Сообщение о фидии по истории 5

Обновлено: 05.07.2024

Реконструкциястатуи Афины, которую Фидий создал дляПарфенона в Афинах. Модельиз золота и слоновой кости скульптуры извысокого классического периода.

ВЕЛИЧАЙШАЯ ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРАОбзор важнойэллинистической статуи см.:Венера Милосская (около 130–100 гг. до н.э.).

Фидий, как правило, рассматривается как один из величайших скульпторов в античности и в наибольшей резчик High классической греческой скульптуры. Также художник и архитектор, Фидий прославился своими изделиями из бронзы и особенно статуями из хризелефантина (из золота и слоновой кости). Среди его многих известных произведений греческой скульптуры он, вероятно, наиболее известен своей 40-футовой статуей богини Афиныв Парфеноне вАфинах и его колоссальным Зевсом в Олимпии, который стал одним из семи чудес света.

биография О жизни Фидия известно очень мало, кроме его работ. Родился около 488 г. до н.э. В Афинах, его отца звали Чармид. Существуют различные свидетельства его обучения. По словам Плиния, Фидий научился искусству скульптуры у Агелады из Аргоса – того же учителя, который обучал Мирона (480–444 гг. до н.э.) И Поликлета (V век до н.э.). Другие источники говорят, что его также учили Гегий Афинский и тасийский художник Полигнот.

ИЗВЕСТНЫЕ КЛАССИЧЕСКИЕ СКУЛЬПТОРЫДля биографии главныххудожников известных нам изскульптуры Древней Греции см следующего:Каллимах (Active 432-408 г. до н.э.) Скопас (Active 395-350 г. до н.э.) Лисипп (c.395-305 до н.э.) Пракситель (Активный 375-335 гг. До н.э.) Леохар (активный 340-320 гг. До н.э.)

ФОРМЫ СКАЛЬПИИО различных типах трехмернойрезьбы см.:Каменная скульптура Гранит известняк, песчаники другие породы.Мраморная скульптура Пентелийский, Каррарский, Паросский мрамор.

ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИСкульптура в дедальском стиле (650-600) Архаическая греческая скульптура (600-500) Ранняя классическая греческая скульптура Поздняя классическая греческая скульптура Эллинистическая греческая скульптура (323-27) Греческая керамика (черная / краснофигурная )

Скульптура Фидия Современные критики высоко оценили скульптуру Фидия за ее эстетические достоинства. Считается, что он использовал золотое сечениев своих пропорциях – это иррациональное число примерно 1, 6180, которое при изучении имеет особые математические свойства. Фидий редко выполнял резьбу по мрамору, хотя это было популярно в то время, предпочитая бронзовую скульптуру , золото, слоновую кость и резьбу по дереву. Особенно преуспел он в бронзовом литье.

Хотя подлинных работ Фидия сегодня не сохранилось известно, что существуют многочисленные копии римских копий. Это довольно распространенное явление, поскольку почти все классические греческие скульптуры и картины были уничтожены – римляне сделали очень точные копии – никогда не развивая свой собственный стиль, а вместо этого продолжая греческий стиль.

Статуя Зевса Колоссальная фигура Зевса Фидия (около 432 г. до н.э.) Была воздвигнута в храме Зевса в Олимпии (на месте древних Олимпийских игр). Сам храм был построен в микенскую эпоху и прославлял культ бога Зевса. статуя На создание скульптуры ушло 12 лет и, хотя ее больше нет, на монетах Элиды была найдена уменьшенная копия, которая дает нам общее представление о ее позе. На голове Зевса был венок из оливковых листьев, в правой руке он держал фигуру Ники, богини победы, а в левой – скипетр, сделанный из различных металлов, с орлом на вершине. Его одежда и сандалии были сделаны из чистого золота, а на его одежде были выгравированы животные и лилии. Трон был украшен золотом, слоновой костью, черным деревом и другими драгоценными камнями. Он стал одним из семи чудес света и самой большой статуей в древней истории скульптуры.

Фидий — древнегреческий архитектор, скульптор и художник, славу которому принесли статуи из бронзы и хризелефатина. Мастерство автора было столь высоко, что его прославляли наравне с другими древнегреческими деятелями искусства эпохи высокой классики Праксителем и Поликлетом.

Детство и юность

О биографии Фидия сохранилось мало данных. Ученые выдвигают предположения о том, что его отца звали Хармид, а местом рождения могли быть Афины. Историки считают, что творческий деятель родился после битвы при Марафоне, около 490 года до н. э.

Фидий и Алкамен

Скульпторы Фидий и Алкамен / Wikipedia

Не сохранилось точных подтверждений тому, кто стал наставником скульптора. В некоторых источниках его потенциальными учителями называют Гегия, Агелада и Полигнота.

Фидий работал в Афинах, а также занимался архитектурной и художественной деятельностью в Платеях, Дельфах и Олимпии. О расположении мастерской грека в последнем полисе сохранились упоминания в трудах полководца Павсания.

Личная жизнь

Как и многие древние греки, имевшие отношение к творчеству, Фидий состоял в романтических отношениях с молодыми людьми. Его возлюбленным стал элейский юноша Пантарк, известный тем, что в 436 году до н. э. стал победителем в 86-й Олимпиаде.

Существует предположение, будто имя человека, сыгравшего важную роль в личной жизни скульптора, Фидий увековечил, нанеся в виде надписи на палец статуи Зевса Олимпийского. Правда, по некоторым данным, такая отметка имелась на скульптуре Афины Парфенос или на монументе, посвященном Афродите Урании в Элизе.

Творчество

Первые работы греческого скульптора были выполнены из меди и мрамора. Статуи посвящались богам или воспевали исторические события. Новаторство, привнесенное Фидием в профессиональную сферу, заключалось в том, что он стал совмещать слоновую кость и золото в скульптурах. Эксперты также обращают внимание на мастерство автора в изображении обнаженного тела под одеждой.

Несмотря на то, что произведения ваятеля не дошли до наших дней, сохранились описания выполненных им монументов. Работы скульптора признаны шедеврами древнегреческого искусства. Дебютное произведение посвящено Марафонской битве. В композиции воспроизводился образ Мильтида в окружении фигур греческих богов и мифологических персонажей. Памятник находился в Дельфах. Фидий работал над оформлением храма Тесея в Афинах, а также стал автором изваяния, посвященного амазонке. Оно было установлено в храме Артемиды.

В период с 446 по 438 год до н. э. эллин трудился над статуей Афины в Парфеноне. Она была изготовлена из золота и слоновой кости с применением инновационной техники. Высота монумента, по свидетельству Плиния, достигала 11,5 м, а в руках Афина держала богиню победы Нику, меч и щит. На внешней стороне последнего изображалась битва амазонок. Скульптура символизировала мощь Афин и героическое прошлое полиса.

Около 432 года Фидий завершил работу над скульптурой Зевса Олимпийского из хризелефатина. Высота изваяния составляла 14 м. Тело бога покрывала золотая ткань, а в руках находились скипетр с восседающим на нем орлом и крохотная Ника. Зевс Олимпийский стал третьим из семи чудес света.

Определить точный период работы над статуей помогли раскопки, осуществлявшиеся с 1954 по 1956 год. В ходе исследований археологи обнаружили мастерскую творца. Ученые нашли сохранившиеся инструменты, глиняные формы и чашку с надписью, подтверждавшую принадлежность Фидию.

Архитектор создавал новый ансамбль Афинского акрополя, разрушенного персами. Кроме того, его авторству принадлежит статуя Афины Промахос, установленная около 460 года до н. э. на Акрополе в Афинах в честь триумфа над персами.

Бронзовый монумент не сохранился, равно как и Афина Лемния, бронзовая скульптура, описание которой доступно для потомков исключительно благодаря копиям. Не дошло и изваяние Афины Ареи, располагавшееся в Платеях. Датой его создания считается период с 470 по 450 год до н. э. Материалом для статуи послужили позолоченное дерево и пентелийский мрамор.

Искусствоведы причисляют Фидия к основоположникам европейского искусства. Его аттическая школа скульптуры, организованная во второй половине 5 века до н. э., была популярной, а последователи мастера творили в технике высокой классики, сочетавшей тенденции эпохи. Древний грек работал вместе с подмастерьями, а также в сотрудничестве со скульпторами Алкаменом, Мироном и Агоракритом. Ученики мастера участвовали в оформлении Парфенона. С Колтом и Паненом Фидий трудился над изображением Зевса Олимпийского.

Смерть

Фидий был близким другом и советником правителя Перикла. Это дополняло славу архитектора, но способствовало и наличию недопонимания с соратниками. Скульптора обвиняли в хищении золота при создании Афины Парфенос. В связи с изображением на ее щите профилей ваятеля в дуэте с Периклом стали распространяться слухи о богохульстве. Враги и завистники мастера воспользовались этим и уговорили Менона, помощника Перикла, донести на друга правителя.

Фидий – древнегреческий скульптор, признаваемый некоторыми самым великим из когда-либо живших ваятелей. Фидий родился, скорее всего, между 490 и 485 гг. до н. э. и был сыном афинского гражданина Хармида. Вначале он занимался живописью, но вскоре увлёкся скульптурой. Обучение этому виду художественного мастерства он прошёл у Гигея (Гигесия) и аргосца Агелада.

После изгнания аристократа Кимона власть над Афинами перешла в руки демократа Перикла. Фидий вошёл с ним в близкую дружбу. Он давал этому прославленному деятелю советы в сфере искусств. Деятельность Фидия при Перикле ещё расширилась. Под его начальством в Афинах было возведено множество великолепных построек. Фидий разработал и при содействии учеников выполнил скульптурное оформление знаменитого храма Парфенона. Самой знаменитой его частью была громадная статуя Афины Защитницы Города (Полиады) из золота и слоновой кости. Иногда она именуется статуей Афины Девы (Парфенос).

Статуя Афины Девы в Парфеноне

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

Затем Фидий вместе со многими учениками отправился на Пелопоннес, в Элиду, местность, где проводились общегреческие Олимпийские игры. Он был позван туда для украшения храма Зевса в Олимпии. Благоговевшие перед Фидием жители Элиды построили для него рядом с храмом мастерскую, которая сохранялась потом несколько столетий и показывалась иноземцам как известная всему миру достопримечательность. В Олимпии Фидий создал величайшее своё произведение – скульптуру Зевса из золота и слоновой кости, признанную древними одним из семи чудес света.

. На лице Зевса было выражение такого всемогущества и милосердия, величия и спокойствия, что вид его, по словам древних писателей, избавлял душу от печали, заставлял забывать все страдания. Предание говорит, что царь неба сам явился в этом виде художнику. У греков была поговорка, что несчастлив тот, кому не удалось хоть раз взглянуть на эту статую Фидия.

Эта статуя тоже имела больше 20 метров высоты.На нижнюю часть его тела была наброшена золотая одежда, украшенная великолепными рисунками. Владыка олимпийских богов восседал на необычайно дорогом троне тончайшей художественной работы. Фигура Зевса передавала высшую степень величия. Особенно внушительна была голова: высокий, исполненный ума лоб, хорошо очерченный нос выражали нравственную силу; полуоткрытые губы дышали благоволением; орлиный взгляд бога, казалось, охватывал, всю вселенную. Черты лица источали мужественную красоту. Особенно удались Фидию густые волосы, гордо поднимавшиеся надо лбом Зевса и рассыпавшиеся по бокам прядями, и столь же густая борода. Весь античный мир преклонялся перед красотой этой скульптуры. Все греки жаждали хотя бы раз в жизни увидеть её. Зевс Фидия был уничтожен в пятом веке нашей эры пожаром, который превратил в руины и храм, где находилась статуя. Изображения её сохранились на древних монетах. Зевс из Олимпии стал источником массы копий и свободных подражаний.

В своем подробном описании храма Зевса олимпийского историк Павзаний описывает и эту статую Зевса (V, 10, 11). Фидий изобразил Зевса сидящим на престоле с головой, украшенной оливковым венком. В правой руке Зевс держал статую богини победы (Ники), сделанную из золота и слоновой кости, в левой он держал великолепный скипетр, сделанный из разных металлов. Обувь и одежда его были золотые; одежду украшали изображения животных и цветов, особенно лилий. Престол в этой работе Фидия был сделан из золота и слоновой кости и украшен драгоценными камнями. На скамье, под ногами Зевса были изваяны золотые рельефы, изображавшие львов и битву Тесея с амазонками. Высота статуи от основания до вершины головы составляла 60 футов. Зевс был изображен Фидием сообразно тому представлению, какое дает о нем эпизод Илиады, рассказывающий, что он выразил легким наклонением головы согласие на просьбу Фетиды, и от движения его кудрей потряслась высоты Олимпа.

Римская статуя I в. по Р. Х., изображающая Юпитера. Сделана по образцу скульптуры Зевса в Олимпии работы Фидия

Около 432 года до н. э. Фидий вернулся в Афины, где вожди крайнего демоса старались отстранить от власти Перикла. Фидий был другом Перикла, и афинские враги последнего сочли великого художника удобной мишенью для предварительной атаки, которая потом должна была перенестись на главную жертву. Фидия обвинили в краже части золота, полученного им на изготовление одежды Афины Полиады в Парфеноне. Но гениальный скульптор предвидел возможность этого лживого наскока и намеренно изготовил эту одежду так, что её можно было снять с фигуры богини и взвесить. Вес золота совпал с тем, который был выделен Фидию горожанами, и недобросовестное обвинение отпало. Но политические враги вскоре возвели на скульптора ещё более тяжкий навет – в оскорблении божества тем, что на щите Афины он среди других фигур изваял портреты Перикла и самого себя. Фидия бросили в тюрьму, где он, по некоторым сведениям, был отравлен или умер от плохого содержания. Верны эти известия, или нет, непонятно, но неоспоримо, что Фидий скончался вскоре после 432 года.

Статуя Гермеса

Бог Гермес. Скульптура Фидия (?)

Статуя Афины Девы в Парфеноне

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

Фидием были изваяны статуя Афины для острова Лемноса (Афина Лемния, которая, по словам античных литераторов, превосходила красотой Афину Промахос из Акрополя), несколько фигур богини Афродиты, статуя амазонки для знаменитого храма Артемиды эфесской, изготовленная в состязании со скульпторами Поликлетом, Кресилом и Фрадмоном, и многое другое.

Фидий. Афина Лемния

Фидий. Афина Лемния. Предположительная реконструкция

В истории древнего ваяния Фидий занимает самое видное место, как крупнейших представитель аттического стиля, отличавшегося идеализмом, чистотой форм и величием. Греческая скульптура ещё до времени Фидия обрела высочайшее внешнее совершенство, но ему удалось вдохнуть в неё и возвышенный, благородный дух. В свои изваяния Фидий вселял живую человеческую душу. Он обладал несравненным умением тонко передавать изображаемый характер. Ваятели более поздних времён античности и современности превзошли Фидия в искусстве выражать яркую индивидуальность и экспрессивность чувства, но никто ни до, ни после не достигал такой истинно божественной, спокойной величественности. Зевс из Олимпии и Афина Полиада из афинского Парфенона так и остались совершенными художественными воплощениями этих божеств. Образом фидиева Зевса, сохранившимся в копиях, пользовалось даже христианское искусство Возрождения и Нового времени для олицетворения Бога-Вседержителя.

Творчество Фидия и его современников имеет в истории греческих религиозных понятий то высокое значение, что, оно, подобно Гомеру и Гесиоду, установило черты представлений о богах. Религиозные идеалы, созданные этим творчеством, остались типичными для всех образов божеств, какие создавались искусством следующих времен. Греческие художники навсегда остались верны идеалам творчества Фидия; никогда не представляли они богов волнуемыми какою-нибудь страстью, никогда не придавали им грубого чувственного выражения. Нравственное достоинство и спокойствие души навсегда остались характерными чертами греческих божеств.

В духе работ Фидия, представляющих идеальные образы Зевса и Паллады, его ученики Алкамен и Агоракрит паросский создали идеалы других божеств и в особенности Афродиты. Когда афиняне отдали предпочтение Афродите Алкамена, Агоракрит переделал свою статую этой богини в изображение богини мщения Немесиды и поставил его в храме её, находившемся в Рамнунте. Кроме Афродиты Алкамен сделал изображения еще нескольких божеств, возбуждавшие удивление определенностью и тонкостью характеристики их. В особенности славились его статуи Гефеста и Асклепия. Агоракрит считался любимым учеником Фидия; главное его достоинство состояло в верности стилю Фидия; самостоятельного творчества у него было мало. Он тоже сделал статую Зевса, но придал ему такое мрачное выражение, что эта статуя казалась Страбону изображением бога царства мёртвых Аида.

Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады, на западном – группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой. На метопах были рельефы, изображавшие битвы кентавров с лапифами, а на фризе была изображена процессия Панафинейского праздника: девушки в длинных одеждах, несущие жертвенные сосуды, молодые люди на конях и на колесницах, жрецы; сидящие божества, ожидающие прибытия процессии и прочее. Сочетание строгости стиля и архитектурных условий с естественностью и свежестью фигур, наивность и серьезность их придают этим работам школы Фидия характер возвышенности. Сравнивая их с изваяниями предшествовавшего времени, надо удивляться живости фигур на них. Они – воспроизведение свободных движений людей. Все характеры выражены в этих работах с величайшею простотою и наивностью; все движения непринужденны и грациозны, все подробности каждой позы верны природе. Пластика тут вполне освободилась от неподвижной симметричности и жесткости архаической старины. Это – прекрасная середина между застывшей типизацией прежнего стиля и полной творческой индивидуальностью позднейшего.

Фидиас Младший ( г )

Athens Хегиас ( в ) , Агелад

Хризелефантинская статуя Зевса в Олимпии , статуя Афины Промахос , Афина Лемния , Афина Парфенос , статуя Афродиты Урания в Элиде ( d )

Фидий , в древнегреческих : Φειδίας / Фидии ( Афины ., С 490 г. до н.э. - Олимпия , BC 430), является одним из самых известных скульпторов , ювелиров и художников в первом греческий классицизме . Его влияние было значительным на искусство своего времени.

Резюме

биография

Обучение

О жизни Фидия известно немного. Сын Чармида, он родился в Афинах в семье художников вскоре после битвы при Марафоне ; он становится учеником Эгиаса (en) и Агелады и изучает технику бронзы в школе Аргоса , одновременно с Мироном и Поликлетом . Он прежде всего художник. Его племянник, художник Панаинос , также является его соратником. Похоже, что он действительно начал свою деятельность в качестве скульптора в 479 году и закончил ее в 432 году до нашей эры. Ж.-К.

Художественный акме


В 437 году он уехал в Элиду и Олимпию , где с помощью Колота , своего ученика и сотрудника, создал своего хризелефантинового Зевса , одно из семи чудес света . Этот хризелефантин Зевс исчез во время пожара в Константинополе в 475 году нашей эры.

Работает


Голова Аполлона типа Касселя. Римская копия II - го века от первоначального греческого классического периода. Национальный археологический музей Неаполя .

Фидий наверняка знал скульптурное убранство храма Зевса в Олимпии , которое ему приписывали, но без достаточных оснований.

Аполлон Кассельский


Афина, известная как Варвакион , лучшая из сохранившихся копий Афины Парфенос, хризелефантины Фидия. Национальный археологический музей Афин .

Афина Парфенос

Исчезновение двух хризелефантовых статуй Фидия, Афины Парфенос и Зевса Олимпийского не позволяет нам по-настоящему оценить его личный стиль. Но несомненно, что использование золота , слоновой кости и, возможно, также стекла для этих двух статуй было предназначено для того, чтобы сделать их статуями света. Более того, Афина Парфенос была не статуей поклонения, а жертвой. Подробные описания Павсания раскрывают чрезвычайное богатство и значение мифологических образов, использованных для украшения этих двух колоссальных статуй. На копиях щита Парфеноса фигуры Амазономахии кружатся вокруг центральной горгонейона в обрамлении двух змей; в этой битве между афинянами и амазонками Фидий выбрал веерную композицию и расставил группы борцов, заботясь о балансе и симметрии, подчеркивая поражение амазонок и победу греков; ниже горгонейона Фидий смело представлял себя в Дедале рядом с Периклом в Тесее . Фигура этой армии Афина, в послевоенной безмятежности, предлагающая Победу своему народу на протянутой правой руке, олицетворяет в 438 году Афины Перикла и его империю .

Скульптурное убранство Парфенона

Что касается скульптурного убранства Парфенона, то ни один древний источник не приписывает его Фидию, но мифологические темы, характерные для Фидия, о рождении Афины в присутствии богов , просвещенных божествами Гелиоса и Селены , поощряют это. работа мастера, как думают археологи: «Кто, кроме Фидия, мог истолковать мысль Перикла, доверенным лицом которого он был, и представить прошлое и настоящее Афин вокруг богини, в то же время человеческой мягкость лица и заряженная магией или тайной подземных и небесных сил, змея Эрихтония и крылатых чудовищ? " . Таким образом, Фидий и лучшие художники Афин, которые работали над этим фризом Парфенона, совершили большую политическую работу во славу афинского империализма . Фидий, Крейлас и Поликлет столкнулись со своим талантом в интерпретации темы раненой амазонки; античная мраморная копия картины Фидия находится в Капитолийском музее в Риме .

Афина Лемния и Афина Промахос


На Акрополе возвышается колоссальная статуя Афины Промахос. Холст, масло Лео фон Кленце (1846), Новая пинакотека в Мюнхене.

Фидий также является автором двух бронзовых статуй Афины, установленных на Акрополе . Мраморная копия статуи Афины Лемнии хранится в Дрезденском музее . Афина Промахос , выполненное в бронзе колоссальных размеров, в лицо защитника богини и воин: она была одета в шлет Чердак с тройным факеле, охватывают все его доспехи и хранитель крепости; в левой руке она держала копье и щит, а в правой руке несла сову , посвященную ей птицу, символ бдительности. Этот аспект богини-воина должен был символически возвышать новую мощь Афин. Его щит был украшен Кентавромахией Миса с рисунков художника Парразия . На северной стороне Акрополя, напротив священного пути, проходящего между Пропилеями и Эрехтейоном , остаются остатки большого туфового постамента статуи, квадратное основание которой составляет 5,30 м. Статуя, чей западный взгляд упал на восходящих к Акрополю, была визитной карточкой святилища. Она была возле священного оливкового дерева, которое росло в соседнем Пандросейоне . Осуществлено около 440 г. до н.э. Н.э. , это было жертвоприношение города в память о персидских войнах , благодаря деньгам, уплаченным греками афинянам в знак признания.

Фидию приписывают легенду: он участвовал в конкурсе на скульптуру статуи Афины, которая будет установлена ​​в Афинах на высоте четырех метров над землей. Все художники представили свои работы, и Фидий, уже очень известный, открыл это последним. Это был шум, афиняне нашли деформированную и уродливую статую, предложенную Фидием. Затем он попросил их поднять эту статую на предназначенный для этого сосуд. После установки деформации статуи исчезли, оставив иллюзию Афины с совершенно уважаемыми формами.


В современной культуре

Читайте также: