Сообщение о договоре снв 1

Обновлено: 30.06.2024

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР и США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составлял 15 лет (до 5 декабря 2009 года). При согласии сторон срок может продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет.

Цель договора - обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30% ниже уровней изначально развернутых сил.

Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет.

Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ). Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысячи единиц. Предельное количество ядерных боезарядов - 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР - не более 3,6 тысячи тонн. Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений.

Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования с дальностью более 600 км. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

Дополнительно к Договору подписан ряд документов, в частности, Протокол о Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о проведении на раннем этапе показов стратегических наступательных вооружений в связи с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о заблаговременном обмене списками инспекторов, наблюдателей и членов летных экипажей, предлагаемых в связи с инспекциями и деятельностью по непрерывному наблюдению, проводимыми согласно Договору по СНВ, Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Договором СНВ-1.

Таким образом соглашение по СНВ-1 состоит из собственно документов Договора и ряда сопутствующих документов. Их общий объем более 500 страниц.

После распада СССР Договор СНВ-1 пришлось обновить. 23 мая 1992 года в Лиссабоне Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина и США подписали так называемый Лиссабонский протокол к договору СНВ-1. Протокол фиксирует подключение Белоруссии, Казахстана и Украины к договору по СНВ и одновременно требует присоединения их к договору о нераспространении ядерного оружия. Были предусмотрены более радикальные сокращения наиболее опасных и дестабилизирующих систем.

Шестого декабря 2001 года официальные представители России и США заявили, что их страны выполнили обязательства по договору СНВ-1.

На саммите в Москве 24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7-2,2 тысячи единиц. Этих уровней, согласно договору, они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению. В 2005 году Россия предложила американской стороне заключить новое соглашение вместо договора по СНВ.

Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был подписан президентами России и США 3 января 1993 года в Москве.

Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 является Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ; Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.

Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1.

Министр иностранных дел России и государственный секретарь США подписали 26 сентября 1997 года в Нью-Йорке Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления Договора на 5 лет с 31 декабря 2001 года до 31 декабря 2007 года. Отсрочка была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его статьей I должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ-1 (он вступил в силу 5 декабря 1994 года), то есть к 31 декабря 2001 года. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ-2, например в 1997-1998 годах, время на его выполнение сокращалось бы значительно на 3-4 года.

Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО. США ратифицировали Договор в январе 1996 года, однако Договор в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.

После выхода США из договора по ПРО 13 июня 2002 года, российская сторона заявила о прекращении обязательств по договору СНВ-2. 14 июня 2002 года было опубликовано Заявление МИД России, в котором говорилось, что в связи с действиями США, "Российская Федерация отмечает отсутствие каких либо предпосылок для вступления в силу Договора СНВ-2 и не считает себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить этот Договор объекта и цели".

Первого апреля 2009 года президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама на встрече в Лондоне договорились начать переговоры по заключению нового соглашения между США и Россией на замену договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), срок действия которого истек 4 декабря 2009 года.

Во время визита президента США в Москву в июле 2009 года было принято Cовместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений, зафиксировавшее основные параметры будущей договоренности. 26 марта 2010 года лидеры РФ и США заявили о завершении переговоров.

Подготовленное к подписанию соглашение представляет собой объемный (более 160 страниц) пакет документов, в который входят собственно Договор, конкретизирующий его статьи и прописывающий порядок его выполнения Протокол (является неотъемлемой частью Договора и имеет равную с ним юридическую силу), и Приложения к протоколу, дополнительно детализирующие положения соглашения. Некоторые приложения не входят в подписной "пакет", и поэтому они могут "доводиться" экспертами и после подписания.

Положения Договора предусматривают, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали: 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ); 1550 единиц для боезарядов на них; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ, а также ТБ. Данный уровень установлен по инициативе России с целью введения в юридическое поле Договора развернутых и неразвернутых ПУ, а также ТБ, что позволит ограничить "возвратный потенциал" и создаст стимул для ликвидации или переоборудования данных средств СНВ.

Стороны договорились сократить суммарное количество боезарядов на треть по сравнению с Московским договором ("потолок" по ДСНП 2200 боезарядов) и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей ("потолок" по ДСНВ 1600 носителей, а ДСНП носители не ограничивал).

Проект договора предполагает, что каждая из сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если решит, что связанные с его содержанием исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы.

В целях обеспечения жизнеспособности и эффективности Договора и разрешения любых неясных моментов, связанных с его осуществлением, учреждается специальный орган Двусторонняя консультативная комиссия.

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР-США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша и вступил в силу 5 декабря 1994 года.

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР-США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора заканчивается 5 декабря 2009 года. При согласии сторон срок может продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет. Цель договора - обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30 процентов ниже уровней изначально развернутых сил.

Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет. Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ). Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысяч единиц. Предельное количество ядерных боезарядов ‑ 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР - не более 3,6 тысяч тонн. Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений и т.д.

Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования с дальностью более 600 км. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

Дополнительно к Договору подписан ряд документов, в частности:

‑ Протокол о Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о проведении на раннем этапе показов стратегических наступательных вооружений в связи с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.
‑ Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о заблаговременном обмене списками инспекторов, наблюдателей и членов летных экипажей, предлагаемых в связи с инспекциями и деятельностью по непрерывному наблюдению, проводимыми согласно Договору по СНВ.

‑ Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Договором СНВ‑1.

Таким образом? соглашение по СНВ-1 состоит из собственно документов Договора и ряда сопутствующих документов. Их общий объем ‑ более 500 страниц.

После распада СССР Договор СНВ‑1 пришлось обновить. 23 мая 1992 года в Лиссабоне Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина и США подписали так называемый Лиссабонский протокол к договору СНВ‑1. Протокол фиксирует подключение Беларуси, Казахстана и Украины к договору по СНВ и одновременно требует присоединения их к договору о нераспространении ядерного оружия. Были предусмотрены более радикальные сокращения наиболее опасных и дестабилизирующих систем.

6 декабря 2001 года официальные представители России и США заявили, что их страны выполнили обязательства по договору СНВ-1.

На саммите в Москве 24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7 ‑ 2,2 тысяч единиц. Этих уровней они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению.

В 2005 году Россия предложила американской стороне заключить новое соглашение вместо договора по СНВ.

Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был подписан президентами России и США 3 января 1993 года в Москве.

Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 является Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ; Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.

Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1.

26 сентября 1997 года в Нью‑Йорке министр иностранных дел России и государственный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления Договора на 5 лет - с 31 декабря 2001 года до 31 декабря 2007 года. Отсрочка была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его статьей I должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ‑1 (он вступил в силу 5 декабря 1994 года), т. е. к 31 декабря 2001 года. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ‑2, например в 1997‑1998 годах, время на его выполнение сокращалось бы значительно ‑ на 3‑4 года.

Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО. США ратифицировали Договор в январе 1996 года, однако Договор в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.

После выхода США из договора по ПРО 13 июня 2002 года, российская сторона заявила о прекращении обязательств по договору СНВ-2. 14 июня 2002 года было опубликовано Заявление МИД России, в котором говорилось, что в связи с действиями США, "Российская Федерация отмечает отсутствие каких-либо предпосылок для вступления в силу Договора СНВ-2 и не считает себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить этот Договор объекта и цели".

1 апреля 2009 года Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама на встрече в Лондоне договорились начать переговоры по заключению нового соглашения между США и Россией на замену договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), срок действия которого истекает 5 декабря 2009 года.

24 апреля 2009 года в Риме прошли первые консультации российских и американских экспертов по подготовке нового соглашения между США и Россией.

19‑20 мая в Москве прошел первый раунд, 1‑3 июня и 22‑24 июня в Женеве (Швейцария) состоялись второй и третий раунды российско-американских переговоров по выработке договора по проблемам сокращения стратегических наступательных вооружений (СНВ). Переговоры проходили в условиях строгой конфиденциальности и информация о ходе диалога не разглашалась.

6 июля 2009 года в Москве Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама по итогам переговоров на высшем уровне подписали рамочный документ по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ). В этом политическом документе, не имеющего юридически обязывающего статуса, были зафиксированы ориентиры для дальнейшей работы над текстом соглашения, которое придет на смену СНВ. В согласованном в Москве документе говорится, что новый юридически обязывающий Договор об СНВ должен быть заключен в ближайшее время.

В документе Россия и США заявили о намерении сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов ‑ до 1,5‑1,675 тысячи единиц и их носителей ‑ до 500‑1,1 тысячи единиц. Конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по предельным уровням в Договоре, будут согласованы в ходе дальнейших переговоров.

Срок действия нового Договора по СНВ будет определен в десять лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим Договором об СНВ.

Предполагается, что новый Договор об СНВ не будет применяться к существующей практике сотрудничества в области стратегических наступательных вооружений между одной из сторон и третьим государством.

Четвертый раунд переговоров проходил с 22 по 24 июля 2009 года в Женеве. Встреча проходила в закрытом режиме. Участники дискуссии обсудили параметры будущего соглашения с особым упором на элементы, обозначенные в Совместном понимании президентов РФ и США по вопросам СНВ, подписанном 6 июля в ходе Московского саммита.

23 сентября 2009 года в Нью-Йорке президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама провели двусторонние переговоры, на которых обменялись своими оценками того, как продвигается работа экспертов по подготовке нового договора по СНВ. После встречи президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что работа по подготовке нового договора СНВ идет конструктивно, документ может быть готов в установленный срок.

Россия и США планируют подготовить новое соглашением по СНВ к декабрю 2009 года.


МОСКВА, 31 июля. /ТАСС/. 31 июля 1991 года Союз Советских Социалистических Республик и Соединенные Штаты Америки подписали Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Этот документ поставил окончательную точку в холодной войне и стал беспрецедентным по уровню доверия между Москвой и Вашингтоном.

Подписанный накануне августовского путча ГКЧП в Москве, президентами двух стран Джорджем Бушем и Михаилом Горбачевым, он был ратифицирован уже российским парламентом 4 ноября 1992 года. Договор вступил в силу 5 декабря 1994 года, когда к нему присоединились Казахстан, Белоруссия и Украина, отказавшиеся от стратегических ракет и ядерного оружия, находившегося на их территории во времена Советского Союза.

Баланс ядерных сил: что представляет собой российско-американское соглашение по СНВ

23 мая 1992 года в Лиссабоне Россия (как правопреемник СССР), США, Украина, Казахстан и Белоруссия подписали дополнительный протокол к СНВ-1. По нему три бывшие республики СССР присоединились к двустороннему договору между Россией и США, и все ядерное оружие бывшего СССР, находившееся на их территории, подлежало утилизации или передавалось под контроль Москвы. Кроме того, эти страны обязались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия.

"Трудно себе представить, в какой опасной ситуации мы бы все находились, если бы из Украины не было в свое время вывезено все ядерное оружие, - считает военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. - Чему, кстати, очень серьезно пытались помешать националистические силы этой страны, но тогда, к счастью, они еще не обрели таких прав и возможностей, как сейчас".

Историческое значение СНВ-1

Академик РАН Алексей Арбатов ТАСС

По мнению многих специалистов, значение СНВ-1 заключается в признании того факта, что безопасность каждой из договаривающихся сторон напрямую зависит от ее стратегического партнера. Так, США были вынуждены согласиться с тем, что Москва с ее ракетно-ядерным потенциалом представляет для них существенную угрозу. В итоге они вместе с РФ пошли на радикальные сокращения своего вооруженного потенциала, чтобы уменьшить эту угрозу и ослабить давление ракетно-ядерного щита на свою экономику.

Кроме того, этот документ вместе с Договором по ПРО 1972 года (а эти соглашения неразрывно связаны между собой) послужил постепенному созданию атмосферы доверия между двумя странами.

Один из участников переговоров по заключению договора академик Алексей Арбатов считает, что СНВ-1 был и остается величайшим соглашением в истории человечества:

  • Он радикально сократил стратегические вооружения двух крупнейших ядерных держав.
  • Укрепил стратегическую стабильность на Земле.
  • Впервые открыл эру транспарентности, открытости и предсказуемости в действиях ведущих государств мира.

Ни до, ни после СНВ-1 таких соглашений больше не было. Все остальные договоры, которые были заключены между Россией и США в последующие годы, только дополняли те соглашения, которые были подписаны в Москве 31 июля 1991 года.

Отличие СНВ-1 от других

Отличие СНВ-1 от всех предыдущих и последующих за ним соглашений в том, что в нем до деталей расписаны:

  • все процедуры по контролю за разоружением;
  • выверены формулировки, которые потом вошли во все международные разоруженческие соглашения;
  • даны официальные определения классам, подклассам различных систем и комплексов стратегических вооружений.

К примеру, определено, что межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) - это баллистическая ракета наземного базирования с дальностью свыше 5500 км. Все баллистические ракеты, которые имеют меньшую дальность, называются ракетами средней и меньшей дальности.

И таких определений, к которым филологи и журналисты могут придираться за повторение одних и тех же слов, в договоре несколько десятков, но они необходимы, чтобы четко обозначать, о чем идет речь, и чтобы никто не путал баллистические ракеты с крылатыми, развернутые пусковые установки подводных лодок с неразвернутыми…

По условиям договора впервые были обнародованы:

  • карты всех районов размещения стратегических ракет США и России с указаниями географических координат ракетных шахт (правда, эти координаты носили строго конфиденциальный характер, только для специалистов двух стран, - прим. ТАСС);
  • базы размещения подвижных грунтовых ракетных комплексов, боевых железнодорожных ракетных комплексов;
  • арсеналы хранения ракет и ядерного оружия;
  • аэродромы, на которых базировались стратегические и дальние бомбардировщики;
  • военно-морские базы, где дислоцировались атомные подводные лодки со стратегическими ракетами на борту;
  • заводы по производству стратегических ракет;
  • другие сведения, за разглашение которых была предусмотрена ответственность по законодательству РФ.

А потом вдруг все эти сведения вошли в обиход, стали обычной информацией для газет, журналов, специальных аналитических изданий, радио и телевидения… Все это стало открытой информацией и теми важными деталями, которые так не любят некоторые нынешние политики и эксперты (особенно западные) для того, чтобы вести информационно-пропагандистскую войну против нашей страны

В СНВ-1 все данные были расписаны именно для того, чтобы его участники доверяли друг другу. По мнению Литовкина, именно это доверие сегодня ушло из отношений между Москвой и Вашингтоном.

Цифры СНВ-1

По данным на 6 декабря 2001 года, ядерные потенциалы США и России за время действия договора были сокращены:

  • Россия: с 2338 носителей и 9416 боезарядов на них до 1136 носителей и 5518 боезарядов.
  • США: с 1672 носителей и 8210 боеголовок на них до 1237 носителей и 5948 зарядов.

Военный обозреватель ТАСС обращает внимание, что стороны сократили больше вооружения, чем собирались.

По условиям СНВ стороны должны были иметь по 1600 развернутых МБР и связанных с ними пусковых установок, а также 6000 боезарядов на них. Причем, 4900 боезарядов для стратегических ракет в шахтах и на подводных лодках и 1100 боезарядов на ракетах мобильных пусковых.

России пришлось вдвое сократить количество самых мощных и самых тяжелых в мире ракет "Воевода" Р-36МУТТХ/Р-36М2 или "Сатана", как их называли на Западе (Satan SS-18). Их очень боялись в США

Некоторые эксперты считают, что Соединенные Штаты были вынуждены пойти на заключение с СССР договора в основном потому, что очень боялись этих ракет, способных нести к цели по десять разделяющихся головных частей индивидуального наведения (РГЧ ИН) мощностью в 750 килотонн каждая.

По мнению Литовкина, удар одной или несколькими ракетами "Воевода" мог превратить в радиационную пыль самые крупные государства мира или даже полконтинента. Таких ракет, выпущенных Днепропетровским заводом "Южмаш", в России было 304. К концу выполнения договора СНВ-1 осталось 154. Сейчас из-за старения этих ракетных комплексов и истечения гарантийных сроков нахождения их на боевом дежурстве их, по сведениям из открытых источников, осталось – 46 и дислоцируются они в Оренбургской области и в Красноярском крае.

Источник: испытания межконтинентальной ракеты

Через несколько лет на смену "Воеводе" придет новый ракетный комплекс "Сармат" (РС-28). У него будет не 10, а 15 ядерных боеголовок РГЧ ИН. Мощностью в 150-300 килотонн. И летать эта ракета будет гораздо дальше, чем "Воевода" - на 17 тысяч километров против 11 тысяч.

США по условиям СНВ-1 были вынуждены вдвое сократить основную составляющую своих стратегических ядерных сил - морскую. У них осталось только 400 боеголовок на ракетах Trident, хотя могли держать на них, если бы не было договора, несколько тысяч. И это, по мнению Литовкина, не единственная серьезная уступка нашей стране со стороны Вашингтона.

Кроме того, согласно договору, сокращалось количество стратегических бомбардировщиков и ракет на них, количество подвесок на тяжелых бомбардировщиках для крепления крылатых ракет.

Запрещалось иметь подземные объекты для подводных лодок со стратегическими ракетами на борту.

Была создана разветвленная система контроля за выполнением договора, как национальными техническими системами, так и инспекциями на местах. Работала система обмена информацией об испытаниях ракетного вооружения и обмена телеметрическими данными, а также многие другие меры доверия, которые потом перешли в другие соглашения или были неоправданно забыты.

За и против СНВ-1

У договора есть не только горячие сторонники, такие как академик Арбатов, но и не менее горячие противники. Последние, в частности, считают, что СССР пошел на неоправданные уступки США не только в сокращении тяжелых ракет, но также и в области контроля за производством ракетных комплексов.

Литовкин напомнил, что стороны договорились о том, что на воротах одного из заводов, производящих стратегические ракеты, будут дежурить инспекторы из страны-партнера по СНВ:

Американцам захотелось нести дежурство у нашего Воткинского завода, который выпускал и продолжает выпускать твердотопливные стратегические ракеты. В их числе "Тополь" и "Тополь-М", "Ярс", "Рубеж" и "Булава".

Американцы нам предложили завод в городе Магна (штат Юта), где выпускали ракеты Peacekeeper, в том числе и для мобильных пусковых установок.


К юбилею Договора СНВ-1, подписанного в Москве 31 июля 1991 г., Российский совет по международным делам попросил экспертов в области контроля над стратегическими вооружениями ответить на несколько вопросов о важности СНВ-1 и перспективах заключения новых соглашений.

Комментируют Андрей Баклицкий, Виктор Есин, Ольга Оликер, Александр Савельев, Дмитрий Стефанович.

К юбилею Договора СНВ-1, подписанного в Москве 31 июля 1991 г., Российский совет по международным делам попросил экспертов в области контроля над стратегическими вооружениями ответить на несколько вопросов о важности СНВ-1 и перспективах заключения новых соглашений.


Андрей Баклицкий, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, консультант ПИР-Центра, эксперт РСМД

31 июля 1991 г. Советский Союз и США подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), подведя черту под одним из наиболее амбициозных двухсторонних переговорных процессов — Переговорами по ядерным и космическим вооружениям. СНВ-1 вместе с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) положили начало реальному сокращению ядерных арсеналов и сформировали российско-американский контроль над вооружениями в том виде, в котором мы знаем его сегодня. Тем удивительнее вспомнить, что обстановка в начале переговоров в середине 1980-х совсем не давала поводов для оптимизма. Еще любопытнее выглядит большое количество параллелей между ситуацией тридцатипятилетней давности и сегодняшним днем.

Как тогда, так и сегодня отношения между Москвой и Вашингтоном находились на максимально низкой точке. Переговоры по контролю над вооружениями приходилось начинать после беспрецедентного перерыва. В 1983 году советско-американский диалог прекратился впервые с 60-х годов после развертывания американских ракет в Европе и не возобновился до 1985 года. Сегодня сторонам приходится преодолевать как паузу, образовавшуюся после заключения Нового ДСНВ в 2010 году, так и последствия деструктивных действий администрации Дональда Трампа.

При этом, у сегодняшней ситуации есть две отличительных черты, над которыми дипломатам в 1980-х приходилось ломать голову сильно меньше. Во-первых, это резкая поляризация американской политической системы, которая не только сильно усложняет процесс ратификации договоров по контролю над вооружениями, но и нормализует выход страны из юридически обязывающих договоров при смене администрации. Во-вторых, возросшее значение ядерных арсеналов третьих стран, в первую очередь Китая. И несмотря на то, что наращивание ядерного арсенала Пекина не направлено против Москвы, реакция на это Вашингтона не сможет не отразиться на российско-американском стратегическом балансе и двухстороннем диалоге.

Успешное проведение переговоров по ядерным и космическим вооружениям потребовало многолетней напряженной слаженной работы и с советской, и с американской стороны. Чтобы повторить этот успех сегодня, совместить иногда диаметрально противоположные позиции и заключить новые договора, повышающие безопасность обоих сторон, понадобились бы не меньше труда даже в самых идеальных условиях. К сожалению, с учетом всего вышеперечисленного, на идеальные условия рассчитывать не приходится.

Подписание 31 июля 1991 г. Договора СНВ-1 стало знаковым достижением на пути ядерного разоружения двух тогдашних сверхдержав — СССР и США. Впервые в мировой практике эти государства подписали соглашение не только об ограничении их стратегических ядерных сил (как это было ранее в Соглашении ОСВ-1 от 1972 года и Договоре ОСВ-2 от 1979 года), но и о существенном сокращении (примерно в полтора раза) этих ядерных сил.

Но значение Договора СНВ-1 состоит не только в количественном сокращении стратегических ядерных сил СССР и США, а и в том, и это, пожалуй, самое важное, что он обеспечил поддержание стратегической стабильности в советско-американских отношениях, поскольку заложенная в нём система верификации позволила обеспечить не только необходимую проверяемость выполнения его положений, но и такую транспарентность стратегических ядерных сил и их жизнедеятельности, которая исключила появление у сторон Договора стимулов для нанесения первого ядерного удара друг по другу.

Выработанные при разработке и заключении Договора СНВ-1 подходы к ограничению и сокращению стратегических ядерных сил и формированию системы верификации нашли своё отражение во всех последующих российско-американских договорённостях по ядерным вооружениям, включая и ныне действующий Договор СНВ-3. Это является ярким свидетельством того, насколько прозорливыми были разработчики Договора СНВ-1 как со стороны СССР, так и США. Они чётко понимали и ясно осознавали, что без заключения между СССР и США юридически обязывающего соглашения по стратегическим ядерным силам невозможно обеспечить в их отношениях стратегическую стабильность. Это остаётся верным и бесспорным и применительно к сегодняшним отношениям между Россией и США.

Ольга Оликер, директор программы по Европе и Центральной Азии Международной кризисной группы

Несмотря на все это, Москва и Вашингтон смогли подписать поистине революционный договор. Договор СНВ-1 ограничивал количество боеголовок, а не только пусковые установки, как это делали предшествовавшие им договоры серии ОСВ, открывая путь к реальным сокращениям и новым договорам, так что сегодня арсеналы составляют лишь малую часть от того, что имелось в 1980-х годах. Он включал в себя беспрецедентные положения о верификации, которые дали обеим сторонам больше понимания и осведомленности об арсеналах другой стороны, чем когда-либо можно было себе представить. Это достижение является прекрасным свидетельством мастерства переговорщиков и целеустремленности лидеров обеих стран.

Александр Савельев, доктор политических наук, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, участник переговоров по Договору СНВ-1

СНВ-1 является выдающимся международным договором по широте охвата проблематики контроля над стратегическими ядерными вооружениями и глубине проработки технических деталей, достигнутых за годы интенсивной работы (с 1985 по 1991 гг.). участникам Договора удалось согласовать целый ряд сложнейших документов, которые и составляют данное международное соглашение.

В определенной мере ключевое достижение Договора в том, что все последующие соглашения вели ко все более значительным сокращениям стратегических ядерных вооружений, а не исключительно установлением контроля за ними. При этом всеобъемлющая система контроля, выработанная в рамках СНВ-1, обеспечила достаточный уровень взаимной уверенности в соблюдении Договора, и стала основой в том числе и для последующих соглашений, в первую очередь СНВ-2 и действующего ДСНВ 2010 года.

Нельзя недооценивать и внедрение принципа стратегической стабильности как краеугольного камня всех последующих договоренностей в данной сфере.

Договор СНВ-1, является этапным достижением в области глубоких сокращений ядерных арсеналов двух крупнейших военных держав, но при этом он не утратил и своей практической значимости, как для действующих соглашений в данной области, так и для возможных будущих международных договоров.

Дмитрий Стефанович, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, внештатный научный сотрудник Института исследования проблем мира и безопасности при Гамбургском университете (IFSH), сооснователь проекта Ватфор

При этом, конечно, вполне возможно, что это самое ознакомление на постоянной основе в годы развала и деградации практически всех сфер отечественной жизни привело к рождению еще одного нарратива, вред которого мы отчасти ощущаем и до сих пор: мол, раз уж русским надо давать американские деньги на обеспечение безопасности ядерного арсенала, то пройдет десяток лет — и все развалится само, надо только не мешать и обеспечивать контроль. Как видим, не развалилось, даже напротив.

При этом тот же нарратив отчасти способствовал и другой тенденции — ядерное оружие и ядерное сдерживание как ключевой фактор международных военно-политических отношений оказалось на периферии интересов политиков, военных и ученых, какое-то внимание уделялось лишь нераспространенческой тематике.

Читайте также: