Сообщение о домре по музыке 4 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Материал знакомит с историей русского народного инструмента - домры. Рассказывает о развитии домры с древности до наших дней.

ВложениеРазмер
znakomstvo_s_istoriey_domry.docx 35.88 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Филиппова Л.А., преподаватель по классу домры МБОУ ДОД ДШИ г.Зарайск,Московская обл. 2012г.

Знакомство с историей домры.

Эстетическое воспитание - один из факторов всестороннего развития творческих и художественных способностей подрастающего поколения.

Негативные процессы в развитии современного общества – снижение моральных ориентиров и духовных ценностей, расслоение общества, уменьшение воспитательной функции общеобразовательной школы и семьи – всё это диктует новые подходы к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования.

Из всех видов искусства музыка более всего оказывает влияние на чувства человека. Именно музыкальное искусство в современной жизни наиболее доступно всем слоям населения, поэтому проблема формирования музыкальной культуры, особенно молодого поколения, является сегодня весьма актуальной.

Дать учащимся общее музыкальное образование, приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах классической музыки – основные направления работы ДШИ.

В Детскую школу искусств дети приходят по желанию. Ожидаемый эффект от музыкального обучения – развитие ребёнка, привитие интереса к музыке и приобретение первоначальных навыков игры на каком-то инструменте, но главной целью обучения является эффективный нравственный и интеллектуальный рост учеников.

Однако, воспитание духовных ценностей и нравственных идеалов невозможно без знания своих национальных корней, своей истории, музыки, традиций. Поэтому, наряду с традиционным обучением детей игре на музыкальных инструментах, в современном курсе обучения вводятся новые темы - знакомство с народной музыкой и народными инструментами.

Цели данного проекта –

  1. популяризация народных музыкальных инструментов и образцов народной музыки,
  2. приобщение ребёнка к различным видам музыкального творчества,
  3. воспитание духовных ценностей и нравственных идеалов,
  4. знакомство ребёнка с образцами национальной и мировой культуры,
  5. формирование толерантности в детско-подростковой среде
  1. познакомить учащихся с русским народным инструментом - домрой,
  2. развивать эмоциональную сферу ребёнка,
  3. воспитывать любовь к семье, дому, природе родного края, к Родине, уважения к людям.

проявление интереса к народной музыке и современным исполнителям на русских народных инструментах, развитие эмоциональной сферы ребёнка, повышение его интеллектуальных способностей.

Знакомство с домрой.

Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна и уникальна в своем роде.

Давным - давно, более 1000 лет назад (ещё в IX веке) образовалось древнерусское феодальное государство. В нём быстро развивались архитектура, живопись, музыка. Но широкого распространения эти виды искусств получить не могли, потому что в то время не было концертных залов, музыкальных школ, магнитофонов и компьютеров. Основными носителями музыки были скоморохи. Они бродили по городам и селам, собирая много народа на свои представления. Песни, игры, пляски, смех – все это сливалось в одну пеструю, шумную картину. Скоморохи играли на различных инструментах - это гудок, гусли, волынка, бубны. В период расцвета скоморошества ( конец XIV- начала XVв.в.) в Новгороде самым популярным инструментом стала домра.

Домра - очень древний инструмент. Первые сведения о ней относятся к тому времени, когда на Руси ещё не было принято христианство, они сохранились в старинных дворцовых записях. В Польше сохранилось издание Библии перевода Семёна Будного (Несвижская, 1571 -72 гг., так называемая, "арианская"), в котором используется название инструмента "домры", как перевод слова "инструмент", чтобы подчеркнуть всеобъемлющее прославление народом Бога в Псалмах Царя Давида ("Хвалите Господа на домрах"). В то время домра была распространена на Литве, и поляками воспринималась как народный инструмент (неблагородный, хотя звучал при дворе Великих князей Радзивиллов), в том числе, и казацкий инструмент. Эти инструменты бытовали и у славянских племён – русов.

Неоднократны упоминания о домре в административной документации XVII века: в указах, грамотах, памятях, посланиях. В них домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями, волынками, сурнами, бубнами и т.д.

Но как же выглядела древняя домра? Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры. Да и домры ли изображены на дошедших до нас документах, или какие-то другие, распространенные в те времена щипковые инструменты, неизвестно. Её сколько-нибудь достоверные сохранившиеся экземпляры тоже неизвестны.

В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две.

Первая и самая распространенная - версия о восточных корнях русской домры. Действительно, схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты существовали, и по сей день существуют в музыкальных культурах стран Востока. Если вам доводилось видеть или слышать казахскую домбру, турецкую багламу или таджикский рубаб, то вы могли заметить, что все они имеют круглую или овальную форму, плоскую деку, звук извлекается посредством ударов плектра разной частоты и интенсивности. Принято считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. Именно танбур имел овальную форму и плоскую деку, играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов - плектром. Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру, завезли либо во времена татаро-монгольского ига, либо в ходе торговых отношений со странами Востока.

Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни. В принципе, в средние века лютней называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. Лютня, в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда. Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская кобза и ее усовершенствованный вариант - бандура. Как раз бандура очень многое заимствовала непосредственно от лютни, то есть домру можно также считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.

Таким образом, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе и европейские, и азиатские черты.

Оказывается, у скромной русской домры - огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.

Предположительно, технология изготовления домры была такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку-гриф, натягивали струны или жилы животных. Играли щепочкой, перышком, рыбьей костью. Сравнительно простая технология, по-видимому, позволила инструменту получить на Руси достаточно широкое распространение.

По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли.

Изгнанные скоморохи селились на окраинных землях государства - в Сибири, на Урале, в Заволжье – т.е. там, куда не доходила воля царского указа. В придворных кругах и в палатах знатных бояр звучали уже не русские народные инструменты, а виолы, скрипки, флейты, кларнеты, трубы.

К иностранной (западной) культуре проявляется подобострастное отношение, а к своей родной музыке – презрительно-насмешливое.

Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом. Т акого трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. Итак, в результате ли варварского истребления и запрета, или по каким-то другим причинам, но после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. Домра совсем исчезла, и о ней не сохранилось почти никаких сведений. История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но… домре суждено было буквально возродиться из пепла!

Родился он в 1861г. в семье небогатого помещика в г.Бежецк Тверской губернии и к 14 годам играл на 12 музыкальных инструментах - скрипка, фортепиано, гармоника и другие.

С этого момента В.В.Андреев посвящает свою жизнь делу собирания, изучения, усовершенствования и пропаганды русских народных инструментов.

К тому времени у В.В.Андреева уже существовал оркестр балалаек. Но для воплощения его гениальной идеи Великорусского оркестра нужна была ведущая мелодическая группа инструментов, и восстановленная домра со своими новыми возможностями идеально подходила на эту роль. В связи с историей создания Великорусского оркестра стоит упомянуть еще об одном выдающемся человеке, без которого, возможно, идея так и не нашла бы своего воплощения. Это пианист и профессиональный композитор Николай Петрович Фомин, ближайший сподвижник Андреева. Именно благодаря профессиональному подходу Фомина кружок Андреева, поначалу любительский, изучил нотную грамоту, встал на профессиональную основу и затем покорял своими выступлениями слушателей, как в России, так и за её пределами. И если Андреев был прежде всего генератором идей, то Фомин стал тем человеком, благодаря которому, фактически, домры и балалайки встали на путь развития как полноценные академические инструменты.

Но вернемся к домре. В период 1896-1890 гг. по чертежам Андреева мастером С. Налимовым были изготовлены ансамблевые разновидности домры – малая, альтовая, басовая . И первые несколько десятилетий после своего нового рождения домра развивалась в русле оркестрового и ансамблевого исполнительства.

С тех пор домра является основным ведущим инструментом русского народного оркестра. В музыкальных школах, колледжах, консерваториях имеются специальные классы по обучению игре на домре. Домра используется как оркестровый, так и сольный музыкальный инструмент.

Интерес к домре рос с каждым годом, расширялись музыкальные и технические горизонты, появлялись музыканты-виртуозы. Наконец, в 1945 году был создан первый инструментальный концерт для домры с оркестром русских народных инструментов. Знаменитый концерт g-moll Николая Будашкина был написан по просьбе концертмейстера оркестра им. Осипова Алексея Симоненкова. Это событие открыло новую эру в истории домры. С появлением первого инструментального концерта домра становится сольным, виртуозным инструментом.

В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров – создатель первой школы игры на трехструнной домре. Благодаря высшему профессиональному образованию народный изначально инструмент домра за короткий срок прошел на академической сцене путь, на который инструментам симфонического оркестра потребовались столетия (ведь и скрипка когда-то была народным инструментом!).

Исполнительство на домре движется вперед гигантскими темпами. В 1974 году прошёл I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями которого стали выдающиеся домристы-виртуозы - Александр Цыганков и Тамара Вольская, творческая деятельность которых на десятилетия вперёд определила направление развития домрового искусства как в области собственно исполнительства, так и домрового репертуара. Домра пользуется популярностью в России и странах зарубежья, для него написаны многие концертные и камерные произведения, созданы переложения, в частности, скрипичных произведений. Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра.

Многие исследователи историки полагают, что домра – исконно русский инструмент. Однако, судьба его настолько уникальна и удивительна, что спешить с утверждениями подобного рода не стоит, есть 2 версии ее появления, каждая из которых может быть верной.

Домра

По другой версии, корни современной домры стоит искать в европейской лютне. Хотя, в период Средних веков любой музыкальный инструмент, снабженный округлым корпусом и струнами, из которого звуки извлекались щипковым способом, назывался лютней. Если углубиться в историю, то можно обнаружить, что она имеет восточные корни и произошла от арабского инструмента – аль-уда, но в дальнейшем на форму и конструкцию оказали влияние европейские славяне. Подтверждением тому может служить украино-польская кобза и ее более современный вариант – бандура. Средние века славятся тесными историко-культурными отношениями, поэтому домра по праву считается родственницей всех струнно-щипковых музыкальных инструментов тех времен.

Так печально могла бы и закончиться история, если бы в 1896 г, в Вятской области, выдающийся исследователь и музыкант того времени – В.В. Андреев, не обнаружил странный музыкальный инструмент, имеющий полусферическую форму. Совместно с мастером С.И. Налимовым, они разработали проект создания инструмента, опираясь на конструкцию найденного экземпляра. После реконструкции и изучения исторических документов, был сделан вывод о том, что это и есть старинная домра.

Домра

Как выглядит домра?
Бытует мнение, что изначально ее изготавливали из бревна. Там выдалбливали посередине древесину, доделывали палку (гриф), натянутые сухожилья животных служили струнами. Игра осуществлялась щепочкой, перышком, либо костью рыбы. Современная домра имеет более качественный корпус с клена, березы, гриф с твердых пород дерева. Для игры на домре используют медиатор сделанный с панциря черепахи, а чтобы получить приглушенный звук применяют медиатор из натуральной кожи. Струнный инструмент состоит из круглого корпуса, средней длины грифа, трех струн, квартового строя.
В 1908 г. были сконструированы первые 4-струнные разновидности домры. Произошло это по настоянию известного дирижера – Г. Любимова, а идею реализовал мастер музыкальных инструментов – С. Буровый. Однако, 4-струнка уступала традиционной 3-струнной домре в тембровом плане. С каждым годом интерес к только усиливался, и в 1945 г. состоялся первый концерт, где домра стала сольным инструментом. Он был написан Н. Будашкиным и имел ошеломляющий успех в последующие годы. Следствием этого стало открытие первой в России кафедры народных инструментов при институте им. Гнесиных, на которой было отделение домры. Первым преподавателем стал Ю. Шишаков.

На сегодняшний день на домре исполняются концертные, камерные музыкальные сочинения в России, Украине, Белоруссии, а также в других постсоветских странах. Многие композиторы посвятили свое время созданию музыкальных произведений под этот инструмент. Столь короткий путь, который прошла домра, от народного до академического инструмента, больше не удалось пройти ни одному музыкальному инструменту современного симфонического оркестра.

Музыкальный инструмент домра

Благодаря своему звучанию, в семействе струнных щипковых домра занимает особое место. Голос у нее нежный, напоминающий журчание ручейка. В XVI-XVII веках домрачеи были придворными музыкантами, а на улицах городов всегда собиралось много людей, чтобы послушать игру бродячих музыкантов, играющих на домре. Пережив сложный период, инструмент снова входит в академическую группу, используется для исполнения народной и классической музыки, звучит соло и в составе ансамблей.

Устройство домры

Академическая классификация относит домру к хордофонам. Если бы не круглый корпус, домра могла бы выглядеть, как другой русский народный инструмент – балалайка. Кузов тоже выполняется из разных пород дерева. Он формируется путем склеивания деревянных полос – клепок, окантовывается обечайкой. Нижний порожек имеет несколько кнопок, фиксирующих струны.

Строение домры

Интересный факт. Самые первые экземпляры делали из высушенной и выдолбленной тыквы.

Процесс создания домры сложный. Для одного инструмента используется несколько пород дерева:

  • кузов изготавливают из березы;
  • ель и пихту хорошенько высушивают, чтобы сделать деку;
  • накладки грифа выпиливаются из редкого черного дерева;
  • подставку формируют из клена;
  • для изготовления грифа и навесного панциря используются только очень твердые породы древесины.

Звук извлекается медиатором. Его размер может варьироваться, у более крупных инструментов он больше, чем у маленьких экземпляров. Концы медиатора стачиваются с двух сторон, образуя фаску. Длина – 2-2,5 см, ширина около полутора сантиметров.

Современный аксессуар, без которого музыканты не смогли бы играть на домре, изготавливается из мягкого капрона или капролона. Есть и традиционные медиаторы из панциря черепахи. На альтовом инструменте и домре бас для извлечения звука используется кожаное устройство. Такой медиатор делает звук приглушенным.

Музыкальный инструмент домра

История домры

Версии о происхождении хордофона разные. Принято считать, что это инструмент русского, белорусского, украинского народа. На Руси он появился еще в X веке, о чем есть письменные свидетельства. Он упоминается в письменах восточного ученого-энциклопедиста Ибн Русте. Популярной домра стала в 16 столетии.

Сегодня историки говорят о восточном возникновении музыкального инструмента. Его строение напоминает тюркские тамбуры. У него тоже плоская дека, а во время игры музыканты в качестве медиатора использовали деревянную щепку, рыбную кость.

У разных народов Востока появились свои представители струнных щипковых, получивших свое название: казахская домбра, турецкая баглама, таджикская рубаба. Версия имеет право на существование, домра могла попасть в Древнюю Русь в период татаро-монгольского ига или была привезена торговцами.

Своим происхождением инструмент может быть обязан лютне – европейскому представителю семейства струнных щипковых. Но, если углубиться в историю, то и она пришла на запад с восточных территорий.

Старинная домра

Интересный факт. По руководством патриарха всея Руси Никона скоморошачьи инструменты в огромном количестве собрали по городам и селам, привезли на телегах на берег Москвы-реки и сожгли. Пламя пылало несколько дней.

Виды домр

Этот музыкальный инструмент бывает двух видов:

Насыщенный бархатный звук, густой, тяжеловатый тембр имеет бас. В нижнем регистре инструмент заполняет басовую линию в оркестре. 3-хструнные домры настраиваются квартовыми интервалами, настройка примы начинается с открытой второй струны.

Разновидности домр

Техника игры

Музыкант садится на половинку стула, слегка наклоняет корпус вперед, удерживая устройство. Правую ногу он кладет на левую, гриф удерживается левой рукой, согнутой под прямым углом. Начинающих обучают играть пальцем, а не медиатором. Техника называется пиццикато. После 3-4 упражнений можно приступать к игре медиатором. Задевая струну и прижимая пальцами левой руки струны на нужном ладу, исполнитель воспроизводит звук. Используется единичное или переменное движение, тремолирование.

Игра на домре

Известные исполнители

Подобно скрипке в симфоническом оркестре, домра в народном – настоящая прима. Часто ее используют как солирующий инструмент. В музыкальной истории ее незаслуженно обходили маститые композиторы. Но современные музыканты успешно транскрибируют шедевры Чайковского, Баха, Паганини, Рахманинова и вносят их в репертуар хордофона.

Среди знаменитых профессиональных домристов профессор РАМ им. Гнесиных А.А. Цыганков. Ему принадлежит создание оригинальных партитур. Значительный вклад в развитие инструмента внес Р.Ф. Белов – автор сборников репертуара и хрестоматий для домры.

В истории национального русского народного инструмента не всегда были славные моменты. Но сегодня игре на нем обучается огромное количество людей, концертные залы заполняются поклонниками насыщенного тембрового звучания.


Домра обыкновенная.

Что такое домра

Домра – это струнный щипковый музыкальный инструмент, относящийся к подгруппе народных инструментов и характерный для южнославянских народов. По своему строению домра похожа на балалайку или хомэс. Также эти инструменты объединяет стиль игры – с использованием особенного медиатора, которым задеваются струны. Такой стиль игры называется щипковым.

Домра – инструмент, использующийся для сольного исполнения каких либо текстов под аккомпанемент, реже – как часть состава ансамбля либо оркестра народных инструментов.

Как представитель семейства струнных, домра - инструмент, требующий особого подхода в освоении и использовании. Благодаря акустическим особенностям строения, в умелых руках домра способна издавать чарующие, необычные для человеческого уха звуки.

Название инструмента

Чертеж двух видов домр.

История возникновения

Что такое домра? Музыкальный инструмент, который может интересовать любого, кто увлекается историей и теорией народной музыки.

Первое упоминание о музыкальном инструменте, похожем на нее, мы можем встретить в дворцовых записях XVI—XVII веков, где рассказывается о домрачеях – музыкантах, играющих на домре.

Она пользовалась популярностью у скоморохов, бродячих артистов и шутов. Так как при своей простоте и удобстве в использовании, имела хороший звук и довольно богатые тембральные возможности, что позволяло артисту без труда аккомпанировать себе во время исполнения песни или сказания.

Долгое время игра на домре считалась занятием унизительным, недостойным человека высшего и среднего сословий. Именно поэтому не существовало и единого вида домр - каждый экземпляр изготавливался кустарным домашним способом. Часто артисты сами делали себе домру или выполняли такие работы на заказ.

Вскоре домра исчезла из исторических документов, и вплоть до XIX века никто не знал о ее существовании. Связано это было с введением цензуры и активной охотой на скоморохов, кроме которых этот инструмент больше никто не использовал. С исчезновением потешных песен, как жанра, на время забылся и инструмент. Что такое домра – не знали даже потомки некогда известных сказителей.

Несмотря на то, что многие музыковеды до сих пор не считают находку Андреева настоящей домрой, этим словом теперь называют все семейство музыкальных инструментов, созданных на основе его чертежей.

Домра. Чертеж Андреева.

В настоящее время этот народный инструмент, популярен в России, Украине и Белоруссии, а также пользуется успехом за рубежом, благодаря своему экзотическому звучанию.

Для домры, как и для многих других народных инструментов, создаются концертные и камерные произведения.

Конструкция

Традиционная домра высшего качества изготавливается из различных дорогих пород дерева. Причем существуют строгие традиции изготовления инструмента. А также правила сочетания древесины в строго прописанных пропорциях.

Структура домры.

Кузов инструмента изготавливается из белого клена и остролистой березы, подставка из редкой породы клена, дека – из ели или пихты, гриф – из лиственницы, накладка грифа – из черного дерева.

Русская домра - это инструмент, выполненный по модели Семена Ивановича Сотского, знаменитого мастера-ремесленника, хранителя русской музыкальной культуры. Модели народных инструментов, созданные им, используются в элитных мировых оркестрах с 1936 года.

Строение домры аналогично строению практически любого струнного инструмента.

Она состоит из двух частей – резонирующего корпуса и грифа. Корпус, в свою очередь, делится на звукосберегающий кузов и деку.

Разное звучание

С давних времен известны два стиля игры на домре: с медиатором и без него.

При ударе жесткой пластинкой струны инструмента имеют немного дребезжащее звучание, характерное для украинской фольклорной мелодики конца XVII века.

Белорусы же, не знавшие до конца XVI века, что такое домра и вдохновленные на ее создание западными аналогами струнных инструментов, не были склонны к игре медиатором. Они предпочитали играть щипками, получая совершенно иное звучание.

Если же при игре на домре медиатор не используется, то звучание становится мягким, плавным и объемным. Чрезвычайно схожим по тональности со звучанием акустической гитары. Такой метод игры на домре считается более академическим и используется в оркестрах народных инструментов.

Трехструнная домра.

Разновидности

Домра - музыкальный инструмент, имеющий малое количество разновидностей. Всего существует два его вида: трехструнная и четырехструнная домра.

Домра. Разновидности.

Единственное отличие их проявляется в их музыкальном восприятии. Четырехструнная домра имеет большее количество тонов, а также звучание ниже на одну октаву, нежели у трехструнной версии этого инструмента.

Никаких различий в процессе изготовления, в составе материалов попросту нет. Это можно объяснить ментальными особенностями народов, создавших ту или иную версию домры.

Трехструнный инструмент получил широкое распространение на Украине, а четырехструнный – в западной Белоруссии. Там на ее конструкцию оказали существенное влияние польские струнные инструменты.

Четырехструнная домра, обладающая большими возможностями для извлечения звука, традиционно используется в оркестрах народных инструментов, а также в камерных оркестрах. Многие ведущие домрачеи предпочитают ее более древнему трехструнному прототипу именно за схожесть с бас-гитарой, которая обеспечивает более комфортную игру во время выступления.

Производство

Первое упоминание об изготовлении домры мы можем найти в летописи Савино-Сторожевского монастыря на Кубани. Монастырская писцовая книга хранит запись, датированную 1558 годом и повествующую о том, как некий мастер стал изготавливать особые балалайки со странным звукоизвлечением.

Читайте также: