Сообщение о церковном пении 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Сайт творческой группы при Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете

Православное церковное пение д елится на несколько видов:

  • древнее — распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и другие богослужебные распевы у прочих православных народов, входивших в её состав), на Кавказе (например — грузинский распев.), а также в Древней Руси: знаменные, столповые, и др. распевы
  • партесное (многоголосное) — зародилось в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стала распространяться и в России.
  • духовные стихи и псалмы (это песни на духовные темы) — не богослужебная

Партесное пение (от латинского. partes — голоса) — тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое пение. Количество голосов может быть разное, от 3 до 12, а может достигать и 48.

В партесном пении различают исполнение песнопения с постоянным и переменным многоголосием. Постоянное многоголосие обычно предполагает четырехголосные обработки мелодий знаменного и других распевов. Переменное многоголосие представляет чередование звучания полного хорового состава и отдельных групп голосов.

Место первого партесного пения — Юго-Западная Русь; распространилось в России во времена правления Елизаветы Петровны и после её царствования. В борьбе с церковной унией и католичеством православные христиане Юго-Западной Руси стремились разработать вид пения, который бы был отличный от католического органного звучания. Начинателями разработки такого пения стали православные братства. Открывая многие школы при монастырях, они вводили изучение партесного пения в храмовых хорах. Покидая родные места, Юго-Западную Русь, православные христиане несли партесное пение в Московское государство, где господствовало одноголосное хоровое знаменное пение. Вот таким образом, партесное пение пришло на смену знаменному пению в нашу теперешнюю церковь. В богослужебное употребление партесное пение было введено в 1668 году с согласия восточных патриархов.

Некоторые известные русские композиторы, писавшие церковную музыку: Н. П. Дилецкий (XVII век); А.Ведель, М.Березовский, Д.Бортнянский (XVIII век); П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Гречанинов, А.Архангельский, П.Чесноков (XIX век); А.Кастальский, Г.Свиридов, В.Гаврилин (XX век) и многие другие.

Духовные стихи — песни каликов перехожих, скитские песни старообрядцев и монахов, псалмы (переложение псалмов царя Давида на стихотворный лад). Пример современных духовных стихов — это творчество иеромонаха Романа. Духовные стихи могли исполнятся и под разные музыкальные инструменты, в основном жалейки, гудки, колёсные лиры или гусли. Теперь чаще используется гитара. Духовные стихи исполнялись каликами перехожими — калечными людьми, не имеющими другой возможности заработать себе на хлеб. Калики перехожие совершали паломничества к святым местам, были очень честными и набожными людьми. В наше время существует множество примеров талантливых авторов, которые пишут и исполняют неплохие стихи. Яркий тому пример это: иеромонах Роман и иеродиакон Герман (Рябцев).

История

Согласно евангельскому повествованию, первое христианское песнопение было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь (Лк. 2, 13-14); обычай употреблять песнопения на богослужениях был освящен Господом Иисусом Христом на Тайной вечери (Мф. 26, 30; Мк. 14, 26). В истории христианского песнотворчества первые два века овеяны духом импровизации. Плодом ее стала вдохновенная богослужебная поэзия гимнов и псалмов, песен хвалы и благодарений. Поэзия эта рождалась одновременно с музыкой как песнопение в его точном значении.

В раннем периоде христианского песнотворчества догматический элемент доминирует над лирическим, так как христианское богослужение есть прежде всего исповедание, свидетельство веры, а не только излияние чувств, что и предопределило в песнотворчестве музыкальный стиль — его мелодическое выражение и форму.

В последующие века деятельным трудом создалась стройная, музыкально обоснованная художественная система осмогласия. Над музыкально-техническим ее совершенствованием трудились великие песнотворцы: на Западе — папа Римский святой Григорий Великий, или Двоеслов († 604), на Востоке — святой Иоанн Дамаскин († 776). Труды святого Иоанна Дамаскина способствовали становлению осмогласия основным законом богослужебного пения в практике всей Восточной Церкви. Сообразно с концепцией Климента Александрийского, музыкальная структура осмогласия святого Иоанна Дамаскина исключает напевы хроматического строя и базируется на дорическом и фригийском ладовом строе диатонического характера.

Практикуемое нашей Церковью восточногреческое церковное осмогласие не удерживает всех точных музыкальных форм и тонкостей, имевшихся в византийском прототипе, но содержит в себе твердые музыкальные основания, мелодические и ритмические свойства византийского осмогласия. Характерной музыкальной особенностью осмогласия является присущее ему живое, светлое, радостное религиозное чувство, как плод христианского благодушия, без скорби и уныния; оно превосходно выражает чувства кротости, смирения, мольбы и богобоязненности. Несравнимая прелесть сочетания звуков в системе осмогласия свидетельствует о высоком художественном вкусе его творцов, о их искреннем благочестии, поэтических дарованиях и глубоком знании сложных законов музыки.

В истории развития церковного песнотворчества осмогласие является живым родником, из которого вытекли потоки и реки всех древних православных распевов: греческих, славянских и собственно русских. Только этим и можно объяснить, что, несмотря на множество и разнообразие древних распевов, на них лежит печать внутреннего родства и единства, определяемого понятием строгий церковный стиль.

X век завершил развитие осмогласного пения в Византии и стал началом истории его совершенствования на Руси. Русские с большим интересом и любовью принялись за изучение и усвоение музыкальной системы греческого осмогласия и той нотации, или, вернее, мнемонических знаков, которыми греки пользовались для записи своих осмогласных мелодий. Греческое осмогласие стало называться у русских ангелоподобное, изрядное, а нотные знаки — знамена, столпы, крюки.

Резкое разграничение мирского от церковного, боязнь ввести новшество в церковное пение являлись сдерживающим началом для музыкального творчества русских и заставляли их на первых порах сконцентрировать все свои способности на приспособлении новых богослужебных текстов к уже существующим знаменным осмогласным мелодиям. Так как размер русских текстов не совпадал с размером греческого мелоса (μέλος — песнь — понятие, определяющее мелодическое начало музыкального произведения), а тот или иной мелос, по вкусам и понятиям русских певцов, мог не соответствовать содержанию русского текста, русские мастера пения пользовались приемом музыкального компромисса, подсказываемого чувством интуиции и вдохновения.

Благодаря этому знаменное пение в Русской Православной Церкви сразу стало обретать свой колорит, генезисом которого были греко-славянские прототипы.

По мере овладения музыкальным характером и техникой знаменных мелодий русские мастера пения всё более и более устремлялись в своей музыкально-творческой деятельности к обогащению песненного репертуара. Знаменные мелодии бесконечно варьировались, а приносимые из соседних православных стран песнопения обрабатывались и приспосабливались к русским самобытным церковно-певческим понятиям и вкусам, и, наконец, самостоятельно создавались совершенно новые, собственно русские распевные мелодии.

Мелодии, творчески переработанные, а также новые мелодии русские называли обычно тоже знаменными, так как их записывали знаменами. Мелодии эти отличались одна от другой не музыкальным характером, а большей или меньшей широтой развития своей мелодической основы.

Как основной, путевой, подобно столпу, на котором утверждалось всё церковное осмогласие, знаменный распев назывался также путевым, столповым. Протяжный и расцвеченный мелодическими украшениями распев назывался большой знаменный, а более простой и сокращенный — малый знаменный…

Все русские рóспевы (распéвы) обычно разделяются на полные, заключающие в себе все восемь гласов богослужебного пения, и неполные, не содержащие всего осмогласия.

В конце XVI — начале XVII века Русская Православная Церковь обогатилась новыми полными осмогласными распевами: киевским, греческим и болгарским.

Партесное пение

До начала XVII века церковный хор на Руси, какие бы голоса в нем ни участвовали, строился в одноголосье и неизменно вел и оканчивал свои песнопения в унисон, или октавами, или с добавкой еле слышной квинты к основному финальному тону. Ритм церковных песнопений был несимметричен и всецело подчинялся ритмике распеваемого текста…

Хотя многоголосное церковное пение никогда не воспрещалось в Православной Церкви и на Руси, оно было введено в богослужебное употребление с согласия восточных патриархов (1668), но не имело высокой музыкальной ценности и представляло собой всего отпрыск и сколок итальянского католического хорового стиля…

В Русской Православной Церкви Священноначалие церковное во все времена придавало существенное значение строго церковному характеру богослужебного пения как служащего выражению истин веры. В наших духовных школах церковное пение является в настоящее время одним из важных предметов преподавания. Учащиеся духовных школ изучают историю и практику церковного осмогласия, знакомятся с отечественными образцами гласовых роспевов, древними и позднейшими, с их гармонизацией церковными композиторами. В духовных школах имеется также регентский класс, знакомящий учащихся с управлением церковным хором. Свои знания учащиеся применяют на практике, во время пения за богослужениями в храмах своих духовных школ. Употребляемые в православном богослужении мелодии церковного пения, церковные напевы, прежде всего, соответствуют тексту и внутреннему, духовному содержанию самих церковных песнопений. В Православной Церкви существуют восемь основных церковных мелодий, называемых гласами.

Православное богослужебное пение

Церковное пение, одноголосное или многоголосное, хоровое, должно быть благоговейным и молитвенно настраивающим. Регентам и псаломщикам для этого следует держаться древних церковных распевов — знаменного, греческого, болгарского и киевского. Недопустимы в церковном пении напевание и манера светского пения, свойственные оперным ариям, а также аккомпанемент хора с закрытым ртом и все прочее, что уподобляло бы церковное пение светскому.

О церковном пении в наши дни

С самых первых веков жизни Православной Соборной Церкви вся служба была облечена в церковную музыку. Святые отцы понимали, как и всю силу музыки и все очарование, которое производит она на душу человека, так и необходимость человека выразить свои чувства в молитве с Богом посредством музыки.

Цели введения музыки в службу Православной Церкви

Церковь включает музыку в свою службу избирательно. Она знает силу музыки, ее приятность и умиление, которое она приносит душе человека. Из слов святителя Василия видно, что первые цели введения музыки в службу православной Церкви — были цели воспитательные.

Третья цель, с которой Церковь учредила музыку, является пастырско-апологетической. Музыка стала пастырским способом противостояния ереси. Святитель Иоанн Златоуст, и преподобный Ефрем Сирин сочиняли весьма благозвучные гимны, чтобы оказывать сопротивление гимнам еретиков, которые передавали свои ложные воззрения христианам с помощью красивой музыки.

Характерные черты церковного пения

Церковные песнопения, прежде всего, в Греко-православном предании, являются монофоничными. Когда поют многие, все произносят одно и то же, голос исходит как бы из одних уст. Церковь не приняла многоголосие, которое первым ввел католицизм. Это было сделано Ею, для того, чтобы избежать рассеяния и смятения, как самих певчих, так и душ, внимающих пению, и чтобы выразить единство Церкви во Христе.

Церковная музыка антифонна — то есть состоит из двух хоров — правого и левого. Или, в случае необходимости, из двух певчих на правом и левом клиросе. Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, видел в видении ангелов, которые славили Святую Троицу антифонными песнями.

Церковное пение является частью Предания. Это значит, что в нем нет места самовольным произведениям, основанным на мгновенном вдохновении. Церковная музыка была создана с великим вниманием Святыми Отцами так, чтобы она помогала душам христиан приблизиться к Богу.

Методы обучения: метод проблемного диалога, эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.

Уровень усвоения знаний: творческий (творческое применение знаний).

Оборудование: баян, проигрыватель, магнитофон.

Наглядно-методические пособия: иллюстрации храмов России, плакаты со словами, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки, иллюстрации княгини Ольги, князя Владимира, “Крещение Руси”, Макет Свято-Покровского храма, плакат с текстом песни “Рождество Христово”, кроссворд “Жанры народных песен”.

Условные обозначения: М – учитель музыки; У – ученики; В – вопрос.

Ход урока

Организационный этап урока.

Актуализация базисных знаний.

Учитель музыки: Ребята, я рада видеть вас на очередном уроке искусства.

- Кто из вас узнал мелодию песни, которая только что прозвучала?

Ученики: Композитор Ю. Синявский “Песня о России”.

Учитель музыки: О чём мы вели беседу на уроках музыки в 4 классе?

- Как звучала тема нашего разговора?

Ученики: Музыка моего народа.

Учитель музыки: О музыке моего народа, а какого именно?

Ученики: Русского народа.

Учитель музыки: Мы с вами тоже являемся русскими и очень любим петь песни своего народа. Давайте одну из таких песен, разученную на предыдущих уроках, исполним. Проверьте посадку исполнителя? Помните, кто правильно сидит, тот лучше поёт. Исполним песенку-попевку “На уроке” с показом звуковысотной лесенки, исполняем звукоряд медленно, распевно.

- Звучит попевка “На уроке”.

Учитель музыки: Я проиграю вступление к песне “Ходила младёшенька по борочку”. Прошу всех следить за дирижёрским жестом и одновременно начать исполнение.

- Исполнение песни “Ходила младёшенька по борочку”.

Учитель музыки: А сейчас я предлагаю вспомнить о том, какие жанры народных песен мы знаем. В этом нам поможет кроссворд. Разгадав его, мы с вами правильно ответим на поставленный вопрос. Ваша задача – правильно расставить слоги. Разгадывание кроссворда.


Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Учитель музыки: Подумайте и скажите, что значит слово “русский”?

- Какой образ перед вами возникает?

- С чем этот образ ассоциируется?

Учитель музыки: Слово “русский” означает не национальность, а принадлежность к вероисповеданию. Русский значит православный. Тысячу лет каждое утро величаво восходит над нашим отечеством солнце истины – Православие. И от этого главного могучего светила вспыхивают по всей Руси великой сотни тысяч малых солнышек – золотые маковки православных храмов и монастырей. Святые старцы говорят: “Пока стоит на земле хоть один православный храм, есть у человека надежда на спасение”.

- Демонстрация иллюстраций храмов России.

Учитель музыки: А слышали ли вы когда-нибудь там, за рекой, гулкие раскаты от удара колокола, а потом частой дрожью начинают звонить малые колокола? На секунду прислушайтесь.

- Звучание магнитофонной записи “Колокольные звоны России”.

Учитель музыки: Есть ли у нас в нашем городе такое святое место, куда бы смог пойти любой православный и найти утешение для своей души.

Ученики: Свято-Покровский храм.

- Демонстрация макета храма.

Учитель музыки: Чему же сегодня посвящен урок музыки?

Ученики: Духовной музыке.

Учитель музыки: “Музыка православной церкви”. История русского церковного пения начинается со времён распространения христианства на Руси, при правлении княгини Ольги . А её внук Владимир первый принял христианство в юном возрасте. И с 988 году произошло великое событие – крещение Руси. То есть многие поверили, что Бог один – Иисус Христос. Крещение происходило на реке Днепр. Люди заходили в реку и очищали своё тело и душу от грехов . Это означало, что каждый, кто совершил этот обряд становился православным. По всей Руси стали строить православные храмы. В каждом храме был хор певчих. Певчие в хор отбирались с особой тщательностью. Хор пел во время церковной службы, дворцовых праздников и увеселений.

Вопрос: Вы слышали, как поёт хор в церкви?

- Кто обратил внимание на купол храма?

- Наше нёбо устроено так, что когда мы поём, звук идёт в нёбо, тогда он получается звучным. В храмах специально создавали такой архитектурный ансамбль. Когда поёт хор, пение как бы улетает вверх к Богу. Звук делается неземным. Я предлагаю на несколько минут очутиться в храме и прослушать церковный хор.

- Звучит “Милость мира” церковное пение.

Учитель музыки: Какая это была музыка по характеру? (при затруднении используются плакаты со словами, характеризующими образное содержание музыки).

Вопрос: А какой-либо музыкальный инструмент сопровождал пение хора?

Учитель музыки: Такое пение называется “акопелла”, т.е. пение без сопровождения.

Вопрос: Что вы чувствовали, слушая это пение?

- Хочется ли вам двигаться под такую музыку?

Ученики: Двигаться быстро не хочется. Хочется посидеть, подумать о жизни, музыка успокаивает, снимает усталость, появляется желание помочь ближнему, забыть обиды, трудности.

Учитель музыки: Что же это за мелодия, которая у нас вызывает такие чувства? Давайте её разберём средствами музыкальной выразительности.

  • 1 группа – мелодия, динамика;
  • 2 группа – темп, регистр;
  • 3 группа – звуковедение, лад.

Вывод: Церковное пение нужно человеку для снятия усталости, оно очищает душу, учит совершать добро, пробуждает в нас лучшие качества. Такая музыка лечит души.

Учитель музыки: А я хочу предложить вам в продолжение нашего духовного разговора выучить красивую по звучанию песню “Рождество Христово”.

- Анализ (работа по карточкам).

- Работа над текстом 1 куплета (чтение текста с доски).

- Работа над мелодией каждой музыкальной строки.

Исполнение 1 куплета песни “Рождество Христово”.

Этап подведения этапов урока.

Учитель музыки: Ребята, о чём мы вели беседу на уроке?

Ученики: О музыке православной церкви.

Учитель музыки: Какова же роль церковного пения?

- Зачем такая музыка нужна человеку?

Учитель музыки: Давайте закончим урок песней “О России”. (Исполнение песни).

Учитель музыки: Я бы хотела узнать, с каким вы настроением уходите сегодня с урока искусства? Если вам урок понравился, если вы пометите на музыкальный стан красную нотку, если чувствуете неудовольствие синюю нотку.

Как на Руси появился знаменный распев?

От знаменного распева к партесному пению

Польское влияние на русское церковное пение неоспоримо. Однако, отношения между католическими и православными христианами отнюдь не были тёплыми, и, вследствие борьбы с унией, православные киевские братства разработали принципиально новый тип пения, отличающийся от звучания католического органа.

Немаловажную роль в развитии этого пения на Руси сыграл видный музыкант Николай Павлович Дилецкий. На основе его теории русские церковные распевщики быстро постигли основы нового искусства.

Церковная музыка в стиле классицизма

Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна “Коль славен наш Господь в Сионе” Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв.

Презентация: Музыка русской православной церкви

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Музыка Русской православной церкви" рассказывает об истории церковного пения, его представителях и особенностях.

Краткое содержание

1. История русского церковного пения
2. Певческое искусство Древней Руси
3. Значение церковного (духовного) пения
4. Выдающиеся хоры XX века и их руководители
5. Крупнейшие фигуры русской хоровой культуры
6. Средства музыкальной выразительности церковного пения

Для проведения урока учителем

Описание исследования / результатов научной работы или проекта

Содержание

Презентация: Музыка русской православной церкви

Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирования у них базовой педагогической ИКТ - компетентности по программе:

Тараскина Елена Васильевнаучитель музыки высшей квалификационной категорииМОУ - средняя общеобразовательная школа №3город Искитим Новосибирская Область


Слайд 2

Музыка Русской православной церкви


Слайд 3

Содержание


Слайд 4

История Русского церковного пения


Слайд 5

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ (крюковое пение), основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми знаками — знаменами, или крюками). Известен с 11 в.; развивался в рамках системы осмогласия (см. также Глас). Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др. Знаменный распев в одноголосном варианте сохранился поныне у старообрядцев.

  • Демественное пение
  • Крюки
  • Невмы


Слайд 6

КРЮКИ (знамена), в музыке — знаки древнерусской безлинейной нотации, применявшиеся в церковном пении с кон. 11 в. для записи знаменного распева, демественного распева (см. Демественное пение) и др.; род невменной нотации (см. Невмы).


Слайд 7

ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ, стиль древнерусского церковного пения сер. 15-17 вв. Мелодика отличалась гибкостью, широкой распевностью. Наиболее распространена многоголосая традиция. Деменственное пение применялось в праздничном богослужении и в торжественных случаях (венчание, встреча царя и т. д.).


Слайд 8

НЕВМЫ (ср.-век. лат., ед. ч. neuma, от греч. pneuma — дыхание), знаки средневековой системы записи музыки; указывали на восходящее и нисходящее движение мелодии, не определяя точной высоты звуков. Разновидность Невмы — крюки.

Образец северофранцузского невменного письма.


Слайд 9

Певческое искусство Древней Руси

  • Певцы Древней Руси
  • Первые русские композиторы церковного пения
  • Русские храмы (архитектура, иконопись)


Слайд 10

Певцы Древней Руси

  • Иван Нос
  • Савва и Василий Роговы
  • Иван Лукошко


Слайд 11

Первые русские композиторы церковного пения

  • БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович (1745 – 1777)
  • БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751 – 1825)
  • ДЕГТЯРЕВ (Дехтерев) Степан Аникеевич (1766 – 1813)


Слайд 12

Русский храм


Слайд 13

ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм


Слайд 14

Древнерусское искусство - архитектура и монументальная живопись - после принятия христианства развивалось во многом под воздействием Византии. Первые русские храмы, в том числе и Софийский храм, почти полностью копировали систему размещения декора, разработанную греками в течение нескольких столетий. В мозаиках Киевской Софии евангельские образы получают контрастную эмоциональную трактовку. У Богоматери-Оранты суровый лик, при этом она выступает в роли защитницы людей, а в сцене Благовещения облик Марии проникнут мягким лиризмом. Мозаика купола - Христос-Пантократор - подавляет своим величием, а в Евхаристической сцене Иисус Христос предельно открыт людям в своей жертвенности.

Росписи Софийского собора дополняют его мозаичный декор. Фресковый жанр позволил местным художникам приблизить образы византийских святых к восточнославянским типажам, что, несомненно, повышало эмоциональное воздействие на зрителей. Человечность в трактовке образов святых видна и в светских фресках.


Слайд 15

Собор святой Софии в Киеве. 1037г.


Слайд 16

АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.


Слайд 17

Покровский собор что на рву, или храм Василия Блаженного, был возведен в Москве в 1555-1561 годах как памятник победы над Казанским ханством. Знаменательно, что столь крупное, полное праздничного ликования сооружение поставлено не в Кремле, а между Кремлем и посадом, как воплощение события общенародного значения.


Слайд 18

ИКОНОПИСЬ, христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись — энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства


Слайд 19

Значение церковного духовного пения


Слайд 20

Выдающиеся хоры XX века


Слайд 21

Крупнейшие фигуры русской хоровой культуры


Слайд 22

Чесноков Павел Григорьевич. Родился в Подмосковье, в городе Истра. В 1895 году окончил Московское синодальное училище церковного пения. Несколько лет занимался композицией у С. Танеева. В 1917 году окончил Московскую консерваторию у М. Ипполитова-Иванова. Преподавал хоровое дирижирование в Московском синодальном училище, в Хоровой академии. Руководил детскими хорами, был регентом в церковных хорах. В 1917-1922 гг. руководил государственным хором, 1922-1928 гг. - Московской академической капеллой. С 1920 года и до конца жизни преподавал в Московской консерватории.


Слайд 23

Рахманинов Сергей Васильевич. Родился в имении Онег Новгородской губернии в музыкальной дворянской семье. Занимался по классам фортепиано и композиции – сначала в Петербургской, а затем в Московской консерватории, которую окончил в 1892 году по классу композиции у Танеева и Аренского, фортепиано - у Зверева (1891) с большой золотой медалью.

Выступая с концертами по всей России, Рахманинов быстро прославился как выдающийся пианист. Он с успехом работал дирижёром Большого театра (1904-1906). С каждым годом росла слава Рахманинова. Рахманинов был известен в России, странах Европы и Северной Америки как величайший представитель мирового пианистического искусства, композитор и замечательный дирижёр.

В 1917 году он уезжает в Европу, и после нескольких месяцев, проведенных в Скандинавии, окончательно поселяется в Соединённых Штатах Америки. Умер в Беверли-Хиллс (Калифорния).


Слайд 24

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. — бессонное, бодрствование), в византийском обряде торжественное богослужение, совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток. Представляет собой соединение великой Вечерни, праздничной Утрени и 1-го Часа.

Практика Всенощного бдения возникла в среде монахов, которые жили в отдельных кельях в отдалении друг от друга и собирались вместе раз в неделю, в канун воскресных и праздничных дней для совместной службы, продолжавшейся всю ночь. Древние монашеские Типиконы предписывали начинать богослужение во время захода солнца и заканчивать при его восходе, при этом молитвы и песнопения Вечерни и Утрени строго соотносились с конкретными часами суток.


Слайд 25

Читайте также: