Сообщение о духовной музыке и с баха

Обновлено: 03.05.2024

Библия и протестантский хорал – вот две главные ипостаси музыки Иоганна Себастьяна Баха.

Музыка Баха – это звучащая Библия.

В музыке Баха воплощается Божье Слово.

В каждой ноте Баха присутствует Божественный Дух!

Музыка Баха содержит духовную энергию, исходящую от Бога и направленную к Богу.

Над музыкой Баха простирается Божественное небо, обитель Всевышнего.

Музыку Баха оглашает радостное пение ангелов, славящих Отца Небесного.

2. Небесный и земной мир

В музыке Иоганна Себастьяна Баха отображается Небесный и земной мир.

Баховскую музыку венчает Божественный дух, охватывающий землю и Небо, человека и его внутренний мир.

Музыка Баха вбирает в себя Божественное человеческое начало. Она сходна с Божественной и человеческой природой Иисуса Христа.

Бах радостно и благоговейно принимает мир, созданный Господом Богом.

Бах восторгается гармонией и красотой Божественного мира.

Бах любит Бога по-домашнему – душевно и ласково.

Музыка Баха – это восхождение к горнем высотам. Однако, она не отвергает самые обыкновенные житейские печали и радости.

Всем своим существом и всей своей музыкой Бах находится под отеческой опекой Всевышнего. Даже в светской, иронической или сентиментальной музыке композитор остаётся во власти Божественного духа.

Поклоняясь Отцу Небесному, Бах создаёт музыку сияющей радости в ожидании близкой встречи с Богом.

3. Произведения Баха

Баховские органные произведения – это фрески бытия в трёх измерениях: человек обращает взор к Всевышнему, человек предстаёт перед Всевышним в молитвенном благоговении, душа человека уносится в туда, где поют райские птицы.

В органной музыке Баха есть место для духовной мощи библейских пророков и душевной кротости Иисуса Христа.

Органная музыка Баха опирается на идею противопоставления смерти и вечной жизни, Голгофы и воскресения Божьего сына. Между этими эмоциональными полюсами существует множество промежуточных состояний человеческой души.

Органная музыка Баха стремится в высь, к небу, к свету. Это означает, что она готическая, ренессансная. Относить её только к стилю барокко – значит не понимать, что в гениальных творениях Баха солнечный и божественный свет образуют единую сущность.

Играя клавесинную музыку Баха на фортепиано, современные исполнители превращают её в механические упражнения, оторванные от Небесной синевы и Бога. В их руках клавесинная музыка перестаёт быть воскресным праздником и духовным восторгом.

Трагедийная музыка Баха носит молитвенный характер: в ней выражается душевное состояние Иисуса Христа перед распятием.

Лирика Баха очищает душу, дарит райское блаженство. Каждый день хочется пить из этого источника!

Всевышний озаряет всю музыку Баха, начиная от грандиозных творений и кончая флейтовой миниатюрой-шуткой!

4. Восприятие музыки Баха

Великие произведения искусства содержат в себе непостижимую тайну, о чём свидетельствует музыка Иоганна Себастьяна Баха.

Музыка Баха состоит из трёх пластов: 1. созерцание Божьего мира, 2. эмоциональные оттенки созерцания, 3. разнообразные чувства.

Музыка Баха имеет два уровня содержания: религиозное и светское. От слушателя зависит, какой она будет для него – религиозно-светской или светско-религиозной.

В музыке Баха отсутствуют рефлексия и субъективизм: у композитора чёткий ритм и ясные мелодии.

Ритм музыки Баха – это ровно бьющееся сердце, это мерно идущие часы, это метроном вечности.

Светская музыка Баха живая, яркая, увлекательная. Освободив её от барочного ритма, получим классицизм.

Эмоциональный мир произведений Баха неисчерпаем. Вопрос состоит в другом: насколько высок духовный уровень современных исполнителей баховской музыки. Знают ли они подлинного Баха? Или они всего лишь приспосабливают его великую музыку к нашему мещанскому быту?

В чьей душе не звучит музыка небесных сфер, чьё сердце не исполнено трепетной любви к Богу, тот не поймёт музыку Баха.

5. Эстетические параллели

Иоганн Себастьян Бах – ветхозаветный Ной в музыкальном искусстве. Выдающийся немецкий композитор собирает и обобщает музыкальный опыт прошлого, чтобы спасти его от забвения.

Бах – гений среди гениев. Таких немного: Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Лев Толстой.

Палестрина и Бах – величайшие мастера полифонической музыки. Кто выше их? Разве что сам Бог, распределяющий местоположение звёзд во Вселенной с такой точностью, какая необходима в полифонии!

Бах изучает церковную музыку Палестрины и светскую музыку Вивальди. Его талант воистину уникален!

Вивальди, Бах, Моцарт – это те композиторы, чья музыка от первой до последней ноты гениальна.

Творчество Баха опирается на хоровую музыку Палестрины, оркестровую музыку Вивальди, органную музыку старинных немецких мастеров. Так образуется основательный фундамент музыки Баха!

Букстехуде в органных произведениях по-народному прост и невзыскателен, Бах – по-религиозному глубок и вездесущ.

Букстехуде – земной, Бах – и земной, и Небесный.

Музыка Баха опирается на хорал, Телемана – на песню и танец. Это означает, что музыка Баха – церковная, Телемана – мирская.

Танцевальность Баха принадлежит к высокому барочному искусству, танцевальность Телемана – это народная бытовая область музыки. Бах – строг и сдержан, Телеман – непосредственен и раскрепощён.

В музыке Бах обращается к Богу, Телеман – к народу. Поэтому музыка у них разная: ритм Баха – строг и размерен, Телемана – причудлив, Бах – полифоничен, Телеман – гомофонен.

В творениях Баха мудрая простота, в музыке Телемана – бытовая, житейская мудрость.

Бах создаёт гениальные мелодии, не теряющие свою красоту даже через многие столетия. В этом отношении он имеет заметное преимущество над Телеманом.

Бах и Гендель – геркулесовы столбы, открывающие путь в новую музыку.

У Баха вера в Бога – духовная, у Генделя – духовно-разумная. Бах обозревает библейскую историю духовным зрением, Гендель – человеческим.

Бах – верующий и в светском обществе, Гендель – светский даже в церкви. Бах – кантор, Гендель – артист. Красота музыки Баха – религиозная, Генделя – светская.

Музыку Баха пронизывает Божественный дух, произведения Генделя – переполняет человеческая энергия.

Бах славит величие Бога, Гендель – мужество человека.

Насколько Бах сложен и условен, настолько Гендель прост и естественен: ведь не случайно после смерти Баха его музыку забывают почти на сто лет, тогда как Гендель не перестаёт радовать людей своим искусством при жизни и после кончины.

Телеман служит в городском магистрате, Бах – в церкви, Гендель – при короле. Музыка Телемана – городская, Баха – религиозная, Генделя – аристократическая.

У Телемана, Баха и Генделя разная публика: музыку Телемана одобряет народ, органу Баха внимают верующие, операм Генделя аплодируют аристократы.

От соотношения энергии и созерцания в музыке барокко зависят характерные черты стиля: Телеман – энергично-созерцательный, Бах – созерцательно-энергичный, Гендель занимает среднее положение между Телеманом и Бахом.

Баха называют отцом европейской музыки. В его произведениях нередко встречаются глюковские и моцартовские музыкальные прозрения.

Бах в музыке – Всевышний, Моцарт – ангел.

Музыка Баха – это не ручей, что означает его имя в переводе с немецкого языка, и даже не море (как называет его Бетховен), а безбрежный океан, переплыть который еще никому не удалось.6.

Ни одного из сыновей Иоганна Себастьяна Баха нельзя назвать гениальным композитором. Их музыка талантливая, порой даже выдающаяся, но – не более того!

Каков стиль музыки членов баховского семейства? Иоганн Себастян Бах – зрелое барокко: чёткий ритм, яркие и лаконичные мелодии; Вильгельм Фридеман Бах – ранний переходный классицизм: ослабленный барочный ритм, сентиментальные мелодии, отдельные драматические всплески эмоций; Карл Филипп Эмануэль Бах – ранний стабильный классицизм: возвышенный, созерцательный характер музыки; Иоганн Кристоф Бах – средний переходный классицизм: музыка по-гайдновски наивная и простая; Иоганн Кристиан Бах – средний переходный классицизм: музыка отличается моцартовским изяществом и красотой.

Сыновья Баха Карл Филипп Бах и Иоганн Кристиан Бах имеют своё музыкальное лицо, хотя их мелодии ещё недостаточно индивидуальны.

Музыка Иоганна Себастьяна Баха разделяется на музыку умного Карла Филиппа Баха и сердечного Иоганна Кристиана Баха.

Гениальный Иоганн Себастьян Бах завершает эпоху барокко, его сын Карл Филипп Эмануэль Бах открывает эпоху классицизма.

Я не силен в историко-музыкальных терминах и понял далеко не все.
Но то что понял - Здорово!
"Ритм музыки Баха – . это метроном вечности"
и
"В чьей душе не звучит музыка небесных сфер, чьё сердце не исполнено трепетной любви к Богу, тот не поймёт музыку Баха"
и. ну, так я половину вашего произведения на цитаты расхватаю :)
Не буду далее рассыпаться комплиментами, желать успехов, и благодарить. :)
Просто поклонюсь с теплой улыбкой.

Благодарю за отклик! Скоро будет опубликована книга "Классическая гитара", в которой есть глава, посвященная творчеству Баха.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Музыкальные творения Баха полностью духовны. Величайший композитор постоянно мотивировался христианскими религиозными идеями, насыщая собственные произведения соответствующей нотной окраской. Большинство сочинений Иоганна Себастьяна пронизаны ощущением высшего прозрения и абсолютным пониманием божественных истин и смыслов, помогающих чуткому слушателю постепенно осознать превосходство безупречного и праведного пути, способствующего окончательному преображению колеблющейся внутренней сущности.


Если вы думаете, что, прожив добрую половину XVIII века, века барокко, Иоганн Себастьян Бах был его современником, то вы лишь отчасти правы. В традициях средневекового мировоззрения он писал свою музыку, начиная и заканчивая молитвой, и для своих современников звучал старомодно. Однако неведомый инструмент, для которого были написаны некоторые его произведения, был изобретён лишь после его смерти, а отдельные ходы его композиций привычно зазвучали лишь в XX веке.


Johann Sebastian Bach

В музыке Баха мы часто слышим шаг, поступь. Темп здесь принципиален. Мерилом скорости, как я недавно понял, оказывается ритм сердца. Если вы играете, как дышите, то всё получается правильно.

Как композитор Бах почти не менялся в течение всей своей жизни, что большая редкость для любого творца. Его музыкальный язык сформировался, когда ему было около 20, а умер он, когда ему было 65. Я предполагаю, что в 1706-м или 1707 году Бах испытал какое-то сильное мистическое потрясение. Мы не знаем, какое, но оно перевернуло его жизнь, он познал – как сказал бы Достоевский – Бога живого и дальше на этом опыте прошел весь свой творческий путь.


Бах и сыновья


Титульный лист автографа Баха с заголовком Missa

Отсюда же, между прочим, множество псевдобаховских партитур. Бывало так, что какие-то произведения ему нравились, и он их переписывал. Ведь он был музыкальным директором, а значит, приходилось исполнять не только своё, в то время как его собственные произведения часто были написаны не его рукой: не успевал он записать, например, сочинённую к очередному воскресному богослужению кантату и запрягал всю семью: жена писала, дети писали.

Баховское барокко – это высокое барокко, это скульптурность, рельефность музыки. Мелодия для Баха – всегда символ. Все её движения – вверх-вниз – весьма многозначительны. В этой музыке всегда представляешь некую картину: длинные ниспадающие и восходящие линии, движение, парение – всё это настолько рельефно, что иногда кажется, будто ты её на самом деле видишь. А если ты ещё при этом смотришь в партитуру, то там просто совершенно очевидны эти взлёты нот. Музыка Баха – это настоящая звукопись, а порою и кроссворд, поскольку за общей полифонией голосов некоторые линии, нюансы, штрихи не могут быть показаны ни одним исполнителем – они остаются ведомы только дирижёру, который видит партитуру, и Богу.

По сути, у Баха не было последователей, на нём некая традиция закончилась. Его сыновья, которые сочиняли уже в манере раннего классицизма, на время затмили по популярности своего отца. Если во времена Гайдна и Моцарта спросить о Бахе, то в первую очередь подумали бы о Карле Филиппе Эммануиле или об Иоганне Кристиане, но вряд ли об Иоганне Себастьяне. Только потом великий Бах был заново открыт Мендельсоном и кругом романтиков. И хотя, конечно, надо сказать им за это спасибо, но именно их своеобразное понимание его музыки и заложило основу не вполне адекватного её исполнения. Они услышали её очень по-своему, весьма романтично.

Великий Моцарт – пожалуй, единственный из композиторов второй половины XVIII века смог по-настоящему понять Баха. То, что Моцарт знал и ценил музыку Баха, – несомненно. В своих поздних произведениях он её даже использовал: в частности, делал переложения нескольких баховских прелюдий и фуг.

Бах – это молитва осознанная, проникающая через всё его естество. Его музыка богодухновенна, порою даже экстатична, но она ещё и пропущена через интеллект. В ней присутствует элемент гнозиса. Каждую ноту Бах проживает и от каждой ноты движется к следующей ноте – это чувствуется. Даже в светских произведениях ты слышишь всю полифоничность, многослойность его музыкальной ткани. Когда исполнение правильное, ты ощущаешь такое напряжение и плотность структуры, что в неё просто невозможно добавить ни одной ноты! Ни у одного из его современников такого нет. Но одновременно всё это сливается в совершенную гармонию и воспринимается даже по-барочному изящно. Как это получается – непонятно. Это чудо.


Памятник Баху в Лейпциге

Бах довольно часто звучит в кинематографе. Можно вспомнить, скажем, Тарковского или фон Триера. Почему? Может быть, потому что Бах – проводник в мир веры. По моей собственной биографии очень понятно, почему это так. Бах – это была моя первая любовь, именно Бах был одним из тех, кто привел меня к Церкви и к Богу. Как вы понимаете, речь идет о 70-х годах, и, кроме смутных воспоминаний религиозности моей двоюродной бабушки, которая ходила в церковь, молилась на ночь, я не видел рядом с собой вдохновляющих образцов. Но сама музыка Баха такова, что если ею проникнуться, невозможно остаться атеистом. В типичную советскую эпоху, в эпоху официального атеизма, человек, вполне естественно, тосковал по Богу. А Баха запретить было нельзя. Всё-таки это музыкальный Эверест, и обойти его невозможно. Но этот Эверест всё время говорил о Боге. И как бы там советские музыковеды эту неприятность ни пытались обойти, с этим ничего нельзя было сделать.

Иоганн Себастьян Бах

В музыке Баха есть что-то универсальное, всеобщее, всеобъемлющее.

Как и всякий пророк, в своем отечестве и в свое время Бах не был по-настоящему оценен. Его, конечно, знали как великолепного органиста, но никто не сознавал его гигантского композиторского масштаба. Тогда по всей Германии гремела слава Карла Филиппа Телемана – композитора, чье имя теперь мало кому известно. Генделем же тогда восхищалась вся Европа.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Митрополит Иларион (Алфеев)

Бах стоял на стыке этих двух культур, двух мировоззрений, двух противоположных взглядов на искусство. И он безусловно оставался частью той культуры, которая была укоренена в традиции, в культе, в богослужении, в религии, и которая только после Баха отпочковалась от своих религиозных корней.

Бах не стремился быть оригинальным, не стремился во что бы то ни стало создать что-то новое. Всякий раз, садясь за новое сочинение, он прежде всего проигрывал для себя сочинения других композиторов, из которых черпал вдохновение. Он не боялся заимствовать у других темы, которые нередко ложились в основу его фуг, хоралов, мотетов, кантат и концертов. Бах ощущал себя не изолированным гением, возвышающимся над своими современниками, но прежде всего неотъемлемой составной частью великой музыкальной традиции, к которой принадлежал. И секрет потрясающей оригинальности, неповторимости, новизны его музыки – именно в том, что он не отказывался от прошлого, но опирался на опыт своих предшественников, к которым относился с благоговением.

О лютеранстве Баха и его времени можно было бы сказать многое, но главное, мне кажется, заключается в следующем. Многие современные православные и католики привыкли думать о себе как носителях церковной Традиции (с большой буквы), а о лютеранах и прочих протестантах как о представителях либерального, облегченного, полуцерковного христианства. В эпоху Баха дело обстояло совсем не так. Лютеранство исторически возникло как реакция на те недостатки средневековой Католической Церкви, которые воспринимались как искажение первоначальной чистоты, строгости и ясности христианской веры и церковной практики.

Главным стремлением лютеран было возвратить христианство к тому, что они считали изначальной Традицией, восходящей к первым векам христианства. По многим причинам сделать это им не удалось. Но была огромная тяга к традиционному христианству, к истинному христианству, к тому христианству, которое, как считал Лютер и его последователи, было утрачено в средневековом католичестве. И лютеране создали свою Традицию, которой строго придерживались на протяжении нескольких веков.

В век революций люди повторили ошибки своих древних предков и начали возводить вавилонские башни – одну за другой. А они – одна за другой – падали и погребали своих строителей под своими обломками.

[1] Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах. М., 1965. С. 121.
[2] Швейцер. С. 122.
[3] Швейцер. С. 315.
[4] Швейцер. С. 169-170.
[5] Швейцер. С. 171.
[6] Швейцер. С. 177.
[7] Швейцер. С. 114.
[8] Швейцер. С. 114.
[9] Pelikan, J. Bach among the Theologians. Philadelphia, 1986

Раскрытие понятия керигматики в музыке. Рассмотрение воплощения религиозных символов в определённых музыкально-риторических фигурах в эпоху барокко. Анализ духовных произведений И.С. Баха. Приведение примеров ассоциаций, вызванных стихами Евангелия.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.12.2015
Размер файла 678,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По своей конфессиональной принадлежности Бах был протестантом. Протестантизм в качестве главного религиозного постулата выдвигает тезис о спасении личной верой. Личная вера человека и глубокое проникновение в текст Священного Писания всегда являлись и являются по сей день определяющим фактором самосознания протестанта. Бах не был исключением. Он читал и перечитывал Библию, покрывал заметками ее поля, проникался псалмами до такой степени, что французский музыковед Пьер Видаль смог обнаружить связь, существующую между стихами Псалтири и музыкальными фразами произведений для органа.(2 - Б.Л. Яворский)

религиозный музыкальный духовный бах

Наглядные материалы (Составлено по работам Б.Л. Яворского, нотные примеры взяты из его черновиков)

Ассоциативные образы к прелюдиям и фугам ХТК, вызванные стихами Евангелия:

Читайте также: