Сообщение о фонарях санкт петербург

Обновлено: 06.07.2024

В Санкт-Петербурге зажглись первые уличные торшеры в нашей стране. По задумке Петра Первого в городе должны были установить 1000 фонарей, а в итоге на улицах города сейчас одновременно вечером зажигаются уже 250 тысяч. Что нам могут рассказать старинные фонари про историю города? И как выглядела первая иллюминация, устроенная на бастионах Петропавловской крепости в 18 веке? Репортаж Павла Никифорова.

И эти огромные деньги за установку и обслуживание фонарей платили сами горожане из своего кармана. Решено это было особым указом Сената. Для Петербурга — уличные фонари всегда были символом прогресса, символом соответствия современному миру. И сегодня — в 21 веке — в этом смысле ничего не поменялось.

И эта сохранившаяся тысяча исторических фонарей рассказывает нам о городе намного больше, чем многие современные учебники по истории.

Старые фонари не просто переносят нас в прошлое. По этим фонарям иногда с точностью до нескольких лет можно определить, когда была сделана фотография или написана картина. Фонари позволяют легко ориентироваться в трёх столетиях Петербурга, точно обозначая петербургское время. Например, по этому газовому фонарю недалеко от Александринского театра можно точно определить год картины — 1843. А этот — на углу театра — один из самых иллюстративных уличных торшеров. Проект Карла Росси, начало 19 века, стоял у Елагиноостровского дворца. Сюда перенесен век назад.

Фонарь на Троицком мосту в Санкт-Петербурге на фоне Петропавловского Собора, 2917 г. Фото: Kora27 (Wikimedia Commons)

Да, и фонари в Северной столице — особенные. С момента своего появления и по сей день уличные фонари в Санкт-Петербурге никогда не выполняли чисто "осветительную" функцию.

Они всегда служили неподражаемым элементом декора, гармонично вписанным в композицию целостного ансамбля улицы, площади или моста.

Не одно столетие петербургские фонари украшают проспекты и аллеи, сады и парки, парадные и убранство мостов города на Неве, притягивая взоры, завораживая местных жителей и гостей, превращая прогулку по вечернему мегаполису в романтический праздник.

Зачинатели уличного освещения в России

Стоит сразу заметить, что первые фонари в России появились в Санкт-Петербурге. Уличные фонари появились при Петре I в 1706 г. В городе на Неве загорелись первые фонари на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости.

Их появление в городе было связано с очень памятной датой для нашего Отечества — 23 ноября 1706 года. В этот день Санкт-Петербург праздновал победу русских войск над шведами под Калишем. И именно тогда по указу Петра I на фасадах 4-х домов близ Петропавловской крепости, были установлены фонари с целью "зажигать их по большим праздникам".

Честно говоря, эти первые фонари не особо впечатляли. По своей конструкции они напоминали простые корабельные светочи. Первые стационарные светильники появились на петербургских улицах в 1718 г. Первый проект постоянного уличного фонаря был разработан французом Жаном-Батистом Леблоном.

Затем по этому же проекту было изготовлено 4 фонаря, которые появились на набережной Невы, напротив Зимнего дворца. И тут развитие фонарного производства понеслось стремительно. В 1720 году появился новый образец фонаря. А уже через три года на улицах города на Неве было установлено 595 фонарей. К концу столетия их количество доходило до 3400.

Но были они по-прежнему масляными. Горели они тускловато. И были небезопасными, так как разбрызгивали горячие капли масла на прохожих.

Про них даже писал Н. В. Гоголь в своей повести "Невский проспект":

это счастье еще, если отделаетесь тем, что он (фонарь) зальет щегольский сюртук ваш вонючим маслом…

Регулярное уличное освещение было введено в 1723 году в тогдашней столице — Санкт-Петербурге, когда на Невском проспекте были установлены масляные фонари.

Первый электрический фонарь и "свечи" Яблочкова

Первые газовые фонари появились в России в 1819 году. Они были установлены в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове. Но параллельно всё ещё применяли и масляные, и спирто-скипидарные фонари. С 1863 года на улицах столицы появились вдобавок керосиновые светильники.

В 1870-е годы на Одесской улице находилась мастерская известного русского электротехника, изобретателя лампы накаливания А. Н. Лодыгина. Здесь же 23 сентября (11 сентября по старому стилю) 1873 года им был установлен первый в мире уличный электрический фонарь. Патент на изобретение был получен позже — 11 июля 1874 года.

Мемориальная доска, посвящённая опытам с первым электрическим фонарем, была открыта на доме 60 по Суворовскому проспекту (угол с Одесской, 1). Этот дом, включавший дом и бани Старчикова, был построен в 1858—1859 годах по проекту П. А. Чепыжникова. А на самой Одесской улице в 1989 году был установлен памятник фонарщику, авторы — скульпторы Б. М. Сергеев, О. Н. Панкратова.

Эпоха электрических фонарей началась в 1879 году, когда на новом Литейном мосту через Неву зажглись 12 электрических фонарей. Так называемые "свечи" П. Н. Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц. А. Кавоса. А 30 декабря 1883 года 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки.

Спустя год электрическое освещение появилось и на соседних улицах. К началу XX века электричеством были освещены все главные улицы столицы. Хотя из 13 950 петербургских фонарей, горевших на улицах города к началу Первой мировой войны, лишь часть светильников являлась электрическими. Керосиновые и газовые фонари исчезли с улиц Санкт-Петербурга лишь в середине 1930-х гг.

Музей фонарей под открытым небом

В Санкт-Петербурге Одесскую улицу оживляет интересное изваяние — памятник Фонарщику XIX столетия. Местоположение для данной скульптурной композиции выбрано неслучайно. Именно здесь начали изготавливать первые электрические осветительные приборы.

Первый электрический фонарь создал знаменитый изобретатель Александр Николаевич Лодыгин. Его лаборатория-мастерская находилась рядышком с сегодняшним памятником, и испытания проводились тут же.

Как записано в исторических документах, именно с Одесской улицы Петербурга, где в 1873 году впервые загорелись электрические фонари Лодыгина, электрический свет, который называли "русским", отправился по всему свету.

Ирония памятника заключается в том, что из-за этого изобретения фонарщики по всей стране оказались не у дел. Первые фонари, которые появились на улицах Петербурга еще при Петре Великом, работали на масле, затем на керосине.

Профессию фонарщика ввели в 1720 году, когда состоялось оснащение столицы фонарями. Фонарщики обходили десятки уличных фонарей для того, чтобы почистить от копоти плафоны, поменять в них фитили, пополнить горючим. И эта профессия была очень почетной.

Однако стоит отметить тот факт, что с приходом электричества масляные фонари всё ещё освещали окраины города вплоть до 30-ых годов прошлого века.

На Одесской улице перед пешеходами предстает бронзовая бородатая фигура рабочего. Изображение воссоздает типаж фонарщика, характерный для представителей данной профессии в Петербурге XIX столетия. На нем типичная одежда — длинный плащ и сапоги, на голове – фуражка с высоким околышем, на котором виднеется надпись, подтверждающая его поприще.

Скульптурный фонарщик не загораживает тротуар, что говорит о скромности персонажа. Создается ощущение, что он как будто боится помешать движению прохожих. По окончании трудового дня уличный рабочий, изрядно уставший, отдыхает чуть поодаль, опираясь всем телом о заграждение и одной рукой на лестницу, в другой держит пустой бидон из-под масла. Его глаза полны грусти, взгляд выражает безысходность.

Памятник открыли в День основания города в 1998 году. С тех пор Одесская стала неким связующим звеном между прошлым и будущим, оригинальным символом научно-технического прогресса. Изваяние фонарщика, старинные фонари на различных причудливых столбах, а также 2 мемориальные доски, сообщающие об электрическом новшестве, составляют скульптурную композицию Музея фонарей под открытым небом. И он входит в число бесплатных и интересных музеев Петербурга.

Шесть фонарей-экспонатов не освещают улицу, зато как они ее украшают, погружая прохожих в далекие былые времена. Скульптурный ансамбль собирает вокруг себя немало людей, так как разлетелась молва по всему городу о том, что фонарщик приносит удачу. Существует такое поверье, если потереть его сапоги, то четко сформулированные желания сбываются. Поэтому сапоги фонарщика всегда начищены до блеска. А все, кто их трут, ждут только светлого будущего.

Магия петербургских фонарей

Самое главное, петербургские фонари практически с первых дней своего появления позиционировали себя как элемент украшения. Они реально входят в число самых красивых фонарей в мире.

И это неудивительно, их создавали знаменитые и замечательные мастера. Автором декоративных фонарей у Александровской колонны на Дворцовой площади является Карл Рахау, а знаменитого фонаря подъезда Зимнего дворца — сам Б.Ф. Растрелли.

Отлитые по рисункам Карла Ивановича Росси фонари крсуются перед Елагиным дворцом и Театром драмы имени Пушкина, на Иоанновском, Театральном, Большом и Малом Конюшенном мостах.

Выдающийся мастер пушкинской эпохи — скульптор П. П. Соколов создал фонари для Банковского, Львиного и Египетского мостов. Создатель скульптур на Аничковом мосту Клодт сотворил фонари для Исаакиевской площади, которые по сей день её украшают.

Всех архитекторов, скульпторов, инженеров, которые стали авторами петербургских фонарей — не перечесть. Среди них были — Ю. М. Фельтен, П. П. Базен, И. Н. Борисов, А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, Л. Н. Бенуа, Л. А. Ильин и многие-многие другие.

Каждый фонарь в Петербурге — это отдельное и шедевральное произведения искусства, неподражаемый экспонат искусства. Вот, почему Северную столицу называют музеем под открытым небом. Вот, почему фонари в городе на Неве часто попадают в объективы фотографов, причём даже в дневное время. Потому что все они настолько красивы, что хочется их запечатлеть как картину блестящего Санкт-Петербурга.

В 1720 году в Петербурге был установлен первый в стране уличный фонарь. Это стало началом нового периода российской истории, когда городская жизнь перестала замирать с наступлением темноты.


Уличный фонарь: начало

В первые годы своей истории Петербург освещался исключительно по праздникам при помощи масляных фонарей, которые больше напоминали корабельные светочи. В остальное время ночную темноту озаряли лишь редкие огоньки ручных светильников, которые носили прохожие.

Пётр I мечтал осветить город по-настоящему. Во время своего первого путешествия за границу в 1697 году он увидел фонари на улицах Амстердама, Берлина, Лондона и Вены и зажёгся идеей.

Пётр I

В 1710-е масляные светильники можно было встретить на входе в Зимний дворец и возле домов некоторых обеспеченных людей, но это было скорее частное, а не общественное уличное освещение

Зимний дворец в 1716 году

Музей фонарей на Одесской улице

Масляный фонарь эпохи Петра I

Обслуживанием фонарей в ту эпоху занимались фурманщики — полицейские нижних чинов. Они наполняли лампы конопляным маслом, с наступлением темноты поджигали фитили, а часов через пять гасили огонь. Также в их обязанности входила очистка стекла от копоти.

Памятник фонарщику на Одесской улице

Императрицы-осветительницы

После смерти Петра I в 1725 году зажигать фонари перестали. Деревянные конструкции ветшали и разрушались, а то, что от них осталось, сгорело во время пожаров 1736 и 1737 годов.

К вопросу городского освещения вернулись только в эпоху правления Елизаветы Петровны, вступившей на престол в 1741. Масляные фонари той поры представляли собой выдувные стёкла яйцеобразной формы, которые крепились на искусные металлические кронштейны.

Масляный фонарь времён Елизаветы Петровны

Дело продолжило набирать обороты при Екатерине II. Она отказалась от сложных форм и причудливых силуэтов в пользу строгости и функциональности. Денег на фонари требовалось меньше, время, необходимое для их обслуживания, также сократилось. В результате к концу 1780-х годов в городе насчитывалось порядка 3000 уличных светильников, а в штате полиции появилась специальная фонарная команда.

На рубеже XVIII—XIX столетий в России резко возросло стекольное производство. Плоское стекло стало намного дешевле, что привело к ещё большему увеличению количества фонарей. К 1803 году их было уже около 7000.

Новые типы освещения

XIX век стал эпохой сосуществования сразу нескольких типов освещения. В 1839 году на Дворцовой площади, Невском проспекте, Садовой, Гороховой, Миллионной, Михайловской, Большой и Малой Морских улицах зажглось около 200 газовых фонарей. В ажурной литой опоре располагался газопровод, который соединяли с магистральной газоносной трубой, находившейся на глубине одного метра под землёй.

Газовые фонари

С 1846 года кое-где стали устанавливать фонари со спирто-скипидарной смесью. Такие лампы каждое утро отвозили на заправку в специальное депо.

В начале 1860-х на улицах появились керосиновые фонари. Обычно они имели довольно скромный облик, поэтому ставились на окраинах

Керосиновый фонарь

В 1873 году на Одесской улице возле мастерской изобретателя лампы накаливания Александра Лодыгина зажёгся первый в мире уличный электрический фонарь.

На демонстрацию ламп Лодыгина люди приходили с газетами — проверять, достаточно ли света для чтения периодики излучает новинка.

Несколько лет спустя электрическим светом озарился Литейный мост и участок Невского проспекта, а к началу XX века — весь центр.

Литейный мост

В 1901 начали устанавливать керосино-калильные светильники. Их использовали там, где был необходим яркий свет, но пока отсутствовали электросети — например, на железнодорожных платформах.

К началу 1930-х в городе было уже более 17 000 электрических фонарей. Кстати, только тогда они окончательно вытеснили масляные и газовые. Керосиновые, керосино-калильные и спирто-скипидарные исчезли уже к 1918.

Фонарь и аптека из знаменитого стихотворения Александра Блока действительно существуют: они находятся на улице Декабристов, 27

10 самых интересных фонарей Петербурга

Первые фонари в России появились именно в Санкт-Петербурге – при Петре I в 1706 году. Тогда они загорелись на фасадах домов около Петропавловской крепости. А первые стационарные светильники, по проекту Жана-Батиста Леблона, появились на петербургских улицах десятилетием позже – в 1718 году .

Фонари у Троицкого моста

Фонари у Троицкого моста

Трёхфонарный — так прозвали мост из-за уникальных фонарей с тремя светильниками. Фонари выполнены в виде трёхрожковых торшеров — законченное произведение искусства. Их ритм дополнен осветительными столбами, выполненными в том же ключе. Авторы художественного оформления Троицкого моста — Рене Август Патуийар и Вильброде Шаброль. За свою работу они получили орден Почётного легиона.

Фонари в Екатерининском саду

Фонари в Екатерининском саду

12 таких фонарей изначально были установлены на Дворцовом плавучем мосту. Позднее эти легендарные фонари перенесли на нынешнюю площадь Островского.

Фонари Иоанновского моста

Фонари Иоанновского моста

Это старейший мост, ровесник Санкт-Петербурга. В 1953 году по проекту архитектора А. Л. Ротача деревянные ограждения на мосту были заменены чугунными решётками художественного литья, установлены торшеры с фонарями, которые были при въездах на Суворовский наплавной мост. Тип решеток заимствован с перил на въездах Тучкова моста.

Фонарь нотного магазина

Фонарь нотного магазина

Это необычный фонарь с мини-оркестром можно обнаружить прямо на Невском проспекте. Автор светильника — художник Виктор Севаков.

Фонарь Толстовского дома

Фонарь Толстовского дома

Толстовский дом — это доходный дом графа Михаила Павловича Толстого, родственника знаменитого русского писателя. Одно из самых интересных строений улицы Рубинштейна. Визитной карточкой дома являются в том числе и красивый одинокий фонарь в арке.

Фонари Дома книги

Фонари Дома книги

Фонари на Банковском мосту

Фонари на Банковском мосту

Банковский мост — один из трёх цепных мостов для пешеходов, который сохранился в Петербурге, и однозначно одна из самых красивых переправ Северной столицы. Фонари здесь расположены необычно — над головами львов.

Фонари на Мало-Конюшенном мосту

Фонари на Мало-Конюшенном мосту

Мало-Конюшенный мост расположен в месте соединения реки Мойки и канала Грибоедова, недалеко от зданий императорских конюшен, по которым он и получил своё название. Мало-Конюшенный мост является составной частью уникальной композиции — так называемого Тройного моста.

Фонари на Итальянском мосту

Фонари на Итальянском мосту

Массивные фонари на Итальянском пешеходном мосту одеты в золотую чешую. Этот уютный мостик построен в середине XX века по разработкам архитектора Владимира Васильковского.

Фонари у Александровской колонны

Фонари у Александровской колонны

Автором декоративных фонарей у Александровской колонны на Дворцовой площади является русский архитектор, академик и профессор Императорской Академии художеств Карл Рахау.

Думаете, знаете ? Мы докажем обратное — подписывайтесь на самый полезный канал о в Telegram!

img_8184.jpg

В 1720 году был выполнен первый заказ на изготовление фонарных стекол. Предназначались они для "образцового фонаря", который установили на набережной Невы около "Нового Зимнего дому".Изображений "образцового фонаря" не сохранилось, но реконструировать проект Петлинга удалось по косвенным данным. Интересный и важный материал для реконструкции содержит письмо генерал-полицмейстера Петерубрга А.М. Девиера к А.Д. Меншикову, датированное 9 сентября 1721 года. В своем письме Девиер уведомляет владельца Ямбургских стекольных заводов о том, что по "абрису" Петлинга государь "указал в Санкт-Петербурге ночные фонари по улицам учредить", и перечисляет все девять стекол, необходимых для изготовления светильной камеры. Зная форму, толщину и стоимость этих стекол, нетрудно представить себе облик первых петербургских фонарей регулярного освещения. И подъемное устройство, и окраска контрастными полосами появились только в конце XVIII века, что касается стекол "образцового фонаря", - то они "литы и полированы", а следовательно, были плоскими. По утвержденному царем образцу был установлен 141 фонарь, и после этого работы пришлось прекратить: более двух лет в Сенате не могли решить вопрос, на какие средства должно содержаться уличное освещение. Наконец, 13 декабря 1723 года был подписан сенатский указ о сборах на благоустройство столицы, в том числе на установку и обслуживание фонарей. Значительную часть этих денег предполагалось собирать с жителей Петербурга.

К тому времени стало очевидным, что "образцовый проект" непомерно дорог, и в стороне от сравнительно небольшой территории, застроенной дворцами и особняками, устанавливать роскошные уличные светильники не имело смысла. По указанию Петра I с 1724 года в городе появились фонари "голландского образца".Такие фонари не имели никаких украшений, светильные камеры ставились на ровные четырехгранные столбы, цельные стекла сменились расстекловкой. Маленькие кусочки одного стекла, вставленные в жестяной каркас светильной камеры, обходились в 20 раз дешевле, чем целый комплект литого, а весь фонарь стоил 5 рублей. Однако света "голландские" фонари давали меньше, расстояние между ними при установке составляло 34-38 метров, в то время как фонари Петлинга ставились приблизительно через каждые 100 метров. Качество освещения, впрочем, и в том и другом случае было крайне низким: за стеклами светильных камер на высоте около трех метров трепетали крошечные огоньки масляных ламп, не столько освещая улицу, сколько обозначая путь во тьме. Лампы сильно коптили и требовали постоянного наблюдения.

Фонари петровского Петербурга (как "образцовые", так и "голландские") были относительно простыми в обслуживании: к опоре можно было приставить небольшую лестницу, а одна из застекленных граней светильной камеры представляла собой дверцу и могла легко откидываться. Освещением, как и другими видами благоустройства, в городе занималась полиция, которая до 1763 года не имела своего штата. Различные обязанности по наведению порядка на улицах Петербурга исполняли рядовые и унтер-офицеры петербургского гарнизона. Несколько десятков солдат занимались очисткой города и вывозом мусора на подводах (фурах). Их называли фурманщиками. Этих низших полицейских полицейских служителейи определяли к фонарям "зажигателями" (так говорили в петровское время; слово "фонарщик" обозначало тогда человека, несущего фонарь, например во время религиозной йеремонии). Обслуживание масляных фонарей требовало немалых каждодневных трудов. Лампа заправлялась конопляным маслом и заранее подвешивалась внутри светильной камеры. С наступлением темноты зажигатели-фурманщики воспламеняли фитили с помощью специального переносного фонаря, в котором горела небольшая, укрепленная на дне масляная лампа. Далее следовало по мере необходимости поправлять фитили и очищать стекла от копоти и влаги. Наконец, через определенное время (в 1720-е годы - через пять часов) огонь гасили и снимали лампу. Один человек обслуживал 10-15 фонарей, работать приходилось в основном на приставной лестнице. Для работы выдавались также мерка (чтобы отмерять нужное количество масла; на пять часов горения масла требовалось 340 граммов), нож и щипцы (для нарезания фитилей и снятия с них нагара), кувшин, губка и щетка (для чистки стекол). Для переноски этих приспособлений полагалась жестяная коробка на ремнях (лядунка).

В конце 1723 года решено было установить больше тысячи фонарей "голландского образца", но этот план вновь оказался нереальным. Известно, что такие фонари появились на Большой перспективной ("першпективой", так говорили тогда) дороге - будущем Невском проспекте, но сколько их успели изготовить и где еще сумели поставить - мы не знаем. Несомненно одно: в момент смерти Петра I (28 января 1725 года) замыслы, связанные с благоустройством Петербурга, были далеки от завершения. Только с воцарением Анны Иоанновны Петербург в 1732 году вновь начал постепенно возрождаться. Регулярное уличное освещение, однако, долгое время не возобновлялось. Деревянные фонари ветшали и разрушались, то, что от них осталось, сгорело во время опустошительных пожаров 1736 и 1737 годов.

МАСЛЯНЫЕ ФОНАРИ ЕЛИЗАВЕТИНСКОЙ ЭПОХИ

img_8185.jpg

img_8186.jpg

В начале 1740-х годов, с вступлением на престол императрицы Елизаветы Петровны, строительство приобрело широкий размах, и забота о водоснабжении, озеленении, санитарном состоянии, пожарной безопасности уже воспринимались как необходимая составляющая городской жизни. Центр Петербурга становился тем городом, который мечтал выстроить Петр I. Появилась необходимость осветить новые благоустроенные улицы и набережные.

Указ 7 ноября 1745 года гласил: "для лутчаго по першпетивым плезиру и чтоб во время темных часов удобнее свет был, зделать вновь фонари". Уличные светильники середины XVIII века воспринималсь как важная деталь архитектурной панорамы города. Такое отношение к фонарям возродилось в елизаветинскую эпоху, и устройства, предназначенные для освещения, дополняли своим обликом архитектуру парадного центра - торжественно-величественную и в то же время изящно-декоративную.

Значительная часть новых фонарей при этом сильно отличалась от петровских: светильная камера впервые в истории петербургского освещения была отделена от опорного столба и вынесена вперед на металлическом кронштейне. Это был уже не четырехгранник с плоскими стеклами: кронштейн с причудливым, ломаного рисунка, подкосом удерживал всего лишь одно выдувное стекло яйцеобразной формы. Верхняя часть стекла была срезана и закрыта жестяной крышкой с вытяжным цилиндроми конусообразным колпачком над ним. Такие фонари освещали улицу гораздо лучше, поскольку стеклянная поверхность свободно пропускала свет, который к тому же не затенялся опорой. Выдувные стекла были намного проще в изготовлении и дешевле, чем литые и даже оконные. Фонари по-прежнему обслуживали фурманщики, и от прямых обязанностей по очистке города ежедневно можно было отвлекать не более двадцати из них. Освещались поэтому лишь главные ("знатные") улицы.

МАСЛЯНЫЕ ФОНАРИ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II

img_8178.jpg

img_8175.jpg

img_8176.jpg

Перемены стали происходить только в годы правления Екатерины II. Здания стали обретать классическую строгость, причудливый декор утратили и фонари. Силуэт деревянных опор совершенно изменился: стволы теперь не были узкими у основания и нередко почти равнялись ему по ширине. Таким образом, опорные столбы приобрели устойчивость и если сужались, то наверху. Кронштейн стал короче и проще, по-другому крепилась и светильная камера: при изготовлении выдувного стекла у него срезали не только верх, но и низ. Верх по-прежнему закрывался крышкой с вытяжным устройством, а снизу приделывалось довольно высокое плоское дно из жести с отверстиями для притока воздуха.

Упрощение внешнего облика фонарей (нередко их опоры были даже чересчур скромными) и уменьшение времени, необходимого для их обслуживания, позволили значительно улучшить уличное освещение по сравнению с годами царствования Елизаветы Петровны. И все же установка новых фонарей отставала от роста города. Прошли два с половиной десятилетия екатериниского царсвования, а число уличных светильников не достигало и трех тысяч. Обслуживали их, правда, уже не фурманщики: в 1770 году в штате петербургской полиции появилась специальная фонарная команда. С этого момента фигура фонарщика с лестницей стала такой же неотъемлемой частью повседневной жизни города, как дворник у ворот или полицейский рядом с полосатой будкой. В екатеринискую эпоху началось образование профессиональных объединений ремесленников. В числе многих других появился жестяной и фонарный цех, куда входили и мастера, которые изготавливали фонари для освещения городских улиц.

В 1788 году освещение было передано в частные руки. Подрядчики - петербургские купцы - обязывались содержать нужное число фонарщиков, обеспечивать исправность фонарей и устанавливать новые. Последнее было выгодно подрядчикам, поскольку городские власти выплачивали им определенную сумму денег в зависимости от количества фонарей. Ситуация стала быстро меняться к лучшему.

Сохранившиеся изображения городских площадей, улиц, набережных, исполненных петербургскими художниками второй половины XVIII - начала XIX веков, дают представление о многолетнем периоде в истории масляного освещения, который ушел в прошлое, не оставив почти никаких материальных следов: деревянные опоры (не говоря уже о выдувном стекле) были недолговечны. Исключение составляют только опоры, сделанные из камня, - они сохранились на некоторых мостах.

На рубеже XVIII и XIX веков в России резко возросло производство стекла, и привозить его из-за границы уже не было необходимости. Плоское стекло перестало быть предметом роскоши, и это сразу вызывало пермены в технике освещения. Хотя выдувные стекла фонарей в стороне от парадного центра встречались еще долгое время, с главных улиц и площадей их начали вытеснять пирамидальные светильные камеры, грани которых представляли собой цельные плоские стекла. Вначале стеклянные пирамидки по способу установки на кронштейн ничем не отличались от выдувных стекол: они также ставились на плоское дно, и фонарщики обслуживали такие светильники, снимая со стеклянной крыши вытяжной колпак из жести и по-прежнему опуская лампу сверху. Через несколько лет произошли решительные изменения: на концах кронштейнов стали делать рамки, в которые вставлялись светильные камеры, так что над рамкой возвышалась только жестяная крыша. Светильник при этом легко было снять для чистки, ремонта и других работ. Применение плоского стекла позволило вернуть важную деталь, которая была, пожалуй, главным достоинством петровских фонарей и в более позднее время встречалась редко: уже в первое десятилетие XIX века фонарщики вновь обслуживали большую часть уличных светильников, открывая дверцу (иногда по-прежнему откидывая дно). Тогда же определились и основные типы масляных фонарей, которые продолжали освещать улицы Петербурга и после введения газового освещения. По-прежнему "лидировали" светильные камеры на кронштейнах, укрепленные на отдельно стоящих опорах или на стенах зданий. Фонари со светильниками на вершине столба давали значительно меньше света, поэтому их нередко устанавливали близко друг к другу (например, на набережных). На главных улицах существовали и высокие столбы с S-образными кронштейнами и светильниками на блоках, но и стекла в отличие от аналогичных фонарей конца XVIII века уже были не выдувными, а плоскими.

Удешевление плоского стекласпособствовало увеличению количества петербургских фонарей. За несколько лет их число по сравнению с 1790-ми годами удвоилось и к 1803 году достигло семи тысяч. Годом ранее был отменен сбор на освещение, и подрядчикам стали платить из городских доходов. Вскоре отпала и надобность в заключении контрактов с откупщиками: установленного количества фонарей в то время было достаточно, а за качеством освещения подрядчики следиди плохо, зажигались далеко не все фонари, и гасили их фонарщки раньше положенных трех часов ночи. По этим причинам в 1814 году освещение вновь перешло в руки полиции, которая стала получать от Городской думы деньги на содержание фонарной команды. Команда состояла из двухсот фонарщиков и возглавлялась брандмайором, который непосредственно отвечал за освещение. Городские власти предоставляли ему необходимые материалы.

Читайте также: