Сообщение о дмитрии ростовском

Обновлено: 07.07.2024

Под самое Рождество 1651 года в семье именитого сотника из Малороссии Саввы Григорьевича Туптало, отважного казака и сподвижника самого Богдана Хмельницкого, произошло радостное событие. У него и у его жены Марии, наконец то, родился наследник! Счастью их не было предела! От всей души благодарили они Господа и, следуя доброй традиции, нарекли младенца в крещении Даниилом - в честь праздновавшейся в тот день памяти святого Даниила Столпника, знаменитого аскета, жившего в V веке.

Семья проживала недалеко от Киева и потому, когда мальчику исполнилось 11 лет, его отдали на обучение в Киевскую Братскую коллегию – одно из лучших богословских учебных заведений того времени, устроенное по западноевропейскому образцу. Отрок сразу же проявил здесь незаурядные способности. Особенно дивился его таланту преподаватель риторики – известный проповедник и богослов того периода Иоанникий Галятовский. Под его руководством будущий подвижник в совершенстве овладел приемами построения речи и способами убеждений оппонента, впоследствии так восхищавшими его слушателей. Однако завершить обучение Даниилу не удалось, потому что во время очередного перехода Киева под власть польских шляхтичей, деятельность православного училища была прекращена.

Даниил вернулся в родительский дом. Однако он уже не мог жить прежней жизнью. Его тянуло к книгам, священным знаниям, а главное, к уединению в тихом месте, удаленном от вечно шумной и суетливой городской жизни. Поэтому, прожив среди житейских забот около двух лет, он, испросив благословения родителей, поселился в киевском Кирилловском монастыре, где вскоре принял постриг, получив имя Димитрия. Это имя было дано ему в честь великого христианского воина Димитрия Солунского.

Монастырская братия не могла не оценить ораторское искусство молодого насельника. Его проповеди приходили послушать не только киевляне, но и жители соседних с Киевом селений. Пришло время, и о нем узнала вся Малороссия и даже соседняя Литва, где тогда проживало немало православного люда. Обители, одна за одной, стали приглашать Димитрия к себе, чтобы привлечь в свои стены его вдохновенными проповедями побольше прихожан.

Дважды становился он настоятелем Свято-Никольского Крупицкого монастыря. Этот монастырь получил название Крупицкий потому, что в XIII веке, во время осады войсками Батыя, прятавшиеся в его стенах жители, страдая от голода, горячо молили Господа о спасении. В ответ на их молитвы с неба падала похожая на манну крупа, благодаря которой осажденные смогли пережить тяжелое время. Часть той крупы хранилась в серебряных сосудах обители вплоть до пришествия к власти гетмана Ивана Мазепы.

А получилось все совсем не так. Приехав в Москву и собираясь в длительное путешествие, подвижник на некоторое время задержался в городе. И надо же было такому случиться, что именно в те дни преставился глава Ростовской епархии, в связи с чем срочно потребовался достойный человек на его место. Церковное начальство не увидело кандидата более достойного, чем отец Димитрий, возведенный уже к тому времени в сан архимандрита. Вот и пришлось святителю, по Промыслу Божиему, вместо Сибири ехать в древний Ростов.

Погребли его, как он и предвидел, в Зачатьевском соборе ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. А примерно через полвека после этого здесь произошло удивительное событие, навсегда прославившее святителя как великого Божьего угодника, через которого Создатель изливает на верующих многочисленные чудеса.

ЧУДЕСНОЕ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ

В сентябре 1752 года в Зачатьевском соборе произошло несчастье. В один из пасмурных осенних дней обрушилась часть деревянного пола в одном из притворов. Прогнившие доски провалились в подвал, а на остальном покрытии появились опасные вздутия. Богослужения в соборе пришлось прекратить. Вызвали плотников строгать новый настил, однако, прежде необходимо было убрать старые доски.

Когда рабочие спустились в подвальное помещение, чтобы извлечь оттуда провалившуюся часть покрытия, они обнаружили там забытую гробницу, на которой значилось, что погребен в ней Ростовский архимандрит Димитрий. Удивительным было то, что мощи святителя оказались совершенно нетронуты тлением. Нетленны были и его одежды, хотя покоящиеся здесь же страницы рукописей подвижника от времени и сырости давно рассыпались в прах. Саркофаг извлекли на поверхность и, до окончания ремонта, опечатанным перенесли в соседний действующий храм.

И тут начались чудеса. Как только к саркофагу с мощами святителя подходили прихожане, страдающие от какой-либо хвори, болезнь либо совсем их покидала, либо становилась значительно легче. Расслабленные вновь начинали владеть своим телом, хромые могли ходить, а незрячие прозревали. Особенно же многочисленны были исцеления головной боли и грудных болезней.

Вскоре стало известно, что, если подвести к телу владыки человека, одержимого нечистыми духами, демоны мгновенно его оставляли.

Обо всем случившемся настоятель обители доложил правящему архиерею, которым в то время был Арсений Мациевич – незаурядная историческая личность, будущий священномученик, один из ярых противников церковных реформ Петра I и Екатерины II. Именно владыка Арсений, получив уведомление настоятеля, организовал комиссию из священнослужителей и отправил их в ростовский монастырь для освидетельствования обретенных мощей. Комиссия подтвердила все факты. Ею были опрошены десятки людей, которые под присягой в присутствии свидетелей давали показания о произошедших с ними чудесах у гробницы архимандрита Димитрия.

Слух о новообретенных святых мощах дошел и до государыни Елисаветы Петровны. И она не мало поспособствовало скорейшему постановлению Святейшего Синода о канонизации праведника. Через пять лет после обретения мощей, 22 апреля 1757 года, убедившись в их нетленности и многочисленности подаваемым от них исцелений, владыка Димитрий был прославлен в лике святителей. Рака с его мощами была возвращена в Зачатьевский собор Спасо-Яковлевского монастыря, где она и находится по сей день, изливая дивные чудеса на притекающих к ней паломников.

Димитрий Ростовский с детства демонстрировал преданность вере и желание служить церкви. Он прославился своими трудами и проповедями, а также стал единственным святым, канонизированным Русской православной церковью за весь период XVIII века.

Детство и юность

Димитрий Ростовский появился на свет в декабре 1651 года в украинском городе Макарове. При рождении он получил имя Даниил и фамилию Туптало. Отец мальчика был сотником, редко бывал дома, и его воспитанием занималась преимущественно мама, которая старалась приобщать сына к вере. Даниил рос тихим, послушным, много читал и уважал Законы Божьи.

После того как семья переехала в Киев, ребенка отдали на обучение в Киево-Братскую коллегию, где он показал себя как прилежный и способный ученик. Юноша изучал риторику, поэтику, латынь, польский и греческий языки. Он часто бывал в храме и проводил время за молитвами.

Когда Даниилу исполнилось 18 лет, он решил, что хочет посвятить жизнь служению Богу. Юноша отправился в Кирилловский монастырь, где вскоре принял постриг и взял новое имя Димитрий. Уже год спустя он получил сан иеродиакона.

Житие

К молодому священнослужителю был благосклонен архиепископ Лазарь, который вскоре возвел его в иеромонахи. В этот период юноша показал себя как талантливый проповедник, чуткий по отношению к прихожанам. Некоторое время он жил в Чернигове, но затем получил приглашение проповедовать в Слуцком Преображенском монастыре.

Затем церковник вернулся в Украину и служил при Крупицком монастыре, после чего получил сан игумена при Максаковском. Год спустя он отправился в Батурин, где позже откликнулся на просьбу Варлаама вернуться в Киев. Димитрий поселился при Киево-Печерской лавре, в которой занялся литературным творчеством.

Уже в 1697 году мужчина был возведен в архимандриты и стал настоятелем Елецкого Успенского монастыря. Его следующее пристанище — Преображенский монастырь, куда церковника перевели спустя 2 года после принятия нового сана.

Когда Петр I издал требование прислать кандидатов на место просветителя в Сибирской архиерейской кафедре, Димитрий отправился в Москву для встречи с царем. Но после возведения в сан митрополита Тобольского у священнослужителя начались проблемы со здоровьем, поэтому его направили в Ростовскую митрополию.

В период жизни в Ростове церковник занимался вопросами нравственности и просвещения местных жителей, боролся со старообрядчеством, мракобесием и невежеством духовенства. Он основал училище при своих покоях, в котором воспитывали будущих иереев, и продолжал писать.

Литературное наследие

4 октября — обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752).

Сегодня даже не все знают, что это такое. Это целый свод житий (жизнеописаний) святых, охватывающий весь годовой круг памятных дат. Минеи читали дома в кругу близких, они были самым любимым чтением в семьях, где знали грамоту. Не все знают и о том, кто сделал жития святых в России основой домашних книжных собраний – о замечательном пастыре и о выдающемся духовном писателе – святителе Димитрии Ростовском, память которого Церковь совершает 10 ноября.

13-sv_D_Rostovski_suvr_ru_ikona

…Солнце клонилось к западу, трудным выдался для митрополита Димитрия осенний день 1709 года. За три дня до того Владыка почувствовал слабость, однако не мог отказаться от того, чтобы служить у престола в храме в день своего небесного покровителя – Св. Вмч. Димитрия Солунского.

Было уже поздно, когда митрополит неожиданно позвал к себе певчих и долго слушал, прислонившись больной спиной к печке, чтобы как-то умягчить приступы кашля, любимые духовные гимны и песнопения. Всех благословил, как-то особо тепло, участливо. Удержав одного из них еще на малое время, поклонился ему в пояс, сердечно благодаря за труды (тот много помогал ему переписывать набело его духовные сочинения).

А утром Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Едва колокола ударили к заутреней, служители нашли его стоящего на коленях и как бы молящегося перед образами; душа же его уже отошла ко Господу.

Провожало Владыку великое множество людей. Приехала из Москвы вдова государя Иоанна Алексеевича – царица Параскева с дочерьми, миряне и духовенство потоками шли поклониться в последний раз тому, кто всю Россию наделил своими знаниями. Непрерывно шли и бедные, нищие, которых митрополит годами ссужал и одеждой, и пищей, принимая их как братьев. Семинаристы ежились, будто осиротели.

sv-Dimitr-rimage001

Его никогда не видели праздным. Он управлял делами Церкви, постоянно что-то писал: духовные сочинения, наставления мирянам и духовенству, заботился о нуждающихся и обращал от заблуждений к истине раскольников и еретиков, болезнуя и о них, как о погибающих.

sv-Dimitr-rimage003

При такой добровольной бедности митрополит Дмитрий приложил в наследство по себе для целых поколений великое духовное сокровище – 12 томов житий святых.

Прошло 42 года после его погребения, и 21 сентября 1732 года были обретены нетленными его святые мощи, от которых начали совершаться исцеления. Святейшим Синодом святитель Димитрий был причислен к лику новоявленных чудотворцев Российских.

В следующем году императрица Елизавета устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма.

Дар ученика

К главному труду своему митрополит Димитрий готовился с юных лет. Не каждому дано то, что было стрежнем его характера – постоянная потребность в учении.

Родился он на киевщине в незнатной, но благочестивой семье казацкого сотника. Обучившись грамоте, юношей он твердо решил поступать в духовное училище при Богоявленской церкви в Киеве.

sv-Dimitr-rimage004

Способности его и желание учиться были таковы, что при скромных средствах, он стал первым учеником на курсе. Тогда-то заронилась в сердце и искра той горячей любви к Богу, когда душа желает только одного – служить Ему всецело.

В 21 год принял он монашеский постриг, а в 25 лет был уже рукоположен в иеромонаха, т.е. монаха, имеющего сан священника. В ту пору он не переставал, как и прежде читать, вникать во все вопросы, связанные с историей Церкви, особенно же – относительно спорных мнений, чтобы как пастырь уметь дать единственно верный ответ людям непросвещенным. Время было непростое: Православию в южнорусских землях приходилось отстаивать истинное исповедание перед наступлением западных проповедников.

Не почет означало для него принятие игуменского сана. Это был призыв к еще более усердному служению. Вскоре игумен Димитрий переселился в Киево-Печерскую Лавру для продолжения ученых занятий. С 1684 года начался для него двадцатилетний период трудов по составлению многотомного издания Четий – Миней. Это стало главным делом его жизни, которое он продолжал и в монашеской келье, и в сане настоятельском, и позднее, когда московский патриарх Адриан переведет его в Ростов, на святительской кафедре. Многие годы работы, для того, чтобы и сегодня в России люди могли просто протянуть руку, взять с полки нужный том и прочесть главу о том или ином из святых начиная от первых веков христианской истории.

Сделать святых близкими людям

11-5448742

Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского надо немного представлять себе историю русской духовной литературы. До него в церкви обычно использовались Четьи Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, и главное – написаны они были на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики.

Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.

Для дополнения уже известных сведений о святых Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги, выписанные со Святой Горы (особенно – Симона Метафраста, много потрудившегося над житиями святых в X веке).

Писать же святитель Димитрий старался так, как хороший иконописец пишет икону: чтобы был виден лик, духовный образ святого. Интересны были и собранные им факты, малоизвестные прежде, но, благодаря его произведениям, доступному языку, со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные духом апостолы и великие святители Церкви, прославившие Бога крепостью своей веры мученики и подражавшие жизнью Христу преподобные, смиренные праведники и неустрашимые пророки.

Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям. – За время его работы ему не раз являлись во сне те, о ком он писал, как бы, удостоверяя его в том, что Церковь Небесная молится о благополучном свершении его труда на благо Церкви земной.

Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя – Николая Александровича Романова.

Что мы выбираем?

Митрополит Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651, местечко Макаров, Киевский полк — 28 октября 1709, Ростов) — российский церковный деятель, епископ Русской Церкви; духовный писатель, оратор.

Содержание

Жизнеописание



После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). 10 августа 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в Чернигове. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых. В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата.

За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом и католицизмом. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского.



Смерть и погребение

Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря.

В могиле вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений. [1] Над местом погребения установили деревянную гробницу.

Канонизация



Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского (1910)

В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Был извещён митрополит Pостовский Арсений, который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.

Об обретении мощей стало известно в народе, стали появляться рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершённых при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). [1] Подлинное дело об обретении и открытии мощей святого Димитрия Ростовского хранится в РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222 [3] . В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена переяславским епископом Амвросием. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского: одна, 1756 г., связана с именем Амвросия Каменского, епископа Переяславского и Дмитровского, другая – с именем настоятеля Спасо-Иаковлевского монастыря Луки (создана между 1758 и 1763 г.), кроме того, две полные редакции: редакция Арсения Мацеевича (1757–1758 г.) и Синодальная редакция (1784 г.), написанная Я. А. Татищевым [4] .

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период, а также единственным, прославленным в XVIII веке. [5] Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.



Литературное наследие

Четьи-Минеи



Работа над житиями святых была начата 6 мая 1684 года и продолжалась в течение 20 лет. При написании он пользовался Макарьевскими минеями, рукописью Симеона Метафраста, доставленной ему с Афона, русскими прологами, патериками и различными западными сборниками. Димитрий осознавал, что имеющиеся у него материалы имели разную степень достоверности в качестве источников и поэтому многое из них он не вносил в свой сборник. [8]

Четьи-Минеи написаны Димитрием в четырёх книгах, содержащих жития за три месяца, и начинаются согласно церковному календарю с сентября месяца.

Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, который после Евангелия, имел огромное влияние на верующее русское общество. [9] Достоевский писал:

Труды



  • Четьи Минеи (Жития святых);
  • Алфавит духовный;
  • Духовное врачество против хульных помыслов, Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих;
  • Утешение человеку в скорби, беде и гонении;
  • Зерцало православного исповедания;
  • Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося;
  • Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати;
  • О исповедании грехов и святом причащении;
  • Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало;
  • Плач на погребение Христово;
  • Розыск о раскольнической Брынской вере;
  • Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении;
  • Краткие богомысленные размышления;
  • Руно орошенное.

Примечания

  1. 123Святой Димитрий Ростовский
  2. ↑Димитрий (Туптало) (сайт Русское Православие)
  3. ↑ Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114.
  4. ↑ Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114-115.
  5. ↑ Известен указ Синода об 30 сентября 1798 года об утверждении празднования Феодосию Тотемскому, но он, по мнению Е. Е. Голубинского, лишь подтвердил прежнее местное почитание святого (Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 9. С. 336—337).
  6. ↑ Лихачев Д. С. История древнерусской литературы // Избранные работы: В 3 т. Т. 1. Л., 1987. С. 266.
  7. ↑Вертеп Алексея Стрельникова
  8. ↑ Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М. 1991 г. Т. 3. С. 524.
  9. ↑ Погожев Е. Н. (Поселянин) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века
  10. ↑О значении Четьи-Миней святителя Димитрия для русского народа

Литература

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1651 году
  • Родившиеся в Макарове
  • Умершие в 1709 году
  • Умершие в Ростове
  • Святые по алфавиту
  • Писатели в общественном достоянии
  • Родившиеся в Киевской губернии
  • Похороненные в Ярославской области
  • Выпускники Киево-Могилянской академии
  • Епископы Русской православной церкви
  • Митрополиты Русской православной церкви
  • Главы Ростовской епархии
  • Архиереи Сибирские и Тобольские
  • Русские православные святые
  • Святители
  • Святые Украины
  • Христианские святые XVIII века
  • Канонизированные в XVIII веке
  • Драматурги XVII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Димитрий Ростовский" в других словарях:

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ — (Даниил Саввич Туптало) (1651 1709) митрополит ростовский, писатель. Поддерживал реформы Петра I с условием невмешательства государства в церковные дела. Составил новую редакцию Четий Миней , автор пьес ( Рождественская драма , 1702) и… … Большой Энциклопедический словарь

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ — (в миру Даниил Саввич Туптало) (декабрь 1651, Макаров, Украина 28.10(8.11). 1709, Ростов) церковный деятель, просветитель. Канонизирован в 1757 г. Философские представления Д. Р. могут быть поняты лишь как аспект его церковного и богословского … Русская Философия. Энциклопедия

Димитрий Ростовский — – св. митрополит ростовский, род. в 1651 г. в Малороссии, в г. Макарове. Образование Д. получил в киевской братской школе, а в 1668 г., следуя своей наклонности к созерцательной тихой жизни, принял монашество в Кирилловском монастыре; в 1669 … Полный православный богословский энциклопедический словарь

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ — святой, митрополит (12.1651 28.10.1709), Четъих Миней 12 томного свода житий святых, охватывающего весь годовой круг. Этому делу он посвятил более двадцати лет, начав его в колыбели русской святости Киеве и продолжая до конца своих дней. Четьи… … Русская история

Димитрий Ростовский — (Туптало) (1651 1709) святой (память 23 мая/5 июня, 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября), митрополит Ростовский. Знаменитый проповедник и выдающийся церковный писатель, составивший полный свод житий православных святых ( Четьи Минеи… … Православный энциклопедический словарь

Димитрий Ростовский — (Туптало Дан. Саввич) (1651 1709) церк. деятель и писатель. Учился в Киево Могилянской акад. (1662 65), в 1668 пострижен в монахи, в 1677 78 жил в Литве В разные годы Д. Р. был проповедником, затем игуменом ряда укр. монастырей, с 1683 нек рое… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ — (1651 1709) Днепровский Казак и митрополит, причисленный к лику святых. В миру носил имя Даниила Туптало, был родом из местечка Макарова Киевской губ., учился в Киевской Мо гилянской Академии и после ее окончания вскоре ушел в монастырь. В сан… … Казачий словарь-справочник

Читайте также: