Сообщение о картине айвазовского море

Обновлено: 18.05.2024

Полотно с первого взгляда впечатляет эффектным изображением буйства стихии. Глядя на него, сразу становится понятной причина, по которой Черное море получило свое название. Мирное и ласковое, сине-зеленое и спокойное в хорошую погоду, в бурю это море превращается в ревущего дикого зверя.

В его пучине нашли свой конец многие суда за долгую эпоху существования судоходства в этом районе мира. Намеком на это служит крохотное, едва заметное за бурными валами воды изображение корабля на горизонте. Нам непонятно, терпит ли корабль бедствие, или же он справляется со свирепой стихией, так как он находится от нас очень далеко, почти на границе неба и земли. Но, зная суровый и непредсказуемый характер Черного моря, морякам, попавшим в бурю на нем, можно только посочувствовать.

На знаменитой картине показан момент, когда буря только начинается. До того, как вздымающиеся валы достигнут своей критической высоты, еще далеко, но вода уже налилась глубоким свинцовым оттенком, а гребни волн показывают начинающийся шторм. Даже человек, просто глядящий на полотно, начинает буквально физически ощущать эту качку, ведь рисунок волн передан с мастерством, граничащим в волшебством.

Общее впечатление от полотна — это невероятная, сокрушительная мощь стихии, пока что притаившаяся, не разыгравшаяся в полную силу. Но скоро, скоро грянет буря.

Картина Черное море – одна из самых известных, нарисованных на закате карьеры Айвазовского в 1881 году.

Айвазовский

История создания

Автор

Иван Айвазовский

Жизнь Айвазовского была очень яркой и насыщенной. Большую часть времени он проводил в родном Крыму, на побережье Черного моря, которое его вдохновляло на написание картин.

Рассмотрим основные события из его жизни:

  • Айвазовский Иван Константинович (при рождении Ованнес Айвазян), русский художник-маринист с армянскими корнями, уроженец и почётный гражданин г. Феодосия. Родился 29.07.1817г., умер 19.04.1900г. в возрасте 82 лет.
  • С юных лет любил рисовать и играть на скрипке.
  • Обучался в Таврической гимназии и в Академии художеств, из которой был досрочно выпущен с золотой медалью и направлен в командировку в Крым, а потом за рубеж.
  • Айвазовский бывал в Европейских странах, Египте, Америке. Поездки вдохновляли его на написание новых картин, но рисовать больше всего он любил Черное море в своём родном городе.
  • Художник был дважды женат. В первом браке с Юлией Гревс у супругов родились четыре дочери. Несмотря на это брак был расторгнут из-за нежелания художника жить в столице и физического насилия над супругой. Вторая избранница – Анна Саркисова-Бурназян была моложе Айвазовского на 40 лет и пережила его на 44 года. Смерть настигнет ее при оккупации Крыма во время Великой Отечественной войны.
  • Всего у Ивана Константиновича десять внуков, которых он очень любил. Некоторые внуки Айвазовского тоже стали художниками-маринистами.

Айвазовский рисовал полотна в стиле марина. Большая часть его работ в морском стиле.

Описание и особенности картины

  1. Морские волны, набирающие скорость;
  2. Серое небо, нависшее над водой.

Цветовая палитра

Сюжет картины

Посмотрев на картину, бросается в глаза белая линия горизонта, которая делит его пополам и даёт веру в то, что погода изменится. Вдали виднеется судно, которое маринист нарисовал легким взмахом кисти. Айвазовский показывает зрителю, что на первом плане стихия воды, а все остальное нужно для того, чтобы до конца передать свои мысли.

Черное море и небо изображены в пасмурную погоду и взглянув на изображение, становится ясно, почему Чёрное море названо именно так. В обычный день – тёплое и спокойное, а в непогоду буйное и леденящее, готовое уничтожить все живое на своём пути.

Контекст

Возникает чувства, как будто морские волны накатываются и вот вот накроют с головой. Парусник вдали, заставший непогоду кажется одиноким и беззащитным. Люди которые находятся на нем, вернутся ли они домой? Увидят ли свои семьи? Однако белые проблески на небе дают надежду на то, что в скором времени погода наладится и судно благополучно вернётся к берегу.

Интересные факты


Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)

Русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.


Не каждый художник сможет изображать максимально точно и колоритно все нюансы природных стихий. Именно у Айвазовского получалось написать красками водные просторы моря так, как не может никто. Он был наделен талантом именно изображать морскую стихию. И сегодня не найдешь равных в этом мастерстве Айвазовскому. Стоит отметить, что в других жанрах он также себя пробовал (портреты, натюрморты), но картины получались достаточно скромными и не вызывали такого восхищения.

Многие ценители замечают, что именно это произведение является уже результатом переосмысления жизни мастера, а также представляет нам его стихию с другой стороны.


Основные характеристики картины


Палитра цветов картины

Цветовая палитра

В стиле моря написано и небо, которое также затянуто и в напряжении. Свинцовые цвета и темная палитра помогают реалистично ощутить, что грозовые тучи вот-вот готовы разразиться ливнем и соединиться вместе с морской стихией.

Каждый понимает, что очутиться в этот момент в изображенном месте очень опасно. Только где-то на уровне горизонта автор прорисовал светлый луч надежды в виде белых облаков. Именно они позволяют надеяться одинокому кораблю, который стремится на этот свет, что его ждёт светлое будущее, и он доберется до земли, а не пропадет в морской пучине во время страшного урагана, что разыграется в считанные минуты.

Сюжет картины


Основы композиции

Композиция картины состоит из двух, равнозначных частей:

  • хмурого и темного неба, которое нависает над морем;
  • беспокойной черной воды.

Разделяет эти две стихи только тонкая линия горизонта. Создается впечатление, что в таком мраке, и она исчезает постепенно. Ведь только у края горизонта белые облака, а затем они становятся к краю картины грозными тучами, сдерживающими в себе дождь и грозу.

Эффект присутствия достигается за счет того, что волны на картине нарастают в сторону зрителя от горизонта. В этом и состоит уникальная особенность мастерства Айвазовского. Только он умел так реалистично и правдоподобно передать волнующуюся морскую гладь. Черное море на его картине выступает живым организмом, который наделен особым ритмом и дыханием.


Подробное описание

Картина отображает состояние моря в тот момент, когда начинается буря. Еще до появления взметающихся волн очень далеко, но уже с глубины чувствуется неспокойное состояние воды. Морская гладь уже налилась насыщенным свинцовым оттенком, да и сами волны уже свидетельствуют о приближавшейся стихии.

Любой человек, при внимательном рассмотрении полотна, прочувствует состояние моря и ощутит на себе волнения и качку. Ведь авторское мастерство граничит с настоящим волшебством, так как способно передавать в мельчайших подробностях эмоциональное состояние и движения изображенной ситуации.


Особенности произведения

Айвазовский – это великий мастер, который при создании своих полотен восторгался только водной стихией. Он подробно отображал морские стихии, для него все остальное (корабли, здания, люди) выступало только антуражем, который помогал создать эмоциональность картин и выразить мысли до самого конца.


Роль картины в творчестве

Стоит отметить, что картина стала пушечным выстрелом по мнениям критиков, которые сообщали, что стиль работ Айвазовского уже устарел, и творения не популярны и не интересны. Но как показало время, картины Айвазовского остаются востребованными и сегодня, поражая своей эмоциональной глубиной и современных посетителей галереи, где выставляются полотна.

© 2016-2018. Сайт посвящен русскому художнику Ивану Айвазовскому.
Родился 29 июля 1817 г. — Умер 5 мая 1900 г. (82 года).

Айвазовский Автопортрет 1874г

В судьбе Ивана Константиновича значительную роль сыграли вполне конкретные человеческие связи и покровители. С каким счастливым постоянством его талант пестуют, продвигают, развивают, казалось бы, совсем случайные люди. Сначала градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев, отметив раннее дарование нищего провинциального мальчика, определяет его в Симферопольскую гимназию и оставляет жить в своем доме, затем о зачислении Айвазовского в Петербургскую академию на казенный счет хлопочет уважаемая губернская дама Наталья Федоровна Нарышкина.

Возможно, эта легкокрылая щедрость судьбы позволила таланту Айвазовского расцвести так вдохновенно, в полную силу. В его живописном мире нет никаких надрывных трагических интонаций, а лишь счастливая благодарность миру, которая так ощутима в его поэтических маринах.

Сама атмосфера этих театральных обедов, сказочного имения легко согласуется с возвышенно-романтической атмосферой творчества самого Ивана Константиновича.

Закат над Великой Лаврой. Святой Афон. 1846

Закат над Великой Лаврой. Святой Афон. 1846

Однако за салонным искусством, частью которого было творчество Айвазовского, стоит особый тип сознания и мировоззрения, не коснувшись его, трудно выбрать верный критерий для оценки творчества салонных художников.

Море внутри

Буря ночью. 1864

Буря ночью. 1864

Эта идея, звучащая в некоторых рассуждениях о работах художника, во многом и сегодня определяет восприятие Айвазовского.

Однако, оставляя за границами своих интересов трагизм и глубину бытия, воплощая жизнь в ярком и даже преувеличенном блеске, акцентируя ее внешнюю красивость, салонное искусство обнажает некое глубинное томление человека по красоте, тяготение к миру идеала, оно смягчает ощущение тоски и нужду человека в гармонии. В нем есть что-то утешительное, в некоторой степени можно назвать его анестезией от будничной, а порой и трагичной реальности. И может быть, поэтому при всех рассуждениях о легковесности творчества Айвазовского возникает в своем роде парадоксальная ситуация: на выставках люди замирают перед его работами.

Взбитая пена волн, написанная непрерывным мазком, который никто не мог повторить, стихия, ее дыхание, страстное и живое, ее изначальная, данная Творцом сила. Сам художник, а вместе с ним и зритель, словно насыщается этой пленяющей мощью природы. Эта работа последнего периода творчества Айвазовского, и здесь нет ни капельки декоративной нарядности — зрелая вещь безукоризненного мастера.

Мистика или фантастика?

Хождение по водам. 1888

Хождение по водам. 1888

Перед нами момент, когда лодка с учениками Христа попала в шторм на море: А лодка была уже на середине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих (Мф 14: 24–32).

В вечных образах христианской культуры Айвазовский пытается осмыслить тему героического доверия Богу со стороны человека при любых бурях житейских — внешних и внутренних. Здесь очевидна символика моря как моря житейского.

Картина написана в 1881 году, в эпоху, когда романтическое настроение в искусстве заметно шло на убыль. Живопись Айвазовского становится более реалистичной, на смену пестроцветью приходит сдержанная цветовая палитра.

Полотно разделено на две равные части: две стихии — небесная и морская в своей первозданной сущности. Несмотря на изображение волнующегося моря, есть в этой работе какое-то внутреннее спокойствие, самодостаточность. Здесь все просто и мудро: величие творения, и контрастом с этой безграничной, первичной мощью на линии горизонта видна крохотная, едва различимая точка корабля — единственный след человеческого присутствия на картине. Зритель, подобно этому крошечному кораблю, теряет себя в безграничном пространстве. Перед нами, как в первые дни творения, открывается нерукотворный мир Божий, и как-то непосредственно, без нажима приходит чувство смирения перед величием Творца.

Читайте также: