Сообщение о героическом эпосе

Обновлено: 05.07.2024

В этом параграфе говорится о разных формах героического эпоса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Героический характер в литературе

Героический характер в литературе Способность человека совершить подвиг, преодолеть препятствия, кажущиеся непреодолимыми, всегда привлекала людей. Самые первые литературные персонажи были героями – Гильгамеш, Ахилл, Роланд, Илья Муромец… Именно герой способен

Илья Кукулин Подрывной эпос: Эзра Паунд и Михаил Еремин

Илья Кукулин Подрывной эпос: Эзра Паунд и Михаил Еремин ЭЗРА ПАУНД — один из значительных поэтов XX века. Однако радикальная поэтика Паунда, с одной стороны, и его длившееся несколько лет сотрудничество с режимом Муссолини, с другой, максимально затрудняют возможность

Цветаева М. И Эпос и лирика современной России Владимир Маяковский и Борис Пастернак

Цветаева М. И Эпос и лирика современной России Владимир Маяковский и Борис Пастернак Если я, говоря о современной поэзии России, ставлю эти два имени рядом, то потому, что они рядом стоят. Можно, говоря о современной поэзии России, назвать одно из них, каждое из них без

ЭПОС САГА О ХРОАЛЬДЕ КОЖАНОМ РЕМНЕ(Исландская сага)На этом заканчивается рассказ о Хроальде и людях из Моржовой Бухты.СТРАНСТВИЯ МАК-ЛОТА(Ирландская сага)А люди Мак-Лота, которым не терпелось вернуться на Блаженный Остров, в ту же ночь вернулись на корабль и подняли

А. АНГЛО-НОРМАННСКИЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЭПОС

Героический пафос

Героический пафос 1 По дороге к друзьям на именины от знакомых, где он только что шутил и смеялся, юноша на станции метро ожидал поезда. Сторонясь от толпы, как это и естественно для человека, которому спешить особенно некуда, прохаживался по самому краю площадки, в мягкой

§ 3. Эпос

Североамериканский эпос

Романный эпос

Романный эпос В этом параграфе читатель узнает, что стало предпосылкой развития романных жанров, познакомится с основными типами романа в европейской литературе и получит представление о романной структуре, какой она сложилась в XIX веке.Начиная с XI–XII веков в

5. Жанровая теория Бахтина: Эпос и роман от 1920-х к 1930-м годам

5. Жанровая теория Бахтина: Эпос и роман от 1920-х к 1930-м годам Тексты Бахтина о романе, написанные им в 1930-х — самом начале 1940-х годов, представляют сложности двух типов. Первая — текстологическая. Все материалы (за исключением книги о Рабле: она остается важным источником

Героический эпос эпохи зрелого Средневековья

Песнь о Роланде Французский эпос. Перевод Ф. де ла Барта

Для каждого народа характерен определенный героический эпос, в котором раскрываются быт и нравы определенных наций, их ценности и взгляд на окружающий мир. Этот жанр средневековой литературы, в котором воспевались народные герои и их подвиги. Зачастую эпос формировался в виде песен.

Героический эпос восточных славян представлен былиной "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Герой Илья Муромец является центральной фигурой всего русского эпоса, он представлен в виде защитника народа и своей родной земли. Это и является причиной того, что именно такой персонаж стал народным любимцев - ведь он отображает главные ценности русского народа.

Знаменитая поэма "Давил Сасунский" относится к армянскому героическому эпосу. Это произведение отображает борьбу армянского народа против захватчиков, и его центральная фигура является олицетворением народного духа, стремящегося освободиться от иностранных завоевателей.

Памяткой немецкого героического эпоса является "Песня о Нибелунгах" - предание о витязях. Главным персонажем произведения является смелый и могучий Зигфрид. Это справедливый витязь, который становится жертвой предательства и измены, но несмотря на это он остается благородным и великодушным.

"Песня о Роланде" - образец французского героического эпоса. основная тема поэмы - это борьба народа против врагов и завоевателей. Рыцарь Роланд выступает в роли главного героя, благородного и смелого. Эта поэма приближена к исторической действительности.

Английский героический эпос представлен многочисленными балладами о легендарном Робин Гуде, разбойнике и защитнике бедных и несчастных. Этот мужественный и благородный герой обладает веселым нравом и поэтому он стал настоящим народным любимцем. Считается, что Робин Гуд - это исторический персонаж, который был графом, но отказался от богатой жизни ради того, чтобы помогать бедным и обездоленным людям.

Джангар- героический эпос калмыцкого народа. Одноименный богатырь и предводитель армии из 6000 отборных воинов, главный хан покоренных земель, не был ни самым сильным, ни самым умным из круга своих ближайших соратников, но они его почитали как своего хана и подчинялись ему. Это особенность калмыцкого эпоса. В других эпосах главный герой самый-самый. Почитайте, не пожалеете потраченного времени.

Героический эпос народов мира является порой важнейшим и единственным свидетелем отдаленной эпохи, отразившей глубины народной памяти. Вот почему, знакомясь с художественными традициями народов мира, пытаясь лучше понять настоящее, мы обращаемся именно к героическому эпосу, к седой древности, к детству человечества.

Как же возник и сложился героический эпос народов мира? Первоначально он сформировался в устной форме, т. е. передавался из уст в уста, от одного поколения сказителей к другому. Потом он обрастал новыми сюжетами и образами, характерными и значительными для своего времени. Позднее он был закреплен и в книжной форме и дошел до нас в виде обширных произведений.

У французского писателя А. Франса(1844-1924) есть рассказ "Кемейский певец", в котором очень точно воссоздана картина создания эпоса.

Давайте послушаем, о чем говорят между собой греческий юноша Мегес и древний старец– сказитель: "-Нужна немалая память, чтобы удержать в голове столько песен. Но скажи, известна ли тебе правда об Ахиллесе и Одиссее? Ведь чего-то только не выдумывают об этих героях! И певец ответил: -Все, что мне известно об этих героях, я узнал от отца, которому поведали о них сами Музы, ибо в стародавние времена бессмертные Музы посещали в пещерах и лесах божественных певцов. Я не стану приукрашивать вымыслами древние сказания. Он говорил так из благоразумия. А между тем он имел обыкновение прибавлять к песням, знакомым ему с детства, стихи из других сказаний или им самим придуманные. Он сочинял чуть ли не целые песни. Но он скрывал, кто их творец, боясь придирок. Герои чаще всего требовали от него древних сказаний, которые, как они думали, он перенял у какого-то божества, и недоверчиво относились к новым песням. Поэтому, скандируя стихи, созданные его талантом, от тщательно скрывал их происхождение. А так как он был отличным поэтом и точно следовал установленным канонам, то стихи его ни в чем не уступали стихам прадедов; они были равны им по форме и по красоте и, едва родившись, заслуживали неувядаемой славы".

Значительный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры внесли народы Востока и Крайнего Севера. Широко известны олонхо – сказания якутского народа о подвигах богатырей, защищающих людей от злых чудовищ. Нартский эпос кавказских народов (осетин, абхазов, адыгейцев, кабардинцев и черкесов), повествующий о нартах – доблестном племени богатырей, живших в древние времена и боровшихся с чудовищами, великанами, драконами, враждебными князьями и грабителями. Борьбу за освобождение Родины и преумножение ее богатств отражают армянский героический эпос "Давид Сасунский" и эпос киргизского народа "Манас".

Народный героический эпос стал источником вдохновения для многих деятелей культуры. Американский поэт Г. Лонгфелло создал по мотивам индейского эпоса "Песнь о Гайавате". Поэма Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре" вобрала в себя черты героев устных грузинских преданий. Эпические традиции русского фольклора нашли отражение в произведениях отечественной литературы: в пушкинских сказках, в лермонтовских "Бородино" и "Песне про купца Калашникова" и в других произведениях.

Высшие достижения русской музыкальной культуры также неотделимы от эпических традиций. На основе эпоса сложился новый жанр эпических песенных симфоний А. Бородина ("Богатырская"), эпических опер М. Мусоргского ("Хованщина", "Сорочинская ярмарка"), опер-былин и опер-сказок Н. Римского-Корсакова ("Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Псковитянка").

Не менее значителен вклад и русских художников, и прежде всего В. Васнецова, положившего начало эпической теме в русской живописи. Эпические традиции определили творческие поиски М. Врубеля, И. Билибина, Н. Рериха, К. Коровина, Е. Кибрика и К Воробьева.

Задания для самостоятельной работы

1. Что вам известно о героическом эпосе народов мира? Какова его история возникновения и дальнейшего развития? Расскажите более подробно об одном из памятников народного эпоса. Что в нем привлекает вас?

Если мифы являются священными знаниями, то героический эпос народов мира – это важные и достоверные сведения о развитии народа, выраженные в виде поэтического искусства. И хотя эпос развивается из мифов, но он не всегда является таким же священным, потому что на пути перехода происходят изменения в содержании и структуре повествования. Примером тому служит героический эпос средневековья или былины Древней Руси, выражающие идеи социальной справедливости, славящие русских витязей, защищающих народ, и прославляющие выдающихся людей и связанные с ними великие события.

Героический эпос

Русский героический эпос воплощает идеалы мужественных и преданных своему роду богатырей, сражающихся с вражескими полчищами. К мифологическим источникам относятся более поздние былины, описывающие таких богатырей, как Волхв, Святогор и Дунай. Позднее появились три богатыря - знаменитые и любимые защитники Отечества.

Героический эпос средневековья

Это - Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, которые представляют героический эпос Киевского периода развития Руси. Эти старины отражают историю образования самого города и княжения Владимира, к которому на службу богатыри и отправились. В отличие от них новгородские былины этого периода посвящены кузнецам и гуслярам, князьям и знатным земледельцам. Их герои влюбчивые. Они имеют изворотливый ум. Это - Садко, Микула, которые представляют светлый и солнечные мир. На его защите стоит на своей заставе Илья Муромец и ведёт свой дозор у высоких гор и тёмных лесов. Он борется со злыми силами ради добра на русской земле.

Героический эпос народов мира

Каждый былинный герой имеет свою черту характера. Если Илье Муромцу героический эпос придаёт огромную силу, подобную Святогору, то Добрыня Никитич, помимо силы и бесстрашия является незаурядным дипломатом, способным победить мудрого змея. Вот почему князь Владимир поручает ему дипломатические миссии. В отличие от них Алёша Попович хитёр и смекалист. Где ему силушки не хватает, там он хитрость в дело пускает. Конечно, эти образы героев являются обобщенными.

Героический эпос

Былины имеют тонкую ритмическую организацию, а их язык напевный и торжественный. В качестве художественных средств здесь присутствуют эпитеты, сравнения. Враги представлены безобразными, а русские герои – грандиозными и возвышенными.

Народные былины не имеют одного-единственного текста. Они передавались в устной форме, поэтому варьировались. Каждая былина имеет несколько вариантов, отражающих специфические сюжеты и мотивы местности. Но чудеса, персонажи и их перевоплощения в разных вариантах сохраняются. Фантастические элементы, оборотни, воскресшие герои передаются на основании исторического представления народа об окружающем мире. Однозначно, что все былины написаны во времена независимости и могущества Руси, поэтому эпоха старины имеет здесь условное время.

Формирование литературы Западноевропейского средневековья шло по трём основным направлениям, отражавшим вкусы всех слоёв средневекового общества - представителей основных сословий: священнослужителей, феодалов-рыцарей и простого народа (крестьян и горожан).

Героический эпос.

Наиболее интересно в эпоху средних веков в Западной Европе развивалась рыцарская литература , расцвет которой приходится на XII-XIII века. Рождаясь в замках феодалов, она отражала вкусы, мировоззрение и идеалы этого сословия. Первым литературным жанром, возникшим в данной среде, можно считать рыцарский героический эпос .

Скорее всего, его появление относится к более ранним временам (VIII–X века), однако, достаточно долгое время эти сказания бытовали в устной традиции и исполнялись бродячими музыкантами – жонглёрами, менестре́лями или шпи́льманами при дворах феодалов во время праздников и пиров.

Именно поэтому рыцарский эпос, чаще всего анонимен, так как создатели письменных версий не являлись авторами в полном смысле слова. Они выступали, скорее, в роли обработчиков, соединяя в определённой последовательности фрагменты повествования, исключая или вплетая в него новые эпизоды, по-своему интерпретируя поведение и действия героев, придавая всему тексту стилистическое единство.

Кстати, поскольку такие произведения исполнялись, как песни, под аккомпанемент инструментов, то они имеют стихотворную форму.

В основе сюжетов героических повествований старинные предания и легенды, причудливо переплетавшиеся с реальными историческими событиями из далёкого или совсем недавнего прошлого. В них рассказывалось о военных походах и сражениях, участниками которых становились великие герои – рыцари, борцы с мировым злом (в разных его проявлениях), как правило, погибающие в финале, но ценой своей жизни, утверждающие добро и справедливость.

Такие слова открывают это эпическое произведение. (Кстати, подобный стихотворный стиль получил название "нибелунговая строфа". Именно ею были написано большое количество средневековых эпических сказаний).

Зигфрид является обладателем волшебного клада Нибелунгов , приносящего своим владельцам несчастья и раннюю смерть (кстати, мотив про́клятого золота, богатства, весьма характерен для средневековой литературы и фольклора).

Данный эпос состоит из двух частей.

Первая из них рассказывает об истории любви нидерландского королевича Зигфрида и вормской принцессы Кримхи́льды .

Чтобы добиться руки Прекрасной дамы, герой совершает множество подвигов, последним из которых становится помощь Гунтеру - брату Кримхильды в сватовстве.

Избранница Гунтера - Брунхильда - весьма оригинальный персонаж - она женщина-богатырь (в древних скандинавских сказаниях вообще не земная женщина, а божественная дева-воительница - валькирия).

С помощью хитрости и волшебных артефактов Зигфрид добывает Брунхильду для бургундского короля. И это становиться началом его конца.

Сразу после свадьбы две женщины ссорятся. Уязвлённая Брунхильда убеждает Гунтера в необходимости уничтожить своего прославленного родственника.

Заканчивается эта часть сказания гибелью Зигфрида, предательски убитого в результате заговора братьев красавицы – бургундских королей. Золото Нибелунгов переходит в их владение.

Пригласив ко двору гуннов своих братьев с их дружинами, Кримхильда устраивает кровавое побоище, в котором гибнут все бургундские герои и её братья-короли. Однако и сама Кримхильда погибает от руки старого слуги Этцеля - Хильденбрандта.

Проклятое золото Нибелунгов остаётся спрятанным от потомков на дне реки Рейн. (Древние легенды утверждают, что когда оно будет найдено и выйдет на поверхность, то наступит Конец Света).

Многие века этот эпос переписывали и пересказывали. Он вдохновил множество художников и поэтов, на создание своих произведений. Пожалуй самой известной интерпретацией этого героического сюжета стала масштабная оперная тетралогия Рихарда Вагнера "Кольцо Нибелунга" . Общая продолжительность всех её четырех частей ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов") составляет примерно 16 часов! Целиком её можно послушать в Байройте, театре, специально построенном для музыкальных драм этого немецкого композитора.

Читайте также: