Сообщение о городе узловая тульской области

Обновлено: 07.07.2024

Город расположен в центре Среднерусской возвышенности на пересечении железных дорог Сызрань — Вязьма и Москва — Донбасс, в 47 км от Тулы и в 230 км юго-восточнее Москвы. Железнодорожные станции Узловая-1, Узловая-2, Узловая-3. Является частью Тульско-Новомосковской агломерации. Узловский район один из крупнейших районов Тульской области, который имеет более чем вековую историю. Уклад и судьбу города определила железная дорога. Город Узловая лежит на пересечении важнейших транспортных магистралей.

Поселения человека на месте города имеются с неолита (копи железной руды и городища в районе станции Дедилово (посёлок 5-й пятилетки, Узловский район)). В Средневековье — территория города относилась к т. н. Дикому полю, в связи с чем — постоянные поселения из-за угрозы набегов из степи — отсутствовали. В XVIII веке — сельское население, проживавшее в данном районе в основном было переселено по указу Петра Великого на Урал в качестве рабочей силы развивавшейся там промышленности, в результате чего территория Узловского района была довольно безлюдной до последней четверти XVIII века (равно как и вся юго-восточная часть Тульской губернии), когда на его территории возникли помещичьи владения графов Бобринских. В тот же период русским естествоиспытателем Болотовым на территории района обнаружены запасы бурого угля. В основном заселение территории города происходит уже во второй половине XIX века главным образом по причине промышленного и транспортного освоения данного района.

На месте города в 1873 году началось строительство Сызранско-Вяземской железной дороги, и возникла станция 2-го класса Хрущёвская как узел трёх направлений на Ряжск, Елец и Тулу. С 1877 года станция стала называться Узловой.

Город Узловая – крупный промышленный центр, расположенный в самом сердце Среднерусской возвышенности в 47 километрах от Тулы. А в средние века нынешняя территория города Узловая относилась к так называемому Дикому полю, поэтому из-за угрозы набегов из степи постоянных поселений тогда там не было.

parovoz.jpg

Территория Узловского района была практически безлюдной до последней четверти XVIII века, когда на его территории возникли владения графов Бобринских. В тот же период русским естествоиспытателем А.Т. Болотовым на территории района обнаружены запасы бурого угля.

zavenyagin.jpg

Рядом со станцией Узловой быстро образовался поселок того же названия, который начал расти по мере увеличения грузооборота на Сызрано-Вяземской железной дороге и повышения её военно-стратегического назначения в связи с русско-японской, а затем и Первой мировой войной.

Новым толчком к дальнейшему развитию поселка и станции стало открытие в окрестностях угольных шахт и строительство Бобриковского (Сталиногорского) химкомбината.

Сегодня на узловской земле расположены семнадцать крупных и средних предприятий различных обрабатывающих производств, выпускающих около 50 наименований важнейших видов продукции (горно-шахтное оборудование, синтетические смолы и пластмассы, полимерная пленка, линолеум, швейные изделия, обувь и т.д.). А недавно образовано новое совместное российско-китайское предприятие - автомобильный завод, еще более укрепивший авторитет Узловой в мире бизнеса.

Известные узловчане

Земля Узловского района связана со многими замечательными людьми, крепившими Отечество трудом, прославлявшими его в литературе и искусстве, защитившими на полях сражений.

Болдырева Лидия Сысоевна (27.10.1934, ст. Узловая-10.09.1991)— волейболистка, заслуженный мастер спорта СССР, двукратная чемпионка мира, чемпионка Европы, трёхкратная чемпионка СССР.

Герасимов Михаил Николаевич (25.11.1927 – 19.11.2002, Узловая) – Герой Социалистического Труда (3.01.1974). Токарь Узловского машиностроительного завода.

Завенягин Авраамий Павлович (14.04.1901, Узловая – 31.12.1956, Москва) — российский государственный деятель, дважды Герой Социалистического Труда (1949, 1954), генерал-лейтенант НКВД — МГБ, заместитель наркома внутренних дел (1941—1951), заместитель Председателя Совета Министров СССР, руководитель строительства Магнитогорского металлургического комбината и Норильского никеля, один из основателей советского атомного проекта. Из семьи машиниста паровоза. Один из командиров первых пятилеток в СССР. С февраля 1943 г. руководил группой специалистов по созданию атомной бомбы. Похоронен в Москве в Кремлевской стене. Бюст А.П. Завенягина установлен в сквере его имени в центре Узловой.

Квасников Леонид Романович (2.06.1905, Узловая-15.10.1993, Москва) — ученый, разведчик, Герой России (15.06.1996). Ученый в области химии, впоследствии – ядерной физики. С 1938 года работал во внешней разведке, начальник ее научно-технического отдела, один из инициаторов начала работы внешней разведки по атомной тематике.

Медведев Дмитрий Александрович (21.08.1918, Узловая-26.11.1992, Ленинград) — Герой Советского Союза (15.05.1946), генерал-лейтенант авиации. Командовал полком истребительной авиации. Совершил 298 боевых вылетов, лично сбил 14 и в составе группы - 15 самолетов противника. Его имя носит узловская школа.

Подшибякин Василий Тихонович (1.01.1928,с. Никитское Тул. губ.-20.05.1997, Тюмень) — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, один из первооткрывателей крупнейшего в мире газового Уренгойского месторождения.

С 1943 по 1945 год он учился на машиниста в ремесленном училище № 8 г. Узловая Тульской области. После окончания училища работал помощником машиниста на железной дороге.

Сапронов Владимир Сергеевич (15.02.1939, д. Акимо-Ильинка Узловского р-на-23.09.2019)— поэт, член Союза писателей СССР с 1976 года. Лауреат литературных премий им. Л.Н. Толстого и им. Ярослава Смелякова. Родная деревня Акимо-Ильинка стала для него источником его поэзии, во многом определив самобытность творчества.

Севрюгин Николай Васильевич (16.02.1939-26.03.2002, Тула) – первый тульский губернатор-глава областной администрации в новой России (1991-1996 гг.), заслуженный работник сельского хозяйства РФ, почетный член Международной академии наук, член Президентского совета РФ.

Окончил Узловскую школу №15 (1956), Рязанский сельскохозяйственный институт (1962). С 1962 года трудовая деятельность Н.В. Севрюгина связана с Тульской областью.

Трегубов Николай Михайлович (6.12.1919, пос. Узловая-19.07.1950, г.Узловая)— майор, военный летчик, Герой Советского Союза (13.04.1944). Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир эскадрильи истребительного авиационного полка. Совершил 461 боевой вылет, в воздушных боях лично сбил 13 и в группе – два самолета противника.

После войны - летчик-испытатель, заместитель командира отряда космонавтов первого формирования.

Именем Трегубова названа одна из центральных улиц города Узловая.


- Речь пойдёт о городе Узловая, который своим названием благодарен местной железнодорожной станции.

Узловая - мой город, такой он один!
И вами, и мною он очень любим!
Памятных мест у нас в городе много,
Скорей отправляйтесь со мною в дорогу!


Ранним весенним утром корреспонденты Myslo отправились на восток Тульской области, чтобы исследовать красоты городка с населением 53 тыс.человек, ехать до которого оказалось чуть меньше часа.

Признаюсь честно, что первые мои свидания с Узловой датированы ещё прошлым десятилетием, но тогда цель у визита была скорее точечная, чем исторически-справочная.

Поэтому все 47 минут пути до пункта назначения я посвятил составлению того маршрута, который в конце дня дал бы мне представление о городе, где уже на протяжении более 100 лет не уставая грохочут поезда.


Немного истории

Датой основания города историки считают 1873 год, когда при строительстве Сызранско-Вяземской железной дороги возникла станция второго класса Хрущёвская, в последствии названная Узловая.

Любопытно, что статус города посёлок около станции Узловая получил только в 1938 году. Кстати, в этом же году была заложена первая угольная шахта, которая обеспечивала потребность в буром угле крупной Каширской угольной электростанции. Максимальное количество работающих одновременно шахт достигло двадцати в середине 60-х годов XX века. Но эта эпоха в жизни узловчан давно позади - последняя шахта закрылась в 2002 году.



Позади в истории города и страшные события, связанные с Великой Отечественной войной. Не случайно на въезде в Узловую установлен мемориал девушкам зенитчицам, охранявшим железнодорожную станцию от налётов немецкой авиации.


В день последней тяжёлой бомбёжки, 13 мая 1943 года, этого расчёта не стало. На мраморной доске навсегда вбиты имена зенитчиц: Октябрина Смирнова, Ираида Туркина. а дальше уже без имён: Денисова, Вольфсон, Суботина.


В зелёном поле с узкой серебряной каймой - вилообразный крест того же металла, посередине накрытый золотым колесом о шести спицах.

Обоснование символики:
Герб города языком символов и аллегорий отражает его исторические и культурные особенности. Щит, окаймленный серебром аллегорически символизирует город как центр одноименного района. Станция Хрущёвская основана как транспортный узел трёх направлений: на Ряжск, Елец и Тулу - это и показано в гербе тремя сходящимися в центре полосами - геральдическим вилообразным крестом. Колесо - символ вечного движения и развития, аллегорически показывает ритм движения поездов, определивших судьбу города и района. Серебро - символ совершенства, благородства, чистоты, веры, мира. Золото символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие. Зелёный цвет - символ здоровья, стабильности, процветания, достатка.


Первым делом мы направились по главной улице города, Беклемищева, в узловской художественно-краеведческий музей, в котором нас ждала часовая экскурсия от директора музея Николая Цинделя с рассказами о знаменитых земляках, последними археологическими раскопками местных экспедиций и потрясающими декорациями, отображающими каждую эпоху в становлении города.






Набор шахтёра. По словам Циндель, закрытие шахт в Узловой - ошибка.

Николай Циндель

- Мы по праву гордимся теми экспонатами, которые представлены у нас в музее. К тому же, кроме исторических экскурсий, у нас постоянно проходят выставки современных художников. Вот сейчас у нас представлены работы Юрия Стихарёва.



Одно из произведений Юрия Стихарёва.

После музея мы решили двигаться на стук колёс о рельсы. Совсем скоро перед нами предстал знаменитый переезд в городе, на котором можно потерять не один час по рассказам местных водителей.

Неподалёку от переезда связующее звено населённого пункта - станция Узловая, которая является и в наши дни важным железнодорожным узлом. На запасном пути станции стоит паровоз ФД 20 - 1535, который во времена ВОВ перевозил военные и хозяйственные грузы.



Вскоре организм затребовал обеденного перерыва и лёгкой прогулки. С первым проблем не возникло - мы ещё рано утром заприметили неплохое кафе, где можно было вкусно отобедать.


Не испытали мы проблем и с пешими маршрутами. Для начала заглянули в замечательный парк культуры и отдыха, в котором, по рассказам местных дворников, совсем скоро появятся новые аттракционы.




А затем и вокруг Свиридовского пруда прогулялись, по пути зайдя на полчасика в уже анонсированную детскую библиотеку имени Зои Воскресенской.




На вторую половину дня мы оставили посещение необычного музея пчеловодства на улице Дзержинского и музея железнодорожного депо, который признан одним из лучших в стране по железнодорожной отрасли.


К сожалению, оба музея оказались закрыты по техническим причинам, но даже в такой ситуации мы нашли позитивные нотки этой неудачи.



Есть замечательный повод, чтобы ещё раз приехать в Узловую. А в Узловую хочется приезжать ещё и ещё. Виной тому доброжелательный народ, местные достопримечательности и рекомендованная психологами каждому смена обстановки.


Мой город, конечно, совсем не велик,
Но для меня он отчизны родник!
Он самый любимый, он самый родной,
Нет в мире прекрасней моей Узловой!

Административный центр — город Узловая.

География
Район расположен на востоке Тульской области. Площадь 567 км². Основные реки — Дон, его притоки Люторичь, Сукромка, Далец, Емановка, а также Шиворонь, Рассошка, Любовка и Ильинка.

История
Район образован 1 августа 1924 года в составе Богородицкого уезда Тульской губернии, в него вошли территории бывших Супоневской, Каменской, Смородинской, Бобриковской, Люторической волостей ликвидированного Епифанского уезда.
В 1926 году уезды были упразднены, район передан в прямое управление Тульской губернии.
В 1929 году в результате упразднения губерний район вошёл в состав Тульского округа Московской области.
26 сентября 1937 года район вошёл в состав вновь образованной Тульской области.
В 1942 году район передан в состав Московской области.
25 февраля 1943 года город Узловая отнесен к разряду городов областного подчинения.
В 1957 году район возвращен в состав Тульской области.
В 1963 - 1965 годах район был упразднён, после восстановления в него вошла территория бывшего Донского района.
В 2006 году району присвоен статус муниципального района, город Узловая и рабочие посёлки, подчиненные администрации города, вошли в состав района как городские поселения.

Распределение населения по месту проживания (2016):
городское население — 51 936 тыс. чел. - 63,5%;
сельское население — 29 837 тыс. чел. - 36,5%.

Состав Узловского района

Муниципальное образование город Узловая Узловского района
Муниципальное образование Шахтерское Узловского района
Муниципальное образование Каменецкое Узловского района
Муниципальное образование Смородинское Узловского района


Населенные пункты Узловского района

Город Узловая
1 Каменецкая (поселок) муниципального образования Каменецкое
1 Россошинская (поселок) муниципальное образование Шахтерское
2 БИС Каменецкая (поселок) муниципальное образование Каменецкое
2 Каменецкая (поселок) муниципальное образование Каменецкое
2 Россошинская (поселок) муниципальное образование Шахтерское
3 Каменецкая (поселок) муниципальное образование Каменецкое
43 Каменецкая (поселок) муниципальное образование Каменецкое
44 Каменецкая (поселок) муниципальное образование Каменецкое
8 Марта (поселок) муниципальное образование Каменецкое
Алтабаево (деревня) муниципальное образование Смородинское
Арсеньево (деревня) муниципальное образование Смородинское
Бабинка (деревня) муниципальное образование Смородинское
Бестужево (деревня) муниципальное образование Смородинское
Бестужевский (поселок) муниципальное образование Смородинское
Бибиково (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Бирюковка (деревня) муниципальное образование Смородинское
Болотовка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Большая Полунинка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Большая Рассошка (деревня) муниципальное образование Шахтерское

Брусянский (поселок ) муниципальное образование Шахтерское
Бутырки (село) муниципальное образование Смородинское
Васильевка (деревня) муниципальное образование Каменецкое
Вельмино (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Верховье-Люторичи (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Волково (деревня) муниципальное образование Смородинское
Вольная Емановка (деревня) муниципальное образование Смородинское
Высоцкое (село) муниципальное образование Шахтерское
Горьковский (поселок) муниципальное образование Каменецкое
Гранки (поселок) муниципальное образование Смородинское
Гудаловка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Данилово (деревня) муниципальное образование Каменецкое
Дома Рыбхоза (населенный пункт) муниципальное образование Смородинское
Домнино (деревня) муниципальное образование Каменецкое
Дубки (деревня) муниципальное образование Каменецкое
Дубовка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Дубовка (поселок ) муниципальное образование Шахтерское
Дубовое (деревня) муниципальное образование Смородинское
Емановка (деревня) муниципальное образование Смородинское

Заря (Отделение Волково) (поселок) муниципальное образование Смородинское
Засецкое (деревня) муниципального образования Каменецкое
Ивановка (село) муниципальное образование Шахтерское
Ильинка (село) муниципальное образование Шахтерское
Каменецкий (поселок) сельское поселение Каменецкое
Каменка (село) муниципального образования Каменецкое
Кобяково (деревня) муниципальное образование Смородинское
Козлово (село) сельское муниципальное образование Смородинское
Комсомольский (поселок) муниципальное образование Шахтерское
Кондрово (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Кондуки (деревня) муниципальное образование Смородинское
Красная Каменка (деревня) муниципального образования Каменецкое
Краснолесский (поселок) муниципального образования Каменецкое
Крутой Верх (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Крутой Верх (поселок) муниципальное образование Смородинское
Крюково (деревня) муниципального образования Каменецкое
Кузмищево (деревня) муниципального образования Каменецкое
Кулижки (деревня) муниципальное образование Смородинское
Ламки (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Лесной (поселок) муниципального образования Каменецкое
Люторичи (село) муниципальное образование Смородинское
Майский (поселок) муниципального образования Каменецкое
Малая Малаховка (деревня) муниципальное образование Смородинское
Малая Полунинка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Малая Россошка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Марьинка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Мельгуново (деревня) муниципальное образование Смородинское
Михайловка (деревня) муниципальное образование Смородинское
Нижние Ясенки (деревня) муниципальное образование Смородинское
Никольское (деревня) муниципальное образование Смородинское
Новогеоргиевский (поселок) муниципальное образование Смородинское
Новый (поселок) муниципальное образование Смородинское
Огаревка (деревня) муниципального образования Каменецкое
Ореховка (деревня) муниципальное образование Шахтерское

Партизан (поселок) муниципальное образование Шахтерское
Пашково (деревня) муниципального образования Каменецкое
Пестово (деревня) муниципальное образование Смородинское

Петровское (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Писарево (деревня) муниципальное образование Смородинское
Поваляевка (деревня) муниципальное образование Смородинское
Поддубный (поселок) муниципальное образование Шахтерское
Полунино (станция) муниципальное образование Шахтерское
Полунинский (поселок) муниципальное образование Шахтерское
Прилесье (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Раздолье (деревня) муниципальное образование Смородинское
Ракитино (деревня) муниципальное образование Смородинское
Роткинский (поселок) муниципального образования Каменецкое
Руднево (станция) муниципального образования Каменецкое
Синяевка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Смородино (село) муниципальное образование Смородинское
Супонь (село) муниципальное образование Шахтерское
Сухановка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Сычевка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Топки (поселок) муниципальное образование Шахтерское
Торбеевка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Троицкое (село) муниципальное образование Смородинское
Тургеневский (поселок) муниципальное образование Шахтерское
Ушаково (деревня) муниципальное образование Смородинское
Федоровка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Федоровский (поселок) муниципальное образование Шахтерское
Хитрово (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Хованка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Хотянцево (деревня) муниципальное образование Смородинское
Хрущевка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Хрущево (деревня) муниципальное образование Смородинское
Черемуховка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Шаховское (село) муниципальное образование Каменецкое
Щербаковский (поселок) муниципальное образование Шахтерское
Южный (поселок) муниципальное образование Шахтерское
Юлинка (деревня) муниципальное образование Шахтерское
Ясенки (деревня) муниципальное образование Смородинское

Бывают такие города, названия которых говорят сами за себя. Часто в эту категорию попадают города, названные в честь полезных ископаемых. Реже, но встречаются и те, которые получили свои имена от железной дороги. По названию города Узловая в Тульской области легко догадаться о его изначальной сущности. Тепловозный узел железных дорог Москва - Елец и Сызрань - Вязьма, а в недавнем прошлом ещё и шахтёрский город, — это и есть город Узловая, насчитывающий ныне 52 тысячи жителей. При такой численности это лишь шестой по населению город Тульской области — этого довольно необычного для Средней России региона, где сельская глубинка может соседствовать с советскими пролетарскими городами.

До Узловой я ехал прямо из Питера на поезде, шедшем в Волгоград, при этом впервые за долгие годы поехав в купейном вагоне, — по не совсем понятной причине в этом поезде купе стоит лишь чуть-чуть дороже плацкарта, и это была даже не сезонная скидка, а постоянная цена. В общем, я решил, что нельзя таким не воспользоваться. В восемь вечера привычное отправление с Московского вокзала, прямая как стрела магистраль; где-то ночью была Москва, а утром я проснулся, увидев за окном пейзажи юга Средней полосы России и шлейф тепловозного дыма. Поезд шёл по линии Москва - Елец - Старый Оскол. Вскоре среди полей и дубрав Тульской области впереди появилась мощная промзона с дымящими трубами, а потом началось разветвление путей, где поезд стал сбавлять ход. Железнодорожный узел здесь достаточно сложный (ещё бы, с таким названием города!), но при этом сама Узловая в этом месте не основной город. Дело даже не в том, что отсюда лишь полсотни километров до областного центра — Тулы, а в том, что Узловая входит в состав агломерации промышленных городов, ядром которой является Новомосковск. Кроме него, рядом есть и ещё несколько небольших городов — Донской, Северо-Задонск, Кимовск, ряд посёлков. Всё это в сумме образует агломерацию с населением около 350 тысяч человек (почти четверть населения Тульской области). И Узловая для всей этой сущности является железнодорожными воротами.

2. В девять утра волгоградский поезд остановился в Узловой на пять минут, высадив множество пассажиров, из которых, наверное, лишь небольшая часть направлялась в саму Узловую, а многие у вокзала сели на маршрутки до Новомосковска, Донского и других мест.

Понятное дело, что город с таким названием порождён именно железной дорогой. Стальная магистраль пришла сюда в 1874 году. Узловой с большой буквы эта станция стала спустя три года (сначала называлась Хрущёвская), но узловой с маленькой буквы была сразу: здесь прошла Сызрано-Вяземская железная дорога (Сызрань - Пенза - Ряжск - Тула - Вязьма) с ответвлением Узловая - Елец. В 1898 году была открыта линия Узловая - Ожерелье, и узел стал четырёхсторонним. Узловая была обычным железнодорожным посёлком до 1930-х годов, когда в этих местах началось мощное промышленное развитие. По соседству вырос город Сталиногорск (ныне Новомосковск) с его химическим комбинатом, а также начали разрабатываться богатые залежи бурого угля Подмосковного бассейна. Узловая получила статус города в 1938 году и была не только железнодорожным, но и шахтёрским городом. Однако пик добычи пришёлся на 1960-е годы, после чего её объёмы стали снижаться, и последняя шахта в Узловском районе была закрыта в 2000 году.

Примерно так выглядит местный железнодорожный узел на карте. По сути, узловский узел (да, это масло масляное, но что поделать) является только сегментом большого новомосковского узла. Магистральные линии, которые пересекаются в Узловой, обходят Новомосковск мимо, и в 1943 году, когда, во время войны, новомосковский химкомбинат получил новый виток развития, была построена линия, соединяющая станцию Бобрик-Донской (город Донской) с новомосковской промзоной и выходом в сторону Москвы. От неё же было построено ответвление на Северо-Задонск и Сокольники. Сейчас на новомосковской ветке даже есть локальная изолированная электрификация. На карте я подписал красным цветом названия станций. Карта кликабельна.

3. Так выглядит станция Узловая-1 (с двух сторон есть ещё -2 и -3) общим планом. Это — вид в направлении Тулы и Ожерелья. Слева всё ещё стоит мой поезд.

Станция Узловая уже знакома мне по одной из прошлых поездок. В 2011 году я проезжал здесь по дороге из Челябинска из Минск и тогда лицезрел на этой станции реликтовый дизель-поезд Д1 (сейчас их всех здесь уже списали). Также в северной стороне станции находится локомотивное депо ТЧР-35 Московской железной дороги.

4. В этот раз у меня не вышло нормально запечатлеть вокзал, поэтому приведу фото 2011 года. Весьма красивое и необычное здание сталинской постройки.

5. С того времени его перекрасили. К счастью, просто в белый, а не в цвета РЖД.

За вокзалом находится автостанция, с которой почти каждые десять минут отправляются маршрутки в Новомосковск и иногда в другие города агломерации.

6. Паровоз-памятник у вокзала:

Железная дорога делит город на две части, и при этом здание вокзала находится не с основной стороны, а выходит к району Красная Узловая, куда пойдём уже в конце. Поэтому я по пешеходному мосту над путями выхожу на противоположную сторону. Небо хмурится, и на горизонте сверкают молнии, временами слышен гром. Даже странно, — редко гроза бывает прямо с утра.

На другой стороне станции ещё одна привокзальная площадь — довольно многолюдная, но при этом пыльная и разбитая. Два торговых центра и вторая автостанция, с которой уже отправляются автобусы на Тулу и городские маршрутки, у многих из которых конечные называются "Шахта № . ".

7. От вокзала я выхожу на оживлённую Заводскую улицу. Это главная магистраль Узловой, которая затем поворачивает в центр и переходит в сперва в улицу 14 декабря, а затем улицу Беклемищева.

8. Я постепенно углубляюсь в центр. В Узловой бросается в глаза большое количество домов из красного кирпича. Не знаю почему, но таких всегда много именно в угольных городах (я замечал это и в Кемеровской области, и в Воркуте). Интересно, почему так? Особенности почвы в местах залегания угля?

9. Попадаются и кварталы девятиэтажных домов.

10. Небольшой сталинский соцгород — это микрорайон Машзавода, прилегающий, соответственно к машиностроительному заводу "Кран". Некогда крупный завод обслуживал добычу угля, выпуская шахтное оборудование, и закономерно стал угасать вслед за её прекращением. В наше время он, как я понимаю, уже не работает. Узловая в наши дни — экономически депрессивный город, и ещё как-то её спасает близость Новомосковска и, в меньшей степени, Тулы, куда, наверное, многие ездят на работу.

Однако сейчас времена меняются. В Узловском районе с 2014 года строится индустриальный парк "Узловая", который должен стать площадкой для новых высокотехнологичных предприятий, поэтому в жизни города уже в ближайшие годы могут наступить перемены к лучшему.

11. Довольно интересные двухэтажные сталинки. Наверное, в былые времена здесь было весьма уютно.

12. В сквере у угла улиц — довольно странный памятник на индустриальную тематику.

13. Обелиск Защитникам Родины и освободителям Узловой в Великой Отечественной войне:

Узловая находится в 50 километрах от Города-Героя Тулы и сыграла свою роль в её обороне. Поздней осенью и до декабря 1941 года немецким войскам удалось почти окружить Тулу и выйти на её окраины, но город так и не сдался. Одновременно с этим гитлеровцы смогли продвинуться достаточно далеко на восток и даже занять часть Рязанской области. Узловая пробыла в оккупации всего 23 дня — с 21 ноября по 14 декабря 1941 года, когда была освобождена 1-м гвардейским кавалерийским корпусом в ходе контрнаступления Красной армии под Тулой.

14. Продолжаем двигаться в центр города по главной улице. На коротком отрезке она называется улицей 14 декабря, — именно в честь освобождения.

15. ДК Машиностроителей по типовому проекту архитектора Барташевича. Даже не знаю, работает ли он сейчас, — выглядит каким-то запущенным.

17. Дома конца 1950-х годов. Что интересно, в те годы население Узловой было таким же, как сейчас, — чуть больше 50 тысяч (наибольшая численность была в 1970-е-80-е годы, когда город насчитывал 63-65 тысяч).

18. В самом центре — сквер имени Завенягина. Здесь всё довольно облагорожено. Кстати, как видно на фото, накрапывал небольшой дождь. Но гроза так и прошла стороной и больше не показывалась.

19. В центре сквера стоит памятник Герою Социалистического труда Авраамию Павловичу Завенягину (1901-1956), который родился в Узловой (тогда ещё посёлке при станции) в семье машиниста паровоза. В историю он вошёл как инженер-металлург, один из кураторов советской металлургии, — в 1930-е годы руководил сначала Магнитогорским металлургическим комбинатом, а затем строительством комбината в Норильске (он до сих пор носит имя Завенягина). После войны был одним из руководителей советского атомного проекта. Завенягину принадлежат слова "Молодость — скорее достоинство, чем недостаток".

20. К скверу прилегает Свиридовский пруд с фонтаном. За домами видна труба котельной.

21. За прудом — военный мемориал с вечным огнём:

22. Прилегающая застройка выглядит примерно так:

24. Сквер полон тенистых аллей и, наверное, является любимым местом прогулок у горожан. Но погода сейчас не лучшая.

25. А вообще на узловских улицах было довольно многолюдно.

26. Центральная районная больница в красивом сталинском здании:

27. Администрация Узловского района с памятником Ленину и, кажется, гербом РСФСР.

28. Нашёлся даже образец конструктивизма:

29. В самом центре можно лучше всего почувствовать пульс города.

30. Так я снова вышел к железной дороге. Почти у путей стоит осколок дореволюционного прошлого Узловой — Успенская церковь, построенная в 1895-99 годах при станции Узловая, когда города здесь ещё и в помине не было.

31. Дворик. Кстати, панельный дом справа показался мне каким-то необычным. Видимо, в стандартной серии что-то добавили к фасаду.

32. Какая-то обшарпанная скульптура на тему советской юности:

33. Снова железная дорога, — то, без чего этот город, быть может, и появился бы (за счёт угля), но точно не носил бы такое название. Поблизости от вокзала находится пешеходный переход через пути, соединяющий две части города.

34. По площади обе части примерно равны, но район Красная Узловая по восточную сторону от железной дороги — второстепенный.

35. Район этот более тихий и какой-то аутентичный. Здесь тоже много типичных для шахтёрских городов двухэтажных домов.

36. Можно увидеть и необычные топонимы:

37. Улица Завенягина:

38. Есть здесь и немного новостроек:

40. Справа видна железнодорожная больница. Даже с узнаваемым символом на кирпичной ограде.

41. А на панельных домах можно увидеть советские артефакты:

42. Ещё один образец нетривиальной топонимики:

43. Я возвращаюсь к вокзалу. Поблизости от него — парк Железнодорожников со старыми деревьями, которые тихо рассказывают об истории Узловой.

44. Небольшая площадь в центре парка:

На этом месте я закончил осмотр Узловой. Придя обратно к вокзалу, я сел рядом с ним на маршрутку и отправился в Новомосковск — этот индустриальный гигант регионального масштаба, являющийся, как уже сказано, центром агломерации из нескольких городов и посёлков. До Новомосковска всего 7 километров (при наличии желания и времени можно вообще прогуляться пешком), и именно о Новомосковске и будет следующий рассказ.

Читайте также: