Сообщение о фильме александр невский

Обновлено: 06.07.2024

Глядя на древних рыцарей, одетых в белые хитоны и рогатые шеломы, советский зритель узнает в них современных рыцарей топора и свастики, фашистов. Каждый сидящий в зрительском зале чувствует, знает, что немецкие захватчики снова готовят кровавый поход против социалистической родины 14 .

Мы, юные граждане СССР, отдадим, если потребуется, все свои силы, всю жизнь для защиты своей земли. Мы отдадим все пламя нашей молодости делу Ленина — Сталина 24 .

направленные на то, чтобы сообщить населению Советского Союза знания об известных славных происшествиях исторического прошлого, воспитать гордость за достижения русского народа и тем самым разбудить патриотические настроения. При этом предпочтение отдается тем событиям, в которых русский народ успешно выступал против германства [Deutschtum] (битва на льду Чудского озера и Украина в 1918 году) 39 .

It is the first film where I gave up the Eisenstein touch. Conflict had also a hand in it for sure! This is not the only case! The Novgorod bridge as reel — You ought to be ashamed of Your self, dear Master of Art! 46

После битвы. Вдали видна группа супостатов, отступающих под натиском девушек с оглоблями. На переднем плане умная девушка того времени одной рукой выворачивает обе оглобли. — Шесть оглоблей извела, а Мити все нет, — говорит девушка. С левого фланга басурманов показывается Митя, с правого — князь. Могуч и славен князь. Но и прост. Хоть сейчас пахать. — Степанида, — кричит он, — ударь по флангу! Степанида ударяет по флангу. Фланг падает. 58

Нужно землю богатую, дорогую, плодоносную матерь-кормилицу подавать такой, чтобы ее любили 60 .

Есть как бы угодливое желание притянуть историю поближе к нам и даже реплики героев перемешать чуть ли не с речами вождей. Получается так, что Александра Невского можно, право, назначать секретарем Псковского обкома 61 .

Временное завершение карьеры фильма

Примечания

1. См.: Goodwin. Eisenstein, Cinema and History. P. 156; Seton. Eisenstein. P. 386.

4. См.: Turovskaya М. The 1930s and 1940s: Cinema in Context // Stalinism and Soviet Cinema / Ed. R. Taylor, D. Spring. London; New York, 1993. P. 50; Idem. The Tastes of Soviet Moviegoers during the 1930s // Late Soviet Culture. From Perestroika to Novostroika / Ed. Th. Lahusen, G. Kuperman. Durham; London, 1993. P. 103. В истории советского кино 1937 и 1938 годы были уникальными, когда верные идеологической линии и эстетически наиболее состоятельные фильмы находили наибольший отклик среди населения, полагает Майя Туровская (Turovskaya. Cinema in Context. P. 49).

7. См.: Film der totalitären Epoche // Kunst und Literatur. 1990. H. 5. S. 525.

10. Это подчеркивает и Бранденбергер. Brandenberger. Не who comes. P. 2.

11. Григорьев З. // Кино. 1938. И нояб. (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 482).

12. Цит. по: Brandenberger. He who comes. P. 7.

13. См.: Замечательный фильм о великом патриотизме русского народа // Звезда. 1938. 14 нояб. (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 482).

14. Валерин В. Александр Невский // Челябинский рабочий. 1938. 24 дек. (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 483. Л. 119).

15. Дмитриев Д. Волнующая картина // Сталинская молодежь. 1938. 10 дек. (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 483. Л. 43).

17. Балашов М. Так было и так будет // Сталинская молодежь. 1938. 10 дек. (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 483. Л. 43).

18. Новицкий Вл. Кто мечом к нам пойдет — от меча и погибнет // Красная Карелия. 1938. 22 дек. (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 483. Л. 101).

21. Патриотический фильм // Смена. 1938. 3 дек. (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1.Ед. хр. 483. Л. 12).

22. Новицкий Вл. Кто мечом к нам пойдет — от меча и погибнет // Красная Карелия. 1938. 22 дек. (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 483. Л. 101).

23. Вишневский. Эйзенштейн. С. 29.

27. Алексеев В. Александр Невский // Большевистская смена. 1938. 24 дек. (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 483. Л. 121).

29. Эйзенштейн, Павленко. Александр Невский. Литературный сценарий. С. 196.

31. Новицкий Вл. Кто мечом к нам пойдет — от меча и погибнет // Красная Карелия. 1938. 22 дек. (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 483. Л. 101).

33. Brandenberger. Не who comes. P. 11—12.

34. Film der totalitären Epoche // Kunst und Literatur. 1990. H. 5. S. 531.

37. Советские фильмы за рубежом // Кино. 1939. 29 июня (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 485. Л. 326).

39. Цит. по: Akten zur deutschen und auswärtigen Politik 1918—1945. Aus dem Archiv des Auswärtigen Amtes. Serie D (1937—1945). Bd. IV: Die Nachwirkungen von München, Oktober 1938—März 1939. Baden Baden, 1951. S. 537.

42. См.: Taylor. Film Propaganda P. 97—98.

43. Эйзенштейн. Александр Невский. С. 174.

45. Из доклада Эйзенштейна о советском историческом кино в феврале 1940 г. Цит. по: Юренев. Чувство Родины. С. 78.

46. Цит. по: Bulgakowa. Sergej Eisenstein. S. 292 (англ. в оригинале).

52. Ласкин говорит, например, что никто не критиковал тот факт, что народ, выползающий из землянок, одет в оперные белые хитоны (Ласкин Б. Реплика вслух // Кино. 1939. 23 апр. (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 485. Л. 10). Ласкин имеет в виду эп. 6).

53. Из речи тов. А. Гурвича // Литературная газета. № 23. 1939. 26 апр.

56. Трауберг. Печать и кино // Известия. 1939. 5 мая (РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 485. Л. 55).

60. Довженко. Глядя в глаза. С. 7.

62. Довженко. Глядя в глаза. С. 8.

69. См. собрание газетных статей в: РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 485.

71. Успех советских кинофильмов в Эстонии.

1. История создания

Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.

На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского.

Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей — Гаврила Алексич и Васька Буслаев (реальные личности) — сватаются к одной девице, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в битве.

После битвы русские женщины собирают раненых. Двух богатырей-героев едва живыми отвозят в Новгород, где Василий публично отдает первенство другу. Сам же он женится на дочке воеводы, сражавшейся в битве наравне с мужчинами.

Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи объясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую ещё предстояло переозвучить. Но ещё до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру.

· Николай Черкасов — князь Александр Ярославич Невский

· Николай Охлопков — Василий Буслай

· Андрей Абрикосов — Гаврило Олексич

· Дмитрий Орлов — Игнат, кольчужный мастер

· Василий Новиков — Павша, псковский воевода

· Николай Арский — Домаш Твердиславич, новгородский боярин

· Варвара Массалитинова — Амелфа Тимофеевна, мать Буслая

· Валентина Ивашева — Ольга, новгородская девушка

· Александра Данилова — Василиса, псковитянка

· Владимир Ершов — магистр Тевтонского ордена Герман фон Бальк (вероятно также, что Магистром в то время являлся рижский комтур Андреас фон Фельфен)

· Сергей Блинников — Твердило (Твердила), псковский воевода

· Иван Лагутин — Ананий, монах

· Лев Фенин — епископ

· Наум Рогожин — чёрный монах

В эпизодических ролях (в титрах не указаны):

· Н. Апарин — Михалка

· Леонид Иудов — Савка

· Иван Клюквин — псковский воин

· Никита Лянь-Кунь — Хубилай

· Павел Пашков — Микула

5. Съёмочная группа

· Пётр Павленко — соавтор сценария

· Сергей Эйзенштейн — соавтор сценария

· Владимир Луговской — текст песен

· Иосиф Шпинель — главный художник

· Звукорежиссер: Владимир Богданкевич

· Сергей Эйзенштейн (в титрах не указан)

· Эсфирь Тобак — ассистент по монтажу

· Художник по костюмам:

· Константин Елисеев — костюмы и реквизит

· Художник по гриму:

· Борис Иванов — сорежиссер

· Работа с актерами:

· Е. Телешова — консультант по работе с актерами

· Николай Маслов — ассистент режиссера

· Валентина Кузнецова — помощник режиссера

· Я. Кочарьян — помощник режиссера

· С. Уралов — оператор

· А. Астафьев — ассистент оператора

· Николай Большаков — ассистент оператора

· Борис Вольский — звукооформитель

· Валерий Попов — шумовое оформление

· А. Арциховский — исторический консультант, профессор

· К. Калмыков — военный консультант, комбриг

· Н. Ламанова — модели костюмов

· Н. Макарова — модели костюмов

· Э. Солуянов — администратор

· М. Хавкин — администратор

· В. Гордон — администратор

6. Технические данные

· Страна производитель: СССР

· Продолжительность фильма: 112 мин.

· Языки фильма: русский.

· Тип съёмки: Киноплёнка 35 mm.

7. Интересные факты

· Цитаты из фильма и видеоряд использовались в других произведениях:

· В 1990-х годах фильм был колоризирован для показа в США.

· Ни перед битвой, ни перед торжественным храмовым звоном князь Александр в фильме не крестится. Хотя в те времена, не осенив себя крестным знамением, православный человек не выпивал и стакана воды.

· Гаврила Алексич, один из главных героев фильма, не мог принимать участия в Ледовом побоище, так как погиб за год до него, в 1241, при штурме Копорья.

· Братья-рыцари, согласно Уставу Ордена, обязаны были носить бороды. В фильме они с бритыми подбородками.

· В Древней Руси незамужние девушки волосы заплетали в одну косу, а уже после замужества расплетали ее на две косы [2]. А в фильме у незамужних девушек: Ольги, к которой сватаются Гаврила Алексич и Васька Буслаев, и Василисы — дочери воеводы, волосы заплетены в две косы.

· Магистр Ордена не участвовал в Чудской битве и, предположительно, даже не одобрял этого набега.

Советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии II степени.
Дмитрий Николаевич Орлов родился 8 мая 1892 года в городе Спасске (ныне – Рязанская область). Учился сценическому искусству в Харькове в студии П.И. Ильина. Обучение закончил в 1916 году.
В 1918 году поступил актёром в Харьковскую труппу Н.Н. Синельникова, который оказал большое влияние на формирование таланта Дмитрия Николаевича Орлова. С 1920 года актер Новороссийского театра имени В.И. Ленина. В 1920 был приглашен В.Э. Мейерхольдом в Москву. Учился в ГВЫТМ и участвовал в спектаклях, поставленных Мейерхольдом на сцене его театра. В 1922–1941 годах — актёр Московского театра Революции, в 1941–1943 годах – актер Московского театра драмы под руководством Н. Горчакова, с 1944 года – был принят в труппу МХАТ.
Дмитрий Николаевич создавал остро сатирические образы, отличавшиеся точностью социальных, психологических и бытовых характеристик, образы, доходящие остротой своей формы до гротеска.
Умер 19 декабря 1955 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Сергей Михайлович Эйзенштейн – советский кинорежиссёр, теоретик кино, сценарист, педагог, художник, заслуженный деятель искусств, профессор, доктор искусствоведения, классик кинематографа, новатор, открывший новые возможности монтажа, ритма, крупного плана, ракурса и синтеза изображения с действием на экране.

Краткое содержание фильма

Ассистентам, декораторам, костюмерам пришлось проявить верх изобретательности, однако не везде удалось скрыть фальшивую фактуру материала, что можно заметить в сценах боя.



Были в фильме и натурные съёмки, которые проходили на исторической родине Александра Невского – в селе Городище недалеко от Переславля-Залесского. Здесь снята сцена рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками, с которой начинается фильм.

Холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор. По мнению местных краеведов и воспоминаниям старожилов, в августе 1938 года съёмки отдельных сцен продолжились в городе Коломна близ села Протопопово на высоком берегу Оки, для чего были сооружены специальные декорации.






Совершенно превосходной была и съемочная группа. Помимо самого мастера кинематографа Эйзенштейна, над фильмом работал невероятно талантливый оператор Эдуард Тиссэ. Его операторский прием динамичной съемки батальных сцен и движения позволили создать эффект присутствия зрителей внутри картины.

Фильм был готов в черновом варианте, но Сергей Эйзенштейн оставался недоволен. Ему хотелось сделать некоторые купюры, вставить сцену кулачного боя новгородцев на мосту, снять поездку Невского в Орду и, главное, смерть великого князя на Куликовом поле, где спустя сто лет Дмитрий Донской одержит победу над ордынцами.





На самом деле это не является открытием. Люди, знающие Библию, о природе данной фразы прекрасно осведомлены.

Подобное выражение было известно ещё в Древнем Риме и бытовало оно в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает (лат. Qui gladio ferit, gladio perit).

Орден Александра Невского

Три жизни

Мысль учредить орден Святого князя Александра Невского возникла еще у Петра Великого. Орден должен был стать исключительно военной наградой и получить его могли только генералы (штаб- и обер-офицеры на неё претендовать не могли). Однако император не успел реализовать своё намерение. Первое вручение 40 изготовленных при Петре орденских знаков состоялось через несколько месяцев после его смерти – 21 мая (1 июня) 1725 года, уже в правление Екатерины I. Императрица нарушила замысел Петра и наградила новым орденом не только военных, но и гражданских чиновников, а также придворных. Тогда орден Святого князя Александра Невского состоял из красной ленты, восьмиконечной серебряной звезды и золотого креста. В середине креста было помещено изображение Александра Невского в красно-синем одеянии, сидящего на белом коне. Но лицо князя на кресте почти не просматривалось.

В Российской империи орден Святого благоверного князя Александра Невского был очень значительной наградой. Нередко вручение данного ордена становилось венцом карьеры и её эффектным завершающим штрихом.

С 1725 по 1917 годы в Российской империи состоялось более 3650 награждений орденом Святого Александра Невского.

1 июня 2021 года исполнилось 296 лет со дня учреждения ордена Александра Невского, который является единственной наградой, существовавшей (с определёнными изменениями) в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.

В эпоху Советского Союза орден Александра Невского обрел новую жизнь и новое значение.

В центре пятиконечной красной звезды ордена 1942 года было размещено крупное изображение профиля Александра Невского. Вот только изображения Великого князя в дошедших до тех дней памятниках литературного и изобразительного искусства, к сожалению, не сохранились.

В официальной иерархии советских государственных наград орден Александра Невского располагался выше ордена Отечественной войны I степени, но ниже ордена Богдана Хмельницкого III степени. Это был младший среди полководческих орденов, но считался очень достойной боевой офицерской наградой, которой её обладатели (командиры дивизий, бригад, полков, батальонов, рот и взводов) справедливо гордились. Первоначально награждение орденом Александра Невского производилось Указом Президиума Верховного Совета СССР, однако впоследствии это право было предоставлено командующим фронтами и армиями.

Всего в годы Великой Отечественной войны и после неё орденом Александра Невского было награждено 42 165 человек, из них один рядовой и несколько десятков сержантов и старшин, занимавших штатные офицерские должности командиров взводов и рот.

Указом было произведено три существенных изменения:

Кстати! В среде фалеристов орден Александра Невского справедливо считается самым красивым из всех орденов, отличаясь эстетической завершённостью всех его деталей.

18 апреля отмечается День воинской славы России, день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. 5 апреля по старому стилю 1242 года состоялось Ледовое побоище


Текст: Альбина Гимранова

Галерея: Документы из собрания Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ)

1-4. С.М. Эйзенштейн. "Александр Невский". Рисунки к фильму. Тевтоны, Тевтоны перед боем, "Единоборство Александра с магистром", "Прощание Александра", Кадр к началу фильма. 16 июля - 25 сентября 1937. ф. 1923 оп. 2 ед. хр. 1647

5-9. С.М. Эйзенштейн. "Александр Невский". Рисунки к фильму. Раскадровка к эпизодам "Молитва тевтонов перед боем" и "Ледовое побоище". 8 апреля - 9 июля 1938. ф. 1923 оп. 2 ед. хр. 1659

10-13. С.М. Эйзенштейн. "Александр Невский". Рисунки к фильму. "Жена хана", "Амелфа Тимофеевна", "Въезд рыцарей в Псков", "Пытки". 20-30 ноября 1937. ф. 1923 оп. 2 ед. хр. 1653.

15-25. С.М. Эйзенштейн. "Александр Невский". Рисунки к фильму. Раскадровка к эпизодам "Новгород. Вече. Торговые ряды. Мост. Набережная. Триумф Александра". 13 ноября 1937 - 20 апреля 1938. ф. 1923 оп. 2 ед. хр. 1650

26-29. Фотографии рабочих моментов съемок фильма С. М. Эйзенштейна "Александр Невский". 1938. ф. 1923 оп. 1 ед. хр. 446

30-34. Фотографии рабочих моментов съемок фильма С. М. Эйзенштейна "Александр Невский". Эпизод "Ледовое побоище". 1938. ф. 1923 оп. 1 ед. хр. 447

Читайте также: