Сообщение о бытовой культуре

Обновлено: 17.06.2024

В настоящее время важной задачей является воспитание в дошкольниках национального самосознания: приобщение подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества. Русский быт, традиции являются богатством, выработанным поколениями и передающим исторический опыт и культурное наследие. Если эти связи нарушаются и теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития человека и общества в целом.

ВложениеРазмер
статья 24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Русский быт как часть культурного наследия России

В настоящее время в условиях духовного возрождения общества и его национального самосознания вполне закономерен интерес к русскому быту как корневой системе, питающей современное общество. Не случайно так остро в последние годы стоит вопрос о необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, дающей духовно-ценностные ориентации, способствующие максимальному раскрытию творческого потенциала человека.

В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова быт рассматривается как общий уклад жизни, совокупность обычаев и нравов, присущих какой-нибудь социальной группе .

Культурное наследие в современной науке рассматривается как совокупность связей, отношений и результатов материального и духовного производства прошлых эпох, а в более узком смысле – как совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в соответствии с объективными критериями общественного прогресса.

Культурное наследие является многоплановым понятием, которое взаимосвязано с такими категориями культуры, как культурные ценности, традиции, преемственность, историческая память и другими. Наследование духовных и материальных ценностей происходит в процессе передачи социального опыта и культурных традиций предков. Задача молодого поколения, с одной стороны, оценить и сохранить данное наследие, с другой- творчески использовать его, переработать в соответствии с новой социокультурной ситуацией, создать новые ценности и традиции, которые позднее будут переданы следующим поколениям. Этот процесс передачи и творческого обогащения культурного наследия обеспечивает национальную самобытность и уникальность культуры, придает особый смысл существованию общества.

Автор М. А. Полякова определяет культурное наследие как созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых он видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего. Само наследие определяется как составная часть культуры, выступая одновременно и как способ присвоения индивидом культурных феноменов, и как сама основа культуры. Другими словами, культурное наследие – это особая часть культуры, значимость которой признана поколениями.

По мнению исследователя А.Н Марковой, культурное наследие – это объекты прошлого, которые могут выступать как фактор развития современного общества. Культурное наследие является важной частью жизни каждого народа. Поэтому очень важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества. Сохранение культурного наследия означает сознательную заботу об уже имеющемся культурном достоянии в целях его обогащения и передачи будущим поколениям 18.

Изучению вопросов сохранения культурного наследия посвящены многочисленные современные научные исследования, в частности И. В. Кондакова, М. А. Поляковой, А. В. Лисицкого и других.

По мнению исследователей, культурное наследие – это не только материальное богатство, но и общественные отношения людей, передаваемые в виде норм, традиций, ритуалов следующим поколениям. Развитие общества и развитие культуры возможно лишь тогда, когда человечество хранит в своей памяти достижения людей прошлых.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики, характеризующая исторически достигнутую ступень развития общества.

Культура является смыслообразующим стержнем общественной жизни в целом и отдельных социальных групп в частности. Современным пониманием культуры охватывается вся совокупность достижений общества в материальном и духовном развитии. Сущностью культуры является творческая преобразующая деятельность общества как прошлая, воплощенная в материальных и духовных ценностях, уже созданных человеком, так и настоящая, направленная на производство и освоение новых ценностей. Без них человек не может развиваться. Культура характеризует людей, определяет меру их развития, способы самовыражения в деятельности.

Культура развивается благодаря внутренним взаимодействиям различных сторон, каждая из которых испытывает на себе воздействие других и, в то же время, влияет на них сама. Довольно сложное взаимодействие происходит между основными типами культуры – культурой духовной и материальной. В этом взаимодействии духовная культура не выступает в качестве пассивного отражения материальной культуры, она оказывает активное воздействие на материальную культуру.

Материальная культура – это процесс и результат производства материальных ценностей, орудий производства, предметов быта, одежды, продуктов питания, производственный опыт, поведение людей, то есть в материальную культуру входит вся преобразованная среда, приспособленная к потребностям человека, защищающая его от непосредственного воздействия природных стихий.

Духовная культура – это производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещения. В духовную культуру включается и творчество ученых, изобретателей, работников искусства, участвующих в массовом распространении духовных ценностей.

Если материальная культура человечества – это все созданные и сохраненные им материальные объекты, то духовная культура – это весь духовный опыт человечества, накопленный им за время существования. Это и сегодняшний уровень духовного развития человечества. Сюда входят наука, образование, искусство, мораль, политические и правовые взгляды, литература. Каждое направление человеческой деятельности рассматривается как самостоятельная часть культуры и ее структурная единица. Это особенно проявляется по отношению к истории культуры.

Культура включает обширные и сложные системы идеальных норм. Они влияют на все человеческое поведение. Это народные традиции, обычаи и нравы, нарушение которых влечет за собой строгое наказание. Причем каждая культура отбирает только определенные аспекты поведения и опыта людей, соблюдение которых строго контролирует. Если нормы – это правила, то ценности – это оценки. Нормы носят групповой характер, а ценности могут быть как коллективными, так и индивидуальными. Все эти элементы взаимосвязаны. В частности, ценности не только требуют обоснований, но и сами служат таковыми. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты поведения, относящиеся к сфере взаимодействия людей .

Материальная и духовная культура, традиции, моральные нормы, специфика межличностных отношений, отношений между обществом и государством формируются и развиваются веками и передаются от одной эпохи к другой.

В культуре каждого народа, помимо этнических особенностей, присутствуют и общие, интернациональные, общечеловеческие ценности и черты. В этом находит свое подтверждение известное положение о том, что история всех народов, история их культуры подчинена действию ряда общих социологических закономерностей. Культура имеет специфические закономерности развития и функционирования, которые делают ее неповторимой и уникальной. Культура никогда не переставала и не перестает развиваться во времени и в пространстве. В различные времена видоизменялись формы культурных явлений, но при этом ни одна новация в культуре не проходила без преемственности. Поэтому культура выступает как единство прерывности и непрерывности, что позволяет видеть в развитии культуры определенные периоды, этапы, эпохи и их своеобразие. Усвоение и распространение норм и ценностей культуры является необходимым условием для дальнейшего развития человечества.

Русский народ на протяжении прошлых веков выполнял культурообразующие функции, формировал российскую государственность, национальную идею. Следовательно, сохранение русского быта как культурного наследия русского народа и есть сохранение государства, его исторического и культурного прошлого, от которого во многом зависят социокультурные ориентации и перспективы развития.

Культурное наследие у детей дошкольного возраста формируется под влиянием окружающей жизни, но с помощью совместного воздействия педагогов и родителей. Важную роль играет накопленный ребенком социальный опыт жизни в своей стране, городе, с их традициями и культурой. Поэтому необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями народной культуры и должны воспитываться в национальных традициях. Народный быт, традиции, обряды, будучи значимыми элементами народной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны, позволяют раскрыть самобытность русского народа [29, c. 289].

Таким образом, овладение новыми поколениями культурного наследия будет способствовать процессу их инкультурации, то есть продолжающегося всю жизнь процесса усвоения быта, традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры, а также изучению и передачи культуры от одного поколения к другим; формированию этнических идеалов, моральных принципов и нравственных установок; регулированию норм социальных отношений; установлению взаимосвязи и взаимодействия человека и общества, человека и окружающего мира; создаст основу для выбора правильного исторического пути развития. Освоение наследия прошлых эпох, исторических и личностных уроков послужит развитию лучших качеств человека, его творческих способностей.

  1. Гатальская С. Философия культуры. - М.: Просвещение, 2015. - 328 с.
  2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 80 с.

Давыдова О.И. Этопедагогический подход в работе детских садов. Детский сад. Управление. - 2013. - № 19. - С. 67.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторических достигнутую ступень в развитии общество.

Быт - термин обществ. наук, отражающий непроизводственную сферу человеч. бытия, непосредственно связанную с удовлетворением материальных и культурных потребностей-потребностей в пище, одежде, жилище и коммунальном обслуживании, лечении и поддержании здоровья, отдыхе, развлечениях и т.д.

Бытовая культура - это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры.

Удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении, профилактики здоровья, а также освоения человеком духовных благ, произведений искусства, общение, отдых, развлечения.

Бытовая культура связана с жизнью общества, так как быт оказывает влияние на труд, общественную деятельность, настроение и поведение людей. Богатое и процветающее общество характеризуется налаженным бытом своих граждан.

Художественная культура - одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувствеиного отображения бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Семиотический подход к культуре. Культура как язык. Знаки и символы в культуре.

Семиотический подход

Следовательно, семиотика – это наука о знаках, которая с самого начала своего появления в начале XX века представляла собой надстройку над целым рядом гуманитарных наук, оперирующих понятием знака. Так же семиотика – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (естественные и искусственные языки, некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие Основателем семиотики считается американский логик, естествоиспытатель и философ Ч. Пирс.

Язык культуры– это совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой (комплексом устойчивых отношений, инвариантных при любых преобразованиях), явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, и служащая для осуществления ее коммуникативных и трансляционных процессов (производства культурных текстов). В широком смысле под этим понятием мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Это важнейшая из созданных людьми знаковых систем.

Знак — это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т. д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Культура может пониматься и транслироваться с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, охоты или другого вида деятельности, ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и многого другого. Язык культуры — это совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передастся культурно значимая информация.

символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл. Символ как способ образного освоения мира, как художественный иносказательный образ широко используется в искусстве. Смысл символических образов нельзя расшифровать прямолинейно, его нужно эмоционально пережить и прочувствовать, нужно распознать. Таким образом, символ — это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не могущую быть выраженной адекватно-вербальным способом.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторических достигнутую ступень в развитии общество.

Быт - термин обществ. наук, отражающий непроизводственную сферу человеч. бытия, непосредственно связанную с удовлетворением материальных и культурных потребностей-потребностей в пище, одежде, жилище и коммунальном обслуживании, лечении и поддержании здоровья, отдыхе, развлечениях и т.д.

Бытовая культура - это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры.

Удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении, профилактики здоровья, а также освоения человеком духовных благ, произведений искусства, общение, отдых, развлечения.

Бытовая культура связана с жизнью общества, так как быт оказывает влияние на труд, общественную деятельность, настроение и поведение людей. Богатое и процветающее общество характеризуется налаженным бытом своих граждан.

Художественная культура - одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувствеиного отображения бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторических достигнутую ступень в развитии общество.

Быт - термин обществ. наук, отражающий непроизводственную сферу человеч. бытия, непосредственно связанную с удовлетворением материальных и культурных потребностей-потребностей в пище, одежде, жилище и коммунальном обслуживании, лечении и поддержании здоровья, отдыхе, развлечениях и т.д.

Бытовая культура - это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры.

Удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении, профилактики здоровья, а также освоения человеком духовных благ, произведений искусства, общение, отдых, развлечения.

Бытовая культура связана с жизнью общества, так как быт оказывает влияние на труд, общественную деятельность, настроение и поведение людей. Богатое и процветающее общество характеризуется налаженным бытом своих граждан.

Художественная культура - одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувствеиного отображения бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Семиотический подход к культуре. Культура как язык. Знаки и символы в культуре.

Семиотический подход

Следовательно, семиотика – это наука о знаках, которая с самого начала своего появления в начале XX века представляла собой надстройку над целым рядом гуманитарных наук, оперирующих понятием знака. Так же семиотика – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (естественные и искусственные языки, некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие Основателем семиотики считается американский логик, естествоиспытатель и философ Ч. Пирс.

Язык культуры– это совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой (комплексом устойчивых отношений, инвариантных при любых преобразованиях), явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, и служащая для осуществления ее коммуникативных и трансляционных процессов (производства культурных текстов). В широком смысле под этим понятием мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Это важнейшая из созданных людьми знаковых систем.

Знак — это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т. д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Культура может пониматься и транслироваться с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, охоты или другого вида деятельности, ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и многого другого. Язык культуры — это совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передастся культурно значимая информация.

символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл. Символ как способ образного освоения мира, как художественный иносказательный образ широко используется в искусстве. Смысл символических образов нельзя расшифровать прямолинейно, его нужно эмоционально пережить и прочувствовать, нужно распознать. Таким образом, символ — это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не могущую быть выраженной адекватно-вербальным способом.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторических достигнутую ступень в развитии общество.

Быт - термин обществ. наук, отражающий непроизводственную сферу человеч. бытия, непосредственно связанную с удовлетворением материальных и культурных потребностей-потребностей в пище, одежде, жилище и коммунальном обслуживании, лечении и поддержании здоровья, отдыхе, развлечениях и т.д.

Бытовая культура - это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры.

Удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении, профилактики здоровья, а также освоения человеком духовных благ, произведений искусства, общение, отдых, развлечения.

Бытовая культура связана с жизнью общества, так как быт оказывает влияние на труд, общественную деятельность, настроение и поведение людей. Богатое и процветающее общество характеризуется налаженным бытом своих граждан.

Художественная культура - одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувствеиного отображения бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Найдено научных статей по теме — 15

Культурные грани бытования финифти

В статье рассмотрен самобытный отечественный художественный промысел ростовская финифть в различных аспектах пограничности: творческо-технологическом, художественно-эстетическом, социально-ценностном.

Хронотоп городской бытовой культуры хх века

В статье рассматривается феномен городской бытовой культуры ХХ в. Для характеристики бытовой культуры используется известное в гуманитарной науке понятие хронотопа, введенное в работах А.А. Ухтомского и М.М.

Бытовая культура советских горожан в 1930-е гг

Прежде всего это были орудия труда: пахотные и для боронования почвы, уборки и дальнейшей обработки урожая, с помощью которых добывался хлеб насущный; приспособления для ухода за скотом; инструменты, применявшиеся в ремеслах и промыслах. Немалое значение имел зимний и летний транспорт. Жизнь проходила в доме, внутреннее убранство которого было организовано для работы и отдыха. Дом был заполнен вещами, использовавшимися для его украшения, придания ему уюта, предметами религиозного культа, а также разнообразной утварью. Человек не мог обходиться без одежды: повседневной и праздничной, без обуви, головных уборов и др. Все эти предметы народного быта создавались либо самими крестьянами, либо деревенскими или городскими ремесленника- ми, учитывавшими потребности и вкусы своих заказчиков.

Предметный мир русских крестьян был сравнительно единообразен на всем занимаемом ими пространстве России. Это особенно касается сельскохозяйственных, ремесленных орудий, транспортных средств, предметов обстановки и убранства жилища, которые за редким исключением всюду были одинаковы, что объясняется схожими природными и климатическими условиями, земледельческим типом крестьянского хозяйства. Местным своеобразием отличались предметы, мало связанные с производственной деятельностью людей, такие, как, например, одежда или праздничная утварь. Так, костюм замужней крестьянки из Вологодской губернии был не похож на костюм женщины из Курской губернии; сосуды для подачи на стол пива из Вятской губернии были не такими, как в деревнях Воронежской губернии.

Местные различия обусловливались огромными пространствами России, разобщенностью ее отдельных территорий, влиянием соседних народов и др. Характерной особенностью предметного мира русского крестьянина была его относительная неизменность, стабильность. В XVIII — начале XX в. он был в основном таким же, как и в XII— XIII вв.: такими же были соха с двумя сошниками и перекладной пблицей, деревянная борона, серп, коса, ведро, коромысло, глиняный горшок, миска, ложка, рубаха, сапоги, стол, лавка и множество других нужных человеку вещей. Это связано с вековой устойчивостью жизненных условий русских крестьян, неизменностью их главного занятия — земледелия, которое и определяло материальные потребности. В то же время предметный мир крестьян-земледельцев не был однажды сформировавшимся и застывшим.

На протяжении столетий в него постепенно включались новые вещи, необходимость которых определялась техническим прогрессом и, как следствие этого, неизбежным, хотя и сравнительно медленным изменением образа жизни. Так, в начале XV—XVI в. появилась коса-литовка, в XVII—XVIII вв. в крестьянском обиходе стало использоваться такое пахотное орудие, как косуля, в XIX в. крестьяне стали пить чай из самовара, готовить еду на чугунной сковороде, женщины начали повязывать голову вместо старинного убруса квадратным платком, надевать вместо рубахи и сарафана парочку — юбку с кофточкой. То, что когда- то казалось чужим, постепенно укоренялось, становилось своим, традиционным. Параллельно с этим из обихода уходили вещи, изжившие себя.

Читайте также: