Сообщение о истории религии в россии

Обновлено: 30.06.2024

Религии и Конфессии — в чем разница между ними?

Понятие Религии и Конфессии не тождественны.

Что же такое Конфессия?

Конфессия (лат. confessio — испове́дание) — это особенность вероисповедания (направление) в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся такой особенности вероисповедания.

А Религии?

— Религии в России — это совокупность религиозных течений, утвердившихся на территории Российской Федерации.

Религий не так уж много, в России, к примеру, среди них различают четыре основные, традиционные и наиболее многочисленные. Это — христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Причём, внутри практически каждой религии имеются конфессии, то есть разные особенности (направления). В некоторых терминологиях эти конфессии (особенности вероисповедания) именуются церквями.

Теперь Религии и Конфессии попытаемся традиционно классифицировать

Для этого просто вспомним и сравним отдельные религиозные явления. При этом, наряду с общими, объединяющими их признаками, отметим некие особенности, которые выделяют их из общего ряда, отличают друг от друга.

Христианство

В христианстве различают две наиболее крупные – католическую и православную церкви.

Православие

Но та же православная может быть и Русской Православной, и Греческой, и Русской Православной Старого Обряда, и Грегорианской (то бишь грузинской) православной.

Католицизм

И в католической церкви, кроме Римской, также в качестве фигуранта может оказаться, к примеру, корейская. Про более поздние протестантские образования говорить не приходится. И баптисты, и лютеране, и кальвинисты, и адвентисты, и евангелисты, и Бог (который Иегова), и иеговисты.

Ислам

В исламе различают исмаилитов, шиитов, суннитов, ваххабитов (опять же — всех не перечислить).

Буддизм

Как и в уже упомянутых религиях в буддизме существует много разных направлений (течений). Однако не будем углубляться в эти религиозные вопросы. Уместно вспомнить родственную религию, индуизм.

Индуизм

Здесь наблюдается такая же картина – у разных групп населения существуют разные особенности вероисповедания. В индуизме различают довольно много таких особенностей (вишнуиты, шиваиты, поклонники Кали, и прочие).

Иудаизм

Не является исключением в этом отношении также и иудаизм.

Основные религии в России

Итак, исследуя тему Религии и Конфессии в Российской Федерации, приходим к следующему выводу.

Основными религиями в России являются:

  • Христианство (главным образом, православие, а также католицизм и протестантство),
  • Ислам,
  • Иудаизм и
  • Буддизм.

В то же время помним, что немалая часть населения России остаётся неверующими атеистами.

О Религиях и конфессиях — чуть подробнее

Христианство

Это — древняя и наиболее распространённая религия как в мире, так и в нашей стране.

Православие в России

Иисус Христос

Основа Христианства в России – Православие. Представлено оно главным образом Русской православной церковью, а также старообрядческими объединениями, рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.

Русская православная церковь (РПЦ) — крупнейшее религиозное объединение на территории России. РПЦ полагает себя исторически первой христианской общиной в России. Согласно традиционной историографии официально-государственное начало этому было положено Святым князем Владимиром в 988 году.

РПЦ де-факто занимает особо важное положение в современном российском обществе и политической жизни страны.

Согласно докладу Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в 2017 году в России числилось 34 774 штатных православных пресвитера (то есть — священника) и — 4 640 диаконов. Итого — более 39 тысяч священнослужителей.

Католицизм в России

Евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла

Присутствие латинского христианства на землях восточных славян и финно-угров восходит к ранним временам Древнерусского государства. В разные времена отношение правителей Российского государства к католикам менялось от полного неприятия до благожелательности.

Что представляет собой католическая община

В настоящее время католическая община России насчитывает несколько сотен тысяч человек.

По данным на 2005 год на территории России функционировало 426 католических приходов, четверть из них не имела храмовых зданий.

Организационно католические приходы объединены в четыре епархии, вместе они составляют митрополию.

В её состав входят:

  • Архиепархия Матери Божией в Москве;
  • Преображенская епархия в Новосибирске;
  • Епархия Святого Иосифа в Иркутске;
  • Епархия Святого Климента в Саратове.

Численность католиков

Оценка числа католиков в России носит весьма приблизительный характер. Специалисты называются цифры от 200 до 600 тысяч человек. По последним данным в России служат 120 епархиальных католических священников, 184 иеромонаха, 19 монахов без священнического сана и 338 монахинь-католичек.

Протестантизм в России

Протестантские течения

Свыше половины российских протестантов — пятидесятники и харизматы. Другими крупными протестантскими конфессиями являются лютеране, адвентисты и евангельские христиане-баптисты. В стране также действуют общины евангельских христиан (прохановцев), методистов, пресвитериан. Имеются религиозные объединения реформатов (кальвинистов), меннонитов, англикан, Армии Спасения, перфекционистов, реставрационистов, квакеров и др. Евангельскими христианами в России называют себя преимущественно баптисты и пятидесятники. Храмы евангельских христиан носят название домов молитв.

Этнический состав протестантов

По этнической принадлежности большинство российских протестантов — русские (около 79 %). Значительные по численности этнические группы в протестантских общинах также составляют немцы, удмурты, башкиры, украинцы и корейцы. При этом специалисты отмечают успех национальной миссии евангельских церквей. Их активность привела к тому, что протестанты представлены практически среди всех народов России.

Ислам

Мемориальная мечеть на Поклонной горе (Москва)

Ислам является второй по численности верующих религией в Российской Федерации (после христианства).

Численность мусульман

Точная численность мусульман в России до сих пор также окончательно не определена и является предметом дискуссий. По данным переписи населения 2002 года, численность традиционно мусульманских народов в России составляла примерно 14,5 млн чел. или около 10 % населения страны.

География распространения ислама

Рост численности мусульман

Численность мусульман продолжает расти (особенно среди народов Северного Кавказа). Происходит это благодаря естественному приросту, а также за счёт мигрантов, главным образом из стран Средней Азии и Азербайджана.

Отдельные группы мусульман

Специалисты в вопросах религии считают, что число русских мусульман составляет от 2 тыс. до 20 тыс. человек.

Сунниты и шииты, другие последователи ислама

Специалисты утверждают, что в 2012 году 6,5% россиян являлись последователями ислама. При этом 1,7 % из них относили себя к суннитам, менее 0,5 % — к шиитам, а 4,7 % заявляли, что не являются ни суннитами, ни шиитами.

Духовное воссоединение мусульман

В настоящее время происходит процесс духовного воссоединения российских мусульман с единоверцами за рубежом, осознание российскими мусульманами, что они являются составной частью исламского мира.

Иудаизм

Семисвечник рядом с Мемориальной синагогой на Поклонной горе (Москва)

Это — ещё одна из основных религий России.

Истоки иудаизма

На территории будущей Российской Федерации иудаизм существовал ещё со времён античности. Евреи были известны в Боспорском царстве, в состав которого в то время входил Таманский полуостров и прилегающие к нему территории. В Средние века иудаизм исповедовало одно из соседних с Киевской Русью мощных государств — Хазарский каганат.

Иудеи и евреи

Подргуппы евреев

Российский иудаизм образуют несколько этно-религиозных подгрупп евреев.

Среди них можно выделить следующие:

  • Ашкеназские евреи, которые (либо предки которых) говорили (говорят) на языке идиш. Составляют они более 95 % иудеев России.
  • Горские евреи — говорят на диалектах татского языка.
  • Грузинские евреи — до недавнего времени их родным языком был этнолект грузинского.
  • Бухарские евреи — до недавнего времени говорили на диалекте таджикского языка (или фарси).

Общины евреев

Горские, грузинские и бухарские евреи имеют по одной религиозной общине в России, причём все 3 расположены в Москве. Ашкеназские иудеи имеют более 180 общин в одной только ФЕОР — Федерации Еврейских Общин России. Около 100 их общин числится в КЕРООР — Конгрессе еврейских религиозных организаций и объединений в России.

Караимы и крымчаки своих религиозных организаций на территории России не имеют.

Организации иудеев в России

Сегодня в России легально существует несколько всероссийских сетей религиозных организаций иудаизма. Среди них: ФЕОР, КЕРООР, ОРОСИР и другие. Таким образом, на территории России до последнего времени было 2 главных раввина: Берл Лазар (от ФЕОР), Адольф Шаевич от КЕРООР. Крупнейшей сетью еврейских организаций является ФЕОР, спонсорами которой выступали и выступают широко известные в России люди. Главная официально декларируемая цель ФЕОР – консолидация всех россиян, которые связывают себя с иудаизмом. Причём, предполагается объединение как в религиозном, так и в историко-культурном смыслах.

Структура ФЕОР

Буддизм

Мемориальная табличка на месте закладки буддийского храма (Москва)

Буддизм в Российской Федерации также признан одной из четырёх основных, наиболее распространённых на территории страны традиционных религий.

География буддизма в России

Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Алтайский край, Бурятия, Забайкальский край, Калмыкия и Тува. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве, некоторых других городах. Большая часть приверженцев буддизма в России относится к школе Гэлуг. Значительная часть буддистов принадлежат к школе Карма Кагью.

Численность буддистов

Численность этнических буддистов России упомянутых регионов по данным религиозных организаций составляет около 900 тысяч человек. В последние годы буддийские общины возникли также в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, некоторых других крупных городах. Причём, они появились в местах, не связанных с традиционными регионами буддизма. Число буддистов в указанных городах, согласно опросам, составляет около 1 % от общей численности населения. Примерно такой же процент буддистов числится в масштабе всей страны. То есть, общая численность буддистов России составляет примерно 1,4 млн. человек.


Россия — одна из самых многонациональных стран мира. Этим объясняется уникальность страны по религиозному составу населения. В России проживают не только представители трех мировых религий — христианства, ислама и буддизма, но и приверженцы многочисленных национальных и традиционных верований. Все граждане Российской Федерации, вне зависимости от этнической принадлежности, имеют равные права и свободу вероисповедания. Это положение отражено в Конституции.

Христианство

Православие

Христианство — самая распространенная религия в стране. Она основана на учении Иисуса Христа, Сына Божьего и исповедует единого Бога в трех Лицах — Отца, Сына и Святого Духа. Главная книга христиан — Библия: Ветхий Завет и Новый Завет. У христианства три основных конфессии:

  • Православие,
  • Католицизм,
  • Протестантизм.

Большая часть верующих россиян — православные христиане. В основном это — русские, а также осетины, армяне, мордва, марийцы, карелы, коми, якуты.

Небольшая часть верующих христиан — католики и протестанты (лютеране, баптисты, адвентисты и т.д.).

Ислам

Мечеть

Последователи ислама в России в основном — мусульмане -сунниты. Это доминирующая ветвь ислама. Ислам — одна из самых молодых религий, ее появление относится к 662 году н.э. Главная религиозная книга мусульман — Коран. Бога в ней называют Аллахом, а его изречения — суннами. Основная часть россиян, исповедующих ислам, живет на Северном Кавказе, в Татарстане и в Башкирии.

Буддизм

Буддизм. Религии России

Иуадизм

Иудаизм. Религии России

Религии России: статистика

В настоящее время не существует официально принятой статистики, связанной с перечнем религий России, так как по закону человек никому не обязан сообщать о своих религиозных взглядах. О количестве верующих в той или иной конфессии можно говорить только на основании социологических опросов, в которых участвуют добровольно, но эта статистика может быть не репрезентативной, так как часть верующих отказывается от участия.

Религия в России: история Русской Православной Церкви

Крещение Руси

Официальная история Русской Церкви берет своё начало в 988 году, когда по решению князя Владимира Русь приняла крещение по греческому образцу. Это событие описывается в Повести временных лет. Это самая ранняя из дошедших до нас летописей, которая датируется 12 веком. В ней описывается красивая легенда о том, почему Владимир выбрал именно греческий вариант христианства. Согласно ей, к князю приходили послы от разных религий: мусульмане, иудеи, посланники Папы Римского и византийцы. Мусульманам Владимир отказал из-за запрета на вино, иудеям, так как они не имели собственного государства, посланникам Папы из-за давней вражды, а вот рассказ посла из Византии произвёл на князя впечатление. Позже Владимир отправил посланников, чтобы посмотреть на обряды каждой из религий, но лишь византийские произвели на них впечатление.

Говорить о том, что это, скорее всего, не более чем легенда нам позволяют выводы современных историков. Вероятно, выбор религии был обусловлен политическими факторами. Во-первых, славяне имели давние связи с Византией. Во-вторых, в 10 веке эта страна была одной из самых могущественных в военном и культурном плане, и объединение с ней на религиозной основе было очень выгодно для молодой Киевской Руси.

Религия в России: Крещение Руси

Первые пять столетий Русская церковь не имела самостоятельности и подчинялась константинопольскому патриарху, которой назначал главу Русской церкви (митрополита) из числа греков. Эта ситуация изменилась в 1051 году, когда князь Ярослав Мудрый добился того, чтобы главой впервые стал русский – митрополит Иларион.

Практически сразу после официального распространения христианства, на Руси основываются монастыри, которые становятся центрами духовной и культурной жизни. В них пишутся летописи и книги, создаются иконы. Один из самых известных монастырей — Киево-Печерская лавра, был основан в 1051 году и до сих пор остаётся одной их важнейших православных святынь.

До 13 века резиденцией митрополита был Киев, однако, ввиду его упадка после нашествия Золотой Орды, в 1299 году резиденция была перенесена в город Владимир, а позже, в 1325 году, в Москву.

Последним митрополитом, которого назначал Константинополь был грек Исидор (1436 год). Он был сторонником т.н. Унии – объединения римской и византийской церквей. Однако, в самой Византии это начинание поддержали только патриарх и император. В конечном итоге сближения церквей не состоялось. Так произошло окончательное их разделение, и становление католичества и православия как разных ветвей христианства.

Москва – Третий Рим

Стремления митрополита Исидора не были поддержаны и в Москве. В 1448 году Московский князь Владимир назначает главой Русской церкви епископа Иону. Данное назначение он не согласовывает с Византией (напомним, что император и Византийский патриарх поддерживали Унию). Таким образом с 15 декабря 1448 года Русская церковь де-факто становится самостоятельной.

Религия в России: Москва – Третий Рим

В конце 16 века Русская церковь признается независимой де-юре, а митрополиты получают сан патриарха. Это самое высокое звание в православной церкви. С этих пор глава Русской церкви и формально и официально равен в правах с греческими патриархами.

Первый патриарший период

Под таким названием в историю Русской церкви вошёл отрезок с 1589 по 1700 год. В этот период церковь укрепляет своё влияние, а патриарх, как её глава начинает играть все большую роль в политической жизни страны. В том числе, церковь добивается того, что с 1625 года на принадлежащие ей земли (которых было не мало) не распространяется юрисдикция государства. По сути, она становится государством в государстве.

Религия в России: Первый патриарший период

На протяжении 17 века Русская церковь активно занимается миссионерской деятельностью в Сибири, Карелии и Казанском крае. Создаются новые типографии, развивается духовная литература. В середине века патриарх Никон проводит реформы, которые главным образом касаются исправления богослужебных книг. В результате реформ происходит раскол церкви и появляется старообрядчество. С 1666 года старообрядцы преследуются уголовно на государственном уровне. В итоге это вызовет довольно масштабные репрессии против противников церковной реформы Никона. Многие старообрядцы будут вынуждены переселиться на окраины страны или за границу. Так большая община староверов появилась на территории нынешней Латгалии (восточной части Латвии), которая тогда была в составе Речи Посполитой. В том числе, немалая староверская община проживает и в Даугавпилсе. Конфликт между православными и староверами полностью не исчерпан до сих пор.

Синодальный период

Пётр I опасался большого влияния церкви на политическую жизнь в государстве, это мешало ему в полной мере проводить намеченные реформы. Когда в 1700 году умирает патриарх Адриан, Пётр I запрещает избирать нового главу церкви и некоторое время спустя учреждает Священный Синод. Синод — это своего рода парламент, который может принимать решения, связанные с жизнью церкви. В большинстве православных церквей такой орган существовал давно и был призван ограничивать власть патриарха, однако в русской традиции патриарх всегда был единоличным правителем церкви.

Религия в России: Синодальный период

Синод, который создал Пётр I являлся государственным органом, членом которого был и сам царь. Это привело к ослаблению позиций церкви, которая теперь стала более закрытой, был ограничен доступ к духовенству из других сословий. По сути все священнослужители становятся государственными чиновниками. Такой порядок сохраняется до революции.

Второй патриарший период

Однако, стоит заметить, что церковная иерархия не была восстановлена в своём первоначальном виде. Был оставлен Священный Синод и организован Высший церковный совет. Оба эти органа не позволяли патриарху иметь абсолютную власть над церковью, и каждому были даны свои полномочия. Так Синод занимался вопросами церковного служения, а Высший церковный совет административными делами.

Религия в России: Второй патриарший период

Победив в гражданской войне, большевики взяли курс на искоренение религии. Изначально был принят лишь указ о полном отделении церкви от государства и о прекращении финансирования церкви. На деле же, любая активность священнослужителей воспринималась как призыв к саботажу. Многие были репрессированы: расстреляны или отправлены в лагеря.

К 1939 году была практически уничтожена структура церкви, отсутствовало централизованное управление. Большинство духовенства ушли в подполье, организовав так называемую Катакомбную церковь, которая смогла сохранить несколько сотен приходов и единую структуру управления.

Во времена Второй мировой войны советскому руководству требовались дополнительные стимулы для поднятия боевого духа и сплочения солдат, и оно прибегло к помощи церкви. Несмотря на официальную политику, в стране оставалось очень большое количество верующих, для которых патриарх был авторитетом. Так во время войны была разрешена религиозная деятельность, восстанавливались многие храмы.

Вторым важным поводом для ослабления антирелигиозной политики стали условия западных союзников, в основном президента Рузвельта, который через своего личного представителя в октябре 1941 года заявил, что оказание помощи Советскому Союзу напрямую зависит от позиции государства в отношении церкви.

В послевоенное время Русская церковь уже не встречала такого жёсткого противостояния. Но государство, всё же, старалось её контролировать и не допускать масштабного расширения. Церковная деятельность была обложена налогами, которые заметно превышали остальные. Порой, священнослужителям требовалось отдавать вплоть до 85% своих доходов.

Религия в России: Второй патриарший период

Новая антирелигиозная кампания развернулась при Никите Хрущёве. Церковные структуры были загнаны в ещё более жёсткие налоговые и правовые рамки, в СМИ велась агитация, призванная показывать религию как пережиток прошлого. Однако, что самое важное, не принимались никакие попытки уголовного преследования.

После отставки Хрущёва, вплоть до 1980-х годов отношения государства и церкви были довольно стабильными. Активная антиклерикальная кампания была прекращена, немного ослабли налоги, которые, несмотря на это, всё равно значительно превышали те, которые взымались с других организаций.

Во время Перестройки впервые за многие годы значительно увеличилось количество новых храмов, были сняты почти все ограничения на религиозную деятельность, ослаблены финансовые обязательства церкви перед государством. Переломным моментом стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Был снят запрет на освещение религиозной жизни по телевидению. Впервые в СССР люди смогли увидеть прямые трансляции богослужений. Важным маркером стало и то, что в 1989 году порядка 300 священнослужителей стали народными депутатами различных уровней.

Современная ситуация

Сегодня Русская Православная Церковь имеет довольно высокий вес обществе, и, порой, играет далеко не последнюю роль в политической жизни страны.

Религия в России: Современная ситуация

Но не обходится без кризисов: начиная с 90 годов православная церковь на Украине стремится отделиться от Московского патриархата и получить независимость. Сегодня этот конфликт ощущается довольно остро, и, скорее всего, раскол церквей произойдёт. Нарастает недовольство и в либеральных кругах, которые считают, что церковь и государство сегодня слишком тесно связаны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История религий в России. Христианство. Выполнила: учитель начальных классов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

История религий в России. Христианство. Выполнила: учитель начальных классов.

Современная Конституция определяет Россию как светское государство, однако.

Современная Конституция определяет Россию как светское государство, однако, несмотря на это, религия в России играет очень важную роль. Единой государственной религии в России не существует, потому что российское законодательство утверждает право человека на свободу вероисповедания, а также равенство граждан перед законом, независимо от их убеждений и религий. Опросы, посвященные религиям современной России, показали, что верующими себя считают 85-90% жителей страны. Однако при этом сооружения культа регулярно посещают не более 15% россиян. Самой распространенной религией в России на сегодняшний день является православие, которое исповедуют около 75% жителей страны. На втором месте по популярности находится ислам, распространенный среди народов Северного Кавказа, а также среди приезжих из стран Средней Азии и Азербайджана. Доля приверженцев этой конфессии в России составляет около 5%. На католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм и прочие религии в стране приходится примерно по 1%.

На заре истории нашей страны в городе Киеве, который тогда был столицей госу.

На заре истории нашей страны в городе Киеве, который тогда был столицей государства Русь, правил князь Владимир. Согласно Повести Временных Лет, в 986 году к князю Владимиру прибыло посольство от волжских болгар (мусульмане) с попыткой сагитировать русское население принять ислам. Мусульмане пообещали каждому принявшему новую религию по семьдесят красавиц после окончания земной жизни; Владимиру понравилась эта идея, однако обязательство на запрет пить вино и есть свинину он принять не мог. Вслед за исламскими проповедниками в Киев потянулись немцы, предлагая принять христианство по западному обряду. Они кратко изложили суть своего учения. Выбор веры

Но Владимир на эту проповедь ответил весьма скупо: «Идите откуда пришли, ибо.

Выбор веры Прибыли бояре после долгого путешествия и вот что князю рассказали.

Православное христианство в истории России В результате выбор был сделан в по.

Православное христианство в истории России В результате выбор был сделан в пользу христианства. Произошло это в 988 году. Сначала князь Владимир был крещен сам, затем византийские священнослужители крестили всех киевлян (пришедших к реке, по призыву князя), а потом христианство приняли жители других русских городов и сёл. Христианство не сразу получило распространение в обширных пределах Руси. В некоторых областях ещё долго сохранялись традиционные верования. Люди верили в богов, которые олицетворяли разные силы природы

Православное христианство в истории России Бог Перун считался богом грозы и.

Православное христианство в истории России Бог Перун считался богом грозы и войны

Православное христианство в истории России Велес – покровитель домашнего ско.

Православное христианство в истории России Велес – покровитель домашнего скота и торговли.

Православное христианство в истории России Макошь (Мокошь) – богиня плодород.

Православное христианство в истории России Макошь (Мокошь) – богиня плодородия и земледелия, покровительница женских рукоделий на Земле.

Православное христианство в истории России .С самого начала церковь пользова.

Православное христианство в истории России .С самого начала церковь пользовалась поддержкой русских князей, особенно Владимира и его сына Ярослава Мудрого. При их покровительстве на Руси утвердилась церковная иерархия. Во главе церкви стоял митрополит, живший в Киеве. Ему подчинялись церковные области (епархии) во главе с епископами. Митрополит – титул епископа главного города, области или провинции. Епископ - это "надсматривающий" по-гречески, священнослужитель, относящийся к третьей - высшей - степени священства. Однако со временем появилось большое количество почётных званий, равных епископу - папа, патриарх, митрополит, архиерей. Нередко в речи епископ - это архиерей, от греческого "старший священник".

Православное христианство в истории России С приходом христианства на Руси б.

Православное христианство в истории России С приходом христианства на Руси были созданы первые школы. В них учили чтению и письму по церковным книгам. Эти книги были написаны на славянском языке, алфавит для которого за сто лет до этого создали братья Кирилл и Мефодий. Они же перевели многие из книг с греческого на славянский язык. Так начиналась славянская письменность и зарождалась литература трёх восточнославянских народов – русского, украинского, беларусского.

Вскоре после крещения Руси были построены первые прекрасные храмы Храм Святой.

Вскоре после крещения Руси были построены первые прекрасные храмы Храм Святой Софии в Киеве Храм Святой Софии В Новгороде

Православное христианство в истории России В XIII в. На Русь обрушилось стра.

Православное христианство в истории России В XIII в. На Русь обрушилось страшное бедствие – нашествие иноземных завоевателей – монголов. Их владычество над Русью продолжалось до конца XV в. В те тяжелые времена церковь играла огромную роль в жизни города. Русские митрополиты часто были советниками русских князей. В XIV в. Митрополит Алексей был правителем Московского княжества во время малолетства его князя.

Православное христианство в истории России Особую роль в жизни страны стали.

Православное христианство в истории России Особую роль в жизни страны стали играть монастыри. На всю Русь стал известен замечательный святой Сергий Радонежский. Он жил с родителями в небольшом городке Радонеж, почему и получил такое прозвище. Ещё в юности он решил стать монахом и в одиночестве поселился на лесистой горе к северу от Москвы. Вскоре вокруг него собралась небольшая группа учеников. Так возник Троице-Сергиев монастырь (сейчас Троице-Сергиева Лавра), ставший духовным центром всей Руси.

Православное христианство в истории России Ученики преподобного Сергия разош.

Православное христианство в истории России Ученики преподобного Сергия разошлись по самым отдалённым краям Русской земли. Основанные ими монастыри несли христианство незнакомым с ним племенам. Кроме того, они осваивали незаселённые земли, создавая тем самым основу для будущего экономического подъема страны. Когда настал момент для решительной схватки с завоевателями, именно к Сергию поехал князь Дмитрий Донской, чтобы получить благословление перед знаменитой битвой на Куликовом поле. После освобождения страны церковь заняла важное место в жизни народа и Русского государства. Епископы и священники принимали участие в работе Земских соборов, которые выносили важнейшие решения о жизни страны.

Православное христианство в истории России С 1542 по 1563 г. Во главе Русско.

Православное христианство в истории России С 1542 по 1563 г. Во главе Русской церкви стоял митрополит Макарий (1). Он много делал для распространения книг и просвещения. Под его руководством был составлен сборник всех книг, которые тогда читались на Руси. Именно при покровительстве митрополита Макария в Москве стал работать первый русский книгопечатник дьякон Иван Фёдоров (2). С этого момента книги в нашей стране стали не переписывать от руки, а печатать в типографиях.

Православное христианство в истории России Но отношения церкви и государства.

Православное христианство в истории России Но отношения церкви и государства не всегда были безоблачными. При царе Иване Грозном митрополит Филипп открыто обличал царя за расправы над невинными людьми. За это царь бросил его в тюрьму, где Филипп был убит.

Православное христианство в истории России В 1589 г. В России было учреждено.

Православное христианство в истории России В 1589 г. В России было учреждено патриаршество. (Система церковного управления с патриархом во главе) Во главе Русской церкви встал Патриарх, а не митрополит. Этот титул был признан и другими церквами, что стало знаком признания с их стороны значения Русской церкви. В эпоху смутного времени начала XVII в. Патриарх Русской церкви Гермоген обратился к жителям страны с воззваниями о защите веры и изгнании иноверных захватчиков. За это он был заточён в монастырь, где скончался от голода. На защиту национальных интересов страны встали православные монастыри. Троице- Сергиев монастырь выдержал 16 – и месячную осаду вражеского войска. Во время осады монахи монастыря рассылали письма в разные земли Русского государства, призывая постоять за веру и Отечество. Эти призывы сыграли свою роль – национально-освободительная война приняла всенародный характер.

Православное христианство в истории России Так в 1612 г. Ополчение под предв.

Православное христианство в истории России Так в 1612 г. Ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву. В память о победе на Красной площади в Москве был построен Казанский собор и 4 ноября, в день, когда ополчение овладело частью Москвы, было установлено празднование в честь Казанской иконы Божьей Матери (т.к. народное ополчение шло к Москве с этой иконой).

Православное христианство в истории России Во второй половине XVII в. в Русс.

Православное христианство в истории России Во второй половине XVII в. в Русской церкви были проведены реформы, которые приблизили её богослужения и обычаи к богослужению и обычаям Греческой церкви. Это вызвало протест части верующих и привело к явлению, которое получило название церковный раскол. Те, кто не принял новые обычаи, стали именоваться старообрядцами, или староверами.

Православное христианство в истории России С XVII в. Русские цари попытались.

Православное христианство в истории России С XVII в. Русские цари попытались ограничить самостоятельность церкви. Так при правлении Петра I было упразднено патриаршество, вместо Патриарха церковью стал управлять Синод (государственный орган). Но вместе с тем XVIII – XIX века дали Русской церкви немало выдающихся деятелей и святых. В это время был сделан первый перевод Библии на русский язык (синодальный перевод). В России появились четыре Духовные академии, дававшие высшее богословское образование. Развивалась проповедь христианства как В России, так и за границей.

Православное христианство в истории России В XX в. у церкви, как и у предста.

Православное христианство в истории России В XX в. у церкви, как и у представителей других религий России, была трудная судьба. В 1917 году в России произошла революция, царь был свергнут и власть вскоре захватила партия большевиков, очень враждебно настроенная в отношении любой религии. На все религии обрушились преследования. Православные храмы закрывали и разрушали, иконы и церковную утварь уничтожали, многие верующие и представители духовенства были убиты или погибли в заключении. Однако церковь выжила, и сегодня мы видим возвращение многих людей к вере.

Другие христианские вероисповедания Мы уже говорили, что жители на Руси ещё.

Другие христианские вероисповедания Позднее, в XVI в., от Католической церкв.


 В XIX веке в Москве жил католик Фёдор Петрович Гааз

В XIX веке в Москве жил католик Фёдор Петрович Гааз

Другие христианские вероисповедания Число католиков и протестантов в России.

Другие христианские вероисповедания Число католиков и протестантов в России возросло после присоединения Украины, Белоруссии, прибалтийских земель. Представители западных христианских исповеданий внесли боль- шой вклад в развитие страны. Например, итальянские архитекторы возвели в Москве кирпичный Кремль (1). Позднее ими были построены красивейшие здания в Санкт – Петербурге: Зимний дворец (2), Михайловский замок (3), и многие другие щдания.

Другие христианские вероисповедания Именем протестанта Ф. Лефорта, военачаль.

Актуальность темы на сегодняшний день достаточно велика - сегодня наблюдается спад религиозной активности населения.

Целью данной работы является рассмотрение становления религии в России, ее исторический путь, осмысление роли религии и ее взаимодействия с основным законом Российской Федерации.

Содержание

1 Христианство в России 4

2 Религия и общество 9

Список использованных источников 16

Работа содержит 1 файл

Реферат по Казаковой.doc

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Государственное и муниципальное управление

История становления религии в России

Студент гр. ГМУ-41

1 Христианство в России 4

2 Религия и общество 9

Список использованных источников 16

Религия - это явление присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара.

Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, исторически сложившееся с учетом обычаев, обрядов, философских осмыслений, учений, научных толков.

Актуальность темы на сегодняшний день достаточно велика - сегодня наблюдается спад религиозной активности населения.

Целью данной работы является рассмотрение становления религии в России, ее исторический путь, осмысление роли религии и ее взаимодействия с основным законом Российской Федерации.

1 Христианство в России

Со школьной программы мы помним, что переход от язычества к Христианству на Руси при князе Владимире носил достаточно острый характер. Язычная Русь, почитавшая многие века свой пантеон богов не могла в одночасье сменить одну веру на другую.

Язычество тогда прочно удерживало свои позиции. В Киеве свершались публичные языческие моления, сопровождаемые человеческими жертвоприношениями. Идолам в жертву по жребию приносили и христиан, живших в поднепровской столице. В этой обстановке поворот Владимира к христианству мог показаться неожиданным. Но обращение князя к новой вере было мотивированным.

В основном же, конечно, смена религии носила политические мотивы. Стоит отметить, что принятие христианства открыло для Руси новые политические, экономические и культурные возможности. На тот момент времени новая религия устанавливалась как основная и государственная. Потому как России нужны были новые пути развития и становления принципиально нового государства, новой власти, культуры и прочее.

Зачем же это было необходимо? Что есть религия для общества, принявшего форму государства. Большинство ученых, философов склоняются к мысли, что исторически религия возникла из попытки человека овладеть силами природы. Человек не мог объяснить структуру мира, не мог постигнуть сущности мироздания, поэтому объяснял это для себя существованием чего-то высшего, не предназначенного к постижению. На протяжении развития религии возникали нормы и каноны, свойственные той или иной религии. Религия заняла прочное место в воспитании с самого рождения человека, поэтому во многом определяла действия, поступки и социально - культурное направление развития общества.

Становление научной картины мироздания не противоречит религии и не ослабляет религиозного восприятия мира. Нельзя считать парадоксом факт, что те, кто внес в науку масштабный вклад (например, такие новаторы, как Н. Коперник, И. Ньютон, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др.), относились терпимо к религии и размышляли о ней в положительных тонах.

Религия подразумевает, что Вера дается Богом человеку через воспитание в условиях религиозной семьи и обучение в школе, а также через опыт жизни и силу разума, постигающего Бога через проявление его творений и целесообразность самых замысловатых образований и процессов в мироздании.

Помимо этого, в мире есть области, где кончаются проблемы и начинаются тайны: это сфера трансцендентного. И мудрый человек может смириться с этим, а для смирения нужно мужество, выражающееся в готовности признать и принять, что далеко не все зависит от нас. Мы вынуждены смириться и принять конечность нашего земного бытия в мире, нашу доступность страданиям и пр.

В этом случае в философии возникает понятие бытия человека, экзистенции, появляется поиск смысла жизни, возникает понятие абсурда. Отсюда возникает основной вывод в религии с точки зрения философии и познания ее научно - вера сама по себе не является заслугой, а отсутствие веры или сомнение в ней сами по себе не являются виной: это дело совести каждого. Важнее всего в религиозной вере - это поведение. Именно оно определяет принадлежность человека к религии и ее восприятие сознанием.

Принятие христианства и Крещение Руси заняло длительное время. На Северо-востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление, что логично, потому что язычество было частью культуры славян, основой их быта и жизнедеятельности.

Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу. Все это свидетельствует о том, что религия насаждалась сверху, властью и в короткое время, не имеющего адаптационного периода.

В соответствии с российским законом о религии 1997 года, Московская Патриархия обязана уважать историческое язычество, для этого, в частности, этот закон и создавался. В соответствии с православной верой, однако, Русская Православная Церковь должна была бы поступать прямо противоположно.

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Религия требовала определенного оформления. Стали развиваться иконопись, фреска, мозаика, каменная и кирпичная кладка - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства.

С христианством пришла и письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Следствием распространения церковных книг стало обучение грамотности при церквях и монастырях.

Принятие христианства также повлияло на нравы и мораль, т. к. церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Христианство повлияло и на укрепление княжеской власти. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности. В последствии утвердилось понятие помазанника божия, коим представлялся глава монархического российского государства. Стоит отметить, что при этом церковь сохраняла независимость от государства - не была в подчинении у власти, тем самым показывая обществу, что нет никого выше Бога и религии.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной, а стала полноправным партнером. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Смена религии способствовала сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских народов. С этого момента началось становление русской государственности, того духовного начала, что определяет любое образование государства, ведь прежде всего есть человек, его вера и стремления, а потом уже политика, экономика и прочее.

Читайте также: