Сообщение о коллекции ракушек

Обновлено: 15.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

проведения совместной образовательной деятельности

на производственной практике

ПМ 03 Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста

Королёвой Екатерины Вячеславовны

( специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43)

Дата: 06.04.19г.

Группа : старшая (5-6лет)

Воспитатель: Скирда Екатерина Михайловна

Образовательная область : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Тема : Коллекция ракушек.

Виды деятельности : коммуникативная, игровая, познавательная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Планируемый результат:

Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности, умение слушать друг друга;

У детей обогащается чувственный опыт, развивается умение фиксировать его в речи. Совершенствуется восприятие (активно включаются все органы чувств);

У детей развивается внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;

У детей развивается инициативность, умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого, отвечать полным предложением;

Дети проявляют интерес, любознательность, инициативность;

У детей активизируется и обогащается словарь, дети называют геометрические формы, цвет, величину;

Дети демонстрируют представления о мерах безопасности в работе с мелкими предметами;

Дети различают предметы (ракушки) по признакам (величине, цвету, форме);

Демонстрируют потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Цель: развитие познавательных интересов, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах моллюсков (по форме, размеру, цвету)

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности, умение слушать друг друга;

формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Развивающие задачи:

развивать познавательные интересы детей, любознательность, инициативность;

развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;

- расширять представления детей о разных видах моллюсков совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;

- развивать воображение, сообразительность;

Обучающие задачи:

- формировать умение различать моллюсков (по размеру, величине, цвету)

-формировать бережное отношение к природным ресурсам, дать понятие коллекционер, раскрыть суть его вида деятельности, назначении коллекций.

У Дениса, формировать бережное отношение к природным ресурсам.

У Дианы, развивать монологическую речь.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности.

Учебно-методический комплект:

Мотивационный этап

Задачи: собрать внимание

детей и смотивировать их на

создавать условия для

ознакомления детей с

Воспитатель мотивирует детей к деятельности.

Воспитатель с детьми стоят в кругу, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать звучание музыки. Звучит музыка “Шум моря”.

- Ребята, закройте глаза я сейчас вам включу музыку, а вы послушайте и скажите, что вы слышите.

-Да,ребята, это шум моря, а вы хотите побывать в морском царстве?

Внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы.

Дети смотивированы на

дети знакомы с осязаемым свойством предмета; проявляют

Поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки. Классификация объектов по группам.

Задача: активизировать знания по теме.

Опора на опыт детей, необходимый для освоения нового умения.

Разделить объекты на группы в соответствии с подсказками .

демонстрация иллюстраций, эмоциональное стимулирование

создание ситуации успеха

Воспитатель организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.

- Давайте заглянем под волну. Открывается голубая вуаль, а там различные ракушки .

Воспитатель вместе с детьми отмечает необычность их формы, окраски, рисунка , размера и т.д .

-Ребята, посмотрите, чем ракушки отличаются друг от друга?

-Как по-другому можно назвать ракушку?

(Раковина, домик, укрытие, панцирь)

- Чей это домик? Кто жил в нём?

- Когда раковину можно взять в руки?

(Только убедившись, что в ней никто не живет).

-А вы знаете, что большие раковины называют поющими? Закройте глаза и послушайте, о чем поют ракушки

Детям предлагают взять большие раковины и послушать.

-Вы послушали, как замечательно они поют, а теперь возьмите понравившиеся раковины, посмотрите на них внимательно и расскажите о них, чем они вам понравились.

Как вы думаете, давно ли они появились на Земле?

Это очень древние животные, которые появились на Земле много-много лет назад . Ракушки бывают – речные - морские

-Ракушки встречаются во всех океанах мира от полярных регионов до тропиков, и редкий пляж обходится без нескольких раковин на границе воды. Поэтому у людей появилась возможность их собирать и составлять интересные коллекции.

Редкие и особенно красивые виды раковин ценятся очень высоко, они использовались как украшения, имели религиозное и ритуальное значение, до сих пор являются важным источником пищи для народов, заменяют деньги.

Коллекционирование раковин даёт возможность изучать виды из разных уголков мира. Но из-за ограниченного количества этих видов на любителях лежит огромная ответственность за сохранение ракушек.

Никогда нельзя забывать, что раковина — это дом живого существа.

Если раковина подобрана на пляже, то, разумеется, моллюск, живший там некогда, её покинул, но если в раковине всё ещё живёт создавший её организм, то коллекционер обязан серьёзно задуматься над тем, кому она нужна больше.

Включение детей в обсуждение объектов и их свойств. Дети классифицируют объекты по группам.

Дети проявляют интерес к совместной деятельности.

У детей развивается восприятие внимание, память, наблюдательность, способности выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предмета-ми и явлениями, делать простейшие обобщения; Дети различают предметы (фантики от конфет) по признакам (величине, цвету, форме), умеют анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по признакам (величине, цвету, форме);

У детей активизируется и обогащается словарь, дети называют цвет, величину, форму).

Задача : снять

Мышечное напряжение и подготовить к дальнейшей деятельности;

А теперь давайте поиграем

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

Дет выполняют действия за воспитателем

Дети готовы к предстоящей деятельности

Размещение материала в классификационной таблице размещение в емкости в виде коллекции

разделить объекты на группы в соответствии с подсказками.

Беседа, эмоциональное стимулирование,

Воспитатель с детьми стоят у стола, классифицируют предметы по признакам (форма, размер, величина)

-Теперь ребята, давайте, разделимся на группы каждая группа возьмет себе по тарелки, где есть подсказка признака по которому нужно собрать моллюсков , по таким признакам как , величина, форма, цвет. А потом мы проверим правильно ли команды собрали в свою тарелочку моллюсков.

- Посмотрите у нас еще остались моллюски. Они подходят к нашим подсказкам? Нет, но мы можем их оставить в нашей коллекции? (ответы детей)

- А вы бы хотели, чтобы наша коллекция пополнялась? Что тогда для этого нужно сделать. Правильно, Ксюша, попросить у родителей и принести разных моллюсков из дома.

Дети разделились на группы. Размещают моллюсков по группам.

Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности;

Задача: учить детей анализировать свою деятельность.

Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение?

- Миша, что мы с вами делали?

- Саша, тебе понравилось сегодня заниматься?

- Диана, что тебе сегодня понравилась делать?

- Настя, что для тебя было сегодня трудно?

- Денис, тебе было интересно составлять коллекцию?

- Ребята, и мне понравилось с вами заниматься.

Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя.

Дети оценивают собственную деятельность.

Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах и семье, подбор материала по теме с родителями, пополнение коллекции.

- Диана, кому бы ты хотела рассказать о том, чем мы сегодня занимались?

- Хорошо! А как вы думаете, ребята, которых сегодня не было в садике, хотели бы узнать о нашей коллекции? Давайте, расскажем им, когда они придут в детский сад!

- А какие еще коллекции вы бы хотели создать? (ответы детей)

Хорошо, давайте в следующий раз составим коллекцию пуговиц?

Тогда что нам необходимо сделать для этого?

У кого есть дома пуговицы? Попросите у родителей и принесите в детский сад разные пуговицы.

Дети высказывают свое мнение.

Дети демонстрируют потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Дети принимают предложение, заинтересовываются пред-стоящей деятельностью.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности.

Учебно-методический комплект:

Оборудование: различные пуговицы, емкости с маркерами для классификации пуговиц (белые большие, средние и маленькие пуговицы; зеленые большие, средние и маленькие пуговицы; красные большие, средние и маленькие пуговицы; синие большие, средние и маленькие пуговицы; черные большие, средние и маленькие пуговицы; пуговицы в форме цветочка; пуговицы треугольной формы; пуговицы квадратной формы), иллюстрации по истории пуговиц, различной одежды с пуговицами, листы бумаги, цветные карандаши, мелки, фломастеры, краски.

Предварительная работа: беседа о коллекционировании, работа с родителями по сбору ракушек.

Предлагаю вам на обозрение небольшой экскурс в историю раковин.

Понимаю, что тема не нова, но все же мне очень хотелось ее озвучить, как человеку, интересующемуся раковинами и моллюсками (и черпающем в них вдохновение).

Из глубины веков. Как класс моллюски существуют на земле уже не один миллион лет: многие виды вымерли, оставив после себя своих многочисленных и разнообразных потомков. Некоторым повезло гораздо меньше, например, небезизвестные аммониты (головоногие моллюски, обладавшие раковиной) вымерли практически бесследно. Единственными современными моллюсками подобного вида являются наутилусы.

Самоцветы морей история раковин, фото № 1

В этой теме мне бы хотелось рассказать вам именно о самых интересных раковинах, моллюсках и их роли в жизни человека.

Исполин морского дна. Пожалуй, стоит начать с рекордсмена среди двухстворчатых - гигантской тридакне. Это действительно исполин — вес взрослого моллюска вместе с раковиной может достигать 250 кг, а вес самого моллюска до 60 кг. В местах, где обитает это чудо его раковины используют как посуду и даже как ванны для купания детей!

Самоцветы морей история раковин, фото № 2

Тридакну также называют "Убийцей ныряльщиков": стоит лишь слегка прикоснуться к мантии моллюска как створки раковины захлопываются. Естественно, что в подобной ситуации в одиночку человек совершенно не в состоянии освободится из этого живого капкана! Произойти такое может, правда исключительно по вине человека, т. к. тридакны, естественно, не хищники.

В мантии этого моллюска была также найдена и самая большая жемчужина. Она была размером с голову ребенка и весила 1,8 кг. Но ювелирной ценности эта жемчужина не имела - она была больше похожа на кусок извести.

Гиганты суши. Теперь давайте отправимся на сушу и познакомимся с гигантом среди наземных моллюсков, с ахатиной.

Самоцветы морей история раковин, фото № 3

Родиной ахатины является Африка. Но самым большим видом из них признана ахатина ахатина, чья раковина может достигать длины 30см, а вес до 600-800грамм!

Музыка прошолого. Далее стоит упомянуть раковину, служившую идним из символов моря для народов античной Греции. Это харония тритонис, одна из самых знаменитых раковин Средиземноморья.

Самоцветы морей история раковин, фото № 4

Именно в эту раковину трубит бог Тритон, вызывая морские бури и ураганы (хотя чаще его изображают с трезубцем). Древние греки, известные мореходы, использовали раковины хароний (сравните "horn" - рог) для подачи сигналов кораблям и во время битвы.

Самоцветы морей история раковин, фото № 5

Опасная красота. Представители семейства конусов не только одни из самых красивых и желанных раковин в коллекциях, но и самые ядовитые. Яд большинства конусов для человека безвреден, хотя есть виды (например, конусы географус, текстиле и т.д.) чей яд приводит к летальным последствиям.

Как уже говорилось, раковины этих отнюдь не безобидных моллюсков являются желанной добычей коллекционеров. Два вида конусов - глория марис ("Слава морей") и мильнэдвардса ("Слава Индии") - являются самыми редкими. Самым известным из конусов, да и одной из самых известных раковин в мире является конус глориямарис ("Слава морей"). Всего лишь век назад в мире в коллекциях насчитывались лишь единицы раковни этого моллюска. Стоили они баснословные деньги, ради них совершались ограбления и даже убийства! (ужас). Рассказывают, что один коллекционер, купив на аукционе три раковины "Славы морей", разбил две из них, чтобы оставшийся экземпляр поднялся в цене. Со временем, правда, "Слава морей" несколько сдала позиции "безусловного лидера по редкости", уступив это место конусу мильнэдвардса. Сейчас же эти моллюски перестали быть наиредчайшими, правда сохранили за собой Славу известнейших. Экземпляр, изображенный на фото, из моей личной коллекции. Это конус мильнэдвардса.

Самоцветы морей история раковин, фото № 6

С раковинами связано много поверий, легенд, сказок. Одну из них часто можно услышать в южных регионах России. Это легенда о "чертовых пальцах". По одной из версий черту когда-то обломали пальцы, дабы он не мог вредить людям (много же их у него было!).

Самоцветы морей история раковин, фото № 7

На самом деле это раковины (хотя раковинами их можно назвать весьма условно, т.к. они представляют собой внутренний стержнеобразный скелет) ископаемых головоногих моллюсков белемнитов. Возраст этих "пальцев" 350 и более миллионов лет. Черта тогда еще и "в проекте не было"! Внешне белемниты похожи на наконечник или дротик, за что и получили свое название (в переводе с греческого "белемнит" означает "дротик", "громовая стрела". На Руси "чертов палец" использовался как оберег от нечистой силы и пожаров. Из них изготавливались амулеты. По поверью, всякий, кто носил амулет, был защищен от сглаза и напастей.

Теперь давайте поговорим о раковине, чья история стольже многогранна, как и она сама. Раковина эта является одним из символов христиан. Это пектены или гребешки, получившие свое название за сходство с гребнем. В средневековой Европе был распространен обычай паломничества в святые места, в Палестину. Страннический жезл и раковина, прикрепленная к тулье шляпы служили опознавательным знаком пилигримов. У раковины гребешка было еще и "бытовое" значение: их использовали пилигримы как чаши, чтобы утолять жажду. В Палестине, перед возвращением домой, они собирали раковины гребешков на берегу и прикрепляли на свою одежду. Так и стала раковина символом пилигримов.

Самоцветы морей история раковин, фото № 8

Когда наступила эпоха Возрождения, стало вновь волновать души людей забытое искусство античных времен. Вновь ожил древний миф о богине любви Афродите (Венере), рожденной из морской пены в раковине гребешка. Одна из самых известных картин на данную тему - "Рождение Венеры" С. Боттичелли.

Самоцветы морей история раковин, фото № 9

В конце XVII века зародился изысканный стиль рококо, название которого происходит от слова "рокайль", что обозначает "орнамент из раковин". Одним из ключевых фигур является изображение гребешка.

В XIX веке появился еще один "паломник", но отправился он не за святыми мощами, а за только что открытой там нефтью. Это нефтяная компания "Шелл". И по примеру древних рыцарей и пилигримов ее руководители выбрали своей эмблемой гребешок святого Якова.

Самоцветы морей история раковин, фото № 10

"Золотой шелк морей". Правда, звучит очень поэтично? Но не многие знают, что из моллюсков изготовляли ткань. Ткань эта называлась виссон и имела различные оттенки золотого. Известна эта ткань уже более 3 тысяч лет. Изгтовлялся виссон из биссусных нитей (моллюск ими прикрепляется к различным предметам) средиземноморских моллюсков пинны и атрины.

Изделия из виссона были легки, красивы, хорошо сохраняли тепло. Пара дамских перчаток помещалась внутри скорлупы грецкого ореха. В наше время виссон, благодаря своим теплосохраняющим свойствам, применяется только в некоторых арабских странах в качестве аптекарского средства.

Самоцветы морей история раковин, фото № 11

Краска древнего мира. Раз уж коснулись тканей, позвольте еще раз вернуть вас в древний мир. Как говорят легенды, открыли свойства пурпура финикийцы. Они же первые и начали окрашивать им ткань. Пурпур получали из представителей семейства мурицид или иглянок (интересно, что вторым названием моллюски обязаны шипастым или бахромчатым выростам, покрывающим их раковины).

Все представители этого семейства хищники. Самым же известным представителем мурицид в нашей стране является рапана.

Самоцветы морей история раковин, фото № 12

Что интересно, в Черное море, одним из символов которого она стала, рапана попала лишь в середине XX века, будучи случайно завезенной от берегов Японии. За столь короткое время рапана оказала весьма ощутимое влияние на жизнь ряда обитателей Черного моря, приведя некоторых на грань вымирания (аппетит у рапаны воистину зверский!)

Самоцветы морей история раковин, фото № 13

Пурпур содержится в специальной железе моллюска и бесцветен. При контакте с воздухом пурпур начинает изменять свой цвет под воздействием кислорода. Постепенно от бесцветного он переходит в желтый, зеленый, синий, фиолетовый и, наконец, пурпурный. В древнем Риме появились пурпурные чернила, специально для императора. Интересно, что регент, опекун несовершеннолетнего императора, тоже подписывался пурпурными чернилами, только. из "несозревшего" зеленого пурпура.

Теперь давайте познакомимся с раковинами, чьи переливы восхищают многих. Это галиотисы, прозванные за форму своих раковин "морскими ушами".

Самоцветы морей история раковин, фото № 14

У галиотисов очень хорошо развит так называемый перламутровый слой, который, в зависимости от вида, может иметь розовые, голубые, желтые, зеленые оттенки. Прекрасные переливы этого слоя старались воспроизвести многие художники, но удалось это только одному - К. Врубелю. перед вами его картина "Жемчужина".

Самоцветы морей история раковин, фото № 15

Легко угадывается форма раковины галиотиса. Эта техника присутствует во многих знаменитых картинах мастера: "Демон сидящий", "Царевна-лебедь", "Сирень" и др. Но многим неискушенным они представляются несколько, как бы выразиться поточнее, тяжеловатыми в восприятии.

Самоцветы морей история раковин, фото № 16

Раз уж коснулись пераламутрового слоя, позвольте рассказать вам о жемчуге. Тайна эликсира Клеопатры. Интригующее название. Рассказывают, что египетская царица Клеопатра как-то выпила растворенную в винном уксусе драгоценную жемчужину. В древности считалось, что это - верное средство сохранить красоту и молодость. Правда, осталось неизвестным, удалось ли ей это - Клеопатра покончила с собой, дав укусить себя ядовитой змее.

Думаю, многие знают, как зарождается жемчуг: когда внутрь раковины живого моллюска попадает посторонний предмет (песчинка, кусочек водоросли, маленькое животное) внутренний слой раковины, называемый по-научному конхиолиновым, начинает постепенно накладывать слой за слоем этот перламутр и, в конечном итоге, образуется жемчужина. Размер и цвет жемчуга зависит от его положения в теле моллюска и его видовой принадлежности.

Самоцветы морей история раковин, фото № 17

Наиболее ценный жемчуг дают родственники устриц пинктады.

Думаю, перечислять произведения искусства, где присутствуют жемчужины, нет смысла - их слишком много. Многие мастера Ярмарки используют его при создании своих произведений.

Но, отправляемся дальше. Нас ждет денежная история. Долгое время раковины этих моллюсков использовались в качестве денег в Китае, Индии, Филиппинах, Персии, Гвинее. Это представители семейста ципреиды (ципреи или каури), они же называются фарфоровые улитки. Обтекаемая форма раковины, прочность, блеск, яркая окраска - все это послужило тому, что на протяжении очень долгого времени ципреи заменяли металлические и бумажные деньги. Кто хоть раз держал в руках раковину ципреи, тот меня поймет: это одни из самых, на мой взгляд, красивых раковин и совершенных созданий матери-природы!

Самоцветы морей история раковин, фото № 18

Раковины ципрей имели также и другое значение - они украшали ритуальные маски и ожерелья народов Африки, ими инкрустировали оружие и щиты. Сейчас изних изготовляют самые распространенные сувениры - брелоки и бусы. Самыми "ходовыми" в этом плане считаются ципрея капутсерпентис (голова змеи) и монетария монета.

Самоцветы морей история раковин, фото № 19

Интересно, что свое название монетария получила именно за "денежное значение" в жизни человека. Не только представители семейства ципреид служили деньгами, но именно они являются самыми известными.

Архитекторы от природы. Но не только украшения и ритуальные предметы изготавливают из раковин моллюсков. Сами моллюски косвенно помогают нам строить дома. Мел, мрамор, известняк или ракушечник образованы именно раковинами моллюсков. Ракушечник - легкий, пористый, легко подвергается обработке.

Под воздействием высокой температуры и давления известняки образуют более прочную породу - мрамор. Ну а мел мы с вами применяем в нашей жизни достаточно часто.

Внесли свою лепту моллюски и в архитектуру. Кроме стиля рококо моллюски "поучаствовали" в создании лестничных пролетов и самих зданий.

Самоцветы морей история раковин, фото № 20

Самоцветы морей история раковин, фото № 21

Изображение раковин моллюсков можно встретить довольно часто на гербах, картинах, марках

Часто раковины моллюсков человек использует для создания предметов быта: посуда, кубки, шкатулки.

Самоцветы морей история раковин, фото № 24

Самоцветы морей история раковин, фото № 25

Моллюски и их раковины играют довольно ощутимую роль в жизни человека и сейчас, оставляя свой след в искусстве, кулинарии, быту. Некоторые обладатели раковин становятся и домашними любимцами: сейчас очень модно стало держать у себя дома гигантских сухопутных улиток ахатин (сама такая). В моей коллекции живых моллюсков три вида ахатин и один вид виноградной улитки. "Фу! Какая гадость!" - скажут многие, но, как и у всех домашних животных, у ахатин есть плюсы и минусы. Я привыкла к ним, для меня они ничуть не хуже кошки или аквариумных рыбок.

Самоцветы морей история раковин, фото № 26

И в заключении хотелось бы сказать, что раковины - это не только кусочек извести, это подлинное произведение искусства великого мастера - Природы! Так давайте же воздадим им должное и постараемся приумножить красоту этого мира, черпая вдохновение в самих раковинах и старательно прислушиваясь к посланиям из глубины времени, что доносят до нас в своих недрах прекрасные самоцветы морей!

Раковины моллюсков, явно побывавшие в руках человека, были найдены в мусорных кучах времен раннего палеолита. Впервые это произошло на стоянке Гешер Бенот Яаков, которая находится на территории Израиля в северной части рифта Мертвого моря. Люди там жили около 790-750 тысяч лет назад. И похоже, что именно они первыми заинтересовались ракушками. Вернее, их содержимым. Моллюсков они ели, а сами раковины пока просто выкидывали.

Не простое украшение

Анализ породы, прилипшей к одной из раковин, позволил установить, что они происходят из слоя, возраст которого оценивается в 100-130 тысяч лет.

Дары моря. Император Калигула был коллекционером ракушек

Ученые полагают, что эти раковины - одно из первых в мире украшений. И сделаны они были тогда, когда человек и говорить-то толком не умел! Впрочем, некоторые исследователи сомневаются в том, что отверстия сделаны человеком, поскольку у 3,5% ракушек этого вида такие дырочки возникают естественным путем. Однако вероятность случайного попадания в эту пещеру сразу двух таких раковин очень мала. К тому же ученым удалось проделать в похожих раковинах отверстия с помощью кремневых орудий, доступных человеку среднего палеолита, и тем самым доказать, что он мог это сделать.

Из Африки Homo sapiens расселились по Азии и Европе. И повсюду оставили за собой характерные кучи из раковин. Любили они морепродукты! А еще любили украшения, и те постепенно становились все сложнее. Люди научились нанизывать ракушки уже не как попало, а подбирая их по размеру и оттенку.

Именно так искусно были сделаны украшения, найденные в захоронении в гротах близ Ментоны - это итальянская Ривьера. Им примерно 35-40 тысяч лет. На голове юноши сохранилась повязка, расшитая ракушками в четыре ряда. А на локте у пожилой у женщины - браслет. В соседнем гроте археологи нашли скелеты двух детей, одетых во что-то вроде саванов, состоящих почти из тысячи раковин.

Дары моря. Император Калигула был коллекционером ракушек

В хозяйстве сгодится!

Разумеется, древние люди мастерили из раковин и полезные в хозяйстве вещи - резцы, скребки, рыболовные крючки. Особенно в тех регионах, где хорошего камня не было, а панцири моллюсков встречались на каждом шагу. Самое древнее орудие труда из раковины - скребок, который хранится в Лейденском музее, ему около 400-500 тысяч лет. Значительно позже, уже в эпоху неолита.

Наши предки придумали еще одно применение раковинам. Их толкли и смешивали с глиной, чтобы керамическая посуда получалась прочнее.

Примерно 3,5 тысячи лёт назад в Древнем Китае ракушки неожиданно пригодились в сфере финансов. Их стали использовать в качестве денег. Но не все, а только Cypraeidae, также называемые ципреи, или каури. Позже их сменили медные монеты, но в провинции Юньнань каури в качестве средства платежа сохранялись до конца XIX века.

Кроме декоративной и практической функций у ракушки еще в античные времена появилась еще одна. Римский историк Светоний сообщает, что одним из первых коллекционеров морских раковин был император Калигула. Это хобби называлось конхиофия, и было довольно популярным. Археологи находили коллекции ракушек и при раскопках домов граждан Рима.

Но в темные века о нем забыли и вспомнили лишь в XVII веке, в эпоху Великих географических открытий. В XVIII веке коллекционирование раковин распространилось по всей Европе и стало модным и престижным в аристократической среде.

Разумеется, больше всего ценились редкие раковины. Например, такие, как Epitonium scalare, которые добывали на большой глубине в Юго-Восточной Азии. Китайцы, видя, сколько европейцы готовы платить за эти ракушки, стали продавать им подделки, сделанные из рисовой бумаги и пасты. Обман вскрылся, когда один из коллекционеров решил помыть свою добычу - раковина превратилась в его руках в белесую жижу.

Дары моря. Император Калигула был коллекционером ракушек

Символ паломничества

В Средние века раковины-гребешки стали символом паломников. Все началось с того, что крестоносцы подбирали их на берегах Палестины и привозили с собой. Однако тогда раковина была скорее сувениром. А символом паломничества в Иерусалим являлась пальмовая ветвь. Но ветвь быстро засыхает, а ракушка вечна. Вот их и стали нашивать на одежду. В Национальном музее в Нюрнберге хранится куртка, у которой на вороте и на груди с левой стороны пришиты раковины. Одежда принадлежала жителю Нюрнберга Стефану Прауму, который совершил паломничество на Святую Землю в 1585 году.

Впрочем, так делали не только те, кто побывал в Иерусалиме, но и те, кто посетил, к примеру, гору Святого Михаила (Мон-Сен-Мишель) в Нормандии - это одно из самых ранних мест паломничества в Европе. Священники запрещали пилигримам уносить с собой оттуда в качестве сувениров куски церковной стены или алтарных покровов. Поэтому те подбирали на берегу ракушки и нашивали их на шляпы.

Традиция приносить из паломничества ракушку жива до сих пор, разве что теперь их покупают в магазинчиках, и они бывают не только натуральными, но и керамическими, а также отлитыми из металла. А самый популярный на сегодняшний день паломнический маршрут в Европе -дорога Святого Иакова - весь отмечен барельефами раковины-гребешка.


Каждый из нас попадая на прекрасный морской берег не раз занимался увлекательным занятием – собиранием ракушек.

Кто-то это делает от скуки и безделья, кто-то мечтает изготовить удивительной красоты украшение, кто-то делает интересные поделки своими руками, но есть и те, кто занимается коллекционированием этих загадочных представителей морских глубин. Чтобы собрать по-настоящему прекрасную коллекцию раковин понадобятся многие годы, так как ракушки бывают различных видов.

Виды ракушек

Какие бывают ракушки?

Латиаксис

2

Латиаксис — напоминает цветок. Он странно закручивается и украшает себя шипами в виде лепестков. В глубоких водах Японии он бывает желтым, серым, пятнистым коричнево-розовым.

Camaenidae

3

Эта земная улитка ярко-зеленого цвета прячется в сезон дождей в траве папуасского леса. Раковина Camaenidae приобретает коричневый оттенок в конце дождей. Смена окраски связана с изменением режима питания.

Глоссус

4

5

Своими арабесками индийский глоссус напоминает стилизованное сердце. Углубления соответствуют каждому периоду роста раковины, заданному метаболизмом животного и изменениями окружающей среды.

Тихоокеанские трохусы

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Спирали этих тихоокеанских трохусов подчеркиваются жемчужными колье или перламутровыми рельефами. Каждая спираль, разного размера и цвета, зависит от генетической программы моллюска.

Тюрителла

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Тюрителла не из храбрецов: благодаря своей форме, она винтом ввинчивается в ил, оставляя снаружи лишь широкий конец. Теребры из индо-тихоокеанского бассейна выбирают окружающий цвет, чтобы остаться незамеченными. Они могут покрываться патиной, как древесина, быть пятнистыми или полосатыми.

Мурекс

8

Паруса мурекса придают ему вид хрупкой танцовщицы. Но это хищник. Прячась в песках Филиппин, он атакует других моллюсков. Его шипы служат рычагами для раскрытия створок раковин его добычи или сверлами для их пробивания.

Астрея

9

Эта астрея живет в глубоких водах в районе Японии. Словно паучьи лапы, ее длинные шипы не позволяют ей тонуть в иле. По мере роста раковины старые шипы растворяются и заменяются новыми отростками.

Аргонавт

10

Аргонавт строит странную раковину. Только самка этого двоюродного родственника осьминога создает известковый панцирь, чтобы прятать в нем яйца. Она удерживает эту раковину-ларец двумя щупальцами, а когда яйца лопаются, бросает ее на волю течений.

Трохус из Индийского океана

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Этот трохус из Индийского океана секретирует перламутр снаружи раковины. Кристаллы этого серебристого панциря дают радужные оттенки и защищают от эрозии.

Нерита

12

Никакая кисть художника не украшала эти раковины! Эти зигзаговидные нериты процветают в мангровых зарослях Тихого океана. Удивительные рисунки создаются клетками, выделяющими пигменты. В зависимости от того, работают они все вместе или группами, появляется пятно, полоса или шеврон.

Драгоценная склярия похожа на кремовый торт с выступающими боками, которыми она украшает себя в момент роста. В 17 веке коллекционеры отправлялись за ней в Китай и уезжали зачастую… со слепком из рисового теста!

Малокологи (специалисты по маллюскам) не могут найти объяснение всем этим творениям из мира раковин. Тайна остается нераскрытой для большинства видов.

Читайте также: