Сообщение о китайской стене краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Великая Китайская Стена является современным чудом света. Ее строили на протяжении более 2700 лет и ее длина составляет более 8850 км. Высота стены достигает на некоторых участках 9 м, а ширина – 6,5м. Главной функцией ее создания являлась защита страны от набегов иноземцев и кочевников. Сегодня эта главная достопримечательность Китая.

Великая Китайская Стена представляет собой не единое целостное сооружение, как это многие себе представляют. Это множество различных стен, сооруженных по всей стране и по всем направлениям. 8850 км - это еще не придел, так как археологи до сих пор находят при раскопках фрагменты стен, построенных в разные периоды из различного материала.

В эпоху кровопролитных войн между царствами в Китае многие пытались построить защитные стены – царство Чжао, царство Вэй, царство Янь. Они строили ограждения из различных материалов, то есть из того, что находилось под рукой на том участке строительства в тот момент времени. Самый старый участок, который сохранился до наших дней, был построен из глины и соломы. Также, некоторые участки стены были построены из дерева и камней. Однако в рамках грандиозного проекта идея принадлежит императору Цинь Шихуанди, правящему в 3 веке до н.э. При нем стену стали возводить из глиняных кирпичей и каменных глыб, а в качестве цемента стали использовать рисовый клей.

Началом постройки стены стало горная система Иншань на севере Китая. Постепенно новая стена соединялась к ранее построенным участкам, а многие внутренние стены разрушались. До наших дней сохранились участки стены, построенные во времена правления династии Мин.

На постройку стены были вовлечены тысячи рабов. Многие рабы были захоронены в саму стену. Имеются сведения, что тех, кто пытался поднять бунт против императора, так же в качестве казни замуровывали в стену.

Историки считают, что в качестве оборонительного сооружения Великая Китайская Стена была неэффективной: слишком узкая – неудобство в размещении солдат с оружием во время войны, слишком длинная - многие участки пустовали, благодаря чему враги могли свободно проникнуть на территорию страны.

Официально постройка стены завершилось в 1644 году.

Одно из самых замечательных и загадочных строений в мире это Великая Китайская Стена. Вопросов возникает довольно много. Как ее строили? Для чего? Ее длина более 8500 тысяч км. Время, когда царства в Китае между собой вели войну, приходится на 2 век до н.э.

Война шла постоянно и по сути все были ослабленные так, как не успевали отдохнуть от одной войны, и уже нужно было идти на другую. Еще больше проблем приносили кочевники, которые время от времени нападали на ослабленные китайские царства. Многие устали страдать от набегов и начали строить свою стену. Но, каждый думал только о своей безопасности, поэтому строились кусочки стен на северной части Китая. Эти заграждения спокойно могли обойти гунны. Тем более, стена строилась из земли и легко размывалась ливнями.

С появлением императора Цинь Шихуань ситуация изменилась. Он взял и объединил все царства в единое, мирное государство. Чтобы обеспечить безопасность, император решил строить стену по всей части Севера Китая. Строить начали стену незамедлительно. Фрагменты старых стен были восстановлены и соединены друг с другом. Раствором в те времена выступала каша из риса, ею промазывали швы между камнями или кирпичами. Высота стены достигала 7 метров, но не была меньше 5-ти. А башни, которые можно наблюдать на стенах, являются пунктами дозора. Когда была угроза опасности, то поджигался костер на башне, который соответственно и сигнализировал о приближающихся врагах. Ночью был виден огонь, а днем был виден дым. Поэтому подкрепление подходило без замедлений.

Китайская стена

Для строительства Великой Стены требовалось очень много рабочей силы. Людей всегда не хватало. В дальнейшем по приказу императора в принудительном порядке на строительство стены были направлены заключенные и преступники. Среди рабочих бушевали разные болезни, которые значительно уменьшали количество работоспособных строителей. Также насильно на стойку могли быть доставлены и простые крестьяне. Соответственно народ не мог вечно терпеть наглое поведение власти и поднял восстание, в ходе которого император был свергнут. После этого довольно долгое время про стену не вспоминали, и строительство восстановлено не было.

Когда настало время династии Хань, строительство возобновилось. Данная династия существовала в 3 веке н.э. Стену значительно удлинили в сторону запада, а также были достроены дополнительные башни. Конечно, нынешний император вернулся к вопросу Великой Стены, но она все равно со временем разваливалась. Дожди и постоянные штурмы кочевников по не много разрушали строение. Также существуют исторические факты, что сами же крестьяне воровали камни и кирпичи для своих бытовых потребностей.

Все фрагменты Китайской Стены, которые нормально сохранились, принадлежат к династии Мин, существующей с 13 по 17 век. В этот период много отрезков стены были восстановлены. На крепость повлиял материал. В то время уже присутствовали рецепты связующей смеси. Также кроме кирпича и камней ничего слабее по твердости не использовалось. Китайцы помнят свою историю и очень чтут свои памятники. Возле столицы страны, Великая Китайская Стена находится в самом лучшем состоянии. Ее восстановлением и поддержанием в надлежащем виде занимаются и сегодня.

Любой житель Китая скажет, что Китайская Стена является символом данной страны. Также можно спросить у любого человека в мире, с чем ассоциируется Китай. Ответ прост – Великая Китайская Стена. В Китае есть такое выражение, в которое верит каждый китаец. В нем говорится о том, что если житель Китая не был на стене, то он не китаец.

2, 3, 4, 5, 6, 10 класс, кратко по истории

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена

На реке Грушевка в Ростовской области, расположился городок, который получил название Шахты. Он получил известность благодаря большим залежам каменного угля рядом с поверхностью земли.

Домашний хорек – это одиночное плотоядное животное, которое сейчас чаще становится надежным другом для любого человека. Характер фуро проявляется к 3 месяцу жизни, и уже тогда необходимо обучать это смышленое создание,

Япония – невероятно интересная и загадочная страна. Культура Японии очень самобытна и многообразна, которая сохраняется веками, и передается из поколения в поколение. Культура представляет собой массу разнообразных традиций и обычаем.

Великая Китайская стена пролегает через северные регионы современного Китая и относится к крупнейшим архитектурным памятникам не только Поднебесной, но и всего мира. Больше того: это самое масштабное сооружение из всех когда-либо возведенных человеком. По официальным данным, общая протяженность Великой Китайской стены с учетом всех ее ответвлений составляет 8851,9 км. Однако некоторые исследователи склонны считать, что на самом деле она почти в два с половиной раза длиннее – 21 тыс. км.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Великая Китайская стена

Основные моменты

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.

Великая Китайская стена на закате Мутяньюй — участок расположенный около города Хуайжоу в 75 км от Пекина

История строительства Великой Китайской стены

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.

Строительство Великой Китайской стены (кадр из фильма)

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

Зарисовка Великой Китайской стены датируемая 1853 годом

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Сохранившиеся секции Великой Китайской стены Фотография Великой Китайской стены 1907 года

Где начинается и заканчивается стена

Восточный край Великой Китайской стены Башня Лаолунтоу

Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.

Западная часть Великой Китайской стены

Мифы, легенды, интересные факты

Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Исписанные иероглифами камни на участке Бадалин

Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Участок стены Бадалин

Участок стены Мутяньюй

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).

Участок Великой Китайской стены Сыматай

Степной участок Великой Китайской стены

Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.

Руины заставы Янгуань Руины сигнальной вышки Фрагменты Вэйской стены

Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Работы по восстановлению стены Ворота Шаньхайгуаньской заставы

Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

Музей Великой Китайской стены

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Музей Великой Китайской стены

Туристам на заметку

На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.

Наплыв туристов Марафон на Великой Китайской стене

Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.

Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

Из курса школьной истории многие из нас знают о том, что Великая Китайская стена – самый большой архитектурный памятник. Ее протяженность равняется 8,851 км. Высота грандиозного сооружения варьируется от 6 до 10 метров, а ширина колеблется между отметками в 5 и 8 метров.

Китайская стена на карте Китая


История создания Великой Китайской стены

Тогда же и началось строительство Великой Китайской стены. Главная роль, которую отвели каменной конструкции, заключалась в том, что она должна была обозначить границы Китайской Империи, и объединить разрозненные провинции и области в единую территорию.


В центре китайских равнин то и дело возникали новые торговые пункты и города. И враждующие между собой и с другими соседние народы грабили и разоряли их с завидной регулярностью. В постройке стены властители той эпохи видели решение этой проблемы.

Во время правления императора Цинь Шихуанди из династии Цинь было решено бросить все силы на продолжение строительства стены. В этом масштабном историческом проекте участвовала большая часть населения, и даже армия императора.

Строили Китайскую стену во время правления данного императора 10 лет. Рабы, крестьяне, люди со средним достатком положили свои жизни, чтобы возвести конструкцию из глины и камня. Сами работы по возведению были осложнены отсутствием подъездов и дорог к некоторым участкам строительства. Люди испытывали нехватку в питьевой воде и еде, умирали от эпидемий без врачей и лекарей. Но строительные работы не прекращались.

Сначала стена строилась силами 300 тысяч человек. Но под конец ее возведения число работников достигло 2-х миллионов. Вокруг Китайской стены ходило много легенд и сказаний. Однажды императору Цинь донесли, что строительство стены прекратится после смерти человека по имени Вано. Император приказал отыскать такого, и убить его. Бедный работник был замурован в основание стены. Но строительство продолжалось еще очень долго.


Великая Китайская стена начинается в городе Шанхай-гуань, один из ее участков проходит рядом с Пекином, и заканчивается в городе Цзяюй-гуань. Данная стена в Китае является не только национальным достоянием, но и настоящим кладбищем. Кости закопанных там людей находят и сегодня.

Как оборонное сооружение эта стена показала себя не с лучшей стороны. Пустые ее участки не могли остановить врага. А для тех мест, которые охраняли люди, ее высоты не хватало, чтобы качественно отбивать атаки. Ее небольшая высота не могла полноценно защитить местность от варварских набегов. Да и ширины конструкции явно не хватало, чтобы разместить на ней достаточное количество воинов, способных полноценно сражаться.


Нынешнее правительство Китая ввело ряд штрафов за порчу достопримечательности. Это пришлось сделать из-за того, что многие туристы стремились увезти с собой кусочек Китайской стены. И естественные процессы ее разрушения только ускорялись от таких варварских действий. Хотя в 70-е годы стену предлагалось разрушать намеренно. Из-за сложившегося тогда политического мировоззрения, стена воспринималась, как пережиток прошлого.

Из чего строили Великую стену?

До правления династии Цинь стройматериалы для стены применялись примитивные: глина, земля, галька. После этого периода стали строить из кирпичей, обожженных на солнце. А также из больших каменных глыб. Стройматериалы брали там же, где проходило строительство. Раствор для камней делали из рисовой муки. Эта клейковина достаточно надежно скрепляла глыбы разной формы между собой.


Китайская стена даже использовалась, как дорога. По своей структуре она неоднородна. Имеет разную высоту, граничит с горными ущельями и возвышенностями. Высота ее ступеней в некоторых местах достигает 30 см. Иные ступени имеют высоту всего 5 см. Подниматься на Китайскую стену довольно удобно, но спуск может стать рискованным приключением. И все из-за такого устройства ступеней.


Многие туристы, побывавшие на стене, отметили такую ее особенность. Казалось бы, нет ничего проще, чем спускаться вниз по ступеням. Но парадокс состоит в том, что спуск по ступенькам разной высоты отнимает больше времени, чем подъем по ним же.

Отношение китайцев к данному сооружению

В разные периоды строительства и реконструкции стены люди поднимали восстания, так как их силы были на исходе. Стражники легко пропускали врага через стену. А в некоторых местах охотно брали взятки, чтобы не лишиться жизни при набегах противников.

Люди поднимали бунты, не желая строить бесполезную конструкцию. Сегодня в Китае стене придают совсем иное значение. Несмотря на все провалы, трудности и неудачи, возникавшие при строительстве, стену считают символом стойкости китайского народа.


Современные китайцы относятся к стене по-разному. Кто-то испытывает при виде нее священный трепет, кто-то запросто может бросить мусор возле этой достопримечательности. Большинство же испытывают к ней умеренный интерес. Но на групповые экскурсии на стену китайцы ездят также охотно, как и иностранные туристы.

Мао Цзэдун в своей книге писал, что тот, кто не побывал на Великой стене, не может называть себя истинным китайцем. На небольших участках стены ежегодно устраиваются марафоны бегунов, проводятся экскурсии, ведутся исследовательские работы и реконструкции.

Китайская стена: факты, мифы и поверья

Среди обилия информации о главной китайской достопримечательности, довольно популярен миф о том, что Китайскую стену видно даже с Луны. На самом деле, этот миф давно развенчан. Ни один астронавт так и не смог отчетливо лицезреть эту стену ни с орбитальной станции, ни с ночного спутника земли.

В 1754 году появилось первое упоминание о том, что Великая Китайская стена настолько масштабна, что ее единственную видно с Луны. Но космонавтам так и не удалось рассмотреть это сооружение из камней и земли на снимках.

В 2001 году Нил Армстронг также опроверг слухи о том, что Китайскую стену можно увидеть с орбиты Земли. Он заявил, что никто из других космонавтов не смог отчетливо увидеть данную конструкцию на китайской территории.

Кроме споров о видимости стены с орбиты, вокруг этой достопримечательности существует немало слухов и легенд. Ужасная легенда о том, что раствор для строительства замешивали из измельченных человеческих костей, также не подтвердилась. Основой для раствора служила рисовая мука.


Еще один миф гласит, что когда один фермер погиб при строительстве стены, его жена так долго плакала на ней, что часть конструкции обрушилась, обнажив останки погибшего. И женщина смогла похоронить мужа со всеми почестями.

О строительстве данного объекта ходили разные слухи. Некоторые утверждали, что прокладывать колею для стены людям помогал настоящий огнедышащий дракон, который своим пламенем плавил пространство для облегчения строительных работ на нем.

Рассмотрим достоверные факты о Великой Китайской стене:

Поддерживать такой огромный архитектурный объект в презентабельном виде почти невозможно. Что влияет на Великую Китайскую стену сегодня?

Почему разрушается наследие предков?


На сегодняшний день, даже современные строительные технологии и инновации не могут остановить разрушение огромного сооружения. Некоторые участки стены обваливаются сами из-за воздействия ливней, солнца, ветров и времени.

Другие же разбирают местные жители, чтобы использовать материалы для строительства деревень. Наносят урон стене и туристы. Нередко встречаются отрезки стены, изрисованные граффити. Из сооружения вытаскиваются камни и другие части.

Кроме того, некоторые отрезки Великой Китайской стены находятся так далеко от городов и населенных пунктов, что следить за их состоянием просто некому. Да и затратное для экономики дело никак не вписывается в современный китайский бюджет.

Великая стена производит впечатление органично вписанного в ландшафт сооружения. Она как бы сливается с деревьями, холмами и степями вокруг, никак не нарушая красоту мест, где она пролегает. Ее краски – это оттенки земляные и песчаные оттенки. Если смотреть со стороны, то создается впечатление, что сооружение, как хамелеон, подстраивается под все оттенки зелени вокруг, и растворяется среди древесных палитр местной растительности.


Эта достопримечательность имеет множество каналов и ответвлений. Ее история полна тайн, трагедий и загадок. А сама конструкция не отличается инженерными изысками. Но тот смысл, который заложен в этот символ сегодня, позволяет сказать, что китайский народ не знает себе равных в труде и упорстве. Ведь для возведения данного сооружения понадобились тысячелетия и миллионы человеческих рук, возводящих стену камень за камнем.

Великая китайская стена! — документальный фильм

История Великой Китайской стены (кратко – ВКС) насчитывает более двух тысяч лет. Великая Китайская постройка известна по всему миру. Удивительное сооружение не входит в официальный перечень Древних чудес мира, однако не уступает им по популярности. Китайский архитектурный памятник включен в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО, среди туристов он часто именуется восьмым чудом света. Строительство защитного сооружения сопровождалось гибелью сотен людей, огромными финансовыми расходами, рождением многочисленных легенд и слухов.

стена

В каком городе построена


Оборонительное сооружение условно разделяет Китай на две части: юг и север. Главная китайская достопримечательность начинается в городе Цзяюйгуань, тянется прихотливыми извивами по территории страны вплоть до вод Желтого моря в Ляодунском заливе и заканчивается в городе Шанхайгуань. Прямое расстояние между этими двумя точками составляет 1900 километров.

великая Китайская стена

Описание

В течение веков, прошедших с начала феноменальной по масштабам стройки, самый известный китайский архитектурный объект неоднократно менял свое наименование. Повсеместно распространенное название – Великая Китайская Стена – появилось на исходе XIX в н.э. До этого времени постройка была известна под следующими поэтичными наименованиями:

  • Земля драконов;
  • Разгул;
  • Пурпурная граница;
  • Крепость;
  • Барьер.

Возраст

великая Китайская стена

В первое десятилетие работы по возведению постройки велись наиболее активно. В дальнейшем, на протяжении многих лет, длина строения постепенно увеличивалась, конец строительства и его начало разделяет почти две тысячи лет.

Таким образом, возраст уникального памятника архитектуры составляет примерно 23 столетия.

Общая длина

Помимо основной ветки гигантская постройка имеет множество ответвлений. По последним археологическим данным суммарно китайская стена занимает 21196 км. Для сравнения – длина экватора равна 40,075 тысячам километров.

стена

Где проходит

ВКС проходит по территориям провинций:

Строение включает в себя многочисленные сегменты, наиболее известными являются:

  • Бадалин – участок, имеющий наибольшую популярность среди туристов. Расположен на 75 километров северо-западнее китайской столицы. От Пекина можно добраться на автобусном либо железнодорожном экспрессе.
  • Цзюйюнгуань – также популярный участок длиннейшей постройки, на который туристы могут попасть из китайской столицы. Цзюйюнгуань располагается в том же направлении, что и Бадалин. Эту секцию и китайскую столицу разделяет 60 километров.
  • Шаньхайгуань – конструкцию возвели в XIV веке н.э., эта секция является самой восточной заставой великого сооружения. Шаньхайгуань, также называемый первым перевалом под небесами, расположен в северо-восточной части города Циньхуандао, открыт для посещения туристами.

великая Китайская стена

Толщина Китайской стены

Исторический факт: большая ширина китайской достопримечательности обусловила превращение одного из участков стены в дорогу протяженностью примерно 466 миль.

великая Китайская стена

Высота исторической ценности

Средняя величина этого параметра составляет 6 метров, однако в отдельных местах защитные стены достигают 10 метровой высоты.

Сколько кирпичей использовано

Разрозненные китайские царства, существовавшие в период создания единого государства (период воюющих царств), для охраны своих границ возводили оборонительные сооружения. Император Цинь Шихуанди объединил существующие стены со вновь возводимыми.

Часть укреплений возводили из земли – эти заградительные участки являлись наиболее уязвимыми местами постройки и до наших времен не сохранились. Впоследствии для создания оборонительных сооружений стали использовать присыпанные землей блоки из камня.

Во времена династий Хань и Мин стены строили из каменных блоков и кирпичей, которые соединяли с помощью клейкого состава, содержащего:

Один из мифов, связанных с китайской достопримечательностью, утверждает, что клей сделан не из риса, а из перемолотых человеческих костей. На самом деле это не так.

великая Китайская стена

Один из участков, возведенных при династии Хань, сделан из дерева и представляет собой полдюжины бревенчатых слоев, между которыми находится тонкая прослойка каменного крошева.

Сегменты ВКС, которые строили из кирпичей, оказались наименее подвержены влиянию времени. К XXI столетию нашей эры более 74% от общего размера архитектурного чуда серьезно повреждено, а в первоначальном состоянии сохранилось всего около 8% крепостных стен.

Существует легенда, связанная со строительством перехода Цзяюй на участке Бадалин. Один из мастеров, занятых на великой стройке, поспорил с чиновником. Мастер утверждал, что с легкостью определит, какое количество кирпичей необходимо для возведения объекта. Число, названное мастером, было равно 99,999 тысячам кирпичных блоков.

История

Строительство ВКС началось за три сотри лет до нашей эры. Окончание самой масштабной стройки в истории человечества пришлось на конец XVII века.

В первые 10 лет возведение оборонительного сооружения велось особенно активно. Достопримечательность строилась на горной местности, органично вписываясь в ландшафт. Постройка имеет множество ответвлений, в отдельных местностях стены дублируют друг друга, располагаясь рядами. Эта особенность хорошо видна на картинке ниже.

стена

Что разделяет

Факты свидетельствуют, что в XXI веке ВКС не разделяет ничего – она причудливо извивается по территории страны, но не проходит по ее границам.

Причины строительства

Первоначальной целью возведения монументального строения была защита древнего Китая от набегов захватчиков со стороны Монголии и Маньчжурии. Помимо того, что постройка защищала страну от кочевых народов, она сыграла еще одну роль – зафиксировала государственную границу.

После того, как император принял решение о возведении стены, ему явился дракон, который оставил свой след на поверхности земли. По этой отметине и было приказано вести строительные работы.

Кто участвовал в строительстве

В десятилетний период, когда размеры стены активно росли, на строительство оборонительного сооружения была направлена пятая часть всего населения страны. Китайскую стену строили около 300 тысяч людей, впоследствии эта цифра выросла до двух миллионов.

великая Китайская стена

К строительству были привлечены:

Историю пишут победители и реальные исторические факты могут отличаться от информации, дошедшей до современного мира. Однако на карте отчетливо видно, что между Древним Китаем и славянскими территориями находилась Монголия.

монголия

Еще один факт в копилку того, что миф о славянском происхождении строения выглядит неубедительно – все сохранившиеся древние надписи на табличках выполнены с помощью иероглифов.

Сколько людей погибло при строительстве

Тяжелые условия труда, нерегулярные поставки воды и пищи привели к тому, что во время строительства погибло огромное количество людей. По приблизительным подсчетам общее число умерших составляет примерно полмиллиона китайцев.

Стену, протянувшуюся на много тысяч миль, называют самым длинным кладбищем на нашей планете, которое начинается в провинции Хэбэй и заканчивается на границе Синьцзян-Уйгурской автономии с провинцией Ганьсу.

Многие туристы считают, что при посещении ВКС можно увидеть скелеты людей, которых заживо замуровывали в строящемся сооружении. Исследования постройки с помощью магнитометров результатов не дали – массовые захоронения обнаружены не были. Однако стена длится на многие километры и не все они были обследованы. Существует вероятность, что загадка масштабных человеческих захоронений будет решена в ближайшие годы.

Великая Китайская стена

Китайцы и ВКС

ВКС играла огромную роль в торговых отношениях, по одному из ее участков проходила оживленная дорога. Изначально предполагаемое назначение строения – оборонительное – себя не оправдало:

  • незастроенные участки не могли препятствовать продвижению врагов;
  • высота была недостаточной для полноценной защиты местности от набегов;
  • огромная длина и отсутствие достаточных людских ресурсов не позволяли разместить войска по всей ее протяженности.

Архитектурное чудо выглядит потрясающе, оказывая на туристов неизгладимое впечатление. Во времена его возведения в стране была введена практика массовых принудительных призывов на строительные работы. Подобная политика вызывала недовольство простых людей, которое нередко перерастало в восстания. Во время последнего из них династия Мин прекратила свое существование, тогда же была остановлена гигантская стройка.

стена

Реставрация стены


В XIX веке посредством американских газет был пущен неоправдавшийся слух о предполагаемом сносе исторической достопримечательности и возведении вместо нее автодороги.

Во второй половине XX века Дэн Сяопином было инициировано проведение реставрационных работ, которые финансировались:

  • частными лицами;
  • китайскими компаниями;
  • зарубежными инвесторами.

Восстановить полностью самый большой археологический памятник на нашей планете невозможно. Многие участки быстро разрушаются не только из-за воздействия климата, но и в результате человеческой деятельности:

  • строятся жилые массивы;
  • прокладываются автодороги и железнодорожные пути;
  • активно проводятся сельскохозяйственные работы;
  • среди туристов нередко встречаются вандалы.

стена

По прогнозам исследователей неотреставрированные участки заградительного сооружения перестанут быть видны на земной поверхности в ближайшие два десятилетия. Наиболее быстрое разрушение наблюдается в провинции Ганьсу – на участке, возведенном во времена правления династии Хань.

Видно ли стену из космоса

Большинство исследователей сходятся во мнении, что ни с орбиты Земли, ни с Луны, гигантскую по длине постройку не видно.

Вид с земной орбиты

Некоторые астронавты сообщали, что видели Китайскую стену из космоса. В качестве доказательств предъявлялись фотографии, на которых была видна извилистая линия. Однако впоследствии было доказано, что на фото запечатлена одна из рек.

великая Китайская стена

Вид с Луны

Увидеть архитектурное чудо со спутника нашей планеты тем более невозможно. Человеческое зрение позволяет рассмотреть со спутника на земной поверхности только контрастный к фону объект, ширина которого составляет больше десяти километров.


Среди пользователей сети есть люди, утверждающие, что смогли найти ВКС с помощью популярного поискового сервиса Гугл карты. Это действительно так. Возможности Гугл мэпс позволяют достаточно подробно рассмотреть стену и ее башни, которые расположены друг от друга на расстоянии полета стрелы (200 метров).

Стена на карте

Китайская стена на карте обозначена разноцветными линиями: отдельный цвет для каждой эпохи.

Интересный факт: Великая Китайская достопримечательность представляет совокупность различных стен, некоторые из которых даже не соединены между собой. На картинке хорошо видно, что одни участки сооружения параллельны друг другу, а другие – почти замыкаются в кольцо.

Легенды

Мэн Цзяннуй была вне себя от горя и начала горько плакать. Строение содрогнулось и частично обрушилось. В месте обрушения вдова нашла тело своего мужа, которое забрала и похоронила.

стена

  • Китайская стена не является единым строением;
  • Бойницы направлены в две стороны, для чего это сделано – остается загадкой;
  • В документах времен русско-китайской войны начала XX века нет упоминаний о восьмом чуде света.

Заключение

Китайская стена – символ современного Китая, известный повсеместно. Ученые и археологи задаются множеством вопросов о причинах возведения этого строения с причудливыми изгибами стен, взбегающих по крутым горным отрогам и спускающимся в глубокие ущелья. Архитектурное чудо по-прежнему хранит свои тайны и не спешит делиться ими с исследователями.

Читайте также: