Сообщение о камерном портрете

Обновлено: 02.07.2024

Портрет — это самый антропоцентричный живописный жанр. Внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели (до появления авангардных стилей — реалистичной), а как максимум — раскрытие души, характера. Следует заметить, что в современном искусстве на первый план выходит не портретное сходство, а погружение во внутренний мир человека. А вот классический портрет подразумевает ещё и высокую точность в изображении человека.

Портрет в европейской живописи обособился от других жанров ещё в раннеренессансную эпоху. Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии. Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам.

Теоретический базис под такое словоупотребление подвёл друг одного из первых классицистов Никола Пуссена (Nicolas Poussin) — историк Андре Фелибьен (André Félibien). Он закрепил современное, антропоцентричное понимание, что такое портрет, категорично отделив от него изображения животных и растений.

Классификация — какими бывают портреты?

По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.

Камерные портреты более лиричны, интимны.

Среди парадных выделяют:

  • коронационные и их разновидность — тронные;
  • придворные;
  • конные;
  • военные (они тоже могут быть конными).

Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей.

Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.

Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.

Виды портрета (поджанры)

Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них:

  • Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.
  • Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.
  • Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Как уже сказано, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими.
  • Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.
  • Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц.
  • Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами.
  • Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.
  • Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Опять же, есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.
  • Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).
  • Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы.
  • Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ.
  • Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского. Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом.

Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.

Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.

А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях.

Что же касается стиля, то свои портретные шедевры найдутся практически в любом: от барокко, классицизма и рококо до кубизма и других современных направлений.

История портретного жанра

В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.

Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.

Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.

Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.

Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.

Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.

С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.

Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.

Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.

Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…

Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.

Известные портретисты

В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами.

Великолепные образцы жанра созданы:

    (Leonardo di ser Piero da Vinci); (Raffaello Santi); (Tiziano Vecellio); (Rembrandt Harmenszoon van Rijn); (Pieter Paul Rubens); (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 1599—1660, Испания); ; ; (1865—1911, Россия); (Vincent Willem van Gogh).

Их работы в портретном жанре, как вы наверняка заметили, выбраны в качестве иллюстраций к данной статье.

Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области. Например:

  • нидерландцы Ян ван Эйк (Jan van Eyck) и Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft);
  • французы Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier) и Луи Токке (Louis Tocqué);
  • англичанин Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough);
  • русские мастера Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822), Орест Адамович Кипренский (1782 — 1836), Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825), Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857).

Знакомство с шедеврами мировой живописи побуждает поклонников прекрасного создавать и свои собственные коллекции. На сайте Very Important Lot вы сможете поучаствовать в аукционах или приобрести картины у современных художников, которые не только будут

В русском изобразительном искусстве, первой половины XIX столетия сложился свой особый, неповторимый жанр — камерный графический портрет. Он, несомненно, вырос из миниатюрной живописи XVIII века, позаимствовав у нее тщательность отделки и точность живописной манеры, но сумел создать одному ему свойственный изобразительный язык.

Но вернемся все же к началу XIX

столетия, ко времени формирования интересующего нас жанра. Это был очень необычный период в русской истории. В первые годы царствования императора Александра I в русском обществе сложилась особая атмосфера, связанная с надеждами на государственные преобразования и либеральные политические реформы. Война 1812—1815 годов, закончившаяся славной победой русского оружия над армией Наполеона Бонапарта, заграничные походы российских воинов вызвали небывалый подъем национального самосознания. Все это породило невиданный взлет русской поэзии и литературы, а также изобразительных искусств. Общая эмоциональная приподнятость и вера в историческую роль личности, в обретение новых политических свобод вызвали неподдельный интерес к человеку, к его индивидуальным чертам.

Тема альбомного рисунка выходит за рамки этой небольшой статьи, но хочется отметить, что взаимосвязь станкового произведения и графической работы из альбома неразрывна. Более того, эти два вида портрета порой смешивались и легко заменяли друг друга. Так, любой портрет мог перекочевать из альбома в специально изготовленную для него рамку и оказаться на стене или полке секретера, а также совершить и обратный путь, переместившись со стены в альбом.

В XIX — начале XX столетия ранний русский камерный портрет был предметом любовного коллекционирования, в советское время интерес к нему во многом подогревался пристальным вниманием к биографии

Сегодня любителей этого жанра не часто встретишь среди завсегдатаев антикварных салонов и галерей, да и по-настоящему значительные работы — редкие гости на антикварном рынке. Тем значительнее и примечательнее кажутся нам некоторые портреты, появлявшиеся в руках антикваров в последнее время.

Остановимся на нескольких интересных, на наш взгляд, работах портретного жанра; так получилось, что судьбы большинства их авторов связаны с Петербургом Одни приехали учиться в Императорской Академии художеств и, закончив обучение, остались в Северной сто лице навсегда, другие были представителями известных петербуржских художественных династий.

Эти три безымянных портрета, конечно, нельзя назвать работами виртуозов графического искусства, но они ценны другим — очарованием безыскусственности и печатью личностного, внимательного отношения автора.

Портреты, о которых мы упомянули, при всей своей несхожести одинаково дороги и историку, и осведомленному коллекционеру. Каждый из них содержит ка кую-то информацию о своем времени, своем создателе и, безусловно, о самих изображенных. Добавим, что графических портретов не так уж много дошло до наших дней, тому причиной — многочисленные войны, революции, а порой и просто плохие условия хранения, ведь бумага — материал недолговечный. Работы, подолгу висевшие на стенах, выгорали, покрывались пятнами бумажной плесени и потеками воды, в результате чего неминуемо разрушались. Трудно даже представить, сколько замечательных произведений было утрачено за истекшие два столетия! Тем ценнее те немногие образцы русского камерного портрета, которые появились на антикварном рынке в последнее врелля и, хочется верить, еще будут появляться.


Изначально портрет появился в изобразительном искусстве в эпоху Возрождения. Суть техники заключалось в передаче художником индивидуальности изображаемого человека или группы людей. Постепенно с развитием технологий и цифровых методов портрет плавно переместился в искусство фотографии.

красивый портрет

Какие бывают портреты

На данный момент времени живопись и фотография в портретном жанре имеют огромное количество разновидностей. Главными пунктами для классификации являются эмоциональность героя, количество изображаемых людей. Особенно важно было правильно подбирать цветовую гамму.

Интересно, что портреты были изобретены с функцией замещения человека. Если важная персона изображена на картине, то значит, она присутствует в этой комнате, наравне с живыми людьми. Этим приемом пользовались императоры, которые не могли успеть сразу в несколько мест. Так, их портреты всегда висели в парламенте и в залах заседания суда.

Наиболее известными видами портретов считаются:

  • • Парадный;
  • • Камерный;
  • • Костюмированный;
  • • Коллективный;
  • • Миниатюрный;
  • • Исторический;
  • • Портрет-прогулка;
  • • Семейный;
  • • Религиозный портрет;
  • • Автопортрет.

Чтобы понять в чем их различия рассмотрим каждый вид портретов по отдельности, уделяя внимание характерным чертам, деталям изображения человека.

семейный портрет

Особенности парадного портрета

Один из самых величественных типов портрета. Он был доступен только для высоко поставленных чинов, статусных людей, императоров, императриц, монархов или графов. Главная функция изображения заключалась в видимом возвышении человека, намеренном пафосе.

Обстановка должна быть пышной, богатой и роскошной, но не отвлекать от значимой фигуры. Человек размещается строго по центру в полный рост. При этом расположение может быть сидя или стоя. Одежда подчеркивает стилевое направление эпохи, обязательно присутствует атрибутика власти. Важно выдерживать цветовую гамму. Эмоциональное состояние спокойное, уравновешенное.

парадный портрет

Характерные черты камерного вида

В отличие от парадного, камерный портрет должен был передавать не статус человека, а его духовное, эмоциональное состояние. В них самое главное – это личность, а не регалии.

Исторически сформировались каноны написания. Темный фон создавал атмосферу таинственности и помогал выделить человека, при этом мы не найдем картин, изображающих фигуру в полный рост, так как выбирался крупный кадр, где можно рассмотреть глаза. Одежда скромная, но элегантная. В этой простоте есть и лоск, и совершенство.

камерный портрет

Костюмированный портрет

Этот вид позволяет представить личность в различных обличиях от русского народного одеяния до торжественного парадного. Главный акцент создается на стилизацию образа, на характерные атрибуты.

костюмированный портрет

Коллективный

При изображении более чем двух персон можно считать, что это коллективный тип. Здесь важно правильно составить композицию, чтобы все изображаемые люди исполняли определенную роль. К одной из главных разновидностей коллективного портрета является семейный. Главными героями является семья. Художник или фотограф должен подметить особенности семейного или бытового уклада и создать максимально идеальную обстановку для реализации задуманного.

коллективный портрет

Миниатюрный

Это небольшая картинка с изображением лица человека. Размеры составляют от 10 до 20 сантиметров, именно поэтому называется миниатюрным. Его легко брать с собой в дорогу. Прекрасно подходит в качестве подарка.

миниатюрный портрет

Исторический

Представляет наиболее обширный вариант для творчества. Разнообразные эпохи с их стилистическими чертами. Для мужчин – это изображение на вздыбленном коне. Для женщин – это роскошные креналиновые платья. Часто изображается на фоне исторических событий, что создает подлинную обстановку.

исторический портрет

Портрет-прогулка

Главной особенностью является запечатление человека на лоне природы, где окружающая обстановка описывает состояние души человека. Подобная живопись была характерна для эпохи рококо. Оттенки обычно светлые, пастельные и нежные.

портрет-прогулка

Религиозный портрет

Пишется по канонам, обычно использовался для изображения монахов, святых. Был популярен в эпоху Возрождения. Цветовая гамма спокойная или нейтральная. Выражение лица умиротворенное, воодушевленное.

религиозный портрет

Автопортрет

Техника изображения человека самим собой называется автопортретом. Человек смотрелся в зеркало и пытался зарисовать собственные очертания. Обычно люди старались запечатлеть свое лицо, реже создавались рисунки в полный рост. Не существовало определенных канонов рисунка, поэтому творец мог проявлять собственную фантазию. Часто художники просто делали зарисовки карандашом. В современном мире фотографии, автопортретами можно назвать классическое селфи.

автопортрет

Виды портретов в современной фотографии

Благодаря разнообразным программам для обработки все перечисленные виды портретов обычная фотография может легко превратиться в настоящий шедевр. В дальнейшем она может быть распечатана на холсте. Подобный декор станет интересным и необычным украшением в доме. Помните, что подбирать стиль картины необходимо исходя из интерьера комнаты. Если ваша квартира демонстрирует черты изящной классики, то можно задуматься о парадном или камерном стиле, где главенствует эпоха 17-19 веков.

Красивый качественный потрет в фотографии – это настоящее искусство, которое будет радовать вас и ваших близких.

Камерные портреты Владимира Боровиковского.

Творчество русского художника Владимира Борoвиковского – прежде всего камерный сентиментальный образ, благодаря которому он стремился передать сходство с оригиналом, тем самым, подчеркнув и отразив красоту, но, вот только не внешнюю, как это чаще всего бывает, а духовную, скрытую глубоко внутри каждого человека…

Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет великой княжны Марии Павловны. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет Елены Александровны Нарышкиной. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет Тёмкиной Лизы. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет генерал-адъютанта графа Петра Александровича Толстого. Автор: Владимир Боровиковский.

Анна Сергеевна Безобразова. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет Е.Н. Арсеньевой. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет Е.В. Родзянко. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет Павла Семеновича Масюкова. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет Варвары Алексеевны Шидловской. Автор: Владимир Боровиковский.

Владимир Лукич Борoвиковский был признан всемирно известным мастером русского портрета. А ведь и не зря. Этот великий человек – художник от Бога. За годы своей жизни ему удалось написать приличное количество работ, глядя на которые понимаешь одну простую вещь, что как не крути, а портрет и в самом деле один из самых сложных, но безумно интересных жанров. Он никогда не пытался приукрасить действительность, а напротив рисовал то, что видел, при этом, умудряясь заглянуть в самую душу каждому из тех, кого писал. Из-под его кисти вышли картины, на которых запечатлены князья и княгини, генералы и императрицы, графы и графини, а так же прочая знать и аристократия далекого XIX века. Люди в работах автора искренние в своих эмоциях, их лица открыты и светлы, а некоторые из них и вовсе задумчивы и печальны, что делает их поистине живыми и настоящими.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет княгини К.И. Лобановой-Ростовской. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет великой княгини Елены Павловны. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет императрицы Екатерины II в парке. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет Павла I. Автор: Владимир Боровиковский.

Портрет князя А. Б. Куракина. Автор: Владимир Боровиковский.

Тургенев, Полина Виардо, Пушкин, Орлова, Жуковский – лишь малая часть достаточно влиятельных и известных личностей , которых удалось запечатлеть в своих работах величайшему акварелисту-живописцу Соколову Петру Фёдоровичу. Его картины признаны во всём мире и по сей день имеют огромную ценность в культуре и истории России…

Читайте также: