Сообщение о кино кратко 6 класс предмет однкнр

Обновлено: 04.07.2024

Обязательное изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ установлено начиная с 1 сентября 2012 года (Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 N 84-р).

Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

- занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

- включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

- включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 N 69 и от 01.02.2012 N 74 утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

В соответствии с пунктами 18 и 19 Плана мероприятий по обеспечению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) (от 30 декабря 2014 г.) Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе рекомендации по изучению предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

В настоящее время содержание образования в 1 - 4 классах общеобразовательных организаций регулируется федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 (далее - ФГОС НОО).

С целью обеспечения обязательности изучения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060 были внесены изменения во ФГОС НОО в части замены предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" на предметную область "Основы религиозных культур и светской этики".

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".

Образовательные организации согласно статьям 12, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) разрабатывают основные образовательные программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом примерных основных образовательных программ.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на сайте fgosreestr.ru и содержит раздел "Примерный учебный план". В указанном разделе представлены 3 примерных учебных плана, в каждом из которых в рамках предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" представлен для обязательного изучения учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год) (далее - учебный предмет ОРКСЭ).

Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (далее - предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Следует иметь в виду, что приказы Минобрнауки России от 31 января 2012 г. N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089" и от 1 февраля 2012 г. N 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312" в части реализации предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Цель урока: познакомить учащихся с влиянием разных религий на образование; дать представление о том . как получали образование люди разного вероисповедания; объяснить смысл получения образования.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом.

Тип урока: открытие нового знания

I . Организационный момент

II . Мотивационно -целевой этап

Послушайте загадки и отгадайте

- Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (школа)

- Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (книга)

- На каникулах скучает,

Тихо и спокойно в ней,

После — школьников встречает

Днем распахнутых дверей. (школа)

Вопросы к классу

- Какое отношение они имеют к теме нашего урока?

Тема урока: Религия и образование.

- Предположите , о чем мы будем говорить.

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

1. Христианская вера и образование на Руси.

2. Софья Палеолог.

3.Влияние ислама, буддизма, иудаизма на развитие образования.

III . Работа по теме урока

1. Христианская вера и образование на Руси.

Как вы уже знаете , в X веке Русь приняла христианство. После принятия новой веры для нашего государства начался новый этап развития. Конечно, нельзя сравнивать грамотного человека X - XI веков с нашими современниками. Очень много знаний и опята накопило человечество за прошедшие века. Но грамотный человек в XI веке по сравнению с неграмотным знал очень многое.

Работая с текстом стр. 101-102 учебника запишите факты , как люди занимались образованием:

Появление славянской письменноси

Обучали грамоте не только мальчиков, но и девочек

2. Софья Палеолог.

Рассказ учителя о Софьи Палеолог.

Вопросы к классу

- О ком вы узнали?

- Какое отношение имеет Софья Палеолог к теме урока?

- Что вы видите на ней?

- Каков внешний вид людей, их действия , другие детали?

- Определите правдиво ли это изображение реконструкция?

Работая в парах выполни задание: Переведите на современный язык рассказ пономаря московской церкви XV века о тайнике , в котором , по его предположению . была спрятана библиотека Софьи Палеолог.

3.Влияние ислама, буддизма, иудаизма на развитие образования.

Класс делится на три группы

Задание для первой группы : познакомиться с текстом «Влияние ислама на развитие образования стр. 104-105 и ответить на вопросы.

- Что было основой будущих школ ?

- Какие науки изучали в светских школах?

- Какое занятие считалось важным для распространения знаний?

Задание для второй группы : познакомиться с текстом «Влияние буддизма на развитие образования стр. 105-106 и ответить на вопросы.

- Что изучали в школах при буддийских монастырях?

- На каких трех принципах строилось обучение?

- Кто обучал в буддийских монастырях?

- Почему некоторые буддийские монастыри превращались в образовательные центры?

Задание для третьей группы : познакомиться с текстом «Влияние иудаизма на развитие образования стр. 106-107 и ответить на вопросы.


История создания Российского кино Творческая проектная работа по ОДНКНР. Выполнил ученик 9 класса МБОУ Михайловской сош Красносулинского района Ростовской обл. Шляхтин Александр Учитель: Фомченко Елена Сергеевна ОДНКНР. Искусство кинематографа.


В 2020 году киноискусству исполняется 125 лет Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Англии, Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность "экранизации”, достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шел от позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда было любимым видом искусства нашего народа.









В 1935 году прошёл Советский кинофестиваль в Москве (второй в мире после Венецианского). В 1935 году прошёл Советский кинофестиваль в Москве (второй в мире после Венецианского). Достижением советского кинематографа в 1930-е годы оказалось создание особого кинематографического языка, который соединил в себе реалистические традиции русского сценического искусства, известные во всем мире как система Станиславского, с новейшими техническими приёмами, на которые тогда оказался способным мировой кинематограф. Можно отметить таких мастеров кино как Лео Арнштам, Сергей Юткевич, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм, Лев Кулешов, начинал свой труд прославленного документалиста Роман Кармен.


После Второй мировой войны лишь единичные советские фильмы имели успех за рубежом. Это объясняется тем, что специфика советской жизни была непонятна и неинтересна иностранному зрителю, советские фильмы считались довольно примитивными. С другой стороны, в СССР доступ к иностранному кино был весьма ограничен по идеологическим причинам. Внутри СССР советское кино было популярно, кинотеатры бывали заполнены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход. Целые жанры киноискусства были запрещены цензурой, допустимая художественная стилистика фильмов была значительно сужена. После Второй мировой войны лишь единичные советские фильмы имели успех за рубежом. Это объясняется тем, что специфика советской жизни была непонятна и неинтересна иностранному зрителю, советские фильмы считались довольно примитивными. С другой стороны, в СССР доступ к иностранному кино был весьма ограничен по идеологическим причинам. Внутри СССР советское кино было популярно, кинотеатры бывали заполнены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход. Целые жанры киноискусства были запрещены цензурой, допустимая художественная стилистика фильмов была значительно сужена.


Советское кино в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) В годы Великой Отечественной войны киноискусство рассматривалось как мощное средство патриотического воспитания масс, поддержания морального духа народа, его уверенности в победе. В художественных фильмах, созданных в годы войны, нашли отражение темы героической битвы Советской армии с врагом, тяжелых испытаний, выпавших на долю гражданского населения, в том числе детей, а также работа для фронта в тылу, борьба в партизанских отрядах.















Основы духовно-нравственной культуры народов России (ранее — Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России [1] — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

Содержание

Общая информация

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения [2] .

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним [2] .

Цель и задачи курса

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия [2] .
  • Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги;
  • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
  • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
  • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
  • Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;
  • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;
  • Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса [2] .

Структура курса

  • 4 класс, четвертая четверть (34 часа)
    • Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (17 часов)
    • Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (17 часов)
    • 5 класс, первая четверть (17 часов)
      • Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
      • Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

      Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

      Блок 4 — итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс [2] .

      Учебники

      В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие [2] .

      Статистика

      Округ Область Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики
      Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616) 0,2% (19) 7% (62) 37% (3137)
      Тверская область 62,3% (более 6680) 0,2% (более 20) 5,9% (более 620) 31,6% (более 3340)
      Костромская область 75% (более 4080) 0,2% (примерно 11) 0,2% (примерно 11) 8% (436) 16,8% (915)
      Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915) 0,07% (8) 0 0 17% (1756) 25,4% (2619)
      Калининградская область 34% (2494) 8,6% (631) 57% (более 4180)
      Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804) 58,2% (14646 человек)
      Новосибирская область 18,5% (5143) 67% (18207 человек)
      Томская область 18,57% [6]
      Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050) 12,31% (211)
      Камчатский край 39% (893) 47% (1070 человек)
      Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764) 60% (5156 человек)
      Свердловская область 20,6% (7255) [7]
      Приволжский федеральный округ Пензенская область 0% 62% (6273)
      Удмуртская Республика 16% (более 2230) 60% (7248 человек)
      Чувашская Республика 34,8% (более 3920) 30,5% (3440 человек)
      Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)
      Карачаево-Черкессия 20% (841) 22,9% (950 человек)
      Республика Калмыкия 30% (898)
      Ставропольский край более 60%

      Тиражи учебников по шести модулям, выпущенных издательством Просвещение по результатам волеизъявления родителей к 1 апреля 2010 года [8] .

      Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики
      80 тыс. (25%) 40 тыс. 14 тыс. 12 тыс. 58 тыс. 123 тыс.

      Для реализации программного содержания используется:

      3. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно – нравственной культуры народов России: 5 класс – М.: Вентана - Граф, 2015.

      Программа рассчитана на 2 года обучения, 1 час в неделю 70 часов

      ВложениеРазмер
      programma_odnk_5_-6_klassy.doc 205 КБ

      Предварительный просмотр:

      МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9

      на заседании методического совета учителей историко-культурологического цикла

      с зам. директора по УВР

      _____________/ Е.А. Скляр

      приказом директора МБОУ

      __________/ Т.И. Михайличенко

      Рабочую программу составила:

      5 класс - 35часов

      20020-2021 учебный год

      Для реализации программного содержания используется:

      3. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно – нравственной культуры народов России: 5 класс – М.: Вентана - Граф, 2015.

      Программа рассчитана на 2 года обучения, 1 час в неделю 70 часов..

      1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

      6. Учебного плана ОУ (утверждён приказом директора от 05.06.2020 №85/1-д).

      7. Календарного учебного графика ОУ (утверждён приказом директора от 05.06.2020 № 85/2-д).

      Рабочая программа разработана на основе:

      - Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России: 5-6 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений А.Н. Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин. - М.: Русское слово, 2013.

      - Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России: 5- 6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана - Граф, 2015.

      Основная цель изучения курса состоит в воспитании ответственного и мыслящего гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях многоконфессионального и полиэтнического российского общества.

      - воспитание у обучающихся чувства гордости за свою Родину и историю России, уважения к народам, их культуре и традициям;

      - формирование основ российской гражданской идентичности;

      - формирование ценностей многонационального российского общества;

      - формирование уважительного отношения к истории и культуре народов российской Федерации;

      - формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, родному краю, уважения к народам, их культуре и традициям;

      - овладение начальными навыками адаптации в многонациональном и многоконфессиональном обществе;

      - развитие чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

      - развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

      - развитие умений и навыков сотрудничества с представителями инонациональных культур и религий в разных социальных ситуациях.

      Общая характеристика учебного предмета

      Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно – воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России.

      В курсе чётко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально – нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.

      Особенностью данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установке личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

      Таким образом, характеризуя учебный предмет, следует отметить его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

      Место и роль учебного курса

      Рабочая программа рассчитана на 70 часов

      35 часов в 5 классе (1 час в неделю)

      35часов в 6классе (1час в неделю)

      Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

      1. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.- М: Русское слово 2017.
      2. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М: Русское слово. 2017г..
      3. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основы духовно – нравственной культуры народов России.

      Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2015.

      Материально – техническое обеспечение:

      ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

      -понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

      - проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

      - стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

      Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. среди них:

      - владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

      - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

      - овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

      - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

      - умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

      ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

      Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

      - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

      - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или к их отсутствию;

      - знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

      - формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

      - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

      - формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности;

      - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

      - расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

      - раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

      - ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;

      - понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

      - излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

      - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

      Обучающиеся получат возможность научиться:

      - развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

      - устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

      - выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

      - акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

      - воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; - оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;

      - сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;

      - проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

      - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

      - создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя;

      - оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

      - работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

      - использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач; - высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

      - оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;

      - намечать способы саморазвития;

      - работать с историческими источниками и документами.

      Обучающиеся получат возможность научиться:

      - планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

      - формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог;

      - работать в коллективе;

      - уметь проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

      - решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

      - развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

      СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

      5 класс (35 часов)

      Раздел 1. Введение в предмет – 1 час .

      Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.

      Раздел 2 . Особенности восточного и западного христианства – 7 часов.

      Древние предания христиан. Возникновение христианства. Христианская церковь. Православие на Руси и в России. Христианские святые. Православный храм, его устройство Христианские праздники и таинства. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Католики и протестанты.

      Раздел 3. Введение в исламскую духовную традицию – 3 часа.

      Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят мусульмане. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

      Раздел 4 . Введение в иудейскую духовную традицию – 3 часа .

      Иудаизм - самая древняя вера в единого Бога. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Обычаи и обряды иудеев. Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

      Раздел 5 . Введение в буддийскую духовную традицию - 3 часа.

      Будда и его учение. Буддийские святые. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Направления и обряды буддизма. Праздники в буддийской культуре.

      Повторительно-обобщающий урок – 1 час.

      Раздел 6. Православие в Древней Руси до современности – 6 часов.

      Раздел 7. История ислама на территории России – 3 часа.

      Раздел 8. Появление и развитие иудаизма в России – 3 часа.

      Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста. Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе. Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея.

      Раздел 9. Появление и развитие буддизма в России – 3 часа.

      Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета. Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов. Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном. Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему. Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия.

      Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.

      Экскурсия в храм.

      6 класс (35 часов)

      Раздел 1. В мире культуры – 2 часа.

      Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

      Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 7 часов.

      Раздел 3. Религия и культура – 10 часов.

      Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Литература и искусство. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

      Повторительно-обобщающий урок – 1 час.

      Раздел 4. Как сохранить духовные ценности – 6 часов.

      Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

      Раздел 5. Твой духовный мир – 4 часа.

      Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

      Читайте также: