Сообщение о деятелях науки в раннее новое время

Обновлено: 08.07.2024

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма(свобода предпринимательства), бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

Ключевые фигуры в философии разума 17-18 столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты(основой познания и действия людей является разум), главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых "врождённых идей", присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш.Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления - Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этичекие вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.

В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале 19 века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.

Рене Декарт(1596—1650) — французский математик и философ. Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.

Он выводил основные идеи христианства из традиционного синтеза космологии и метафизики аристотелевского толка. Указывал на незначительность человека, но в то же время и возвышал его из-за способности мыслить:

Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая пространство местом существования вещей, координирующим их положение, а время — фактором, описывающим последовательность состояний объектов.

В XIX в. появились глобальные научные теории, объяснившие природу многих явлений, издревле знакомых человечеству. В физике таким фундаментальным открытием стала волновая теория Дж. Максвелла, в химии — периодический закон Д.И. Менделеева, в медицине — изучение микромира и труды Н.И. Пирогова, а представление об истории жизни на Земле перевернула эволюционная теория Ч. Дарвина.

Памятник Д.И. Менделееву

На волнах открытий

Понятие о звуке как о механических колебаниях, распространяющихся волнами в пространстве, в XIX в. привело к изобретению телефона и граммофона. Иную природу имеют электромагнитные волны, которые в 1865 г. описал английский физик Дж. Максвелл. Опираясь на открытую М. Фарадеем электромагнитную индукцию, он выдвинул волновую теорию электромагнитного излучения и математически обосновал существование электромагнитных волн, передающих энергию в пространстве посредством чередования вихревых магнитных и электрических полей, порождаемых друг другом.

Вычисленная Максвеллом скорость распространения этих волн совпала со скоростью света, довольно точно вычисленной в 1849 г. французским физиком А. Физо. Это совпадение, а также опыт в изучении света и цвета позволили Максвеллу предположить, что свет — это тоже вид электромагнитного излучения. Современная наука рассматривает свет и как электромагнитную волну, и как поток элементарных частиц — фотонов. В 1887 г. Г. Герц обнаружил один из типов электромагнитных волн — радиоволны, которые вскоре стали использоваться в радиосвязи, а в конце XIX в. исследовали рентгеновское излучение.

Таблица на все времена

Основатель научной химии французский естествоиспытатель второй половины XVIII в. А.Л. Лавуазье выявил мельчайшую химическую единицу, сохраняющую свои свойства — химический элемент, - и создал список 33 химических элементов, попытавшись систематизировать их, исходя из их сходств и различий. К середине XIX в. были известны уже 63 элемента. Главной задачей химии стал поиск закономерностей в распределении свойств элементов. Учёные пытались систематизировать их, исходя из понимания, что химический элемент — это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

В 1869 г. русский учёный Д.И. Менделеев открыл периодический закон — фундаментальный закон природы, выражающий зависимость свойств химических элементов от величин их атомной массы (веса). Графическое выражение закона — таблица Менделеева, где химические элементы расположены в порядке возрастания их атомной массы и составляют группы со сходными свойствами. Периодический закон позволил предсказывать свойства ещё не открытых веществ. Каждый из открытых на сегодняшний день 118 химических элементов занимает в таблице место, согласно своей атомной массе, и его свойства оказываются схожи со свойствами других элементов группы, в которую он попадает.

Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева

Золотой век хирургии

XIX в. — век бурного развития медицины. Открытие микроорганизмов и их влияния на человеческий организм позволило провести идею антисептики. Этот комплекс мер борьбы с микробами, включающий стерилизацию медицинских инструментов и антисептическую обработку хирургических ран, значительно снизил послеоперационную смертность. Б 1846 г. американский врач У. Мортон впервые применил обезболивание (анестезию) при операции, усыпив пациента эфиром, веществом, об обезболивающих свойствах которого знал ещё Парацельс.

Николай Иванович Пирогов

Поворот сознания

До середины XIX в. человечество пребывало в твёрдой уверенности, что природа и человек сотворены Богом и остаются неизменными с момента сотворения. Начавшиеся ещё в античности попытки представить эволюционную историю развития видов животных и растений от простого к сложному, увенчавшуюся возникновением человека, без доказательной базы не могли опровергнуть устоявшегося мнения.

В XVII-XVIII вв. Н. Тульп, основатель сравнительной анатомии, систематик живой природы К. Линней, М.В. Ломоносов, изучавший древние окаменелости, вернулись к вопросам происхождения видов, а в XIX в. появились эволюционные теории, подготовившие рождение учения английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина. Изучив живую природу Галапагосских островов, поднявшихся из океана 5-10 млн лет назад и заселённых выходцами с удалённого материка, Дарвин обнаружил, что переселенцы, приспосабливаясь к жизни на островах, изменились и образовали новые виды, отличные от материковых предков.

Эволюция человека, виды человека

Эволюция человека, виды человека: 1. австралопитек; 2. человек умелый; 3. питекантроп; 4. неандерталец; 5. неоантроп

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Действия учеников, предполагаемые ответы

Приветствие учеников, проверка отсутствующих, готовности к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

На прошлом уроке мы рассмотрели период Высокого возрождения и познакомились с основными деятелями этого периода и их произведениями. Сегодня мы рассмотрим развитие науки в РНВ, которое частично относится к периоду Позднего Возрождения.

Опрос д/з: *какие периоды выделяют внутри Возрождения

*назовите особенности Ренессанса

*основные положения гуманизма

Доклады учеников (которые не ответили на предыдущем уроке) на тему: У.Шекспир, Леонардо да Винчи

- Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение Позднее Возрождение

-возрождение античной культуры, антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия

*Гуманизм от латинского humanus – человечный, это мировоззрение которое утверждает право человека на счастье, на свободу

Объяснение нового материла.

*Записываем определение, натурфилософия – это философия природы, понимаемая как целостная система самых общих законов естествознания.

*Сегодня на уроке мы будем работать с текстом учебника и заполнять вместе таблицу, которую вы видите на доске. Перерисуйте ее себе в тетрадь.

1. Н.Коперник (1473-1543), Польша,

* найдите в учебнике основные идеи и открытия Н.Коперника

* подумайте на формирование каких новых взглядов повлияло его учение

3. Галилео Галилей (1564-1642) – Италия

* найдите в учебнике основные идеи и открытия Г. Галилея

* подумайте на формирование каких новых взглядов повлияли его открытия

4.Исаак Ньютон (1643-1727) , Англия

* найдите в учебнике основные идеи и открытия И.Ньютона

* подумайте на формирование каких новых взглядов повлияло открытия и идеи

5. Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Англия

* найдите в учебнике основные идеи и открытия Ф. Бэкона

* подумайте на формирование каких новых взглядов повлияло идеи

7. Рене Декарт (1596-1650), Франция, доклад

Записывают тему урока

Вывод: мы рассмотрели, развитие науки и культуры в РНВ. Все открытия совершенные в 16-17 вв. внесли огромный вклад в мировую науку, сформировали новые представления о мире и взгляды на окружающий мир.

Подпись учителя-предметника _________________Ядгарова С.В.

Тема. Развитие науки в раннее новое время

– сформировать представление о развитии науки в период Позднего Возрождения;

- познакомить учеников с учеными РНВ.

- развивать умения и навыки работы с текстом и осуществлять отбор информации;

- развивать навыки систематизации информации в форме таблицы.

- продолжать воспитывать нравственное отношение к культурным и духовным ценностям предшествующих поколений.

Тип урока – комбинированный

Практический – составление таблицы, работа с учебником.

Оборудование урока – доска, рабочая тетрадь, учебник Новая история, 1500-1800: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.я. Юдовская, П.А. Баранов – М., 2000.

Межпредметные связи – физика, философия.

Основные идеи и открытия

На формирование каких новых взглядов они повлияли

Пересмотр физической структуры Вселенной, заложил основы пути к новой космологии

Джордано Филиппо) Бруно

Вселенная безмерна и бесконечна, вечна и не может быть уничтожена, не имеет центра, это бесконечное множество звезд. Бог – Вселенная творимая и творящая, причина и следствие. Бог растворен в природе.

Открыл: новые звезды – спутники Юпитера (Звезды Медичи), горы на Луне, пятна на Солнце. Сформулировал законы падения тел, движения маятника и другие законы физики. Основатель экспериментальной физики. Доказал, что Млечный путь – это скопление звезд, а не туманность как по Аристотелю или дорога в рай как написано в Священном писании.

1671г. – построил маленький зеркальный телескоп.

Создал оптическую лабораторию, произвел опыт разложения солнечного света, открыл законы распространения света и новые методы математических вычислений.

Открытие закона всемирного тяготения способствовало к переходу от простого описания солнечной системы к объяснению законов ее движения и утверждало победу учения Коперника. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам мехаики.

Создал аналитическую геометрию, ввел понятие переменной величины, современные алгебраические символы. Главную роль в познании оставлял за разумом.

  • Периодизация эпохи
  • Характерные особенности
  • Научный прогресс
  • Культурные черты
  • Принципы искусства
  • Известные деятели
  • Значимые события
  • На пороге открытий

Культура Нового времени

Периодизация эпохи

Новое время взяло за основу духовные ориентиры и жизнь буржуазии. В нем выделяются 3 периода, у каждого из которых имеются культурные особенности:

Прогрессирование культурного развития отмечалось в Испании и Франции. Англия страдала от бесконечных революций, поэтому немного отстала от них. В европейских государствах начался процесс становления современной философии и мировой живописи.

После этого завершилось формирование мануфактур, стало выделяться политическое либеральное течение, появилась свободная экономика. Общество потянулось к праву и свободе выбора идеологии, что вылилось в итоге в развитие Просвещения.

Характерные особенности

Новое время было наполнено противоречиями, поскольку сменялся старый общественный уклад. Ценности подверглись переосмыслению, был воспринят технологический прогресс. Главные особенности эпохи:

Периодизация эпохи

  1. Отдельная личность играет большую роль. Внимание устремлено на ее духовность, результатом чего стало открытие самосознания.
  2. Человек потянулся к гуманизму, отдававшему первенство свободе творчества. Его особенность заключалась в универсальности, когда личность получает право на жизнь, свободу, обогащение.
  3. Сформировались условия для технического прогресса, изменений жизненного уклада, укрепления экономического порядка.
  4. Обострились отношения между властью и церковью, в результате чего первой не удалось доминировать.

Представитель общества постепенно перерождался в экономическое орудие, необходимое для зарабатывания денег. Одновременно с этим наблюдалась борьба с экономической и техногенной зависимостью. В искусстве положено начало многим стилистическим жанрам. В XIX веке появился кинематограф. Это время уникально тем, что подарило обществу метро с подземными туннелями.

Научный прогресс

Развитие производства привело к проведению новых исследований. Механика вместе с движением тел вышла на первый план. Стремительному расширению подверглась научная культура. Немаловажная роль в этом отведена математическим открытиям.

Вселенная уже не считалась неким существом, она стала признаваться безликим феноменом, который управляется природными законами, поддающимися изучению. Религия отошла на второй план и стала приравниваться к несуществующим факторам.

Культурные черты

Характерные особенности

Рассматривая периодизацию Нового времени, следует отметить научную революцию, неразрывно связанную с теорией Коперника. Религиозная среда отнеслась к последней с протестом, а фанатики находили в ней неразрывную связь с Джордано Бруно, осужденным в свое время инквизицией. Позже Кеплером было доказано перемещение планет по траектории, напоминающей по форме эллипс.

К характерным чертам Нового времени относится телескоп, изобретенный Галилео Галилеем. Это приспособление помогло доказать однородность планет. По завершении этих открытий науки разделились на гуманитарные и прикладные.

Научный прогресс

Развитие науки осложнялось тем, что общество разделилось на две половины. Одни были сенсуалистами, другие поддерживали рациональность. Первые склонялись к тому, что достоверным является эмпирический и чувственный путь. Вторые утверждали, что познать окружающий мир можно только разумом.

Культура в Новый период сопровождается развитием культа женского тела, особенно в Западной Европе. В XIX веке дамы отстаивали социальную независимость, свободу слова. Брак заключался только по взаимной любви, разрешался для мужчин с 30 лет, для женщин — с 25 лет. Общество стало образованным, появилась традиция раздельного обучения девочек и мальчиков.

Принципы искусства

Культурные черты

Барокко охватывает все сферы жизни, начиная с одежды и заканчивая архитектурой. Женские наряды, выполненные в этом стиле, отодвинули на второй план французские кружевные изделия. В архитектуре всячески уравновешивались формы, например, массивные детали объединялись с воздушными элементами.

Англии и Франции этот стиль преобразовался в классицизм. Для него характерны античные формы, лаконичность сочетается со строгостью. В основе барокко присутствует рационализм.

Для Новой эпохи характерен и стиль рококо. Он отождествляется с отхождением человека от привычного мира с целью погружения в фантазии, иллюзии. Подобный стиль соединил в себе воздушные и изящные черты. Он демонстрирует этнические восточные детали, какие особенно ярко просматриваются в художественной культуре. Литература обогатилась новым направлением сентиментализмом.

Известные деятели

Известные деятели

В эпоху Нового времени активно развивается наука, она позволила появиться и закрепиться важным принципам естествознания. Накопившиеся знания целителей, врачей и алхимиков подверглись структурированию и получили конкретную форму. Появившиеся идеалы науки неразрывно связывались с экспериментальной проверкой догматов религии и природных процессов, математическими достижениями.

Общие знания и образование стали авторитетными явлениями. Они считались двигателями прогресса. К философии проявляется уважительное отношение благодаря работам известных ученых Вольтера, Руссо, Беркли.

Особенности культуры Нового времени заключаются в одновременном падении авторитета церкви. Наука, построенная на разуме и практических исследованиях, вышла на первое место:

  • уникальной является методология науки Галилея;
  • за Ньютоном осталась механика и основные ее принципы;
  • философию от схоластики освободили Гоббс, Бэкон, Спиноза.

Прослеживалось снижение зависимости общества от религии. Формирование науки основано не на достижениях конкретной личности, а на многочисленных проверенных фактах.

Значимые события

Этот период принес не только колоссальные перемены в мире науки и искусства, но и важные географические открытия. Значительный прогресс наблюдался в медицине, математике, астрономии, философии. Изменилось восприятие религии и веры в целом. Здесь наблюдается колоссальный переворот, связанный с культурными убеждениями.

Значимые события

Официальная дорога в Индию была найдена в 1498 году Васко да Гамой. Открытие принесло прибыльные торговые возможности в отношении стран, расположенных на индийском побережье.

На пороге открытий

Копернику удалось освоить математику и астрономию, создать первые астрономические таблицы, одновременно с этим он совершенствовался в правовом образовании, медицине. Д. Бруно — настоящий революционер, он доказывал существование множества планет, утверждал, что Солнце является звездой, а аналогичных ему тел во Вселенной не сосчитать. И только Галилею с созданием телескопа удалось доказать общественности теории Коперника и Бруно.

На пороге открытий

Книгопечатанье стало достижением И. Гутенберга, оно способствовало развитию образованности. Интеллектуальный человек стал эталоном и культурным образцом Нового времени.

Насыщенный событиями культурно-исторический XVII век принес много перемен в Европу и Россию, оставив богатое наследие. Наблюдается становление бюрократических государств, отход от средневековых принципов. Динамичному развитию подверглась социально-экономическая жизнь, что оставило заметный отпечаток на культуре. В городах появляется развитая инфраструктура, общество тянется к образованию. На первый план выходят свобода слова и появление интеллигенции.

Характеристику Нового времени в школе изучают на уроках истории и культурологии. Для закрепления материала дети пишут рефераты и доклады по теме, читают в кратком содержании литературные и научные труды представителей эпохи.

Читайте также: