Сообщение о главном храме вооруженных сил россии

Обновлено: 08.07.2024

Что символизирует главный собор Министерства обороны в Кубинке

Скифы поелику скифы
Перестают ли быть людьми?
Эпиграф из переводной книги XVIII века Приписывается Алексею Комнину

Фото: Наталия Макарова, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Наталия Макарова, Коммерсантъ / купить фото

Храмы военных, храмы для военных

Армия как сословие

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Армия и российское государство во многом синонимы. Первое признаваемое историками государство на территории европейской России — Киевская Русь — возможно, было создано частной военной компанией, которая объединила вокруг себя других вооруженных людей, уже местных. Первые договоры Руси и Византии — договоры империи с вооруженной силой, пришедшей с севера: византийцы старались нанимать такие отряды на службу. История России в школьных учебниках — в первую очередь история армии. Главные вехи: Куликовская битва, стояние на Угре, взятие Казани и Астрахани, разгром поляков, Полтава, война 1812 года, Первая мировая война, Вторая мировая (Великая Отечественная) война, 1945 год.

Такой подход к школьной программе можно списать на попытки государства создать удобную историю, но, кажется, за этим стоит и нечто большее. Россия — страна с самыми протяженными границами в мире, она должна эти границы защищать. Без армии она существовать не может. И если в XIX веке, да и даже в середине XX века армия в целом и офицеры в частности были уважаемыми членами русского, а затем советского общества, то в конце XX века отношение к ним изменилось. В современной России армия была и остается отрицаемой частью российского общества, а в образованных кругах военная служба считается не очень почетной. Военнослужащие в российском публичном поле не присутствуют и появляются в центре общественного внимания только во время трагедий и праздников.

Между тем военные — значимая часть российского общества. Только кадровый состав российской армии — примерно 2 млн человек. Сколько с ними связано семей и родственников, мы не знаем, но думаю, что можно смело умножать минимум на два. Таким образом, прямо связано с армией почти 4% населения России. Еще несколько сотен тысяч человек в год проходит через призыв. И хотя далеко не все из этих людей отождествляют себя с вооруженными силами, военных много. Еще больше людей прошли через службу в армии или закончили военные вузы в советское время. Выходцев из армии много среди управленцев и менеджеров.

Имеют ли эти люди, которые защищали и защищают российское государство, право на свое особое место памяти? Нужно ли оно им?

Храм как история

Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Фото: Роман Шляхтин

Фото: Роман Шляхтин

Фото: Коммерсантъ / Наталия Макарова / купить фото

Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Фото: Роман Шляхтин

Фото: Роман Шляхтин

Фото: Коммерсантъ / Наталия Макарова / купить фото

Попасть в храм вооруженных сил не то чтобы очень просто. Лучше всего делать это на машине, однако подъехать прямо к храму не получится. Охранники предлагают гостям храма не идти к нему по лестнице, а обойти его. Следующие десять минут посвящены обходу галереи, которая напоминает стены земляных крепостей эпохи Ивана Грозного или северные русские монастыри. Сходство усиливается из-за искусственной речки, а также из-за камер, которые смотрят на посетителей с высоты. Идущие к храму люди опасливо спрашивают дорогу. После обхода храма справа (противосолонь, по маршруту крестного хода, установленному патриархом Никоном) посетитель оказывается на площади перед храмом. Уже здесь видно, что ничего особо византийского в нем нет.

Все это не совсем традиционное окружение для православного собора. Но создатели собора в Кубинке осознанно дистанцируются от предыдущих веков и пытаются на новом месте создать нечто новое и свое.

С верой за родину

Верхний храм — это попытка написать православную историю военных государства Российского. И если в нижнем храме мозаики и христограммы намекали на Византию, то верхний храм с его арками и стеклянными плафонами напоминает о модерне империи Романовых. Мозаики верхнего храма рассказывают историю борьбы страны с врагами — от благословения Дмитрия Донского до падения Берлина. Перед нами выстраивается единая священная история о взаимодействии армии и Бога. И если памятники парка Победы массовые и анонимные, то солдаты на мозаиках собора в Кубинке уже более индивидуализированы. Перед нами попытка рассказать о верующих людях, которые сражались за Россию. У них есть небесные покровители: на вратах собора выстроились в строй вооруженные русские воинские святые, обозначенные по именам на нимбах.

Вместе с рядами индивидуальных святых в храме появляется и мотив цены победы. Отдельные мозаики собора затрагивают тему пусть и героических, но поражений, например Крымской войны (которую Россия проиграла), и героической обороны Порт-Артура (образ Богоматери, связанной с этим городом, находится справа от входа верхнего храма).

Мотив признания потерь и роста внимания к отдельным погибшим в государственной политике памяти относительно новый. Он проявился отчетливо в этом году, после открытия Ржевского мемориала на Рижском шоссе. Этот памятник, с одной стороны, наследует советские традиции монументальности, а с другой — содержит видимое перечисление имен отдельных погибших, что главным советским памятникам несвойственно. Однако, эта индивидуализация потерь в Храме Вооруженных Сил не доведена до конца.

Отдельных имен павших в храме вооруженных сил нет — информация о них вынесена в галерею вокруг храма, а в самом храме главное все-таки — коллектив.

В отличие от памятника во Ржеве, храм вооруженных сил предлагает не только программу памяти, но и новое видение государства. Создание храма отражает не одно признание военных как сословия — открывается перспектива создавать другие подобные храмы, чтобы сплотить вокруг них целевые группы. В Северном Бутово, например, на бульваре Дмитрия Донского начато строительство храма для российских спортсменов. Так же как и храм в Кубинке, храм в Северном Бутово соединит в себе традиции древнего русского зодчества и модерна со спортивными залами, обещают создатели. Таким образом, перед нами — новый идеал российского общества как собрания сословий, связанных верой к Богу и уважением к лидеру.

Корпоративное (или, точнее, корпоративистское) государство — не российское изобретение. О его формировании говорили в XX веке в Центральной и Южной Европе, в Италии, Испании и особенно в Португалии доктора Салазара. Именно на эти государства как на возможный образец смотрели в середине 1990-х годов некоторые православные интеллектуалы, включая покойного протоиерея Всеволода Чаплина. Именно эти — католические, а не протестантские образцы, как кажется, вдохновляли и создателей собора. Не хватает только табличек отдельных воинских частей.

Появление табличек предсказывает мозаичное панно слева от главного входа. На мозаике под изображением креста и двух коленопреклоненных ангелов изображены солдаты в униформе второй половины XX века. На мозаике перечислены конфликты и операции, в которых принимали участие советские солдаты вне мировых войн. В списке упомянуты операции в Югославии, Нагорном Карабахе, а также конфликты в Чечне. Заканчивается список Крымом, после которого оставлена пустая строка. Именно это — ожидание будущей войны — представляет конкретную программу для России, которую создатели и строители, осознанно или нет, вкладывают в собор. Россия принимала участие в войнах в прошлом и будет принимать участие в войнах в будущем.

10 удивительных фактов о Главном храме ВС РФ

Он станет центром воинской славы и всенародной памяти о павших воинах в годы самой кровопролитной войны в истории человечества.

Над его строительством и созданием всего убранства были трудились с начала производства более четырех тысяч человек.

Высота храма вместе с крестом составляет 96 метров. В 960 году родился Святой Равноапостольный Великий князь Владимир, в честь которого освящен нижний храм. Диаметр барабана главного купола – 19 метров 45 сантиметров. На барабане находится 8 окон. Диаметр купола – 22 метра 43 сантиметра. Восьмого мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Высота малых куполов – 14 метров 18 сантиметров – 1418 дней и ночей длилась война 1941-1945 годов. Высота звонницы – 75 метров, именно столько лет прошло со дня Победы. Площадь мозаики в интерьере 2644 квадратных метров, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы. Высота мандорлы - 11694 метра, ровно столько участников Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза.

Основные плоскости фасада храма выполнены из натурального камня и имеют большое количество резных каменных элементов. Скульптурные группы фасадов храма отлиты из бронзы, следуя генеральной концепции собора — созданию образа храма-воина. Для чугунных плит крылец храма использовался сплав, в который включили металл из переплавленного оружия вермахта. В основание храма вбито 435 свай, длина каждой из которых — 15 метров. Над Рейхстагом 30 апреля 1945 года было водружено знамя 150-й стрелковой дивизии, которое стало знаменем Победы.

В основание храма вбито 435 свай, длина каждой из которых — 15 метров. Над Рейхстагом 30 апреля 1945 года было водружено знамя 150-й стрелковой дивизии, которое стало знаменем Победы.

Работа над изготовлением колоколов велась на протяжении полугода. Вес ансамбля более 20 тонн, в него вошли 18 колоколов, самый большой из которых весит 10 тонн. 17 из 18 колоколов посвящены видам и родам войск.

Над благоукрашением нижнего и верхнего храма трудился огромный коллектив мозаичистов. Тысячи квадратных метров мозаик были собраны в рекордные сроки, за несколько месяцев. В киотах храма представлены и древние святыни — иконы XVIII–XIX веков разных художественных центров, объединяя и акцентируя духовное наследие нескольких веков.

Для его монтажа задействовали сверхмощный кран в 750 тонн; чтобы он держался более устойчиво, его вес увеличили контргрузами до 1250 тонн. Настоятель Главного храма Вооруженных сил РФ владыка Стефан освятил главный купол собора на высоте 65 метров.

На Руси испокон веков сложилась традиция возведения церквей в честь защитников родины. Министр Обороны России Сергей Шойгу решил возродить эту традицию. Причем с размахом. Анонсировалось начало возведения Первого в истории России Главного Православного Собора Вооруженных Сил Российской Федерации. О нем подробно расскажем в данной статье.

Где строится храм вооруженных сил

Макет храма и территории:

Макет Главного храма Военных сил России

Характеристики строения

Главные характеристики:

  • Высота – 95 м.
  • Диаметр главного купола – 19,45 м. (это число не случайно – 1945год – окончание ВОВ);
  • Высота звонницы – 75 м. (эта цифра тоже не случайна – в 2020 году исполнится ровно 75 лет со дня победы);
  • Вышина малого купола составляет 17,18 м. (и эта цифра символична – 1418 дней шли боевые действия ВОВ).

Как мы видим, задумка постройки церкви очень интересна: каждая цифра ее характеристик привязана к Великой Отечественно войне.

4 придела собора также будут символично посвящены святым-покровителям войск ВВС РФ:

  1. Придел Св.Илии Пророка (который является покровителем Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск РФ);
  2. Придел Александра Невского (покровительствует Сухопутным войскам);
  3. Придел Святой Варвары Великомученницы (покровительницы Ракетных войск стратегического назначения России);
  4. Придел Андрея Первозданного, Святого Апостола (покровителя Военно-морского флота РФ).

Храм планируется воздвигнуть в традиционном для России монументальном стиле, но с некоторыми необычными нововведениями – фасадная часть его будет отделана металлом, а своды планируется остеклить. Согласно проекту, будущий собор должен приобрести необычную для церквей расцветку – похожую на камуфляж.

Камуфляжная расцветка Главного храма Военных сил России

Масштабы будущего Собора впечатляют: он должен будет вмещать до 6000 человек, а кроме того, станет четвертым в мире православным храмом по высоте.

Стены церкви внутри будут расписаны сюжетами из библейской истории, а снаружи, у входа, поставят статуи святых – покровителей российской армии.

Воздвижение Главного Храма ВС РФ ведется исключительно на народные деньги – то есть добровольные пожертвования. Это старинная русская традиция, когда строительство церкви – всенародное дело, такие соборы строились в честь каждой военной победы.

Мозаики с Путиным внутри храма

На мозаике изображены народные гуляния в честь бескровного присоединения Крыма.

Многие жители России возмутились, как оформителям церкви пришло в голову изображать внутри святыни политиков, однако председатель художественного совета по строительству храма протоиерей Леонид Калинин заявил, что не видит в этом никакого низкопоклонства, и уверен, что горожане не станут путать эти изображения с иконами.

Торжественное открытие храма в парке Патриот

Патриарх Кирилл освятил главный храм Вооруженных сил России в Кубинке 14 июня 2020 года. Напомним, что изначально Собор и музейный комплекс планировали открыть ко Дню Победы, но церемонию перенесли из-за коронавируса. Потом открытие назначали на 22 июня, но в итоге получилось открыть его раньше. На торжественном богослужении присутствовал министр обороны России Сергей Шойгу.

Открытие храма в парке партиот

Призывники смогут пройти альтернативную службу при храме Минобороны

После торжественного открытия стало известно, что желающие призывники теперь смогут проходить альтернативную гражданскую службу при главном храме Вооруженных сил России. На базе Военного духовно-просветительского центра при храме начнут подготовку санитаров. А по окончании курсов молодые люди смогут служить в медицинских учреждениях.

призывники смогут проходить службу в храме минобороны

Музейный комплекс

Миллионы фотографий участников войны в музейном комплексе

Другие православные соборы Военных Сил РФ

Строить церкви в честь всех русских Побед – уже традиция в нашей стране. Вот обзор главных церквей, построенных в честь военных событий и на жертвоприношения обычных людей:

Все эти российские храмы были построены преимущественно на пожертвования населения – а значит народу важны подвиги солдат, о них помнят и их чтят.

Как внести пожертвование на строительство

Главный храм Министерства обороны на карте

Строительство Главного храма Вооруженных сил завершено, смотрите на видео, каким он получился:


Убранство храма Воскресения Христова, больше известного как главный храм Вооруженных сил России, общественность должна была увидеть после его официального открытия 9 мая 2020 года — к 75-й годовщине Победы. Но в сеть попали фотографии мозаичных композиций, которые разрабатывал Василий Нестеренко. Накануне стало известно, что изображение Владимира Путина из мозаики убрали, а открытие храма отложили на неопределенный срок из-за ситуации с коронавирусом.

Победное шествие на Красной площади, с портретом Сталина (позднее в соцсетях появилась информация, что Сталина не будет), над шествием — Богородица с Младенцем; портреты современных политических деятелей… Интересно, что некоторые члены Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации узнали об этих композициях непосредственно после их появления в интернете.

Понятно, что пока храм не открыт, трудно давать общий анализ его внутреннему убранству. Но какие-то общие впечатления можно сформулировать.

Искусствовед Ирина Языкова, специалист по современному церковному искусству, член Экспертного совета, которая ранее не видела эскизов, считает, что трудно оценивать убранство храма с точки зрения искусства, поскольку он весьма далек от него. Но можно оценить его с церковной точки зрения.


— В этом храме видно прежде всего непонимание, что храмовое пространство — это литургическое пространство, а значит, там все должно быть организовано вокруг определенного центра — вокруг Христа, вокруг Евхаристии, а не расползаться на второстепенные вещи, — говорит Ирина Языкова. — Военная тематика могла бы спокойно разместиться вне храмового пространства, рядом, в подклете, например. А здесь видно, что иерархия ценностей нарушена: построен не храм, а военный мемориал с идеологическими и патриотическими целями. Это яркий пример того, что у нас все еще Церковь неофитов, которые не понимают разницы между церковным и светским.

По мнению Ирины Языковой, задача священников и экспертов — объяснять, где проходит эта грань. Поэтому претензии не к заказчикам. Они могут быть далеки от церковной культуры и не обязаны знать все нюансы традиций и канонов. Претензия к тем, кто их консультировал, кто не объяснил, что храмы так не строят и так не украшают.


— На самом деле, заказчики, даже самые высокопоставленные, готовы слушать, — считает Языкова, — только им часто никто не возражает, все боятся. Иконописец Александр Соколов постоянно говорил, что заказчика надо воспитывать, с ним надо беседовать, он сам иногда не понимает, что он хочет. Можно же со всем уважением объяснить принципы церковного искусства, его возможности и задачи. В данном случае явно такого разговора не было.

Самое опасное в этой ситуации — не просто появление данного храма, а возникновение прецедента, после которого и подобное отношение к храмовому пространству начнут тиражировать.

Защищающие возможность появления политических деятелей в храмовом пространстве кивают на Византию — там изображали императоров. Изображали, и не только императоров, но просто жертвователей. Другой вопрос — как изображали.


— Что касается изображения политических деятелей в храмовом пространстве, это большая проблема, — говорит искусствовед. — Часто ссылаются на Византию. Но вспомним, что раннехристианские воины были мучениками за Христа, а не за родину. Посмотрите, как изображали императоров — всегда перед Христом или Богородицей с дарами или в молитве. Лев Великий в Софии Константинопольской изображен вообще коленопреклоненным перед Христом.

Политические деятели в пространстве храма никогда не изображались как триумфаторы, на первом месте всегда изображался Христос, – заключает Ирина Языкова:

— Я ничуть не преуменьшаю победу в Великой Отечественной войне, я благодарна всем воевавшим, среди которых — мои близкие, и о них как раз мы можем молиться в храме. Но все-таки Главный в храме — Христос, а никак не генералы, вожди и прочие деятели. К сожалению, в нашей стране патриотизм стал религией, люди поклоняются Родине, государству, победам, а Христа — отодвинули, Он словно бы постольку-поскольку. Когда-то кроткое христианство победило воинственный и гордый Рим, а теперь, кажется, Рим побеждает христианство, и от этого горько.

Иконописец Александр Солдатов, преподаватель Иконописной школы при МДА — тоже член Экспертной комиссии. И для него появление фрагментов внутреннего убранства тоже стало сюрпризом.


— Когда увидел фотографии композиций впервые, я был шокирован, — говорит Солдатов. — И первое, что мне попалось на глаза, — изображение Божьей Матери в стиле советского плаката с партийно-комсомольским суровым пафосом. Потом я стал смотреть и другие работы. Понятно, мое мнение предварительное, в храме я не был после его украшения. Первая мысль, что этот храм не совсем христианский.


— Кроме обсуждаемых мозаик, я вижу отвратительное фактурное сочетание материала, колористическое, стилистическое и пластическое решение внутреннего убранства, свидетельствующее о богатстве, о роскоши, о блеске мира сего, — какая-то тотальная безвкусица, — рассказывает Александр Солдатов. — За иконостасом совершенно неимоверных размеров — скульптура Христа, больше похожая на изображение языческого бога.

Вообще кажется, что храм скорее посвящен громовержцу Зевсу, чем Распятому и Воскресшему Богу.

Как и у Ирины Языковой, у Александра Солдатова нет претензий к заказчикам: они не должны быть специалистами и понимать, что такое литургическое храмовое пространство.

— Я не хочу плохо говорить и про работавших там художников, — поясняет Солдатов. — Они были зажаты короткими сроками. Главный мой вопрос к авторам проекта благоукрашения. Вообще непонятно, почему на такой масштабный проект не было конкурса, почему мозаиками в итоге руководили не Евгений Николаевич Максимов или Александр Давыдович Корноухов — признанные мастера-монументалисты?

Появление этого храма, как считает Солдатов, делает бессмысленными все профессиональные дискуссии по поводу церковного искусства.


— Этот храм — полная девальвация, обнуление всего, что мы делали за последние 30 лет. Всех наших споров, дискуссий по поводу храмовых росписей, стилей, форм, разговоров об изысках цвета, колорита, вопросов канона. После этого храма все дозволено, и никто уже не посмеет тебя упрекнуть. Все разговоры закрыты, в них уже нет смысла.

Попытавшись совместить несовместимое — тринитарную онтологию христианства и гераклитову онтологию войны, сделав огромное сооружение за невероятно короткое время, мы получили то, что получили. Причем как музей боевой славы это сооружение было бы неплохим вариантом, и хорошо бы, если бы оно таковым и стало, — заключает Александр Солдатов.

Можно ли воцерковить язык соцреализма

Протоиерей Федор Бородин напоминает об образце храма воинской славы — Храме Христа Спасителя. С точки зрения каноничности там не все безусловно, поскольку в центральном куполе изображен Бог Отец. С другой стороны — восстановление храма было своего рода реконструкцией, в том смысле, что иконографическую программу современные мастера не придумывали.

В этом храме тоже отдается дань воевавшим — во время войны 1812 года. Но их имена — на огромных пилонах, там не встречается никаких изображений, никаких триумфов. То есть, прецедент создается сейчас.

На примере этого храма отец Федор разбирает общую проблему, характерную для нашего времени:

Протоиерей Федор Бородин

— Христианское храмовое искусство служит человеку, входящему в храм для того, чтобы ему, человеку, было легче приблизиться к Богу, познать Бога и молиться Ему. И поэтому церковное искусство сильно зависит от того, какой человек сейчас ходит в храм.

Современный человек совершенно не понимает имперской роскоши. Ярко и обильно расписанные, богато украшенные поверхности воспринимаются им как избыточность, как лицемерная помпезность, отмечает он.

— Можно провести параллель с архиерейским богослужением литургии — оно более близко к древнему и поэтому мы его так любим. Но современный человек этого не понимает, — объясняет протоиерей Федор Бородин. — Один раз, когда у нас служил на престольный праздник архиерей, я поймал взгляд нашего прихожанина — доктора физико-математических наук, с огромным количеством регалий. Так вот, на его лице было написано полное недоумение. Этот умнейший человек не прочитывает обрядовую сторону архиерейского богослужения как поклонение Христу. Он сейчас ее прочитывает, из сегодня, из своего культурного эстетического опыта, как неумеренное восхваление личности архиерея.

Отец Федор считает, что византийская символика утеряна, люди перестали ее понимать или прочитывают ее совершенно по-другому, если не иметь в виду стилистический язык иконы.

— Например, на Пасху священник должен целовать в уста всех прихожан и прихожанок, такая была традиция. Эту часть устава мы нарушаем, почему? Потому, что если я начну целовать в уста всех прихожанок, что скажут их мужья? А если я начну целовать прихожан, за кого меня примут? Сейчас это будет не обращение к древней традиции, а колоссальный вызов, оскорбление и искушение для людей, — объясняет отец Федор.

Времена меняются, меняются культурные парадигмы. В течение последних 30 лет общий тренд мирового искусства — это лаконизм. Если в 90-е годы богатые люди ходили в малиновых пиджаках, демонстрировали золотые цепи и дорогие машины, то сейчас кичиться богатством неприлично. И сейчас люди, приходящие в церковь, не понимают, что ее украшают ради Христа. По мнению протоиерея Федора Бородина, сейчас время эстетически выверенного прекрасного рисунка, который, как простая мелодия на дудочке, расскажет душе больше, чем та же мелодия, исполненная симфоническим оркестром:

— Мне кажется, что сейчас пришло время храмов с белыми стенами, с большими и очень молитвенными иконами, на которых — большие лики, чтобы человеку было просто молиться. Сегодня человек перегружен образами информации, ему это мешает, ему надо прийти в храм и увидеть лик Господа и лик Божьей Матери. Его отвлекает разглядывание тысячи деталей храмового украшения. Образно говоря, сейчас есть запрос на ризы преподобного Сергия, из простого холста, которые хранятся в Троице-Сергиевой лавре, а не на золотые, расшитые жемчугом, — считает отец Федор.

Он убежден, что пышность и помпезность никому не нужны.

Богатый многословный имперский художественный язык отвлекает современного человека от Бога, молитвы, а уж язык соцреализма, который воцерковить еще сложнее, тем более.


— И, конечно, Сталина я бы не изображал точно — это сознательный богоборец, палач. Если все-таки его изображение решили убрать, это хорошо. Но все сказанное о художественном убранстве храма — сугубо мое личное мнение, я не специалист, — заключил протоиерей Федор Бородин.

Искусствовед-византолог Алексей Лидов не часто обсуждает современное церковное искусство: его основная тема — это Византия, и ему гораздо интереснее думать о Софии Константинопольской, чем о современной архитектуре, которая пока не потрясает большими открытиями. Но проект храмового комплекса Воскресения Христова в Кубинке, задуманный как главная церковь Вооруженных сил, он не мог обойти вниманием.


Потрясает, по мнению Лидова, и символика храма. Начиная с того, что в него заложено огромное количество разнообразных и иногда сложносочиненных смыслов. В частности, диаметр огромного купола равен 19 метрам 45 сантиметрам, что символически говорит о годе победы —1945 год. Также в храм заложены и другие числовые символические темы, например, в диаметре одного из малых куполов заложена дата, которая совпадает с числом дней Великой Отечественной войны.


— Как это может прочитать православный верующий или просто человек, заходящий в храм, совершенно непонятно, если ему эту тайную символику не объяснит экскурсовод или он не прочитает специальную инструкцию, — говорит искусствовед. — У меня подобные тайные числовые символизмы вызывают в значительно большей степени историческую ассоциацию с масонской символикой, чем с византийской православной традицией.

Вызывает удивление у Алексея Лидова и другая деталь — железные ступени вылиты из переплавленных трофейных орудий поверженного врага.

— Это сильно напоминает языческую практику, нечто из культа военного бога Марса. В Византии была другая традиция: в стены, своды, в купол храма закладывали мощи святых, чтобы само тело храма стало священной реликвией и органической частью сакрального пространства, — отмечает он. — Самому облику храма тоже придан милитаризированный вид, подчеркиваемый необычной для русской церкви окраской, напоминающей цвет оружия.

При этом столпы храма напоминают огромные снаряды или боевые ракеты. Только вот куда собираются выстрелить эти ракеты? В небо?

И вообще, насколько уместно уподоблять храм даже Вооруженных сил — боевому оружию? Еще один вопрос без ответа.

В решении внутреннего пространства Лидов видит сознательный шаг в сторону от Византии в направлении своеобразного модернизма. Это касается, в том числе, технологий, где применено сочетание бетона и стекла, что можно рассматривать не только как стилистическое, но и как технологическое новшество. Вместо же Византии предлагается странная эклектика, смешение разных архитектурных стилей и традиций, из которых берутся отдельные элементы и компонуются, как в детском конструкторе.


— О художественном качестве мозаичных панно, два из которых стали объектом скандальных дискуссий в соцсетях, я говорить не буду, поскольку меня больше волнует смысловая наполненность, — говорит Алексей Лидов. — Многих православных людей покоробило, что на одном из панно, изображающем победный парад на Красной площади, появляется образ Сталина. Авторы программы настаивают на том, что они не имели в виду ничего, кроме историчности. Но здесь возникает другой вопрос, связанный с историзмом: в данном триумфальном контексте речь идет о прославлении в храме тирана и серийного убийцы, на котором кровь миллионов невинных людей, в том числе 85 тысяч православных священнослужителей, уничтоженных, по сохранившимся документам, в год Большого террора.


— Такой вот неожиданный возврат к советскому искусству с точки зрения стиля, к художественным моделям соцреализма. Любопытно, что авторы замысла предпочли именно такую стилистику для изображения народного ликования. Абсолютно в духе этой стилистики появляются и портреты руководителей страны. Здесь важно принципиальное заявление президента, который сказал, что он считает появление своего портрета в центре этого ряда несвоевременным. И с этим можно только согласиться.

В итоге получается не православный храм, считает Лидов.

— Это храм, в котором речь идет не о Боге, а о триумфе сакральной власти, при этом власти, отнюдь не обязательно христианской, как не была христианской ни в коей мере власть Сталина, — объясняет он.

А ведь это — важная составляющая христианской иконографической традиции — трагедия, которая оборачивается триумфом. Это то, что верующие ощущают по проживанию Страстной седмицы, которая оканчивается Светлым Христовым Воскресением.

В военном храме христианские смыслы Победы оказались вторичными, доминирует идея триумфа и единения власти и народа, — продолжает искусствовед. — Такой подход можно обсуждать, только при чем здесь православие? Это про другую систему ценностей. Да, этим ценностям можно придать некий православный покров, стилизовать их в соответствующем духе, добавить несколько привычных христианских символов, но от этого они не станут православными.

И интересно с точки зрения социальной психологии, что многим людям такое понимание христианства оказывается удобным, любовь к Богу комфортно оборачивается почитанием власти.

Построенный храм, как считает Алексей Лидов, претендует на то, чтобы стать памятником эпохи и остаться в традиции как отражение современной ситуации в российском религиозном сознании.


— Думаю, эту двусмысленность и неадекватность почувствовали очень многие православные люди, и именно поэтому военный храм вызвал такую взрывную реакцию, подчас даже глубокое неприятие, несмотря на невиданную популяризацию проекта в государственных масс-медиа. Это, конечно, останется неким памятником эпохе. Но также, на мой взгляд, несомненно, что предложенный путь – тупиковый и разрушительный, он точно не должен стать примером для подражания.

Читайте также: