Сообщение о донском фольклоре

Обновлено: 05.07.2024

Несмотря на то, что техника воспроизведения песен в ареалах проживания казаков разнится, корни песенной культуры казаков берут свое начало на Дону.

К сожалению, с каждым годом в донских хуторах и станицах остается все меньше старожилов – людей, хранящих в своей памяти традиции и особенности песенной культуры казаков. Сегодня все реже можно услышать казачью песню в ее оригинальном, первозданном варианте.

Основной критерий отбора песенного материала для создания электронной коллекции состоял в том, чтобы найти образцы песен не только типичных для донской казачьей традиции, но и обладающие высокими музыкально-поэтическими достоинствами.

Главным в работе участников проекта было – сохранить традиционную манеру пения и подлинный материал, взятый в процессе экспедиционной работы от исполнителей.

Казачество – наиболее сильная и активная часть русского народа, первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси. От древних стен Азова до современности, через лишения и испытания пронесли свою самобытную и колоритную культуру кубанские, запорожские, донские казаки и сделали ее неотъемлемой частью великой культуры России. До нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества. Что-то сохранилось в быту по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно. Но основополагающие принципы существования казачества известны своим богатством и разнообразием.

Казачьи законы. Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.

Казачьи пословицы и поговорки:

  • Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
  • И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
  • Казан проверяют по звону, а казака по слову.
  • Казак молодой, а сноровка старая.
  • Казаком быть – не разиня рот ходить.
  • Казачья смелость порушит любую крепость.
  • Веселы привалы, где казаки запевалы.
  • Где тревога, туда казаку и дорога.
  • Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.
  • Чтобы больше иметь, надо больше уметь.
  • Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.
  • Не хвались казак травою, хвались сеном.
  • Пироги на кустах терна не растут.
  • Хочешь быть на высоте – выбирай путь в гору.
  • Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела – прячутся в кусты.
  • Смекалка во всяком деле казака выручает.
  • От безделья не бывает у казака веселья.
  • Без работы, как без заботы, и умный казак в дураках ходит.

Песенная культура. В силу исторически сложившихся обстоятельств казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого числа различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре, например, донских и кубанских казаков можно заметить схожесть с музыкальным фольклором и традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой.

Не для меня

(роман)

Не для меня придет весна,

Не для меня Дон разольется.

И сердце девичье забьется,

С восторгом чувств не для меня.

Не для меня цветут сады,

В долине роща расцветает –

Там соловей весну встречает,

Он будет петь не для меня.

Не для меня журчат ручьи,

Бегут алмазными струями.

Там дева с черными бровями –

Она растет не для меня.

Не для меня придёт пасха,

За стол родня вся соберется,

Вино по рюмочкам польется –

Пасхальный день не для меня.

А для меня кусок свинца

Он в тело белое вопьется,

И слезы горькие прольются -

Такая жизнь прождет меня.

Черный ворон

(протяжная)

Черный ворон, друг ты мой залетный,

Где летал так далеко?

Где летал так далеко?

Ты принес мне, а ты, черный ворон,

Руку белую с кольцом.

Вышла, вышла, а я на крылечко,

По колечку друга я узнала,

Чья у ворона рука.

Эт рука, рука мойво милова,

Знать, убит он на войне

Он убитый ляжить незарытый

В чужедальней стороне.

Он пришёл сюда с лопатой,

И зарыл он в одну могилу

Двести сорок человек

Дон Иванович

(историческая)

Уж ты, Дон, ой, да ты, наш Дон,

Дон, Дон Иванович,

Уж ты-е-е, Дон, ой, да ты, наш Дон, ой-е,

Дон, Дон Иванович.

Про тебя, ой, да ты, наш Дон,

Ляжит(ь), ляжит(ь) славушка.

Э, ляжить она славушка,ой-е,

Слава до… ой-е, добрая-е-е,

Речь, речь высокая-е-е…

Слава добрая, речь высокая

Эх, речь высокая…

Как бывало, ты, наш Дон,

Всё быстро, всё быстро бежал.

Э… все быстро бежал…ой-е,

А теперя, ой, да ты, наш Дон,

Помутился, ой, да ты, наш Дон,

Свер… сверху донизу.

Эх, сверху донизу, ой-е,

Снизу, снизу доверху.

Эх… снизу доверху…

Распуща… ой, да ты, наш Дон,

Я… ясных соколов.

Эх, ясных соколов, ой-е,

Ясных соколов, ой-е,

Донских, Донских казаков.

Эх, Донских казаков, ой-е,

По чужим, толечко, да ну землям,

По… по Туретчине

Всем, всем казак был доволен

(военно-бытовая)

Всем, всем казак был доволен

Никакой нужды не знал

Всем, всем казак был доволен

Никакой нужды не знал

А теперь всё испытал

В Севастополе бывал

В чистом поле в синем море

Каждый день и каждый час

В чистом поле в синем море

Каждый день и каждый час

День мы мокнем ночь дрожим

Всею ноченьку не спим

Сам холодный конь голодный

Негде голову склонить

Сам холодный конь голодный

Негде голову склонить.

Море Черное шумит

В кораблях огонь горит

Огонь тушим турок душим

Слава донским казакам

Огонь тушим турок душим

Слава донским казакам

Слава русская большая

Мы гордимся ей всегда

Конь мой верный подо мною

Пика слава казака

Конь мой верный подо мною

Пика слава казака

Конь мой верный подо мною

Пика слава казака

Шашка верная подруга

И винтовка для врага

Шашка верная подруга

И винтовка для врага

Пчелочка злотая

(пляловая)

Ой, пчелочка златая, ой, что же ты жужжишь?

Ой, пчелочка златая, ой, что же ты жужжишь-жужжишь?

Жаль, жаль, жалко мне, что же ты жужжишь?

Ой, около летаешь, а прочь не летишь.

Эх, около летаешь, а прочь не летишь-летишь.

Жаль, жаль, жалко мне, а прочь не летишь.

Али верно любишь, ай, Любочку мою?

Али верно любишь, ай, Любочку мою-мою?

Жаль, жаль, жалко мне, Любочку мою.

У моёй у Любы, ай, русая коса.

У моёй у Любы, ай, русая коса-коса.

Жаль, жаль, жалко мне, русая коса.

Лента голубая, ай, ниже пояса.

Эх, лента голубая, ай, ниже пояса-яса.

Жаль, жаль, жалко мне, ниже пояса.

Сладкие, медовые, ай, губочки у ней.

Эх, сладкие, медовые, ай, губочки у ней, у ней.

Жаль, жаль, жалко мне, губочки у ней.

Мягкие пуховые, ай, сисочки к ней.

Эх, мягкие пуховые сисочки у ней, у ней.

Жаль, жаль, жалко мне, сисочки у ней.

Любить ее можно, ай, целовать нельзя.

Эх, любить ее можно, ай, целовать нельзя-нельзя.

Жаль, жаль, жалко мне, целовать нельзя.

Я к губам прилипну, ай, с нею я помру.

Эх, я к губам прилипну, ай, с нею я помру-помру.

Жаль, жаль, жалко мне, с нею я помру.

Врешь – и не прилипнешь, брешешь – не помрешь.

Врешь – и не прилипнешь, брешешь – не помрешь, помрешь.

Жаль, жаль, жалко мне, брешешь – не помрешь.

В каждом куплете повторяются дважды первая строка, затем остальные.

Рыболовство – одно из древнейших занятий донских и кубанских казаков, им стали заниматься едва ли не раньше, чем хлебопашеством. Во время весеннего половодья, когда прибрежные станицы заливало, сети забрасывали прямо с крыльца куреня.

Гуманное и заботливое отношение к детям – одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать индивидуальный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть прекрасное в любом деле.

Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым – значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Быть добрыми – всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине. Родители давали возможность ребенку почувствовать привлекательность добра и отвращение ко злу.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье и строились по спирали. Каждый виток в ней – это замкнутый цикл, и занимал он определенный возрастной период, например, физическое развитие было основным в возрасте с восьми (в некоторых семьях с 7 лет) и до 12 лет.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось.

До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи, и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших. Именно с этого возраста начиналось приобщение детей к старинным сказкам и былинам, рассказам о боевых подвигах казаков, к песням, пословицам и поговоркам.

В этот период детские игры играли немаловажную роль в воспитании детей, особенно мальчиков. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат.

В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу) и умению ездить на лошадях.

Золотое имя донской фольклористики

У могилы А. М. Листопадова.

Любовь к родной земле, гордость за нее очень часто связаны в нашем сознании с чувством неизменного уважения к людям, прославившим Отечество своими талантами.

Среди дончан немало всероссийских и даже мировых знаменитостей. Писатели Михаил Шолохов и Александр Солженицын, поэт Николай Доризо, художник Мартирос Сарьян, певица Изабелла Юрьева, режиссер Анатолий Васильев, актер Александр Кайдановский – гордость Донского края.

Однако в ряду прославленных деятелей культуры и искусства есть один человек, быть может, не слишком известный широкой публике, но, безусловно, заслуживающий внимания и почета.

Речь идет об Александре Михайловиче Листопадове (1873-1949), выдающемся фольклористе, талантливом музыковеде, блестящем этнографе.

Его имя носит одна из ростовских библиотек, которая на протяжении ряда лет успешно занимается популяризацией творческого наследия нашего замечательного земляка среди горожан.

Так чем же нам дорого имя Александра Михайловича Листопадова?

Песня всегда была самым популярным видом народного творчества на Дону. Именно в ней отчетливо звучал голос далекой казачьей вольницы, именно в ней наиболее ярко запечатлелись образы любимых народных героев – Степана Разина, Ермака Тимофеевича. Слагая песню, казак вкладывал в нее душу, любовно передавал ее из рода в род.

В своих теоретических исследованиях на основе собранного им материала Листопадов показал ярко самобытные черты донской песни, которые позволяют ей занять почетное место в русском фольклоре.

7. А. М. Листопадов с казачками-песенницами

По содержанию большинство донских песен можно разделить на исторические и военно-бытовые. Именно это и определяет их неповторимую особенность – многоголосие. Отрывисто-эмоциональная, активная манера вокального исполнения при характерном противопоставлении нижнего голоса верхнему подголоску отражают старинный уклад походной жизни казаков, позволяют раскрыть многообразие эмоций мужчины-воина.

А 17 апреля 1962г. было принято решение о присвоении маленькой библиотеке старинной казачьей станицы Александровской (ныне это территория г. Ростова-на-Дону) имени выдающегося собирателя и исследователя донских казачьих песен. И надо сказать, что уже полвека библиотека им. Листопадова с гордостью носит свое имя.

Казачьи костюмы

К сожалению, информация о А. М. Листопадове крайне скудна. Многие старые издания о нем, его сборники песен, авторские монографии или утеряны, или сданы в макулатуру. Поэтому особую актуальность приобретает поисковая работа.

11. Книжная выставка, посвященная А. М. Листопадову

Конечно, пытаясь возродить имя великого фольклориста, библиотека, в первую очередь, стремится вызвать у современных горожан интерес к листопадовскому наследию, к тому, что являлось величайшей ценностью для него – к народной песне.

Сентябрь в жизни библиотеки ежегодно ознаменовывается Листопадовскими днями. На протяжении всего месяца здесьпроходят мероприятия, так или иначе связанные с именем выдающегося фольклориста. И каждое из них интересно, содержательно и неповторимо.

13. А. М. Листопадов

Нередко такие познавательные вечера завершаются экскурсиями по памятным местам, связанным с именем Листопадова. Библиотекари показывают участникам мероприятия мемориальную доску на доме №44 по улице Советской, где жил выдающийся фольклорист, могилу Листопадова на Армянском кладбище.

Яркой страницей листопадовских дней в позапрошлом году явилась творческая встреча читателей библиотеки с ростовским художником Владимиром Павловичем Высочиным. Он преподнес библиотеке бесценный подарок – портрет А.М.Листопадова, написанный маслом. Теперь эта картина украшает стены библиотеки.

Вся эта целенаправленная, творческая деятельность ведется во имя одной благородной цели. Сотрудники библиотеки искренне верят в то, что благодаря их усилиям Александр Михайлович Листопадов станет знаковой фигурой не только для узких специалистов-филологов, но и для широкого круга читателей-ростовчан.

Зеленеет степь родная,
Золотятся волны нив,
И, с простора долетая,
Вольный слышится призыв.

Дон детей своих сзывает,
В Круг Державный Войсковой,
Атамана выбирает
Всенародною душой.

В боевое грозно время
В память дедов и отцов,
Вновь свободно стало племя
Возродившихся донцов.

Как ты, батюшка, славный тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович!
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая.
Как бывало ты все быстер бежишь,
Ты быстер бежишь, все чистехонек;
А теперь ты, кормилец, все мутен течешь,
Помутился ты, Дон, сверху донизу.
Речь возговорит славный тихий Дон:
Уж как-то мне не смутну не быть,
Распустил я своих ясных соколов,
Ясных соколов, донских казаков!
Размываются без них мои круты бережки,
Высыпаются без них косы желтым песком.
* * *

Возвращение
(К 25-летию русско-турецкой войны)

Над горою через просо
Битый след ведут колеса.
А под кручею низина, -
Вся в орешниках долина.

Конь в долине, в путах ноги,
А на самой на дороге
Разметался казачина,
Казачина молодчина!

Жарко спит, руками бродит
И улыбка с уст не сходит,
Лишь порою шепчат губы
Имя милой, - имя любы.

А она идет долиной
За червонною калиной.
Увидала казачину, -
Разбудила молодчину.

«Ой, проснися, сердце милый!
Враг татарин близко с силой.
Там за дальним за курганом
Кош разбили крымцы с ханом!

Казачеству
(Стихотворение казака Старочеркасской станицы)

Кроме упомянутых самобытных поэтов, определенный вклад в российскую и донскую литературу внесли также поэты, как Иван Иванович Галушкин (1782 - 1830 гг.), Иван Васильевич Турчанинов (1822 - 1901 гг.), Иван Петрович Попов (1863 - 1906 гг.), Александр Яковлевич Напалков (1865 - 1923 гг.), Андрей Иванович Петровский (1867 - 1924 гг.), Иван Яковлевич Золотарев (1801 - 1883 гг.) и некоторые другие авторы.
Именно их заслуга в том, что поэзия Вольного Дона начала XX века стала одной из самых ярких среди литературы различных окраин и регионов России в преддверии исторических революционных событий нового века.

Читайте также: