Сообщение о хореографах красноярского края

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М.С. Годенко.

История существования ансамбля

Биография Михаила Семеновича Годенко

Биография Владимира Борисовича Моисеева

Красноярский ансамбль танца Сибири посвятил программу Виктору Астафьеву

История существования ансамбля

Премьера первой программы Красноярского ансамбля танца народов Сибири состоялась в ноябре 1960 года. Первый руководитель ансамбля — Яков Абрамович Коломейский. Художественным консультантом коллектива являлся народный артист СССР Игорь Моисеев.

Первоначальный состав танцевальной группы насчитывал более сорока артистов. В ансамбль также входили вокальный мужской дуэт в составе Владимира Попова и Виктора Абрамова и женское вокальное трио, в составе Людмилы Елесиной, ныне заслуженной артистки России, Татьяны Сергиенко и Людмилы Беляевой.

Создавший современный неповторимый стиль ансамбля Михаил Семенович Годенко был приглашён на должность художественного руководителя ансамбля первого мая 1963 года. Именно с его именем связаны расцвет коллектива и самые яркие страницы его истории.

Возглавляемый Михаилом Годенко ансамбль каждый год гастролировал за рубежом, выступая на больших и престижных мероприятиях в самых лучших залах.

В 1963 году был создан оркестр для сопровождения концертов; к работе был привлечён композитор Владимир Гордеевич Корнев.

В 1970 году руководителю ансамбля присвоено звание народного артиста РСФСР, в 1977-м — народного артиста СССР; в 1985 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Михаил Семёнович Годенко скончался 14 марта 1991 года. Девяностые годы, после потери руководителя, были самыми трудными в творческой биографии коллектива.

С 2006 по 2009 год коллектив возглавлял заслуженный деятель искусств России Виталий Николаевич Бутримович.

В 2009 году на должность художественного руководителя был приглашен заслуженный артист России Владимир Моисеев.

Биография Михаила Семеновича Годенко

Михаил Семенович Годенко родился 1 мая 1919 г. в Екатеринославле (ныне Днепропетровск) на Украине. Скончался в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 14 марта 1991 г.

В 1936 г. Годенко окончил Московское хореографическое училище и устроился солистом балетной труппы в Куйбышевский театр музыкальной комедии. Во время Великой Отечественной войны был призван в Красную армию, в звании рядового служил в ансамбле 2-го Украинского фронта. После войны Годенко работал в Москве, в джазовом ансамбле Местечкина, с 1946 по 1948 г. — в Норильском музыкальном театре.

В 1948 г. Годенко с семьей переехал в Красноярск, где в первое время работал в военном ансамбле, а затем был балетмейстером ряда военных ансамблей песни и пляски в разных городах страны. В частности, он ставил танцы в новом тогда Ленинградском мюзик-холле. В 1950-е гг. Годенко был балетмейстером Северного русского хора в Архангельске.

Михаил Годенко являлся главным балетмейстером церемоний открытия и закрытия летних Олимпийских игр 1980 г. в Москве.

Балетмейстер был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1980), Ленина (1984), Отечественной войны I степени (1985), различными медалями. В 1985 г. он получил Государственную премию. В 1999 г. Годенко был посмертно признан почетным гражданином Красноярска.

Биография Владимира Борисовича Моисеева

Влади́мир Бори́сович Моисеев родился 13 апреля 1963 в Москве.

В 1981 году окончил Московское академическое хореографическое училище (класс Л. Жданова) и был принят в балетную труппу Большого театра. Окончил балетмейстерский факультет Российской академии театрального искусства как режиссер-хореограф.

В 2001 году основал вместе с Е.Амосовым Русский Национальный балетный театр. В 2010 стал по двухлетнему контракту художественным руководителем Ансамбля танца Сибири. В настоящее время контракт подписан еще на два года.

Прекрасный характерный танцовщик, в его репертуаре следующие партии:

Коллектив ансамбля

Численность ансамбля 114 человек:

с высшим образованием — 23,

со средним специальным —52.

народные артисты РФ — 2 человека,

заслуженные артисты РФ — 10,

заслуженные работники культуры РФ — 2.

Руководители: Давидович Александр Соломонович — директор; Дзьобак Григорий Васильевич — заместитель директора.

В разные годы в ансамбле работали более двадцати заслуженных и народных артистов России; среди них ведущие солисты — народные артисты России Людмила Коркина (Мовчан), Лидия Дзьобак, Аркадий Кондаков; заслуженные артисты России Валерий Борисов, Иван Черемисин и другие.

В ансамбле (2017): заслуженные артисты России Анна Лысенко, Александр Лобушнян; заслуженные артистки Карачаево-Черкесии Алена Лопатеева и Александра Мартыщенкова; заслуженная артистка Северной Осетии-Алании Елена Егорова; заслуженная артистка Кабардино-Балкарии Марианна Истомина.

Балетмейстеры-постановщики — народная артистка РСФСР и заслуженная артистка Грузинской ССР Лидия Дзьобак, заслуженный артист России Александр Матус-Марчук.

Балетмейстеры-репетиторы — заслуженная артистка России Анна Лысенко, заслуженный артист Карачаево-Черкесии Александр Поляков

Организаторы рассказывают, что этих двух людей многое объединяло: они были детьми одного времени, участниками Великой Отечественной войны, которую прошли рядовыми, были награждены медалями за боевые заслуги. Виктор Астафьев и Михаил Годенко пришли к признанию уже достаточно зрелыми и цельными личностями, с четкими жизненными принципами — не изменять себе ни при каких условиях и не терять чувства собственного достоинства. Благодаря их творчеству жители разных стран узнали о Сибири, ее нравах и обычаях, о сибиряках.

Художественный руководитель Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири Владимир Моисеев рассказал:

Концерт состоялся 2 мая в 17:00 в Большом зале Красноярской краевой филармонии.

Статья от 9 февраля 2012 12:02

Наш собеседник — художественный руководитель ансамбля, заслуженный артист РФ Владимир Моисеев.

О гастролях и преемственности поколений

Владимир Борисович, что было сделано за два года вашего руководства ансамблем танца Сибири имени Михаила Годенко?

Какие договорённости уже существуют?

Какая молодёжь пришла в ансамбль — это исключительно выпускники Красноярского хореографического училища?

— Не только. Недавно приехала хорошая молодая пара из Москвы, где в ноябре минувшего года мы выступали в рамках гастролей по России. Красноярское хореографическое училище очень поддержало и порадовало. Здесь сильное народное отделение, которое можно сравнить со школой-студией при ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева и с Воронежским хореографическим училищем, известными как кузницы молодых кадров для народного сценического танца.

О власти и зрителях

Сегодня далеко не к каждому крупному творческому танцевальному коллективу так заботливо, как к ансамблю танца Сибири им. М. С. Годенко, относятся власти.

— Коллективу в этом плане повезло изначально. К ансамблю и самому Михаилу Семёновичу Годенко власть была настолько внимательна, что делала всё возможное и невозможное. Как сценическая площадка для ансамбля был построен Большой концертный зал Красноярской филармонии. Артисты больше находились не дома, а в Москве, Ленинграде, Сочи — демонстрировали своё искусство по всему земному шару. И сейчас руководство Красноярского края прекрасно понимает, что наш уникальный коллектив является не только лицом края и Сибири, но и одним из ведущих коллективов России, всячески поддерживает, выделяет средства на постановки, приобретение сценических костюмов, укрепление материальной базы.

Предыдущий губернатор края Александр Геннадиевич Хлопонин был также любезен. Ансамблю, в частности, подарили два новых автобуса. Хороший и комфортный транспорт — это тоже наш инструмент. Артисты, тем более активно гастролирующие по краю, должны работать в нормальных, человеческих условиях. Проехав порой сотни километров, после дальней дороги они должны не просто выйти на сцену, но и показать своё мастерство.

Как оцениваете уровень сценических площадок в городах и районах края?

— Львиная доля площадок может принять отнюдь не полный состав ансамбля. Мы просто физически не помещаемся на этих сценах. Уже не говорю о технических условиях, отсутствии звука, света. В итоге зритель не видит полноты картины, качественной подачи нет. Можно было бы возобновить замечательные традиции, когда районы выезжали туда, где площадки позволяют выступать артистам в более полноценном творческом виде. Людям, проживающим под Красноярском, будет проще и удобнее, если для них организуют автобусы и привезут в БКЗ. Не все имеют возможность сесть и с семьёй приехать на концерт ансамбля, заодно, кстати, ещё и полюбоваться современным, обновлённым видом здания Красноярской краевой филармонии. Было бы неплохо такие мероприятия включить в план социально-культурной программы на уровне муниципалитетов, края.

О возрождении народно-сценического танца

Как вы считаете, получится возродить интерес к жанру народно-сценического танца?

Какие из постановок Михаила Семёновича Годенко вам наиболее близки?

О танце и о себе

Вы видели Михаила Семёновича при жизни. Как считаете, приглашение возглавить ансамбль танца Сибири не было случайностью?

— Думаю, моё появление в Красноярске на определённом этапе возрождения коллектива — воля судьбы. Мне посчастливилось видеть Михаила Семёновича, когда я был учеником Московского академического хореографического училища. Ещё тогда я соприкоснулся с историей создания ансамбля танца Сибири. Мой дед, Игорь Александрович Моисеев, на этапе становления коллектива был активным консультантом, его имя упомянуто в первой афише коллектива. Фольклор всегда существовал, но в чистом виде, к сожалению, его невозможно показать на академической сцене. Дед поднял жанр народно-сценического танца, дал ему профессиональную основу. Когда меня пригласили к соавторству, к работе в ансамбле танца Сибири, это показалось рискованным, но я решился на творческий и жизненный эксперимент, потому что этот жанр мне ближе по крови, я в этой атмосфере, на этом репертуаре вырос.

Расскажите о своей семье.

— Бабушка — народная артистка РСФСР Тамара Алексеевна Зейферт, была партнёром и соавтором Игоря Александровича, занималась не только постановками, костюмами, но и была исполнительницей всех сольных номеров. Вся семья: мама — заслуженная артистка РСФСР Ольга Игоревна Моисеева, отец — заслуженный артист РСФСР, солист ансамбля Борис Владимирович Петров, сестра отца, моя двоюродная сестра — жили в этом коллективе. Мама закончила карьеру солистки, работает сейчас балетмейстером-репетитором. Мне было на чём воспитываться, расширять творческий кругозор. А так как в нашей семье заведено доказывать свою состоятельность, особенно деду, я повторил путь Игоря Александровича. Окончил хореографическое училище, был принят в Большой театр ведущим характерным солистом. С партнёром мы создали Русский национальный балетный театр, который сегодня успешно гастролирует по всему миру. Но поддерживать и развивать традиции народно-сценического танца мне, безусловно, по духу ближе, интересней.

Это трудно? Или всё-таки интересно?

О культуре, бане и рыбалке

Как вам живётся в Красноярске? Помимо работы есть интересы, увлечения?

Были в сибирской бане, на рыбалке?

— Я любитель бани с веником и холодной купелью, здесь, благо, такая возможность есть. С ребятами стараемся регулярно посещать баню. Я в этом плане совершенно демократичный руководитель, тем более что у нас не такая большая разница в возрасте. Природа, места замечательные! Отличная рыбалка, мне удалось побывать. Хотя я не рыбак, но получил огромное удовольствие! Единственное, конечно, что приходится курсировать между столицей и Красноярском, потому что семья живёт в Москве.

Как оцениваете состояние российской культуры?

— Дед мой перед уходом охарактеризовал ситуацию в культуре как время войны с воинствующей бездарностью. Становится всё меньше и меньше глубоких личностей, профессионалов. Есть молодые, способные и замечательные люди, но и много конъюнктуры, заинтересованной в прославлении собственного имени и зарабатывании денег. Таким не интересно раскрывать таланты собственной страны. Мы больше оглядываемся на Запад. А о России есть что рассказать, написать, о чём снять хорошие фильмы. Сейчас повсеместно ставят мюзиклы. Разве кто против этого жанра? Но надо знать и понимать его специфику, не отказываться от своего — уникального и наработанного, в угоду эстетики и культуры другого народа и государства. У нас есть интересная оперетта, опера с её классическими сюжетами и гениальными композиторами. Хочется, чтобы Россия как государство развивалась, сохраняя свой уникальный, многонациональный колорит. Нам надо поддерживать то, что стало классикой в русской культуре, в том числе и народно-сценический танец. Многие традиции, к сожалению, особенно в этномузыке, фольклоре, безвозвратно уходят вместе с людьми.

Справка

Народный артист СССР Михаил Семёнович Годенко, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, основатель Красноярского ансамбля танца Сибири.

Михаил Годенко

Родился Михаил Семёнович 1 мая 1919 года в Екатеринославе (Днепропетровск). Окончил балетную студию при Московском хореографическом училище. До Великой Отечественной войны работал артистом в Куйбышевском театре музыкальной комедии, в Москве в джазе Местечкина. Во время войны служил в ансамбле Второго Украинского фронта. После войны работал артистом и балетмейстером в Москве, Норильске, Чите, Иркутске, Хабаровске, Баку и Архангельске. В 1963 году возглавил Красноярский государственный ансамбль танца Сибири, где и проработал до последних своих дней. Сотрудничал с ленинградским Мюзик-холлом, являлся главным балетмейстером многих масштабных событий в СССР, включая Олимпийские игры 1980 года.


Регалии
В 1991 году Красноярскому государственному ансамблю танца Сибири присвоено имя М. С. Годенко; в 1995 году за выдающиеся заслуги в области советской и российской хореографии ансамблю присвоено звание академического; в 2009 году коллектив получил статус особо ценного объекта культурного наследия Красноярского края; в 2021 году ему вручена благодарность Президента РФ Владимира Путина за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

Ансамбль сегодня
Ансамбль держит высокую профессиональную планку, заданную мастером, являясь одним из лучших профессиональных хореографических коллективов страны. В коллектив по конкурсу приезжают молодые артисты из разных уголков России, становясь частью легендарного Красноярского ансамбля танца Сибири. Ансамбль участвует в крупнейших культурных событиях в России и за рубежом, совершает зарубежные и российские гастроли, участвует в фестивалях и конкурсах, концерты прославленного коллектива во всех уголках мира проходят с неизменным аншлагом, зрители с восторгом приветствуют артистов нескончаемыми и благодарными аплодисментами.

Именно Красноярский ансамбль танца Сибири (таково первоначальное название) ассоциировался в Европе и странах мира с Сибирью и Красноярским краем; хореографический коллектив стал для жителей мира послом доброй воли.


В день рождения выдающегося хореографа, бессменного руководителя Красноярского ансамбля танца Сибири, который он прославил на весь мир, вспоминаем яркие танцевальные номера, автором которых был Михаил Семёнович.

Специально для этого номера были пошиты костюмы, украшенные мехами и бисером, какие носят обычно северные народности.

Из воспоминаний Геннадия Рукши, многие годы сопровождавшего ансамбль во время гастролей:


Почему именно такое произведение стало его последним творением? Время, настроение, дыхание жизни, вера, надежда, любовь в сочетании с цветовой гаммой костюмов, рисунков, женских образов — всё здесь говорило о том, чем жил Мастер и что хотел сказать в плавном, одухотворённом бессмертной музыкой танце, как бы вознося молитву Всевышнему, молитву о доброте и человечности.



Идея проекта в соединении народного танца с современными формами.

Годенко не боялся экспериментировать и осовременивать танец, считая, что он должен быть живым и тогда будет подлинно народным. Новые постановщики продолжат традицию смелых экспериментов, заложенную Мастером.

Ансамблем для работы приглашены три видных хореографа. Поставленные ими танцы образуют экспериментальное направление и войдут в отдельную программу.

В рамках проекта с ансамблем уже начали работу известный московский хореограф Александр Могилев и его именитый коллега из Беларуси Дмитрий Залесский.


Дмитрий Залесский — с мужской частью танец о полярных летчиках.

Это танец, пропитанный романтизмом этой суровой профессии, наполненный широкой мужской лексикой движений, а также трюками, которыми так славится ансамбль, — говорит Дмитрий.

Читайте также: