Сообщение о городецкой росписи или гжели

Обновлено: 05.07.2024

Жители маленьких поселений декорировали прялки расписной резьбой. Далее этот орнамент красили. Подобные изделия продавали на ярмарке в Нижнем Новгороде.

Со временем такие яркие завитки получили название нижегородская роспись.

Городец — главный базар Нижнего Новгорода, где продавали свои изделия местные мастера. Со временем роспись стала олицетворять культуру и колорит Городца.

Расцвет промысла приходится на времена правления Петра I. Он требовал, чтобы военные флагманы украшали подобной резьбой и росписью.

Следующий всплеск популярности промысла - 1870 год. В то время деревню посетил иконописец Огуречников. Он помог местным мастерам освоить новые методы оформления и различные приемы.

Отличия городецкой росписи

Спутать изделия подобной техники с другими промыслами невозможно. Так как в них изобилие разнообразных цветов и пышных букетов.

Кроме бытовых сцен, умельцы использовали в рисунках мистических животных. Но несмотря на это, главную роль в сюжете все равно играли городецкие цветы.

Современные мастера в работе используют масляные краски. Но технология осталась неизменной.

Цвета

Красящий элемент большим пятном наносили на полотно, не формируя четких контуров.

Вначале мастера накладывали рисунок на загрунтованные поверхности. А после Второй мировой войны для основы стали брать необработанную древесину. Это придавало рисунку легкость.

  • Замалёвки. Для ягодных и цветочных орнаментов использовали розовый, бордовый, голубой, красный цвета. Для листиков брали зеленый цвет.
  • Теневка. Основные цвета: черный, синий и коричневый.
  • Разживка. Здесь использовали белый цвет.

Элементы росписи

Выделяют три основные композиции.

Цветы

Самая простая и распространенная композиция. Чаще такую роспись можно встретить на предметах домашнего обихода, детской мебели, шкатулках, шкафах.

Выделяется несколько основных элементов рисунка:

Птицы и кони размещались в центре композиции, которая состояла из цветущего дерева или была обрамлена венком.

Лучше всего этот орнамент смотрелся на красном или чёрном фоне. Птички — символ семейной гармонии и благополучия. Лошади — успешности и процветания.

Сюжет

Основной сюжет орнамента: чаепитие, свадьба на фоне накрытого стола.

Заключение

Городецкая роспись – это национальный промысел россиян. Для создания рисунка нужна: деревянная основа, масляные краски, кисточки и капелька усидчивости.

Видеосюжет: мастер-класс по народному промыслу.

gorodeckaya-rospis

Народные промыслы не могут восприниматься как архаичные, давно неактуальные художественные направления. Например, городецкая роспись, история которой интересна не только художникам, является одним из брендов народной культуры России. История возникновения городецкой росписи, место, где зарождался уникальный промысел, процесс создания работ – все это тесно переплетенная жизнь простого народа, история страны и влияния извне.

Интересные факты и свидетельства о городецкой росписи, символизм образов и тот путь, который искусство народа проделало в день сегодняшний, с энтузиазмом изучают культурологи и историки, да и просто любознательные люди. О том, почему героями расписных русских изделий становились львы и барсы, о значении коня и птицы в работах городецких мастеров, и о том, чем отличается теневка от замалевки, читайте далее.

История городецкой росписи

starinnaya-gorodeckaya-rospis

Место, где придумали городецкую роспись, территориально находится в нынешней Нижегородской области. Это несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. Появление художественного направления в этом месте неслучайно: кажется, сама природа предвосхитила это событие. Обилие лесов, окружавших Городец и его окрестности, позволяло местным жителям щедро пользоваться древесиной. Из дерева изготавливались предметы быта, большая и мелкая кухонная утварь.

Увы, но точно не известно, кто решил украшать деревянные изделия яркими росписями, но идея безымянного художника пришлась по нраву всем. Хотя, сказать, что городецкое искусство быстро снискало славу и нашло высокую оценку за границами своего региона, нельзя. Лишь в 1920-ом, при разработке выставки изделий народного промысла, нашли и собрали воедино резные и расписные работы мастеров городецких сел. Ранее же всерьез это творчество не воспринималось: странно, но расписные деревянные вещи считались грубой работой, не заслуживающей особого внимания.

gorodeckaya-rospis

Отправным пунктом в истории городецкой росписи можно считать прялочные донца, а точнее – их декор. Городецкие прялки были особой структуры: они состояли из гребня и донца. Донце – широкая доска, которая к головке суживается, а в отверстие его вставляется ножка гребня. Когда работа за прялкой завершалась, гребень доставали, а донце вывешивали на стену, и смотрелось оно точно декоративное панно. Так, видимо, и стал зарождаться промысел: умельцы начали придумывать, как интересно да ярко расписать донце, и немало преуспели в этом.

Познавательное видео посвященное появлению росписи на прялках.

Сегодня на фабрике делают расписные детские игрушки, качалки, детскую мебель, токарную посуду, декоративные панно и блюда. И хоть не производят уже прялок, да и предметы быта в обиходе иные, традиционные мотивы и узнаваемые сюжеты народного искусства все также находят место на изделиях городецкой фабрики.

Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи

Если сравнивать искусство городецких мастеров и, например, хохлому, то последнее направление технически выигрывает. Но, несмотря на сравнительную простоту, городецкая роспись не может считаться менее ценной или недостойной продолжаться в сверхновое время. Она самобытна и интересна и для детей, и для взрослых.

Технологические особенности промысла:

  • Можно сказать, выдерживались и каноны росписи. На декоративных разделочных досках людской мир был представлен в верхней плоскости, внизу же изображались представители фауны и флоры. Но строгой каноничности в городецком творчестве не было, и это прекрасно – изображения привлекали своей естественностью, легкостью, созвучием жизни людей и жизни природы.
  • Не отказать промыслу и в разнообразии форм. Сначала мастера брались за украшение прялочных донец, а потом взялись и коробы, и за лукошки, и за полочки, шкафчики, мебель. Предметы округлых форм, которые становились базой для росписи, могли помочь создать не простое, а сферическое изображение.
  • Если говорить о настоящих мастерах, то кроме кистей и красок для росписи художникам ничего не было нужно. Но если за дело берется новичок, то он сначала намечает рисунок карандашом. Впоследствии контуры рисунка мастер художник подчеркивает черным или белым, что позволяет изображению выглядеть натурально.
  • Рисунок наносили крупными, уверенными мазками. Какое-то время все же мастера грунтовали поверхность, но потом вернулись к необработанной основе. И это делало изображение прозрачным и легким.

Так могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня осилит и человек без художественного образования. Возраст не так важен, как не важны и начальные умения. Нужно проникнуться городецким творчеством, понять его технологию и отработать ее сначала на бумаге, а потом уже и на дереве.

О мотивах

gorodeckaya-rospis

История росписи – это желание отразить в творчестве быт, обычную крестьянскую жизнь с ее укладом, праздниками и традициями, циклами и представлениями. Но и сцены из купеческой жизни также передаются в городецкой росписи. По сути, мастер изображал то, что было вокруг него. Домашнее застолье с самоваром да угощеньями, сцены свидания двух влюбленных, отдых на природе – простые сюжеты, ассоциировавшиеся с понятиями радости и счастливых мгновений, кому-то кажутся незатейливыми. Но они правдивы и искренны, как само восприятие народного мастера.

Не обходились городецкие умельцы и без изображения диковинных птиц и животных. А так как видеть этих героев сельским мастерам было негде, образы животных наделялись необычными, волшебными чертами. Оттого эти герои становились нереальными, сказочными. Например, львы и барсы выглядели не только экзотично, но и приукрашенно. Однако их царственный вид впечатлял зрителя.

Если что-то и можно назвать волшебным реализмом, так это городецкую роспись. Окружающий мир приобретал сказочные черты, благодаря работам художников. Это только на первый взгляд образы сдержанные: мастер мог одним прикосновением кисти сделать юношу влюбленным или подозрительным.

Начинают обучение промыслу обычно с цветочного орнамента, он относительно прост.

Элементы цветочного орнамента:

Частые герои городецкого промысла – конь и птица. Животных чаще художник располагает в центре цветущего дерева, эти герои могут быть также обрамлены венком. Наиболее эффектны кони и птицы на красных, черных полотнах.

Если птица изображена в паре – это знак семейной гармонии, благополучия. Конь – символ успеха, процветания, знак того, что ты оседлал удачу и являешься хозяином своей жизни.

Сюжетная роспись украшала крупные деревянные изделия – сундуки, столешницы, блюда. Часто обращались мастера к изображению сцен чаепития, к свадьбам с пышным застольем. Примечательно, что лица героев на таких сюжетных композициях обращены к зрителю, и это делает изображение менее правдоподобным.

Не реже рисовали мастера и экстерьеры домов: резные ставенки, ярких цветов наличники, выразительные печные трубы. Могло изображение дополняться и такими деталями, как колодцы и красивые плетни с кувшинами да петушками на них. Чем больше деталей, тем богаче и интереснее изображение.

Интересное повествование об истории и сюжетах городецкой росписи.

Основы русской росписи, в том числе и городецкой, включены и в образовательные детские программы. Сегодня даже дошкольник может научиться простейшим образцам промысла, но главное, что он взрослеет на примерах яркого, информативного и самобытного народного творчества.

К интересным фактам о городецкой росписи относится упоминание о мореном дубе как особом материале для будущих изделий. Извилистая Узола в период половодья валила на дно и крепкие деревья. Лежавшие на дне реки деревья других пород пропадали, а вот дуб становился только крепче и приобретал красивый окрас. На этой древесине и появлялись яркие городецкие изображения.

Они и сегодня интересны исследователям народного искусства, любителям этнографии и культурологам. По примерам городецкой росписи учат рисовать детей: ребята с удовольствием будут расписывать разделочные доски и шкатулки. И древнее творчество будет жить, будет крепчать подобно мореному дубу, который становится только сильнее под водами реки времени.

Гжельская роспись

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Содержание:

История промысла



Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.


С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.

Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Цвета гжельской росписи


Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения.


Городецкая роспись – это уникальная техника рисования, зародившаяся на Руси. Это яркий художественный промысел, суть которого заключалась в выполнении картинки свободными мазками с графической обводкой. Росписью украшали разнообразные бытовые предметы из дерева. Техника зародилась в малочисленных поселениях Нижегородского края.

История промысла


Жители небольших поселений в свободное время от посевных и уборочных работ декорировали деревянные прялки красивой резьбой. Затем созданный орнамент подкрашивали. Изделия продавали на ярмарке, которая регулярно проходила в Нижнем Новгороде.

Со временем необычные и самобытные узоры вытеснили резной декор. Яркие завитки стали именовать нижегородской росписью. Современный термин появился лишь в 1930 году, когда до общественности дошли работы самоотверженного исследователя национальных ремесел Виктора Михайловича Василенко.

Городцом называли главный базар Нижнего Новгорода, где местные умельцы продавали свои изделия, точней расписную утварь. На узорах отображали нравы городской жизни, быт населения и традиции. Постепенно роспись становилась олицетворением культуры и неповторимого колорита Городца и его окрестностей.

Народные мастера создавали настоящие шедевры из дерева. Большое количество лесов в округе обеспечивало их дешевым и доступным сырьём. Расцвет промысла пришелся на времена правления Петра Первого. Император требовал, чтобы военные флагманы были украшены национальной резьбой и росписью.

Постепенно корабли сменили место дислокации ближе к вновь завоеванным территориям и умельцам пришлось искать другие направления для реализации накопленного опыта.

Очередной всплеск популярности промысла отмечается в 1870 году, когда деревеньку посетил иконописец Огуречников. Цель его визита заключалась в реконструкции живописных полотен в церквях. Он помог нижегородским умельцам освоить новые методики оформления и разнообразные приемы.

Чем отличается городецкая роспись?

Спутать изделия данной техники с иными промыслами практически невозможно. Ведь они изобилует большим количеством разнообразных оттенков и пышными букетами. Только здесь искренний сюжет гармонично сочетается с искренностью простых граждан.

Стоит посмотреть на элементы городецкой росписи, и вы очутитесь:

  • На конной прогулке в качестве всадника.
  • Вместе с охотниками в лесу.
  • За веселым чаепитием.
  • В кругу добродушных людей.
  • За прялкой.

Помимо бытовых сценок, мастера активно использовали для росписи мистических животных. Но какая бы тема ни была, главенствующие роль в сюжете играли городецкие цветы.

Современные мастера для работы используют масляные краски, но особенности мотивов промысла сохранились. Технология также осталась неизменной.

Цвета городецкой росписи


Изначально для рисования использовали яичные краски. Постепенно их сменили темперные, масляные и гуашевые составы. Красящий элемент большим пятном наносили на полотно, без формирования четких контуров.

В первое время мастера выполняли роспись на загрунтованных поверхностях. После Второй мировой войны для основы выбрали необработанную древесину. Это придавало изображению легкость и прозрачность.

  • Замалёвки. Для ягодного и цветочного орнамента использовали такие оттенки, как: розовый, бордо, голубой, красный и т.д. Для листочков брали насыщенный зеленый цвет без примесей. Маленькие росточки и завитки иногда красили коричневым цветом.
  • Теневка. Основные оттенки: черный, синий и коричневый. Применяя глубокие цвета, на их фоне мастера детально прорисовывали основные элементы узора. За счёт этого приёма удавалось получить яркое изображение. Если для теневки применяли коричневый цвет, роспись была нежной и легкой.
  • Разживка. Для нее использовали белоснежный оттенок. Крайне редко применяли желтый. Его брали только в том случае, если листочкам нужно было придать объем.

Основные цвета по номерам


Умельцы в старинные времена чаще всего для выполнения орнаментов применяли следующие оттенки:

Элементы и мотивы городецкой росписи

Выделяют три базовых типа композиции. Каждая из них обладает характерными чертами и специфическими деталями.

Цветочная тема

Самая простая и наиболее распространенная. Чаще всего подобная роспись встречается на предметах домашнего обихода: стаканы, миски, кухонные доски и т.д. Также цветочный декор применяли для оформления детской мебели, шкатулок, шкафов.


Выделяют несколько основных элементов узора:

Бывают симметричными и асимметричными. Птицы и кони обычно размещались в центре композиции, состоящей из цветущего дерева или в обрамлении венка. В некоторых изделиях гармонично сочетаются сразу несколько мотивов. Например, курочка и петушок либо два коня разного окраса.

Эффектней всего подобный орнамент выглядел на красном или чёрном фоне. Птички символизировали семейную гармонию и благополучие. Лошади считались олицетворением успешности и процветания.

Сюжетная роспись

Орнамент размещали на крупных изделиях. Основной сюжет: чаепитие, свадебное торжество на фоне богато накрытого стола. Лица людей всегда обращались в сторону зрителей, поэтому сложные композиции порой выглядели неправдоподобными.

Любая тематика мастеров – экстерьер избы с резными ставнями, яркими наличниками и трубами от печи. Дополнением к картине были колодцы, плетеные изгороди с цветами, сидящие петушки. Часто художники вводили в композицию многочисленных животных: курочек, собачек и т.д.

Техника выполнения городецкой живописи


Последним этапом создания изображения становится нанесение черных и белых мазков и точек. Для выполнения работы используют тонкую кисточку. После того как полотно подсыхает, для закрепления рисунка на поверхность наносят лак.
Вернуться к оглавлению

Расписываем доску городецкой росписью с детьми

Подобное направления искусства наверняка придется по душе ребятне в детском саду. Занятие рекомендуется построить по следующей схеме:

  • Расскажите воспитанникам некоторые факты из истории промысла.
  • На каждой дощечки выделите центр и поставьте там точку карандашом.
  • Выбранным оттенком предложите им нарисовать круг.
  • После того как краска подсохнет, с помощью тонкой кисточки необходимо нанести прожилки белого цвета.
  • Оставшееся пространство на доске заполните разнообразными завитками.
  • Контур изделия необходимо прорисовать сплошной полосой того же оттенка, что и центральный цветок.

Советы по работе с детьми в выполнении городецкой росписи

Если планируете провести с воспитанниками занятия, посвященные промыслу, стоит обратить внимание на ряд моментов:

  • Сначала самостоятельно выполните роспись.
  • Для всех детей выбирайте одинаковый узор.
  • Если увидите, что кто-то не справляется с заданием, то окажите помощь.
  • В процессе выполнения росписи хвалите малышей.

Помните о том, что в основе городецких узоров лежит подмалевка, выполняющаяся одним цветом. Пробелов не должно оставаться, для проведения оживки используют тонкую кисточку.

Заключение

Городецкая роспись – это национальное искусство россиян, которое нравится не только детям, но и взрослым. Для создания шедевра понадобится деревянная основа, масляные краски, кисточки и немного усидчивости. Каждый элемент росписи несет в себе определенный смысл, соответственно все картинки имеют тайную символическую нагрузку.

Читайте также: