Сообщение о иосифе волоцком

Обновлено: 18.04.2024

В миру Иван Санин, происходил из семьи богатого вотчинника, владельца села Язвище в Волоколамском княжестве. Старший брат архиеп. Ростовского Вассиана (Санина).

В 20 лет постригся в Боровском монастыре; не желая мириться с падением дисциплины в монашеской среде ушел из Боровского монастыря. Посетив несколько монастырей и не найдя нигде должного, по его мнению, монашеского образа жизни, в 1479 году испросил согласия у Волоколамского князя Бориса Васильевича устроить в его владениях мужской монастырь, получивший позже имя Иосифо-Волоцкого. Там преподобный ввёл правила общежития отличавшиеся суровым аскетизмом и подробной регламентацией всех сторон монастырской жизни.

Первоначально был связан с удельными волоцкими князьями, братьями Ивана III. Затем порвал с удельно-княжеской оппозицией и встал на защиту великокняжеской власти - в 1507 Иосифо-Волоколамский монастырь перешел под патронат великого московского князя Василия III.

Вел непримиримую борьбу с ересью жидовствующих проникшей в высшее русское общество, в т.ч. в семью великого князя. Выступал за устранение нестроений в монастырской жизни и монашеском быту.

Сохраняя лично уважительное отношение к святому Нилу Сорскому вел полемику с ним и его последователями, представителями течения "нестяжателей".

На Соборе в 1503 году Иосиф Волоцкий и иосифляне добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого нестяжателями, а на Соборе 1504 года - жестокой расправы над жидовствующими (Нил Сорский был против гонений на еретиков).

В этот период Иосиф Волоцкий выступил с теорией божественного происхождения великокняжеской власти, что способствовало укреплению позиций великого князя и превращения его власти в самодержавную.

В 1507 году преподобный Иосиф, теснимый своим удельным князем Феодором Борисовичем, обратился с жалобой на него напрямую к Московскому митрополиту святителю Симону и великому князю Василию Иоанновичу, минуя Новгородского владыку. Новгородский архиепископ святитель Серапион счёл это самоуправством и в апреле 1509 года отлучил Иосифа от Церкви. По этому поводу в том же году собрался Собор, снявший с Иосифа прещение.

Сочинения

Публикации

  • Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих, 4 изд., Казань, 1904.
  • Послания Иосифа Волоцкого, М.—Л., 1959.

Молитвы

Тропарь, глас 5

Яко постников удобрение и отцев красоту, / милости подателя, разсуждения светильника, / вси вернии сошедшеся восхвалим, / кротости учителя, и ересей посрамителя, / премудраго Иосифа, Российскую звезду, / молящася Господу / помиловатися душам нашим.

Кондак, глас 8

Жития треволнения и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, / пустынный гражданин показался еси, / многих быв наставник, Иосифе преподобне, / монахов собратель, и молебник верен, чистоты рачитель. / Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

преподобный Иосиф Волоцкий (Санин)

Основатель и игумен Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, церковный деятель, богослов, писатель. Активно боролся с ересью жидовствующих, являлся главным оппонентом прп. Нила Сорского в вопросе о монастырских землях.

Биография

На пути к подвигам

До своего обращения в монашество преподобный Иосиф Волоцкий был известен в миру под именем Иоанн Санин.

Родился он 31 октября 1439 года, в селе Язвище, близ Волока Ламского (ныне — город Волоколамск). Его отец, будучи потомственным вотчинником, владел этим селом.

В своё время прадед Иоанна, Александр Саня, пришёл на Русь из Литвы (вероятно, в числе приближённых литовского князя Свидригайло, но возможно, что несколько раньше). Вотчиной он был пожалован от Московского князя за верную службу.

Дед Иоанна, Григорий, был человеком глубокой веры и закончил земную жизнь иноком, собственно, как и супруга.

Отец и мать Иоанна, Иоанн и Марина, тоже выбрали для себя христианский спасительный путь.

О достоверных подробностях детства и отрочества святого Иосифа Волоцкого известно немного. Сообщается, что в младенчестве он был крещен и назван Иоанном, в честь прославленного Божьего угодника Иоанна Милостивого.

Когда будущий преподобный достиг семилетнего возраста, его отдали для обучения и духовного воспитания в Волоколамскую обитель, к благочестивому старцу Арсению Леженке. Известно, что уже в этом возрасте Иоанн проявил интерес способности к книжным наукам и послушанию. Согласно преданию, к 9 годам он стал вполне подготовленным чтецом.

Предполагается, что в детские годы Иван сдружился с будущим окольничьим великого князя, Борисом Кутузовым.

Монашеский подвиг

Ещё в молодости Иоанн принял решение подчинить свою жизнь служению Богу, а в двадцатилетнем возрасте, хорошенько обдумав свой выбор, принял монашеский постриг.

Сообщается, что первоначально он поступил в Тверскую Саввину обитель. Однако, найдя несоответствие тамошней дисциплины собственным аскетическим ожиданиям, встретив там грубое сквернословие, он не захотел потакать местным порядкам и с благословения старца Варсонофия Неумоя перебрался в Боровскую обитель.

Здесь его постригли в монашество и дали новое имя, Иосиф, в честь известного подвижника Иосифа Прекрасного. В этой обители, под руководством преподобного Пафнутия, он приобрёл основы духовного опыта. Исполняя монастырское послушание, Иосиф безропотно и смиренно трудился в поварне, пекарне, лечебнице, певчим в храме.

После того как Иоанн (Иосиф) оставил мирские соблазны и земную суету, его кровный отец занемог. Болезнь так сковала силы, что он не мог самостоятельно развернуться на ложе. Ощущая к родителю искреннюю сыновнюю любовь, Иосиф испросил у преподобного Пафнутия благословение взять того под личную опеку, поселить его в своей келье.

Старец Пафнутий внял просьбе Иосифа, принял несчастного в монастырь и постриг в иночество. Иосиф ухаживал за отцом в продолжении пятнадцати лет, вплоть до его преставления.

Мать Иосифа, заручившись сыновней поддержкой, приняла иночество во Власиевском монастыре Волока Ламского.

Братья Иосифа, Вассиан и Акакий, и его племянники, Досифей и Вассиан, приняли постриг в Пафнутиевой Боровской обители.

Служение в роли игумена

Перед отшествием к Богу преподобный Пафнутий завещал, чтобы по его смерти игуменство принял его ученик, Иосиф. Так и произошло. Это решение отвечало и воле великого князя, Иоанна III, и желанию братий. Считается, что Иосиф был возведён в иерейское достоинство святителем Геронтием.

В 1479 году из-за недопонимания, возникшего между новым игуменом и великим князем, а также ввиду недовольства братий монастыря стремлением Иосифа ввести в обиход строгий общежительный устав, тот был вынужден покинуть обитель.

Утверждается, что единодушие с игуменом выразили семь благочестивых старцев, поддержавших его желание тайно оставить монастырь.

Покидая братий, преподобный Иосиф взял с собой старца Герасима Черного. Останавливаясь в разных монастырях, мудрый игумен выдавал себя за простого послушника, ученика Герасима. В целом это выглядело правдоподобно, хотя иногда сквозь ученический образ Иосифа пробивались черты умудренного аскетическим опытом пастыря.

Несколько месяцев он провёл в Кирилло-Белозерской обители. Есть основания считать, что именно в этот период он познакомился с Нилом Сорским, с которым в дальнейшем имел продолжительный спор.

Известно, что после оставления Иосифом Боровской обители братия обратились к Иоанну III с просьбой избрать для них нового настоятеля, но тот ответил отказом, объяснив, что их игумен — Иосиф. Утверждается, что отец Иосиф на некоторое время вернулся в обитель, однако в мае 1479 года вновь удалился.

Основание монастыря

В июне того же года, в сопровождении нескольких старцев, он прибыл в город Рузу. Основать пустынь преподобный Иосиф решил в непроходимых лесах близ владений родного отца.

Волоцкий князь, Борис, идею одобрил и даже выделил в помощь святому своего ловчего, хорошо ориентировавшегося в тамошних местах. Вскоре на берегу реки Струзы, в тихом уединенном месте заложили основание храма. По некоторым свидетельствам, в этом мероприятии принимал участие князь Волоцкий Борис и его приближенные.

Осенью князь, движимый желанием оказать обители помощь, пожаловал ей во владение деревни Спировскую, Ярцевскую и Руготинскую, а спустя непродолжительное время — село Покровское. Нередко он доставлял в монастырь съестные продукты. В мае 1483 года княжеским повелением к обители отошло село Отчищево.

Супруга князя, желая внести свою лепту, пожаловала монастырю село Успенское. По смерти князя Бориса его наследник, Федор Борисович, подхватил благую традицию и продолжил поддерживать обитель.

В первое время существования монастыря братия состояла из бывших насельников Пафнутиевой обители, бывших волоцких вотчинников, простолюдинов и беглых холопов. Приблизительно к началу XVI столетия в число братий вошли бывшие приближенные князя.

В обители действовал строгий устав, отвечавший требованиям духа преподобного настоятеля. Правила внутренней жизни монахов были суровыми, и далеко не каждый пришедший готов был остаться здесь навсегда. Помимо общего монашеского делания в монастыре занимались перепиской богослужебных книг и святоотеческих произведений. Сам настоятель нередко занимался этим благим делом по ночам.

Первоначально вся управленческая власть главным образом сосредотачивалась в руках Иосифа. При этом он соучаствовал в трудах братий, не чуждаясь даже и самых тяжёлых работ. Впоследствии в обители усилилась роль старцев.

В конце земной жизни преподобный Иосиф сильно болел. Его мучили страшные головные боли, зрение ослабло, тело иссохло. Руководство обителью в этот период было передано подвижнику Даниилу (в будущем — митрополит Московский).

Чувствуя скорую кончину, он облёкся в великую схиму, непрестанно молился, регулярно причащался Святых Христовых Тайн. Когда телесные силы оставили его настолько, что он не мог уже ни стоять, ни даже сидеть на богослужении, в храме ему отвели укромное место (дабы не смущать богомольцев), где он присутствовал лёжа и куда его приносили ученики.

9 сентября 1515 года святой мирно почил о Господе.

Ересь жидовствующих, борцом с которой по Промыслу Божьему выпало стать преподобному Иосифу Волоцкому, представляла собой одно из наиболее разрушительных лжеучений за всю историю Руси.

Жидовствующие еретики отрицали троичность Бога по Лицам, Божественное достоинство Христа, отвергали почитание святых мощей и православных икон.

Внутренняя опасность этой духовной заразы сказывалась в том, что в отличие от многих других заблуждений она подрывала самые основы христианского вероучения. Внешне угроза выразилась в большом количестве последователей этого учения, не исключая представителей княжеской власти и духовенства.

Тропарь преподобному Иосифу Волоцкому, глас 5

Яко постников удобрение и отцев красоту, милости подателя, разсуждения светильника, вси вернии, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя, премудраго Иосифа, российскую звезду, молящася Господу/ помиловатися душам нашим.

Кондак преподобному Иосифу Волоцкому, глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, пустынный гражданин показался еси, многих быв наставник, Иосифе преподобне, монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Православная церковь за время своего существования пережила несколько потрясений и расколов, однако самым серьезным считается конфликт, произошедший между последователями Иосифа Волоцкого и Нила Сорского — видными православными деятелями, которые были сторонниками противоположных христианских мировоззрений. Основной причиной конфликта был монашеский устав и деятельность монастырей на Руси.

Иосиф Волоцкий — это один из выдающихся православных просветителей, который до сих пор своей позицией и мировоззрением вызывает горячие споры среди богословов. Кто такой Иосиф Волоцкий и почему его убеждения принесли смуту в православной среде?

Жизнеописание

Родился будущий монах и богослов 14 ноября 1439 года в дворянской семье Иоанна и Марины Саниных, и при рождении получил мирское имя Иван. Семья жила и служила при князе Борисе Волоцком и была довольно обеспеченной — владела деревней Язвище, которая была расположена в Волоцком княжестве. Данных о роде Саниных сохранилось немного, известно лишь что они вышли из Литвы и стали служить князю Волоцкому.


У Ивана были 3 брата и все они получили отменное образование, которое и положено получать маленьким дворянам — Иван знал 3 иностранных языка, обучался грамоте в Крестовоздвиженском монастыре города Волоцка у старца Арсения. Юноша с ранних лет проявлял большой интерес к учебе, и родители решили в 7 лет отдать сына на полное обучение к послушникам.

В обители Иван за год прочитал и изучил Псалтирь, а за второй год пребывания полностью прочел и изучил Священное Писание. Мальчик отличался невероятной памятью и цитировал наизусть большие отрывки из Библии, Псалтири и Апостола. Впоследствии старец Волоцкий читал молитвы и песнопения по памяти, не используя книги.

Иноческий путь

Пребывание среди послушников с ранних лет предопределило будущее мальчика — Иван принял решение посвятить жизнь на служении Господу. В 20 лет он получил благословение своего наставника старца Арсения и вначале стал послушником в Саввином Тверском монастыре у игумена Варсонофия, но спустя время перешел в более строгий устав Пафнутия Боровского, где в 1460 году принял постриг в иноки и получил новое имя — Иосиф.

Послушание юноши началось на подворье Рождества Богородицы Боровском, где наставником для него стал старец Пафнутий. Спустя время, отец мальчика Иоанн сильно заболел и вскоре его полностью парализовало. Он также принял решение принять монашеский постриг и вскоре сделал это, приняв имя Иоанникий.


Память инока сослужила ему хорошую службу и в этот раз — отличное знание церковного устава позволило ему стать экклесиархом или уставщиком, который следил за правильным ходом службы. На Боровском подворье преподобный провел 18 лет — он исполнял различные послушания, укреплялся в вере Богу, усмирял гордость и плоть, выполняя тяжелую и постоянную работу наравне с прочими монахами.

Служение в роли игумена

Заслужив любовь наставника Пафнутия, Иосиф после смерти игумена и по его посмертному желанию, становится руководителем Пафнутьево-Боровского монастыря в 1477 году. Новый руководитель стремился ввести в общине более строгий устав и хотел, чтобы монахи жили по общежительному принципу, который является распространённым в Киево-Печерской и Троицкой Лавре.

Этот устав подразумевает наличие у братии больших угодий и земель — благодаря состоятельности монахи могут строить храмы, служить большему количеству нуждающихся, принимать у себя болящих и основывать школы, приходы и богадельни. Однако этот же устав часто вызывает искушение у братии — большие средства приводят к большим грехам.

Иноки Боровские воспротивились желанию их нового игумена — они не желали принимать новый устав и не желали обретать большие угодья. Именно по причине разногласий с братией юноша занимал должность игумена 2 года и после принял решение покинуть обитель со своими сторонниками (среди них был и Герасим Черный), чтобы найти понимание в других местах.


Несколько месяцев он пробыл в Кирилло-Белозерской лавре, где, предположительно, познакомился с Нилом Сорским. Тем не менее, он вновь принял служение наставника в Боровской обители через 2 года своих странствий, но это произошло по приказу князя московского Ивана III.

Инок так и не нашел обители, которая бы полностью удовлетворила искания и видение монашеской жизни. Однако братия так и не смогла смириться и принять идеи своего игумена, они неоднократно просили Ивана III назначить им нового руководителя и в итоге игумен принял решение добровольно освободить занимаемый им пост, чтобы избежать скандалов и бунтов братии.

Иосифо-Волоколамская обитель

В 113 верстах от Москвы на свободном участке земли Иосиф Волоцкий основал собственный монастырь в честь Успения Богородицы, который впоследствии стал называться Иосифо-Волоцким. Основным покровителем обители стал князь Волоцкий Борис, который являлся родным братом правителем Московского княжества Ивана III. Именно благодаря финансовой поддержки главы княжества быстро построили каменный храм и келии для братии.

Основывая собственную обитель, игумен наконец получил возможность создать и соблюдать собственный устав, который был довольно строгим. Конечно, главным отличием новой обители от Боровской стал общежительный принцип, по которому жили иноки. Основой же главного Устава было нестяжательство, а также:

  1. Общее хозяйство — оно принадлежало послушникам и доходы шли на нужды братии и на служении мирянам.
  2. Общее имущество — монахи владели одеждой, обувью, пищей и прочими вещами наравне, т.е. у иноков не было собственного имущества. Без благословения и разрешения игумена монахи не имели права принести в собственную келью даже книгу из библиотеки обители.
  3. Служение милостыни — часть трапезы монахи делили с неимущими, которые приходили на ужин из ближайших городов и сел. В некоторые дни братия кормила до 700 человек.
  4. Труд и молитва — это основа жизни в монастыре. Иноки занимались ведением хозяйства, физическим трудом и молитвой постоянно, на отдых оставляя минимум времени в сутках.
  5. Праздность считалась орудием обольщения диавола.

Подобный устав считался одним из самых строгих в монашестве, не многие могли выполнять его. Однако братия насчитывала до 30 иноков, которые помимо постоянных послушаний занимались и просветительской деятельностью — переписывали книги для богослужений, труды святых отцов церкви, писали иконы.


Вскоре библиотека в обители стала одной из самых лучших среди всех монастырских книжных собраний Руси. Сам преподобный стал местным духовным наставником для мирян — к нему приходили за советом, молитвой и словом со всех краев княжества. Он уделял время каждому, стараясь ответит на волнующие вопросы и посеять в сердца Божье Слово.

Старца считали покровителем слабых и неимущих, отцом для нищих и настоящим пастырем. Знатные люди княжества брали настоятеля в наставники для своих детей, приезжали на исповеди к игумену и за советом. Многие князья состояли с просветителем в письменной переписки, открывая свое сердце и прося совета в сложных обстоятельствах.

Умер Иосиф Волоцкий в 1515 году в сентябре. Он записал Устав своего монастыря и последним наставлением игумена было не отступать от созданного им плана жизни для монахов. Похоронили старца в церкви обители, где со временем стали происходить разные чудеса.

Иосифляне: основные идеи

Иосиф Волоцкий был не только аскетичным монахом, но и активным деятелем, который активно высказывался по разным вопросам, касательно монашеского и церковного устава. Взгляды настоятеля Волоцкого разделяли многие православные, что привело к формированию так называемых иосифлян — последователей старца, которые отстаивали его взгляды.


Подвижники несли в массы христиан идеи наставника, они стремились не только изменить течение монастырских обителей, но и добиться изменений в государственных законах, чтобы монахи получили законное право на владение землей. Кроме этого, они также выступали за:

  • необходимость храмовых украшений;
  • полезность обширного хозяйства у иноков;
  • обеспечение населения продовольствием во время неурожая;
  • открытую деятельность обителей;
  • необходимость в украшении церквей росписями;
  • миссионерское служение среди мирян;
  • полезность богатых украшений для икон и церковной утвари.

Активное противостояние двух течений достигло апогея в 1504 году, когда иосифляне выступили на Всеобщем Церковной Соборе с резким осуждением нестяжателей (последователей Нила Сорского). Их поддержал князь Иван III Васильевич и они получили признание Церкви.

Литературная деятельность

Преподобный не только вел активную просветительскую и монашескую деятельность, он также является автором нескольких литературных трудов. был талантливым церковным писателем.


Перу игумена принадлежат труды:

Литературные труды настоятеля до сих пор не утратили своей значимости — он поднимал и раскрывал важные для православного общества темы, такие как почитание святых русских монахов, иконопись, борьба против различных ересей.


Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году, святые мощи до сих пор хранятся в церкви Успения Иосифо-Волоцкого монастыря, вместе с веригами, которые использовал преподобный при жизни. В 2009 году на подворье был поставлен памятник русскому подвижнику монашества.

В декабре этого же года Патриарх Руси Кирилл объявил святого небесным покровителем православного предпринимательства и специалистов материально-технического обеспечения Вооружённых сил РФ — ему следует молиться всем бизнесменам и военным техникам. День памяти святого отмечается 9 сентября и 18 октября.

Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) – основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, православный святой, почитаемый в лике преподобных. Дни памяти: 9 сентября и 18 октября.

Иосиф Волоцкий родился 14 ноября 1439 (или 1440) года во владении своего отца – селе Язвище Волоцкого княжества (ныне в Волоколамском районе Московской области). Его родителями были Иоанн (в монашестве Иоанникий) и Марина (в схиме Мария), принадлежавшие к служилому дворянству удельного князя Бориса Волоцкого.

В семилетнем возрасте Иоанна (Иван Санин – мирское имя Иосифа Волоцкого) отдали в обучение к просвещенному старцу Арсению в Волоколамский Кресто-Воздвиженский монастырь, где он обучался грамоте. Иван первым из семьи принял постриг, позднее монашество приняли отец и все три его брата. Вскоре он стал певцом и чтецом при монастырской церкви. Современники удивлялись его необычайной памяти.

Пафнутий принял юного подвижника, и 13 февраля 1460 года Иоанн Санин был пострижен в монахи под именем Иосиф. Иосиф работал на кухне, прислуживал в церкви. Его отличительными чертами были терпение, послушание и сострадательность, он имел талант к пению, снискал всеобщую любовь. Вскоре преподобный Пафнутий назначил Иосифа экклесиархом, в его обязанности входило наблюдение за исполнением церковного устава. Находясь в Боровском монастыре, Иосиф убедил отца и братьев принять иноческий постриг. В течение 15 лет он заботился об отце в монастырской больнице, которого разбил паралич.

Около 18 лет провел Иосиф в Боровском монастыре. После смерти преподобного Пафнутия Боровского (1 мая 1477 г.) Иосиф был рукоположен в иеромонаха, затем по завещанию Пафнутия и по настоянию Ивана III он был назначен преемником настоятеля – игуменом Боровского монастыря. Новый настоятель решил заняться преобразованием монастырской жизни, устроить ее на началах более строгого общежития по примеру других известных обителей. Однако намерения Иосифа были встречены сильным противодействием со стороны братии, за исключением семи иноков.

Тогда Иосиф решил оставить монастырь и обойти другие обители в поисках решения о наилучшем устроении монастырской жизни. В сопровождении старца Герасима Чёрного он, среди прочих, посетил Кирилло-Белозерский монастырь, который произвел на него наиболее благоприятное впечатление своим строгим уставом монашеского общежития. Два года провел Иосиф в странствиях, знакомясь с жизнью различных монастырей, увиденное и осмысленное укрепило его взгляды. Возвратившись по воле Великого князя в Боровский монастырь, Иосиф встретился с прежним упорным сопротивлением братии к изменению монашеского устава. Братия даже просила у Ивана III другого игумена, но князь отказал. Тогда Иосиф решил основать новую обитель и с семью единомышленниками направился в окрестности Волоколамска, в родные места.

В этот период Волоцким князем был брат Великого князя Ивана III Борис Васильевич. Он был наслышан о добродетельной жизни Иосифа, радушно принял монаха и позволил поселиться на территории своего княжества. Место для будущей обители было выбрано в 25 км от Волоколамска, при слиянии рек Струги и Сестры. Существует поверье, что выбор этого места сопровождался знаменательным явлением: налетела буря и повалила лес на глазах удивленных путников, расчищая место для строительства обители. В июне 1479 года здесь был воздвигнут крест и заложена деревянная церковь в честь Успения Богоматери, освященная 15 августа 1479 г. Эта дата считается днем основания Иосифо-Волоколамского монастыря Успения Пресвятой Богородицы.

Князь и многие знатные благотворители делали многочисленные пожертвования в пользу монастыря, обитель также получала доходы с близлежащих деревень. Вскоре монастырь был построен. В его строительстве принимал участие сам ее основатель Иосиф, он валил лес, рубил и пилил, носил бревна. В построенной обители преподобный Иосиф устроил жизнь иноков по всей строгости, а устав монастырской жизни во многом был заимствован из уставов Студийского и афонских монастырей. Добрая слава об Иосифе привлекала к подвижнику учеников, и число иноков быстро достигло 100 человек. В монастыре все было общее: пища, одежда, обувь. Часть трапезы общим решением оставлялась бедным. Большое внимание в обители уделялось переписке Богослужебных книг, и вскоре книжное собрание монастыря стало одним из крупнейших среди монастырских библиотек.

В 1484–1485 гг. был построен каменный храм Успения Богоматери на месте деревянного. Летом 1485 г. его расписывал живописец Дионисий со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. В 1504 г. заложили теплую трапезную церковь во имя святого Богоявления, позднее была воздвигнута колокольня, а под ней – церковь в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии.

Учениками и последователями Иосифа Волоцкого стали архиепископ Вассиан Ростовский (Рыло), митрополиты Московские и всея Руси Даниил (1492–1547) и Макарий (ок. 1482–1563), епископы Симеон Суздальский и Тарусский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий (Черный) и многие другие. Постриженики монастыря занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (ок. 1500–1563), архиепископ Казанский и Свияжский Герман (1505– 1567), епископ Тверской (1522–1567) и другие.

Преподобный Иосиф Волоцкий помогал всем нуждавшимся, учил знатных и власть имущих людей милосердию по отношению к подданным. В 1512 году во время страшного голода в его обители нашли пристанище около 1000 детей. Иосиф являлся духовным отцом многих бояр.

Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 года на 76 году жизни. Надгробное слово ему составил его племянник и ученик Досифей Топорков. В 1579 году Иосиф был канонизован – установлено местное почитание в Иосифо-Волоколамском монастыре. 1 июня 1591 г. при патриархе Иове Иосиф был признан святым всей Русской Православной Церковью. Мощи и вериги святого Иосифа Волоцкого покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря.

14 июня 2009 г. около монастыря был открыт памятник преподобному Иосифу. 7 декабря 2009 г. преподобный Иосиф Волоцкий объявлен покровителем православного хозяйствования и предпринимательства (по благословению патриарха Кирилла).

Иосифля́не — последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.

Иван Санин, будущий преподобный Иосиф Волоцкий, происходил из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. Отец его владел селом Язвище в Волоцком княжестве. 7-летним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году — все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Часто, не имея в келии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу.

Еще не будучи иноком, Иоанн проводил иноческую жизнь. Благодаря чтению и изучению Священного Писания и творений святых отцов, он постоянно пребывал в Богомыслии.

В 20 лет в Боровском монастыре, обители Пафнутия Боровского, Иоанн принял монашеский постриг с именем Иосиф. Монашеский постриг приняли и три его родных брата и два племянника, а двое из них впоследствии стали епископами. Под руководством Пафнутия Боровского он прожил 18 лет. В обитель пришёл и престарелый отец Санина, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет.

В 1477 году, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители в течение двух лет был Иосиф Волоцкий. Он пытался ввести строгий общежительный устав, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей, но встретив сильный отпор со стороны иноков, в 1479 году оставил монастырь и два года странствовал в сопровождении Герасима Чёрного. Недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, Иосиф вернулся в свою обитель. Братия встретила его настороженно и просила у великого князя московского Ивана III другого игумена, но тот отказал. Встретив прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав, Иосиф основал общежительский монастырь Успения Богородицы на Волоке Ламском, в 113 верстах от Москвы. Позднее эта обитель стала широко известна по имени своего основателя, как Иосифо-Волоцкий монастырь .

Иосифо-Волоколамский монастырь

Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в глубокие тайники души вопрошавших и прозорливо открывал им волю Божию. Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений.

Простой народ находил в монастыре преподобного средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек.

Еретики отрицали важнейшие догматы православного вероучения — Святую Троицу, богочеловеческую природу Иисуса Христа и его роль Спасителя, идею посмертного воскрешения и т.д. Они подвергли критике и осмеянию тексты Библии и святоотеческую литературу. Кроме того, еретики отказывались признавать многие традиционные принципы православной Церкви, в том числе институт монашества и иконопочитание.

Распространение еретичества Иосиф Волоцкий рассматривал не просто как отступничество от христианства, но и как огромную беду, опасность для самой Руси — они могли погубить уже сложившееся духовное единство Руси.

В 1507 году Иосиф Волоцкий вступил в конфликт с князем Федором Борисовичем Волоцким, на землях которого располагался монастырь. Приверженец строгого личного аскетизма, преподобный Иосиф решительно выступал за право владения монастырями земельной собственностью. Ведь только обладая собственностью и не заботясь о хлебе насущном, монашество будет увеличиваться и, следовательно, заниматься своим главным делом — нести в народ Слово Божие. Более того, лишь богатая Церковь, по убеждению преподобного Иосифа, способна приобрести в обществе максимум влияния. А князь Федор Волоцкий посягнул на монастырское имущество. После этого Иосиф заявил о переходе монастыря под власть великого князя Василия III Ивановича. В 1508 году новгородский архиепископ Серапион, которому монастырь подчинялся в церковном отношении, поддержал волоцкого князя и отлучил Иосифа от Церкви. Но за него вступился митрополит Симон, лишивший сана новгородского владыку.

Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 г. и похоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Канонизирован в 1591 г. Дни памяти — 9 (22) сентября, 18 (31) октября .

1000-865-0148714a319682a4cbb88cb72

Читайте также: