоргский. Картинки с выставки

Внимание, друзья! С вами говорит рояль.

Смешной, неуклюжий гном на кривых, коротеньких ножках, стайка весёлых нарядных ребятишек в красивом зелёном парке Тюильри в Париже; домик-часы на курьих ножках, в котором, конечно же, живёт Баба-Яга; беспомощные цыплята в разбитых яичных скорлупках.

Виктор Гартман умер очень молодым. После его смерти в Академии художеств была устроена выставка из эскизов, набросков, архитектурных проектов и планов этого художника-архитектора.

Ровная, неторопливая музыка изображает спокойную, медленную походку человека, осматривающего выставку. И в то же время вступление будто предупреждает, подготавливает нас к тому, что сейчас мы услышим что-то интересное.

Маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился — трудно бегать на таких коротеньких, кривых ножках. Попробовал побежать медленнее — снова ничего не получилось.

Подождал чуть-чуть, отдохнул и старательно заковылял дальше. Спешит куда-то, подпрыгивает, спотыкается гномик. Опять устал, пошёл медленнее, но всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится сам на себя.

Побежал снова и — стоп! Оборвалась музыка. Упал, наверное, бедный.

Вот зазвучали отдельные, отрывистые нотки, музыка стала подпрыгивающей, нотки идут не плавно, рядом, а скачками на большом расстоянии — неуклюже, причудливо. Таким мы и видим этого лесного человечка.

Слушаешь, как чередуются одна за другой музыкальные фразы, разные по характеру, по силе, громкости звучания, и словно проходишь вместе с гномиком весь его нелёгкий путь по лесным кочкам, по дремучей лесной чаще, между перепутанных замшелых корней…

И этой музыке всё другое. Она тихая, медленная. Рояль звучит странно, словно играет какой-то старинный инструмент. Может быть, лютня.

Полилась необыкновенно красивая мелодия, задумчивая и вдохновенная. Мы не знаем, какими были песни трубадуров, но эта ночная тихая песня у стен старого замка полна истинно рыцарского благородства и трепетной взволнованности.

Нас ожидает какая-то новая картинка.

Вслушайтесь-ка в музыку. В ней скрытая сила и затаённый, глухой гнев. Растёт, ширится музыка, звучит всё громче, всё настойчивее. Потом она снова смиряется, затихает. Но теперь уже нас не обманет её кажущаяся покорность — мы уже видели грозную силу и гнев мужика, бредущего за своими волами.

В эту силу верили и Мусоргский, и Гартман.

Ой, какие же они потешные! Как уморительно потряхивают маленькими не обсохшими крылышками, переминаются с ножки на ножку и тихонечко попискивают тоненькими голосками.

От одной картины к другой ведёт нас композитор, сам с нами ходит по выставке. Доходим мы и до картинки, на которой изображены удивительные часы-домик, и слышим, как мимо со свистом и громом проносится в ступе хозяйка этого домика — Баба Яга.

Тяжёлые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником. Так выглядят ворота на рисунке Гартмана.

Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа. Как прекрасно передаёт рояль торжественный колокольный перезвон, и как великолепно использовал эту особенность рояля композитор.

Таким был всегда Модест Петрович Мусоргский. О чём бы он ни писал, какие бы картины ни рисовала его музыка, самой яркой, самой гениальной она была тогда, когда он писал о России, о русском народе.

Презентация

В комплекте: 1. Презентация, ppsx;2. Звуки музыки: Мусоргский. Картинки с выставки:

Гном, mp3;
Прогулка, mp3;
Старый замок, mp3;
Прогулка, mp3;
Тюильрийский сад (Ссора детей после игры), mp3;
Быдло, mp3;
Прогулка, mp3;
Балет невылупившихся птенцов, mp3;
Избушка на курьих ножках (Баба-Яга), mp3;
Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.


Виктор Гартман.

Это — самое крупное и одновременно самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей, композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.

Он очень вольно подошел к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии.

Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки.

Впервые разнообразные стороны жизни получили такое широкое и красочное воплощение в русской фортепианной музыке.

Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщенный характер. В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных песен, а рояль временами удачно передает звучание хора. Это, по существу, не столько автопортрет, сколько воплощение русского народного духа.

При всем разнообразии, каждая из них, однако, отмечена характерным для Мусоргского восприятием жизни.

Слышна неумолчная болтовня кумушек, передающих друг другу городские сплетни. — Внезапно веселый говор обрывается. Краски сгущаются. Ряд застывших в неподвижности аккордов вызывает представление об образах мрачного подземелья, смерти, тлена. Лишь временами оцепенение прерывают горестные возгласы. Эта картинка — «Катакомбы.

Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Постепенно все нарастает ощущение праздничности.

Звучность рояля приобретает почти оркестровую красочность и грандиозность. Заключение полно яркого, мужественного жизнеутверждения.

Модест Петрович Мусоргский — Картинки с выставки


Модест Петрович Мусоргский родился 9-го марта 1839 года. Первой учить музыке его стала мама. К семи годам Модест Петрович уже неплохо играл на фортепиано. В десять лет, следуя семейной традиции, отец отправил мальчика в Петербург в Школу гвардейских прапорщиков.

Параллельно с обучением в школе продолжались и уроки музыки, М.Мусоргский хорошо импровизировал и много сочинял. Обучал композитора в этот период А.Герке.

После школы его, как одного из лучших учеников отправили служить в Преображенский полк. Но служба казалась Модесту Петровичу пустой и скучной, по-настоящему свое призвание он видел в музыке, а именно в русской музыке. Благодаря своему интересу он знакомится с А.С.Даргомыжским, в доме которого собирались интересные музыканты. Здесь он и нашел себе будущего наставника Балакиева.

Захваченный творчеством Мусоргский бросает службу в полку и выходит в отставку. Друзья и знакомые отговаривали Модеста Петровича от такого решения, ведь быть гвардейским офицером сулит простую и успешную жизнь.

Но великий композитор окончательно решил то что решил, объясняя это как необходимость служить своему народу.

Вскоре после редактирования и только благодаря вмешательству друзей-артист либретто было поставлено в 1974 году на сцене Мариинского театра под управления Э.Ф.Направника. Премьера прошла успешно, но не была принята царской фамилией. Поэтому вскоре её сняли со сцены.

Вообще многие произведения Модеста Петровича небыли приняты общественностью, он сочинял так как не было принято в то время поэтому не мог стать популярным.

Вторая зарисовка призванная передать атмосферу средневекового замка и единственное что оживляет её — это образ трубадура, поющего неподалеку.

Зарисовка три — «Тюильский сад. Ссора детей после игры. Описывает детей на фоне Парижского городского парка.

Произведение номер восемь — «Катакомбы.

Список произведений

Музыкальная страна


Звучит другая картинка —

Резким контрастом к этой пьесе звучит. Следующая —

Это пятая картинка —

Одна за другой проходят перед нами разнообразные звуковые картины.

Многолюдно, весело, шумно на Лиможском рынке. Оживленно болтают любопытные кумушки, обсуждая события городской жизни. Пьесе

Мы возле другой картины, мрачной и таинственной. Это

Следующий образ полон жизни и движения —

И сразу, без всякого перерыва, композитор переключает ваше внимание на следующую, последнюю, пьесу —

Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году — с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии — профессор Киевской консерватории.


Модест Петрович Мусоргский – вдохновенный музыкант, композитор, офицер армии императорской России, выдающийся и чувственный творец.

Гартман, путешествуя по Европе, создал немало картин, будто выхватывающих яркие и в то же время обыденные моменты из повседневной жизни городов и стран.

Мусоргский же сумел переложить краски на музыку, воплотив художественные изображения Гартмана в звук и ритм.

Как будто куча сорванцов играет и ругается на дорожках французского парка, а строгие няни пытаются их образумить. Суть этой мелодии светлая, солнечная, полная юной жизни и надежд, резко контрастирует со звучанием предшествующей пьесы.

Музыка, основанная на мрачном, тяжелом ритме, звучании, будто передающем шаг тяжелых воловьих копыт, исполненная в манере минорных, скорбных крестьянских напевов, содержит образ крестьянина, сидящего на телеге и погоняющего усталых волов.

Телега с течением мелодии все приближается к смотрящему, следует кульминация, а затем повозка с возничим, вынужденным смиренно влачить свое унылое существование, скрывается за горизонтом. Пьеса касается мрачных раздумий, мыслей о крестьянской жизни, непростой и полной лишений.


Moussorgski «Les Tableaux d’une exposition”
un film de
Iossif

В феврале 1874 г. Мусоргский посетил в Петербурге посмертную выставку своего близкого друга и единомышленника Виктора Гартмана. В.

Гартман был художником, архитектором, одним из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре, сценографом в театре.
В этом же году Мусоргский написал цикл пьес для фортепьяно «Картинки с выставки.

В фильме приводятся :дошедшие рисунки к этому фортепьянному циклу, отсутствующие рисунки авторы фильма пробуют восполнить видеорядом из видео хроник; отрывки из исполнений Картинок пианистами, оркестрами, джазовыми ансамблями, поп-музыкантами; рассказ об оркестровке М.

отрывки из советского фильма о Мусоргском, комментарии экспертов и музыкантов.

Исполнение Картинок М. Плетневым сопровождает весь этот фильм.

Французский, русский, английский языки — перевод на французском языке
2012 г.

Promenade /Прогулка
Gnomus /Гном
Promenade / Прогулка
Il vecchio castello / Старый замок
Promenade / Прогулка

Tuileries. Dispute d’enfants après jeux / Тюильрийский сад. Ссора детей после игры
Bydło / Быдло
Promenade / Прогулка
Балет невылупившихся птенцов
Samuel Goldenberg und Schmuÿle / Два еврея, богатый и бедный
Promenade / Прогулка
Limoges.

Le marché. La grande nouvelle / Лимож. Рынок. Большая новость
Catacombae. Sepulcrum romanum /Катакомбы. Римская гробница
Cum mortuis in lingua mortua / С мёртвыми на мёртвом языке
Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
Богатырские ворота.

Читайте также: