Сообщение о боевом искусстве буддизма
Обновлено: 05.07.2024
Боевые искусства широко распространены в Малой Азии.
Муай-тай - Таиланд, Прадал серей - Камбоджа, Лехтвей , бандо - Бирма, еще свои в Лаосе и ряд других видов БИ (с оружием и без), которые я не назвал.
Эти искусства пользуются огромным уважением и поддержкой в своих странах.
Я знаю, что некоторые бывшие бойцы уходят в монастыри и будучи монахами тренируют детей.
В древние времена в Таиланде даже существовал "монастырский стиль" - "муай ват" .
Многие выступающие бойцы наносят на свои тела татуировки с текстами сутр, изображениями Будды и т.п.
Меня очень интересует отношение традиции тхеравады к этим боевым искусствам.
Ведь в конечном счете боевое искусство направлено на причинение вреда или смерти живым существам.
При этом бои в этих странах как правило именно соревновательные и за вознаграждение. Т.е. это причение вреда живым существам с "целью наживы".
С другой стороны эти искусства воспитывают терпение, мужество перед лицом боли и страдания.
Отношение к БИ в Китае и Японии в разрезе чань-буддизма, влияние на них Бодхидхармы мне вполне понятно.
Очень интересно было бы получить комментарий от близко знакомых с буддисткой традицией Тхеравады тайско-бирманского региона
Спасибо от:
Традиция Тхеравада и боевое искусство Муай-тай никак друг к другу не относятся. Муай-тай зародился в тайской народности как стиль рукопашного боя. То что некоторые бойцы используют буддийскую символики - так это утилитарное использование религии, попытка придать магические свойства знакам и символам.
Спасибо от:
зы Кликнуть в экран 2 раза и он развернётся.
Спасибо от:
Традиция Тхеравада и боевое искусство Муай-тай никак друг к другу не относятся. Муай-тай зародился в тайской народности как стиль рукопашного боя. То что некоторые бойцы используют буддийскую символики - так это утилитарное использование религии, попытка придать магические свойства знакам и символам.
Но в силу большой распространености того же муйай -тай итого что есть школы, которые ведут монахи, какова все же позиция буддизма Тхеравады в отношении БИ?
Какие аспекты осуждаются, какие считаются допустимыми с точки зрения этики буддизма?
Вообще здесь наверное было бы интересно если кто-то может осветить вопрос с воинской и полицейской службой, путем воина , отношению к защите при самообороне и т.п.
И к соревновательным боям за вознаграждение.
В разрезе буддизма в целом и учения Тхеравады в частности.
Что касается самообороны - если не ошибаюсь была притча, где Будда говорит с купцом, убившим злоумышленника, планировавшего убить всех купцов на корабле. Будда говорит, что тот поступил верно и не совершил тяжелого кармического деяния так как спасал живых существ. Это верно?
зы Кликнуть в экран 2 раза и он развернётся.
Спасибо за ссылку - интересно
Я так понимаю этим занимаются бывшие бойцы муай-тай, ушедшие в монахи
Но в силу большой распространености того же муйай -тай итого что есть школы, которые ведут монахи, какова все же позиция буддизма Тхеравады в отношении БИ?
Что касается самообороны - если не ошибаюсь была притча, где Будда говорит с купцом, убившим злоумышленника, планировавшего убить всех купцов на корабле. Будда говорит, что тот поступил верно и не совершил тяжелого кармического деяния так как спасал живых существ. Это верно?
Многовековая история знаменитого вида восточных единоборств Кэмпо мало кому известна. Слишком много лет прошло с момента появления первой техники этого удивительного боевого искусства.
Сейчас даже самым опытным историкам трудно воспроизвести, возродить минувшие события и факты, навсегда ушедшие в прошлое, но сыгравшие важную роль в становлении и развитии этого невероятного совершенствования тела и духа.
Видео — Михаил Кожухов. Шаолинь древний буддийский монастырь
Первый Патриарх буддизма и прародитель знаменитого Кэмпо
Считается, что эта разновидность боевых искусств возникла более полутора тысяч лет тому назад и сразу стала чем-то большим. Кэмпо с уверенностью можно назвать уникальной системой физического и духовного воспитания. Если позволить себе небольшой исторический экскурс, можно определить, что в это же время жил легендарный индийский монах Бодхидхарма.
Монастырь Шаолинь в настоящее время туристическая мекка
Есть предание о том, что Будда в начале шестого века прибыл в Индию из Китая. Он хотел проповедовать буддизм в единственной верной для человечества форме. Монах хотел сделать учение доступным для разных категорий населения.
Бодхидхарма скромно жил в небольшой провинции Хенань в монастыре. Именно здесь его стали почитать самые первые ученики и последователи. В этом священном пристанище зародилась философия Чань или Дзэн по-китайски. Нам же она известна как буддизм.
Нельзя сказать, чтобы Шаолиньский монастырь, где древность еще хранит следы великого монаха, обрел свою популярность за счет зарождения буддизма в его стенах. Этот славный монастырь знаменит тем, что в нем удалось разработать особую систему психического и физического тренинга. Прошли годы, прежде чем эта уникальная система стала основой для зарождения единоборств, объединенных под названием Кэмпо.
Ворота монастыря Шаолинь, Китай
За главными вратами Шаолиньского монастыря
Во всем мире сегодня почитают это святое место, откуда берут свое развитие все восточные единоборства стран Дальнего Востока. Следует подчеркнуть, что сам Бодхидхарма не мог изобрести уникальную технику ведения поединка врукопашную. Вероятнее всего, что в качестве базы он использовал древнеиндийские методики правильного ведения боя без оружия, получившие название Калари Паятт.
Калари Паятт очень многообразен и включает в себя сражения с оружием
Сегодня многие историки сходятся в едином мнении о том, что этому учению более шести тысяч лет. Но эти годы ничуть не изменили представлений о знаменитом виде восточных боевых искусств. Да и сам он не претерпел ни малейших изменений.
Многогранное искусство Калари Паятт когда-то делилось на два основных направления – Южное и Северное. Они различались своеобразными методиками владения оружием и медицинскими нюансами, а также особенностями вольного боя.
Калари-Паятт — боевые искусства из Индии
Теперь вы понимаете, какой огромный вклад Бодхидхарма внес в разработку уникальной философии и техники Кэмпо. Благодаря этому китайскому монаху его же последователи смогли использовать и развивать устоявшиеся навыки и бесценные знания.
Марма Ади — мармы это энергетические точки в организме человека
Важность медитации в философии Кэмпо
Вы удивитесь, когда узнаете, что знаменитый вид восточных единоборств Кэмпо изначально не задумывался монахами Шаолиня в качестве средства самозащиты. Они боевым искусством стал считаться намного позже применения первых техник. Правда есть те, кому выгодно было утверждать обратное. Возможно, эти люди преследовали определенные меркантильные интересы. Послушники легендарного монастыря воспринимали Кэмпо как сидячую медитацию. Предполагалось, что это учение создано лишь для одного – для полного единства духа и тела, их гармоничного слияния.
Будда Бодхидхарма не только основатель буддизма, но и боевого искусства монахов Шаолинь
Интересно, что сама техника Кэмпо всегда была полна удивительных противоречий, ведь в процессе физических занятий можно было укрепить тело. Но этот процесс ослабляла постоянная медитация. В итоге удавалось достигнуть того самого равновесия. Феноменальные и весьма неожиданные открытия ожидали шаолиньских монахов, когда они полностью осознали всю важность применения Кэмпо для гармоничного состояния человеческого организма.
Искусство Кэмпо — изначально было предназначено для монахов с целью гармонизации души и тела.
Уникальный физически тренинг Кэмпо, что же в итоге послужило отправной точкой для его развития?
Буддистский монастырь Шаолинь в центральном Китае
Но еще не все было потеряно, и все гонения оказались напрасными. Знаменитый монастырь удалось восстановить. Новые послушники стали еще больше интересоваться философией, медициной и буддистской практикой. Развивали ли они Кэмпо? Нет никаких данных о том, что великое учение в дальнейшем не изменилось. Вероятнее всего, оно имело мало общего с тем, то когда-то зародилось в стенах этого монастыря. Из былого места своего становления Кэмпо исчезло на вечные веки. И это очень печальный факт для современников и приверженцев буддизма.
Кэмпо — боевые искусства с многовековой историей
Можно смело заявить о том, что золотая эра Кэмпо продолжалась до двадцатого века. Ни постоянные преследования, ни страшные законы не могли сделать это искусство менее популярным и востребованным. Закон середины восемнадцатого века полностью запрещал Кэмпо, но это не помешало боевому искусству найти себе настоящих поклонников, которые не планировали предательство кумира. Но самих себя не обманешь. Остается с грустью признать, что Кэмпо, которое пришло к нам, имеет мало схожего с истинным искусством, которое так и осталось похороненным в стенах монастыря.
Корея и Япония – их постоянные сражения и бои не могли не привести в ожидаемому смешению социально-философских и культурных ценностей разных народов. Естественно, это затронуло и культурные ценности, философские учения проживающих тогда на территории Дальнего Востока народов. Сегодня настоящие, профессиональные мастера восточных единоборств узнают в любой продемонстрированной технике отголоски японской или китайской культуры.
Теперь вы тоже понимаете, почему поиски источника не имеют никакого смысла?
Этот вопрос рождает массу противоречий, вопросы, на которые нельзя за всю жизнь найти правильные ответы. Остается только познать эти техники через единение своего ума и тела на собственной практике.
6 малоизвестных фактов о Шаолине
Древний Шаолиньский монастырь является знаковым местом в мире боевых искусств и восточной культуры. Окутанный множеством тайн, слухов и легенд, Шаолинь предстает в умах большинства людей чем-то почти сказочным. Но какие реальные факты действительно имеют место?
1. Шаолинь был основан индусом (правильно – индийцем)
Немногие знают, что основателем китайского монастыря Шаолинь был не китаец. Странствующий буддийский монах из Индии, известный под именем Батуо или Буддхабхадра, прибыл в империю Северная Вэй около 464 года н.э. Он проповедовал там в течение нескольких десятилетий, пока император Сяо-вень не приказал построить на горе Сун монастырь Шаолинь, назначив Батуо его первым настоятелем. Источники этого периода крайне немногочисленны, однако доступная информация позволяет полагать, что в первые годы своего существования монастырь, возможно, функционировал в качестве центра для переводов буддийских текстов на китайский язык.
2. Шаолинь – не единственный орден монахов-воинов.
Вопреки распространенному мнению, Шаолинь не обладает монополией на подготовку монахов-воинов. На самом деле он даже не является первым монастырем, в котором начали обучать послушников боевым искусствам. За столетия до возникновения Шаолиня другие китайские буддийские монастыри уже занимались подобной деятельностью. Сам же Шаолинь был изначально организован как мирный учебный центр.
Служители культов, совмещающие религию и боевые искусства, существуют во множестве культур по всему миру. В Индии довольно известной является древняя индуистская секта Нага Садху, состоящая из хорошо вооруженных воинов, преданных Шиве. Корейские буддийские монахи, также занимающиеся боевыми искусствами, называют себя Буль Кио Му Суль (буддийский храм боевых искусств). В прошлом их объединения были призваны сражаться за интересы государства во время чрезвычайных ситуаций. В Японии монахи-воины Сохэй когда-то обладали значительным могуществом и влиятельностью. Даже в Тибете было обнаружено несколько братств монахов-воинов под командованием Далай-ламы.
3. Кунг-Фу появился не в Шаолине.
4. У Шаолиньского монастыря свой взгляд на возникновение чая.
Самый любимый напиток Китая окружен множеством мифов и легенд. Одна из традиционных историй рассказывает о том, как один набожный монах по имени Бодхидхарма отправился в длинный и опасный путь из Индии в Китай с целью распространять буддийские учения. После путешествия по всему Китаю он, наконец, пришел в Шаолинь и поселился в пещере неподалеку. Живя там, он продемонстрировал свою ярую преданность буддизму, медитируя в течение девяти лет, не закрывая глаз, прижимаясь спиной к холодной каменной стене, без еды и воды.
Много лет спустя Бодхидхарма решил повторить свой подвиг, но на этот раз он нечаянно задремал в процессе медитации. Возмущенный собственной недисциплинированностью, он отрезал себе веки, чтобы никогда не поддаваться соблазну сладкого сна. К его изумлению, из-под земли, в месте, где упали отрезанные веки, начало пробиваться растение, листья которого, как оказалось, помогали людям заснуть. Таким образом появился на свет самый первый чайный куст. По этой же причине, говорят некоторые китайцы, сушеные листья чая похожи на сморщенные веки.
6. Монахи Шаолиня сражались против японских пиратов.
Чернее не станет волос побелевшая прядь. Нельзя-невозможно золото в тигле создать. Как исцелиться, старость осилить свою? Книги же только учат небытию. (Ван Вей) Хотя буддизм всегда считался самой миролюбивой из всех мировых религий, именно в нем сложились наиболее благоириятные предпосылки для развития классических воинских искусств Востока. Согласно учению Будды, жизнь есть страдание, и человек, подчиняясь закону причин следственной связи всего сущего (кармы), обречен влачить свое земное бытие смиренно и беспрекословно — ведь , он всего лишь звено в извечной цепи перерождений. Однако у человека остается надежда на спасение, на выход из греховного жизненного круга (сансары) и погружение в блаженство нирваны. Многие буддийские секты путем к спасению провозглашали аскетизм и пассивное самосозерцание, иные считали достаточным истовую молитву, поклонение святыням, но были и такие, что мобилизовали разум и волю человека для неустанного труда во имя высшей цели.
мом и сексуальными оргиями, связанными с культом женских божеств. В Китае и Японии получил распространение тантризм Правой руки, значительно более умеренный и проповедующий культ мужских божеств.
Путями к постижению Единого и к слиянию с Великой Пустотой, согласно доктрине тантризма, было чтение тантр и размышление на темы тантр, произнесение магических словесных формул (мантр) и воспроизведение магических жестов (мудр). Правильное сочетание путей гарантировало обретение сверхчеловеческого могущества.
Схема (янтра) мандалы — магической картины мира
Следует знать, что тело
Именно тогда и станет телом Алмазной мудрости,
когда уподобится ваджре, оружию богов,—
тогда лишь станет оно крепким, истинно непоколебимым.
Далее говорится о приобретении атрибутов могущества, сверхъестественных способностей сиддхи:
В этом теле кроется чудесная способность всепроникновения, радостных странствий в Великой Пустоте, кроются таинственные возможности, которые нужно выявить. Желая обрести сиддхи в этом рождении, действуй в соответствии со своей изначальной природой, непрестанно занимайся самосозерцанием!
Важным аспектом в практике эзотерического буддизма было чтение молитвословий, извлечений из сутр (дхарани). Иногда дхарани, в которых молящийся как бы достигал единения с божеством, служили в качестве проклятий и должны были вызывать дождь, снег, насылать град, посылать здоровье или смерть. В начале и в конце, а иногда и в середине дхарани содержались магические созвучия — мантры, часто даже не имевшие никакого семантического значения. Особенно большая роль отводилась мантрам в тибетском буддизме, но влияние их заметно также в китайском и японском тантризме, от которого протягивается нить ко многим воинским искусствам. Отголоски учения о мантрах легко обнаружить в теории цюанъ-шy, кэн-до, аики-до и каратэ.
Чтение мантр обычно сопровождалось медитацией на мандалу, условную структурную схему макро- и микрокосма (картину или схематическое изображение — янтру):
Установи в своем теле мандалу — основание: От ног до пупа — круг ваджры, от пупа до сердца — круг воды. Круг огня — над кругом воды, круг ветра — над кругом огня…
Тантризм разработал учение об изначальных звуках- ростках, лежащих в основе творения и меняющих игрой звучаний ритм Бытия. Биджа могут заменять всю мантру, слово и объект медитации. Все божественное, а следовательно, любой феномен природы имеет свою биджа, сила которой может передаваться праведнику при повторении звука и замыкании пальцев в мудру. В этом случае тело якобы получает весь заряд энергии и силы, сокрытой в биджа.
Действие магии жеста в тантризме иллюстрируют мудры Алмазной мандалы (духовного мира), в том числе дарующие концентрацию, преодоление страха, силу иярость.
Мудры в буддийской иконографии
Приведем здесь наиболее типичные мудры, часто встречающиеся в практике воинских искусств:
Мудра Силы, Крепости и Ярости. Сжатые в кулаки руки скрещены перед грудью пальцами наружу, причем большой палец убран внутрь кулака. Правая рука представляется как бы сжимающей ваджру — божественный жезл, чаще всего в форме трезубца, олицетворение всесильного Знания, которое одолевает земные влечения, а также Истины праведного Закона, нерушимой и крепкой, как алмаз. Левая рука представляется сжимающей колокольчик, который возвещает слово Будды и сзывает праведных. Положение рук напоминает блоки кэмпо, п действительно в некоторых школах с ними ассоциируются. Медитацию в этой мудре практиковали перед решительным боем.
Буддийские мудры вошедшие в блоки кэмпо
Мастер цюанъ-шу создает универсальную схему учения кэмпо
Чань-буддисты, как и даосы, считают первоосновой мира Великую Пустоту, Небытие, Иллюзию. Видимый мир всегда в движении, невидимый, истинный — в покое. Все в мире состоит из дхарм, нематериальных, невидимых элементов, вступающих в мгновенные комбинации,— неиссякаемых и непознаваемых. Поток дхарм формирует личность человека и реализует закон кармы, согласно которому бесконечная череда перерождений живого существа обусловлена его деяниями в предшествующих рождениях. Соответственно и будущие перерождения зависят от нынешней жизни. Конечная цель земного существования для буддиста — выход из круга сансары (земного бытия, юдоли страданий) и достижение нирваны (обители покоя) путем самосовершенствования и укрощения страстей. Путь самосовершенствования не единичен, хотя в любом случае исходными предпосылками его служат нравственное очищение и искоренение пагубных соблазнов в душе, постижение нереальности мира. Это может быть путь монаха, путь отшельника, путь мудреца, путь поэта, путь воина.
Многовековая традиция определяет сердце человека, его дух-разум (синь) как чистое зеркало, изначально способное к восприятию знаний, как незамутненную гладь вод, отражающую все сущее:
Тело — подставка светлого зеркала.
Светлое зеркало изначально чисто...
Эти слова принадлежат чаньскому патриарху Хуэй-нэну .(VI в.).
Чань — тренировка тела и духа во имя постижения высших истин.
Лишенный поддержки и покровительства божественного провидения человек в изменчивом мире должен был полагаться лишь на собственные силы, знания и опыт. Однако свои силы и знания, мужество, любовь к жизни он мог черпать из родников великой природы, постигнув в прозрении истинный смысл реальности. Прозрение, плод упорных духовных и физических упражнений, открывало перед человеком единство Инь и Ян в их вечном противоборстве. Мужское начало, разум и сила, сливалось с женским — состраданием и сочувствием. Гармония внешнего и внутреннего, уверенность в своих мыслях, чувствах, поступках становились залогом состояния перманентного довольства и счастья для последователей Бодхидхармы. Совершенствование тела и предельное развитие физических способностей при занятиях кэмпо должно было способствовать духовному очищению, ясно-
Тело — подставка светлого зеркала.
Светлое зеркало изначально чисто…
Эти слова принадлежат чаньскому патриарху Хуэй-нэну .(VI в.).
Чань — тренировка тела и духа во имя постпженпя высших истин.
Лишенный поддержки и покровительства божественного провидения человек в изменчивом мире должен был полагаться лишь на собственные силы, знания и опыт. Однако свои силы и знания, мужество, любовь к жизни он мог черпать из родников великой природы, постигнув в прозрении истинный смысл реальности. Прозрение, плод упорных духовных и физических упражнений, открывало перед человеком единство Инь и Ян в их вечном противоборстве. Мужское начало, разум и сила, сливалось с женским — состраданием и сочувствием. Гармония внешнего и внутреннего, уверенность в своих мыслях, чувствах, поступках становились залогом состояния перманентного довольства и счастья для последователей Бод- хидхармы. Совершенствование тела и предельное развитие физических способностей при занятиях кэмпо должно было способствовать духовному очищению, ясности мысли, воспитанию гуманности, бесстрашия и решительности.
Дзэнские монахи не только служили духовниками прославленных полководцев, но и были иногда наставил ками в кэмпо и даже сами во времена междоусобных смут активно участвовали в военных действиях, подавая пример неустрашимости и презрения к смерти.
Нет нужды удаляться в уединение гор и вод, чтобы предаться покойному самосозерцанию. Если дух-разум умиротворен, даже пламя покажется прохладным и освежающим.
Конечная цель практики Чань, как и других мистических учений Востока и Запада, определяется постижением самого себя и слиянием с абсолютом. Однако, если в ортодоксальном буддизме праведник , постигнувший истину, разрывает цепь земных перерождений и входит в нирвану, в обитель невыразимого блаженства, то Чань призывает к другому.
Шаолинский монах с алебардой
Достигнув посредством медитации или под действием внешнего стимула внезапного интуитивного прозрения, человек не выпадает из реальной жизни, а лишь приобретает иное видение реальности. Осознав свое место в мире, постигнув единство всего сущего, относительность добра и зла, человек обретает душевное равновесие и покой, поколебать который не в силах никакие бури п грозы. Считая, что законы жизни постигнуты, просветленный адепт Чань отказывается от мысли об изменении этих законов: его заботит лишь правильное следование естественному ходу вещей. Когда ученик спросил чаньского наставника, в чем смысл великого Дао, тот ответил:
— В простом, здравом смысле. Когда голоден, ем, когда устал, сплю.
— Но разве все делают не то же самое? — спросил ученик.
— Нет,— отвечал наставник,— большинство не присутствуют в том, что они делают.
Предпосылкой к верному пониманию и ощущению мира служит очищение духа-разума (синь) от поверхностного жизненного опыта, плодов работы интеллекта и построений формальной логики. На передний план здесь выступает интуитивное познание. Благодаря Недеянию (увэй, яп. му-и — принцип, присутствующий также в философии индуизма и даосизма) человек избегает ненужных действий, которые могут замутить чистоту духа-разума, и таким образом приходит к состоянию антиразума (у-синь). В таком состоянии дух-разум, освобожденный от парализующих его привычных клише и предрассудков мышления, становится предельно восприимчив. Человек соответственно способен дать адекватную мгновенную реакцию на любую неожиданность — например, на внезапное нападение. Именно эта особенность психотренинга Чань и по сей день привлекает к нему мастеров воинских искусств.
Впрочем, в чаиьских и дзэнских монастырях, конечно, изучались классические сутры буддийского канона, тщательно записанные поучения патрпархов, а также трактаты по воинским искусствам. Книжное знание не отрицалось в целом — отрицалась лишь его решающая роль в достижении Прозрения. Путь к Прозрению в философии Чань леяшт через Созерцание и Действие. Созерцание природы, людей и себя самого. Действие… Оно может быть любого характера: поэзия, живопись, скульптура, каллиграфия, садоводство, воинские искусства. Важно лишь, чтобы осознание своего Пути было достигнуто интуитивным прозрением и сохраняло силу на весь срок человеческой жизни.
Шаолиньский монах с трезубцем
Хотя одни чаньские авторитеты не признавали необходимости медитации или иных видов специального тренинга для достижения Прозрения, а другие настаивали на подобном тренинге, практиковали его, вероятно, все без исключения, правда, в различных формах.
Задачи психотренинга Чань сводятся к осознанию Великой Пустоты, достижению состояния отрешенности (не-я), к слиянию с мирозданием, к постижению нераздельности, недуальности бытия и относительности субъективных оценок, к взаимопроникновению субъекта (человека) и объекта, на который направлено его размышление или действие.
В кэмпо понятие нерасчлененности субъекта и объекта играет важнейшую роль. Своего противника боец воспринимает как часть и дополнение самого себя, как начало Инь, не существующее без Ян. При помощи специальной психотехники он подстраивается к действиям противника-партнера, используя каждый его промах, замечая все уязвимые места, подобно воде, заполняющей каждую выемку в камне.
Шаолиньский монах тренирует пальцы рук
Состояние концентрации всех жизненных сил на единой цели достигается в КЭМПО, во-первых, при помощи медитации пассивной и активной, во-вторых, за счет отработки культуры движения и закрепления четких двигательных рефлексов путем многолетней тренировки, в-третьих, за счет умения контролировать и направлять поток жизненной энергии ци.
Основные фазы концентрации, в данном случае чаньской, но можно называть ее в целом йогической, сводятся к следующему: расслабление, перемещение центра тяжести на Средоточие (дань-тянъ), глубокое дыхание, создание психической установки на данное действие и предварительное его проигрывание на образно-чувственном уровне, подключение всех психофизиологических механизмов к подготовке действия. В состоянии временного и, что очень важно, управляемого сомнамбулического транса происходит изменение визуального восприятия предметов, изменение в ощущении пространства, времени, веса и массы, появляется аналгезия — полная нечувствительность к боли. В момент решающего удара происходит выплеск энергии — иногда с выкриком.
Тренировка монахов обители Шаолинь
В случае если оба противника действуют основываясь на одних и тех же психических установках, побеждает технически более подготовленный. При равных возможностях побеждает тот, у кого лучше развито комбинаторное мышление и способности к экспромту, так как принести победу может только нестандартный прием, найденный в интуитивном озарении — плод психотехники Чань.
Истинность и искренность как полная самоотдача и предельная концентрация — одна из основных заповедей кэмпо.
Глобальные соответствия с различными аспектами и ответвлениями буддизма можно обнаружить в наследии кэмпо на любом уровне. Если даже предположить, что часть из них случайна, а еще одна часть произвольно экстраполирована, то и оставшейся части будет достаточно для того, чтобы осознать всю сложность и неоднозначность комплексной системы воинских искусств.
Боевые искусства Шаолиня скрывают множество тайн. Возникновения храма Шаолинь, а также формирование традиций боевого искусства овеяно множеством легенд.
Говоря о боевых искусствах Шаолиня нельзя не упомянуть имя первого патриарха дзэн-буддизма известного под именем Бодхидхарма или Дамо.
Шаолиньское Кунг-фу
Храм Шаолинь – это место силы для всех, кто мало-мальски знаком с боевыми искусствами.
Множество загадок и тайн связано с этим местом.
Легенда Шаолиня
Согласно легенде основоположником практики боевых искусств в Шаолине был странствующий по Китаю индийский принц, принявший монашество и известный миру под именем Бодхидхарма или Дамо.
Как и все наследники царской крови в Индии, Дамо обучался древнейшему боевому искусству Каларипаятту, и, вероятно, именно
Каларипаятту легла в основу стиля, впоследствии многократно трансформировавшегося и известного сегодня, как боевое искусство храма Шаолинь.
Однако Шаолинь не являлся единственным местом, где монахи-воины практиковали боевые искусства.
Существуют исторические сведения, что за столетия до возникновения монастыря Шаолинь, занятия боевыми искусствами входило в часть повседневной практики монахов некоторых других монастырей древнего Китая.
Мало того, при монастырях существовало нечто вроде школ боевых искусств, которые могли посещать люди, не являющиеся монахами. Конечно, тайны боевых искусств монахи не отрывали мирянам, но освоить навыки самообороны при таком монастыре было вполне реально.
Боевое искусство монахов
Стилям шаолиньского боевого искусства также присущи формы, имитирующие движения животных, перемещение змей, прыжки и полет птиц.
Помимо духовной практики, направленной на самосовершенствование, занятия боевыми искусствами имели для монахов также весомую практическую ценность.
Умение защищаться превратило монастыри в неприступные крепости, и даже китайские императоры не раз прибегали к помощи монахов-воинов.
Так слава о шаолиньском Кунг-фу распространилась далеко за пределы монастыря, наделив Шаолинь званием негласного центра боевых искусств.
Секрет сохранение традиций древнего боевого искусства до наших дней, а также отличие боевого искусства Шаолиня от других видов единоборств, заключается, прежде всего, в единении физической и духовной составляющих, а именно боевого искусства и его философии.
Практика занятий, установленная в древние времена в храме Шаолинь, вывела технику боевых искусств на невероятный уровень, став основоположником современных стилей Ушу.
Читайте также: