Сообщение о древних стоянках на территории дмитровского района

Обновлено: 13.05.2024

Строительство крупных инженерно-технических объектов, требующих проведения большого объема земляных работ, предполагает предварительное изучение истории местности и проведение археологических изысканий перед началом активной застройки с целью выявления исторически значимых объектов, тщательного исследования и сохранения для будущих поколений ценных предметов истории, являющихся свидетелями ушедших эпох.

Благодаря таким экспедициям и раскопкам потомки узнают много важных и интересных фактов о жизни, быте, культуре и развитии предков. Все это происходит благодаря различным артефактам, которые находят археологи, а затем исследуют ученые, культурологи, антропологи и другие специалисты. Археологические находки дают представление о разных временных этапах развития жизни человека. Некоторые открытия могут иметь не просто культурно-историческое значение, но и полностью поменять представления современных людей о событиях, которые происходили ранее, дать новые теории этапов, как физической, так и культурной эволюции человечества.

Канал имени Москвы (до 1947 года – канал Москва-Волга) является крупным гидротехническим сооружением, имеющим протяженность 128 километров и проходящим по территории нескольких областей европейской части страны. Такое масштабное строительство, безусловно, предполагало кардинальные изменения местности и затрагивало многие пункты исторических поселений людей, которые в результате строительства не должны были исчезнуть, по крайней мере, в историческом контексте. Согласно документам Центрального государственного архива Московской области о строительстве канала Москва-Волга в ходе строительства с трассы канала Москва-Волга и его водохранилищ пришлось перенести на новые земли полностью или частично 179 селений - 6 700 хозяйств, в которых проживали 26 800 человек.

Одним из немаловажных аспектов создания канала Москва-Волга стала активизация археологической деятельности в зоне строительства и в частности, на территории Дмитровского района, что дало богатый материал для изучения истории края.

Сохранились отчёты об археологических исследованиях и коллекции предметов, поступившие в музей Дмитровского края после проведения раскопок. Доступные для изучения материалы позволяют сделать краткий обзор и анализ археологических изысканий периода строительства канала, и прежде всего тех, которые проходили на территории Дмитровского района.

Систематические археологические исследования территории Дмитровского края стали проводится с начала 1920-х гг. под руководством сотрудников Института антропологии Московского университета и Государственной Академии истории материальной культуры имени Н.Я. Марра (ГАИМК). Большей частью это были охранные раскопки или раскопки по заказу музея Дмитровского края. К тому времени территория нашего края была мало исследована археологами, проводились лишь немногочисленные работы на ограниченной территории. Из предшествующих археологических исследований необходимо упомянуть, в частности, о раскопках Н.С. Щербатова на реке Химке, Ю.Г. Гендуне на реках Клязьме и Сестре, Я.И. Смирнова на реке Яхроме (именно им было открыто Синьковское городище эпохи раннего железа), относящихся к XIХ - нач. ХХ вв.

Археологические изыскания 1920-1930-х гг. на территории связаны, прежде всего, с деятельностью известного учёного-археолога Отто Николаевича Бадера, сотрудника Московского Института антропологии, возглавлявшего в это время экспедиции ГАИМК. Именно отчёты по результатам этих экспедиций являются наиболее информативными и достоверными источниками археологических исследованиях этого периода. Кроме того, в качестве источников по данному вопросу интерес представляет мемуарная литература, в частности воспоминания Н.А. Елизаровой-Соловьёвой, Н.В. Марковой и других. На основании этих источников исследование, имеющее своей целью обобщить и систематизировать доступную информацию по работам археологов на территории Дмитровского края в вышеозначенный период.

Опираясь на сведения, приведённые О.Н. Бадером, необходимо выделить и кратко охарактеризовать основные археологические изыскания на территории Дмитровского края и прилегающих местностях в 1920-х г.г.:

1. С 1923 по 1926 г.г. кафедрой антропологии МГУ под руководством Б.С. Жукова производились раскопки неолитической стоянки около с. Льялово. Впоследствии в этом районе (река Клязьма, озёра Нерское, Долгое, Круглое) было обнаружено большое количество неолитических стоянок представителей льяловской археологической культуры.

5. С середины 1920-х гг. фиксируется информация о единичных находках, случайных или сделанных при земляных работах за последние годы. В частности, было выяснено, что при разработках карьера в районе Икши найдено довольно много предметов фатьяновского типа. Подобные же единичные находки обнаруживались и в других частях Дмитровского края. К сожалению, сведения о находках не повлекли за собой своевременных археологических изысканий. Только в 1933 г. под руководством О.Н. Бадера в районе станции Икша были проведены раскопки, уже не давшие результата. (Материалы по археологии Верхнего Поволжья. / Под ред. П.Н. Третьякова. М.-Л., 1950. С 75).

6. В 1929 г. по заказу музея Дмитровского края Н.А. Елизаровой обследованы славянские курганные могильники на реке Волгуше. В следующем году недалеко от деревни Шустино (рядом с деревнями Ильинское, Свистуха, Пуриха) было раскопано и изучено несколько курганных могильников в рамках рекогносцировочного исследования по предполагаемой трассе строительства канала Москва-Волга. Одно из этих захоронений дало богатый археологический материал, переданный в музей Дмитровского края. Причём, захоронение с костяком, многочисленными украшениями и непосредственно земляным столом в раскрытом и нетронутом виде было перевезено в музей и сразу помещено в экспозицию. К сожалению, впоследствии при транспортировке экспонатов музея из Борисоглебского монастыря на улице Большевистской в 1932 году (при размещении там управления Дмитлага) в здание Успенского собора уникальный экспонат был полностью утрачен (Елизарова-Соловьёва Н.А. Воспоминания. М., 2005. с 156).

Определение трассы и начало строительства канала послужили основанием для проведения крупномасштабных археологических исследований в районе прохождения земляных и иных гидротехнических работ. Уже 19 сентября 1932 г. между Управлением Москва-Волгострой и Государственной Академией истории материальной культуры имени Н.Я. Марра был заключён договор, согласно которому в текущем году должны быть проведены рекогносцировочные археологические работы по трассе канала. Они должны были проводиться на всех территориях, охваченных строительными работами, в частности на землях, планируемых к затоплению, местах разработки карьеров и непосредственно по трассе прохождения канала. Начальником экспедиции ГАИМК был назначен О.Н. Бадер, работавший тогда в Научно-исследовательском институте антропологии МГУ. Кроме него изначально в состав экспедиции входило в качестве научных сотрудников и практикантов 12человек.

В вопросах проведения археологических исследований и выбора памятников, подлежащих более подробному изучению, экспедиция ГАИМК руководствовалась, прежде всего, принципами научной ценности и уникальности памятников, а также вероятности их уничтожения вследствие строительных и земляных работ. Кроме того, в своей деятельности археологи были зависимы от Управления строительством канала Москва-Волга как от заказчика работ и согласовывали с ними свои планы и графики исследований.

Именно в этом году начинаются археологические раскопки на территории Дмитровского кремля, в результате которых были получены ценнейшие сведения по истории Дмитровского края и были пополнены фонды музея. Необходимо отметить, что экспедиция ГАИМК специально получала разрешение на проведение этих работ в Управлении строительства, т.к. Дмитровское городище находится в стороне от трассы канала и не подвергалось угрозе разрушения или затопления. Поэтому изначально раскопки территории Дмитровского кремля планировались как рекогносцировочные для составления общего представления о характере, мощности, распространенности культурного слоя. В связи с этим было заложено несколько разведочных раскопов размерами 1м на 1м и два шурфа для исследования строения земляного вала. Результаты таких ограниченных раскопок были настолько интересными, что исследователи решили разбить несколько более серьезных раскопов и к окончанию археологического сезона 1933 г. общая площадь раскопок на территории кремля и примыкающих землях превысила 300 кв.м.

Следует упомянуть, что работы экспедиции ГАИМК были первыми археологическими исследованиями территории Дмитровского городища, не считая рекогносцировочных обследований, проведённых в 1930-1931 г.г. под руководством О.Н. Бадера. Об этом обследовании упоминает в статье Н.П. Милонов, руководивший раскопками Дмитровского кремля в 1933-1934 гг., но сам Бадер в своём отчёте такой информации не даёт, хотя и пишет об археологических разведках, предшествующих работе экспедиции ГАИМК в районе трассы канала Москва-Волга.

Результатом археологических исследований территории Дмитровского кремля в 1933 г. стало выявление в результате раскопок остатков двух жилых построек с обширным предметно-бытовым комплексом, позволяющим датировать их XII в., части хозяйственной постройки (предположительно кузницы) того же времени, остатки жилища, датируемого XVII- нач. XVIII веков. В процессе исследований обнаружено множество отдельных находок, относящихся в основном к XII-XIV вв. - обломки цветных стеклянных браслетов, железных наконечников стрел, ножей, железный топор и другие изделия дмитровских кузнецов, фрагменты разнообразных гончарных изделий, шиферные пряслица и многое другое. Кроме того, раскопки земляного вала выявили несколько этапов его возведения и наличие остатков деревянных рубленых укреплений. Учитывая результаты исследования, сотрудники экспедиции планировали продолжить раскопки Дмитровского городища в следующем сезоне.

Следующий сезон 1934 г. был последним сезоном активных археологических исследований, в течение которого продолжались раскопки территории Дмитровского кремля, Протасовского фатьяновского могильника, Никольского курганного могильника и старого кладбища на реке Химке, а также начаты раскопки Тверского кремля и завершено маршрутное обследование вдоль трассы канала между селом Татищево и Волгой. В 1935 и 1936 г.г. велись только наблюдения за земляными работами и обследования мест обнаружения отдельных находок.

Более подробно останавливаясь на исследованиях, имеющих отношение к Дмитровскому краю, следует отметить раскопки Протасовского могильника, где в 1934 г. были обнаружены ещё 5 захоронений, а также типичные для фатьяновцев каменные сверлёные и шлифованные топоры и развалы круглодонных сосудов. В настоящее время территория могильника находится вне пределов Дмитровского района, но большая часть археологических находок с данных раскопок поступила в Дмитровский музей.

Раскопки на территории Дмитровского кремля проводились гораздо шире и за сезон 1934 г. были заложены раскопы общей площадью более 500 кв.м. Были исследованы остатки построек XII - XVI вв., получен богатый предметно-бытовой материал, позволяющий сделать выводы о развитии города и края в различные периоды его существования. Раскопки 1933-1934 гг. долгое время (до 1997 г.) оставались единственными археологическими исследованиями Дмитровского кремля и из находок, полученных в результате этих раскопок, в основном формировалась экспозиция Дмитровского музея, посвящённая эпохе Средневековья.

За весь период исследовательской деятельности экспедиции ГАИМК было выявлено и обследовано более 180 памятников археологии и палеонтологии, находившихся в зоне строительства канала Москва-Волга. Переоценить значимость работ экспедиции и уникальность полученных результатов сложно хотя бы потому, что большинство исследованных памятников было разрушено в ходе земляных и строительных работ. В результате деятельности археологов в 1932-36 гг. пополнились коллекции многих музеев, значительно обновились и расширились сведения об истории Подмосковных и Верхневолжских земель, так как по сути это были первые масштабные археологические работы на данных территориях.

Результаты деятельности экспедиции ГАИМК очень значительны, несмотря на то, что сроки исполнения работ были очень сжаты, часто учёные не успевали до конца обследовать тот или иной памятник, разрушаемый в результате строительства, и в последующие годы многие материалы экспедиции и обнаруженные находки оказались утрачены. Кроме того, исследование трассы канала Москва-Волга было одним из первых положительных опытов совместной работы археологов и строительных организаций.

Сунгуров Роман Николаевич,

заместитель директора по научной работе

Библиография:

Бадер О.Н. Работы на строительстве канала Москва-Волга // Известия Государственной Академии истории материальной культуры Н.Я. Марра, выпуск 109. М.-Л., 1935. – С. 28 - 66.

Бадер О.Н. Фатьяновские могильники Северного Подмоскосковья // Материалы по археологии Верхнего Поволжья / Под ред. П.Н. Третьякова. М.-Л., 1950. – С. 70-89.

Елизарова Н.А. Шустинский курганный могильник. // Материал археологии Верхнего Поволжья. / Под ред. П.Н. Третьякова. М.-Л., 1950. – С. 173-177.

Елизарова-Соловьёва Н.А. Воспоминания. М., 2005. – С. 146-158.

Маркова Н.В. Прошлое и настоящее Влахернского района по устным преданиям, легендам и рассказам местного населения. Рукопись. Архив МЗДК.

Милонов Н.П. Дмитровское городище // Советская археология. – 1937. – №4. – С. 147-168.

Никитин А.В. К характеристике материалов раскопок в Дмитрове (1933-1934 гг.) // Древности Московского Кремля. М., 1971. С 42 - 56.

Поливанов Н.П. Воспоминания. Рукопись. Архив МЗДК.

Талицкий М.В., Бадер О.Н., Збруева А.В. и др. Археологические памятники. // Археологические работы Академии на новостройках 1932-33 г.г. М-Л., 1935. – С. 39 - 65.

Одним из наиболее интересных и малоизученных вопросов средневековой истории Дмитровского края является существование, статус и судьба населённого пункта Вышгорода-на-Яхроме.


О дним из наиболее интересных и малоизученных вопросов средневековой истории Дмитровского края является существование, статус и судьба населённого пункта Вышгорода-на-Яхроме. Находился он в среднем течении реки Яхромы, в районе впадения в неё реки Комарихи и ручья Талицы, на значительной возвышенности, известной в народе как Баранова гора.

До сих пор учёные не пришли к единому мнению, что представлял собой Вышгород, был ли он средневековым городом, собственно крепостью, резиденцией княжеского наместника или местом сбора дани. В письменных источниках Вышгород-на-Яхроме встречается с конца XIV в. (в духовной грамоте Дмитрия Донского)1, а с начала XV в. говорится о Вышегородском стане как наиболее густонаселённой части Дмитровского удельного княжества2. При явном недостатке письменного материала для решения ключевых вопросов бытования Вышгорода необходимо обратиться к археологическим данным, топографическим исследованиям и устным преданиям, сохранившимся среди местного населения.

Po_doroge_na_gorodise.jpg

Дорога на городище

Необходимо заметить, что местные жители не только сохраняли и пересказывали легенды о Вышгороде, но и находили на городище и в окрестностях древние предметы жизнедеятельности человека. В отчёте о проведённой на Барановой Горе в 1933 г. археологической разведке О.Н. Бадер отмечал, что краеведами на городище были обнаружены фрагменты сетчатой керамики дьяковского типа (в ходе археологических работ под руководством Бадера подобных находок обнаружено не было)5. А в книге поступлений Дмитровского музея существует запись от 1923 г. о передаче в фонды трёх железных наконечников стрел, найденных на Баран-горе. Эти наконечники можно считать самыми первыми достоверными находками с Вышгорода, попавшими в наш музей. В книге поступлений зафиксированы размеры, источник поступлений и схематичные зарисовки этих находок:

1) КП 1344. Наконечник стрелы железный, длина 9,5 см, ширина 1,5 см (судя по зарисовке наконечник черешковый ромбовидный).

2) КП 1345. Наконечник стрелы железный четырёхгранный, длина 9,5 см, ширина 0,5 см.

3) КП 1346. Наконечник стрелы железный, длина 7,5 см, ширина 1,5 см (судя по зарисовке также черешковый ромбовидный)6.

На основании этой довольно ограниченной информации можно, со значительной долей условности, продатировать найденные наконечники согласно типологии, предложенной А.Н. Кирпичниковым. В частности, черешковые ромбовидные наконечники указанных размеров можно отнести к типам 46 и 48, которые имеют широкие хронологические рамки IX–XIV вв. и повсеместное распространение, особенно в северной половине Европейской части России. Четырёхгранный черешковый наконечник по той же типологии можно отнести к типу 95, который имел повсеместное распространение с VIII по XIV вв.7 Таким образом, верхняя граница бытования данных предметов вооружения соответствует первым письменным упоминаниям Вышгорода в XIV в.

Nahodki_na_meste_grabitelskogo_raskopa.JPG

Находки на месте грабительского раскопа

Собственно, на этом история официальных археологических исследований городища Вышгород и окрестностей завершается. На основании этих исследований учёные делают следующие выводы:

1. Древнерусское городище на Барановой Горе появляется на месте позднедьяковского (мерянского) поселения, что является типичным для северного Подмосковья.

2. Система обороны Вышгорода-на-Яхроме сочетала естественные укрепления (высокую площадку и крутые склоны) с искусственными, прикрывавшими два въезда в крепость: вал и ров с напольной стороны, и вал со стороны северного склона.

3. В эпоху Средневековья территория в среднем течении реки Яхромы была довольно плотно заселена, что объясняет возникновение здесь центра княжеской администрации.

4. Возникновение Вышгорода-на-Яхроме, согласно письменным источникам и археологическому материалу, относится к XIV в., время исчезновения поселения неизвестно, но наиболее поздние археологические находки относятся к началу XVI в.

5. Одно из средневековых селищ в окрестностях Вышгорода (уже упоминавшееся Пуриха-2) являлось, вероятно, посадом Вышгорода11.

Sledy_grabitelskih_raskopok_na_gorodise_Vysgorod.JPG

Следы грабительских раскопок на городище

1. На основании исследований сохранившихся укреплений и археологических находок можно сделать вывод, что Вышгород-на-Яхроме представлял собой средневековый город-крепость с довольно небольшой площадью кремля и посадами. Возникновение крепости можно отнести к XII в., к тому же времени, что и ближайшие селища – посады. (Здесь автору более логичной представляется версия параллельного появления крепости и посадов, чем возникновение укрепления в плотно населённой местности двумя столетиями позднее).

2. Невысокая степень исследованности окрестностей Вышгорода профессиональными археологическими экспедициями и визуальные наблюдения дают основания предполагать существование в данной местности гораздо большего количества археологических памятников (в частности, на левом берегу реки Яхромы сразу после впадения в неё реки Комарихи), могущих быть также посадами или некрополями Вышгорода. Таким образом, вопрос о размерах средневекового города остаётся открытым.

3. Учитывая доступный для исследования подъёмный археологический материал, можно сделать предположение по самому загадочному вопросу, связанному с историей Вышгорода – о времени и причине прекращения его существования. Скорее всего, это произошло в начале XVII в., во время гражданской войны и Смуты в России, когда очень многие крепости и поселения оказывались разорёнными и более не возрождались. Данное предположение высказывалось и ранее, но имело под собой лишь логические обоснования. Теперь же об этом можно говорить, опираясь на подъёмный материал, а также на косвенные упоминания в польских источниках эпохи Смуты. Именно у этого вывода более всего шансов на подтверждение или опровержение при более широком и тщательном изучении источников начала XVII в.

JW_SIGP_LABELS_08 51876684.jpg

Синьковское городище - древнерусское поселение, укрепления городища перестроены в XII в.н.э., находится в с.Синьково (Московская область, Дмитровский район) на берегу р. Дятлинки, лев. приток р. Яхромы.

Представляет собой небольшое возвышение во главе мыса, защищенного естественной преградой - оврагами сдвух сторон и насыпным валом - с третьей стороны. Многочисленные находки железных и костяных орудий,остатков керамики, украшений и прочего на Синьковском городище свидетельствует о довольно сложной хозяйственной организации и развитой культуре ремесел обитателей этих мест. Овальная (85 x 64 м) площадка поселения укреплена валом и рвом. Культурный слой содержит отложения эпохи раннего железного века и древнерусского (XII-XIII вв.) времени. Укрепления городища перестроены в XII в.

Особенно интересны находки, связанные с гончарным промыслом, имевшем необычайное распространение в крае уже в более позднее время.

V-VI столетиями датируются отдельные находки и материалы раскопок славянских могильников на территориикрая: керамика, украшения, предметы, связанные с ткацким ремеслом.Эти находки свидетельствуют о высокой культуре ремесла у восточных славян, о развитии охоты и рыболовства, скотоводства и земледелия.

На территории Дмитровского края обитали в это время преимущественно кривичи - одна из ветвей восточных славян.

Продолжение материала о подмосковном городе Дмитрове. Начало читайте в заметке Дмитров вчера и сегодня.

Предания — рассказы исторического содержания, народная и историческая проза. Исторические предания — особый вид устного народно-поэтического творчества. Цель таких сказаний — закрепить и сохранить для потомков память о наиболее важных событиях в жизни рода и племени.

Ведь легенды и предания – живой жанр. Они окружают нас и по сей день. И слухи, которые рождает и разносит современная молва, в будущем вполне могут дойти до потомков диковинными историями.

Дмитровский край до сих пор хранит в себе немало тайн и загадок. Известно, что в Дмитровском районе Московской области древние городища были в населенных пунктах Дмитров, Жестылево, Ильинское, Кикино, Новосиньково, Парамоново, Синьково, Тараканово и многие другие. Вот несколько преданий, которые тонкой нитью соединяют нас с историей земли Дмитровской.


Территория Дмитровского края всегда давала почву для воображения. Любой крупный камень-монолит привлекал внимание, а острое желание чудесного у местных жителей зачастую превращало каменную глыбу в объект поклонения. Наши предки часто почитали камни, особенно большие валуны. Многие камни считались священными. К ним приходили с самыми разными просьбами: об избавлении от недуга, об удачной охоте, о хорошем урожае.

Это небольшой серый камень чуть больше 1 метра длиной и полметра шириной. Рядом – деревня Киндяково. Поэтому камень получил название Киндяковского. Еще одно его название – Кимершинское святилище. Лежит он в лесном болотистом месте у безымянного ручья около речки Кимерши.

В последнее время известность Киндяковского камня вновь растет. Даже издалека сюда приезжают люди, чтобы провести обряд исцеления или попросить об исполнении желания. Но есть и еще версия: нужно смочить стекающей с камня водой лоскут или какую-то часть одежды и оставить у камня. По мере того, как будет истлевать лоскут, будут пропадать и болезни. В настоящее время все ветки деревьев и кустов и даже трава вокруг увязаны разноцветными ленточками и предметами одежды. Говорят, что наиболее всего возрастает сила камня на Купалу (в ночь с 6 на 7 июля).

Как добраться до Киндяковского камня

Общественным транспортом: автобус №50 (Лобня – Дмитров — Рогачево), ходит с интервалом 1-2 часа. Далее пешком около 3 км (если автобус не заходит в Турбичево).

По версиям разных ученых, алатырь-камень мог быть и янтарем (что подтверждает его целебные свойства, и свечение на солнце, и известно, что при горении он становится белым), и метеоритом (что подтверждало его падение с неба, и то, что он сначала был маленьким, а потом, по мере приближения к земле, стал большим), и просто большим белым камнем со множеством надписей на нём. И в настоящее время, ни один известный нам камень в Дмитровском крае не попадает под эти описания.

Если внимательно приглядеться, в Подмосковье можно найти немало следов язычества и древних культур.


Многие православные храмы стоят на месте древних святилищ. Почитание родников также идет с дохристианских времен. Орнаменты наличников, узоры ручников сохранили традиционные мотивы. Сохранились языческие курганы. Так что старая вера никуда не ушла.


Мегалит, изображенный на полотне, имеет весьма значительные размеры, относительно других известных камней Дмитровского и окрестных уездов. По преданию, это был древний почитаемый камень. Не исключено, что и на месте древнего капища или ином Месте Силы.

К сожалению, место нахождения подобного огромного камня в тех окрестностях утеряно. И современным жителям Дмитровского района оно пока неизвестно.

Предания о подземных ходах

По одной легенде считается, что бывшую Спасскую (Пятницкую) церковь (сейчас там располагается Управление по делам молодежи) и гостиницу купца Суходаева (современное здание администрации) некогда связывал подземный ход. Возможно, это и так. Но выяснить подлинность этой легенды пока не удалось. То же можно сказать и про многочисленные легенды о монастырских подземельях. Как правило, монастыри основаны в давние, весьма нестабильные времена и традиционно служили двойному назначению: помимо духовной миссии, играли и роль укрепленных пунктов.

В Дмитрове знают легенду о подземном ходе, связывающем Никольский храм в селе Рогачево и Николо-Пешношский монастырь, расположенный в 5 километрах от него. Говорят, что его засыпало взрывом бомбы во время войны. Очень похожи на начало подземного хода тепловые тоннели, которые находятся под полом этого храма.

Множество преданий посвящено и тому, как возникли те или иные географические названия Дмитровского края.

Есть предание села Ольгово, старинной усадьбы Апраксиных, которое объясняет происхождение названий трех великолепных прудов. История эта звучит так. В одну из дочерей Апраксина был влюблен крепостной крестьянин. Он всячески добивался её любви. Однако девушка понимала, что их любовь просто невозможна. Поэтому она приказала ему выполнить невыполнимое задание: поймать в окрестностях Ольгова трёх птичек – черного соловья, белого соловья и малинового соловья. Бедный юноша напрасно пытался найти и поймать необыкновенных птичек. Когда он понял, что такие птицы не существуют, поймал трех обычных воробьёв и покрасил их. Одного покрасил в черный цвет, другого – в белый, а третьего – в малиновый. Принес их своей возлюбленной. Девушка очень удивилась и стала ждать прекрасного соловьиного пения. Долго-долго она ждала, но не дождалась… Тогда она справедливо решила: в неволе соловьи не поют, открыла дверцы и выпустила птиц из клеток. Разлетелись птички в разные стороны. Черный соловей искупался в пруду, и стала вода в нем черная. Белый помылся в другом пруду, и вода в нём посветлела. Малиновый нырнул в третий пруд, и стали жители замечать, что вода на закате солнца становится малиновой. С тех пор пруды имеют названия: Черный воробей, Белый и Малиновый воробей.

Призраки старинных усадеб

Во многих старинных усадьбах и господских домах, по какому-нибудь случаю оставленных пустыми, жители окрестных деревень видят старых господ, давно уже умерших. Они шаркают, расхаживая по дому, иногда грозят пальцем. Но осмельтесь и войдите в дом: там всё тихо, всё пусто. А только выйдешь из него – и опять странные шорохи и шаги, и опять видится покойный барин, который будет уже и вам грозить. Эти предания о привидениях едва ли не общи по многим великороссийским губерниям.

По одному такому преданию, многие жители села Рогачева видят призрак купца Горюнова в здании Дворца Культуры, который когда-то был трактиром, принадлежащим ему.

Читайте также: