Сообщение о исторической личности история 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Короткую, но очень яркую жизнь прожил Александр Македонский. Этот выдающийся человек участвовал в стольких событиях, что их хватило бы для жизни сотен обычных людей! Большинство этих событий происходило по его воле, они стали историческими, потому что во многом изменили мир.

Детство и юность

Александр родился в 356 г. до н.э. Он был не единственным ребёнком царя Македонии Филиппа II, но обладал такими качествами, что никто не смог бы стать более достойным наследником этого правителя. Воспитанию и обучению Александра уделялось большое внимание, он с детства постигал искусство дипломатии, политики, военного дела.

В 343 г. до н.э. его наставником стал Аристотель, великий греческий философ, основоположник многих наук. Под его руководством юный Александр получил характерное для Греции классическое образование, проникся уважением к географии, философии и медицине, полюбил литературу. В программу были включены и лекции о добрых делах правителей разных стран, курс этики.

Отец обучал Александра военной науке — подросток узнавал о стратегии и тактике, заслушивался рассказами о боевых походах.

Великий полководец.

Александр Македонский — отважный воин и полководец.

Характер и личные качества

Уже в 16 лет Александр получил опыт управления государством, пока отец был в походе. В этот период он даже сумел подавить восстание медов, одного из племён на северо-востоке страны. В 18 лет юноша командовал частью отцовского войска в битве, после которой Македония получила господство над Грецией.

История свидетельствует о противоречивости характера Александра Македонского. В нём было много и положительных, и отрицательных качеств. Великодушие, рыцарство и отвага сочетались с жестокостью, деспотизмом, безграничным честолюбием и тщеславием.

Александр Македонский.

Молодой царь Македонии понимал, как огромен мир, и желал покорить всё вокруг, стать единственным могущественным властителем. Он был уверен, что имеет право повелевать всеми.

Для осуществления своих замыслов Александр вёл непрерывные войны и не проиграл ни одной битвы. Талант полководца позволял ему побеждать превосходящие силы противника, а именно таких сражений было большинство.

Начало правления и первые завоевания

Царь Филипп II не успел реализовать планы вторжения в Персию: в 336 г. до н.э. его убили заговорщики. Правителем стал 20-летний Александр. Он выявил участников заговора и казнил их, а также устранил всех, кто мог стать претендентом на царский трон.

В наследство ему досталось опытное, хорошо обученное войско — лёгкая пехота, копьеносцы, конница, инженерные части. Молодой царь занялся укреплением и вооружением армии, но не забывал заботиться о расположении к себе македонцев. Для этого он, например, отменил налоги.

В начале правления Александр продолжал политику отца, чтобы Македония стала мощной державой. Но главной мечтой было завоевание мира. Первыми шагами к этой цели стали:

  • захват власти в Коринфском союзе, подчинение на особых условиях греческих городов и размещение в них македонских гарнизонов;
  • военные операции на Балканском полуострове и подчинение живших там народов.

Война с Персией

В 334 — 330 г.г. до н.э. проводилась военная кампания против Персии. Она тогда была могущественной империей, её территория начиналась на западе Средиземноморья и заканчивалась в Индии. Победа в этой войне означала конец влияния персов в Малой Азии и прилегающих к Средиземному морю регионах, установление контроля над торговлей между Западом и Востоком.

Александр Македонский начал поход с 30-тысячной пехотой и 5-тысячной конницей. Во всех битвах отважный полководец шёл впереди, был примером для своих воинов. Армия его боготворила, а враги боялись. Например, после применения Александром новой тактики боя, персидский царь Дарий так спешно отступал со своим войском, что на милость победителя осталась его семья — мать, жена и дети.

Битва с персами.

Война с Персией. Битва при Гавгамелах.

Другие походы

Свою великую империю, с границами от Дуная до Инда, Александр создал за несколько лет. Несогласные с его политикой, даже в ближайшем окружении, безжалостно уничтожались.

В ходе завоевания других государств имели место и крайняя жестокость, и политические решения, заключались брачные союзы с представителями разных народов, происходил культурный обмен.

После покорения в 335 г. до н.э. стран Балканского полуострова важнейшие походы и присоединение земель охватили следующие направления:

  • 334-330 г.г. до н.э. — Малая Азия, Египет, Сирия;
  • 329-327 г.г. до н.э. — Средняя Азия;
  • 326-325 г.г. до н.э. — Индия.
  1. В каждой завоёванной стране один из городов Александр называл своим именем.
  2. По легенде, на требование Александра предсказать его судьбу, прорицательница вскричала, что он непобедим.
  3. Другое предание гласит, что молодой император встречался с философом Диогеном и пообещал ему выполнить любую просьбу. Диоген попросил… не заслонять ему солнца.

Памятник царю.

Закат империи Александра Великого

Обустройство новой империи требовало большого внимания. В 324 г. до н.э. Александр проинспектировал управление на местах, и провинившиеся сатрапы, которые имели огромные полномочия, были казнены.

Годы тяжёлых походов измотали армию, и Александр был вынужден начать возвращение домой. В дороге он тяжело заболел и скончался в Вавилоне. Произошло это в 323 г. до н.э., когда императору ещё не было 33 лет. Без его сильной воли империю сотрясали противоречия и междоусобицы, и в 321 г. до н.э. она была разделена. Жертвами борьбы за власть стали члены семьи и соратники Александра.

Кадр из кинофильма.

Ирландский актёр Колин Фаррелл в роли великого полководца.

Роль личности в мировой истории

фараон Нового царства (ок. 1402-1365 гг. до н.э.), при котором Египет достиг вершины своего экономического расцвета; при нем были построены основные составляющие величественного храма в Амона-Ра в Фивах.

Авраам

ветхозаветный родоначальник еврейского народа, заключивший Завет с богом, вывел свое племя из Северной Месопотамии в Палестину; его существование может быть отнесено к XVIII—XVII вв. до н.э.

Аменхотеп, сын Хапу

Асархаддон

ассирийский царь, один из великих царей Ассирии, правивший ок. 680-669 гг. до н.э.; в 679 г. до н.э. приказал восстановить Вавилон, разрушенный его отцом Синаххерибом, и возвратил вавилонским городам и храмам их привилегии; вел многочисленные завоевательные походы, ок. 671 г. до н.э. даже подчинил Египет.

Ашока Маурья

Ашурбанапал

Будда

Давид

царь Древнеизраильского царства (ок. 1004-965 гг. до н.э.), окончательно объединил евреев, нанес поражение филистимлянам, сделал Иерусалим столицей государства.

Дарий I Ахеменид

древнеиранский царь, правитель державы Ахеменидов в 522-486 гг. до н.э., талантливый военачальник и реформатор, при нем Держава Ахеменидов достигла наибольшего могущества; разделил все свои владения на сатрапии.

Джосер

фараон Древнего царства (ок. 2775-2756 гг. до н.э.), при котором сложилась древнеегипетская система государственного управления, подчинил часть Синайского полуострова, где находились медные рудники, и часть Северной Нубии; при нем была построена первая пирамида — ступенчатая пирамида в Саккаре.

Иисус Навин

помощник и преемник Моисея, руководил переходом евреев через р. Иордан, завоеванием Палестины и разделом его земель среди еврейских племен; стоял во главе еврейских племен 28 лет.

Кир II Ахеменид

древнеиранский царь, создатель и первый правитель державы Ахеменидов в 559-530 гг. до н.э., талантливый военачальник и дипломат, царь Мидии с 550 г. до н.э., покоритель Вавилона и его царь с 538 г. до н.э.

Конфуций

древнекитайский мудрец, основатель конфуцианства, живший ок. 551-479 до н.э.; его учение оказало огромное влияние на китайскую цивилизацию, формирование национального характера и системы ценностей китайцев.

Лао-цзы

древнекитайский мудрец, основатель даосизма, живший в VI в. до н.э.; его учение оказало огромное влияние на китайскую цивилизацию, формирование национального характера и системы ценностей китайцев.

Моисей

ветхозаветный предводитель евреев, который вывел их из Египта и 40 лет водил по Синайской пустыне, затем направил в Палестину; возможно, современник Рамзеса II.

Навуходоносор II

Рамзес II Великий

фараон Нового царства (ок. 1300-1224 гг. до н.э.), очень длительное царствование которого стало временем процветания Древнего Египта и последним периодом военного могущества страны.

Саргон I Древний

первый правитель Аккада, правивший в XIV в. до н.э. в течение 56 лет, успешно боролся против шумерских городов Южной Месопотамии, вышел к Персидскому заливу; кроме 34 сражений, выигранных на юге, источники также сообщают о завоеваниях в северной Месопотамии, Сирии, Ливане, Эламе; вел морскую торговлю с долиной Инда, побережьем Омана и Бахрейном, для чего в крупных городах на Евфрате появились крупные корабельные пристани.

Саргон II

ассирийский царь, один из великих царей Ассирии, правивший ок. 721-705 гг. до н.э.; пришел к власти в результате военного переворота против своего старшего родственника Салманасара V, в 722 г. до н.э. разгромил и уничтожил Израильское царство, подчинил Фригию, нанес сокрушительное поражение Урарту, в 710 г. до н.э. стал правителем Вавилонии; в 705 г. до н.э., во время похода в Иран, попал в засаду и был убит.

первый царь Древнеизраильского царства (ок. 1020-1004 гг. до н.э.), погиб в бою с филистимлянами.

Семирамида (Шаммурамат)

Синаххериб

ассирийский царь, один из великих царей Ассирии, правивший ок. 704-681 гг. до н.э.; стал царем после гибели отца Саргона II, вошел в историю как строитель Ниневии, умный, талантливый и традиционно жестокий правитель; в 689 г. до н.э. взял штурмом Вавилон, разрушил его, частично затопив, в 688 г. до н.э. провозгласил себя царем Вавилона, в результате чего в 681 г. до н.э. в Ассирии против него состоялся заговор и царь был убит.

Соломон

царь Древнеизраильского царства (ок. 965-928 гг. до н.э.), при котором древнееврейское государство достигло наивысшего расцвета, прославился как мудрый правитель и философ.

Тиглатпаласар III

ассирийский царь, один из великих царей Ассирии, правивший ок. 744-727 гг. до н.э., пришел к власти в результате переворота, провел ряд важнейших преобразований, осуществлял активную внешнюю политику; дошел до египетской границы, обложив данью все Восточное Средиземоморье, закрепился в Мидии, производил активные депортации населения из завоеванных земель, в 729 г. до н.э. был провозглашен царем Вавилона; при нем Ассирия достигла самых больших размеров за всю свою историю и превратилась в гегемона Передней Азии.

Тутмос III

фараон Нового царства (ок. 1490-1436 гг. до н.э.), выдающийся военачальник, при котором Египет достиг наивысшего могущества: вел успешные завоевательные войны, в результате которых установил господство Египта в Сирии, Палестине и Нубии; в течение первых 22 лет правления был отстранен от реальной власти своей мачехой Хатшепсут.

Хаммурапи

вавилонский царь, самый известный представитель аморейской династии в Вавилоне, первый властелин объединенной Вавилонии; правил ок. 1792-1750 гг. до н.э. и успел добиться грандиозных результатов как в области внешней, так и внутренней политики, издал свод законов.

Хатшепсут

древнеегипетская царица, дочь фараона Тутмоса I и жена фараона Тутмоса II, захватившая престол при малолетнем Тутмосе III и правившая Египтом до своей смерти как фараон (ок. 1489-1468 гг. до н.э.).

Хеопс (Хуфу)

фараон Древнего царства (ок. 2695-2672 гг. до н.э.), знаменит Великой пирамидой в Гизе (высотой ок. 147 м); отличался высокой ученостью, был известен как маг и чародей.

Цинь Шихуанди

правитель царства Цинь, в 221-210 гг. до н.э. первый китайский император, создатель первой китайской централизованной империи, противник конфуцианства, ввел единую систему письма, мер и весов, денежную единицу; восстановил разрушенные участки Великой Китайской стены и соединил их.

Чандрагупта Маурья

древнеиндийский махараджа, правивший ок. 317-293 гг. до н.э., создатель державы Маурьев, изгнавший из Индии войска полководца Александра Македонского Селевка Никатора.

Эхнатон (Аменхотеп IV)

фараон Нового царства (ок. 1365-1348 гг. до н.э.), который провел религиозную реформу, в результате которой в Египте временно столицей стал город Ахетатон (Амарна) и было установлено едино-божие — единый культ Атона (божественного солнечного диска).

Роль личности в истории зависит от самых разных условий и обстоятельств: особенностей времени и места жизни, индивидуальных черт характера . Поэтому деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, интересы каких-то групп людей выражал.

ВложениеРазмер
izuchenie_istoricheskoy_lichnosti.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иванина Алёна Геннадьевна

Изучение исторической личности на уроках истории в 5 классе

Роль личности в истории зависит от самых разных условий и обстоятельств: особенностей времени и места жизни, индивидуальных черт характера. Поэтому деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, интересы каких-то групп людей выражал.

Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.

Примеры выдающихся полководцев и государственных деятелей, добившихся потрясающих успехов (таких как Александр Македонский) или, напротив, проигравших (как Ганнибал или Пирр), не оставляют равнодушными пятиклассников.

Работу с учащимися над характеристикой исторической личности начинается с 5 класса, используя разные варианты заданий. Приведу примеры заданий по характеристике одной личности – Юлия Цезаря. Лучше использовать групповую форму работы.

Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Характеризовать историческую личность, можно по тексту учебника опираясь на памятку.

Памятка – алгоритм для характеристики исторической личности.

  1. Когда, где жил исторический деятель, к какой группе населения принадлежал, какое образование и воспитание получил?
  2. В какой сфере исторический деятель проявил себя наиболее ярко?
  3. Какие цели ставил перед собой?
  4. Какие методы использовал для достижения целей?
  5. Каких успехов достиг?
  6. Интересы какой группы населения выражал исторический деятель?
  7. Какие личные качества способствовали достижению цели?
  8. Каков результат деятельности исторической личности?
  9. Какое влияние оказала деятельность исторической личности на дальнейший ход исторического развития (историческое значение)?
  10. Что тебя восхищает, что удивляет, а за что ты осуждаешь исторического деятеля?

Можно характеризовать историческую личность по историческому источнику.

Лист – задание «Плутарх о личности Юлия Цезаря. Моралии. Афоризмы царей и полководцев. Гай Юлий Цезарь (II в.) (отрывки)

Гай Цезарь подростком попал в руки пиратам. От него потребовали большого выкупа; он расхохотался, что пираты сами не знают, кого схватили, и сам назначил вдвое больший. А находясь у них под стражею в ожидании денег, он требовал от них тишины и молчания, когда он спит; сочинял стихи и речи, читал им вслух, а когда они недостаточно восхищались, обзывал их неучами и варварами и со смехом грозился их повесить. Так он вскоре и сделал: когда выкуп был собран и его отпустили, он собрал в Азии людей и суда, напал на разбойников, захватил их и распял.

Дела отважные и великие, говорил он, нужно делать, а не обдумывать.

Вопросы к документу:

Таким образом, в доступной для пятиклассников форме они учатся давать характеристику исторической личности на основе усвоения универсальных учебных действий.

Что есть история? История Древних веков, современного мира, наших дней.

Для многих из нас эти знания ограничатся только изученным в школе материалом, не так ли?

Всё начинается в средней школе и сопровождает ученика до выпуска. Иногда, он выбирает экзамен по истории. Затем зубрит даты и знаменитые события, получает высокий балл для университета, на первых курсах продолжает познавать исторические моменты, а потом во взрослой жизни едва может вспомнить Ледовое побоище Александра Невского.⠀

Такова жизнь — если Вы не историк, то не будете помнить, зачем сожгли Москву.

Вот именно для нас с вами и будет эта полезная статья — памятка о том, что же мы учили много лет назад в школе. Начнем.

Полководцы

александр невский

Родился в 1221 году, весной. Свое имя он получил за военный подвиг, совершенный им на реке Неве. Отец пятерых детей, мудрый и милосердный правитель княжеств, талантливый полководец, расчетливый и дальновидный политик.

Битва на реке Неве — самый известный его подвиг. Он смог изгнать шведов с русской земли, при этом сохранив воинов своей дружины. Ледовое побоище тоже относится к самому известному факту военной истории князя. Подвиги эти совершены им в молодости. Позже он был любим и почитаем подданными как человеколюбивый, добрый и глубоко-верующий правитель. Александр Невский не проиграл ни одного сражения. В поздние годы славился как политик и дипломат.

Великий полководец был причислен к лику святых как православный, сумевший в своем государственном служении остаться верным Христу. Известно, что именно Невская битва дала отпор шведам, желавшим навязать Руси католицизм. Александр Невский, руководствовался в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями и милосердием. В честь памяти о нем построено много храмов и отмечается особенный день.

георгий жуков

Маршал Победы — так называл народ этого талантливого военачальника, великого полководца. Рожденный в семье крестьян, в 7 лет мальчик был отправлен в церковную школу, где проучился 3 года. В 12 лет Георгий переехал в Москву работать в лавку к дяде, упаковывать покупки и учиться скорняжному ремеслу. В 19 лет Георгий оказался в рядах кавалеристов царской армии в начале Первой Мировой войны. Но пройти курсы прапорщиков он отказался и вскоре принял сторону большевиков, предугадав свое будущее. Возможно, не сделав этого, биография маршала была бы совсем другой.

Признанный народом великим полководцем своего времени, Георгий Жуков нечестно подвергался гонениям и ущемлениям со стороны советской власти. Сразу после окончания войны он был самым авторитетным и знаменитым военачальником, поэтому был назначен на пост Главнокомандующего Сухопутных войск. В 1955 году Жуков стал министром обороны СССР. В 1957 году власть лишает его этого поста после неудачных “Тоцких учений” в 1954 году. Маршалу также запрещают носить всякую военную форму. Человеку, который победил фашизм! Человеку, для которого мундир — это жизненная позиция и религия. Конечно, это надломило строгого офицера… В 1965 году Георгий Жуков был приглашен в Кремль на празднование 20-летия Победы. Публика ликовала! Народ помнил Победителя немецкой чумы.

Великому Маршалу Победы громко и долго аплодировали.

Правители

иван грозный

Великий царь Московский и всея Руси из Рюриковичей. Имя Грозный он получил еще с ранних лет, когда приговорил своих опекунов к смертной казни. В 15 лет он полновластно владел Русью и нагонял страху на подданных. Известно, что Иван Васильевич был очень образован. Историки до сих пор не могут сосчитать книги его библиотеки.

Время при царе было непростым. Он славился крутым и жестоким нравом, совершил много кровавых поступков во имя укрепления своей власти. Его Государство росло, законов и повинностей становилось больше. Войны на западе и на юге были частично выиграны, ханство изгнано с российской территории, начала осваиваться Сибирь. Окно в Европу нарисовалось при царе Иване Грозном.

Во время власти Ивана Грозного территория страны увеличилась в 2 раза, было созвано первое регулярное государственное войско, и крестьяне стали крепостными. Но они могли один раз в год менять хозяина на Юрьев день — таков был указ царя. Опричнина как появилась при Иване Грозном так и канула в лету — было запрещено проговаривать это слово — теперь это были государевы люди. Военная обязанность стала пожизненной с 15 лет. Были созданы первые органы власти, начался сбор налогов, церковь получила свой официальный статус. Иван Васильевич запретил брить бороды боярам. В свое время он наладил торговлю с Англией и изгнал еврейских купцов из Руси.

петр первый

Последний царь и первый император России. В ранние годы юноша получил неплохое образование, но больше практиковался в военном деле. Он имел и своих пехотинцев и даже свой флот — уже тогда видны были задатки великого реформатора. Петр Великий был первым правителем, объехавшим всю Европу для освоения неизведанных стран. Именно он “прорубил окно в Европу”.

При Петре было установлено обучение дворян в Европе морскому делу, так как он задумал иметь не игровой флот, а самый настоящий — сильный и непобедимый — государственный. Не боясь работы плотника при строительстве кораблей, император видел уже тогда недостатки власти. Он изучал уставы зарубежных государств, чтобы в будущем иметь своё собственное непобедимое и могущественное.

При правлении императора было произведено множество государственных реформ. Церковь стала подчиняться государственной власти. Многие военные походы были удачны — территория выросла. Строились школы и училища не только для знати, но и для крестьян, брились бороды и менялось платье. Новый юлианский календарь распространился на территории страны. Русские художники поддерживались ради прекрасного искусства самим государем. Северная столица — Санкт-Петербург была построена при первом российском императоре Петре Первом.

Ученые

менделеев

Родился в интеллигентной семье в 1834 году, его отец был директором гимназии. Мальчик был самым младшим в семье, 14-м ребенком. В институт поступил на естественно-научный факультет. Закончил курс с золотой медалью, но из-за проблем со здоровьем вынужден был уехать на юг страны. Поправив свое здоровье, он вернулся в Петербург и читал лекции по органической химии в университете. В 30 лет написал учебник по химии и получил Демидовскую премию за это. В этом же возрасте был назначен заведующим кафедрой любимой науки химии.

В возрасте 34 лет совершил удивительное открытие таблицы периодической системы химических элементов. Великий ученый изучал не только химию, но и физику и географию. Он создал множество открытий: гидратная теория растворов, уравнение идеального газа, технология добычи бездымного пороха, дифференциальный барометр-высотомер, который был представлен на географическом конгрессе во Франции. Также он поднимался на аэростате наблюдать солнечное затмение. Однажды Дмитрий Иванович номинировался на Нобелевскую премию, но не получил ее, вопреки ожиданиям. За всю свою жизнь он написал и издал более 1500 научных трудов.

александр попов

Родился в старинной семье священника. Мальчик получил образование в духовной школе, уделяя большее внимание наукам математике и физике. Юношеские годы изобретателя пришлись как раз на внедрение в жизнь электричества и новой науки радиотехники. Александр с легкостью поступил в университет на физико-математический факультет.

Молодой ученый интересовался новыми открытиями того времени. Под его руководством был изобретен первый рентгеновский аппарат. Изобретения Александра Степановича Попова это — система телеграфии без проводов и система радиосвязи, первый прибор для регистрации электромагнитных излучений атмосферного происхождения — грозоотметчик , первый детекторный радиоприемник с приемом телеграфных сигналов на слух , первый кристаллический точечный диод, первая радиотелефонная система. Но самым главным изобретением ученого является — радиоприемник. Доказано, что он был первым, кто открыл радиоволны. Ввиду своей засекреченной деятельности в морской школе, его труды не могли быть преданы огласке.

Писатели и поэты

пушкин

Этот всеми любимый с детства поэт знаком каждому. Его непревзойденное творчество — стихи, поэмы, сказки и повести живут в душе русского человека с ранних лет. Остроумный, вспыльчивый гений с легкостью покорял талантом светское общество своего времени. Острый на язык и резкий в высказываниях, поэт снискал себе славу и картежника и любимца дам. Недаром самая красивая женщина русского двора Наталья Гончарова стала его женой. Неказистая внешность Пушкина была компенсирована его могучим даром словесности. Любитель дуэлей, поэт был смертельно ранен на одной из них.

Перечень выдающихся произведений русского поэта и прозаика велик. Одно то, что мы сейчас говорим и пишем на своем языке — это его неоценимый вклад в культуру нашего народа. Пушкин первый из благородных дворян начал критиковать использование иностранной речи повсеместно. Благодаря его произведениям Русский язык — велик и могуч!

“Евгений Онегин”, “Руслан и Людмила”, “Повести Белкина”, “У Лукоморья дуб зеленый…” — строки этих шедевров русской литературы в памяти поколений. Пушкин жив своими стихами… Пушкин будет жить, пока мы читаем и говорим на русском языке.

лев толстой

Родился в дворянской семье. Еще в детстве Лев стал сиротой и воспитывался у тетки. Он получил добротное образование, что дало возможность поступить в Императорский Университет и стать словесником. В юношеские годы писатель успел побывать на войне на Кавказе, позже отобразив это время в своих произведениях. После непродолжительного кутежа за границей, Толстой вернулся в родную Ясную Поляну, женился и занялся литературным творчеством. В своей жизни граф отрекался несколько раз и от творчества и от церкви. Даже называл себя анархистом. Прожил Лев Толстой долгую интересную жизнь, умер в паломничестве от болезни в 82 года.

Самыми известными романами Льва Толстого бесспорно являются “Война и мир” и “Анна Каренина”. Первый роман писался автором почти 10 лет. Эта книга была сразу принята и признана обществом. Казалось, герои романа жили среди публики, виделись читателю и узнавались по первым строкам. “Анна Каренина” также была успешным романом-трагедией. Годы кавказских войн нашли отражение в повестях ,Казаки’’, ,,Хаджи – Мурат’’. После были написаны драмы, комедии, романы. Писателя волновала тема буржуазии, он был на стороне простого народа, чтоб выразить свои мысли по этому поводу, Лев Толстой создал много произведений: ,,После бала’’, ,,За что’’, ,,Власть тьмы’’, ,,Воскресенье”.

Художники

васнецов

Виктор Михайлович Васнецов родился в семье священника. Первое образование получил в духовной семинарии. После 7 лет учился в Академии художеств Петербурга. Васнецов имел несколько направлений — живописец, график, архитектор, иллюстратор, портретист, монументалист, автор жанровых картин, театральный художник. Его живопись всегда вызывала дискуссии и непонимания современников, однако, впоследствии работы мастера были полезны и послужили примером русским модернистам.Также Васнецов спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке, галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Умер художник у себя в мастерской, работая над портретом.

Известно, что Виктор Васнецов Более 10 лет оформлял Владимирский собор в Киеве. После этой работы он был признан великим иконописцем. Его работы можно назвать сказочными. “Аленушка”, “Три богатыря”, “Витязь на распутье”, “Царевна Лягушка” — все они нам известны как иллюстрации любимых произведений. До конца своей жизни автор этих картин был верен своему таланту.

Композиторы

кабалевский

Советский композитор и дирижер с удивительной судьбой прожил долгую и плодотворную жизнь. С ранних лет Митя обнаружил идеальный слух и умение сочинять музыку. В будущем он блестяще закончил Консерваторию как пианист и композитор. В годы учебы Кабалевский сочиняет камерную музыку — романсы, сонеты, фортепианные прелюдии. Позже композитор начал самостоятельную творческую жизнь. Дмитрий Борисович посвятил всю свою жизнь музыке и работе с детьми. Работал преподавателем, а также сочинял для спектаклей, балетов и кино. Композитор объездил множество западных стран. Он был высокопоставленным членом разных организаций, в том числе и Юнеско.

чайковский

Великий композитор, его произведения известны во всем мире. Это композитор-симфонист, поднявший русское музыкальное искусство на недостижимую высоту. Имя его возвышается среди великих художников 19 века. Музыка Чайковского стала частью нашей жизни. Петя родился в семье инженера, в 4 года он уже легко играл на фортепиано. Вырос композитор в Санкт-Петербурге. По образованию юрист, Чайковский увлекался музыкой, а после и вовсе стал студентом консерватории Петербурга. Петр Ильич был женат, детей не имел. Умер Чайковский в Петербурге от холеры. Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.

В своем творчестве Чайковский создал музыкальный язык, естественно связанный с народным бытом, с музыкальной жизнью современной эпохи. Его музыка стала подлинно международной, завоевав мировое признание. “Снегурочка”, “Ромео и Джульетта”, “Лебединое озеро”, “Пиковая Дама”, “Щелкунчик”, Времена года, Вальс цветов — эти произведения знакомы нам со школьной скамьи. Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых главное место занимают — опера и симфония. В наши дни музыка великого композитора не теряет популярности. Все больше людей слушают и любят Чайковского.

Заключение

Краткий экскурс и исторические справки даны мною исправно. Даже самый заядлый неисторик будет теперь подкован основными знаниями о деятелях России, о музыке, искусстве, науке и исторических событиях прошлых лет. Не гарантирую, что вы успешно пройдете экзамен, но на вопросы своих детей- школьников точно ответите. Хочу отметить, что статья написана на одном дыхании и с удовольствием!

Читайте также: