Сообщение о буртасах пензенской области

Обновлено: 05.07.2024

Уникальный музей истории и культуры народа буртас расположен в селе Сканово недалеко от города Наровчат Пензенской области.
Словом "буртасы" в летописях и документах Российского государства обозначали тех ведийских славян до принятия ими христианства, которые проживали в междуречье трех впадающих в Волгу и Оку рек - Цны, Мокши и Суры. Но путаницы хватает. Википедия являет нам следущее:
"Бурта́сы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной."

Существует три основные версии происхождения: Алано-асская, Тюркская (предполагается их родство с волжскими булгарами) и финно-угорская, которая рассматривает буртас как предков мордвы и мишарей. Буртасы занимались скотоводством, земледелием, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами. Единого правителя не имели, управлялись старейшинами. Жили в V — XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). В VII-VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов. В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов. С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси. После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние. Около г. Городище Пензенской области расположены остатки древнего города Буртас.
Вся история буртас условно поделена на три эпохи - брахманскую, мусульманскую (золотоордынскую) и христианскую. Каждой эпохе посвящен свой зал. Ведийский ("языческий") зал музея.

Как вы думаете (чур, не подглядывать) в каких краях жили буртасы? Слышали ли вы когда-нибудь про таких.

Относительно недавно я уже рассказывал про город Наровчат, село Сканово и тамошний мужской подземный монастырь . Впрочем, как и обычно в последние годы пост набрал несколько откликов и я уже давненько подумываю забросить строчить в жежешечку развернутые посты о той или иной местности, а пулять коротенькие заметки и разную бытовуху. Но не в это раз.

Итак, при възде в Сканово, у моста через Мокшу нас встречает памятник Нарчатке - мокшанской царице, героине мордовского эпоса, которая возглавила сопротивление против татарского хана Тагая. Нарчатка противостоит превосходящим силам противника и не желая попасть в плен, пытается переплыть Мокшу вместе со своим боевым конем, но гибнет. Как можно понять, все это на уровне легенд. По некоторым преданиям, Нарчатка не мокшанская, а буртасская царица.

Что же это за исчезнувший народ такой, буртасы. Разобраться в этом нам поможет уникальный музей истории и культуры народа буртас, расположенный в селе Сканово недалеко от города Наровчат Пензенской области.
Музей создан на средства известного в столице адвоката Виктора Васильевича Паршуткина. Родившийся в 1960-м году Паршуткин, имеет два высших образования, кандидат наук. Его родная сестра Чекашкина Мария Васильевна - директор музея истории и культуры буртас. Именно эта приветливая женщина провела нам экскурсию по музею.

1. Великолепный женский Троице-Сканов монастырь. Музей истории и культуры народа буртас находится прямо возле него.

Словом "буртасы" в летописях и документах Российского государства обозначали тех ведийских славян до принятия ими христианства, которые проживали в междуречье трех впадающих в Волгу и Оку рек - Цны, Мокши и Суры. Но путаницы хватает. Википедия являет нам следущее:

"Бурта́сы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной."

Существует три основные версии происхождения: Алано-асская, Тюркская (предполагается их родство с волжскими булгарами) и финно-угорская, которая рассматривает буртас как предков мордвы и мишарей. Буртасы занимались скотоводством, земледелием, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами. Единого правителя не имели, управлялись старейшинами. Жили в V — XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). В VII-VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов. В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов. С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси. После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние. Около г. Городище Пензенской области расположены остатки древнего города Буртас.

с 1313 г. до начала 40-х годов XV в. в городе Мокша, на месте которого находится современный Наровчат, была столица западной области Золотой Орды. И, скорее всего, в этом древнем городе хан Узбек провозгласил ислам в качестве официальной религии Золотой Орды. И тут велик соблазн записать буртас в христианизированных татар. Но вероятнее всего это был самобытный народ. Буртасы не были ни мордвой, ни татарами, ни славянами. Буртасы являлись данниками Хазарского каганата. Если рассматривать тюрскую версию происхождения народа, то неудивительно, что они тяготели к татарам и были едва ли не предками самобытной группы татар, известной, как мишари. И если говорить грубо, буртасы со временем "растворились". Хотя это всего лишь одно из предположений.

4. Вся история буртас условно поделена на три эпохи - брахманскую, мусульманскую (золотоордынскую) и христианскую. Каждой эпохе посвящен свой зал. Ведийский ("языческий") зал музея

Существуют версии, что буртасы проповедовали брахманскую веру, которая была разновидностью ведийской веры. Брахманской была вера и живших рядом с ними волжских болгар, которых арабский дипломат Х века Ибн Фалдан называл славянами.

8. Набедренное украшение мокшанок (мордвы-мокша) с раковинами каури. На Волге и в прилегающих областях наряду с жетонами в ходу вплоть до конца XIX века в качестве заменителей денег использовались раковины тропических моллюсков каури. Когда нужда в этом отпала, раковины нашли свое применение при изготовлении различных украшений, чаще всего женских набедренных и нагрудных.

12. Знаки Коловрата на подоле женской рубахи из домотканого холста. Рубаха из села Алькино Ковылкинского района Мордовии


Орудия труда и ремесленные изделия буртасов: 1. Лемех (железо). 2. Топор (железо). 3. Удила’ (железо). 4. Наконечники стрел (железо). 5. Стремена (железо). 6. Серьга (серебро). 7. Поясные накладки (бронза). 8. Пряжки (бронза).

Лит.: Белорыбкин Г. Н. Древняя история Пензенского края. П., 1988; Халиков А. X. Татарский народ и его предки. Казань, 1989; Белорыбкин Г. Н. Буртасы. Взгляд на проблему //Временник. 1994. № 11.

В Саратовской области на границе с Пензенской протекает река Абодим длиной 30 км, левый приток Сердобы.

С.Б.Козинец объясняет происхождение топонима Абодим следующим образом:

Первая часть названия Або – переогласовка слова Оба, это мужское имя. Предположительно род Обы кочевал в этих местах.

Казалось бы, все ясно. Но мне же стало интересно, что еще за буртасы и какой у них язык?

Википедия говорит, что буртасы – это племя, обитавшее по правому берегу средней Волги (на территории современных Саратовской, Ульяновской и Пензенской областей). Упоминания о буртасах встречаются в иностранных, преимущественно арабских, письменных источниках с IX века.

Буртасы воевали с булгарами, печенегами и хазарами. Оказали влияние на этнокультурное развитие народов Среднего Поволжья. В частности, татар-мишарей долгое время называли буртасами.

В X веке буртасы попадают в зависимость от русских князей, а в XIII веке – от половцев и постепенно… исчезают. В настоящее время буртасы считаются исчезнувшим народом.

Но что это был за народ, ответить сегодня однозначно пока невозможно. Разные, причем очень авторитетные ученые приводят аргументы в пользу совершенно разных версий происхождения этого этноса. Кто-то считает, что буртасы восходят к алано-асской семье, то есть это ираноязычный народ. Другие утверждают, что это тюркоязычное племя, родственное булгарам. Есть и такие, кто находят много общего между буртасами и финно-уграми и видят в них предков современной мордвы и мишарей. Также существует малопопулярная идея, что буртасы были ведическими славянами.

То же касается и религии. Нет однозначных бесспорных сведений, что этот народ был мусульманским. Кое-где в исторических источниках даже сказано, что это были иудеи.

Есть в той же Саратовской области поселок Бурасы. Думаю, просто случайное созвучие со словом буртасы или нет?

И Бурасы, и Новые Бурасы построены относительно недавно – в XVIII - XIX веках. В это время самих буртасов давно уже не было. Имеют ли буртасы отношение к казахскому роду бурасы – неизвестно. Скорее, нет.

На западе Пензенской области есть река Буртас. Кстати, там же, в Пензенской области, обнаружено древнее буртасское городище. А в селе Сканово, недалеко от города Наровчат Пензенской области, есть музей истории и культуры буртасов.

Неизвестная губерния: Буртасы на земле пензенской


В самой глубинке Пензенской области затерялось небольшое село Сканово, которое хранит множество тайн и загадок буртасского народа.



Пензенская область — регион, имеющий многонациональное население. Данный исторический факт широко известен жителям нашего края. Но некоторые все же склонны полагать, что пензенский национальный состав ограничивается только русскими, татарами, мордвой, чувашами и другими малочисленными народами.

Листая страницы летописи…

Исследователи считают, что буртасы — это тюркоязычная кочевая племенная группа, которая существовала в 9-10 веках в степях между Хазарией и Волжской Булгарией. Это племя после вторжения половцев потеряло свою самостоятельность, в результате чего большая часть откочевала в район Северного Кавказа. Далее история нам рассказывает о том, что монголы окончательно вытеснили половецкие племена, а буртас оставили в Ногайской орде. В 16-17 веках они решили освободиться от монгольского ига и бежать в мордовские земли. Таким образом, этот народ впоследствии адаптировался с русскими, мордвой и татарами.

По свидетельствам археологов, останки стен и валов города Буртас располагались вблизи Городища. Этот населенный пункт был столицей Буртасского княжества, входил в состав Волжской Булгарии и находился на пересечении торгового сухопутного пути из Булгар в Киев. Там на высоком берегу Суры возвышалась мощная крепость, окруженная тремя рядами валов высотой в четыре метра и шириной у основания в двадцать метров.

Об этом историческом факте свидетельствует и почти 800-летняя летопись Наровчата. В конце 12 века на реке Мокше было построено городище, но в 1237 году земли буртас и мордвы были подвергнуты опустошению. Однако хан Узбек сюда перевел столицу своего улуса из Укека, впоследствии город получил название Нуриджан, но в скором времени был переименован в Мохши. К концу столетия он превратился в крупный экономический и торговый центр Примокшанья, где хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии.

В то время город был настолько развит, что изумлению путешественников не было предела. Здесь чеканились свои монеты, шумели многоголосые базары, сновали военные отряды и съезжались различные посольства. Тут можно было встретить торговцев из Персии, Византии, столиц Золотой Орды — Сарая и Нового Сарая. Гостям были созданы невероятные условия для отдыха, например, работала общественная баня с централизованным горячим водоснабжением. Славился город и многочисленными гончарными, кузнечными и ювелирными мастерскими.

Далее летопись нам сообщает о том, что в 1361 году ордынский хан Тогай провозгласил Наровчат столицей Наручадской орды, откуда и совершал свои набеги на Рязань и другие русские города. Потерял свое значение город Мохши в 1395 году после нападения хана Тамерлана, который разрушил город до основания.

Несмотря на полнейшее уничтожение этого населенного пункта, буртасская культура имела там место быть. Подтверждением данного исторического факта выступают археологические исследования, которые свидетельствуют о найденной в этих местах гончарной посуды булгарского типа. На территории Верхнего Посурья изучены 21 городище и 25 селищ, в верховьях рек Выши, Вада, Мокши — 11 городищ и 15 селищ. Кроме того, обнаружен первый и пока единственный курганно-грунтовой могильник буртас 9 века близ села Армиево.


О буртасах расскажут в Сканово


Вот уже семь лет, как в селе Сканово Наровчатского района функционирует Музей истории и культуры буртас. Идея по сохранению этого культурного наследия принадлежит известному столичному адвокату Виктору Паршуткину, уроженцу здешних мест. Это единственный в мире музей, в котором можно найти всё, что связано с народом буртас, проживающим в Пензенской области с 8 до 15 века.

В музее экспонируются предметы крестьянского быта, археологические находки, женские рубахи из домотканого холста с вышитыми на подоле ведийскими символами, найденные в Центральной России изображения таких ведийских божеств, как Сурья, Рудра, Мокошь и Парджанья. Выставленная в залах национальная одежда мокшан и буртас поражает своей органичностью, которая так отлично сочетается с убранством музейных изб.

Экспозиция музея состоит из четырех разделов. Ее первая часть посвящена верованиям буртас, вторая — городу Мокши, принадлежащему когда-то Золотой орде, третья — христианским обычаям русского населения, а четвертая — традициям мордвы-мокши. Гордостью музея считается собранная здесь коллекция вышивок мордовских умелец с древними символами, такими как древо жизни, лотосы, кресты, звезды.

Директор Музея истории и культуры буртас Мария Чекашкина очень увлеченно рассказывает о золотоордынском городе Мокши, который в вашем воображении предстанет со всем великолепием православных храмов, чеканных здесь монет, ювелирных изделий и гончарной посуды. Также здесь хранится огромнейшая коллекция медноликих икон и нательных крестов.

Быт ушедшей эпохи сохранился на территории всего крестьянского подворья. Здесь располагаются рубленные избы, сосновая баня, кухня с русской печью и летние веранды. Отличительной особенностью этого музея от других является возможность для туристов пожить прямо в музейных избах, попариться в бане и отведать национальные блюда буртасского народа.

Читайте также: