Сообщение о духах древних славян 6 класс
Обновлено: 19.05.2024
Презентация на тему: " Боги и духи древних славян. В далёкие времена мир для русского человека был полным тайн. Древние славяне никогда не оставались одни, потому что, где бы." — Транскрипт:
1 Боги и духи древних славян
2 В далёкие времена мир для русского человека был полным тайн. Древние славяне никогда не оставались одни, потому что, где бы они не находились, их всегда сопровождали добрые и не очень боги, шумные и незаметные духи. Славянские боги были грозны, но справедливы и добры. У земли, у ветра, у дождя, у солнца спрашивали совета славяне.
3 Сварог - верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Он олицетворял собой небо, был отцом солнца и огня. Большинство славянских богов – дети Сварога.
4 Даждьбог - сын Сварога, бог солнца. Как только поднималось солнышко, славяне говорили, что это сам Даждьбог по небу на чудесной колеснице едет. Славяне верили, что солнце всё видит: и хорошие поступки, и плохие.
5 Помогает Даждьбогу и бог громовик Перун. Ведь это он тёмные тучи, что грозят солнышко спрятать, стрелами-молниями поражает. Пройдёт гроза и легче становится дышать.
6 Поговаривали, что от молний Перуна вся нечистая сила погибает, а живая вода, которую туча-чудище хотела скрыть от людей, на землю проливается.
7 Авсень Этот персонаж часто упоминается в колядках (песнях), которые исполнялись ходившими от двора к двору группами молодежи. За пожелания здоровья и благополучия в семье хозяева одаривали пришедших. Авсень связан с животными - конем, коровой, козой и другими, олицетворяющими плодородие и богатство.
9 Стрибог – царь ветров. Все ветры называли Стрибожьими внуками. Они выпускали из открытого рта вихри, вьюги и метели. У древних славян ветер был всемогущ. Об этом рассказывается в сказках и былинах.
10 Белбог - воплощение света, бог добра, удачи, счастья, олицетворение дневного и весеннего неба. Бог богатства и плодородия. Чернобог – бог земного мрака, вселенской тьмы.
11 Купала – причисляли к знатнейшим богам. Он почитался третьим после Перуна и вторым после Велеса: ибо, после плодов скотоводства, земные плоды всего более служат человеку и составляют его богатство. Божество лета, полевых цветов и плодов. Имя Купалы было древним олицетворением летнего плодородия природы. В восточнославянской мифологии – главный персонаж, находящийся в центре обрядовых действий и представлений праздника летнего солнцеворота, который отмечали в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю. Предположительно в этот день славяне отмечали праздник солнечного божества. Праздник Купала был так же связан с почитанием огня.
12 Гамаюн - вещая птица, посланница славянских богов, поющая людям божественные гимны и предвещающая будущее.
13 Святобор - верховный владыка лесной. Горе охотнику, убившему олениху с детенышем: рано или поздно Святобор ему отомстит. Горе рыбаку, что ловит рыбу, когда она нерестится: всё равно его ждет грозная расплата. Женой Святобора была Зевана – славянская богиня охоты. Она посылала удачу охотникам, подставляя под их стрелы зверей слабых, старых или больных.
14 Доля и Недоля - две сестрицы, небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека. Но у Доли текла с веретена ровная, золотистая нить, а Недоля пряла нитку неровную, кривую, непрочную. Такая и участь выпадала человеку – удачная или злая, счастье или несчастье.
15 Кроме богов природы, были у славян и другие духи – домашние. Свой дух имелся у каждой славянской избы. Звали его Домовой. Домовой был маленького роста, бородатый и волосатый. Если Домового вовремя покормить и не обижать, то в доме будут хлеб, соль и мёд, а ссоры из избы сами уйдут. Когда семья переходила в другой дом, Домового торжественно приглашали сесть в стоптанный лапоть или на лопатку для выпечки хлеба и отпраздновать новоселье.
16 Чуть построже был Дворовой – хозяин двора, а дух бани – Банник – считался очень суровым. Но не одни строгости царили в славянской избе.
17 КИКИМОРА представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Любимое занятие кикимор тканье и пряжа. Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, По другим описаниям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. лешего
19 Хозяином воды считался Водяной – старичок с большим животом, наполненным водой, и с длинными зелеными, как водоросли, волосами. Жил он обычно в омутах, болотах и у мельниц. Всё, что когда-то утонуло, становилось его добычей. Женат Водяной на Русалке.
20 Жизнь Водяного начиналась только ночью, тогда и купаться нельзя и воду лучше не пить. Всю зиму Водяной спит. Просыпается он только 3 апреля. В тот день трещит по рекам лёд – это Водяной потягивается.
21 А в славянских лесах всем заправлял Леший. Он просыпался по весне и тут же начинал озорничать: хлопать в ладоши, мычать, как корова, мяукать, как кошка, шуметь, как река. А чтобы Леший не запутал в чаще, человек, отправляясь в лес, нес ему гостинец. И тогда ягоды и грибы сами в лукошко просились.
22 Вот так и ладили славяне со своими духами и богами. А те, в благодарность, оберегали и дом, и двор, и всю славянскую жизнь. Любили наши предки свою деревню. Была она для них и целым миром, и родным домом.
Удача улыбнется вам!
У восточных славян существовало множество поверий. Верили они и в различные невидимые существа – духи. Не стоит путать духов с богами. Дух – это такая энергетическая субстанция, сущность. Он обитает поблизости о человека, непосредственно взаимодействует с ним и его бытом.
А боги – это Высшие существа, они могущественны, управляют силами природы.
Духи восточных славян чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Духи были хорошие (добрые) и плохие (злые). Хороших славяне пытались всячески задобрить, а от злых – защититься.
А вот и основные духи восточных славян:
- Домовой. Относится к хорошим духам. Как понятно из названия, он обитает в доме. Его функции – это защищать жилье от бед (краж, пожаров) и помогать хозяевам. Но, если ему что-то не нравится, то он может и навредничать. Кто-то считает, что Домовой – это душа предыдущего хозяина. Изображают его как маленького старичка с бородой и длинными волосами. Обитает Домовой около печи. Хозяева, чтобы иметь с ним дружеские отношения, ставили там тарелки с угощениями.
- Водяной. Это существо обитает в различных водоемах. Он считается отрицательным духом. Водяной – злой по натуре, он всячески пытается утащить утопающих на дно.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Язычество, языческие обычаи древних славян
Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством. Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования и еще дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о ее отношении к человеку, о своем месте в окружающем мире. Восточные славяне были язычниками, то есть поклонялись богам.
Происхождение славян Славяне верили в свое происхождение от некоего прародителя. Например, некоторые племена считали своим прародителем Волка. Он считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племен во главе с языческими жрецами надевали волчьи шкуры (длаки), что символизировало превращение в волков. У звериного предка просили силы и мудрости. Позднее, с приходом христианства, словом "волкодлак", то есть облаченный в звериную шкуру, стали называть злого оборотня.
Боги и богини Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.
Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог - бог вселенной, неба и огня небесного, напоминающий древнегреческого Зевса. По поверьям древних славян, он разбивал лучами-стрелами небесный покров. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он покровитель кузнецов. Его и самого представляли как молодого сильного кузнеца. Его сыновья - Сварожичи - солнце и огонь, были носителями света и тепла. Сварог
Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Недаром автор "Слова о полку Игореве" называл славян "даждьбожьи внуки". Он сын Сварога, олицетворял собой солнце. Каждое утро он выезжажет на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сестры – Утренняя Заря и Вечерняя Заря – поочередно выводят и заводят в конюшню коней Даждьбога. У него были две прислужницы, разгонявшие тучи и с помощью дождей очищавшие его лицо. Даждьбог
Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Считалось, что он способствует обогащению. В Х веке именем Велеса клялись князья и их договоров с византийскими монархами. Праздник Велеса отмечался в начале января. К Велесу дня выпекалось особое печенье в виде домашних животных. Люди рядились в звериные маски, надевали на себя вывороченные тулупы. Велес (Волос)
Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол. Стрибог
Ярило Ярило – бог солнца. Олицетворял собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. Ярило славянам представлялся в виде молодого юноши, ездившего по полям на белом коне: где ярило проедет, там вырастет богатый урожай.
Макошь Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.
Перун По мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, зарождения государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством. Перун - молния, высшее божество был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян.
Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы. Что бы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях – даже людей. У славян не было и особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками. Волхвы, кудесники.
Злые и добрые духи Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами".
В лесу обитал леший и баба-яга, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших выходящие весной насладиться природой. Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском языке "светлый", "чистый". Обитание русалок связывали с близостью водоемов - рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле.
Леший – дух леса, который живет в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниям, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов. Она больше напоминает шум деревьев на сильном ветру во время бури. Леший – хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нем звериная шкура, на голове рога, а ноги кончаются не пальцами, а копытами. Глаза у лешего зеленые и светятся в темноте. По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанами – дубами, елями и соснами. Люди побаивались лешего.
Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!"
Амулеты, обереги Чтобы защитить себя от гнева божеств и злых духов, недобрых сил и дурного глаза, славяне придумали различные обереги – предметы, которые будто бы спасали от напасти и отводили колдовские чары. У каждого человека, будь он ребенок или взрослый, постоянно были при себе амулеты в виде медвежьего когтя, волчьего зуба или кабаньего клыка. Дома на видном месте ставили вырезанную из дерева фигурку домового, чтобы берег покой, сторожил жилище от воров и хранил от пожара.
Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы.
Языческие праздники Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января, по некоторым данным 1 декабря, 1 марта), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.
Масленица Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.
Живин день 1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.
Иван Купала 24 июня – в день летнего солнцеворота – праздновали Ивана Купалу, который был божеством изобилия, земных плодов. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. В этот день собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов; приносили в жертву белого петуха – птицу, приветствующую рассвет, угодную Солнцу. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя"..
Обряды Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи. Одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство. В могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего.
Все природные пространства у славян имели мифических хозяев. В лесу хозяйничал леший, в реках и озерах — водяной и русалки, в болоте — болотник, в поле — полевой. Обжитое человеком пространство также было заселено духами. В доме тайно жил домовой, в бане — банник, в овине — овинник. А если в доме появлялась кикимора, то его обитатели ждали беды.
Леший. Хозяином леса славяне считали лешего. Как уже говорилось, они побаивались лесного духа и ожидали от него враждебных проделок. Правда, он, как правило, не губил людей, а наказывал их за нарушение обычаев и неправильное поведение в лесу. Леший представлялся в виде косматого старика, иногда даже обросшего корой. У него могут быть рога и козлиные ноги. Он меняет рост в зависимости от окружения: идет по лесу — вровень с деревьями, идет по лугу — вровень с травой. Может он превращаться в зверей и птиц, притворяться кустом, деревом или грибом. Леший часто появляется в сопровождении волков, перегоняет с места на место лесное зверье и птиц, стережет лес от охотников.
Если лешему удается заманить в чащобу человека, завести его в бездорожье, то он радуется — хохочет и хлопает в ладоши. Но если его задобрить и попросить хорошенько, он может вывести из чащи, помочь найти в лесу грибы и ягоды, отыскать пропавших домашних животных.
Человек, заблудившийся в лесу, знал, как выбраться из-под власти лешего: надо было его обмануть, выйти из колдовского мира. Для этого полагалось снять с себя всю одежду, вывернуть ее наизнанку и снова одеть. В перевернутом мире человек оказывался неподвластен злому духу.
Русалка. Резьба по дереву.
Русалки. Водяному служат русалки (украинцы называют их мавками), происхождение которых люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими. Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. (Славяне, в отличие от жителей Западной Европы, не представляли русалок в виде женщин с рыбьими хвостами.) В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Встреча с русалками опасна: они могут защекотать встречного до смерти или утащить его в воду.
Если домовой рассердится на хозяев, то он может ночью ущипнуть человека до синяков, может и напроказить — напугать, спрятать что-нибудь в доме.
МЕТКИ: Славяне. Духи.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Читайте также: