Сообщение о элиас леннрот

Обновлено: 04.07.2024

Элиас Лённрот родился в семье портного в приходе Самматти в 1802 году. В то время это местечко входила в состав Шведского королевства. Семья была очень бедной.

В начале 1833 года Лённрот занял должность районного врача в Восточной Финляндии, в небольшом городке…

Элиас Лённрот родился в семье портного в приходе Самматти в 1802 году. В то время это местечко входила в состав Шведского королевства. Семья была очень бедной.

В начале 1833 года Лённрот занял должность районного врача в Восточной Финляндии, в небольшом городке Каяани. Тут он провел целый 21 год (до конца 1853 года).

Именно в эти годы он увлёкся собиранием карело-финского фольклора, древних эпических рун, пословиц и поговорок. Позже собранные этнографические материалы послужили основой эпоса "Калевала". Именно этот труд сделал Лённрота известным на весь мир.
В ходе работы он совершил в общей сложности 11 поездок по финской и русской Карелии (1828—1842), в том числе по территориям, населённым карелами, в восточных и частью северных районах Олонецкой и Архангельской губерний (в 1832—1837, 1841—1842). Путешествовал он пешком, с ружьём и сумой за плечами, или в лодке.
Главная цель его путешествий - сбор фольклора и лингвистические исследования, но путевые заметки и дневники этого периода - источник ценных сведений по географии и краеведению. Так, в них он фиксировал пути и способы передвижения, описывал ландшафт, озера, реки, селения, а также местное населения. Отражение нашли также быт и промысел финнов и карелов, экономическое положения, обычаи, состояние врачебной помощи и многое другое. Некоторые из его краеведческих наблюдений, особенно бассейна Верхней Кеми, не утратили своего познавательного значения.

В первую поездку (1828) по русской Карелии он также посетил частично Приладожье (Сортавала), во второе путешествие (лето 1832), через Колвасъярви, Лённрот был в таких местах, какРеболы, Каскеснаволок, Минозеро и Бабья Губа (Каменное озеро) и через Лендеры вернулся в Финляндию — Каяани, Куопио, Порвоо, Хельсинки.

С апреля 1850 года почётный член Берлинской Королевской академии наук. В 1853 году он был приглашён профессором финского языка и литературы в Гельсингфорсский университет. В 1859 году избран почётным членом Венгерской академии наук.

В 1862 году, оставив должность профессора, Лённрот уехал в родную деревню Самматти.

В 1876 году Лённрот был избран почётным академиком Императорской академии наук. Многолетняя дружба Лённрота с русским учёным Я. К. Гротом, а также его связи с русскими литераторами (Петром Плетнёвым, Пантелеймоном Кулишом и др.) имели большое историко-литературное значение.

Скончался 19 марта 1884 года в родной деревне Самматти в возрасте 82 лет.

Элиас Леннрот

Дата рождения: 1802 год.
Дата смерти: 1884 год.
Место рождения: приход Самматти Шведского королевства Нюланд и Тавастгус
Сфера деятельности: лингвистика, фольклор
Авторство (книги, стихотворения и т.д.);: карело-финский эпос "Калевала"

Биография Редактировать

На этом рисунке изображен Леннрот, идущий в свою очередную экспедицию [2].

Первое издание "Калевалы" [1]

Вклад в развитие финского языка Редактировать

Вклад в медицину Редактировать

элиас леннрот

Биография Элиаса Леннрота

По национальности Лёнрот финн, родился 9 апреля 1802 года в финском городке Саммати (тогда принадлежавшем Швеции). Семья его была бедной и большой – Элиас стал четвёртым ребенком. Отец его занимался портняжничеством. Уже в шесть лет мальчик научился читать, хотя в школу попал лишь в двенадцать. Из-за нужды ему приходилось работать, чтобы найти деньги на обучение и еду, и с детства Элиас занимался портняжным делом, как и его отец. А порой приходилось подзарабатывать даже песнями в деревнях. В 1815-1818 годах Элиас учился в Таммисаари и Турку. В 1820 году Лённрот поступил на обучение в городе Порвоо и параллельно устроился помощником в аптеку, сам обучался латыни. Несмотря на тяжелое финансовое положение, упорный юноша сумел исполнить свою мечту – поступить в университет.

Единственный шведский университет тогда находился в городе Або. Лённрот поступил туда на философский факультет в 1822 году. Тогда не существовало факультета или кафедры филологии, потому Элиас не смог изучать финский язык или литературу. Лённрот решил стать врачом и, окончив медицинский факультет, занимался медициной всю жизнь. Свои фольклорные экспедиции он совершал во время отпусков.

Семейная жизнь

элиас леннрот биография

Женился Лённрот поздно, лишь в 1849 году, после завершения работы над "Калевалой". Женой сорокасемилетнего Элиаса Лённрота стала двадцатишестилетняя Мария Пипониус. Семья поселилась в городе Каяни. Первым ребёнком Лённрота стал мальчик, которого в честь отца назвали Элиасом. Но прожил он недолго и умер от менингита в 1852 году в двухгодовалом возрасте.

В том же году глава Гельсингфорсского университета (после пожара в 1927 году туда переехал университет Або) попросил Лённрота занять должность его умершего друга Микаэля Кастрена, который был первым профессором на кафедре финского языка. После защиты докторской диссертации в 1853 году Элиас Лённрот с женой переехал в Гельсингфорс (Хельсинки). В 1856 году он прочитал первую университетскую лекцию на финском языке, что стало значительным событием.

кем был по профессии элиас леннрот

У Лённротов родились ещё четыре ребенка, дочери. Кроме того, Элиас брал на попечение детей своих покойных друзей, опекал необеспеченных, финансировал приют в Хельсинки. На завещанные им деньги в Саммати была открыта школа домоводства. Она работает до сих пор.

В 1862 году, выйдя на пенсию, Лённрот отправился на родину, в Саммати, где вел благополучную, счастливую жизнь, занимаясь семьей и наукой. Но в 1868 году семейное счастье Элиаса Лённрота закончилось – его жена Мария умерла от туберкулёза, а вскоре, в 1870-х годах, от туберкулёза и дифтерита скончались трое из его дочерей (Текла, Элина, Мария).

В 1884 году восьмидесятидвухлетний Элиас Лённрот умер в Саммати. Его смерть сопровождалась национальным трауром.

Ниже представлено фото Элиаса Леннрота.

элиас леннрот фото

Творчество Леннрота сегодня

"Калевала" Элиаса Леннрота: краткое содержание

Начинается эпос с космогонических мифов – истории о сотворении мира, а также рождения главного героя Вяйнямёйнена. Название эпоса повторяет имя страны, в которой разворачиваются основные события – Калевалы. Ей противопоставляется другая страна, северная и мрачная Похьёла. Хозяйка Похьёлы – злая колдунья Лоухи.

Сотворение мира

Вначале были пустыми земля и воды. Затосковала воздушная дочь Илматар и стала творить горы и заливы. А потом родила она сына, большого и сильного Вяйнямёйнена. Стал жить в стране Калевала, только ничего там не росло. Но пришёл к герою мальчик, Сампса Пеллервойнен, и принес семена. Появились из земли самые разные растения, только дуб не рос. Попросил Вяйнямёйнен материнской помощи. Вышли по её велению из воды девицы, накосили травы; вышел богатырь и сжёг её. Вырос на этом месте могучий дуб, заслонил всё небо. Опять воззвал Вяйнямёйнен к Илматар. Тогда появился из воды малюсенький человек, вырос громадным и срубил непокорный дуб. Когда лучи солнца вновь упали на землю, посеял Вяйнямёйнен хлеб.

элиас леннрот фильм

Песенное состязание и сватовство

Когда Вяйнямёйнен постарел, стал он петь людям о сотворении мира. Услышали эти песни в далёкой Похьёле. А там жил хвастливый дерзкий Йоукахайнен, и поехал он в Калевалу, чтобы победить Вяйнямёйнена в песенном состязании. Пел Йоукахайнен, что он создатель мира. Старец, чтобы проучить хвастуна, запел заклинания. Исчезли сани, конь и меч Йоукахайнена, а сам он провалился в болото. Испугался юноша и, завязнув в трясине по уши, пообещал Вяйнямёйнену сосватать в жёны свою сестру. Вяйнямёйнен обрадовался и спас Йоукахайнена.

Мать Йоукахайнена была довольна, что всё так обернулось, – она хотела, чтобы достойный старец посватался к её дочери Айно. Но та только плакала – не хотелось ей замуж за старого. В отчаянии Айно бросилась в море, чтобы спрятаться. Плакали по ней и мать, и Вяйнямёйнен. Сидел старец на берегу с удочкой, горюя, и вытащил рыбу. А она заговорила человеческим голосом, и оказалось, что это сама Айно. Упустил Вяйнямёйнен невесту-рыбу, и сколько ни закидывал в море снасти, больше ему не удалось её поймать.

Красавица Похьелы и создание Сампо

Дошёл до Вяйнямёйнена слух, что старуха Лоухи, хозяйка Похьелы, собралась дочку замуж выдавать. Решил он попытать счастья там. На пути подкараулил его Йоукахайнен, замысливший месть. Хотел он убить Вяйнямёйнена отравленной стрелой, но попал в коня, а старец упал в море. Восемь дней носился он по волнам, пока не вытащил его орёл. Но найти дорогу домой было непросто, ведь оказался герой в самой Похьеле. Услышала его стенания служанка старухи Лоухи и привела в дом. Хозяйка Похьелы предложила помочь Вяйнямёйнену вернуться на родину, но взамен попросила сковать чудо-мельницу Сампо. Пообещал Вяйнямёйнен прислать вместо себя Илмаринена, кузнеца. Посулила Лоухи тому отдать в жёны свою дочь.

Запрягла сани Лоухи для Вяйнямёйнена и наказала не смотреть на небо по пути. Но старец забыл про наказ и, посмотрев наверх, узрел красавицу Похьелы – дочь Лоухи. Предложил Вяйнямёйнен ей выйти за него замуж, а она ему начала давать разные поручения. Герой справился со всеми, кроме последнего. Сколачивая лодку из веретена, разбудил он звуком топора страшного Хийси, хозяина гор. Тот разозлился и направил топор прямо в колено Вяйнямёйнену. Много заклинаний знал песнопевец, но кровь унять не сумел. Еле нашёл он лекаря, а как только рана затянулась, отправился домой.

калевала элиас леннрот краткое содержание

Рассказал Вяйнямёйнен кузнецу Илмаринену о своём обещании, а тот не хочет уезжать с родины. Тогда Вяйнямёйнен с помощью песенных заклинаний отправил Илмаринена в Похьелу. Сковал мастер-кузнец Сампо – всё, что прикажут, мелет она: и муку, и соль, и деньги. Жадная хозяйка Похьелы спрятала мельницу в глубине горы, а кузнеца домой отправила и дочку за него не выдала, не сдержала обещание.

Сватался к красавице Похьелы ещё один герой, Лемминкайнен, но и у него ничего не получилось, чуть не погиб.

А Вяйнямёйнена тем временем не оставляла мысль о дочери Лоухи. Собрался он и с приключениями поплыл в Похьёлу. Илмаринен узнал о том и тоже помчался в Северную страну, на коне. Порешили они, что красавица сама выберет того, кто ей больше по сердцу. Дочке Лоухи больше молодой кузнец нравится, а старухе – Вяйнямёйнен. Придумывала Лоухи всякие сложные испытания для Илмаринена, но с помощью красавицы Похьелы он их преодолел. Пришлось согласиться на свадьбу. Пел там Вяйнямёйнен, обиды на молодых у него не было.

А неистовый Лемминкайнен, которого не пригласили, приехал всё равно. Хотели посмеяться над ним, но он в ярости отрубил голову хозяину Похьелы. Погнались за Лемминкайненом, чтобы отомстить. По совету матери Лемминкайнен спрятался на далёком острове и дал ей обещание никогда больше не брать меча.

А Илмаринен недолго был женат. Взятого на воспитание сироту Куллерво обижала жена кузнеца, красивая, но злая красавица Похьелы. По наущению ворона отомстил юноша мачехе – подменил стадо коров оборотнями, которые разорвали молодую хозяйку Похьелы. Долго Илмаринен мучался тоской по жене. А Куллерво погиб, освобождая родные края от захватчика - злого дяди Унтамо.

Конец Сампо и создание кантеле

В конце концов решили Вяйнямёйнен, Илмаринен и Лемминкайнен забрать у старухи Лоухи чудо-мельницу. Неправильно прятать Сампо, когда может она людям помогать.

элиас леннрот калевала

Пока плыли герои в Похьелу, поймали гигантскую щуку, из скелета которой сделали кантеле (карельский музыкальный инструмент). Потом оно потерялось, но сделал Вяйнямёйнен новое, из березы. Никто не умел так волшебно играть на кантеле, как песнопевец.

Спасти чудо-мельницу из-под замков герои смогли, а сберечь нет – упала Сампо в воду. Осколки собрали и закопали в калевальской земле. С той поры стала Калевала счастливой страной.

Мне пришло одно желанье,

Я одну задумал думу

Быть готовым к песнопенью

И начать скорее слово,

Чтоб пропеть мне предков песню,

Рода нашего напевы.

Собиратель фольклора

После этого Лённрот учился на медицинском факультете Гельсингфорсского университета и по окончанию получил должность врача в городе Каяани (Восточная Финляндия). Новоявленному доктору повезло с назначением – восток Великого княжества Финляндского и соседние земли Российской империи оказались чрезвычайно богаты певцами и рассказчиками, сохранившими фольклор.

В промежутках между лечением пациентов доктор Лённрот стал собирать народные песни, пословицы, загадки и заклинания. За 14 лет он совершил 11 фольклорно-этнографических экспедиций.

За свои научные труды по сбору и публикации фольклора Лённрот стал академиком Королевской академии наук в Берлине (1850 год), Венгерской академии наук (1859 год), Императорской академии наук в Санкт-Петербурге (1876 год).

Лённрот умер 19 марта 1884 года в родной деревне в возрасте 82 лет.

Карельские и финские гусли – кантеле, под аккомпанемент которых рунопевцы исполняли песни. Источник: Paul Lenz, Wikimedia Commons

Карельские и финские гусли – кантеле, под аккомпанемент которых рунопевцы исполняли песни. Источник: Paul Lenz, Wikimedia Commons

По мнению финского исследователя Вяйно Кауконена (1911-1990 гг.), Лённрот существенно переработал фольклорный материал, причём в законченном произведении вряд ли найдётся десять строк подряд из непосредственно записанных песен, сохранившихся в первоначальном виде. Более того, он не просто комбинировал народные песни, но и сочинял руны. С одной стороны, автор имитировал песенный размер; с другой – перевёл звуковой ритм рун в форму, удобную для чтения. Нарушение фольклорных норм, с его точки зрения, только повышало качество литературного произведения.

Лённрот создал сюжеты, которых не было в народном творчестве. Финский учёный существенно обогатил и при этом очеловечил образы главных героев. Абстрактные богоподобные существа стали больше похожи на людей: Вяйнемёйнен – исполнитель рун, создавший финские гусли, кантеле, из щучьих костей, Илмаринен – кузнец, сделавший чудо-мельницу сампо, Лемминкяйнен – богатырь, Лоухи – хитрая хозяйка тёмного царства Похъёлы.

Особенным персонажем является Куллерво – трагический герой, раб, мстивший за свой род, руны о котором были записаны у ижор в Петербургской губернии. Песни о Куллерво не встречаются у других народов, и добавление ижорской составляющей в карело-финский фольклор было осознанным актом заимствования уникального сюжета. Во многом именно эта жемчужина ижорского творчества станет у читателей любимым фрагментом произведения.

Автор: В.В. Кондаков, историк. Специально для GoArctic

2 Фенномания — национальное движение, направленное на переход образованных слоёв финского населения со шведского языка на финский, придание последнему статуса государственного и на создание национального финского государства.

Читайте также: