Сообщение о иностранном слове 4 класс

Обновлено: 20.05.2024

Тип урока: урок изучения нового материала (знакомство со словарем иностранных слов).

Фомы работы: парная, групповая, фронтальный опрос, дискуссия

Методические приемы: частично-поисковый, группировка, анализ.

Эпиграфом к уроку могут стать слова В.Г.Белинского:

“Все народы меняются словами и занимают их друг у друга”.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (о теме и цели урока).

Учит. Здравствуйте, ребята! Поприветствуем гостей.

– Что необычного вы заметили? (нет тетр., учеб, ничего нет на доске).

– Предлагаю вам провести сегодняшний урок необычно, как в иностранной школе, чтобы глубже погрузиться в тему урока. У нас не будет традиционных тетрадей, их заменят рабочие листы.

Задание1. Послушайте текст, выпишите слова, которые покажутся вам знакомые.

1 ученик читает английский текст “Sport in England”.

– Какова тема текста?

2 ученик читает текст на немецком языке.

– О чём этот текст?

Учитель или ученик читает текст на французском языке

P.S. все тексты о спорте и содержат слова спорт, теннис, баскетбол, футбол – все слова звучат на разных языках одинаково.

– Какова тема теста?

– Почему вы так решили? Ведь тексты на разных иностранных языках?

(Ребята высказывают свои мнения.)

Вывод: в русском языке есть слова, заимствованные из других языков.

– Что значит заимствованные? (мнения детей)

– Давайте проверим себя по словарю. Какой словарь нам поможет в этом? (толковый)

– Определите тему сегодняшнего урока.

– Запишите тему урока (Заимствованные слова).

– Как иностранные, заимствованные слова к нам попали? Почему же слова из одного языка проникают другой? И какими путями?

(люди ездят в др. страны, через СМИ, из фильмов…)

– А что происходит со словами-“иностранцами”, когда они попадают в русский язык?

– Давайте докажем, что в нашем языке есть такие слова. Какими словарями вы можете воспользоваться? (своими этимологическими). Приведите примеры таких слов (устно).

– Сегодня мы с вами знакомимся с новым словарём!

– Кто догадался, как называется этот словарь? (заимствованных, иностранных слов)

– Давайте вспомним и те словари, которые нам уже хорошо известны и мы часто к ним обращаемся.

III. Актуализация ЗУН (опора на имеющиеся знания о словарях)

– Какой словарь мог так рассказать о начале своего рабочего дня.

/открываются словари на выставке/

От лица словарей могут читать дети или учитель.

Фразеологический словарь. “Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки”.

Толковый словарь. “В 6 часов началось моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. Я что они означают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур”.

Словарь синонимов. “Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора а работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами”.

Словарь антонимов. “Встал то ли утром, то ли вечером. Не разобрал, было темно или светло. Не мог решить, что надеть белое или чёрное? Я ведь уже не маленький, а большой! Сам вымыл посуду, чтобы она была не грязная, а чистая. На душе было грустно, но потом стало весело!”

– О каком словаре мы ещё не упомянули? (этимологическом).

– В каких случаях словари приходят вам на помощь? (трудное написание, перевод текста, значение слова,…)

IV. Творческая практическая работа (закрепление).

Предлагаю вам, пока не используя новый словарь заимствованных слов выполнить задание.

Распределите слова по группам, в зависимости от той страны, к которой они относятся.

традиции дерево-символ кухня
Испания коррида олива паэлья .
Италия карнавал пиния . спагетти
Япония икебана сакура суши
Америка (США) родэо секвойя гамбургер

- Почему, даже, не прибегая к словарю, вам удалось выполнить это задание? Ведь слова то были иностранные?

- Мы знакомы с заимствованными словами, оно прочно прижились в нашем языке.

Из данных слов составьте предложение или небольшой текст и определите, из какого языка пришли к нам эти слова (по словарю).

1 вариант. Амулет (фр.), ансамбль(фр.), арфа(нем.), артист(фр.), бисер(араб.)

2 вариант. Боулинг (англ.), теннис(англ.), солист(итал.), актер(фр.), интервью(англ.)

3 вариант. Анкета (фр.), автор(лат.), брелок(фр.), кристалл(греч.), медуза (греч.)

4 вариант. Астрономия(греч.), аппликация(лат.),динозавр(греч.), дисплей(англ.), метеорит(фр.)

Составьте как можно больше слов с приставками, используя новый словарь.

В нашей жизни очень много иностранных слов,…/мнения детей/.

Предлагаю выполнить самооценку. Пусть каждый из вас оценит свою работу, используя фразеологизмы. Выберите подходящий для вас.

– Заблудился в трёх соснах.

– Играл в бирюльки.

V. Итог. Рефлексия.

– С каким словарём мы познакомились? Ваше впечатление от урока? Что удивило? О чём бы вы хотели рассказать родителям?

Закончить наш урок мне бы хотелось словами учёного В.Г.Белинского: “Все народы меняются словами и занимают их друг у друга”.

VI. Дома.

Найдите в словаре иностранных заимствованных слов слова, относящиеся к теме “Спорт”, запишите их, указав, из какого языка они пришли к нам и что обозначают.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока родного языка в 4 классе

Автор: Григорьева Ирина Владимировна, учитель начальных классов филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в с.Подлесное

Тема урока: Заимствованные слова в русском языке

Цель урока: познакомить с заимствованными словами,

создать условия для выявления заимствованных слов и употребления их в собственной речи.

Планируемые результаты :

-умение выделять заимствованные слова в тексте;

-знание причин заимствования слов;

-умение находить значение заимствованных слов в словаре иностранных слов;

- умение работать в парах, группах.

I .Самоопределение к деятельности.

-Долгожданный дан звонок,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь

-Организация рабочих мест.

-Послушайте стихотворение, подумайте. О чем пойдет речь на уроке?

Каждое слово живое,

С особой, своей судьбою,

Бежали столетья и годы,

По-разному жили народы,

Торговлю вели, воевали,

Бранились, а после мирились,

Жить в добром соседстве учились.

И вот результат их общенья-

Волшебное слов превращенье,

Так, в языке зародившись одном,

Слово потом оказалось в другом,

Немало прошло испытаний,

То смысл поменяв, то звучанье,

Слово по вкусу пришлось языку,

-Буду жить у тебя, никуда не уйду!

-О каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?(О словах, которые пришли к нам из других языков.)

-Это заимствованные слова.

-Прочитайте на слайде ( на доске):

III . Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с такими словами. Узнаем причины заимствования слов, выясним с помощью каких словарей можно найти значение заимствованных слов. Мы даже и не подразумеваем, насколько много в русском языке таких слов.

IV .Открытие новых знаний.

Путешествуя по острову, мы будем делать следующие остановки.

На корабле ходить я буду,
Когда на Флот служить пойду.
И тот корабль, подобно чуду,
Взметает встречную волну.
На нём живёт его команда -
Все люди разных возрастов.
Я буду младшим, это правда,
А кто назвать меня готов?
(Матрос)

В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся. (Клоун)

Раньше такого умного друга

У школьников не было в нашей округе.

Теперь в каждом доме, на каждом столе,

Стоит он, помощник тебе да и мне.

Рисует, считает, хоть что вычисляет,

А если захочешь, в игру поиграет.

Он — ЭВМ. Это имя одно.

А как по-другому зовем мы его? (Компьютер)

На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
( Земляника )

Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит "одолжить" он
У лесных пчёл мёд. (Медведь)

Кольцо с каким-нибудь драгоценным камнем для пальца руки .(Перстень)

- Объясните значение записанных слов. Распределите в 2 группы.
Земляника, медведь, перстень

-Эти слова пришли к нам из других языков. Это заимствованные слова: Оказывается, в нашей речи очень много заимствованных слов. А каковы причины заимствования? (Появлялись новые предметы, события, занятия, а вместе с ними новые слова)

-Прочитайте стихотворение. Найдите заимствованные слова.

Прямо в бутсах к нам пришёл,

Вслед за ним пришёл хоккей ,

А до этого жокей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд.

Чемпион, тайм-аут, спорт .

-Что обозначают выделенные слова?

-Как вы думаете, что послужило причиной заимствования иноязычной лексики?

Основной причиной заимствования иноязычной лексики признается отсутствие соответствующего понятия в основной базе языка. Очень часто слово появляется вместе с предметом или понятием.

-Откройте словарь иностранных слов, прочитайте значение этих слов.

-Спишите слова, заимствованные из английского языка, располагая их по алфавиту.

VI .Физкультминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

-Разделимся на четыре группы. Каждая группа получает задание, найти значение слов в толковом словаре С.И.Ожегова.

Командиры групп читают значение слов.

-Делаем вывод, как найти значение заимствованных слов? (В толковом словаре или словаре иностранных слов)

-Даже этого не подозревая, вы умеете говорить на разных языках.

-Ребята, сейчас разделимся на две группы. Выясним, кто лучше знает иностранные слова.

1.Дежурство на корабле по-голландски? (Вахта)

2 Гостиница по- французски? (Отель)

3.Меткий стрелок по- английски? (Снайпер)

4.Перерыв, отдых у школьников после каждой учебной четверти по -латински? ( каникулы)

5.Брюки из плотной хлопчатобумажной ткани, окрашенной в синий цвет по–английски? (Джинсы)

6.Воображаемая линия, где небо сходится с землей по-гречески? (Горизонт)

-Молодцы! Хорошо справились с заданием.

-Из каких языков пришли в наш русский язык эти слова?

-А теперь проверим, как вы запомнили написание отгаданных слов.

Подумайте, какие предложения вы составите с данными словами. Поставьте знак ударения, в записанных словах

Вахта, отель, снайпер, каникулы, джинсы, горизонт.

(Матрос заступил на вахту. На летних каникулах я отдыхал у бабушки в деревне. На горизонте показался долгожданный корабль.

-Запишите предложения, подчеркните основу. Каким членом предложения являются заимствованные слова в данных предложениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с понятием заимствованные слова, показать, какими путями они из одного языка проникают в другой.

Формируемые результаты:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя).

использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; аргументировать свою точку зрения.

I. Организационный момент.

Урок русского языка

Прозвенел весёлый звонок.

Знать хотят про всё на свете.

Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на "древнеиндийский язык", ибо слово сахар – индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по-китайски: ча – так в Северном Китае испокон веков называется и чайное деревце и полученный из его листьев напиток. "Хочу какао или шоколада!" Но в таком случае вы – потомок ацтеков из далёкой Мексики: какао или шоколад – настоящие американо-индейские слова.

- О чем пойдёт речь на уроке? (Заимствованные слова)

- как понимаете эти слова?

-Ребята, как вы думаете, а нужны ли нам заимствованные слова?

-На этот вопрос нам и предстоит ответить в течение урока

IV. Изучение нового материала.

Этимологияэто один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. (ЗАПИСАТЬ)

1. Э. – раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

2. Э. – происхождение того или иного слова или выражения.

Существуют этимологические словари, которые содержат в себе секреты и тайны слов. Материал этимологических словарей дает представление о том, в каком языке возникло то или иное слово, какой путь прошло оно в своем развитии, в каких языках зафиксировано.

V.Работа по теме урока.

Речь состоит из слов.
Этот закон не нов.
Каждое слово – живое
С особой, своей судьбою.
Бежали столетья и годы,
По-разному жили народы.
Торговлю вели, воевали,
Бранились, а после – мирились,
Жить в добром соседстве учились.
И вот результат их общенья,
Волшебное слов превращенье.
Так, в языке зародившись одном,
Слово потом оказалось в другом.

-Каковы же причины заимствований? Почему люди меняются словами? ( Учащиеся делают предположения, )

- А теперь проверим ,верны ли ваши предположения?

спорт sport
спортсмен sportsman
старт start
волейбол volleyball
баскетбол basketball

Ученик показывает образование слова футбол в английском языке.

Football – foot (нога) + ball (мяч) –––– футбол

Образовать от данных заимствованных слов новые слова.(Учащиеся вспоминают способы образования слов в русском языке).

Спорт – (спортивный) спортшкола
Футбол – (футболист) спортзал
Волейбол – (волейбольный) спортинвентарь
Баскетбол – (баскетбольный)

Основными причинами заимствований являются следующие:

Исторические контакты народов.

Необходимость названия новых предметов и явлений.

В языке закрепляются заимствованные слова, похожие по структуре.

Заимствование из языка в язык может идти двумя путями: устным и письменным, через посредство книг. При письменном заимствовании слово изменяется мало, при устном – сильнее. Заимствоваться слова могут непосредственно из языка в язык, а также через языки-посредники.

Давайте мы с вами немного поиграем и научимся находить заимствованные слова.

Заимствованные слова можно узнать по определенным признакам:

- они начинаются с гласных А, Э (эрудиция, ансамбль);

-в таких словах есть буква Ф (кроме филина);

- в корне есть сочетания ХЕ, КЕ, ГЕ, КГ, КЗ, КД, ГБ (макет, схема, анекдот);

- корнях есть сочетания ПЮ, ВЮ, БЮ, МЮ, КЮ (пюре, бюро, мюсли);

- в корне соседствуют две гласных ИУ, ИЕ, ЕА, УЭ (дуэль, театр, силуэт);

- в корне есть удвоенная согласная СС, РР, ЛЛ, НН (вилла, ванна, касса, территория);

- такие слова не склоняются (жюри, пальто, кашпо, такси, шасси);

Выберите из слов иноязычные:

легенда, простота, бюллетень, келья, чистенький, сестричка, администрация, приучить, этаж, графин, молоко, близкий, диета, ножницы, караул, братский, обновка, авиация.

В словах есть подсказки, которые помогают нам понять какое перед нами слово и из какого языка оно заимствовано.

Английский язык: сочетания ДЖ, ИНГ, МЕН

Немецкий язык: сочетания ШТ, ШП, МАН, БУРГ

Разделите слова на два столбика в зависимости от происхождения: смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня, спортсмен, джин, штабель, Оренбург, штраф, спиннинг, вундеркинд, джентльмен, джем.

ФИЗМИНУТКА

1. Вымышленный персонаж американских комиксов, первый супергерой мужского пола.(Супермен) англ.

2. Клейкая лента.(Скотч) англ.

3. Небольшое мучное кондитерское изделие в форме полумесяца из слоёного теста. Очень популярен во Франции. ( Круассан) франц.

4. Напиток, получаемый варкой, завариванием и/или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. ( Чай) китай.

5. Цитрусовое дерево с крупными сочными плодами жёлтого цвета, имеющими кислый вкус; плод такого дерева. (Лимон) араб.

Замените данные заимствованные слова русскими синонимами, при затруднении обращайтесь к словам для справок

слова для справок : малыш, подарок, звезда, образ, плакат, ,– выходные дни, неудачник, лицо, каникулы, прейскурант,


VI.Итог урока.

С какими словами познакомились сегодня на уроке? (исконно русскими и заимствованными)
К каким источникам на необходимо обратиться , чтобы уточнить происхождение слова и узнать из какого языка оно к нам попало?

-Всегда ли нужны заимствованные слова? Послушайте стихотворение-пародию “Бурное новословие” Н.П.Колесникова.

У торговцев, у послов
(да в любой газете)
Появилось много слов,
Непонятных, умных слов,
Вот таких, как эти:
Ноу хау, чартер,
Тюнер, плейер, бартер,
саммит, зомби,
Картер, брокер, лобби,
Сервис, ксерокс, принтер,
Блейзер, сканнер, спринтер,
Фьючерс, дайджест, рейтинг,
Имидж, спонсор, серфинг,
Шоу, таймер, бизнес,
Брифинг, картридж, клиринг,
Селинг, лизинг, дилинг,
Плоттер, триллер, дилер,
Нет от них покоя мне
Наяву, да и во сне,
И никак я не пойму,
Что к чему и почему

Учёные считают, что если заимствованная лексика превышает 2-3%, то возможно скорое исчезновение языка. Количество заимствований в русском языке уже превышает 10%! Есть повод задуматься, не правда ли? Стараясь копировать чужие образцы, мы теряем свою самобытность, родной язык, культуру. Всё-таки там, где можно обойтись средствами родного языка, давайте не будем отдавать дань моде жить и мыслить по-американски.

Вывод: Используя в речи заимствованные слова, необходимо помнить, что неуместное их употребление ведет к засорению языка, делает речь непонятной. Теряется самобытность языка.

- Запрещается использовать аватары и подписи содержащие спам, рекламу, порно, пропаганду нацизма и.т.д

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

Читайте также: