Сообщение о болезнях 4 класс окружающий мир

Обновлено: 15.04.2024

Предмет: окружающий мир. . . Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Тема: Что нужно знать о болезнях.

Главная дидактическая цель урока: Обобщить единичные знания о болезнях и их симптомах, привести их в систему.

Обучающие цели: обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учениками; применение знаний на практике в стандартной и не стандартной творческой ситуации.

Воспитывающие цели: способствовать укреплению навыка взаимодействия в группах и парах постоянного состава.

Развивающие цели: содействовать осуществлению самоконтроля и самооценки учащихся, способствовать развитию устной монологической речи, закреплять навыки работы с учебником.

3. Толковый словарь.

Для учащихся: 1.Учебник.

3. Листок самоанализа.

Тема: Что нужно знать о болезнях.

Запомни: никакие лекарства нельзя принимать без разрешения взрослых!

Предварительный просмотр:

1. Организационный момент..

Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

2. Предъявление темы и целей урока.

Задача этапа: получение детьми понятия о теме урока и результатов урока.

К сожалению, все люди когда-нибудь чем-нибудь болеют. Уберечься от всех болезней невозможно. Сегодня на уроке мы узнаем: 1.Симптомы некоторых заболеваний. 2.Выслушаем советы врача. 3.Узнаем, что входит в домашнюю аптечку. 4.Научимся оказывать первую помощь. Если вы правильно выполните все задания, то сможете прочитать правило которое надо знать и помнить.

И тема нашего сегодняшнего урока:

Дети читают тему на доске: Что нужно знать о болезнях.

3. Актуализация знаний учащихся.

Задача этапа: выявление уже имеющихся знаний по теме.

Какие болезни вы знаете? Какими болели? Болезней очень много и поговорить обо всех не хватит времени. Поговорим о гриппе, аллергии и боли в животе.

ОРЗ, грипп, ветрянка, корь, отит, ангина, бронхит…

4. Самостоятельная работа с учебником. Работа в парах. Индивидуальные задания (работа с толковым словарем).

Задача этапа: Учить ориентироваться в тексте учебника, выделять из текста главные идеи, обобщать их, делать выборки. Закреплять умение работать со словарями.

Грипп. Человек заболевает гриппом тогда, когда в его ослабленный организм проникает вирус. Он поражает носоглотку, бронхи, легкие. Грипп так заразен , что одновременно им могут заболеть сотни и тысячи людей. Как вы думаете, можно ли защититься от вируса при помощи медицинского респиратора? Да, обычно заражение происходит при разговоре, чихании, кашле, когда микроскопические капли слюны больного человека попадают на здорового. А какого врача мы вызываем, когда заболеваем?

Поработайте в группах. Задание 1 группе пар: ( Учебник, с. 83- 84) Запишите в таблицу признаки, которыми сопровождается это заболевание.

Задание 2 группе пар: ( Учебник, с. 84 ) Составить и записать совет врача: Индивидуальное задание. Каким словарем воспользуешься, чтобы узнать значение слова? Работа с толковым словарем. Вирус - Проверка выполнения заданий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Проверка домашнего задания.

3.Новая тема урока

- Ребята к сожалению, все люди когда-нибудь чем-нибудь болеют.

Уберечься от всех болезней невозможно. Сегодня на уроке мы узнаем:

1.Симптомы некоторых заболеваний. 2.Научимся оказывать первую помощь.

Если вы правильно выполните все задания, то сможете прочитать правило которое надо знать и помнить.

- И тема нашего сегодняшнего урока ( дети читают тему на доске):

Что нужно знать о болезнях

-Ребята, а какие болезни вы знаете? Какими болели?

Поговорим о гриппе, аллергии и боли в животе.

-Ребята, а что такое простуда? Как проявляется простуда?( ответы детей)
Давайте посмотрим слайд и узнаем с какими симптомами сопровождается простуда.( слайд)

Признаки простуды.
Насморк.
Кашель.
Болит горло.
Поднимается. температура.
Краснеют и слезятся глаза

1.Никогда не ходи с мокрыми ногами или в мокрой одежде.
2.Одевайся так, чтобы не замёрзнуть.
3.Когда кашляешь или чихаешь, прикрывай рот и нос платком.
4.Не играй с друзьями.
5.Не ходи ни в школу, ни в гости, пока не поправишься.

Эту болезнь вызывают вирусы гриппа. Грипп так заразен, что одновременно могут заболеть очень многие люди. Это – эпидемия гриппа.

-Ребята, а как можно заразиться гриппом от больного человека?
При разговоре, чихании, кашле больной гриппом выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, слизи. А другой человек может вдохнуть этот зараженный воздух. Как известно, такой путь заражения гриппом и другими простудными заболеваниями называется воздушно-капельный.

(Работа в парах –задание 76 в рабочей тетради на стр.28)

Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два! Раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два! Раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два! Раз и два!

- А теперь поговорим о аллергии.

-Ребята, на что может быть аллергия?

Правильно, на продукты питания, шерсть, мех, пыль, пыльцу растений.

Какие симптомы могут проявляться при аллергии?(слайд)

У человека внезапно начинается насморк, кашель, краснеют глаза, на коже появляются высыпания.

Каждый человек, склонный к аллергии, должен знать свой раздражитель (врачи говорят – аллерген), чтобы исключить его из своего питания или избегать встречи с ним.

(Работа в рабочей тетради на стр.28 задание 77)

Если болит живот.

- Что вы делаете, если болит живот?

Часто человек сам себе наносит вред, делая то, что при данной болезни делать ни в коем случае нельзя. Важно понять, что является причиной боли. Какие правила надо помнить? (слайд)

Нельзя принимать обезболивающие лекарства, ставить грелку.

Обязательно вызови врача!

Если болит голова.

  1. переутомление;
  2. недостаток свежего воздуха.

-Что же нужно делать, чтобы голова не болела?

Каждый день необходимо проветривать помещение. Очень важно соблюдать гигиену глаз. Уставшие глаза – одна из причин головной боли. Обязательно выполняй правила, которые тебе уже известны.

-Какие правила вы уже знаете?(слайд)

1. Рабочее место должно быть хорошо освещено.

2. Не читай лёжа.

3. Не подноси книгу слишком близко к глазам.

Носовое кровотечение.

(Первую помощь при носовом кровотечении рассказывает заранее подготовленный ученик )

Домашняя аптечка.

-Ребята, из предложенных медицинских препаратов выберите то, что на ваш взгляд должно входить в аптечку для оказания первой помощи. (на столе медицинские препараты)

-Правильно, ребята. (слайд)

Бинт – накладывают на раны, ссадины, ожоги.

Перекисью водорода – смачивают вату, чтобы очистить рану.

Вата – нужна для промывания раны и ссадины.

Йод, зеленка – смазать кожу вокруг раны. Лейкопластырь – используют для прикрепления к коже бинта. Термометром – измеряют температуру тела.

-Выполните задание в карточках.

-Но запомните, что никакие лекарства нельзя принимать без взрослых!

Игра.(слайд)

-Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное, хлопайте руками. Если правило неверное, топайте ногами.
Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись.
Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей.
Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом.
Надо лечь в постель.
Если заболел, ешь мороженое.
Принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке.
Принимай лекарства, назначенные врачом.
Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру.
Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы летели брызги во все стороны.

Если болит живот, надо приложить грелку.
Если заболел гриппом, отправляйся в гости к другу, ты так давно у него не был.
- Молодцы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1. Актуализация знаний учащихся о правилах сохранения и укрепления здоровья путем ознакомления с наиболее распространенными болезнями, их предупреждением и лечением.

2. Развитие навыков исследовательской деятельности, творческого воображения, умения работать в группе, выступать перед аудиторией, работать с информацией.

3. Создание ситуации для воспитания бережного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких.

Оборудование: тестовые задания, карточки с заданиями для творческих групп, иллюстрации, раздаточный материал, учебники, мультимедийные средства.

1. Организационный момент.

Урок особенный у нас

Будем многому учиться

Настроение – просто класс!

А, теперь прошу садиться.

2. Постановка темы и целей урока

- От какого слово произошли эти слова?

- Если человек себя хорошо чувствует – он какой? (здоровый)

- Если человеку плохо, у него что-то болит – он какой? (больной)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Тема нашего урока: Что нужно знать о болезнях

Узнать о наиболее распространенных болезнях, их предупреждении и лечении.

Повторить правила сохранения и укрепления здоровья.

- Ребята, а еще мы будем работать в группах, создавать проект -

Быть здоровыми хотят

Взрослые и дети.

Как здоровье сохранить?

Попробуем ответить.

Девиз урока: Наше здоровье в наших руках.

3. Актуализация знаний учащихся.

Отметь правильный ответ.

Этот орган размером с кулак, непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь по сосудам:

а) лёгкие б) желудок в) сердце

2. Это орган – самый главный, он следит за работой внутренних органов, заведует мыслями и чувствами:

а) печень б) мозг в) кишечник

3. Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него

а) лёгкие б) мозг в) сердце

4. Этот орган переваривает пищу, выделяет кислый сок:

а) кишечник б) желудок в) печень

5. Этот орган помогает переваривать пищу в кишечнике:

а) печень б) желудок в) сердце

2) Взаимопроверка

- Сравните свои ответы с ответами на экране.

- Поднимите руку, кто выполнил тест правильно?

- Все внутренние органы у здорового человека работают слаженно, согласовано. Каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека. Это необходимо для сохранения и укрепления здоровья.

- Я уверена, что ваши знания помогут лучше усвоить тему нашего урока.

4. Работа по теме урока

1) Рассказ учителя о здоровье

- В последнее время часто говорят о здоровье, о том, как о нем заботится. И это не случайно. Ведь, здоровье – это главная ценность в жизни каждого из нас. Оно помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Русский народ сложил много пословиц и поговорок о здоровье.

- А какие пословицы и поговорки знаете вы? (учащиеся называют)

- Давно доказано, что здоровье нужно беречь с детства, с молодости. Сейчас о вас и о вашем здоровье заботятся родители. Вы тоже должны задумываться, как не навредить своему здоровью, как правильно сохранять и укреплять его, как предупредить различные болезни.

- Но, все-таки, каждый из нас болел хотя бы один раз, а многие болеют очень часто, что сказывается на их здоровье.

- Как вы думаете, а почему человек может заболеть? (не соблюдает правил личной гигиены, не моют руки, ест немытые овощи и фрукты, мало бывает на свежем воздухе, не закаливает свой организм, одевается не по погоде, общается с больным человеком).

- Правильно, люди, которые не соблюдают этих правил, часто болеют, они восприимчивы к различным заболеваниям.

2) Беседа с учащимися о микроорганизмах

- Вы должны знать, что повсюду, вокруг нас находятся микроорганизмы (или микробы), которые есть в воде, в воздухе, в земле, на теле человека.

Микроорганизмы – невидимы и незаметны невооруженным глазом. Их можно увидеть только под микроскопом. Микроорганизмы легко проникают в наш организм. Поэтому человек заболевает. Эти заболевания вызывают вирусы и бактерии.

- Посмотрите, как они выглядят: (показ вирусов и бактерий на слайде)

Вирусы попадают к человеку, если у него ослаблен организм, недостаточно витаминов. Они вызывают такие заболевания как грипп, оспу, корь, а также простудные заболевания.

Бактерии - также поселяются в теле человека, где они питаются, размножаются и отравляют наш организм. Болезнетворные бактерии вызывают ангину, туберкулез, дифтерию, кишечные инфекции.

- Человек может заразиться этими болезнями:

при общении с больным через капельки слюны при разговоре, кашле, чихании,

при употреблении пищи и воды, в которую попали бактерии

если находится в грязном помещении, при большом скоплении людей.

- Все эти болезни очень опасны и могут нанести вред нашему организму.

- Какие болезни, наиболее распространенные?

- Как называются микроорганизмы, которые вызывают эти заболевания?

- Итак, нам с вами предстоит интересная работа, мы исследуем некоторые болезни, выясним причины и признаки этих заболеваний, разработаем рекомендации, советы по их предупреждению и лечению.

5. Физкультминутка

- Чтобы быть здоровым, нужно больше двигаться!

Движение- это здоровье.

Движение – это жизнь.

Не ленись - подтянись,

Руки набок, ноги врозь

3 наклона вниз.

На четвертый поднимись.

Раз - направо, два - налево

Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень.

6. Выполнение исследовательского задания.

1) Работа в группах.

- Мы с вами разделились на 4 группы. Я думаю, каждый из вас будет чувствовать себя комфортно и покажет свои знания и умения.

- Каждая группа будет выполнять свое задание, защищать свою работу - выступать перед другими группами.

- Вы знаете, кто такие исследователи?

- Вспомните, как нужно работать в группе?

2) Задания для творческих групп. (Раздать после объяснения заданий)

Задание: Правильно подобрать картинки по теме исследования, перечислить что нельзя делать при болях в животе, составить правила предупреждения кишечных заболеваний ( по картинкам в учебнике)

Задание: Правильно подобрать картинки по теме исследования. Записать признаки аллергии и совет врача.

- В учебнике на с. 83-87 вы можете найти необходимую информацию по теме вашего исследования

Учитель оказывает помощь группам.

Найти и записать значение слов: аллерголог, терапевт, педиатр

7. Защита творческих работ.

1) Выступления и оценка работы каждой группы

Выступают учащиеся от каждой группы.

Свежим воздухом дышите

По возможности всегда,

На прогулки в лес ходите,

Он вам силы даст, друзья!

Постарайтесь не лениться

Каждый раз перед едой,

Руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам,

И, конечно, закаляйтесь –

Это так поможет вам!

3.Мы открыли вам секреты,

Как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить!

2) Оформление исследовательских заданий

Домашняя аптечка.

Задание: на слайде.

Из предложенных медицинских препаратов выберите то, что на ваш взгляд должно входить в аптечку для оказания первой помощи. Что не взяли? Почему?

Как и для чего вы будите использовать эти препараты?

7. Подведение итогов урока

- Ребята, о чем мы с вами сегодня вели разговор на уроке?

- Какие же болезни наиболее распространенные?

- Как предупредить эти болезни? Что нужно делать?

- Мне очень понравилось с вами работать. Вы порадовали меня своими знаниями, ответами, работали дружно, показали умения слушать друг друга, выступать перед аудиторией.

Оценить учащихся (выставить оценки)

- Здоровье – это счастье. Не зря символом счастья на Руси является птица.

(открыть доску с изображением птицы)

- Сможете ли вы удержать в своих руках это счастье, зависит от вас.

- У вас на столах два пёрышка - красное и синее.

- Кто из вас считает, что знания, полученные сегодня на уроке необходимы для жизни и здоровья – выбирает красное перо.

- Кто считает, что эти знания не важны и не пригодятся в жизни – синее перо.

Инструкция: Прочитай внимательно вопрос. Прочитай внимательно все ответы. Помни,

№ слайда 3

1.Закончи определение: «Повальная болезнь, когда заболело очень много людей – эт

№ слайда 4

2. Закончи определение: «Временная изоляция людей, общавшихся с заразным больным

№ слайда 5

3. Признаками какой болезни являются высокая температура и сильные боли в мышцах

№ слайда 6

3. Признаками какой болезни являются высокая температура и сильные боли в мышцах? гриппа простуды аппендицита

4. Что должно быть у больного гриппом? индивидуальная посуда индивидуальные прод

№ слайда 7

4. Что должно быть у больного гриппом? индивидуальная посуда индивидуальные продукты питания индивидуальный повар

5. В каком случае будет болеть живот? если ты регулярно питаешься если ты ешь св

№ слайда 8

5. В каком случае будет болеть живот? если ты регулярно питаешься если ты ешь свежие продукты если ты переедаешь

6. Какое заболевание не передаётся по воздуху? ангина грипп расстройство желудка

№ слайда 9

6. Какое заболевание не передаётся по воздуху? ангина грипп расстройство желудка

7. Найди ошибочный совет человеку, заболевшему гриппом. не вставай с постели, по

№ слайда 10

7. Найди ошибочный совет человеку, заболевшему гриппом. не вставай с постели, пока у тебя высокая температура пей больше жидкости сходи к однокласснику и возьми домашнее задание

8. Какой врач оказывает помощь при зубной боли? отоларинголог стоматолог окулист

№ слайда 11

8. Какой врач оказывает помощь при зубной боли? отоларинголог стоматолог окулист

9. Какой врач корректирует плохое зрение? отоларинголог стоматолог окулист

№ слайда 12

9. Какой врач корректирует плохое зрение? отоларинголог стоматолог окулист

10. Какой врач оказывает помощь при гриппе и простуде? терапевт хирург стоматоло

№ слайда 13

10. Какой врач оказывает помощь при гриппе и простуде? терапевт хирург стоматолог

Ключ к ответам

№ слайда 14

Читайте также: