Сообщение о горячем питании

Обновлено: 06.07.2024

Горячее питание в жизни человека имеет крайне важное значение. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие среди учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность.
Несбалансированное питание служит одной из причин развития у детей и подростков хронических заболеваний (ведущие места занимают болезни костно-мышечной системы, глаз, органов пищеварения).

Минпросвещения России уделяет особое внимание тому, чтобы российские школьники получали качественное, здоровое, полноценное и сбалансированное горячее питание, которое бы помогало им восполнить энергию и способствовало их физическому развитию, а также отвечало всем стандартам и требованиям безопасности. В эту работу включены как сами образовательные организации, так и представители муниципальных, региональных и федеральных ведомств. Бесплатное горячее питание в настоящее время получают 100 процентов учеников начальных классов российских школ.

В сфере особого внимания Минпросвещения России – внедрение родительского контроля за организацией питания в школах. С этой целью разработаны и направлены в регионы методические рекомендации по созданию условий участия родителей (законных представителей) в контроле за организацией питания школьников. Также по заказу Министерства осуществляется автоматизированный мониторинг питания в школах.

Кроме того, в регионах уже разрабатываются необходимые инструменты, которые позволят при формировании меню учитывать запросы детей с ОВЗ, тех, кто нуждается в диетическом питании, а также национальные, конфессиональные и местные особенности питания. В 2021 году Федеральным центром мониторинга питания обучающихся разработан Проект типового регионального стандарта организации горячего питания учащихся начальной школы.

О проекте

Задачу обеспечить бесплатным горячим питанием всех учащихся начальной школы с первого по четвёртый класс обозначил Президент Российской Федерации Владимир Путин 15 января 2020 года в своём Послании Федеральному Собранию.

Подробнее о проекте

В соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию, все учащиеся младших классов должны быть обеспечены горячим питанием не реже одного раза в день. Министерством просвещения Российской Федерации проведена соответствующая работа для того, чтобы с 2020/21 учебного года нормы, закрепляющие обеспечение всех младшеклассников бесплатным горячим питанием, распространялись на все регионы страны. Для реализации процесса обеспечения горячим питанием в федеральном бюджете выделено более 108 млрд рублей до 2023 года.

Объяснения родителям для чего необходимо питаться в школьной столовой.

ВложениеРазмер
neobhodimost_goryachego_pitaniya_v_shkolnoy_stolovoy.docx 16.22 КБ

Предварительный просмотр:

На состояние здоровья человека оказывают влияние многочисленные факторы. Один из важнейших — питание. Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни. Современные учёные выяснили, что основными нарушениями в питании являются: избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит овощей, фруктов и ягод. А так же нарушение режима питания.

По данным исследований эндоэкологического центра содержание витаминов в организме школьников нормальное у 10-12% детей; дефицит одного витамина — у каждого третьего; недостаток двух витаминов- у каждого второго; дефицит трёх витаминов- у каждого десятого ребёнка. Поэтому рекомендуется использование детьми в профилактических дозах витаминно-микроэлементных комплексов, особенно в зимнее-весеннее время.

Чтобы устранить нарушения режима питания (60% ребят не соблюдают его), взрослым необходимо помнить: дети школьного возраста должны питаться 4-5 раз в день. При этом распределение суточного рациона должно распределяться следующим образом: завтрак — 20%, второй завтрак — 15%, обед — 30-35%, полдник — 15%, ужин — 20% суточного рациона. Основные правила питания: разнообразие, умеренность и своевременность.

Школьный возраст, это именно тот период, когда происходит наиболее активное развитие ребенка, при этом также формируется образ жизни, в том числе и тип питания. Школьное питание –это залог здоровья подрастающего поколения. Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времен питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.

Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте

отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболева-

емости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений

и хронической патологии. Здоровое (рациональное) питание -одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.

Питание современного человека становится основным фактором риска

развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной

системы, сердечно -сосудистой системы и онкологических процессов.

В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность. Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем полноценнее обеспечение организма незаменимыми.

Горячее питание в школьной столовой призвано решать задачу соблюдения режима питания. С тем, чтобы у школьника не было бы перерывов между приёмами пищи более 4 часов, что очень вредно для пищеварительной системы ребёнка. Процесс школьного питания регламентирован санитарными нормами и правилами, и при их выполнении в большой степени удовлетворяет основам рационального питания.

- строгие диеты обучающихся,

-недостаток денежных средств,

-не устраивает меню школьной столовой,

-плотно завтракает (или обедает, если учится во вторую смену) дома.

И если в первой причине все понятно и ясно и это больше медицинский фактор, то в остальных причинах усматривается попустительское отношение к здоровью своего ребенка.

Родители нередко выделяют деньги для перекуса . И здесь возникают проблемы - начинается злоупотреблением чипсами, сухариками, фаст-фудами, шоколадными батончиками, конфетами и пр. Это формирует не только принцип неправильного питания , но и ведет к нарушению здоровья молодого организма.

Та информация, которая представлена в этой заметке может быть представлена родителям, чтобы исключить их недостаточную информированность и легкомысленное попустительство

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация питания школьников.

Чтобы вырастить здорового ребенка необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития. Одним из основных факторов, определяющих состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие – организация здорового питания обучающихся.

Рациональное питание школьников - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных последствий функционирования системы образования. Неправильное питание отрицательно сказывается на физическом развитии, способствует проявлению обменных нарушений, обострению хронических патологий, заболеваний.

Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Поэтому школы, всегда уделяющие большое внимание вопросам жизни и здоровья воспитанников, сейчас очень серьезно занимаются вопросом организации правильного питания учащихся. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ.

Вопросами организации питания в нашей школе занимаются администрация, фельдшер и непосредственно социальный педагог. В школе создана и работает комиссия по контролю за организацией и качеством питания. Имеется 12-дневное цикличное меню, утвержденное Роспотребнадзором. На совещаниях при директоре, педсоветах заслушивается информация о контроле за организацией и качеством питания, что позволяет получить целостную картину организации питания в школе и своевременно произвести нужную коррекцию. Практика питания в нашей школе убедила нас в преимуществе столовых, работающих непосредственно на сырье. Их полная автономность в приготовлении пищи, дает большую возможность сохранить не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность.

Столовая нашей школы оборудована всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Имеется в достаточном количестве посуда, столовые приборы, стаканы для приема пищи. Чистоте школьной столовой уделяется повышенное внимание. Летом производится косметический ремонт пищеблока. Мытье и дезинфекция производится с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекции по вине столовой. Перед входом в обеденный зал установлены рукомойники, в достаточном количестве, для мытья рук. Наша столовая светлая солнечная, стены расписаны сценами из русских народных сказок, дополняют красочно оформленные стенды о правильном питании, о культуре поведения при приеме пищи.

Штат столовой большой, укомплектован полностью. Это профессионалы своего дела, добрые, отзывчивые люди, встречают детей всегда с улыбкой. Поэтому каждую перемену в столовой много учащихся, которые с удовольствием приобретают предложенную выпечку, блюда, салаты.

Один раз в год проводится анкетирование родителей и учащихся по вопросам качества, ассортименту и стоимости предлагаемых блюд. Результаты опросов и предложения выносятся для обсуждения на родительские собрания, с ними знакомим работников столовой. На классных часах учителя проводят беседы с детьми о необходимости сбалансированного питания для растущего организма, о правилах поведения при приеме пищи, о культуре питания и ответственности за свое здоровье.

За качеством питания постоянно следит комиссия , в ее состав входят: фельдшер школы, заместитель директора по ВР, социальный педагог, представители родителей и Совета школьников. Качество получаемого сырья и готовой продукции проверяет бракеражная комиссия. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.

Организация полноценного горячего питания является, однако, сложной задачей, одним из важнейших звеньев которого служит разработка меню школьных завтраков и обедов, соответствующих современным принципам оптимального здорового питания и обеспечивающих детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Существует противоречие между низкой ценой школьного питания и желанием соответствия установленным нормативам питания детей и подростков.

Так же нужны новые по архитектуре и дизайну современные школьные столовые, оснащенные новым оборудованием. Максимально механизировать труд работников пищеблока.

Для решения всех этих проблем необходимо подойти к организации горячего питания в школе с большой ответственностью, с желанием изменить действительность к лучшему, а также только совместно с учителями, родителями и всеми заинтересованными лицами.


Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому к вопросам питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. В нашей статье Вы узнаете, какие продукты нужны детям старше 7 лет, в каком объеме их должен употреблять школьник ежедневно и как лучше всего строить меню для ребенка этого возраста.

Необходимо обеспечить правильное питание школьнику и приучить его к полезной еде.

Принципы здорового питания:

  • в течении дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка;
  • рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам (биологически значимые элементы);
  • учитывать индивидуальные особенности организма ребенка;
  • минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения;
  • количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира;
  • быстрые углеводы (сладости) должны составлять до 10-20 % всех углеводов;
  • режим приема пищи, важно чтобы ребенок питался регулярно;
  • в рацион школьника должны входить: хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия лучше готовить на муке грубого помола;
  • один-два раза в неделю в рацион должна быть включена рыба, а так же минимум 1 раз в неделю красное мясо;
  • бобовые рекомендуется включить в рацион 1-2 раза в неделю;
  • должно присутствовать пять порций овощей и фруктов, под одной порцией понимается:
      • апельсин,
      • яблоко,
      • банан,
      • другой средний фрукт,
      • 10-15 ягод или виноградин,
      • 2 небольших фрукта (абрикос, слива),
      • 50г. овощного салата,
      • стакан натурального сока,
      • столовая ложка сухофруктов,
      • 3 ст. л. отварных овощей;
        • 30г. сыра,
        • стакан молока,
        • один йогурт;

        Потребности ребенка-школьника

        Потребность в энергии (в ккал на 1 кг веса)

        80 (в среднем 2300 ккал в сутки)

        75 (в среднем 2500-2700 ккал в сутки)

        65 (в среднем 2600-3000 ккал в сутки)

        Потребность в белках (г в день)

        Потребность в жирах (г в день)

        Потребность в углеводах (г в день)

        Молоко и молочные продукты

        Сахар и сладости

        Из них ржаной хлеб

        Крупы, макароны и бобовые

        Режим питания

        В зависимости от того в какую смену ребенок будет учиться, то следует соблюдать более подходящий режим питания:

        • завтрак дома примерно 7-8 часов;
        • перекус в школе в 10-11 часов;
        • обедает дома либо в школе в 13-14 часов;
        • ужинает дома ориентировочно в 19 часов.


        Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того как он отправится спать.

        Хороший аппетит чаще всего бывает при налаженном режиме питания и значительной физической активности в течении дня.

        Способы приготовления пищи для школьника

        Готовить пищу школьникам можно любым способом, но все увлекаться жаркой не рекомендуется, если у ребенка низкая активность или есть склонность к набору подкожного жира.

        Наиболее оптимальными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.

        Ограничения по продуктам питания

        Следует ограничить в меню ребенка следующие продукты:

        • сахар и белый хлеб – при избыточном потреблении они вызывают набор веса;
        • продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, консерванты и другие);
        • Маргарин;
        • Не сезонные фрукты и овощи;
        • сладкую газировку;
        • продукты с кофеином;
        • майонез, кетчупы и другие соусы промышленного производства;
        • острые блюда;
        • фастфуд;
        • сырокопченые колбасы, грибы;
        • блюда, которые готовятся во фритюре;
        • соки в пакетах;
        • жвачки и леденцы.


        Рекомендуемые жидкости в рационе ребенка

        Самые оптимальные напитки – это вода и молоко.

        Недостатками соков являются большое содержание сахара и повышенная кислотность, поэтому их следует давать во время прима пищи, либо разбавлять водой.

        На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, то давайте больше воды или молока.

        Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам такие напитки допустимо давать, но стоит обратить внимание, что во время приема пищи их следует огранить, так как из-за кофеина ухудшается всасывание железа.

        Как правильно составить меню для ребенка

        • на завтрак следует включить в меню 300г. основного блюда (каши, запеканки, сырники, макароны, мюсли), а так же 200мл. напитка (чай, какао, цикорий).
        • в обед следует включить в меню овощной салат или другую закуску в объеме до 200г, первое блюдо в объеме до 300 мл., второе блюдо в объеме до 300г. (мясо или рыбу и гарнир) и напиток объемом до 200мл.
        • на полдник следует включить в меню запеченные или свежие фрукты объемом 100г., чай кефир, молоко или другой напиток объемом 200 мл. с печеньем или домашней выпечкой объемом 100г.
        • на ужин следует включить в меню 300г. основного блюда (легкое белковое блюдо, либо блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы), а так же 200мл. напитка.

        К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150г. пшеничного хлеба и до 25г. ржаного.

        ВАЖНО! Рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.



        Обсуждайте и составляйте меню на всю неделю вместе, если уверены, что капризничать при этом ребенок не будет. Приветствуется и вовлечение ребенка в процесс приготовления еды.

        Пример правильного меню на неделю

        День недели

        Сырники с яблоками и сметаной (300 г)

        Бутерброд (100 г)

        Салат из капусты и моркови (100 г)

        Котлета из кролика (100 г)

        Картофельное пюре (200 г)

        Компот из сушеных груш и чернослива (200 мл)

        Омлет с зеленым горошком (200 г)

        Настой шиповника (200 мл)

        Рисовая молочная каша с изюмом (300 г)

        Бутерброд (100 г)

        Салат из свеклы (100 г)

        Бульон с яйцом (300 мл)

        Биточки из говядины (100 г)

        Тушеная капуста с кабачками (200 г)

        Яблочный сок (200 мл)

        Булочка с творогом (100 г)

        Яблоко свежее (100 г)

        Картофельные зразы с мясом (300 г)

        Чай с медом (200 мл)

        Омлет с сыром (200 г)

        Рыбная котлета (100 г)

        Бутерброд (100 г)

        Баклажанная икра (100 г)

        Картофельный суп с клецками (300 мл)

        Тушеная печень (100 г)

        Кукурузная каша (200 г)

        Фруктовый кисель (200 мл)

        Запеченное яблоко (100 г)

        Овсяное печенье (50 г)

        Блины с творогом и изюмом (300 г)

        Гречневая молочная каша (300 г)

        Бутерброд (100 г)

        Салат из редиса и яйца (100 г)

        Рассольник домашний (300 мл)

        Куриная котлета (100 г)

        Цветная капуста отварная (200 г)

        Гранатовый сок (200 мл)

        Пирожок с яблоками (100 г)

        Запеканка из вермишели и творога (300 г)

        Чай с вареньем (200 мл)

        Творожные оладьи с медом (300 г)

        Чай с молоком (200 мл)

        Бутерброд (100 г)

        Салат из яблока и моркови со сметаной (100 г)

        Бульон с лапшой (300 мл)

        Бефстроганов с тушеными овощами (300 г)

        Компот из винограда и яблок (200 мл)

        Фруктовое желе (100 г)

        Простокваша (200 мл)

        Рисовый пудинг с изюмом и курагой (300 г)

        Овсяная каша с ягодами (300 г)

        Бутерброд (100 г)

        Кабачковая икра (100 г)

        Свекольник (300 мл)

        Запеченная рыба (100 г)

        Картофель отварной с зеленым горошком (200 г)

        Персиковый сок (200 мл)

        Молочное желе (100 г)

        Булочка с изюмом (100 г)

        Омлет с помидорами (200 г)

        Цикорий с молоком (200 мл)

        Пшенная каша с тыквой и морковью (300 г)

        Чай с медом (200 мл)

        Бутерброд (100 г)

        Салат из огурцов и помидор (100 г)

        Суп-пюре из овощей (300 мл)

        Биточки из кальмара (100 г)

        Отварные макароны (200 г)

        Томатный сок (200 мл)

        Творожное печенье (50 г)

        Картофельные котлеты со сметаной (300 г)



        Пищу следует принимать вместе с ребенком за общим столом, таким образом Вы будете показывать как правильно нужно питаться.

        Возможные проблемы

        Что делать если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?

        У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, но настаивать в таких случаях не стоит, поскольку из-за отвращения и неприятия такое поведение может еще больше усугубиться. Стоит готовить нелюбимые продукты разными способами, либо привлечь ребенка к приготовлению таких продуктов.

        Если же это не помогло то все не стоит настаивать на употреблении какой-либо пищи, поскольку питание ребенка можно назвать разнообразным, если в него будут включены продукты:

        • 1 вид молочных продуктов;
        • 1 вид овощей;
        • 1 вариант мяса или рыбы;
        • 1 вид фруктов;
        • 1 вид блюд из злаков.

        Эти группы продуктов обязательно должны быть в меню ребенка.

        Быстрые перекусы в школьной столовой

        Отсутствие аппетита из-за стресса


        Во время учебы многие дети испытывают серьезные психологические нагрузки, что может сказываться на аппетите. Поэтому в период школьных нагрузок родителям следует более внимательно относится к детям, чтобы вовремя отреагировать на ситуацию, когда стресс стал причиной снижения аппетита.

        Таким образом, следует внимательно продумать отдых ребенка после возвращения домой и в выходные, предоставив ему возможность переключить внимание и заняться любимым делом. Снять стресс помогают физические нагрузки (спортивные секции, походы на природу, катание на велосипеде, роликах). Поддерживайте ребенка и чаще говорите с ним по душам.

        Отсутствие аппетита, как симптом болезни.

        Снижение аппетита как признак заболевания можно определить по следующим факторам:

        • ребенок худеет, малоактивный и вялый;
        • появились проблемы со стулом;
        • Бледный вид, кожа ребенка очень сухая состояние волос и ногтей ухудшилось;
        • жалуется на периодическое появление болей в животе;
        • на коже появились высыпания.

        Избыточное употребление пищи приводит к полноте у детей, причиной которой чаще всего выступает наследственность и образ жизни. Полному ребенку врач порекомендует изменить питание, однако родители могут столкнуться с трудностями. Если из рациона ребенка следует исключить какой-либо вид продуктов (например сладости) — то в таком случае запрет будет распространяться на всех членов семьи, что бы для ребенка не было искушения. Кроме того он может это расценивать как неправомерные запреты и употреблять такую пищу тайком.

        В случае когда Вы обращаетесь к диетологу, то следует что бы ребенок один его посетил, таким образом он легче воспримет советы врача и будет более ответственно к ним относится. По словам специалистов, переедание является признаком психологического неблагополучия — такое как одиночество. Потому так же имеет смысл посетить психолога.

        Неправильное питание и стресс — самые частные причины повышенного веса ребенка.


        Советы родителям ребенка-школьника.

        Читайте также: