Сообщение о к хокусай

Обновлено: 05.07.2024

Хокусай писал свои картины в стиле укиё-э, который воплощает образы изменяющегося мира. У этого художника было самое большое количество псевдонимов, которыми он подписывал свои картины, целых 30 штук по официальным данным.

Кстати сказать, Кацусика – это название района, в котором жил художник, а Хокусай – это псевдоним, но именно под ним он известен всему миру. Настоящее имя мастера, данное ему при рождении – Токитаро. Когда юный Хокусай начинает работать в мастерской гравера, в стране начинается бум именно этого вида искусства.

Каждый псевдоним художника можно отнести к определенному этапу творчества Кацусики Хокусая. Общественность, не отставая от самого мастера, также придумала ему множество прозвищ, среди них: японский Леонардо, эксцентричный старец, японское всё. Даны они Хокусаю не случайно, он стал одним из самых выдающихся художников не только Японии, но и получил всемирную известность.

Появление Токитаро, ставшего Хокусаем

На дворе стоял 1760 год, когда 21 октября в семье японского ремесленника Накадзима Исэ появился сын, мальчика назвали Токитаро. Происходило это в городе Токио, на тот момент называвшемся Эдо. Отец будущего мастера гравюр занимался изготовлением зеркал для сёгуна – местного правителя.

Семья жила небогато в одном из бедный районов города – Кацусика. О детстве Хокусая известно немногое, информации о нем с 18 века, подтвержденной документами, сохранилось не столь большое количество.

По некоторым данным считается, что Накадзима Исэ не был биологическим отцом Токитаро. Существуют две версии происхождения художника. По одной из них он был приемным сыном Накадзимы, а его мать жила с зеркальщиком без официального замужества, поэтому в последствие Хокусай не получил наследства от Исэ.

По другой версии Кацусика был сыном крестьянина и не был связан с Накадзима Исэ никакими родственными узами. Считается, что родной отец Хокусая просто отдал его на обучение мастеру в совсем раннем возрасте. Такое часто практиковалось в Японии тех лет, когда родители были настолько бедны, что не могли самостоятельно вырастить своих детей.

Мальчик уже в таком юном возрасте начинает помогать Накадзима Исэ в росписи зеркал, что помогает ему совершенствовать талант, данный от природы.

В 1770 году, в возрасте всего десяти лет юный художник уже начинает работать самостоятельно, устроившись разносчиком книг. Тогда же он и взял свой первый псевдоним – Тэцудзо. В книжной лавке мальчик научился грамоте.

Развитие Хокусая как самостоятельного мастера

Серьезная практика в живописи началась у юноши, когда он стал подмастерьем гравёра. Трудолюбие Хокусая приносило свои плоды, он совершенствовал свое мастерство и к 19-ти годам смог стать учеником известного в Японии мастера-художника Кацукавы Сюнсё.

Мастер Кацукава Сюнсё получил свою известность благодаря изображениям театральных актеров японского национального театра кабуки. Мастерская Сюнсё по тогдашним меркам была самой крупной в городе Эдо. Учиться там, без сомнений, считалось престижно.

Уровень мастерства, который можно было приобрести в этом заведении нельзя переоценить. В период обучения там Сюнро создает прекрасную серию портретов актеров кабуки.

Он хотел получать больше знаний об искусстве, желал творить в разных техниках, помимо преподаваемой в мастерской технике укиё-э, изучал самостоятельно и другие.

Юноша изучал китайскую традиционную технику школы Кано, японские техники школ Ямато-э, Римпа и Тоса, изучал он и европейскую школу живописи.

Благодаря плодотворному изучению разных техник, Хокусай смог выработать свой собственный уникальный стиль. В 1790-х годах художник, уже превзошедший в мастерстве своего учителя, трудится над иллюстрированием книг.

Молодой человек создает иллюстрации на исторические темы из жизни родной страны и Китая. Кстати сказать, китайский язык, как и грамоту, он выучил, когда работал в книжной лавке.

Из творчества художника очень популярными становятся традиционные японские поздравительные гравюры – суримоно. Ажиотаж, связанный с суримоно Хокусая, вызывает у других художников желание подражать ему.

Начинал мастер с изображения традиционных суримоно, затем он перешел к собственному стилю в этом виде искусства. У Хокусая было своё видение, во всех его картинах чувствуется индивидуальность. Ему удается создавать неповторимые достоверные пейзажи, изображать людей на своих полотнах как живых.

В 1839 году случился большой пожар в мастерской Хокусая, многие его работы погибли в огне. К счастью для любителей искусства, этот художник не мог не рисовать, он делал это везде и постоянно.

Постепенно мастер вновь наполнил мастерскую своими картинами. Стоит сказать о нем и то, что был он ещё мастером литературного дела, слыл поэтом и писателем.

К каждой из своих суримоно Хокусай сам пишет поздравительные стихи. В дальнейшем, в Японии появилась традиция коллекционировать эти суримоно.

У Кацусики было две жены, что удивительно, от каждой из них у него осталось по одному сыну и по две дочери. Первая дочь Хокусая от второго брака по имени Ои пошла по стопам отца, они занималась рисованием вместе с отцом до самой его смерти. Художник пережил обеих своих жен и некоторых детей.

Творчество мастера

Хокусай отличался от других мастеров той эпохи тем, что он никогда не портил своих картин. Ему не приходилось перерисовывать свои творения, так как Кацусика обладал очень твердой рукой и всегда четко и верно проводил линии.

Стоит отметить, что работал мастер с необыкновенной быстротой. Считается, что Хокусай стал основоположником такого направления в рисунке как Манга, но, конечно, не тех японских комиксов, которыми сегодня увлекается молодежь.

Пик творчества пришелся на семидесятилетие мастера. В этом возрасте он не то, что не бросил занятия живописью и ушел на покой, а придумывал всё новые и новые сюжеты, совершенствуя свой стиль. При этом, рисовал всё с той же быстротой и четкостью как юный живописец.

Хотя путешествовать он любил, в его работах есть множество зарисовок морских пейзажей, животных, лесов, гор и прочего, увиденного мастером в поездках по родной стране. Хокусай говорил так:

Это подразумевает под собой, что для правильного изображения животного, за ним необходимо много и внимательно наблюдать.

Гравюры этого художника выглядят очень живописно и достоверно. Несомненно, большую роль в этом, помимо таланта от рождения, сыграла любовь к путешествиям.

Лишь человек, любящий бывать на природе, любящий саму её суть, может живо передать всю красоту и краски природы, может написать такие картины, которые будут близки зрителю. Можно сказать, что Хокусай был перфекционистом, не останавливающимся на достигнутом, всё более и более совершенствовавшим свою технику с годами, несмотря даже на преклонные лета.

Это был человек, не боящийся экспериментов. Благодаря этому, он во многом был первым. Как, например, в том, что смешал краски в технике японской гравюры.

Манеру Хокусая в определенной степени перенял Клод Моне, которому было симпатично творчество японского мастера. Его гравюры в большом количестве висели в комнатах французского художника.

Ещё один художник из франции был впечатлен стилем Хокусая, им был Эдгар Дега. Анри де Тулуз-Лотрек, работавший в живописи, перешел к созданию плакатов, под влиянием японской графики.

Человек, который жалел, что не достиг большего

Он придумал особую технику для разминки воображения художников, необходимо из иероглифа сделать рисунок, например животное или портрет.

Хокусай стал известным в свою эпоху, у него были свои ученики, но, к сожалению, как бывает со многими знаменитыми людьми, после смерти, о художнике на время забыли, чтобы затем вспомнить с новым интересом.

Из-за этого забвения многие работы знаменитого Хокусая не сохранились до наших дней, ведь большинство работ было выполнено в гравюрах, а для их сохранности необходимо создать специальные условия. В интернете сегодня можно найти много изображений с гравюр мастера и его суримоно, советую посмотреть эти работы.

Искусство Японии достаточно непросто понимается европейцами, так как в азиатских странах своеобразные обычаи и традиции, но, думаю, что красоту, заметную невооруженным глазом, увидеть в творчестве Хокусая очень просто.

Так говорил Хокусай. К сожалению, до этого возраста мастер не дожил, он ушел в 1849 году, признанный и известный. Ему было 88 лет, покинул этот мир он 10 мая в том же городе, где и родился – в Эдо (Токио). В честь этого замечательного художника назван кратер на Меркурии.

Всем привет! Сегодня у нас снова материал по истории искусства. На этот раз - японского, начала 19 века. Время поговорить о мастере гравюр, который изменил современное европейское искусство. Под влиянием его гравюр Дега смог показать динамику в своих работах, а другие импрессионисты нашли ещё немало важных для себя открытий.

Биография мастера

Если вы слышали что-нибудь об японском искусстве изготовления гравюр, то не могли не слышать имени Хокусая. Даже сейчас на его выставки собираются огромные очереди, а художники с маниакальностью изучают его технику работ. В своё время он сделал огромный прорыв в искусстве Японии, первым выведя гравюры с пейзажами на лидирующие позиции.

Хокусай родился в беднейшем пригороде Эдо (ныне это Токио) в 1760 году в семье бедного крестьянина. Не являясь старшим сыном, он был отдан в приёмную семью к мастеру изготовления зеркал. В приёмной семье он пробыл недолго, после был предоставлен самому себе. В 1773 году он поступает работать в гравёрную мастерскую, где совершенствует свои навыки. А в 1778 году попадает в ученики к известному мастеру Кацукаве Сюнсё, где его талант начинает распускаться во всю мощь.

О биографии Хокусая можно рассказывать долго, но давайте я расскажу ещё пару фактов, без которых его творчество невозможно раскрыть. За время своего ученичества он, в отличие от многих других гравёров изучал различные школы письма, за счёт чего смог синтезировать свой собственный, отличный от всех других мастеров того времени.

За свою долгую жизнь Хокусай успел сотворить множество работ, среди которых стоит выделить сборники гравюр "36 видов Фудзи" и "100 видов Фудзи".

Особенности творчества художника Кацусики Хокусая: будучи знаменитым автором традиционной японской гравюры укиё-э, парадоксальным образом Хокусай не являлся художником-традиционалистом в полной мере. Он привнес в классические устои японской гравюры веяния западного искусства, такие как применение линейной перспективы, изображение сцен из жизни низших сословий, реализм и другие. Гравюры Хокусая отличаются философским взглядом на мир в целом и пристальным вниманием к деталям в частности.

Настоящее имя Кацусики Хокусая неизвестно: художник менял псевдоним практически с началом каждого нового цикла работ. Известно лишь, что при рождении его нарекли именем Токитаро, но не оно прославило мастера японской ксилографии на весь мир.

Что в имени тебе моем?

Сведения о детстве Токитаро разнятся. По одной из версий он был сыном мастера зеркальных дел Накадзима Исэ. Но другие исследователи жизни и творчества Хокусая считают, что мальчик был отдан на воспитание в приемную семью зеркальщика в возрасте 4 – 5 лет, поскольку родился в настолько бедной крестьянской семье, что родители были не в состоянии прокормить всех детей. Первенцев в Японии традиционно оставляли расти дома, поэтому считается, что Токитаро не был старшим ребенком.

Так или иначе, первые навыки ремесла он получил, помогая своему приемному (либо настоящему – смотря какой из версий верить) отцу изготавливать зеркала для сегуна (должность правителя в японском государстве). Но задержался на этом поприще недолго: уже в десятилетнем возрасте Тэцудзо (новое имя будущего художника) становится разносчиком в книжной лавке. Достоверно неизвестно, почему мальчик покинул своего первого наставника. Но если учесть, что в будущем он не раз проявит характер и упрямство, то можно представить себе приблизительные причины его ухода.

К моменту смерти наставника Хокусаю исполнилось 33 года. Он не стал оставаться в мастерской и продолжил поиски своего собственного стиля. Изучив художественные школы кано (основывалась на китайских традициях) и ямато-э (почиталась как истинно японская), будущий мастер проявляет интерес к европейской живописи. Благодаря сплаву из всех доступных знаний Хокусаю удалось разработать неповторимую манеру, принесшему ему популярность и заказы.

Одержимый живописью

В 90-х годах 18 века Хокусай работает много и плодотворно, используя при этом столько псевдонимов, что не запутаться в них было под силу только истовому фанату. Именем, данным при рождении – Токитару – он подписывал книжные иллюстрации. Другие работы выходили в свет под псевдонимом Тацумаса. Гравюры, отпечатанные большими тиражами, носили авторство Како или Соробэку.

Нет предела совершенству

Без сомнения, такого успеха Хокусаю удалось достичь благодаря исключительному перфекционизму, который не позволял ему почивать на лаврах и заставлял все время находиться в поиске совершенных линий и композиционных решений.

Но жизнь спутала карты, и этот план Хокусаю не удалось выполнить до конца. В 1839 году огонь уничтожил мастерскую художника и большую часть его работ. В это же время его популярность начала идти на убыль, и в Японии начали восходить новые звезды ксилографии, сместившие пожилого мэтра с его пьедестала – Утагава Хиросигэ, например.

Кацусика Хокусай - великий японский художник, непревзойдённый мастер укиё-э. Родился в Эдо (Токио) в 1760 году в семье ремесленника.

Кацусика Хокусай автопортреты.jpg

Творческий путь

100 видов Фудзи.jpg

53 станции Токайдо.jpg

Далее Хокусай примкнул к школе Таварая (Tawaraya) и принял новое имя Tawaraya Sori. За этот период он нарисовал множество картин, суримоно и иллюстраций к книгам.

Примерно с 1797 по 1810 год Хокусай работает как мастер суримоно (особый, требующий сложной техники вид гравюр), изготовляя многочисленные поздравительные и пригласительные карточки.

Суримоно.jpg

Hokusai Manga.jpg

36 видов Фудзи

В 1820 году Хокусай снова меняет своё имя - на Йицу (Iitsu) - и это изменение знаменует собой начало периода, во время которого к художнику пришла мировая слава. Именно в это время Хокусай создаёт свои наиболее известные "36 видов Фудзи". Изображение природы у него редко является пейзажем в привычном нам понимании. Его картины - это своеобразные сценки, вписанные и многоплановые, с широкими далями ландшафты.

36 видов горы Фудзи.jpg

Кацусика Хокусай ввел прославленную гору в свои гравюры как непременную участницу событий каждодневной жизни японского народа, поэтому в этой серии гравюр он изобразил Фудзи, пейзаж и человека. Но человеческая жизнь является отнюдь не дополнением к Фудзи, в то же время и сама гора не является фоном, оттеняющим жизнь человека. Во всей серии Хокусай применил прием, трудноуловимый для европейских зрителей. Древнее изображение Фудзи в виде треугольника, обрамленного снизу полукругом, определяет композиционную структуру многих гравюр и делает этот символ еще более всеобъемлющим. Так Хокусай включает повседневность в единую систему мироздания. Они слиты воедино — Фудзи и японский народ.

36 видов Фудзи.jpg

Следующий период в творчестве начался в 1834 году, когда Хокусай сотворил масштабные "100 видов Фудзи" ("Fugaku Hyakkei") под именем Старый Безумный Живописец (Gakyo Rojin Manji). Незадолго до издания гравюр, Хокусай покинул Эдо и обосновался в рабочем районе вблизи Урага на полуострове Миюра, где жил в течение года. В это время начала издаваться его последняя серьёзная серия гравюр "Сто стихов в изложении няни", являющаяся иллюстрацией к "100 стихотворений 100 поэтов". Хокусай создал для этой серии 28 гравюр и 62 эскиза тушью, но выпуск серии был прерван и так и остался незавершённым.

В 1836 художник вернулся в Эдо, когда город был разгромлен окрестной беднотой, и ему пришлось продавать свои картины, чтобы заработать на кусок хлеба. Три года спустя в мастерской художника случился пожар, в результате которого сгорели все наброски и рабочие материалы. После этого Хокусай практически не рисовал и не выпускал гравюры и иллюстрации.

Серия гравюр

Влияние Хокусая на искусство и культуру

Хокусай, как и японское искусство в целом, оказал существенное влияние на европейское искусство XIX века: ар-нуво (югендстиль) и французский импрессионизм.

Тематика гравюр Хокусая присутствует в работах Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара. Они использовали композиционные эффекты, характерные гравюрам Хокусая, которые достигались острым ракурсом и драматическим обрезом композиции рамой. Также о влиянии Хокусая говорит и серийность картин, изображение одного и того же объекта в разное время суток и года. В честь Хокусая назван кратер на Меркурии — Хокусай.

Клод Моне. Стог сена.jpg

Хокусай оставил после себя множество работ, он проиллюстрировал около 500 книг, нарисовал около 30 тысяч картин, суримоно (малая форма ксилографии), рисунков и произведений, а также сменил более чем 50 псевдонимов, каждый из которых был маленькой вехой на его длинном пути. Несмотря на известность и количество поклонников, Хокусай всегда встремился к ещё большему совершенству и не останавливался на достигнутом. Он поработал практически во всех жанрах гравюры и широкой публике известен в первую очередь как график, но также он расписывал ширмы, создал немало живописных свитков и малых ксилографий - суримоно (в этом жанре Хокусай по праву считается непревзойдённым мастером). Особенным успехом пользовались суримоно с шутливыми надписями, которые с течением времени стали дополнять изображениями.

Великий японский художник умер 10 мая 1849 года. Его работа стала бесценным достоянием всего мирового искусства. Кацусика Хокусай вошёл в историю как гениальный мастер изобразительных искусств, чьими работами до сих пор восхищаются люди на всей планете и вдохновляются художники всего мира.

Читайте также: