Сообщение о боевом искусстве буддизма

Обновлено: 05.07.2024

Боевые искусства широко распространены в Малой Азии.

Муай-тай - Таиланд, Прадал серей - Камбоджа, Лехтвей , бандо - Бирма, еще свои в Лаосе и ряд других видов БИ (с оружием и без), которые я не назвал.
Эти искусства пользуются огромным уважением и поддержкой в своих странах.

Я знаю, что некоторые бывшие бойцы уходят в монастыри и будучи монахами тренируют детей.
В древние времена в Таиланде даже существовал "монастырский стиль" - "муай ват" .
Многие выступающие бойцы наносят на свои тела татуировки с текстами сутр, изображениями Будды и т.п.

Меня очень интересует отношение традиции тхеравады к этим боевым искусствам.
Ведь в конечном счете боевое искусство направлено на причинение вреда или смерти живым существам.
При этом бои в этих странах как правило именно соревновательные и за вознаграждение. Т.е. это причение вреда живым существам с "целью наживы".

С другой стороны эти искусства воспитывают терпение, мужество перед лицом боли и страдания.

Отношение к БИ в Китае и Японии в разрезе чань-буддизма, влияние на них Бодхидхармы мне вполне понятно.

Очень интересно было бы получить комментарий от близко знакомых с буддисткой традицией Тхеравады тайско-бирманского региона

Спасибо от:

Традиция Тхеравада и боевое искусство Муай-тай никак друг к другу не относятся. Муай-тай зародился в тайской народности как стиль рукопашного боя. То что некоторые бойцы используют буддийскую символики - так это утилитарное использование религии, попытка придать магические свойства знакам и символам.

Спасибо от:

зы Кликнуть в экран 2 раза и он развернётся.

Спасибо от:

Традиция Тхеравада и боевое искусство Муай-тай никак друг к другу не относятся. Муай-тай зародился в тайской народности как стиль рукопашного боя. То что некоторые бойцы используют буддийскую символики - так это утилитарное использование религии, попытка придать магические свойства знакам и символам.

Но в силу большой распространености того же муйай -тай итого что есть школы, которые ведут монахи, какова все же позиция буддизма Тхеравады в отношении БИ?

Какие аспекты осуждаются, какие считаются допустимыми с точки зрения этики буддизма?

Вообще здесь наверное было бы интересно если кто-то может осветить вопрос с воинской и полицейской службой, путем воина , отношению к защите при самообороне и т.п.
И к соревновательным боям за вознаграждение.
В разрезе буддизма в целом и учения Тхеравады в частности.

Что касается самообороны - если не ошибаюсь была притча, где Будда говорит с купцом, убившим злоумышленника, планировавшего убить всех купцов на корабле. Будда говорит, что тот поступил верно и не совершил тяжелого кармического деяния так как спасал живых существ. Это верно?

зы Кликнуть в экран 2 раза и он развернётся.


Спасибо за ссылку - интересно

Я так понимаю этим занимаются бывшие бойцы муай-тай, ушедшие в монахи

Но в силу большой распространености того же муйай -тай итого что есть школы, которые ведут монахи, какова все же позиция буддизма Тхеравады в отношении БИ?
Что касается самообороны - если не ошибаюсь была притча, где Будда говорит с купцом, убившим злоумышленника, планировавшего убить всех купцов на корабле. Будда говорит, что тот поступил верно и не совершил тяжелого кармического деяния так как спасал живых существ. Это верно?

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

Многовековая история знаменитого вида восточных единоборств Кэмпо мало кому известна. Слишком много лет прошло с момента появления первой техники этого удивительного боевого искусства.

Сейчас даже самым опытным историкам трудно воспроизвести, возродить минувшие события и факты, навсегда ушедшие в прошлое, но сыгравшие важную роль в становлении и развитии этого невероятного совершенствования тела и духа.

Видео — Михаил Кожухов. Шаолинь древний буддийский монастырь

Первый Патриарх буддизма и прародитель знаменитого Кэмпо

Считается, что эта разновидность боевых искусств возникла более полутора тысяч лет тому назад и сразу стала чем-то большим. Кэмпо с уверенностью можно назвать уникальной системой физического и духовного воспитания. Если позволить себе небольшой исторический экскурс, можно определить, что в это же время жил легендарный индийский монах Бодхидхарма.

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

Монастырь Шаолинь в настоящее время туристическая мекка

Есть предание о том, что Будда в начале шестого века прибыл в Индию из Китая. Он хотел проповедовать буддизм в единственной верной для человечества форме. Монах хотел сделать учение доступным для разных категорий населения.

Бодхидхарма скромно жил в небольшой провинции Хенань в монастыре. Именно здесь его стали почитать самые первые ученики и последователи. В этом священном пристанище зародилась философия Чань или Дзэн по-китайски. Нам же она известна как буддизм.

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

Нельзя сказать, чтобы Шаолиньский монастырь, где древность еще хранит следы великого монаха, обрел свою популярность за счет зарождения буддизма в его стенах. Этот славный монастырь знаменит тем, что в нем удалось разработать особую систему психического и физического тренинга. Прошли годы, прежде чем эта уникальная система стала основой для зарождения единоборств, объединенных под названием Кэмпо.

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

Ворота монастыря Шаолинь, Китай

За главными вратами Шаолиньского монастыря

Во всем мире сегодня почитают это святое место, откуда берут свое развитие все восточные единоборства стран Дальнего Востока. Следует подчеркнуть, что сам Бодхидхарма не мог изобрести уникальную технику ведения поединка врукопашную. Вероятнее всего, что в качестве базы он использовал древнеиндийские методики правильного ведения боя без оружия, получившие название Калари Паятт.

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

Калари Паятт очень многообразен и включает в себя сражения с оружием

Сегодня многие историки сходятся в едином мнении о том, что этому учению более шести тысяч лет. Но эти годы ничуть не изменили представлений о знаменитом виде восточных боевых искусств. Да и сам он не претерпел ни малейших изменений.

Многогранное искусство Калари Паятт когда-то делилось на два основных направления – Южное и Северное. Они различались своеобразными методиками владения оружием и медицинскими нюансами, а также особенностями вольного боя.

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

Калари-Паятт — боевые искусства из Индии

Теперь вы понимаете, какой огромный вклад Бодхидхарма внес в разработку уникальной философии и техники Кэмпо. Благодаря этому китайскому монаху его же последователи смогли использовать и развивать устоявшиеся навыки и бесценные знания.

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

Марма Ади — мармы это энергетические точки в организме человека

Важность медитации в философии Кэмпо

Вы удивитесь, когда узнаете, что знаменитый вид восточных единоборств Кэмпо изначально не задумывался монахами Шаолиня в качестве средства самозащиты. Они боевым искусством стал считаться намного позже применения первых техник. Правда есть те, кому выгодно было утверждать обратное. Возможно, эти люди преследовали определенные меркантильные интересы. Послушники легендарного монастыря воспринимали Кэмпо как сидячую медитацию. Предполагалось, что это учение создано лишь для одного – для полного единства духа и тела, их гармоничного слияния.

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

Будда Бодхидхарма не только основатель буддизма, но и боевого искусства монахов Шаолинь

Интересно, что сама техника Кэмпо всегда была полна удивительных противоречий, ведь в процессе физических занятий можно было укрепить тело. Но этот процесс ослабляла постоянная медитация. В итоге удавалось достигнуть того самого равновесия. Феноменальные и весьма неожиданные открытия ожидали шаолиньских монахов, когда они полностью осознали всю важность применения Кэмпо для гармоничного состояния человеческого организма.

Искусство Кэмпо — изначально было предназначено для монахов с целью гармонизации души и тела.

Уникальный физически тренинг Кэмпо, что же в итоге послужило отправной точкой для его развития?

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

Буддистский монастырь Шаолинь в центральном Китае

Но еще не все было потеряно, и все гонения оказались напрасными. Знаменитый монастырь удалось восстановить. Новые послушники стали еще больше интересоваться философией, медициной и буддистской практикой. Развивали ли они Кэмпо? Нет никаких данных о том, что великое учение в дальнейшем не изменилось. Вероятнее всего, оно имело мало общего с тем, то когда-то зародилось в стенах этого монастыря. Из былого места своего становления Кэмпо исчезло на вечные веки. И это очень печальный факт для современников и приверженцев буддизма.

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

Кэмпо — боевые искусства с многовековой историей

Можно смело заявить о том, что золотая эра Кэмпо продолжалась до двадцатого века. Ни постоянные преследования, ни страшные законы не могли сделать это искусство менее популярным и востребованным. Закон середины восемнадцатого века полностью запрещал Кэмпо, но это не помешало боевому искусству найти себе настоящих поклонников, которые не планировали предательство кумира. Но самих себя не обманешь. Остается с грустью признать, что Кэмпо, которое пришло к нам, имеет мало схожего с истинным искусством, которое так и осталось похороненным в стенах монастыря.

Корея и Япония – их постоянные сражения и бои не могли не привести в ожидаемому смешению социально-философских и культурных ценностей разных народов. Естественно, это затронуло и культурные ценности, философские учения проживающих тогда на территории Дальнего Востока народов. Сегодня настоящие, профессиональные мастера восточных единоборств узнают в любой продемонстрированной технике отголоски японской или китайской культуры.

Теперь вы тоже понимаете, почему поиски источника не имеют никакого смысла?

Этот вопрос рождает массу противоречий, вопросы, на которые нельзя за всю жизнь найти правильные ответы. Остается только познать эти техники через единение своего ума и тела на собственной практике.

6 малоизвестных фактов о Шаолине

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

Древний Шаолиньский монастырь является знаковым местом в мире боевых искусств и восточной культуры. Окутанный множеством тайн, слухов и легенд, Шаолинь предстает в умах большинства людей чем-то почти сказочным. Но какие реальные факты действительно имеют место?

1. Шаолинь был основан индусом (правильно – индийцем)

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

Немногие знают, что основателем китайского монастыря Шаолинь был не китаец. Странствующий буддийский монах из Индии, известный под именем Батуо или Буддхабхадра, прибыл в империю Северная Вэй около 464 года н.э. Он проповедовал там в течение нескольких десятилетий, пока император Сяо-вень не приказал построить на горе Сун монастырь Шаолинь, назначив Батуо его первым настоятелем. Источники этого периода крайне немногочисленны, однако доступная информация позволяет полагать, что в первые годы своего существования монастырь, возможно, функционировал в качестве центра для переводов буддийских текстов на китайский язык.

2. Шаолинь – не единственный орден монахов-воинов.

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

Вопреки распространенному мнению, Шаолинь не обладает монополией на подготовку монахов-воинов. На самом деле он даже не является первым монастырем, в котором начали обучать послушников боевым искусствам. За столетия до возникновения Шаолиня другие китайские буддийские монастыри уже занимались подобной деятельностью. Сам же Шаолинь был изначально организован как мирный учебный центр.

Служители культов, совмещающие религию и боевые искусства, существуют во множестве культур по всему миру. В Индии довольно известной является древняя индуистская секта Нага Садху, состоящая из хорошо вооруженных воинов, преданных Шиве. Корейские буддийские монахи, также занимающиеся боевыми искусствами, называют себя Буль Кио Му Суль (буддийский храм боевых искусств). В прошлом их объединения были призваны сражаться за интересы государства во время чрезвычайных ситуаций. В Японии монахи-воины Сохэй когда-то обладали значительным могуществом и влиятельностью. Даже в Тибете было обнаружено несколько братств монахов-воинов под командованием Далай-ламы.

3. Кунг-Фу появился не в Шаолине.

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

4. У Шаолиньского монастыря свой взгляд на возникновение чая.

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

Самый любимый напиток Китая окружен множеством мифов и легенд. Одна из традиционных историй рассказывает о том, как один набожный монах по имени Бодхидхарма отправился в длинный и опасный путь из Индии в Китай с целью распространять буддийские учения. После путешествия по всему Китаю он, наконец, пришел в Шаолинь и поселился в пещере неподалеку. Живя там, он продемонстрировал свою ярую преданность буддизму, медитируя в течение девяти лет, не закрывая глаз, прижимаясь спиной к холодной каменной стене, без еды и воды.

Много лет спустя Бодхидхарма решил повторить свой подвиг, но на этот раз он нечаянно задремал в процессе медитации. Возмущенный собственной недисциплинированностью, он отрезал себе веки, чтобы никогда не поддаваться соблазну сладкого сна. К его изумлению, из-под земли, в месте, где упали отрезанные веки, начало пробиваться растение, листья которого, как оказалось, помогали людям заснуть. Таким образом появился на свет самый первый чайный куст. По этой же причине, говорят некоторые китайцы, сушеные листья чая похожи на сморщенные веки.

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство

6. Монахи Шаолиня сражались против японских пиратов.

Кэмпо и монастырь Шаолинь как зарождалось легендарное боевое искусство


Чернее не станет волос побелевшая прядь. Нельзя-невозможно золото в тигле создать. Как исцелиться, старость осилить свою? Книги же только учат небытию. (Ван Вей) Хотя буддизм всегда считался самой миролюбивой из всех мировых религий, именно в нем сложились наиболее благоириятные предпосылки для развития классических воинских искусств Востока. Согласно учению Будды, жизнь есть страдание, и человек, подчиняясь закону причин следственной связи всего сущего (кармы), обречен влачить свое земное бытие смиренно и беспрекословно — ведь , он всего лишь звено в извечной цепи перерождений. Однако у человека остается надежда на спасение, на выход из греховного жизненного круга (сансары) и погружение в блаженство нирваны. Многие буддийские секты путем к спасению провозглашали аскетизм и пассивное самосозерцание, иные считали достаточным истовую молитву, поклонение святыням, но были и такие, что мобилизовали разум и волю человека для неустанного труда во имя высшей цели.


мом и сексуальными оргиями, связанными с культом женских божеств. В Китае и Японии получил распро­странение тантризм Правой руки, значительно более уме­ренный и проповедующий культ мужских божеств.

Путями к постижению Единого и к слиянию с Вели­кой Пустотой, согласно доктрине тантризма, было чтение тантр и размышление на темы тантр, произнесение маги­ческих словесных формул (мантр) и воспроизведение ма­гических жестов (мудр). Правильное сочетание путей гарантировало обретение сверхчеловеческого могущества.

Схема (янтра) мандалы — магической картины мира

Следует знать, что тело

Именно тогда и станет телом Алмазной мудрости,

когда уподобится ваджре, оружию богов,—

тогда лишь станет оно крепким, истинно непоколебимым.

Далее говорится о приобретении атрибутов могущест­ва, сверхъестественных способностей сиддхи:

В этом теле кроется чудесная способность всепроникновения, радостных странствий в Великой Пустоте, кроются таинственные возможности, которые нужно выявить. Желая обрести сиддхи в этом рождении, действуй в соответствии со своей изначальной природой, непрестанно занимайся самосозерцанием!

Важным аспектом в практике эзотерического буддиз­ма было чтение молитвословий, извлечений из сутр (дхарани). Иногда дхарани, в которых молящийся как бы достигал единения с божеством, служили в качестве проклятий и должны были вызывать дождь, снег, насы­лать град, посылать здоровье или смерть. В начале и в конце, а иногда и в середине дхарани содержались маги­ческие созвучия — мантры, часто даже не имевшие ни­какого семантического значения. Особенно большая роль отводилась мантрам в тибетском буддизме, но влияние их заметно также в китайском и японском тантризме, от которого протягивается нить ко многим воинским искус­ствам. Отголоски учения о мантрах легко обнаружить в теории цюанъ-шy, кэн-до, аики-до и каратэ.

Чтение мантр обычно сопровождалось медитацией на мандалу, условную структурную схему макро- и микро­косма (картину или схематическое изображение — янтру):

Установи в своем теле мандалу — основание: От ног до пупа — круг ваджры, от пупа до сердца — круг воды. Круг огня — над кругом воды, круг ветра — над кругом огня…

Тантризм разработал учение об изначальных звуках- ростках, лежащих в основе творения и меняющих игрой звучаний ритм Бытия. Биджа могут заменять всю мант­ру, слово и объект медитации. Все божественное, а сле­довательно, любой феномен природы имеет свою биджа, сила которой может передаваться праведнику при повто­рении звука и замыкании пальцев в мудру. В этом случае тело якобы получает весь заряд энергии и силы, сокры­той в биджа.

Действие магии жеста в тантризме иллюстрируют мудры Алмазной мандалы (духовного мира), в том числе дарующие концентрацию, преодоление страха, силу иярость.

Мудры в буддийской иконографии


Приведем здесь наиболее типичные мудры, часто встречающиеся в практике воинских искусств:

Мудра Силы, Крепости и Ярости. Сжатые в кулаки руки скрещены перед грудью пальцами наружу, причем большой палец убран внутрь кулака. Правая рука представляется как бы сжимающей ваджру — божествен­ный жезл, чаще всего в форме трезубца, олицетворение всесильного Знания, которое одолевает земные влечения, а также Истины праведного Закона, нерушимой и креп­кой, как алмаз. Левая рука представляется сжимающей колокольчик, который возвещает слово Будды и сзывает праведных. Положение рук напоминает блоки кэмпо, п действительно в некоторых школах с ними ассоциируют­ся. Медитацию в этой мудре практиковали перед реши­тельным боем.

Буддийские мудры вошедшие в блоки кэмпо

Мастер цюанъ-шу создает универсальную схему учения кэмпо

Чань-буддисты, как и даосы, считают первоосновой мира Великую Пустоту, Небытие, Иллюзию. Видимый мир всегда в движении, невидимый, истинный — в покое. Все в мире состоит из дхарм, нематериальных, невидимых эле­ментов, вступающих в мгновенные комбинации,— неисся­каемых и непознаваемых. Поток дхарм формирует лич­ность человека и реализует закон кармы, согласно которому бесконечная череда перерождений живого су­щества обусловлена его деяниями в предшествующих рождениях. Соответственно и будущие перерождения за­висят от нынешней жизни. Конечная цель земного суще­ствования для буддиста — выход из круга сансары (зем­ного бытия, юдоли страданий) и достижение нирваны (обители покоя) путем самосовершенствования и укро­щения страстей. Путь самосовершенствования не едини­чен, хотя в любом случае исходными предпосылками его служат нравственное очищение и искоренение пагубных соблазнов в душе, постижение нереальности мира. Это может быть путь монаха, путь отшельника, путь мудре­ца, путь поэта, путь воина.

Многовековая традиция определяет сердце человека, его дух-разум (синь) как чистое зеркало, изначально способное к восприятию знаний, как незамутненную гладь вод, отражающую все сущее:

Тело — подставка светлого зеркала.

Светлое зеркало изначально чисто...

Эти слова принадлежат чаньскому патриарху Хуэй-нэну .(VI в.).

Чань — тренировка тела и духа во имя постижения высших истин.

Лишенный поддержки и покровительства божествен­ного провидения человек в изменчивом мире должен был полагаться лишь на собственные силы, знания и опыт. Однако свои силы и знания, мужество, любовь к жизни он мог черпать из родников великой природы, постигнув в прозрении истинный смысл реальности. Прозрение, плод упорных духовных и физических упражнений, от­крывало перед человеком единство Инь и Ян в их вечном противоборстве. Мужское начало, разум и сила, слива­лось с женским — состраданием и сочувствием. Гармония внешнего и внутреннего, уверенность в своих мыслях, чувствах, поступках становились залогом состояния пер­манентного довольства и счастья для последователей Бодхидхармы. Совершенствование тела и предельное разви­тие физических способностей при занятиях кэмпо должно было способствовать духовному очищению, ясно-

Тело — подставка светлого зеркала.

Светлое зеркало изначально чисто…

Эти слова принадлежат чаньскому патриарху Хуэй-нэну .(VI в.).

Чань — тренировка тела и духа во имя постпженпя высших истин.

Лишенный поддержки и покровительства божествен­ного провидения человек в изменчивом мире должен был полагаться лишь на собственные силы, знания и опыт. Однако свои силы и знания, мужество, любовь к жизни он мог черпать из родников великой природы, постигнув в прозрении истинный смысл реальности. Прозрение, плод упорных духовных и физических упражнений, от­крывало перед человеком единство Инь и Ян в их вечном противоборстве. Мужское начало, разум и сила, слива­лось с женским — состраданием и сочувствием. Гармония внешнего и внутреннего, уверенность в своих мыслях, чувствах, поступках становились залогом состояния пер­манентного довольства и счастья для последователей Бод- хидхармы. Совершенствование тела и предельное разви­тие физических способностей при занятиях кэмпо должно было способствовать духовному очищению, ясности мысли, воспитанию гуманности, бесстрашия и реши­тельности.

Дзэнские монахи не только служили духовниками прославленных полководцев, но и были иногда наставил ками в кэмпо и даже сами во времена междоусобных смут активно участвовали в военных действиях, подавая при­мер неустрашимости и презрения к смерти.

Нет нужды удаляться в уединение гор и вод, чтобы предаться покойному самосозерцанию. Если дух-разум умиротворен, даже пламя покажется прохладным и освежающим.

Конечная цель практики Чань, как и других мистиче­ских учений Востока и Запада, определяется постиже­нием самого себя и слиянием с абсолютом. Однако, если в ортодоксальном буддизме праведник , постигнувший истину, разрывает цепь земных перерождений и входит в нирвану, в обитель невыразимого блаженства, то Чань призывает к другому.

Шаолинский монах с алебардой


Достигнув посредством медитации или под действием внешнего стимула внезап­ного интуитивного прозрения, человек не выпадает из реальной жизни, а лишь приобретает иное видение реаль­ности. Осознав свое место в мире, постигнув единство всего сущего, относительность добра и зла, человек обре­тает душевное равновесие и покой, поколебать который не в силах никакие бури п грозы. Считая, что законы жизни постигнуты, просветленный адепт Чань отказы­вается от мысли об изменении этих законов: его заботит лишь правильное следование естественному ходу вещей. Когда ученик спросил чаньского наставника, в чем смысл великого Дао, тот ответил:

В простом, здравом смысле. Когда голоден, ем, когда устал, сплю.

Но разве все делают не то же самое? — спросил ученик.

Нет,— отвечал наставник,— большинство не при­сутствуют в том, что они делают.

Предпосылкой к верному пониманию и ощущению мира служит очищение духа-разума (синь) от поверхност­ного жизненного опыта, плодов работы интеллекта и построений формальной логики. На передний план здесь выступает интуитивное познание. Благодаря Недеянию (увэй, яп. му-и — принцип, присутствующий также в философии индуизма и даосизма) человек избегает не­нужных действий, которые могут замутить чистоту духа-разума, и таким образом приходит к состоянию ан­тиразума (у-синь). В таком состоянии дух-разум, осво­божденный от парализующих его привычных клише и предрассудков мышления, становится предельно воспри­имчив. Человек соответственно способен дать адекватную мгновенную реакцию на любую неожиданность — напри­мер, на внезапное нападение. Именно эта особенность психотренинга Чань и по сей день привлекает к нему мастеров воинских искусств.

Впрочем, в чаиьских и дзэнских монастырях, конечно, изучались классические сутры буддийского канона, тща­тельно записанные поучения патрпархов, а также трак­таты по воинским искусствам. Книжное знание не отри­цалось в целом — отрицалась лишь его решающая роль в достижении Прозрения. Путь к Прозрению в филосо­фии Чань леяшт через Созерцание и Действие. Созерца­ние природы, людей и себя самого. Действие… Оно может быть любого характера: поэзия, живопись, скульптура, каллиграфия, садоводство, воинские искусства. Важно лишь, чтобы осознание своего Пути было достигнуто интуитивным прозрением и сохраняло силу на весь срок человеческой жизни.

Шаолиньский монах с трезубцем

Хотя одни чаньские авторитеты не признавали необ­ходимости медитации или иных видов специального тре­нинга для достижения Прозрения, а другие настаивали на подобном тренинге, практиковали его, вероятно, все без исключения, правда, в различных формах.

Задачи психотренинга Чань сводятся к осознанию Ве­ликой Пустоты, достижению состояния отрешенности (не-я), к слиянию с мирозданием, к постижению нераз­дельности, недуальности бытия и относительности субъ­ективных оценок, к взаимопроникновению субъекта (че­ловека) и объекта, на который направлено его размыш­ление или действие.

В кэмпо понятие нерасчлененности субъекта и объек­та играет важнейшую роль. Своего противника боец воспринимает как часть и дополнение самого себя, как начало Инь, не существующее без Ян. При помощи спе­циальной психотехники он подстраивается к действиям противника-партнера, используя каждый его промах, замечая все уязвимые места, подобно воде, заполняющей каждую выемку в камне.

Шаолиньский монах тренирует пальцы рук

Состояние концентрации всех жизненных сил на еди­ной цели достигается в КЭМПО, во-первых, при помощи медитации пассивной и активной, во-вторых, за счет от­работки культуры движения и закрепления четких дви­гательных рефлексов путем многолетней тренировки, в-третьих, за счет умения контролировать и направлять поток жизненной энергии ци.

Основные фазы концентрации, в данном случае чаньской, но можно называть ее в целом йогической, сводятся к следующему: расслабление, перемещение центра тя­жести на Средоточие (дань-тянъ), глубокое дыхание, со­здание психической установки на данное действие и пред­варительное его проигрывание на образно-чувственном уровне, подключение всех психофизиологических меха­низмов к подготовке действия. В состоянии временного и, что очень важно, управляемого сомнамбулического транса происходит изменение визуального восприятия предметов, изменение в ощущении пространства, времени, веса и массы, появляется аналгезия — полная нечувствитель­ность к боли. В момент решающего удара происходит выплеск энергии — иногда с выкриком.

Тренировка монахов обители Шаолинь

В случае если оба противника действуют основываясь на одних и тех же психических установках, побеждает технически более подготовленный. При равных возмож­ностях побеждает тот, у кого лучше развито комбинатор­ное мышление и способности к экспромту, так как при­нести победу может только нестандартный прием, най­денный в интуитивном озарении — плод психотехники Чань.

Истинность и искренность как полная самоотдача и предельная концентрация — одна из основных заповедей кэмпо.

Глобальные соответствия с различными аспектами и ответвлениями буддизма можно обнаружить в наследии кэмпо на любом уровне. Если даже предположить, что часть из них случайна, а еще одна часть произвольно экстраполирована, то и оставшейся части будет достаточ­но для того, чтобы осознать всю сложность и неодно­значность комплексной системы воинских искусств.

Боевые искусства Шаолиня скрывают множество тайн. Возникновения храма Шаолинь, а также формирование традиций боевого искусства овеяно множеством легенд.

Говоря о боевых искусствах Шаолиня нельзя не упомянуть имя первого патриарха дзэн-буддизма известного под именем Бодхидхарма или Дамо.

Шаолиньское Кунг-фу

Храм Шаолинь – это место силы для всех, кто мало-мальски знаком с боевыми искусствами.
Множество загадок и тайн связано с этим местом.

Боевые искусства Шаолиня

Легенда Шаолиня

Согласно легенде основоположником практики боевых искусств в Шаолине был странствующий по Китаю индийский принц, принявший монашество и известный миру под именем Бодхидхарма или Дамо.

Как и все наследники царской крови в Индии, Дамо обучался древнейшему боевому искусству Каларипаятту, и, вероятно, именно

Каларипаятту легла в основу стиля, впоследствии многократно трансформировавшегося и известного сегодня, как боевое искусство храма Шаолинь.

Однако Шаолинь не являлся единственным местом, где монахи-воины практиковали боевые искусства.

Существуют исторические сведения, что за столетия до возникновения монастыря Шаолинь, занятия боевыми искусствами входило в часть повседневной практики монахов некоторых других монастырей древнего Китая.

Мало того, при монастырях существовало нечто вроде школ боевых искусств, которые могли посещать люди, не являющиеся монахами. Конечно, тайны боевых искусств монахи не отрывали мирянам, но освоить навыки самообороны при таком монастыре было вполне реально.

Боевое искусство монахов

Стилям шаолиньского боевого искусства также присущи формы, имитирующие движения животных, перемещение змей, прыжки и полет птиц.

Боевые искусства Шаолиня

Помимо духовной практики, направленной на самосовершенствование, занятия боевыми искусствами имели для монахов также весомую практическую ценность.

Умение защищаться превратило монастыри в неприступные крепости, и даже китайские императоры не раз прибегали к помощи монахов-воинов.

Так слава о шаолиньском Кунг-фу распространилась далеко за пределы монастыря, наделив Шаолинь званием негласного центра боевых искусств.

Секрет сохранение традиций древнего боевого искусства до наших дней, а также отличие боевого искусства Шаолиня от других видов единоборств, заключается, прежде всего, в единении физической и духовной составляющих, а именно боевого искусства и его философии.

Практика занятий, установленная в древние времена в храме Шаолинь, вывела технику боевых искусств на невероятный уровень, став основоположником современных стилей Ушу.

Читайте также: