Сообщение о городе дятьково
Обновлено: 05.07.2024
Дятьково - фабричный городок (24 тыс. жителей) в трёх десятках километров от Брянска, или вернее - от показанной в прошлых двух частях Бежицы. Среди бесчисленных "собратьев" он выделяется весьма экзотической специализацией - производством хрусталя, возникшем в уникальной замкнутой системе Мальцевского промышленного района. Словом, старых городов-заводов в России много, но Дятьково не спутаешь ни с чем.
. История Дятькова и вообще индустриальной Брянщины началась в 1723 году в подмосковном Можайске, где дворянин черниговского происхождения Василий Мальцов-большой с парой местных купцов основал один из крупнейших в тогдашней России стекольный завод, в 1747 году закрытый и разделённый между двумя его сыновьями: младший Аким Васильевич перебрался во Владимирскую губернию на реку Гусь, старший Александр - в Орловскую губернию на Болву. Две столицы русского хрусталя - Гусь-Хрустальный и Дятьково - выросли из одного корня, разветвились целыми промышленными районами, и к середине 19 века Мальцовские заводы выпускали более половины стекла в России.
И хотя ныне более известен Гусь-Хрустальный, на Болве масштабы деятельности были куда как большими. В 19 веке Иван Мальцов и его сын Сергей создали здесь натуральный территориально-производственный комплекс, где десятки заводов, дорог и посёлков работали как единое целое, а главное - слагали практически замкнутую систему: Мальцевы проповедовали то, что сейчас назвали бы "импортозамещением", производя на своей территории всё - от конечной продукции до пролетарских харчей. Сказывалась, видимо, и личность Сергея Мальцова - с внешностью крепкого бородатого русского мужика, он ел с рабочими из одного котла и лично участвовал в их труде, подходя к своей промышленной империи не только как к источнику прибыли, но и как к собственному творчеству. Промышленность здесь вышла далеко за рамки своей изначальной специализации, и Мальцовы первыми в России внедряли целые отрасли: производство сахара (первый в империи завод открылся в 1823 году в Любохне), рельсов (1841, для Николаевской железной дороги), серийных грузовых паровозов (1870). Мальцовский промышленный район раскинулся на 120 километров с севера на юг и на 80 - с запада на восток, по трём уездам трёх губерний (Брянский в Орловской, Рославльский в Смоленской и Жиздринский в Калужской), включал 25 крупных заводов и 130 вспомогательных производств со штатом в 10-15 тысяч человек и общим населением (также вовлечённом в работу) около 100 тысяч. Тут было техническое училище (в народе известное как Мальцовский университет), эрзац-валюта "мальцовские записки", всякая социальная инфраструктура редких для своей эпохи масштабов, нормированный рабочий день (в среднем 10-12 часов, а на самых тяжёлых производствах - и современные 8) да связующая всё это великолепие железная дорога редкой трёхфутовой колеи (914мм) - основной её ход тянулся на 114 километров, а со всеми ветками и усами протяжённость достигала 300 километров (подробнее у Болашенко и у Зиновьева).
2а. Сергей Мальцов на вагоне своей железной дороги.
Подобные промышленные "удельные княжества" были не редкостью на Старом Урале, но Мальцовский промышленный район был, кажется, последним подобным явлением в России, и в отличие от безнадёжно старевшего Урала, в эпоху пара остававшегося краем водяных колёс, исправно шёл в ногу со временем, например внедрив первые в России мартеновские печи (1866). Подкосило Мальцовскую империю, как ни печально, наше государство: в 1870-е годы Сергей Мальцов получил огромный для своего времени (на 2 миллиона рублей - в нынешних ценах это как несколько миллиардов) заказ на паровозы и вагоны, но когда вся инфраструктура, оборудование и кадры были подготовлены, государство внезапно расторгло контракт, предпочтя заказать ту же самую технику за границей. Для Мальцовской империи этот удар не смертельным, но фатальным - ей хватило сил лишь удержаться на плаву, но наверстать потерянные средства и годы, тем более когда на волне капитализма тяжёлая промышленность в России росла бешеными темпами, Мальцовым уже не удалось и к началу ХХ века "Америка в России" (как назывался Мальцовский район в заказных и в общем-то рекламных эссе Немировича-Данченко) неумолимо превращалась в типичный "ржавый пояс".
3а. Поезд Мальцовской железной дороги пересекает разлившуюся реку во время паводка.
По дороге из Брянска - Любохна (где давно уже нет сахарного завода) и Фокино (13 тыс. жителей) с адски пыльным цементным заводом, основанным в 1899 году (то есть уже в период упадка района) как "Мальцовский портландцемент" (другие цементные заводы в моём журнале - Вольск и эстонская Кунда). Маршрутка долго петляла по самому Дятькову и наконец привезла меня на автовокзал у железной дороги, где стояла всякая техника, включая рабочую мотрису АС1А (как мелодично звучит - "Асодина"!) вида "брусок на колёсах":
Тут я умудрился потерять направление и уйти в зажелезнодорожную часть Дятькова, по которой, в поисках центра, блуждал битый час. На въезде в город - какая-то колючка:
А большую часть застройки на безлюдных и опрятных улицах составляют вот такие вот дома с вальмовыми кровлями и крыльцом-пристройкой, явно построенные по типовому проекту:
Впрочем, в русском деревянном зодчестве вопрос индивидуальности прекрасно решают наличники:
Местами эти домики ещё и каменные - при Сергее Мальцове тут строились коттеджи на 2-4 семьи для рабочих:
Причина же моей ошибки оказалась проста - я помнил, что автовокзал находится относительно города за линией. но не учёл, что он стоит ещё и рядом с грузовой веткой, отходящей опять же в залинейную часть, и именно её я и пересёк вместо основной линии. Как следует поплутав и спросив дорогу у наконец повстречавшихся местных, я вышел к вокзалу с готовившейся уйти на Брянск мотрисой АЧ2:
Но дело в том, что и вокзал тут расположен изрядно на окраине, местность одинаково глухая в обе стороны, направление - совсем не очевидно, но в общем помните, что "правильная" сторона - там, где собственно здание вокзала. Дальше опять типовые домики:
И ещё одна боковая ветка - такие буквально пронизывают Дятьково. Но эта ветка интереснее прочих, в том числе даже основной линии: дело в том, что старая трёхфутовая Мальцовская железная дорога (1877-78) и действующая линия стандартной колеи Брянск - Дятьково - Людиново - Песочня (ныне Киров Калужской области) не совсем совпадают - вторая строилась в 1925-30 годах параллельно первой, разобранной лишь в 1955 году. Так вот это - ни что иное, как сохранившийся её участок:
У путей - бетонное основание водонапорной башни начала ХХ века:
И старый Мальцовский вокзал, видимо 1870-х годов:
За небольшим, но тёмным парком - ещё и внушительных размеров пакгауз. Ну а дымящая промзона - это основанный в 1926 году Дятьковский деревообрабатывающий завод: ныне город известен не столько хрусталём, сколько мебелью, поставляющейся по всей России.
По соседству - хлебозавод с такой вот странной композицией у забора. Как пояснил dyatkovo , это памятник погибшему водителю перевернувшегося здесь асфальтоукладчика.
Из этой сюрреалистической промзоны по улице Крупской мы выходим в город, где почти всё интересное сосредоточено вдоль параллельной железной дороге улицы Ленина. На углу - памятный знак: в феврале 1942 года местные партизаны и прорвавшиеся части Красной Армии полностью освободили Дятьково и окрестности от фашистов, удержав его до июля, и в эти полгода освобождённый район назывался Советским, а Дятьково - Партизанском. Второй раз Дятьково освободили уже в ходе наступления в сентябре 1943 года, и в общем немудрено, что в 4 раза штурмованном городе старины сохранилось немного - в основном Дятьково такое, как на заднем плане.
Но кое-где ещё стоят Мальцовские дома из характерного белого камня. Точно не знаю их возраст - возможно, что-то 1870-х годов, а что-то и начала ХХ века, но подобной застройки заводских слободок я не видел больше нигде:
18. ныне музыкальная школа.
Самое красивое здание - художественная школа на улице Ленина:
Но судя по явно модерновой двери - построена она была уже существенно позже Сергея Мальцева:
Тот же самый хлебозавод, вид с другой стороны - корпус, возможно котельная, похож на конструктивизм 1920-х:
Куда же без старого танка (в данном случае ИС-3)? Тут он на фоне ещё одного "мальцовского" дома. Шпалы - остатки очередного подъездного пути, на кадре №15 (который с рулём из земли) он проходит под заводским забором:
А ведёт прямиком на главную площадь в преддверии Дятьковского хрустального завода:
Здесь и главная достопримечательность города - часовня Неопалимая Купина (2000-03), внутри которой хрустальное убранство. Увы, мне впечатление подпортил разговор с батюшкой, наотрез отказавшемся позволить мне фотографировать. Вернее, даже не сам разговор (понятно, что мне тут никто ничего не должен), а озвученная мотивация: владыка, мол, запретил потому, что люди ездят, фотографируют, выкладывают в интернете, а потом к их заметкам пишутся глумливые и богохульные комментарии! Так что, друзья, у меня к вам большая просьба - в комментах не богохульствуйте, так как фото я всё-таки сделал (не стоит запрещать где-то фотографировать человеку, сумевшему отснять в деталях Ташкентский метрополитен) и конечно, не выложить не могу.
Находящиеся, конечно же, в Музее хрусталя, расположенном напротив заводской проходной рядом с площадью. Он был открыт для посетителей в 1979 году, но ещё в 1835 года при заводе действовала "образцовая", где его изделия накапливались добрых полтора века. Музей ныне вполне типичен для своего статуса "пользуется популярностью у автобусных экскурсий" - современен, красив и не слишком приветлив. На первом этаже - ещё мальцовский хрусталь:
На втором - огромнейшая коллекция советских и современных изделий:
Разных технологий и эпох:
Вот например даже не хрусталь (который отличает от собственно стекла примесь оксида свинца, в Дятькве традиционно 24%), а стекло с сульфидом цинка:
А это жёлтое стекло и вовсе сплавлено с ураном - по известной легенде, оно должно светиться в темноте, а в реальности фонит в пределах допустимого:
Но основная дятьковская продукция - скорее, что-то примерно такое, и гордостью завода всегда было то, что достаточно тонкие вещи он мог выпускать очень крупными сериями:
В отдельном зале - то, чем всё это делается:
На выходе из музея я обратил внимание на табличку, извещающую, что за 500 рублей на группу можно заказать экскурсию непосредственно по заводу. Тут, конечно, стоило воспользоваться своим служебным положением блоггера, созвониться с администрацией завода заранее и возможно получить экскурсию бесплатно и по существенно расширенной программе. но заранее звонить я поленился, пытаться всё решить на месте - тоже, и в очередной раз сказав себе, что путешествую как частное лицо, выложил пятисотку. Минут через 10 подошёл и экскурсовод, и мы прошли на другую сторону улицы, за заводскую проходную:
На площадке, как часто бывает, корпуса разных эпох - что-то начала ХХ века, что-то 1920-х годов, а что-то может быть и времён Сергея Мальцова. Сразу за проходной - памятник (на кадре выше и на вводном кадре) из старой и новой частей. А в целом вид у завода запущенный и практически мёртвый:
Причины тому вполне прозаичны - в постсоветское время объёмы производства упали в разы, от нескольких тысяч рабочих осталось лишь несколько сотен, а из 6 печей для обжига действует одна. Прошла мода на хрустальные сервизы, что можно видеть в пыльных сервантах старых квартир от Курессааре до Хорога, посуду на любой вкус мегасерийно штампует Китай, в общем - для массового производства хрусталя не осталось условий. Завод, однако, не умер, а его руководство сориентировалось в новых реалиях, предпочтя "работать с тем, что есть" и удержав нишу в том сегменте, где азиатские массовость и дешевизна не критичны: теперь Дятьковский хрусталь - производство уже не потребительское, а художественное. И кажущаяся запущенность - на самом деле неспешная реконструкция заводской площадки под туристическую зону, где через 2-3 года можно будет не только купить красивую вещь, но и понаблюдать за её созданием, поучаствовать в мастер-классах, отдохнуть и т.д. А стройка. стройка всегда неприглядна.
И хотя сотрудников на заводе осталось немного, среди них весьма заметен процент молодых. По словам экскурсовода, дятьковские хрустальщики - люди с глубоким самосознанием, своего рода цех в средневековом значении этого термина, и многие работают на заводе уже не первое поколение.
В цехах фотографировать почему-то запрещено (официальная мотивация - чтобы не отвлекать рабочих), да и вид у них внутри весьма неприглядный. Мы посетили два этапа производства - собственно, выдувка и обжиг стекла (дуют его сейчас в основном промышленным способом, но для отдельных эксклюзивных изделий - и вручную, то есть силой дыхания, как в старину), а затем, в другом цехе - его обработку. Там же мне показывали длинный коридор, из которого едва заметно тянуло очень неприятным запахом - там хрусталь моют, и моют его в кислоте, при этом выделяется чуть ли не фосген (или что-то ещё столь же ядовитое), поэтому туда запрещено даже приближаться. Брак дробится в порошок и вновь идёт в дело. В цехе обжига я таки сумел тайком снять один кадр, а в цехе обработки уже нет, но там и не столь зрелищно - просто станки, за которыми сидят работницы, в основном молодые женщины (на обжиге же, как видите, всё несколько иначе - работа тут более примитивная, поэтому потомственных хрустальщиков могут заменить гастрбайтеры). В общем, будем надеяться, через несколько лет всё это таки доведут до туристического вида, по крайней мере подобные опыты в России уже есть (например, Северская домна на Урале).
Вернёмся во внешний мир, на улицу Ленина. К Хрустальному заводу вплотную примыкают цеха завода "Анод" - крошечное по площади предприятие с конца 1950-х годов снабжает небольшой, но необходимой деталью все реактивные двигатели, выпускающиеся в России. В 1993-м его успели полностью угробить, а в 2001 - почти с нуля возродить.
Пойдём дальше на юг. Дома и улицы в окрестностях завода - городской ДК с чуднейшим панно ещё на площади у церкви:
Напротив "Анода" чуть-чуть дореволюционки - более всего этот домик смахивает на заводоуправление или дом начальника середины 19 века, а более обозримом (то есть на памяти ныне живущих) прошлом тут было училище:
Точно не знаю, что это могло быть и даже какого времени. а хочется представить, что это был, например, Мальцевский "университет" (на самом деле техучилище, готовившее кадры для промышленного района), но конечно очень вряд ли.
За доской почёта - сталинки-малоэтажки с деревянными козырьками:
Типичная площадь Ленина с опять же послевоенными сталинками администрации и ДК Хрустальщиков:
Да солдиной для райцентра новостройкой. В целом, Дятьково город довольно опрятный и оживлённый, особенно по меркам депрессивной Брянской области. Но при такой погоде - конечно, и тут мрачновато.
Кстати, Спасо-Преображенский собор стоял не там, где ныне Неопалимая Купина, а как раз на этой площади, но мне кажется, воссоздавать его уместнее всё-таки там, не трогая цельный советский ансамбль. Дальше на юг ещё пара конструктивистских зданий - техникум:
За которыми - лишь пятиэтажки да основное "лежбище" маршруток на Брянск (с автовокзала, в силу его расположения, ездит мало кто). Перекусив в кафе у гостиницы, я пошёл обратно на вокзал и оттуда поехал в калужское Людиново - менее известный, но не менее важный центр Мальцовского промышленного района. О Людинове, мотрисах и рельсобусах - в следующей части.
История Дятьково в Брянской области берет свое начало еще в первой половине XVII века. На тот момент это была деревня, а небольшое население состояло в основном из крестьян. Точкой расцвета Дятьково можно считать постройку Хрустального завода в 1790 году, связанного с именем вдовы Марьи Васильевны Мальцовой. Сейчас же это город, в котором приезжим представлены различные достопримечательности.
Немного истории
Хрустальный и стекольный завод находился в лесу, недалеко от деревни. Завод развивался и набирал популярность среди жителей Дятьково, и вскоре деревня слилась с рабочим поселком. Следствием этого стало то, что в XIX веке Дятьково стало считаться одним из крупнейших сёл Брянского уезда.
Завод был важной частью в жизни крестьян, при нем работали медпункт и аптека. Благодаря ему жители Дятьково могли прокормить себя и свои семьи. На протяжении всей истории взаимодействия Хрустального завода и рабочих было множество взлетов и падений. Но с каждым разом работники становились опытнее, а качество заводской продукции — выше. Сбыт ее совершался в такие города, как Москва, Харьков, Ростов-на-дону, Киев и Нижний Новгород. В 1926 году был построен еще и деревообрабатывающий завод. Статус города был присвоен поселку в 1983 году.
Великая Отечественная война
В сложные для страны годы жители Дятьково не остались безучастными. В ноябре 1941 года фашисты оккупировали территорию города. Был нанесен невероятный урон Дятьковскому району.
Гитлеровцы сжигали дома, заводы, мельницы, конюшни и скотные дворы. Но жители района не отчаивались. Создавались партизанские отряды и диверсионные группы. Работали они на железнодорожных путях, шоссе и других дорогах. Несмотря на страх перед лицом смерти, взрослые и дети вели отчаянную борьбу с оккупантами.
В 1943 году Красная Армия официально освободила Дятьково от фашистов. В районе началось восстановление хозяйства и экономики.
Послевоенные годы, преодоление разрухи
В конце 50-х начали строиться многоквартирные пятиэтажные дома, в город пришел природный газ. В этих же годах начал работу завод электровакуумных приборов. Жизнь постепенно направлялась в свое прежнее русло, но отпечаток страшных военных дней остался в памяти неизгладимым черным пятном страха.
Достопримечательности города и культурное наследие
События, происходившие в жизни Дятьково и области, оставили свой след в культурном достоянии города. Достопримечательностей не так много. Но есть и свои преимущества. Турист обязательно найдет тут для себя что-то интересное.
Историко-краеведческий музей
Различные фронтовые письма, фотографии, оружие, документы и многое другое позволяют окунуться в атмосферу военных времен. Побывав в историко-краеведческом музее, гость сможет проследить развитие боевых действий на территории Дятьковского района и прочувствовать то, как жили люди во время войны. Также можно узнать героев Дятьково, спасших жизни, и других, проявивших свою стойкость и отвагу. Работать музей начал только ближе к 80-м годам. Но его экспонаты пополняются и на сегодняшний день.
Сквер Партизанской славы
Сквер — любимое место туристов и жителей всех возрастов:
- Тут найдут себе занятия и малыши, ведь для них установлена детская площадка.
- По душе это место придется и пожилым людям, любящим слушать шелест листьев.
Мемориал Партизанская поляна
Это место, которое горожане советуют посещать в первую очередь. Добраться до мемориального комплекса легко, несмотря на то, что находится он в лесу. Дороги хорошие, на их протяженности есть таблички, указывающие местоположение комплекса.
На поляне находятся исторически значимые скульптуры. Также на территории комплекса расположен музей. В нем проходят интереснейшие экскурсии, позволяющие окунуться в историю. Разнообразие экспонатов пополняет множество боевой техники, о которой тоже будет рассказано экскурсоводом.
Музей хрусталя
Ранее музей был частью того самого Хрустального завода, благодаря которому Дятьково стало известным в СССР. Сейчас в Музее хрусталя находятся уникальные экспонаты.
Хрустальное многоцветье поражает взор посетителей:
- На первом этаже находятся экспонаты, раскрывающие историю продвижения завода. Различные тематические выставки и авторские работы удивляют своей разнообразностью.
- Также проводятся экскурсии на производстве. Там можно своими глазами увидеть технику работы с хрусталём и стеклом. Это любимая часть экскурсии для многих посетителей.
- На территории музея есть своего рода сувенирные лавки, в которых можно приобрести хрустальные и стеклянные заводские шедевры. Не исключен индивидуальный заказ.
Храм и церковь
Стены храма украшают фрески. В них можно познакомиться с различными историческими и библейскими сюжетами христианства. Храм настолько необычный по структуре, что даже его купол четко выделяется среди деревьев и других домов.
Строгий и лаконичный вид церкви в честь преображения Господня по достоинству оценят те, кто не любит лишней напыщенности. Славится она и своими чудотворными святынями:
Жителя Дятьково очень ценят свой Преображенский храм за спокойной атмосферу, в которой они могут прочувствовать значимость гармонии с самим собой.
Другие места
Недалеко от Дома Культуры в Дятьково царит волшебная атмосфера парка деревянных скульптур. Создан этот парк был еще во времена Советского Союза, но, к сожалению, те скульптуры разрушились. На сегодняшний день ассортимент интересных фигурок пополняют студенты художественного училища. Они создают новые скульптуры, радуя этим малышей и взрослый.
Для удобства посетителей в парке благоустроенны тропинки, скамейки и освещение. Здесь можно отдохнуть от рутины и суеты. Разглядеть причудливые и мелкие детали у деревянных людей и животных. В этом месте царит свой сказочный мир, обитатели которого всегда рады своим гостям.
Улица Ленина — главная улица города. Протяженность ее намного длиннее, чем у других. Эта улица справедливо считается самой красивой в Дятьково. Именно на ней расположены почти все главные достопримечательности.
Справедливо и то, что она удобна как для пешеходов, так и для автомобилистов. Возле дороги красивые деревья и другие растения. Вдоль нее стоят кружевные фонари, которые также украшают клумбы и зеленая трава.
Несмотря на то что Дятьково — относительно небольшой городок; он очень богат своей уникальной историей. Почти в каждом уголке города отражается его прошлое. Многие достопримечательности направлены на сохранение памяти о былых годах. Это необходимо и актуально на сегодняшний день. Именно поэтому путешественники по России должны посетить культурно богатый городок в Брянской области.
Дятьково же поистине можно назвать одним из богатств земли Брянской. Город этот самый северной в области, и стоит он на реке Олешне. Расположен он менее, чем в пятидесяти километрах от Брянска.
Население Дятьково в 2017 году составило 27028 человек. Город славится Орденом Отечественной войны первой степени, а также носит почётное звание города партизанской славы.
История города Дятьково в Брянской области
История у Дятьково богатая и интересная. Упоминание о деревне Дятьково встречается в письменных источниках уже с 1626 года. Удивительно, как маленькая деревенька прошла путь до почётного города. В конце восемнадцатого века здесь строится знаменитый стекольный и хрустальный завод, а Дятьково превращается в крупнейшее промышленное село Брянской области (тогда уезда).
В годы Великой Отечественной войны, к сожалению, город захватили немцы. Он понёс огромный урон. Около двадцати тысяч человек района попали в плен и были отправлены на родину нацистов. В связи с этим город превратился в центр сопротивления партизан. Непросто пришлось жителям района, от былой жизни не осталось и следа, немногим удалось остаться в живых, мало чего удалось сохранить. Всё разрушили оккупанты. В конце 1945 года началось восстановление прославленного хрустального завода. В 1983 году город был награждён Орденом Отечественной войны первой степени, в 2011 получил почётное звание города партизанской ставы.
Достопримечательности Дятьково
Все кто приезжает в город, обязательно должен посетить Дятьковский музей хрусталя. Он был открыт ещё в 1976 году. Вы откроете для себя очень любопытные экспонаты.
Также в Дятьково имеется единственный в мире иконостас, выполненный из хрусталя.
Великая Отечественная война оставила в городе след о себе на долгие годы. Так в память о героях – партизанах в городе построили сквер Партизанской славы.
Как доехать до Дятьково?
Существует несколько вариантов, как можно добираться до города. Расстояние от Брянска до Дядьково занимает 48 километров.
На автовокзале в Брянске, можно купить билет где-то в районе 90 рублей, и в течении часа вы доберетесь до города.
На личном автомобиле доехать до Дятьково ещё проще, достаточно настроить навигатор и двигаться по построенному маршруту. Дорога займет не более 30 минут.
Город Дятьково - город в России, административный центр Дятьковского района Брянской области. Фактическое число проживающих в городе на конец 2011 года составило около 32 тыс. человек. Дятьково - четвёртый по численности населения город Брянской области. Город расположен в северной части Брянской области, на южных склонах Смоленско-Московской возвышенности, на небольшой речке Олешня, недалеко от города впадающей в Болву.
Образование в городе Дятьково:
На данный момент в городе работает 5 средних школ.
Так же в городе работают:
- Дятьковский индустриальный техникум,
- кадетский корпус (ВВС)
Экономика города Дятьково:
В городе относительно развита пищевая промышленность.
Полезные ископаемые - в окрестностях есть месторождения стекольных песков, глин.
История города Дятьково:
Деревня Дятьково известна с 1626 года.
С 1810 года известно как село Дятьков.
Дальнейшее развитие населённого пункта связано с основанием в 1790 году хрустального завода, благодаря чему в XIX веке Дятьково стало крупнейшим селом Брянского уезда.
с 1861 Дятьково это волостной центр.
С 1924 года Дятьково это посёлок городского типа,
В годы Великой Отечественной войны Дятьково стало активным центром партизанской борьбы, что позволило временно восстановить Советскую власть в городе и районе. 14 февраля 1942 года Красная Армия и сводный партизанский отряд заняли город Дятьково; таким образом в тылу врага, на всей территории Дятьковского района, была восстановлена Советская власть. Освобождённая от немцев территория стала называться Советским районом[3], который просуществовал до 6 июня 1942 года.
15 сентября 1943 года город Дятьково был освобожден частями Красной Армии. 16 сентября 1943 года Бытошская партизанская бригада в деревне Ивоток встретилась с 17-й стрелковой дивизией 3-й армии Брянского фронта, завершив тем самым освобождение всего Дятьковского района.
Ущерб, нанесённый оккупацией фашистами был огромен. Из 1884 довоенных зданий в городе уцелело лишь 690; из 17 000 жителей в Дятькове осталось лишь несколько человек. На каторжные работы в Германию оккупантами были угнаны 19 848 жителей Дятьковского района. В районе было сожжено 25 783 жилых дома.
Герб города Дятьково -утвержден 26 мая 1982 года решением №269 исполкома Дятьковского городского Совета народных депутатов Брянской области.
Описание и обоснование герба:
Герб Дятьково советского времени: "Герб имеет форму щита. Герб разделен по горизонтали на 3 части, по вертикали нижняя часть разделена на 2 симметричные части. В верхней части название города на желтом фоне, символизирующем песок - основу производства стекла. В средней части герба фрагмент герба города Брянска, указывающий на областное подчинение города. В правой (от зрителя) нижней части герба рабочий - выдувальщик стекла, символизирующий основную продукцию города - хрусталь, который славится не только в нашей стране, но и за рубежом. Левая (от зрителя) нижняя часть герба по периметру окаймлена орденской лентой медали "Партизану Великой Отечественной войны", символизирующей героические подвиги дятьковских партизан. Зеленый фон нижней части герба с сосной говорит о богатых лесных массивах, окружающих город".
Читайте также: