Сообщение о фотографе родченко
Обновлено: 04.07.2024
В 1911-м году Александр бросил профессию, чтобы стать вольнослушателем в Казанской художественной школе. У юноши не было свидетельства об образовании после четырех классов церковно-приходской школы, поэтому он не мог поступить на полное обучение. Тем не менее через год успешной учебы вольнослушатель Родченко сдал экзамены и поступил в класс живописи.
В 1913-м году в училище Родченко познакомился с Варварой Степановой, своей будущей женой и соратницей. Варвара, увлеченная модерном и экспериментами с формой и цветом, вместе с мужем в будущем станет у истоков конструктивизма. Они будут организовывать выставки, участвовать в художественных объединениях, искать и развивать свой стиль.
В будущем супруги будут работать как единый творческий организм, вдохновляя друг друга в авангардной репортажной фотографии и в агитационной моде и текстиле, в которой работала Варвара. Художница придумывала орнаменты для повседневной одежды и разрабатывала практичную форму для рабочих.
1914 год стал поворотным в судьбе Родченко: он познакомился с творчеством кубофутуристов Давида Бурлюка, Василия Каменского и Владимира Маяковского на их выступлениях в Зале Дворянского собрания в Казани. На тот момент российский кубофутуризм, соединив принципы итальянского футуризма и французского кубизма, был популярным художественным направлением. Беспредметное искусство без правил и канонов привлекало и казанского студента, уставшего от классического образования.
Начало московской жизни и первые выставки
Организуя выставку, Александр общался и с другими знаменитыми художниками. Однако супрематисты во главе с Казимиром Малевичем, с его глубокими философскими идеями о чистом искусстве и игрой геометрических фигур и оттенков на полотнах, живописца не впечатляли. Отталкивали идеалиста Родченко неискренность и самовлюбленность Малевича. Концептуальный подход его живописи привлекал его меньше, чем монументальные скульптуры Татлина, в которых форма была важнее содержания, а практичность становилась основой произведения. Родченко выбирал искусство, свободное от любых идейных основ.
Работа с Татлиным — следующий важный этап в творческой жизни Александра: фактура стала центром его изобразительной технологии и стиля, он продолжал эксперименты с формой. В основе его раннего стиля лежала беспредметность. Накладывая друг друг разнообразные формы, художник выстраивал глубокое пространство, превращая плоскости в трехмерные структуры. Многие идеи для вдохновения Родченко брал из монографий об астрономии, математике, физике и выражал на полотнах чистую энергию, законы Вселенной.
Фотомонтаж и реклама
Родченко первым стал делать фотоколлажи и фотомонтажи в СССР: для коллажа он брал вырезки из журналов, а для монтажа специально снимал фотографии. Преимущество фотоколлажей и плакатов для авангардиста было очевидно: лаконичность и яркость, широкий выбор материалов и композиционных возможностей. Для Родченко это стало той самой новой индустриальной тематикой, о которой он мечтал. Искусство, неограниченное для экспериментов и практично используемое в обществе.
Вскоре фотография стала вытеснять вырезки на плакатах Родченко, а монтаж практически заменил коллаж. В качестве моделей он снимал жену Варвару, себя и друзей. Конструктивисты предпочитали фотографию и фотомонтаж рисованной графике, однако Александр понимал, что подобный приемы ограничивают динамику его произведений. Фотография же выполняла сразу несколько задач: определяла структуру плаката, усиливала рекламный призыв, поддерживала композиционный строй.
Революция в фотографии
С 1924-го года Родченко полностью посвятил себя фотографии. Тогда начал формироваться его авангардистский стиль, который стал настоящей революцией в искусстве. Первая фотосерия Родченко — шесть портретов Маяковского, снятых в мастерской Родченко на Мясницкой. Затем он запечатлел друзей и родных, самых важных людей его творческой жизни: супругов Брик, А. М. Довженко, мать. Он снимал без характерных светотеней, фонов, обобщений, которые обычно использовались в фотоателье. Основной локацией для ранних фотоэкспериментов в городской среде стала Москва: современный индустриальный динамично развивающийся город, устремленный в будущее.
Второй революционный прием — диагональ — основа композиции. Линия организовывала пространство и оживляла изображаемый сюжет. А двойная экспозиция, используемая в ряде снимков, превращала статичный кадр в движущийся киноролик.
Основными цветами Родченко были черный и белый. Он также использовал множество серых оттенков. Палитра усиливала ракурс и композицию. Фотограф применял и другие художественные принципы, чтобы выстроить пространство: крупный план, светотень и перспектива. Все это придавало изображению большую выразительность.
Закат творчества и наследие
Романтический порыв творчества Родченко сменился сдержанностью: теперь фотография следовала закону советской пропаганды. По заказу партии он снимал репортажи для альбомов и газет, но дух авангардной фотографии был сломлен.
В конце 1930-х годов Родченко отошел от политического искусства, окончательно разочаровавшись во власти и поняв, что больше не может быть рупором тоталитарного режима. Его интересы заканчивались там, где начиналась политика. В то время он занимался театральной сценографией, фотографировал цирковых актеров, обратился к пикториализму — направлению, в котором фотография сближалась с импрессионизмом и модерном.
Он также вернулся к живописным техникам, основной темой которых стал цирк. Родченко с юных лет любил клоунаду, показывал фокусы и устраивал розыгрыши. Для него представление становилось метафорой жизни: яркие трюки, чудо света, но в то же время опасность и беззащитность каждого. Это было не простым развлечением для зрителя, а жизнью, показанной изнутри.
Заключение
Александр Родченко был настоящим экспериментатором, основателем школы технической конструктивистской эстетики: свое предназначение он видел в сломе закостенелого и традиционного. Вдохновение художник находил в повседневных сюжетах. Так он раскрывал свой характер: в жизни мастер был скрытным, не позволял сентиментальности в обществе, но в его сюжетах открывался необыкновенный темперамент, энергичный и решительный нрав.
В последние годы Родченко впал в депрессию, дневниковые записи полны пессимизма: он жаловался, что жизнь с каждым днем становилось все скучнее, работы не было. Для пары Родченко-Степанова началась темная полоса.
В 1956-м году Александр Родченко умер, не дожив до первой персональной выставки, организованной Верой Степановой.
Последние годы изменили представление Родченко о власти и возможностях советского искусства: он отказался от поиска нового в повседневном и подчинился законам социалистического реализма, которые установила тоталитарная власть.
Смелое наследие Родченко осталось в истории. Искусство, ставшее памятником авангардной культуры. Вне времени и пространства. Современные художники, фотографы, дизайнеры помнят его яркие образы, обращаются к его специфическим техникам и работают с тем же свободным искусством, которое в свое время развивал Александр Родченко.
Легендарный советский художник, график и фотограф Александр Родченко провёл 1920-е годы с фотоаппаратом Leica в руках, рождая смелые эксперименты с ракурсами, фокусируясь на необычных точках, создавая яркие образы.
Александр Михайлович Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году, застал конец царской империи, встретил приход Ленина, и был свидетелем сталинских репрессий. Как сын турбулентного поколения, он и сам был неспокойным. Хотя его первые художественные работы, появившиеся в течение 1910-х и 1920-х годов, были частью бурно развивающегося российского авангарда, Родченко стал одним из многих художников, чьи творческие инстинкты обуздали строгие принципы художественного выражения, действующие при советской власти. С 1930-х до самой смерти в 1956 году, его работы фокусировались на спортивных мероприятиях, парадах и других традиционных пропагандистских темах.
С 7 марта по 28 июня 2015 года в Вилла Манин, коммуна Кодройпо в северной Италии, проходит выставка, на которой представлены сто работ художника. Его произведения демонстрируют тематику, технические приёмы и изобретательность Родченко. Коллекция охватывает работы для журналов, кино и рекламы, а также прекрасные композиции, созданные вместе с женой и соратницей Варварой Степановой.
Ранние работы Родченко выдают одарённого и смелого художника, вливающего, казалось бы, в мирские картины новую жизнь. Эта выставка лишена диктата соцреализма, чтобы показать яркие, продуманные и запоминающиеся образы, которыми известен Александр Родченко.
Утренняя гимнастика на крыше студенческого общежития в Лефортово, 1932
Пионер-трубач, 1930
Шуховская башня, 1929
Портрет матери, 1924
Варвара Степанова, 1928
Радиослушатель, 1929
Лестница, 1930
Здание Моссельпрома, 1926
Укладка асфальта, Ленинградское шоссе, 1929
Лодки, 1926
Автобус, 1932
Обед в механизированной столовой, 1932
Девушка с Лейкой, 1934
Фотографии А. Родченко и В. Степановой из архива Московского дома фотографии (Мультимедиа Арт Музея Москвы).
заведующий отделом культурно-просветительских программ МАММ
Об облике
В воспоминаниях дочери Варвары Родченко:
Михаил Кауфман. Александр Родченко в производственном костюме, сшитом по его проекту Варварой Степановой. 1923 год. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Из воспоминаний ученицы Родченко Галины Чичаговой:
Варвара Степанова. Портрет Александра Родченко. 1926 год. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
В воспоминаниях студента ВХУТЕМАСа Захара Быкова:
О методе
Александр Родченко сформулировал заповеди советского фоторепортера:
В воспоминаниях дочери, Варвары Родченко:
В каталоге передвижной выставки Родченко (Канада, США, Испания), включавшей фотографию, полиграфию и кино, куратор из музея в Нью-Мехико Стив Йейтс написал:
Александр Родченко. Пионер-трубач. 1932. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Из статьи Осипа Брика в журнале ЛЕФ:
Родченко-преподаватель
Из воспоминаний студента ВХУТЕМАСа Захара Быкова:
Александр Родченко. Эсфирь Шуб, Александр Родченко, Алексей Ган и Варвара Степанова в мастерской Родченко.1924 год. Собрание Мультимедиа Арт Музея. Москва
Из воспоминаний ученицы Галины Чичаговой:
Об обучении у Родченко вспоминает его студент, кинооператор Сергей Урусевский:
О работе
Александр Родченко. Лиля Брик около автомобиля. 1929 год. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Александр Родченко. Лиля Брик в салоне автомобиля. 1929 год. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Из дневника Варвары Степановой от 25 ноября 1928 года:
Александр Родченко. Владимир Маяковский. 1924 год. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Об отношениях
Из письма Варвары Степановой 16 мая 1925 года:
Александр Родченко. Сухаревский бульвар. Перекресток. 1928 год. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Из воспоминаний дочери Варвары:
О чувстве юмора
В воспоминаниях ученика Захара Быкова:
Александр Родченко. Лестница. 1930 год. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Внук Александра Родченко Александр Лаврентьев вспоминает:
Варвара Родченко вспоминает:
Александр Родченко. Сбор на демонстрацию. 1928 — 1933. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Несколько фраз из некролога, который написал Лев Кассиль, не были опубликованы:
Сегодня в Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается выставка, посвященная творчеству Александра Родченко. В честь этого его внук и один из кураторов выставки Александр Лаврентьев поделился с нами пятью главными фактами о советском фотографе.
Александр Михайлович Родченко родился в 1891 году в Санкт-Петербурге. Один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры, книжного, плакатного, кино- и театрального дизайна, он начал фотографировать в 1924 году. Его экспериментальный подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства.
Революционер в фотографии
“Чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные, хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек и в неожиданных положениях, а новые объекты снимать с разных точек, давая полное представление об объекте”, — писал о своей любви к необычным ракурсам Александр Родченко.
Александр Родченко и Варвара Степанова.
Сейчас никто не сомневается в роли Родченко в мировой фотографии. Как изобретатель в искусстве вообще и фотоискусстве в частности, он сыграл в России ту же роль, которую сыграл Мохой-Надь в Германии или Ман Рэй во Франции. В период раннего русского фотографического авангарда в середине 1920-х годов Родченко опубликовал более пятидесяти снимков, а до 1928 года написал более десяти статей, утверждавших новые фотографические принципы.
Гений советской рекламы
Фотограф и художник Александр Родченко и поэт Владимир Маяковский считаются пионерами советской рекламы. Соединив в плакатах графику, фотографию и стихотворения, они создали шедевры рекламного искусства. Родченко считается одним из идеологов конструктивизма, направления в искусстве, где форма полностью сливается с функцией. В качестве образца такого конструктивистского мышления можно привести рекламный плакат “Книги” 1925 года.
“Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи”, — говорил Владимир Маяковский.
Александр Родченко. Плакат “Ленгиз: книги по всем отраслям знания”. 1924. Фото: ТАСС.
В 1924–1925 годах заведующим культбюро при правлении Моссельпрома был Осип Брик, один из членов группы “ЛЕФ” Маяковского. В 1920 году Родченко знакомится с Маяковским. После достаточно курьезного случая, связанного с рекламной кампанией “Добролёта”, Маяковский и Родченко решают объединить свои силы. Маяковский придумывает текст, Родченко занимается графическим оформлением. Творческое объединение “Реклам-конструктор “Маяковский — Родченко” ответственно за самые яркие образцы советской рекламы 1920-х годов: плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций.
Вместе с Маяковским Родченко выполнил для Моссельпрома более 50 проектов рекламных плакатов, листовок, надписей, упаковки пищевых продуктов, рекламы для киосков. Самым масштабным стал проект росписи гигантской стены здания, выходящей в Соболевский переулок. Само колористическое решение здание также было предложено Родченко в октябре 1924 года.
“Левый фронт искусств”
Авангардные поэты и писатели, критики и литературоведы, архитекторы и дизайнеры, режиссеры театра и кино объединяются в начале 1923 года и участвуют в создании журнала “ЛЕФ” (“Левый фронт искусств”). Ядром группы стал Владимир Маяковский. Родченко вошел в группу “ЛЕФ” как художник, конструктивист, изобретатель, передовой мастер, который вместо живописи занялся жизнестроительством. Рукой Родченко сделаны все обложки “ЛЕФа” и “Нового ЛЕФа”.
“Новый ЛЕФ”, № 1. 1927. Оформление обложки: Александр Родченко.
Время “ЛЕФа” — наиболее активные для Родченко и русского конструктивизма годы. Это был период, когда впервые рождалась совершенно новая область деятельности — дизайн, когда выходили яркие и запоминающиеся книги, когда родился стиль 1920-х годов, которому нередко подражают и современные художники. Для Родченко это было время одновременного и увлекательного движения в разных областях художественного творчества: в фотографии и кино, полиграфии и рекламе, театре и дизайне.
“Новый ЛЕФ”, № 2. 1927. Оформление обложки: Александр Родченко.
Говоря о своих творческих задачах разных лет, Родченко вспоминал 1920-е годы: “1925–1926 годы. “ЛЕФ” — разрушение старой фотографии. Борьба за фотографический язык для показа советской темы, поиски точек съемки, агитация за раскрытие мира средствами фотографии, за факты, за репортаж. Первые статьи в журналах “ЛЕФ” и “Советское кино”. Ставлю перед собой задачу: показывать предмет со всех сторон и главным образом с такой точки, с которой его еще не привыкли видеть. Ракурсы, трансформации. Это не было ошибкой, это было нужно, и это сыграло положительную роль в фотографии, освежило ее, подняло на новую ступень” (А. Родченко. Перестройка художника, 1935).
Изобретатель фотомонтажа
Одним из первых в Советском Союзе Родченко осознает потенциал фотомонтажа в качестве нового вида искусства и начинает экспериментировать с этой техникой в области иллюстрации и агитации. Преимущество фотомонтажа перед живописью и фотографией очевидно: благодаря отсутствию отвлекающих элементов лаконичный коллаж становится самым ярким и точным способом невербальной передачи информации. Текстовые вырезки в коллаже как произведении искусства играют языковую роль, используются как средство коммуникации.
Читайте также: