Сообщение о художниках эпохи возрождения посвятивших свои полотна женщинам

Обновлено: 07.07.2024

Эпоха Ренессанса подарила миру много громких имен. Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и другие художники оставили потомкам истинные шедевры изобразительного искусства, которыми люди восхищаются до сих пор. Расскажем о десяти самых выдающихся.

При создании картины автор вдохновлялся античными скульптурами. Сегодня работа хранится в галерее Уффици (Флоренция).

Эта работа итальянского художника принята за образец живописной школы Ренессанса. С 1754 года труд хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене, где часто останавливалась русская интеллигенция. Поэтому, отмечает историк искусств Кира Долинина, упоминание картины можно встретить в произведениях Жуковского, Фета, Достоевского.

  • Левая изображает безмятежный рай, Бога и Адама с Евой.
  • Центральная часть — олицетворение жизни человека. В ней через множество деталей передан человеческий опыт от рождения до загробной жизни.
  • Справа видим подобие ада с его жуткими пыточными машинами и мрачным пейзажем.

Масштабы картины (6,9 м на 3,6 м) поражают воображение. Она состоит из трех уровней:

  • Внизу — апостолы, с надеждой взирающие в небеса.
  • В центре композиции — Дева Мария.
  • Сверху — Бог-Отец с приготовленной для Марии короной.
  • спокойный и прекрасный Иисус;
  • неприятный и подлый Иуда;
  • суровые стражники, готовые схватить того, кого поцелует апостол-предатель.

Этот подход в изображении библейских сюжетов стал новаторским и обеспечил автору признание.

  • его герои не статичны;
  • выражения лиц не передают внутренних переживаний;
  • палитра более мрачная.

Эпоха Возрождения подарила миру шедевры, которые можно до бесконечности изучать и находить скрытые смыслы. Те, что сохранились до наших времен, тщательно оберегаются для следующих поколений.

Эпоха Возрождения (Ренессанс). Италия. XV—XVI века. Ранний капитализм. Страной правят богатые банкиры. Они интересуются искусством и наукой.

Богатые и влиятельные собирают вокруг себя талантливых и мудрых. Поэты, философы, художники и скульпторы ведут ежедневные беседы со своими покровителями. В какой-то миг показалось, что людьми правят мудрецы, как того хотел Платон.

Вспомнили о древних римлянах и греках. Они тоже строили общество свободных граждан, где главная ценность — человек (не считая рабов, конечно).

Возрождение — это не просто копирование искусства древних цивилизаций. Это смешение. Мифологии и Христианства. Реалистичности натуры и душевности образов. Красоты физической и духовной.

Это была всего лишь вспышка. Период Высокого Возрождения – это примерно 30 лет ! С 1490-х годов до 1527 гг. С начала расцвета творчества Леонардо. До разграбления Рима.

Мираж идеального мира быстро померк. Италия оказалась слишком хрупкой. Она вскоре была порабощена очередным диктатором.

Однако эти 30 лет определили главные черты европейской живописи на 500 лет вперёд! Вплоть до импрессионистов.

Реалистичность изображения. Антропоцентризм (когда центр мира – Человек). Линейная перспектива. Масляные краски. Портрет. Пейзаж…

Невероятно, но в эти 30 лет творили сразу несколько гениальных мастеров. В другие времена они рождаются один в 1000 лет.

Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан — титаны эпохи Возрождения. Но нельзя не упомянуть и о двух их предшественниках: Джотто и Мазаччо. Без которых бы никакого Возрождения и не было.

1. Джотто (1267—1337).

XIV век. Проторенессанс. Главный его герой — Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон. Как, например, на этой иконе.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.

Тинторетто

Продолжительность жизни: октябрь 1518 г. — 31 мая 1594 г.

Национальность: итальянец

Тинторетто эпоха возраждения

Венецианская школа, разработанная в Венеции в эпоху Возрождения, дала новый импульс в живописи в сторону пышных цветов и световых эффектов. Венецианский стиль оказал большое влияние на последующее развитие западной живописи. Наряду с Тицианом и Веронезе, Тинторетто был одним из трех венецианских гигантов во времена эпохи Возрождения. Во времена Ренессанса художники в Италии разработали перспективу, чтобы создать иллюзию трехмерного пространства. Тинторетто расширил эту технику до предела, используя длинные и широкие перспективы. Стиль Тинторетто был новаторским и драматичным. Его искусство известно своей радикальной природой, яркостью и современностью. Тинторетто был высоко индивидуалистическим художником, чья техника развивалась в течение всей его карьеры. Его эксперименты со светом и пространством привели к достижению яркого визионерского качества в его более поздних работах. Тинторетто считается одним из самых значительных художников позднего Ренессанса.

Шедевр: Тайная вечеря (1594)

Тайная вечеря (1594) эпоха возраждения

Тайная вечеря (1594)

Другие известные работы:

  • Распятие (1565)
  • Тело Святого Марка, привезенное в Венецию (1566)

Тициан

Продолжительность жизни: 1488/1490 — 27 августа 1576

Национальность: итальянец

Тициан

Шедевр: Венера Урбинская (1538)

Венера Урбинская (1538) Эпоха Возрождения

Венера Урбинская (1538)

Другие известные работы: —

  • Успение Богородицы (1518)
  • Вакх и Ариадна (1523)

Альбрехт Дюрер

Продолжительность жизни: 21 мая 1471 г. — 6 апреля 1528 г.

Национальность: немец

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер был блестящим художником и рисовальщиком, его наибольшее художественное влияние было оказано на печатное производство. Он начал свою карьеру в качестве ученика Михаэля Вольгемута, который возглавлял большую мастерскую и был лидером среди художников, возрождающих стандарты немецкой гравюры в то время. Еще в двадцатилетнем возрасте Дюрер завоевал свою репутацию и влияние в Европе благодаря своим высококачественным гравюрам на дереве. Он продолжил революцию в печатном производстве, подняв его до уровня самостоятельной художественной формы, и он считается одной из главных фигур в истории печатного искусства. Дюрер общался с крупнейшими итальянскими художниками своего времени, включая Рафаэля и Да Винчи. Его введение классических мотивов в северное искусство было важным вкладом в германское возрождение. Альбрехт Дюрер считается величайшим немецким художником эпохи Возрождения. Он оказал глубокое влияние на художников последующих поколений, особенно в печати.

Шедевр: Меленколия I (1514)

Меленколия I (1514) Эпоха Возрождения

Меленколия I (1514)

Другие известные работы: —

  • Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет в пальто с меховым воротником (1500)
  • Молящиеся руки (1508)

Иероним Босх

Продолжительность жизни: 1450 — 9 августа 1516 г.

Национальность: голландец

Иероним Босх

Шедевр: Сад земных наслаждений (1515)

Сад земных наслаждений (1515) Эпоха Возрождения

Сад земных наслаждений (1515)

Другие известные работы: —

  • Триптих Хейвейн (1516)
  • Страшный суд (1482)

Джотто

Продолжительность жизни: 1267 — 8 января 1337

Национальность: итальянец

Джотто

Шедевр: поцелуй Иуды (1306)

поцелуй Иуды (1306)

поцелуй Иуды (1306)

Другие известные работы: —

  • Огниссанти Мадонна (1310)
  • Оплакивание (Траур Христа) (1306)

Сандро Боттичелли

Продолжительность жизни: 1445 — 17 мая 1510

Национальность: итальянец

Сандро Боттичелли

Шедевр: Рождение Венеры (1486)

Рождение Венеры (1486)

Рождение Венеры (1486)

Другие известные работы:

  • Примавера (1482)
  • Поклонение волхвов (1476)

Донателло

Продолжительность жизни: 1386 — 13 декабря 1466

Национальность: итальянец

Донателло

Донателло вместе со своим другом, известным архитектором Филиппо Брунеллески, совершил поездку в Рим и изучил древнеримские руины, которые до сих пор не изучались в таких подробностях. Донателло и Брунеллески продолжали оказывать большое и глубокое влияние на искусство и архитектуру эпохи Возрождения. Донателло дал другое направление западной скульптуре, уводя ее от господствующего готического стиля, отмеченного мягко изогнутыми линиями и невыразительным лицом, к классическому стилю с драматическими выражениями и детальным реализмом. Он также впервые применил несколько художественных приемов, которые будут иметь огромное влияние на последующие поколения художников эпохи Возрождения. Донателло был ведущим скульптором раннего Ренессанса, и он создал некоторые из самых известных скульптур в мире, включая Бронзового Давида и конную статую Гаттамелаты.

Шедевр: бронзовый Давид (1440-е годы)

Эпоха Возрождения | 10 известных художников и их шедевры

бронзовый Давид (1440-е годы)

Другие известные работы: —

  • Конная статуя Гаттамелата (1453)
  • Кающаяся Магдалина (1455)

Рафаэль

Продолжительность жизни: 6 апреля 1483 г. — 6 апреля 1520 г.

Национальность: итальянец

Рафаэль

Шедевр: Афинская школа (1511)

Афинская школа (1511) Эпоха Возрождения

Афинская школа (1511)

Другие известные работы: —

  • Сикстинская Мадонна (1512 г.)
  • Преображенский (1520)

Микеланджело

Продолжительность жизни: 6 марта 1475 г. — 18 февраля 1564 г.

Национальность: итальянец

Микеланджело Эпоха Возрождения

Шедевр: Давид (1504)

Давид (1504) Эпоха Возрождения

Другие известные работы:

  • Сотворение Адама (1512)
  • Базилика Святого Петра (1626)

Леонардо Да Винчи

Продолжительность жизни: 15 апреля 1452 г. — 2 мая 1519 г.

Национальность: итальянец

Леонардо Да Винчи Эпоха Возрождения

Леонардо Да Винчи


Рождение Венеры (фрагмент). Сандро Боттичелли.

Именно эпоха Возрождения дала нам современное понимание женственности, как некой константы объединяющей в себе чувственную сексуальность и глубину внутреннего мира. В средневековье красота воспринималась как отражение трансцендентного, божественного в человеке, как отблеск красоты духовной. Древние Греки преклонялись перед красотой человеческого тела, но главным для них было обобщение, идеализация. Они ценили красоту, гармонию и меру, но совершенные формы были для них идеалом подражания своим богам. Их совершенная телесность не подразумевала индивидуальности. Ренессанс, вобрав в себя эти представления, переработал их и выдвинул нечто новое. Его главным достижением является то, что он поверил в собственно человеческий разум, волю и дух, в силу человеческой индивидуальности.

Эпоха Возрождения порой поражает переизбыточностью художественного творчества, кажется, никогда столько не писали портретов, религиозных, античных сюжетов, воспевающих женскую красоту как тогда. Впрочем, это впечатление ошибочно, в другие культурно-исторические эпохи женских образов было создано ни чуть не меньше, но дело в том, что качество художественного продукта эпохи Возрождения в общей массе было чрезвычайно высоко. Большинство дошедших до нас произведений считаются мировыми шедеврами.

Сикстинская мадонна (фрагмент). Рафаэль Санти.

Сикстинская мадонна (фрагмент). Рафаэль Санти.

Ренессансное искусство шло впереди науки, философии и поэзии, оно соединяло в себе и рациональное познание, и романтическое любование красотой окружающего мира. Именно художник Возрождения первым начал наслаждаться и любоваться красотой человеческого тела и природы, не вкладывая в это никакого потаенного смысла. В тоже время, он считает, измеряет, трезвым взглядом постигает человеческую анатомию, пропорцию, законы перспективы, равновесия, рельефность и объем, ставя перед собой чисто интеллектуальные задачи, которые, впрочем, по своей сути оставались весьма романтическими. Человек эпохи Возрождения, после тысячелетней эпохи средневековой догматики, требовал обновления. Его вдохновляли идеи человека самого себя создающего, универсального, богоподобного. Все это было скорее мечтой, нежели реальным положением дел, но именно это Ренессанс противопоставлял трагичности, страху возмездия и страданиям, распространенным в средневековом искусстве. Художественная реальность эпохи ничего не утверждает и не отрицает, это чистый вымысел, мечта, не имеющая отношения к морали. Более того, зачастую именно сладострастие, восхищение прекрасным сподвигали художников на поиски абсолюта, стремление к совершенству, всего того, что легло впоследствии в основу эстетики ренессанса. Женское тело как раз и послужило тем художественным средством, дающим возможность одновременно и познания и любования.

Зачастую, даже вполне благочестивые художники, писали мадонн со своих жен и любовниц, а иногда богоматерями становились известные всему городу куртизанки.

Мадонна в кресле. Рафаэль Санти

Мадонна в кресле. Рафаэль Санти

В этом никто не видел ничего предосудительного, религиозное мироощущение Ренессанса претерпело сильные изменения по сравнению с эпохой средневековья. Дистанция между Богом и человеком сильно сократилась, человек сам стремился стать существом богоподобным. Даже создавая картины, на религиозные сюжеты, которых было ничуть не меньше чем в средневековье, художник Ренессанса считал необходимым запечатлеть все то, чем он восхищался в реальной жизни – женскую красоту и сексуальность, родную природу, детали интерьера. В своем стремлении эстетизировать действительность, художники Возрождения ставили искусство выше природы. Если рисовали женщину, то она должна была быть максимально красива и прекрасна, а ее наряд, прическа должны были быть максимально изысканы. При всем при этом, рационалистический подход стоял во главе угла.

Когда писали мадонну в позе преклонения, сначала ставили на колени скелет, затем обрастали его плотью, и лишь затем во всех деталях изображали наряд, и в тоже время, словно лаская кистью, любовались красотой молодого тела и нежной гладкостью кожи.

Знания законов анатомии и перспективы, давали художникам возможность запечатлеть грацию, изящество и хрупкость своих моделей. Женская красота уже давно не считалась чем-то греховным и недостойным. Наоборот, красота и любовь были одними из главных добродетелей Ренессанса, то перед чем преклонялись художники, то к чему они стремились. Тема любви поднималась в многочисленных литературных трактатах, так и художники видели в любви удовольствие и радость, красоту и совершенство, то к чему необходимо было стремиться, то, что они, смакуя, воссоздавали в своих произведениях. Достижения Итальянского Возрождения за полтора столетия его существования из значения локального характера превратились в явление общемирового масштаба, в ходе него была выработана мощная система культурных ценностей, которая оказала прямое влияние на культуру других европейских стран, впоследствии распространившись далеко за пределами Италии. Искусство Ренессанса – это гимн женской красоты и сексуальности.

Читайте также: