Сообщение о донателло 6 класс

Обновлено: 15.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Итальянский скульптор эпохи Возрождения. Полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы. Учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, изображающий Благовещение. Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.

К первому относится его
статуя Магдалины
(около 1434 года,
находится во флорентийс-
кой Крестильнице).
В новом завете это
имя упоминается всего
несколько раз. Но известна
тем, что была одержима
семью бесами.

Но лучшие работы — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Георгия.

Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.

Статуя апостола Марка. Тоже очень известная работа Донателло.

В 1444 году был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты. Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.

Донателло исполнил также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Сам скульптор Донателло. Он является очень известным скульптором раннего возрождения.

Рождение и семья скульптора

О раннем детстве и отрочестве будущего великого скульптора известно мало. Даже год его рождения приблизительный – около 1386 года. Его родиной была Флоренция. Отец – богатый чесальщик шерсти.

Донато рано остался без родителя, который потерял все состояние и умер. Мальчик жил с матерью. С юности познал нужду, был вынужден зарабатывать на жизнь, поэтому в школу не ходил, плохо знал латынь. В подростковом возрасте он попал в лавку ювелира в качестве подмастерья, а позже занимался литьем из бронзы.

Учеба Донателло

На учебу к мастеру живописи и скульптуры Биччи ди Лоренцо он попал благодаря состоятельному банкиру из Флоренции по имени Мартелли, выступившему его меценатом. Спустя пару лет он переходит перенимать опыт к известному итальянскому скульптору, ювелиру, историку искусства Лоренцо Гиберти. Он работает у него до 1407 года, украшая рельефным рисунком двери церкви во Флоренции.

Во время обучения Донателло знакомится с Брунеллески – тоже знаменитым архитектором в будущем. Эта дружба сильно повлияла на его творчество.

Вероятно, именно Брунеллески заразил Донателло непривычными гуманистическими идеями, особой манерой творить, носящей название all’antica.

Творчество мастера

Первое дошедшее до потомков творение великого скульптора – статуя царя Давида, которая сегодня представлена в музее Барджелло. Она служила символом свободы Флоренции. Уже тогда Донателло ищет свой неповторимый стиль, уходя от готических форм, которым отдавал предпочтение его учитель – Лоренцо Гиберти.

Позднее автор создал статую евангелиста Марка. Эта работа – решительный шаг вперед к новому направлению – ренессансу. Если раньше скульптуры были бестелесными образами, то теперь они приобрели реалистичность, характер.

Статуя Евангелиста Марка

Статуя Евангелиста Марка, размещенная в церкви во Флоренции

Донателло пробует себя в разных направлениях. На этом переломном этапе своего творческого пути он создает деревянное Распятие, которое представлено в церкви Санта Кроче. С этого момента слава Донателло, как непревзойденного виртуоза искусства, растет, а все, что выходит из его рук, удивляет, даже поражает современников.

В целом в работах автора можно отметить два стиля: реалистический и классический. В первом выполнены известные на весь мир статуи Марии Магдалины, пророка Аввакума. Во втором создана скульптура святой Цецилии. Реалистические тенденции усиливаются в работах мастера, начиная со статуи Святого Людовика и достигают пика в статуях пророков флорентийской колокольни.

Донателло, Деревянное Распятие

Донателло, Деревянное Распятие

Апогеем творческих исканий выступает статуя святого Георгия. Здесь автор воплотил свой гражданственный идеал, где сочетаются замкнутость мрамора, рельефность переднего аспекта, насыщенность движения. Дальнейшие работы мастера поражают силой своей драматургии, экспрессией.

Обнаженный Давид руки Донателло

Обнаженный Давид руки Донателло

Падуанский период стал наивысшей точкой в развитии творчества Донато. Художник проработал в Падуе до 1456 года, украшая церковь Святого Антония и балкон собора в городе Прато, работая над скульптурной композицией святого Иоанна Крестителя. Автору удается невероятно реалистично передать перспективу, благодаря чему создается впечатление углубленности пространства, как это демонстрируют живописные произведения.

В последние годы, которые скульптор провел во Флоренции, он переживал душевный кризис, что отразилось в его работах. Они становятся драматичными, трагичными. Однако мастер никогда не стремился понравиться публике. Он слушал только себя и сердце, никогда не шел на компромисс со своей совестью.

Одна из самых знаменитых скульптур – Мария Магдалина

Одна из самых знаменитых скульптур – Мария Магдалина

Личная жизнь скульптора

О личной жизни ничего не известно. Оставил ли он миру потомков, историки не знают, а вот его шедевры сохранились на века и доступны всем желающим. Донателло – художник, который с одинаковой легкостью изображал как силу и энергию, так и грацию с миловидностью.

Ему было доступно все. Он с необыкновенным мастерством передавал мысли, чувства изображаемого объекта, создавал реальную жизненную обстановку, расширив границы художественного искусства.

Последние годы жизни

Донателло жил работой долгие 60 лет. Благодаря ему мир может любоваться такими произведениями, как:

  1. Статуя Давида.
  2. Гробница Иоанна XXIII.
  3. Мария Магдалина.
  4. Святой Георгий.
  5. Юдифь и Олоферн.
  6. Статуя евангелиста Марка.
  7. Мадонна с младенцем, святыми Франциском и Антонием и др.

Последней работой великого скульптора, которую заканчивал уже его воспитанник Бертольдо, был барельеф храма Святого Лаврентия. Здесь Донателло изобразил Страсти Господни. Он трудился и будучи совсем старым. Умер во Флоренции в 1466 году. Похоронили его в церкви Сан-Лоренцо, где в обилии представлены его работы.

Церковь, которая стала последним пристанищем Донателло

Интересные факты

Похвастаться работами этого великого скульптора могут не только известные музеи мира, но и обычные граждане. Все дело в том, что Донателло брался за любые заказы и делал не только статуи, бюсты, но и фамильные гербы для каминов, резьбу на фасадах домов. Любая работа приносила ему удовольствие, а гонорар играл последнюю роль.

По свидетельствам современников, скульптур был очень щедрым, радушным и гостеприимным. В его доме под самым потолком была подвешена корзина, наполненная деньгами. Любой входящий – будь то ученик или друг, мог взять из нее столько, сколько ему надобно.

Его друг Маттео Дельи Органи писал, что Донателло был неприхотлив в пище и довольствовался малым. Красивые одежды, которые дарили ему его заказчики, он практически не носил, чтобы не вызывать зависть и не прослыть хвастуном. Он не делил заказчиков на бедных и богатых, мог отказать представителю высшего сословия, если еще не окончил ранее взятую работу. При этом он мог и вовсе разорвать контракт, если поручение было ему не по душе.

Ранние годы

Оплачивал обучение будущего мастера скульптурного портрета его покровитель – флорентийский банкир Мартелли.

Карьера

После возвращения из Рима Донателло начал работать над многочисленными заказами во Флоренции, поступавшими от аристократов, банкиров и даже от самого Казимо Медичи. В это время мастер увлекался двумя стилями: классическим и реалистическим, но даже реалистические скульптуры Донателло потрясали воображение современников, поклонников классической греко-римской школы. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.

В 1444 году мастер уехал в Падую, где работал над украшением церкви Св. Антония. Донателло сумел возродить ту технику, которой когда-то владели древнеримские мастера. Можно сказать, что падуйский период – вершина творчества мастера.

В Падуе мастер пробыл до 1457 года, потом снова вернулся во Флоренцию. В 1457 же году он начал работать над скульптурой Иоанна Крестителя (сейчас она находится во флорентийском музее Барджелло). После завершения работы скульптор начал создавать барельефы для украшения церкви Св. Лаврентия. В этот же период Донателло работал над надгробными памятниками для церковной аристократии.

Смерть

Донателло продолжал работать до глубокой старости, имел несколько мастерских и несколько сотен учеников, которые после смерти своего учителя заканчивали, не доведенные им до конца, проекты. Умер мастер в 1466 году. Похоронен в церкви Св. Лоренцо, которую когда-то украшал барельефами.

Донателло – величайший скульптор и его творения

Один из самых знаменитых скульпторов мирового искусства Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился в 1386 году во Флоренции. Мастер был настоящим гением гипсовой лепки, скульптуры в мраморе и бронзе, и считается одним из величайших художников итальянского ренессанса.

Из официальных источников довольно много известно о жизни и карьере Донателло, но совсем немного информации имеется о его характере и личности, а то, что известно, не может считаться полностью достоверным. Исходя из его биографии, Донателло никогда не женился, и был человеком, предпочитающим простоту и скромность в быту. Меценатам часто приходилось сталкиваться с трудностями в общении с великим скульптором, когда условия работы художников регулировались правилами гильдии. Донателло всегда требовал художественной свободы и отказывался подстраивать свои работы под общепринятые правила и стандарты.

Несмотря на близкое знакомство с рядом знаменитых гуманистов, художник не был культурным интеллектуалом. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Надписи на его произведениях являются одними из самых ранних примеров возрождения классической римской прописи. Донателло обладал более подробным и обширным знанием древней скульптуры, в сравнении с любым другим скульптором и художником того времени. Его работа была вдохновлена ​​древними визуальными примерами, которые он часто смело трансформировал. Хотя традиционно Донателло принято считать реалистом, более поздние исследования показывают, что нередко в своих работах мастер намеренно, подчеркивал самые неэстетичные стороны жизни.

Ранняя карьера

Донателло был сыном Никколо-ди-Бетто Барди, флорентийского шерстяного кардера. Доподлинно неизвестно, как он начал свою карьеру, но большинство историков уверяют, что будущий гений изучал техники работы с гипсовой лепниной и каменной резьбой у одного из скульпторов, работающих в соборе Флоренции (Дуомо) начиная с 1400 года. В период между 1404 и 1407 годами он стал учеником мастерской Лоренцо Гиберти, скульптора, работающего в основном с отливкой статуй из бронзы.

Одна из первых работ Донателло, в которой явно прослеживается умение работы с гипсом и мрамором, статуя Давида, демонстрирует сильное влияние Гиберти, который тогда был ведущим флорентийским экспонентом международной готики. Давид изначально создавался для главного флорентийского собора, но был перенесен в 1416 году в Палаццо Веккьо, мэрию, где он долгое время стоял как гражданско-патриотический символ. В XVI веке скульптуру Донателло затмил гигантский Давид Микеланджело, который служил той же цели.

Донателло Скульптура Давид


Фото: источник

Полная мощь таланта и творческого потенциала Донателло впервые проявилась в двух мраморных статуях — Св. Марка и Св. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. В этих скульптурах, впервые после периода классической древности и в отличие от средневекового искусства, человеческое тело демонстрируется как функциональный организм, а личность человека излучает уверенность в собственной ценности.

Те же качества все чаще выходили на первый план в серии из пяти статуй пророков, над созданием которых Донателло работал начиная с 1416 года для ниш колокольни собора Дуомо. Внешность пророков, особенно характерные индивидуальные черты лица, вдохновленные древними романскими портретами, обладает исключительной выразительной силой и производит впечатление на каждого без исключения зрителя. Статуи настолько отличаются от традиционных изображений пророков Ветхого Завета, что к концу 15-го века их можно было ошибочно принять за портретные скульптуры.

Донателло продолжал изучать и расширять возможности новой техники в своих мраморных барельефах, созданных в конце 1420-х и начале 1430-х годов. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Его самой ранней бронзовой работой стала статуя Святого Луи из Тулузы в натуральную величину. Интересно, что долгое время ученые имели неблагоприятное мнение о Сент-Луисе, но позже ведущие искусствоведы стали считать скульптуру поистине уникальной, как технически, так и художественно. Одежда полностью скрывает тело фигуры, но Донателло успешно передал впечатление гармоничной органической структуры тела под драпировкой.

Донателло Скульптура Святой Луи из Тулузы


Фото: источник

Донателло поручили не только создание статуи, но и ниши и ее рамки. Ниша является самым ранним примером, демонстрирующим новый архитектурный стиль Ренессанса, существенно отличающийся от архитектуры Брунеллески, без остаточных готических форм. В своей работе Донателло активно сотрудничал с Микелоццо. Уход от стандартов Брунеллески привел к отчуждению между двумя старыми друзьями, которые так и не смогли восстановить отношения. Брунеллески даже сочинял эпиграммы против Донателло.

Многие ученые считают, что именно сотрудничество с Микелоццо легло в основу создания знаменитого бронзового Давида — первой крупномасштабной отдельно стоящей обнаженной статуи эпохи Возрождения. Хорошо сбалансированный и превосходно сложенный, он был задуман независимо от архитектурных установок. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Статуя, несомненно, была сделана для частного покровителя, но его личность до сих пор точно не установлена. Изначально скульптура занимала центр двора дворца Медичи во Флоренции во время свадьбы Лоренцо Великолепного в 1469 году. После изгнания Медичи в 1496 году статуя была помещена во двор Палаццо Веккьо, откуда далее переехала в Барджелло.

Независимо от того, был ли Давид заказан Медичи, Донателло работал для них с 1433 до 1443 года, создавая скульптурное украшение для старой церкви Медичи в Сан-Лоренцо. Его работа там заключалась в создании 10 больших барельефов из гипса и двух небольших бронзовых дверей.

Падуанский период

В 1443 году, когда Донателло собирался начать работу над двумя более амбициозными парами бронзовых дверей для собора Медичи, но его пригласили в Падую, заказав бронзовую конную статую знаменитого венецианского кондотьера Эразмо да Нарми, который умер незадолго до этого. На тот момент такой проект был беспрецедентным — действительно, скандальным, ведь бронзовые конные статуи до этого посвящались только величайшим Римским правителям.

Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Донателло выполнил большую часть работы в период между 1447 и 1450 годами, но статуя не была поставлена ​​на пьедестал до 1453 года. Он изображает Гаттамелату в великолепных доспехах, в спокойной горделивой позе, максимально реалистично отражая достоинство всадника. Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Еще до того как скульптура была представлена общественности, король Неаполя хотел, чтобы Донателло сделал для него такую ​​же конную статую.

Донателло Скульптура Эразмо да Нарми


Фото: источник

В начале 1450-х годов Донателло работал над декорированием церкви Падуан в Сан-Антонио. Здесь скульптор создал великолепное выразительное бронзовое распятие и новый высокий алтарь, самый амбициозный в своем роде, не имеющий аналогов в Европе 15-го века. Его богато украшенный архитектурный каркас из мрамора и известняка дополнен семью бронзовыми статуями в натуральную величину, 21 бронзовыми барельефами разных размеров и большим известняковым рельефом, изображающим Христа.

Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. Обе работы показывают новое понимание реальности автора, на фоне тяжелого психоэмоционального состояния. Ранее мощные и хорошо сложенные тела Донателло стали иссохшими, а лица выражали сильное эмоциональное напряжение внутри. Когда статуя Марии Магдалины была повреждена во время наводнения 1966 года во Флоренции, реставрационные работы показали оригинальную окрашенную поверхность, в том числе реалистичные оттенки плоти и золотые блики на волосах святой.

Поздний флорентийский период

Во время отсутствия Донателло во Флоренции возникло новое поколение скульпторов, преуспевших в чувственном и реалистичном изображении мраморных поверхностей. Таким образом, деревянные фигуры Донателло стали настоящим шоком для избалованных флорентинцев. Многие проекты после этого были приостановлены, а предложения отозваны.

В последние годы жизни Донателло занимался проектированием двух бронзовых кафедр для Сан-Лоренцо. В это время скульптор снова пребывал на службе у его старых покровителей Медичи. Именно в процессе работы над этим заказом мастер умер. Декорирование стен лепными рельефами, показывающими страсть Христа — работа огромной духовной глубины и сложности. При этом некоторые элементы барельефов остались незавершенными и были доделаны другими художниками уже после смерти Донателло.

Сегодня работы Донателло признаны настоящими шедеврами мирового художественного искусства и занимают важнейшее место среди экспонатов самых богатых музейных коллекций и архитектурных комплексов.

Донателло, полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди (ок. 1386-1466) – итальянский скульптор эпохи Возрождения, родоначальник индивидуализированного скульптурного портрета.

В биографии Донателло есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Донато ди Никколо ди Бетто Барди.

donatello

Биография Донателло

Донателло появился на свет ок. 1386 года во Флоренции. Он рос и воспитывался в семье состоятельного чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Когда будущему скульптору было около 14 лет не стало его отца.

В результате, Донателло пришлось самостоятельно содержать себя. В данный период биографии он начал обучаться в мастерской художника и скульптора Биччи ди Лоренцо. Стоит отметить, что юноше покровительствовал богатый банкир Мартелли.

Под предводительством Лоренцо Донателло овладел техникой бронзового литья. В 1404 г. он отправился в Рим, чтобы окончить свое художественное образование. Здесь его наставником был Лоренцо Гиберти. В числе первых работ парня был горельеф изображающий Благовещение.

К слову, под горельефом следует подразумевать разновидность скульптурного выпуклого рельефа, где изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема изображаемых частей.

Творчество

В последующие годы биографии Донателло продолжал совершенствовать свою технику, находясь в поисках новых скульптурных решений. Вскоре он стал брать заказы от городских властей, на создание барельефов и скульптур, предназначенных для разных административных и религиозных зданий.

В 1415-1416 гг. мастер трудился над скульптурой святого Георгия-Победоносца, предназначенной для церкви Орсанмикеле. Как правило, данного персонажа изображали на коне и с копьем, которым он пронзал дракона.

Однако Донателло показал Георгия в другом образе, которому были присущи черты реализма. Статуя имела изящные пропорции тела, которые наглядно демонстрировали красоту мужского силуэта. Его Георгий-Победоносец, опирающийся на щит и смотрящий в даль, был молод, привлекателен, спокоен и уверен в собственном превосходстве.

В период биографии 1416-1432 гг. скульптор продолжал брать заказы от местных властей на создание статуй библейских святых. В его ранних работах прослеживались позднеготические веяния, однако позже он стал все чаще прибегать к реализму античности и позднего Возрождения.

Мраморные скульптуры Донателло стали все больше похожи на реальных людей. Им были присущи портретность, пластика, природная грация и индивидуальность. В скором времени он совместно с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо начал создавать надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII.

В результате, Донателло и Микелоццо создали образец оформления подобных памятников, которого в дальнейшем придерживались другие мастера. Стоит заметить, что Донателло стал автором лежащей фигура Иоанна XXIII, тогда как над гробницей трудился Микелоццо.

В 1420-е годы Донателло нередко обращался к технике бронзового литья, представив несколько шедевров, положивших начало целому направлению в скульпторе в период Возрождения. Пиком его творчества в данном виде техники считается отлитая им в 1430-1432 гг. вторая статуя Давида.

Давид, одержавший победу над Голиафом, был представлен Донателло в обнаженном виде. Одна его нога стояла на земле, а вторая на голове побежденного великана. Ключевая особенность этой работы состояла в том, что статуя Давида была рассчитана для кругового обзора, чего не было со времен античного мира.

В середине 1440-х годов Донателло обосновался в Падуе. Здесь он продолжал создавать скульптурные портреты, конные статуи и барельефы для соборов. Падуанский период считается пиком расцвета в авторском творчестве мастера.

Отдельного внимания заслуживают портретные бюсты Донателло, который буквально воскресил этот скульптурный жанр. Ему удавалось крайне точно изображать настроения и характер своих персонажей. Помимо этого, он умел с поразительным умением передавать духовную сторону своих героев.

Личная жизнь

О личной биографии Донателло фактически ничего не известно. Возможно он был настолько поглощен работой, что не видел себя в качестве семейного человека.

Смерть

Начиная с 1453 г. скульптор проживал в родной Флоренции и, очевидно, серьезно болел. Тем не менее, он трудился до конца своих дней. Донателло умер в 1466 году и был похоронен с большими почестями.

Фото Донателло

donatello-1
donatello-2
donatello-5
donatello-4

Читайте также: